Научная статья на тему 'Управление как специальность'

Управление как специальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЦЕВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елфимова Ирина Анатольевна, Белянина Ирина Валентиновна

Одна из значимых и весьма острых проблем государственного управления в Российской Федерации на современном этапе - качественная подготовка управленцев. Этот вопрос в последнее время затрагивается на всех уровнях государственной власти - от Президента и Правительства до губернаторов и региональных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление как специальность»

УДК 323.37:378

ЕЛФИМОВА И.А., Управление как

БЕЛЯНИНА И.В. специальность

Одна из значимых и весьма острых проблем государственного управления в Российской Федерации на современном этапе - качественная подготовка управленцев. Этот вопрос в последнее время затрагивается на всех уровнях государственной власти - от Президента и Правительства до губернаторов и региональных органов власти.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, государственная служба, муниципальная служба, подготовка управленцев.

Государственное управление всегда требовало профессиональной подготовки. И такая подготовка в системе российского образования осуществлялась с петровского периода. Так, в Российской империи XVIII столетия успешно действовали Коллегия юнкеров и школа подьячих. В XIX веке одним из самых известных в России учебных заведений,являвшихся кузницей гражданских государственных служащих, стал Царскосельский лицей. Не прекращалась подготовка профессиональных управленческих кадров и в СССР. Уже в 1918 г. была создана Высшая партийная школа, в 1945 г. - Центральная комсомольская школа, в 1969 г. - Высшая комсомольская школа.

Перестройка государства влечет за собой реформу как самой системы государственной службы, так и системы подготовки соответствующих специалистов. Поэтому неудивительно, что в начале 90-х гг. возникла проблема становления новой специальности. В 1991-1992 гг. на материально-технической базе учебных учреждений ЦК Компартии РСФСР, переданной в распоряжение Правительства Российской Федерации, было создано 7 региональных кадровых центров, имеющих статус вузов, а также ряд институтов повышения квалификации, целью которых была подготовка новых управленческих кадров и переподготовка имеющихся специалистов.

В мае 1992 г. была учреждена новая специальность - «Государственное и региональное управление» (впоследствии «Государственное и муниципальное управление»). Разработана образовательная программа по этой специальности. Ее появление было призвано предотвратить кадровый голод, обеспечив российскую систему государственного и муниципального управления новыми, качественно подготовленными служащими.

Существенную роль в становление новой специальности внес Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Факультет государственного управления в МГУ был создан в 1993 г. Первый набор студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» осуществлен в 1994 г. В 1999 г. состоялся первый выпуск специалистов.

Значительным вкладом в развитие новой специальности стало создание специальных учебных заведений, занимающихся подготовкой только гражданских государственных служащих. Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 1994 г. №1140 была учреждена Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. На Академию возложены функции учебно-методического, научного и информационно-аналитического центра по проблемам государственной службы в Российской Федерации.

По распоряжению Президента РФ № 107-рп от 26 апреля 1995 г бывшие региональные кадровые центры при Правительстве РФ были переименованы в Региональные академии государственной службы.

Подготовка государственных и муниципальных служащих в регионах - задача региональных академий. В настоящее время в Российской Федерации действуют: Северо-Западная академия государственной службы (г. Санкт-Петербург), Орловская (г.Орел), Северо-Кавказская (г. Ростов-на-Дону), Поволжская им. П.А. Столыпина (г. Саратов), Дальневосточная (г. Хабаровск), Сибирская (г. Новосибирск), Уральская (г. Екатеринбург), Волгоградская (г. Волгоград), Волго-Вятская (г. Нижний Новгород), а также региональные институты и академии в республиках при президентах республик: институт государственной службы при Президенте Республики Татарстан, Башкирская академия государственной службы и управления, Коми-республиканская академия государственной службы и управления.

