УДК 908; 37.035; 373.3
О. Л. Фокина
ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ
Представлен опыт организации исследовательской деятельности младших школьников по воссозданию своей родословной с использованием альбома «Моя родословная» как инструмента освоения одноимённой программы.
The experience of organization of research activity of younger school-children in examine of their bloodline is shown. Given the technique to forming the family tree album.
Ключевые слова: воспитание, исследовательская деятельность, краеведение, родословная, семья, поколения, оформление родословной.
Keywords: education, research activity, local history, bloodline, family, generation, family tree design.
Сегодня социальная ситуация в обществе изменяется столь стремительно, что проблема личности выдвигается на первый план. Государству требуются социально мобильные люди, способные на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания. Для получения душевно и физически здорового, нормально функционирующего общества необходимо позаботиться о нравственном здоровье каждого его члена.
Нами разработана программа «Моя родословная», целью которой является создание условий для гармоничного развития личности ребёнка в процессе изучения и восстановления своей родословной.
Программа является одним из этапов комплексного изучения родного края школьниками младших классов. Мы изучаем историю края через историю людей, в нём живущих.
Программа «Моя родословная» предполагает личностный подход к истории. В течение четырёх лет каждый ребёнок составляет альбом «Моя родословная». Можно сказать, что он пишет книгу: Сам! О себе! Для себя!
Для заполнения каждой страницы требуется большая подготовительная работа. Тематика занятий самая разнообразная. Дети изучают имена и фамилии родных, родственные отношения, семейные традиции и реликвии, профессии родных, места проживания предков, собирают семейные легенды и предания.
Изучение темы «Моя родословная» позволяет развить индивидуальные творческие способности обучающихся, расширить полученные знания и закрепить приобретенные исследовательские навыки. Постепенно в процессе заполнения страниц альбома учащиеся включаются в поисковую деятельность. Самостоятельно и с помощью взрослых собирая материал из разных источников (см. приложение 1 и 2), они учатся работать с информацией. Опрос родственников, изучение документов семейного архива, поиск старинных фотографий, описание семейных реликвий - всё это помогает стать настоящими исследователями и проявить свою творческую фантазию.
Лучшие работы выливаются в настоящие исследования, с которыми дети выступают на различных конференциях (школьных, городских и региональных), занимая призовые места.
В процессе занятий сочетаются разные виды деятельности. Методика их проведения предусматривает теоретическую подачу материала с использованием наглядности, посещение музеев, выставок, а также практическую деятельность, которая является базой для закрепления информации. В течение всего курса дети выполняют творческие задания и заполняют индивидуальные альбомы «Моя родословная». Дидактическая цель построения материала -«от простого к сложному».
Большое внимание уделяется игровой деятельности. Основной задачей при организации игровой деятельности является включение в игру всех детей, создание условий для развития. Хорошим помощником в этом является использование игры-лото. Лото может применяться при изучении нового материала, для закрепления, а также для проверки знаний учащихся.
На занятиях используются как уже известные игры («Символика Вятского края», «Этнография», «Путешествие по Вятскому краю» и т. п.), так и созданные самими учащимися. Сложность при изучении родственных связей подтолкнула к созданию лото «Кто кому кто?». Лото «Мои любимые народные промыслы Вятки» знакомит учащихся с различными ремеслами Вятского края.
Совместная подготовка к проведению календарных праздников и других массовых мероприятий реализуется по принципу сотрудничества (педагога, детей, родителей). В процессе межличностных отношений реализуется потребность ребёнка в общении, формируется его мировоззрение. Дети учатся активно мыслить и применять полученные знания в творческом процессе.
В течение всего курса практикуется метод проектов. Это сплачивает детей и родителей, развивает умение работать в команде, обеспечивают интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, критическое мышление. Примеры проектов: «Любимые игрушки моих родных», «Что читали мои родные в детстве?», «Имена и фамилии родословной», «Мы бережно храним...», «Мы вместе с родными», «Школьные годы», «Семейные истории», «Мои родные в годы Великой Отечественной войны», «Чей прадед старше?», «Составляем герб», «Улицы, которые нас окружают» и т. д.
В результате освоения программы «Моя родословная» обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения в области истории, ономастики, геральдики, генеалогии.
Итогом всего курса является создание каждым ребёнком альбома «Моя родословная», а также презентации лучших работ учащихся по отдельным темам. По результатам проделанной работы обучающиеся составляют родословные древа по восходящей и нисходящей линиям. Защита родословных проходит в форме презентаций или устных выступлений. Некоторые учащиеся в своих изысканиях доходят до У1-УН колена и могут рассказать о 150-летней истории рода.
Особенность программы «Моя родословная» и организация в её рамках исследовательской деятельности в том, что изучение истории своей семьи и рода не ограничивается рамками начальной школы. Обучающиеся могут продолжить свои исследования в старших классах. Возможно, это станет увлечением на всю жизнь.
