ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Абдурахманова М.А.
Абдурахманова Машкура Абдухамидовна - старший преподаватель, кафедра философии и национальной идеи, факультет социально-гуманитарных наук, Ташкентский государственный технический университет им. И.А. Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется, что общий процесс социально-экономических преобразований в стране создал благоприятные условия и для коренной перестройки системы образования. После обретения независимости Республики Узбекистан система образования была определена одним из приоритетных направлений деятельности государства, и в сфере образования начались нововведения и реформы, которые обусловили постепенную интеграцию отечественной системы образования и вхождение в международное сообщество. Проблема поиска новых ориентиров встает всякий раз, когда оказывается, что какая-либо система производит морально устаревший продукт. Именно в таком положении, по-нашему мнению, сегодня оказалась система подготовки педагогических кадров.
Ключевые слова: инновационные процессы, педагогическое образование, инновация, высшее образование.
Общий процесс социально-экономических преобразований в стране создал благоприятные условия и для коренной перестройки системы образования. После обретения независимости Республики Узбекистан система образования была определена одним из приоритетных направлений деятельности государств, и в сфере образования начались нововведения и реформы, которые обусловили постепенную интеграцию отечественной системы образования и вхождение в международное сообщество. С этой целью был принят ряд принципиально новых законов: в 1992 и в 1997 году «Об образовании», «Национальная программа по подготовке кадров», Постановления Президента «Дальнейшие меры по совершенствованию системы высшего образования», «О мерах по дальнейшему расширению участия отраслей экономики в повышении качества подготовки специалистов в высшем образовании», «О мерах по дальнейшему укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности», «О создании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» и Стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017—2021 годах, которые стали главными событиями, имеющими место в реформировании системы образования. Эти нормативные акты являются документами, определяющими общую стратегию, основные направления, приоритеты и задачи государственной политики в области образования, механизмы их реализации, как фундаментальной составляющей прогрессивного развития страны. Кроме того, были подписаны ряд Международных соглашений, Конвенции, Декларации и Резолюции по высшему образования в целях обеспечения устойчивого развития образования.
Однако, несмотря на то, что улучшение экономической ситуации страны в целом позитивно отразилось на системе образования, на сегодняшний день узбекистанская система образования, как было отмечено в Национальной программе по подготовке кадров, развивается в условиях устаревшей методологической базы образования, структуры и содержания, которые недостаточны для постепенного вхождения ее в мировое образовательное пространство. Наблюдается отсутствие мотивации в обеспечении высокого качества образования в системе подготовки кадров, недостаточная восприимчивость системы образования к нововведениям и отставание
образовательной системы от потребностей рыночной экономики и открытого гражданского общества.
Проблема поиска новых ориентиров встает всякий раз, когда оказывается, что какая-либо система производит морально устаревший продукт. Именно в таком положении, по-нашему мнению, сегодня оказалась система подготовки педагогических кадров. Сложившаяся в области педагогического образования ситуация свидетельствует о необходимости системности в преодолении негативных явлений, кардинальных организационных, структурных преобразований, обновления цели и содержания педагогического образования и совершенствования качества подготовки учительских кадров в соответствии с современными социально -экономическими и идеологическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран.
Сегодня в нашу профессиональную жизнь вошло и прочно утвердилось в ней понятие «инновация». Слова «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает - обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.
В педагогической литературе выделяются два типа инновации в области образования: первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность «генераторов педагогических идей», учителей-энтузиастов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образования.
Второй тип - инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой деятельности учителей-новаторов, учителей-исследователей, которые склонены к постоянному изучению, анализу фактов педагогической действительности. Они многократно проверяют себя, создают свои модели решения проблем. В результате, когда они начинают говорить о своих идеях, они выступают уже не просто как гипотеза, интересная находка, прием, оригинальное решение, а как сложившиеся педагогические положения, за которыми стоит длительный исследовательский поиск.
Практика убеждает, что любая инновация выходит за пределы нормированной деятельности и устремлена к прорыву вперед. Но вместе с тем, необходимо оглядываться на прошлый опыт, соотносить свою деятельность с существующей практикой. Инновации, как правило, возникают на стыке нескольких проблем и решают принципиально новые задачи, ведут к непрерывному обновлению педагогического процесса.