Отметим, что в период 90-х на государственной гражданской службе находились в основном специалисты, прошедшие подготовку в советский период, хотя часть госслужащих прошла или проходила переподготовку в виде курсов повышения квалификации или получения второго высшего образования. Советская кадровая школа хотя и представляла собой одну из лучших систем подготовки государственных служащих, однако новым требованиям не отвечала, поскольку государственный аппарат претерпел кардинальные изменения. Только в самом конце 90-х в органы государственной службы Российской Федерации стали приходить выпускники с качественно новой подготовкой. Стоит сказать, что и сама специальность «Государственное и муниципальноеуправление» переживала и до настоящего времени переживает период становления. По этой специальности состоялось всего 10-15 выпусков. И несмотря на то, что подготовка специалистов в настоящее время ведется во многих вузах, сказывается недостаток качественно подготовленных управленцев. Об этом говорилось с начала 2000-х гг.

Более десяти лет назад в Российской Федерации стартовала административная реформа. В октябре 1998 г на суд экспертного сообщества был вынесен первый проект ее концепции. Еще пять лет потребовалось, чтобы от планов перейти к конкретным действиям1. 18 апреля 2002 г. в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию В.В. Путин отметил: «Главная проблема не в количестве тех структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач. Знание чиновниками современной науки управления - это все еще очень большая редкость, я уже говорил о необходимости административной реформы, ее результатом должно стать государство адекватное нашему времени и целям, перед которыми стоит наша страна. Государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим».

В настоящее время, как показывает опыт, качественно подготовленных специалистов-управленцев по-прежнему не хватает. Во многих государствах эта проблема решается путем перетока управленцев из частных структур в государственные и наоборот. Этот момент отмечал Президент РФ Д.А. Медведев в ходе посещения Санкт-Петербургского университета 23 июня 2008 г.: «Нужно обеспечить переток людей с государственной службы, имеющих хороший опыт, достигших определенного уровня, в управление компаниями, а с другой стороны, чтобы люди, которые приобрели хороший опыт в бизнесе, все-таки возвращались на госслужбу»2.

Отметим, что в настоящее время в Российской Федерации такой переток специалистов минимален, и здесь прежде всего сказывается нехватка высококвалифицированных управленцев не только в государственных, но и в частных структурах, поэтому в отношении кадрового потенциала государству приходится рассчитывать на себя.

10 марта 2009 г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан Указ об утверждении федеральной программы «Реформирование и развитие

системы государственной службы Российской Федерации(2009-2013 годы)». В Указе отмечено, что «основными направлениями реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации являются:

- формирование системы государственной службы Российской Федерации как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой;

- внедрение на государственной службе Российской Федерации эффективных технологий и современных методов кадровой работы;

- повышение эффективности государственной службы Российской Федерации и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих».3

Федеральной программой «определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к государственным гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе»4.

В числе основных мероприятий, предусмотренных федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», отмечено «развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих»5.

Таким образом, государство настроено на максимальное привлечение в ряды госслужащих молодых высококвалифицированных специалистов, которые способны реализовывать государственные программы, требующие высокого уровня подготовки. И в этой связи развитие специальности «Государственное и муниципальное управление» приобретает особую значимость.

Большую роль играет подготовка специалистов для муниципальных органов власти. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 24 тыс. органов местного самоуправления, которые в большинстве случаев не обеспечены служащими соответствующей квалификации. Подавляющее большинство служащих муниципальных органов власти -учителя, а не управленцы, хотя в Федеральном законе Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» четко указано, что «муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан»6, а профессиональная деятельность предполагает соответствующую квалификацию.

В условиях, когда одной из основных задач реформирования системы государственной службы является «обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы»7, востребованность в профессиональных управленцах в органах местного самоуправления резко возрастает.

«Наделение представительных органов местного самоуправления столь серьезными полномочиями предполагает, в свою очередь, и повышение требований и к качеству их собственной работы», - отмечал Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию.

Таким образом, в системе государственного и муниципального управления возрастает необходимость в специалистах, получивших профессиональное качественное образование и знающих самые современные методы и технологии.

Следует сказать, что на данном этапе российская система высшего образования переживает серьезное реформирование. В первую очередь это переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию, включающему бакалавриат и магистратуру. Эта реформа не обошла стороной специальность «государственное и муниципальное управление», тем более что на данный момент судьба специальности тесно связана с Министерством образования Российской Федерации.

