УДК: 32:35.088.6 001: 10.12737/19380
КАДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ: ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
Васютин Ю.С1
В статье рассмотрены методологические проблемы политологической подготовки кадров государственной и муниципальной службы. Даётся анализ отдельных тенденций и направлений образовательного и научно-исследовательского процесса. Обращается внимание на необходимость комплексного подхода к повышению компетенции профессионализма и ответственности кадров государственной и муниципальной службы.
Ключевые слова: государственная политика, политологическая подготовка, профессиональное обучение, кадры госслужбы и муниципального управления,, позитивный и негативный опыт.
PERSONNEL OF STATE AND MUNICIPAL SERVICE: PROBLEMS OF POLITICAL SCIENCE TRAINING AND RETRAINING
VASYUTIN Y. S. — Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Political Science and Public Policy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
The article deals with the methodological problems of political science training of state and municipal personnel. Some tendencies and directions of the educational and research process are analyzed. The attention is drawn to the need for a comprehensive approach to improving the competence and professionalism of personnel responsibility of state and municipal service.
Keywords: public policy, political science training, vocational training, civil service personnel and municipal management, positive and negative experience.
На современном этапе различные аспекты государственного управления и государственной службы изучаются целым рядом дисциплин: отечественной историей, философией, социологией, юриспруденцией, в том числе в учебниках и научных изданиях. На всех этапах реформирования, модернизации российского общества в центре внимания находится государственная кадровая политика. В непростых условиях современности возникает необходимость совершенствования традиционных подходов к подготовке кадров государственного и муниципального управления.
Васютин Юрий Сергеевич — доктор исторических наук, профессор кафедры политологии и государственной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Орловский филиал; адрес: 302028, Россия, г. Орел, ул. Панчука, д.1, e-mail: [email protected]_
Политология является одной из самых молодых общественных наук. Её становление в нашей стране, как известно, началось в XIX веке, а завершилось в 80-х годы XX века созданием самостоятельной отрасли науки - о политике, взаимосвязи с человеком и обществом, т.е. её объектом стала политическая сущность общественно-государственной сферы, а предметом -политическая власть во всех её проявлениях1.
Составной и довольно актуальной частью этого образовательного процесса является политическая наука2, в которой рассматриваются общественно-политические проблемы развития государства и всего российского общества, государственного и муниципального управления на основе права и специального аппарата - государственной и муниципальной службы и соответствующих материально-финансовых ресурсов. Кстати, этой точки зрения придерживаются ведущие политологи различных зарубежных стран3. В принципе это во многом и составляет сущность политологических знаний, которые становятся парадигмой непрерывного политологического образовательного и научно-исследовательского процессов госслужащих не только на этапе их образовательной, но и всей профессиональной деятельности, ибо он несёт в себе важнейшие идеи государственности и его политики, важнейшие ценности демократии, правового, социального и светского государства.
Новое качество государственного строительства, государственного и муниципального управления, государственной и муниципальной службы нуждается в научнообоснованной системе профессиональной ориентации, истоки которой, на наш взгляд, находятся ещё на этапе общеобразовательной подготовки учащихся старших классов, где не уделяется должного внимания предметной ориентации на профессию будущих управленцев, формированию первых навыков компетенции и профессионализма, организации общественных практик и стажировок, внедрению новых и целенаправленных форм обучения. Нет этой целенаправленности и в высших учебных заведениях. Нельзя не согласиться с профессором С.Н. Дмитриевым, что фактически «обучение в высших учебных заведениях всё еще не гарантирует достаточной профессиональной подготовки специалистов, в том числе занимающихся подготовкой кадров для государственной и муниципальной службы»4. Даже с учётом образовательной и научной подготовки этих кадров многие субъекты государственного и муниципального управления не имели должной профессиональной и общекультурной компетенции, ибо в 2013 г. в структуре кадров государственной и муниципальной службы в России только 9 и 4,5% служащих, которые имели профессиональное образование «государственное и муниципальное управление»5.
