Научная статья на тему 'Особенности организации генеалогических исследований школьниками'

Особенности организации генеалогических исследований школьниками Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2634
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бабушкина Ольга Юрьевна

Многие педагоги пытались привлечь своих учеников к генеалогическим исследованиям, но по разным причинам оставляли это увлекательное и познавательное занятие. Попробуем обобщить основные проблемы изучения своей родословной школьниками в образовательном учреждении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации генеалогических исследований школьниками»

Особенности организации генеалогических исследований школьниками

Бабушкина

Ольга Юрьевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, г. Курган

Многие педагоги пытались привлечь своих учеников к генеалогическим исследованиям, но по разным причинам оставляли это увлекательное и познавательное занятие. Попробуем обобщить основные проблемы изучения своей родословной школьниками в образовательном учреждении.

Во-первых, утеряно воспитательное значение генеалогических знаний, передача и сохранение которых испокон веков считалось делом чести, уважалось и поддерживалось. На примерах из истории рода изучали не только историю страны, но и познавали, что такое достойная жизнь, что такое подвиг, какие черты характера были в роду, какие достижения и ценности передавались из поколения в поколение. Называть современных школьников Иванами родства не помнящими не совсем этично со стороны взрослых, так как отношение к своему роду -это не врожденное качество, а результат воспитания.

Во-вторых, школа и семья на протяжении почти всего ХХ столетия, к сожалению, существовали параллельно. Являясь самостоятельными социальными институтами, они оказывали свое воспитательное воздействие на ребенка. Традиционно советская школа манифестировала идею одинаковости. Школьный лозунг «ученики все равны» интерпретировался не как выражение идеи равенства, а как идея уравниловки. А ведь изучение своей родословной выдвигает человека на другой уровень сознания, где появляется чувство собственного достоинства, гордость за своих предков, приходит понимание уникальности семьи и каждого ее представителя. Поэтому так сложно на практике осуществить полный систематический курс по составлению своей родословной школьниками. Чаще всего, знакомство с генеалогией ограничивается классным часом по составлению родословного древа или небольшим спецкурсом в старших классах, на котором ученики знакомятся с методическими приемами изучения родословных на примере известных фамилий: А.С. Пушкина, И.В. Сталина и других.

Однако в данном направлении есть довольно радужные перспективы, обусловленные государственной поддержкой гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Приняты государственные программы и концепции по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации, в рамках которых происходят различные конкурсы и разрабатываются подпрограммы, в частности, программа

«Древо жизни», разработанная в Федерации детских организаций; подпрограмма «Моя родословная», входящая в Программу туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»; «Родословие» - целевая программа с 1998 года и многие другие. Проходит множество конкурсов исследовательских работ школьников различного уровня, посвященных генеалогии. Изучение своей родословной школьниками сегодня возможно и в качестве самостоятельного курса.

На основе анализа детских работ можно сделать первые выводы. В генеалогических исследованиях учащихся определилось три направления:

1) изучение своего рода, своей семьи, отдельных представителей рода;

2) изучение истории своего рода, отдельных его представителей, упоминающихся или известных в науке или литературе;

3) изучение известного рода (отдельных представителей), не родственного автору, однако, по какой-либо причине заинтересовавшего исследователя.

Причины, которые побудили школьников к генеалогическим исследованиям:

1) при изучении своей родословной:

- продолжение работы, начатой кем-либо из родственников;

- желание самостоятельно создать историю своего рода, оставить после себя память грядущим поколениям;

- стихийный интерес к судьбе кого-либо из родственников, желание узнать больше о жизни общества.

2) при изучении «чужой» родословной:

- интерес к историческим деятелям, желание узнать неизвестные факты прошлого;

- интерес к землякам, знаменитым однофамильцам;

- частое упоминание в учебниках, литературе разных представителей одного рода;

- коллективный поиск.

Кроме того, стимулом для исследования являются:

- интерес со стороны родителей;

- задания педагога;

- участие в конкурсах и конференциях.