Понятие «нововведение» нами определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику. Новшество - это идея, являющаяся для конкретного лица новой, и не имеет значения, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем ее во времени, которое прошло с ее открытия или первого использования.
Группировки нововведений можно проводить по множеству разных оснований.
По предметному содержанию нововведения делятся на три основные
Группы с дифференциацией внутри каждой из них:
1) технико-технологические;
2) продуктивные;
3) социальные, к которым относятся: экономические; организационно -управленческие; собственно-социальные; правовые.
По отношению к предыдущему средству нововведения можно разделить на «замещающие» и «отменяющие». Такие различия в нововведениях имеют большое значение с точки зрения скорости и полноты их осуществления.
По способу осуществления следует различать нововведения: экспериментальные, т.е. проходящие стадию апробации, проверки; прямые реализуемые без экспериментов.
По объему: точечные, системные, стратегические.
По назначению, т.е. направленные на эффективность производства, улучшение условий труда, повышение управляемости организации, повышение качества продукции.
По социальным последствиям: вызывающие социальные издержки, дающие социальные преимущества.
По степени активности: «пассивные», т.е. предпринимаемые с целью адаптации к спонтанно происходящим или вызванным ранее другим изменениям; «инициативные»,т.е. производимые с целью самостоятельного изменения, инициирующие желаемые процессы.
По источнику планирования: централизированные, локальные; спонтанные.
По результативности: внедренные и полностью используемые; внедренные и слабо используемые; не внедренные.
По длительности процесса: объем временных затрат на разработку и проектирование; временный интервал от проекта до пользователя, в том числе на внедрение.
Нововведение как процесс обладает внутренней логикой и направленностью. Он развертывается от идеи новшества до его использования потребителем с учетом логики отношений между участником процесса, который и называется инновационным процессом.
Инновационный процесс - это динамическое единство педагогических новшеств, их освоение педагогическим сообществом и эффективного использования в практике на научной основе.
Инновационный процесс понимается как изменения в педагогической и управленческой системе, которые: во-первых, обладают новизной; во-вторых, имеют потенциал повышения эффективности школы; в-третьих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества; в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.
Инновационный процесс осуществляется в инновационной системе. Инновационная система - это совокупность особым образом связанных между собой идей изменений человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, процессов целенаправленных изменений в педагогической системе школы, а также результатов этих изменений.
Современное развитие образования требует от учителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализации. Учитель должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становится несчастным, утрачивает свободу. К тому же, в обществе «существуют» специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Учителю полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, «комплексов», мешающих реализации инновационной деятельности. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше различных готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может вписываться в педагогическое сообщество, снижая при этом уровень креативности.
Целенаправленная подготовка учителя к инновационной деятельности - единый, целостный процесс. Он состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных
85
периодов: обучение и воспитание в вузе, а также последующего образования, построенного на чередовании периодов учебы в специально созданных учреждениях и практической педагогической деятельности в школе. Слияние названных периодов в единый процесс поступательного развития личности учителя - основа приобщения его к инновационной деятельности. Однако, наиболее важным для нашего исследования представляется первый из них, поскольку процесс профессионального становления будущего учителя успешно и полноценно протекает в условиях вузовского обучения и воспитания, причем моделируя заданную структуру инновационной деятельности.
В основу построения концепции подготовки учителя к инновационной деятельности были положены системный, рефлексивно-деятельный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности учителя.
В системе непрерывного образования четко выделяются профессионально-исследовательский и профессионально-педагогический аспекты. Центральным выступает профессионально-педагогический, позволяющий воссоздать не только предметное содержание педагогического поиска, но и формы участия учителя в инновационной деятельности.