В современных условиях демократическое государство и в целом общество объективно предъявляют высокие требования не только к институтам государственного управления и государственной службы, но и к личности государственного служащего, решающего различные аспекты исключительно сложных задач модернизации и безопасности страны, жизнеобеспечения граждан, их духовно-нравственного воспитания и т. д. С учётом этого необходима
1 См. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию, М., 1995.
2 Морозова Е.Г. Государственная служба как предмет политической науки. Государственная служба России. М., РАГС., 1998. - С. 57.; Агибалова О.Ю. Зарубежный опыт подготовки и повышения квалификации кадров муниципального управления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия. Экономика и управление. №1. —2011. — С.48—53.
3 Доердь И. Наука о государственном управлении в высших учебных заведениях США. Зарубежный опыт. Выпуск 2, М. РАГС., 1995. —С.100.
4 Проблемы качества политологического образования кадров государственной и муниципальной службы: критерии оценки / Под общей редакцией доктора философских наук Комаровского B.C., доктора исторических наук, профессора Васютина Ю.С. - Орел. Изд-во ОРАГС, 2010. - С. 78.
5 Иващенко Г.М. Методологические ограничения в организации подготовки кадров для государственного управления.//Вестник ПАГС. 2014. — №1, — С. 16—23._
целенаправленная политологическая и профессиональная ориентация молодежи ещё на этапе общего образования и естественно продолжаться на этапе образовательного и научно-исследовательского процессов высшего учебного заведения по подготовке кадров государственного и муниципального управления, где уже сегодня реализуются новые теоретико-методологические подходы, принципы, формы и методы преподавательской и научной деятельности1.
Общепрофессиональный характер образовательному процессу в области политологии придаёт конституционный анализ законодательства о государственном и муниципальном управлении, государственной и муниципальной службе, которое предлагает новые подходы в изучении государственной политики в области подготовки кадров государственной и муниципальной службы. При раскрытии различных политологических аспектов делается акцент на раскрытии процессов законотворчества и правоприменительной практики, ценности и этики госуправления и государственной службы, компетенции и профессионализации государственных и муниципальных служащих, социального взаимодействия с обществом, общественно-политическом контроле за государственными и муниципальными служащими.
Именно в политологическом аспекте представляется возможность анализа категорий государственного управления, государственной и муниципальной службы, урегулированное™ правовых, организационных и экономических основ гражданской службы, раскрытия сущности конкретных понятий как «государственная власть», «государственный служащий», «контракт», «полномочия», «компетенция», «должность», «профессионализм», «ответственность» и т.д.
Важное место в политологическом образовании кадров госслужбы занимают многие политические проблемы, связанные с политико-правовыми процессами2, в частности: разрешение общественно-политических кризисов; общественно-политическая деятельность институтов государства и гражданского общества, политических партий; проведение избирательных и других политических кампаний; защита конституционных прав и свобод человека и т.д. Политико-правовой аспект рассматривает объективные и субъективные факторы реформирования государственной и муниципальной службы, эффективности её важнейших этапов, использования различных политических, правовых, экономических и социальных ресурсов, согласования различных аспектов содержания государственной и муниципальной службы.
Всё это позволяет профессорско-преподавательскому составу политологов активно использовать в образовательном и научно-исследовательском процессах подготовку, переподготовку кадров государственной и муниципальной службы, сравнительный анализ предшествующего и нового качества государственной и муниципальной службы.
Важнейшим принципом образовательного и научного процессов подготовки кадров госслужбы и муниципалитета является проблемно-дифференцированный подход. У истоков разработки этой проблемы находились многие зарубежные и отечественные мыслители3. Проблема
1 Елфимова И.А. Из опыта работы факультета «Государственное и муниципальное управление» Орловской региональной академии государственной службы по подготовке кадров государственного и муниципального управления» // Среднерусский вестник общественных наук. №4,—2009,—С. 217.; Агибалова О. Ю. Зарубежный опыт подготовки и повышения квалификации кадров муниципального управления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия. Экономика и управление. №1. —2011. — С.48—53; Ханнанова Л.Д. Проблема подготовки кадров для сферы государственного и муниципального управления // Государственное и муниципальное управление в XXI в. 2011,— С.125— 130.
