Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ'

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРАЕВЕДЕНИЕ / РОДОСЛОВНАЯ / СЕМЬЯ / ПОКОЛЕНИЯ / ОФОРМЛЕНИЕ РОДОСЛОВНОЙ / EDUCATION / RESEARCH ACTIVITY / LOCAL HISTORY / BLOODLINE / FAMILY / GENERATION / FAMILY TREE DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фокина Ольга Леонидовна

Представлен опыт организации исследовательской деятельности младших школьников по воссозданию своей родословной с использованием альбома «Моя родословная» как инструмента освоения одноимённой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF ORGANIZING RESEARCH WORK OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE STUDY OF THEIR PEDIGREE

The experience of organization of research activity of younger school-children in examine of their bloodline is shown. Given the technique to forming the family tree album.

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ»

УДК 908; 37.035; 373.3

О. Л. Фокина

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СВОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ

Представлен опыт организации исследовательской деятельности младших школьников по воссозданию своей родословной с использованием альбома «Моя родословная» как инструмента освоения одноимённой программы.

The experience of organization of research activity of younger school-children in examine of their bloodline is shown. Given the technique to forming the family tree album.

Ключевые слова: воспитание, исследовательская деятельность, краеведение, родословная, семья, поколения, оформление родословной.

Keywords: education, research activity, local history, bloodline, family, generation, family tree design.

Сегодня социальная ситуация в обществе изменяется столь стремительно, что проблема личности выдвигается на первый план. Государству требуются социально мобильные люди, способные на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания. Для получения душевно и физически здорового, нормально функционирующего общества необходимо позаботиться о нравственном здоровье каждого его члена.

Нами разработана программа «Моя родословная», целью которой является создание условий для гармоничного развития личности ребёнка в процессе изучения и восстановления своей родословной.

Программа является одним из этапов комплексного изучения родного края школьниками младших классов. Мы изучаем историю края через историю людей, в нём живущих.

Программа «Моя родословная» предполагает личностный подход к истории. В течение четырёх лет каждый ребёнок составляет альбом «Моя родословная». Можно сказать, что он пишет книгу: Сам! О себе! Для себя!

Для заполнения каждой страницы требуется большая подготовительная работа. Тематика занятий самая разнообразная. Дети изучают имена и фамилии родных, родственные отношения, семейные традиции и реликвии, профессии родных, места проживания предков, собирают семейные легенды и предания.

Изучение темы «Моя родословная» позволяет развить индивидуальные творческие способности обучающихся, расширить полученные знания и закрепить приобретенные исследовательские навыки. Постепенно в процессе заполнения страниц альбома учащиеся включаются в поисковую деятельность. Самостоятельно и с помощью взрослых собирая материал из разных источников (см. приложение 1 и 2), они учатся работать с информацией. Опрос родственников, изучение документов семейного архива, поиск старинных фотографий, описание семейных реликвий - всё это помогает стать настоящими исследователями и проявить свою творческую фантазию.

Лучшие работы выливаются в настоящие исследования, с которыми дети выступают на различных конференциях (школьных, городских и региональных), занимая призовые места.

В процессе занятий сочетаются разные виды деятельности. Методика их проведения предусматривает теоретическую подачу материала с использованием наглядности, посещение музеев, выставок, а также практическую деятельность, которая является базой для закрепления информации. В течение всего курса дети выполняют творческие задания и заполняют индивидуальные альбомы «Моя родословная». Дидактическая цель построения материала -«от простого к сложному».

Большое внимание уделяется игровой деятельности. Основной задачей при организации игровой деятельности является включение в игру всех детей, создание условий для развития. Хорошим помощником в этом является использование игры-лото. Лото может применяться при изучении нового материала, для закрепления, а также для проверки знаний учащихся.

На занятиях используются как уже известные игры («Символика Вятского края», «Этнография», «Путешествие по Вятскому краю» и т. п.), так и созданные самими учащимися. Сложность при изучении родственных связей подтолкнула к созданию лото «Кто кому кто?». Лото «Мои любимые народные промыслы Вятки» знакомит учащихся с различными ремеслами Вятского края.