При проведении генеалогических поисков учащимися используются все доступные им методы исследовательской работы:

• знакомство с литературой по интересующей проблематике, включая научные и публицистические материалы;

• изучение документов по истории своего рода в архивах, библиотеках и музеях как государственных, так и домашних (семейных);

• интервьюирование, анкетирование родственников, знакомых, других людей, обладающих интересующей информацией;

• переписка, оформление запросов в организации;

• фотографирование, видеосъемка;

• консультации со специалистами;

• анализ полученной информации, сравнение фактов, уточнение и проверка информации;

• обобщение собранного материала;

• составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала.

Многим юным исследователям приходится обращаться за справками и консультациями в государственные архивы, библиотеки и музеи. Правда, здесь подростки сталкиваются с рядом трудностей. Часто школьник не представляет, какие сведения могут иметься в том или ином хранилище (где, в каком учреждении содержится нужная информация), не может четко сформулировать, какой материал он хочет найти, какие документы нужны ему для работы. Целый комплекс проблем связан и с организацией архивного поиска, в частности, это:

• отсутствие умения ориентироваться в архиве, работать с архивными документами;

• незнание церковнославянского и дореформенного русского языка, на котором велись записи до 1918 года.

Тем не менее, учащиеся с увлечением занимаются генеалогическими исследованиями. В основном их поиски хронологически охватывают только ХХ столетие, но некоторые юные генеалоги находят сведения о своих предках XIX и XVIII веков.

Таким образом, существуют объективные проблемы и определенные особенности в организации генеалогического поиска среди школьников. Однако позитивное отношение к изучению родословной как к элементу гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, повышение компетентности в вопросах генеалогии педагогов, а также увлеченность учащихся и их семей дают положительный результат. Одним из вариантов овладения школьниками методикой генеалогического поиска можно считать программу факультативного курса «Моя родословная», апробированную в 10 классе в гимназии № 31 города Кургана.

Программа факультативного курса «Моя родословная»

Пояснительная записка

На протяжении столетий семья являлась самым прочным звеном общества и наиболее эффективным средством сохранения культуры народа. Именно в семейном быту, в закрепленном обычаем порядке повседневной жизни хранится и передается из поколения в поколение не только биологическая, но и социальная наследственность. Национальные традиции, менталитет проявляются в семейных взаимоотношениях, в стерео-

типах поведения родителей, которое является своеобразной проекцией опыта предков. Следовательно, особое значение для воспитания подрастающего поколения приобретают знания о прошлом своей семьи.

При составлении своего родословного древа школьником могут руководить разные мотивы. В нашей программе основной акцент сделан на формирование духовности и нравственности современных школьников. Отсюда и основные направления, которые необходимо реализовать при организации генеалогического поиска:

• аксиологическое: уважение семейных традиций, принятие ценностей поколений, патриотизм;

• когнитивное: введение терминов и понятий, знакомство с новыми дисциплинами;

• деятельностное: умение анализировать источники, хранить и представлять генеалогическую информацию в доступной форме.

Цели программы:

• развитие чувства преемственности, исторического единства со своим родом;

• восстановление разорванной связи времен между поколениями своего рода;

• постижение глубинного смысла жизни своего рода и себя как части этого рода;

• изучение основ генеалогии;

• овладение методикой сбора, хранения и обработки генеалогической информации;

• создание родословной и ее презентация.

Программа факультативного курса «Моя родословная» рассчитана на учащихся старших классов и носит практико-ориентированный характер: из 34 часов более половины отводится на практические занятия - сбор, обработку и обучение сохранения генеалогической информации. При изучении каждой темы предполагается образовательный продукт - конспект, сообщение, таблица (древо).