2 Майер X. Избирательное право как инструмент распределения власти или избирательное право и политика// Сравнительное конституционное обозрение. — 2005. — №1. — С. 62.
3 Вебер М. Избранные произведения. М.:Прогресс, 1990. —804с.; Джон Локк. О целях политического общества и правления. Соч. Т.З. М., 1904.; Руссо Ж.Ж. Начало политического права. М.,1961.; Стюарт М.Д. Размышления о представительном правлении. М.,1961.; Спенсер Г. Личность и государство. СПб., 1908.;
дифференциации, как и интеграции, оказалась в центре различных теоретических, политических, идеологических течений XXI века. В современной теории изменений проблемная дифференциация рассматривается в качестве одного из факторов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственной, муниципальной службы, кадров народного хозяйства.
Реализация проблемно-дифференцированного подхода в реальном образовательном процессе предусматривает в то же время учёт разноуровневого состава обучающихся, необходимость дифференцированных форм занятий, соответствующих учебников, обогащение учебного процесса проведением различных конкурсов на лучшее знание политологической науки; организацией проблемных общественно-политических клубов, написания работ - рефератов, курсовых, дипломных, разнообразной самостоятельной работы.
Составной частью проблемно-дифференцированного подхода является самостоятельная работа. Эффективность этого метода самообразования при эффективной организации не имеет себе равных среди других форм и методов, и это доказано историей и современностью. Реальная практика свидетельствует о том, что в прежнем обществе каждый второй инженер, агроном, в том числе партийные и советские кадры, получали дипломы на заочном и вечернем отделениях вузов. Сегодня в Западной Европе более 40% всех специалистов готовится заочно, дистанционно, экстернатом, широко используется при этом проблемно— дифференцированный подход. Это сегодня успешно развивается и в РФ, в том числе и при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров госслужбы, в том числе и в области политологической подготовки.
В политологическом образовании кадров государственной и муниципальной службы нельзя недооценивать место и роль управленческой и политической культуры. Внедрение управленческой и политической культуры в наши учебные заведения - это не что иное, как целенаправленное и долговременное обеспечение воспроизводства культурно-интеллектуального и политического потенциала общества, необходимого для поддержания его на должном уровне. Решение этой задачи возможно именно в процессе тесного взаимодействия культуры, образования и науки, а не выделения одной из этих частей в качестве приоритетной, что, как показали время и опыт, мешает двигаться вперед. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию гражданам России подчеркивается: «Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учётом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования»1. Как известно, в настоящее время происходит возвращение в образовательный процесс более широкого изучения литературы, русского языка, обществоведения как требование к итоговой аттестации будущих управленцев.
На наш взгляд, в современной общественно-политической реальности образование, подготовка специалистов госслужбы не могут быть самоцелью, а потому наличие дублирующих образовательных учреждений только усугубляет дисбаланс между количеством и качеством, между «коммерческим набором» и реальной потребностью в специалистах в государственных и муниципальных организациях. Это подчеркивают и представители вузовской общественности, институтов гражданского общества, являющиеся также составной частью управленческой культуры, что объективно будет способствовать решению социально-экономических задач, региональному развитию, укреплению единства и стабильности российского общества.
Карамзин Н.М. Запеки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991.; Избранные социально-политические и философские и философские произведения декабристов. М., 1951.; Бакунин М.А. Избранные сочинения в 4-х т. М., 1992.; Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.; Ильин И.А. Историческая судьба и будущее России. М., 1992.