Учебно-тематический план
Объединение «Моя родословная» По годам обучения (1-4-й), недельная нагрузка - 1 ч
№ п/п Количество часов
Тема по годам обучения
1 2 3 4
1 Вводное занятие 1 1 1 1
Инструктаж по технике безопасности 1 1 1 1
2 СемьЯ (Я и моя семья) 8 8 8 8
Имя, отчество, фамилия 2 2 2 2
Родство 2 2 2 2
Семейные традиции 2 2 1 1
Родословная 1 1 2 2
Основные понятия генеалогии 1 1 1 1
3 ДрузьЯ (Я и общество) 3 2 1
Мои друзья 1 — — —
Моя школа 1 1 — 1
Мой район 1 1 2 —
4 ВЯтка (Я, моя малая родина) 6 6 6
История и развитие края 1 1 1 1
Население 1 1 1 1
Народные промыслы 1 1 1 1
Знаменитые земляки 1 1 1 1
Вятская геральдика 1 1 1 1
Достопримечательности края 1 1 1 1
5 РоссиЯ (Я и моя страна) 5 5
Россия на карте 1 1 1 1
Прошлое государства 1 1 1 1
Праздники 1 1 1 1
Государственная символика 1 1 1 1
Российские города 1 1 1 1
6 ЗемлЯ (Я и моя планета) 5 3
Земля в прошлом 1 1 1 1
Природа 2 1 1 1
Туризм, элементы ориентирования 2 2 2 1
7 Исследовательская деятельность обучающихся по краеведческой тематике 1 3 2 4
8 Массовые мероприятия, экскурсии 6 6 6 6
9 Обобщающее занятие 1 1 1 2
Итого: 36 36 36 36
Литература для педагога
1. Альманах «Отечество». Вып. пятый : Родословие : программы, опыт, рекомендации для руководителей объединений в образовательных учреждениях / сост. Н. А. Александрова, Ю. А. Попович. М., 1998. 120 с.
2. Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. 3-е изд. М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2002. 160 с. : ил.
3. Бердинских В. А. Занимательное краеведение: вятский сундук : (пособие для учителя). Киров : Киров. обл. тип., 1996. 160 с.
4. Борисов (Ильин) И. В. Родовые гербы России. М. : Виктория, Янтарный Сказ, 1997. 216 с. : цв. ил.
5. Бычкова М. Е. Что значит именно родные. М. : «Богородский печатник», 2000. 152 с. : ил.
6. Веселовский С. Б. Ономастикон. М., 1974.
7. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. М., 2001.
8. Город Киров : краткая адресно-справочная книга-путеводитель по городу / сост. Д. А. Дороничев. Киров, 1989.
9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. СПб. : ТОО «Диамант», 1996.
10. Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздниках, пословицах и приметах / сост. Н. И. Решетников. М., 2002. 464 с.
11. Мартышин В. С. Твоя родословная : учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). М. : «Школьная Пресса», 2000. 224 с. («Воспитание школьников». Б-ка журнала. Вып. 12).
12. Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993.
13. Первое наследство. (Русские фамилии. Календарь именин.) Иваново, 1992.
14. Об ангеле-хранителе / сост. Н. Будур. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 320 с.
15. Пономарев В. Ф. Народные игры, забавы, ристания на Вятке : руководство по народным играм. Киров : Вят. лит.-худож. изд-во, 1991.
16. Слейтер С. Геральдика : иллюстрированная энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. / пер. И. Жилинской. М. : Изд-во ЭКСМО, 2005. 264 с. : ил.
17. Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских фамилиях. СПб. : Авалонь, Азбука-классика, 2008. 288 с.
18. Суперанская А. В. Словарь русских имен. М. : Изд-во ЭКСМО, 2005. 448 с. (Школьные словари).
19. Тинский А. Г. Вятская мозаика. Киров : Акционерная компания «Артекс», Волго-Вят. кн. изд-во, Киров. отд-ние, 1994. 192 с. : ил.
20. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии : пер. с англ. / общ. ред. Б. А. Успенского. 2-е изд., испр. М. : Изд. группа «Прогресс», 1995. 448 с.
21. Чичагов В. К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. М. : Учпедгиз, 1959.
22. Энциклопедия земли Вятской : в 10 т. / редкол.: В. А. Ситников (пред.) и др. Киров, 1995-2010.
Литература для учащихся
1. Ведина Т. Ф. Словарь фамилий. М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. 544 с.
2. Веселовский С. Б. Ономастикон. М., 1974.
3. Вятская азбука : энциклопедия для детей. Киров, 2005. 112 с.
4. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. М., 2001.
5. Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздниках, пословицах и приметах / сост. Н. И. Решетников. М., 2002. 464 с.
6. Мартышин В. С. Твоя родословная : учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). М. : «Школьная Пресса», 2000. 224 с. («Воспитание школьников». Б-ка журнала. Вып. 12).
7. Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993.
8. Первое наследство. (Русские фамилии. Календарь именин.) Иваново, 1992.
9. Об ангеле-хранителе / сост. Н. Будур. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 320 с.
10. Слейтер С. Геральдика : иллюстрированная энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. / пер. И. Жилинской. М. : Изд-во ЭКСМО, 2005. 264 с. : ил.
11. Суперанская А. В. Словарь русских имен. М. : Изд-во ЭКСМО, 2005. 448 с. (Школьные словари).
12. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии : пер. с англ. / общ. ред. Б. А. Успенского. 2-е изд., испр. М. : Изд. группа «Прогресс», 1995. 448 с.
13. Успенский Л. В. Ты и твоё имя. Рассказы об именах. М. : Армада-пресс, 2002. 320 с. : ил. (Что в имени?..).
14. Хлынов. Вятка. Киров : путеводитель по улицам города / сост. Г. Емельянова. Киров : Лобань, 2009. 303 с.
15. Энциклопедия земли Вятской : в 10 т. / редкол.: В. А. Ситников (пред.) и др. Киров, 1995—2010.