Логика курса продиктована приоритетом воспитательных целей. Сначала необходимо увлечь ребенка, сформировать мотивацию для дальнейшего поиска. Поэтому изучение истории своего рода начинается постепенно - со знакомства, с определения значения собственного имени и фамилии; с изучения исторических типов семьи в России, которые формировались под влиянием сословной структуры российского общества. После того, как ребенок осознал, что история его семьи - это частица многовековой истории нашей Родины, в которой, словно в капле воды, отражается величие океана, можно переходить к методическим приемам сбора и оформления генеалогического древа. Следует учесть, что мотивационная готовность у детей может быть различной, как и уровень знаний об истории

V >

своей семьи, поэтому знакомство с источниками и методикой сбора, хранения и обработки генеалогической информации может осуществляться для некоторых обучающихся фактически с первого занятия. Индивидуальная траектория изучения своего рода обусловлена темой программы данного курса, поэтому деление на разделы и подтемы можно считать условным.

Примерный учебно-тематический план факультативного курса «Моя родословная»

Наименование темы Количество часов Образовательный продукт

лекции практические занятия всего

Введение. I. История развития генеалогии 1 - 1 Конспект

II. Происхождение собственного имени и фамилии 2 8 10 Карта «фамилий» села (города). Сообщение об истории происхождения собственного имени и фамилии

III. Историческое развитие семьи в России 2 4 6 Конспект. Сообщение об одном из типов семьи в России

IV. Сословная структура российского общества 1 1 2 Таблица

^Основные источники по составлению родословной 1 2 3 Критика архивного источника по генеалогии

VI. Методика сбора, хранения и обработки генеалогической информации 2 8 10 Составление родословной

VII. Итоговое занятие - 2 2 Презентация результатов работы

Всего 9 25 34

Содержание программы

Введение

Знакомство с целями и задачами курса. I. История развития генеалогии

Генеалогия как вспомогательная историческая дисциплина; учение о роде. Философские и научные основы генеалогии. Цель и задачи генеалогического исследования.

История развития отечественной генеалогии. Генеалогические известия в летописях. Родословные росписи XV в. Бархатная книга. Научная генеалогия в XVIII в.: В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, М.Г. Спиридонов. Л.М. Савелов - крупнейший генеалог России в начале ХХ в. Деятельность Историко-родословного общества и Русского генеалогического общества. Развитие русской генеалогии в эмиграции. Основные проблемы развития генеалогии в ХХ в.

1. 2.

3.

4.

Вопросы для изучения и освоения учебного материала Что вы понимаете под словом «генеалогия»? Каковы цели генеалогических исследований в XV веке? А в XXI? Если существует разница, то чем она обусловлена? Выразите свое отношение к высказыванию: «Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую» (А. Каррель).

Используя дополнительную литературу, составьте биографический очерк об одном из русских генеалогов.

II. Происхождение собственного имени и фамилии

Языческие имена. Христианские имена. Прозвища. Причины появления фамилий на Руси. Орфография русских фамилий, их графическое оформление. Сословные особенности русских фамилий. Русские фамилии в советский период. Ономастика.

География фамилий. Выявление фамильных гнезд на территории области или края.

История происхождения собственного имени и фамилии.

Вопросы для изучения и освоения учебного материала: Почему такое большое значение уделялось имени и фамилии человека в Древней Руси?

Что обозначает слово «имярек» в современном русском языке?

Что обозначает ваше имя? Каково его происхождение? Какие фамильные гнезда распространены в вашем населенном пункте? На основе выявления составьте «фамильную» карту своего села (города). Что вы знаете о происхождении своей фамилии? Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о собственном имени и фамилии.

1.

Радзивилловская летопись, л. 49 об.

III. Историческое развитие семьи в России

Уклад семейной жизни в XVI веке. «Домострой». Петровские преобразования семейной жизни. «Указ о дураках» 1722 года, его значение для семейного законодательства Российской империи.

Влияние либеральных тенденций на социальное развитие России XIX века, на патриархальный уклад семейной жизни.

Семья в советский период отечественной истории: опора на патриархальные устои и традиции. Кризис современной семьи.

Вопросы для изучения и освоения учебного материала: 1. Охарактеризуйте семью XVI века на основе отрывков из текста одного из самых известных произведений древнерусской литературы.

«Домострой». Глава двадцать пятая «Наказ мужу, и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить»: «Следует тебе самому, господину, учиться и жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать чужого, не

Домострой. Юности честное зерцало. -М., «ДАРЪ», 2006. С. 78-79.