1 Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 12 декабря 2013. // Российская газета. [Электронный ресурс].— URL: http://news.kremlin.ru/news/19825._
Есть проблемы, которые имеют особую значимость не только в политологическом обучении, но и в целом профессиональном формировании кадров госуправления и госслужбы. Это связь образовательного и научно-исследовательского процесса с постоянным анализом политического опыта (как позитивного, так и негативного) органов власти и управления всех уровней. Следует заметить, что в прежнем обществе этой проблемой серьёзно занимались органы власти и управления, институты и исследовательские центры, кинематограф, средства массовой информации, трудовые коллективы, которые проводили научные исследования, научно-практические конференции, деловые игры, «круглые столы», осуществляли постановки и создавали кинофильмы, литературные произведения, проводили различные выставки, что, несомненно, соответствует сегодняшнему призыву Президента РФ В.В. Путина как можно обстоятельнее «извлекать уроки из нашего опыта»1
Анализ нашей подготовки кадров госслужбы со всей очевидностью показывает недооценку места и роли политического опыта как обобщенной и проанализированной практики, являющейся одним из важнейших условий объективного познания и созидательного преобразования, ибо политический опыт - это совокупность практически усвоенных умений, навыков, испытанных на практике и отражённых в сознании людей в виде фактов, событий, явлений реального политического процесса, после соответствующего обобщения, оценки и теоретического осмысления2
Не чувствуется должного интереса к категории опыта и учёных советов вузов, кафедр, профессорско-преподавательского состава, да и самих обучаемых. Нет должного взаимодействия в этом региональных органов власти и научной общественности, о чём свидетельствует тот факт, что за последние 18 лет Диссертационные советы Орловского субъекта РФ не считали своим долгом вносить предложения органам власти, государственного и муниципального управления по итогам публичных защит диссертационных исследований3, по проблемам которых, кстати, в субъекте разрабатывались и принимались различные законы, постановления и распоряжения правительства.
Важнейшим фактором повышения качества политологической подготовки кадров государственного и муниципального управления является научно-методическое обеспечение. В современных условиях научно-методическое обеспечение ушло далеко вперёд и представляет собой фундаментальную систему. На смену приходят авторские курсы, лекции-беседы, «круглые столы», деловые игры, защиты творческих проектов, выездные занятия4. Составной частью методического обеспечения стали также многочисленные классические учебники и учебно-методологические пособия, монографические работы, справочная литература, учебные стандарты, новые поколения учебных программ, учебно-методических комплексов. Утвердился новый учебно-методический инструментарий в виде компьютеризации образовательного и методического процессов, электронных библиотек с единым каталогом учебно-методической литературы. Для самостоятельного образования появились также электронные версии курсов лекций, кейсы, дайджеты и т.д.
1 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ 8 июля 2000 г.
2 Васютин Ю.С. Креативность развития и применения общественно-политического опыта модернизации. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2013. - №2. — С.29—40.
3 Васютин Ю.С. Текущий архив администрации Орловской области. Записка председателя Диссертационного совета ФГБОУ ВПО Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Орловский филиал) 2010. - С.З.
4 Огнева В.В. Проблемы комплексного методического обеспечения преподавания политологических дисциплин. ОРАГС., 2006. - С.39._
В современных условиях, осложненных международными и внутренними факторами мирового кризиса, необоснованными санкциями, сопровождаемыми усилением западного идеологического прикрытия профашистских событий на Украине, объективно возрастает необходимость совершенствования политологической подготовки кадров государственного и муниципального управления, институтов гражданского общества, что, несомненно, будет способствовать кадрам государственной и муниципальной службы в консолидации и стабильности российского общества, укреплении обороноспособности страны, единства и сплоченности братских народов, противодействии западной идеологии.
Библиография/ References:
1.Агибалова О.Ю. Зарубежный опыт подготовки и повышения квалификации кадров муниципального управления II Вестник Воронежского государственного университета. Серия. Экономика и управление. —2011. — №1 — С.48—53.
2.Бакунин М.А. Избранные сочинения в 4-хт. — М., 1992.
3.Бердяев Н.А. Судьба России. — М„ 1990.
4.Васютин Ю.С. Креативность развития и применения общественно-политического опыта модернизации II Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2013,-№2.-С. 29-40.