Совместная подготовка к проведению календарных праздников и других массовых мероприятий реализуется по принципу сотрудничества (педагога, детей, родителей). В процессе межличностных отношений реализуется потребность ребёнка в общении, формируется его мировоззрение. Дети учатся активно мыслить и применять полученные знания в творческом процессе.

В течение всего курса практикуется метод проектов. Это сплачивает детей и родителей, развивает умение работать в команде, обеспечивают интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, критическое мышление. Примеры проектов: «Любимые игрушки моих родных», «Что читали мои родные в детстве?», «Имена и фамилии родословной», «Мы бережно храним...», «Мы вместе с родными», «Школьные годы», «Семейные истории», «Мои родные в годы Великой Отечественной войны», «Чей прадед старше?», «Составляем герб», «Улицы, которые нас окружают» и т. д.

В результате освоения программы «Моя родословная» обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения в области истории, ономастики, геральдики, генеалогии.

Итогом всего курса является создание каждым ребёнком альбома «Моя родословная», а также презентации лучших работ учащихся по отдельным темам. По результатам проделанной работы обучающиеся составляют родословные древа по восходящей и нисходящей линиям. Защита родословных проходит в форме презентаций или устных выступлений. Некоторые учащиеся в своих изысканиях доходят до У1-УН колена и могут рассказать о 150-летней истории рода.

Особенность программы «Моя родословная» и организация в её рамках исследовательской деятельности в том, что изучение истории своей семьи и рода не ограничивается рамками начальной школы. Обучающиеся могут продолжить свои исследования в старших классах. Возможно, это станет увлечением на всю жизнь.

Учебно-тематический план

Объединение «Моя родословная» По годам обучения (1-4-й), недельная нагрузка - 1 ч

№ п/п Количество часов

Тема по годам обучения

1 2 3 4

1 Вводное занятие 1 1 1 1

Инструктаж по технике безопасности 1 1 1 1

2 СемьЯ (Я и моя семья) 8 8 8 8

Имя, отчество, фамилия 2 2 2 2

Родство 2 2 2 2

Семейные традиции 2 2 1 1

Родословная 1 1 2 2

Основные понятия генеалогии 1 1 1 1

3 ДрузьЯ (Я и общество) 3 2 1

Мои друзья 1 — — —

Моя школа 1 1 — 1

Мой район 1 1 2 —

4 ВЯтка (Я, моя малая родина) 6 6 6

История и развитие края 1 1 1 1

Население 1 1 1 1

Народные промыслы 1 1 1 1

Знаменитые земляки 1 1 1 1

Вятская геральдика 1 1 1 1

Достопримечательности края 1 1 1 1

5 РоссиЯ (Я и моя страна) 5 5

Россия на карте 1 1 1 1

Прошлое государства 1 1 1 1

Праздники 1 1 1 1

Государственная символика 1 1 1 1

Российские города 1 1 1 1

6 ЗемлЯ (Я и моя планета) 5 3

Земля в прошлом 1 1 1 1

Природа 2 1 1 1

Туризм, элементы ориентирования 2 2 2 1

7 Исследовательская деятельность обучающихся по краеведческой тематике 1 3 2 4

8 Массовые мероприятия, экскурсии 6 6 6 6

9 Обобщающее занятие 1 1 1 2

Итого: 36 36 36 36

Литература для педагога

1. Альманах «Отечество». Вып. пятый : Родословие : программы, опыт, рекомендации для руководителей объединений в образовательных учреждениях / сост. Н. А. Александрова, Ю. А. Попович. М., 1998. 120 с.

2. Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. 3-е изд. М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2002. 160 с. : ил.

3. Бердинских В. А. Занимательное краеведение: вятский сундук : (пособие для учителя). Киров : Киров. обл. тип., 1996. 160 с.

