Список литературы
1. Лазеров В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектироанию целей педагогического образования // Педагогика, 1999. № 6.-С. 12-18.
2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
3. Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Сов. педагогика, 1991. № 10. С. 88-93.
4. Лапин Н.И., Пригожин А.И., Сазанов Б.В. и др. Нововведения в организациях. М., 1981.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
6. Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах // Педагогика, 2002. № 8. С. 13-24.
ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Боровков Д.А.
Боровков Дмитрий Александрович - старший преподаватель, кафедра английского языка естественных факультетов, Белорусский государственный университет им. Ф. Скорины, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в статье рассматривается опыт применения эвристического обучения иностранному языку на неязыковых специальностях университета, используя педагогическую стратегию «Смешанное обучение».
Ключевые слова: эвристика, мобильное обучение, когнитивная нагрузка, критическое мышление.
Одной из важнейших проблем современной методики преподавания является проблема снижения когнитивной нагрузки, которая возникает, когда в процессе обучения оперативная память должна обработать большое количество новой информации и нагрузка превышает возможности оперативной памяти, что может привести к ситуации фрустрации и потере мотивации. Рабочая или кратковременная память довольно уязвима для перегрузки, которая возникает, когда мы изучаем все более сложные предметы и выполняем все более сложные задачи, ведь в кратковременной или рабочей памяти человека может единовременно храниться ограниченное количество данных. Преподаватели и создатели курсов должны следить за когнитивной нагрузкой, которой подвергается рабочая память в процессе обучения, чтобы обучаемые могли эффективно усваивать и запоминать информацию, не перегружая мозг. Таким образом, если когнитивная нагрузка зависит от способа представления учебной информации, она может и должна контролироваться теми, кто планирует учебный процесс и разрабатывает дидактические материалы. Эффективный дизайн учебного процесса может помочь снизить уровень когнитивной нагрузки.
С этой целью современная методика предлагает такие педагогические технологии как микрообучение, персонализация, мультимодальное обучение, стратегия «строительных лесов» (scaffolding) и др. В данной статье мы остановимся на использовании инновационной педагогической технологии эвристического обучения [1], которое, как показывает опыт, способно снизить когнитивную нагрузку. Данная
стратегия использовалась в преподавании английского языка на биологическом факультете по теме «Клонирование».
Целью занятия с использованием элементов дидактической эвристики было развитие критического мышления студентов, формирование элементов научной поисковой деятельности, овладение навыками самоорганизации учебной деятельности и создание собственного образовательного продукта.
На вступительном занятии (так называемый этап Вызов) студентам были предложены проблемные вопросы с открытым ответом: как они относятся к идее клонирования человека, какие слова ассоциируются у них с идеей клонирования (овечка Долли, эмбрион, клетка, риск и др.). Далее студентам дается ссылка на онлайн видеолекцию по теме Клонирование на образовательном сайте Cursera, аутентичные тексты в электронном формате (Скажи «Нет» клонированию и др.), задания для самостоятельной внеаудиторной работы с использованием технологий WEB.2 (Wordle, Slidestory и др.), ссылки на дополнительные источники информации в интернете, при этом студенты могут взаимодействовать друг с другом и получать консультативную помощь от преподавателя, используя мобильное приложение Google Class. Обширные возможности для развития навыков критического мышления представляет также сайт Edutopia.org, который, содержит себе оригинальные статьи и обучающие видео в сочетании с другими ценными ресурсами для развития критического мышления. Все задания выполняются в рамках контролируемой внеаудиторной самостоятельной работы.Далее на аудиторном занятии обсуждаются следующие эвристические вопросы с открытым ответом: Какие риски клонирования кажутся вам самыми серьезными? Каковы способы их преодоления? Как вы думаете, можно ли будет их избежать с развитием науки? Предположим, вы - клонированный ребенок. Какие эмоции вы испытали, когда узнали об этом? Придумайте сценарий фильма в жанре фэнтези о жизни ребенка-клона. Составьте список вопросов, которые журналист может задать ребенку клону и его родителям. Создайте опрос в Интернете по теме, используя сервисы ADDPOLL, ANSWERGARDEN, прокомментируйте результаты, сопоставив ваше мнение с мнением других студентов. Какие ответы оказались для вас неожиданным, какие мнения вас шокировали?
На выполнение заданий отводится месяц, студенты работают в удобном для них темпе и в удобное время, получая, при необходимости, помощь преподавателя, используя мобильный ресурс GoogleClass, что создает комфортную среду обучения, способствует повышению мотивации, созданию ситуации успеха и снижению уровня когнитивной нагрузки.
Список литературы
1. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: теория и технология креативного
образования. М.: Изд. МГУ, 2003. 416 с.