б.Васютин Ю.С. Текущий архив Орловской области. Записка председателя Диссертационного совета Академии. — Орел, 2010.
6.Спенсер Г. Личность и государство. — СПб., 1908.
7.J10KK Джон О целях политического общества и правления. Соч. Т.З. — М., 1904.
в.Доердь И. Наука о государственном управлении в высших учебных заведениях США. Зарубежный опыт. Вып. 2. — М.: РАГС., 1995. — С. 100.
Э.Елфимова И.А. Из опыта работы факультета «Государственное и муниципальное управление» Орловской региональной академии государственной службы по подготовке кадров государственного и муниципального управления II Среднерусский вестник общественных наук. — 2009. - №4.
10. Руссо Ж.Ж. Начало политического права. — М., 1961.
11. Иващенко Г.М. Методологические ограничения в организации подготовки кадров для государственного управления II Вестник ПАГС. — 2014. — №1. — С. 16 —23.
12. Избранные социально—политические и философские и философские произведения декабристов,— М., 1951.
13. Русская идея. — М.: «Республика», 1992.
14. Ильин И.А. Историческая судьба и будущее России. — М., 1992.
15. Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. — М.: Наука, 1991.
16. Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
17. Стюарт М.Д. Размышления о представительном правлении. — М., 1961.
18. Морозова Е.Г. Государственная служба как предмет политической науки. Государственная служба России. — М.: РАГС., 1998.
19. Огнева В.В. Проблемы качества политологического образования кадров - Орел: Изд-во ОРАГС., 2006.
20. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ 8 июля 2000.
21. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 12 декабря 2013. II Российская газета. [Электронный ресурс]. — URL: http://news.kremlin.ru/news/19825.
22. Проблемы качества политологического образования кадров государственной и муниципальной службы: критерии оценки / Под общей редакцией Комаровского B.C., Васютина Ю.С. — Орел: Изд—во ОРАГС, 2010.
23. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. — М., 1995.
24. Ханнанова Л.Д. Проблема подготовки кадров для сферы государственного и муниципального управления II Государственное и муниципальное управление в XXI в. — 2011. — №2.-С. 125-130.
25. Майер X. Избирательное право как инструмент распределения власти или избирательное право и политика II Сравнительное конституционное обозрение. — 2005. — №1.
1 .Agibalova, O.lu. (2011) Zarubezhnyi opyt podgotovkl I povyshenlla kvalifikatsii kadrov munltslpal'nogo upravlenlla [International experience of training and advanced training of municipal management] II Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia. Ekonomika i upravlenie [Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management], — №1 — P. 48 — 53. (In Russ.)
2.Bakunin, M.A. (1992) Izbrannye sochineniia v 4— kh t. [Selected Works in 4 Vols], — M. (In Russ.)
3.Berdiaev, N.A. (1990) Sud'ba Rossii [The fate of Russia], — M. (In Russ.)
4.Vasiutin, lu.S. (2013) Kreativnost' razvitiia i primeneniia obshchestvenno-politicheskogo opyta modernizatsii [Creativity Development and application of social and political modernization experience] II Izvestiia Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [News of the Tula state university. Humanitarian sciences], — №2. — P. 29 — 40. (In Russ.)
5.Vasiutin, lu.S. (2010) Tekushchii arkhiv Orlovskoi oblasti. Zapiska predsedatelia Dissertatsionnogo soveta Akademii. [The current archive of the Oryol region. Note by the Chairman of the Dissertation Council of the Academy], — Orel. (In Russ.)
6.Spenser, G. (1908) Lichnost' i gosudarstvo [Personality and state], — SPb. (In Russ.)
7.Lokk, Dzhon (1904) О tseliakh politicheskogo obshchestva i pravleniia [On the purposes of political society and government], Soch. T.3. — M. (In Russ.)