4. Борисов (Ильин) И. В. Родовые гербы России. М. : Виктория, Янтарный Сказ, 1997. 216 с. : цв. ил.

5. Бычкова М. Е. Что значит именно родные. М. : «Богородский печатник», 2000. 152 с. : ил.

6. Веселовский С. Б. Ономастикон. М., 1974.

7. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. М., 2001.

8. Город Киров : краткая адресно-справочная книга-путеводитель по городу / сост. Д. А. Дороничев. Киров, 1989.

9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. СПб. : ТОО «Диамант», 1996.

10. Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздниках, пословицах и приметах / сост. Н. И. Решетников. М., 2002. 464 с.

11. Мартышин В. С. Твоя родословная : учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). М. : «Школьная Пресса», 2000. 224 с. («Воспитание школьников». Б-ка журнала. Вып. 12).

12. Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993.

13. Первое наследство. (Русские фамилии. Календарь именин.) Иваново, 1992.

14. Об ангеле-хранителе / сост. Н. Будур. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 320 с.

15. Пономарев В. Ф. Народные игры, забавы, ристания на Вятке : руководство по народным играм. Киров : Вят. лит.-худож. изд-во, 1991.

16. Слейтер С. Геральдика : иллюстрированная энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. / пер. И. Жилинской. М. : Изд-во ЭКСМО, 2005. 264 с. : ил.

17. Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских фамилиях. СПб. : Авалонь, Азбука-классика, 2008. 288 с.

18. Суперанская А. В. Словарь русских имен. М. : Изд-во ЭКСМО, 2005. 448 с. (Школьные словари).

19. Тинский А. Г. Вятская мозаика. Киров : Акционерная компания «Артекс», Волго-Вят. кн. изд-во, Киров. отд-ние, 1994. 192 с. : ил.

20. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии : пер. с англ. / общ. ред. Б. А. Успенского. 2-е изд., испр. М. : Изд. группа «Прогресс», 1995. 448 с.

21. Чичагов В. К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. М. : Учпедгиз, 1959.

22. Энциклопедия земли Вятской : в 10 т. / редкол.: В. А. Ситников (пред.) и др. Киров, 1995-2010.

Литература для учащихся

1. Ведина Т. Ф. Словарь фамилий. М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. 544 с.

2. Веселовский С. Б. Ономастикон. М., 1974.

3. Вятская азбука : энциклопедия для детей. Киров, 2005. 112 с.

4. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. М., 2001.

5. Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздниках, пословицах и приметах / сост. Н. И. Решетников. М., 2002. 464 с.

6. Мартышин В. С. Твоя родословная : учеб. пособие по изучению истории семьи и составлению родословной (серия «Духовно-нравственные основы семьи»). М. : «Школьная Пресса», 2000. 224 с. («Воспитание школьников». Б-ка журнала. Вып. 12).

7. Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993.

8. Первое наследство. (Русские фамилии. Календарь именин.) Иваново, 1992.

9. Об ангеле-хранителе / сост. Н. Будур. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 320 с.

10. Слейтер С. Геральдика : иллюстрированная энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. / пер. И. Жилинской. М. : Изд-во ЭКСМО, 2005. 264 с. : ил.

11. Суперанская А. В. Словарь русских имен. М. : Изд-во ЭКСМО, 2005. 448 с. (Школьные словари).

12. Унбегаун Б.-О. Русские фамилии : пер. с англ. / общ. ред. Б. А. Успенского. 2-е изд., испр. М. : Изд. группа «Прогресс», 1995. 448 с.

13. Успенский Л. В. Ты и твоё имя. Рассказы об именах. М. : Армада-пресс, 2002. 320 с. : ил. (Что в имени?..).

14. Хлынов. Вятка. Киров : путеводитель по улицам города / сост. Г. Емельянова. Киров : Лобань, 2009. 303 с.

15. Энциклопедия земли Вятской : в 10 т. / редкол.: В. А. Ситников (пред.) и др. Киров, 1995—2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.