6 ноября 2009 г. в Министерство образования и науки Российской Федерации был направлен проект федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) бакалавр. Проект федерального государственного образовательного стандарта разработан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов с участием Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы, Управления государственной и муниципальной службы Администрации Московской области, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Государственного университета - Высшей школы экономики, Российского университета Дружбы народов, Государственного университета управления, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Кубанского государственного университета, Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.

Кроме того, в настоящее время разрабатывается также федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) магистр.

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» включает исполнение должностных обязанностей на должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий лиц, находящихся на государственных должностях, и исполнения полномочий государственных органов, на должностях муниципальной

службы по обеспечению исполнения полномочий лиц, находящихся на выборных муниципальных должностях, и исполнения полномочий органов местного самоуправления, на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных организациях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях8.

Область профессиональной деятельности магистров включает: государственное управление; муниципальное управление и местное самоуправление; управление в государственных и муниципальных учреждениях; управление в социальной сфере; управление в некоммерческих организациях; управление в иных организациях, на должностях по связям с государственными органами и гражданами.

Таким образом, основными отличиями выпускников, имеющих степень бакалавра и магистра, являются управленческие функции. Бакалавр - грамотный, хорошо подготовленный исполнитель, и прежде всего для системы местного самоуправления. В отличие от него подготовка магистра позволяет принимать соответствующие управленческие решения, быть не только грамотным исполнителем, но и качественным руководителем. Государственное и муниципальное управление подразумевает четкую иерархию власти, поэтому двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) наиболее точно подходит для подготовки управленцев.

Стоит отметить, что в ряде региональных вузов России, в том числе в Орловской региональной академии государственной службы, ведется активная работа по переходу к двухуровневой подготовке специалистов государственной и муниципальной службы. В настоящее время разрабатываются новые учебные программы, в которых учтены все современные требования.

Каждый регион имеет особенности, отличающие его от других регионов: со-

циальные, экономические, хозяйственные и др. Подготовка госслужащих сегодня ведется практически во всех субъектах Российской Федерации и, несмотря на общие образовательные стандарты, имеет свои отличия. Назрела необходимость сотрудничества. Регионам есть чем поделиться друг с другом. А использование опыта таких вузов, как Российская академия государственной службы при Президенте РФ и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, бесценно, поскольку именно эти учебные заведения выступают как учебно-методические и научные центры.

Одна из особенностей региональных академий состоит в наличии дневного и заочного обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление». Факультет государственного управления МГУ ведет подготовку студентов дневного отделения и имеет богатый опыт учебно-методической организации обучения вчерашних школьников. Здесь значение имеют и особенности организации учебной деятельности, и широкая практическая подготовка будущих управленцев. Уникальность Российской академии госслужбы во многом определяется контингентом ее студентов - это люди, имеющие высшее образование и опыт работы в системе управления. Региональным вузам необходимо учитывать опыт в организации обучения студентов и дневного, и заочного отделений.

Важно отметить, что в настоящий момент "Государственное и муниципальное управление" окончательно закрепилось как востребованная специальность как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях власти. Эта относительно новая специальность реформируется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об образовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации".

"Создается уникальное образовательное и научное учреждение, сотрудниками

которого будем все мы - те, кто работает в Москве, в региональных академиях государственной службы и в филиалах всех наших академий. Мы будем единым коллективом, решающим задачи, которые ставит перед нами Президент и Правительство Российской Федерации, - заявил в своем обращении ректор недавно созданной Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау. -Это будет уникальное образовательное учреждение, каких нет ни в нашей стране, ни в Европе. И по качеству и инновацион-ности образования. И по уровню научных и консалтинговых услуг, которые мы с вами будем предоставлять нашим российским и зарубежным партнерам... Мы становимся университетом с мощным кампусом в Москве и беспрецедентной в мировой практике сетью филиалов, охватывающих территорию Российской Федерации".

1 «Российская Бизнес-газета». 2008. № 675. 14 октября.

2 «Российская газета» - центральный выпуск. 2008. № 4689. 23 июня.

3 Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // Российская газета. 2009. 11 марта.

4 «Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // Российская газета. 2009. 11 марта.

5 Там же.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 7 марта.

7 Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» // Российская газета. 2009. 11 марта.

8 Проект федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) бакалавр от 6 ноября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.