8.Doerd', I. (1995) Nauka о gosudarstvennom upravlenii v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh SShA. Zarubezhnyi opyt. Vypusk 2. [The science of public administration in the US higher education institutions. Foreign experience. Issue 2.]. — M.: RAGS. — P. 100. (In Russ.)
9.Elfimova, I.A. (2009) Iz opyta raboty fakul'teta «Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie» Orlovskoi regional'noi akademii gosudarstvennoi sluzhby po podgotovke kadrov gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia [Experience of the faculty «State and municipal management» Orel Regional Academy of Public Service for the preparation of state and municipal government personnel] II Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences].—№4.(ln Russ.)
10. Russo, Zh.Zh. (1961) Nachalo politicheskogo prava [Start the political right], — M. (In Russ.)
11. Ivashchenko, G.M. (2014) Metodologicheskie ogranicheniia v organizatsii podgotovki kadrov dlia gosudarstvennogo upravleniia [Methodological limitations in the training of personnel for the public administration] II Vestnik PAGS. — №1. — P. 16 —23. (In Russ.)
12. Izbrannye sotsial'no— politicheskie i filosofskie i filosofskie proizvedeniia dekabristov [Selected socio— political and philosophical and philosophical works of the Decembrists], — M., 1951. (In Russ.)
13. Russkaia ideia [The Russian idea], — M.: Respublika, 1992. (In Russ.)
14. Il'in, I.A. (1992) Istoricheskaia sud'ba i budushchee Rossii [The historical fate and the future of Russia], — M. (In Russ.)
15. Karamzin, N.M. (1991) Zapiski о drevnei i novoi Rossii v ее politicheskom i grazhdanskom otnosheniiakh [Notes on Ancient and Modern Russia in its political and civil relations], — M.: Nauka. (In Russ.)
16. Veber, M. (1990) Izbrannye proizvedeniia [Selected Works], — M.: Progress. — 804 p. (In Russ.)
17. Stiuart, M.D. (1961) Razmyshleniia o predstavitel'nom pravlenii [Reflections on Representative Government], — M. (In Russ.)
18. Morozova, E.G. (1998) Gosudarstvennaia sluzhba kak predmet politicheskoi nauki. Gosudarstvennaia sluzhba Rossii. [Public service as a subject of political science. The State Service of Russia], —M.: RAGS. —P. 57. (In Russ.)
19. Ogneva, V.V. (2006) Problemy kachestva politologicheskogo obrazovaniia kadrov «... problemy kompleksnogo metodicheskogo obespecheniia prepodavaniia politologicheskikh distsiplin» [Problems of quality political education personnel], — Orel: Izd -vo ORAGS. —P. 39. (In Russ.)
20. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu sobraniiu RF 8 iiulia 2000 g. [The message of the Russian President W Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation July 8,2000] (In Russ.)
21. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu sobraniiu RF 12 dekabria 2013. [The message of the Russian President to the Federal Assembly of the Russian Federation December 12, 2013] II Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], [Elektronnyi resurs], — URL: http://news.kremlin.ru/news/19825 (In Russ.)
22. Problemy kachestva politologicheskogo obrazovaniia kadrov gosudarstvennoi i munitsipal'noi sluzhby: kriterii otsenki [Problems of quality political education of personnel of state and municipal services: evaluation criteria] I Pod obshchei redaktsiei Komarovskogo VS., Vasiutina lu.S. — Orel: Izd— vo ORAGS, 2010. (In Russ.)
23. Pugachev, V.P., Solov'ev A.I. (1995) Vvedenie v politologiiu [Introduction to Political Science], — M. (In Russ.)
24. Khannanova, L.D. (2011) Problema podgotovki kadrov dlia sfery gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniia [The problem of training for the sphere of state and municipal management] II Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v XXI v. — № 2. — P.125 — 130. (In Russ.)
25. Maier, H. (2005) Izbiratel'noe pravo kak instrument raspredeleniia vlasti ili izbiratel'noe pravo i politika [The right to vote as a tool for the distribution of power or the right to vote and politics] II Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie [The Comparative Constitutional Review].—№1. (In Russ.)