Необходимым компонентом в структуре подготовки будущих учителей является их профессиональная готовность к осуществлению инновационной деятельности, которая определяется соответствующими критериями. Готовность педагога к любой профессиональной деятельности, в том числе и готовность к инновационной деятельности, можно выразить следующей символической формулой:
Г = Ж + З + У,
где: Ж - желание; З - знание; У - умение, или «готов» = хочу + знаю + умею». Эта формула отражает три аспекта готовности: мотивационный, информационный и деятельностный. Критерии готовности, на наш взгляд, должны включать в себя признаки, позволяющие выявить у учителя наличие или отсутствие каждого из названных аспектов готовности.
На современном этапе развития узбекистанской системы образования инновационными становятся следующие педагогические идеи:
- личностно-ориентированного обучения (Р. Сафарова, Р. Джураев и др.);
- гуманизации и гуманитаризации образования (М. Тахтаходжаева, М. Куранов, О. Мусурманова, Н. Артыков и др.);
- кредитной системы обучения (Б. Фарберман, С. Гулямов и др.);
- технологизации учебного процесса (Н. Азизходжаева, Б. Адизов, У. Нишаналиев, Б. Зиямухаммедов, Дж. Йолдашев, Н. Сайидахмедов, У. Толипов и др.);
- компьютеризации учебного процесса (М. Литфуллаев, У. Бегимкулов, А. Абдукодиров, А. Хаитов др.);
- внедрения в учебный процесс идеи народной педагогики узбеков (М. Махмудова, С. Нишанова и др.);
Названные признаки приоритетным образом предопределяют педагогические позиции учителя, которые задают возможность или неспособность данного учителя осуществить инновационную деятельность, ориентированную на личность ученика.
Важной составной частью психолого-педагогического обеспечения инновационной деятельностью будущих учителей является их вузовская подготовка. Но даже при самом благосклонном отношении государства к перестройке школы потребуется принципиальное изменение позиции тех, кто отвечает за подготовку педагогических кадров. Необходимо наметить долгосрочную стратегию изменений, главное место в которой отводилось бы подготовке учителе на иной основе, непосредственно приближающей их к инновации.
Список литературы
1. Лазеров В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектироанию целей педагогического образования // Педагогика, 1999. № 6.-С. 12-18.
2. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
3. Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Сов. педагогика, 1991. № 10. С. 88-93.
4. Лапин Н.И., Пригожин А.И., Сазанов Б.В. и др. Нововведения в организациях. М., 1981.
5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
6. Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах // Педагогика, 2002. № 8. С. 13-24.
ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Боровков Д.А.
Боровков Дмитрий Александрович - старший преподаватель, кафедра английского языка естественных факультетов, Белорусский государственный университет им. Ф. Скорины, г. Минск, Республика Беларусь
Аннотация: в статье рассматривается опыт применения эвристического обучения иностранному языку на неязыковых специальностях университета, используя педагогическую стратегию «Смешанное обучение».
Ключевые слова: эвристика, мобильное обучение, когнитивная нагрузка, критическое мышление.
Одной из важнейших проблем современной методики преподавания является проблема снижения когнитивной нагрузки, которая возникает, когда в процессе обучения оперативная память должна обработать большое количество новой информации и нагрузка превышает возможности оперативной памяти, что может привести к ситуации фрустрации и потере мотивации. Рабочая или кратковременная память довольно уязвима для перегрузки, которая возникает, когда мы изучаем все более сложные предметы и выполняем все более сложные задачи, ведь в кратковременной или рабочей памяти человека может единовременно храниться ограниченное количество данных. Преподаватели и создатели курсов должны следить за когнитивной нагрузкой, которой подвергается рабочая память в процессе обучения, чтобы обучаемые могли эффективно усваивать и запоминать информацию, не перегружая мозг. Таким образом, если когнитивная нагрузка зависит от способа представления учебной информации, она может и должна контролироваться теми, кто планирует учебный процесс и разрабатывает дидактические материалы. Эффективный дизайн учебного процесса может помочь снизить уровень когнитивной нагрузки.
С этой целью современная методика предлагает такие педагогические технологии как микрообучение, персонализация, мультимодальное обучение, стратегия «строительных лесов» (scaffolding) и др. В данной статье мы остановимся на использовании инновационной педагогической технологии эвристического обучения [1], которое, как показывает опыт, способно снизить когнитивную нагрузку. Данная