наушничать, неосуждатъ, небражничать, не высмеивать, непомнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к равным - дружелюбным, а к младшим и убогим - приветливым и милостивым. Со всяким управляться без волокиты и особенно в оплате не обижать работника, всякую же обиду с благодарением претерпеть Бога ради: и поношение, и укоризну. Если поделом поносят и укоряют, с любовью это принимай и от такого безумия не отвращайся, а в ответ не мсти. Если же ни в чем не повинен, за это милость от Бога получишь. А домочадцев своих учи страху Божию и всякой добродетели, и сам то же делай, и вместе получите от Бога милость. Если же небрежением и нерадением твоим сам или жена твоя, наставленьем твоим обделенная, согрешит или зло перед Богом сотворит, или домочадцы твои, мужчины и женщины, и дети твои грех какой совершат, твоего наставленья не имея: брань, воровство или блуд, и всякое зло сотворят, -все вместе по делам своим примете: зло сотворив - муку вечную, а добро сотворишь ты, и те, кто с тобою - вместе с ними заслужишь жизнь вечную; тебе даже больший венец будет, ибо не об одном себе имел попечение перед Богом, но и ближних с собою ввел в жизнь вечную»1.

2. Отличительные особенности семейной жизни в XIX веке. Чем были обусловлены изменения?

3. Кто должен быть, по вашему мнению, главой семьи? Кто должен заниматься воспитанием детей в современной семье? Сопоставьте ответы с историческим прошлым российской семьи и сделайте выводы о трансформации семьи и брака в современной России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. На примере русской литературы или истории собственной семьи подготовьте сообщение об одном из типов семьи в России.

IV. Сословная структура российского общества

Характеристика понятия «сословие». Формирование сословий в России (Х^! вв.).

Привилегированные неподатные сословия - дворянство, казачество, духовенство, гильдейское купечество. Непривилегированные податные сословия - мещане и крестьянство. Вопросы для изучения и освоения учебного материала

1. Что такое «сословие»? Чем сословия отличаются от других социальных групп?

2. Причины формирования сословной структуры российского общества?

3. Используя дополнительную литературу, составьте таблицу «Сословия российского общества и их трансформация. XI - XX вв.», в которой отразите следующие положения:

- наименование сословия;

- неподатное (привилегированное) или податное (непривилегированное) сословие.

- хронологические рамки возникновения.

- краткая характеристика.

К какому сословию принадлежали ваши предки? Что вы знаете об этом сословии?

V. Основные источники по составлению родословной

Устные и письменные источники по составлению родословной: степень достоверности. Классификации генеалогических источников (прямые и косвенные), по сословной принадлежности.

Ревизские сказки. Метрические книги. Исповедные росписи. Формулярные списки. Клировые ведомости.

Генеалогические источники ХХ столетия: похозяйствен-ные и домовые книги, свидетельства о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, о перемене имени, об усыновлении, о смерти.

Практическое занятие: Экскурсия в государственные архивы и знакомство с документами, содержащими генеалогическую информацию. Критика архивного документа (метрической книги) по определенному плану:

1. Как называется этот документ?

2. Кем создан документ?

4. Когда создан этот документ, и для каких целей?

5. Каковы его внешние характеристики (качество бумаги, сохранность т. п.)?

6. Какую генеалогическую информацию (даты рождения, смерти, бракосочетания) Вы можете почерпнуть из данного источника для своего исследования?

VI. Методика сбора, хранения и обработки генеалогической информации

Работа с семейным архивом. Сбор первичной информации (анкетирование).

Родословная роспись: методика составления и фиксации генеалогической информации. Два вида оформления родословий: восходящее и нисходящее.

Приемы оформления генеалогической информации: родословное древо, родословная таблица (горизонтальная, кругообразная).

Вопросы для изучения и освоения учебного материала: 1. На основе анкетирования заполните листы на каждого родственника (родители, братья, сестры, дедушки, бабушки). «Лист родственника» предназначен для конкретной персоны и содержит краткую информацию: фамилия, имя, отчество; основные даты жизни; фотография. На оборотной стороне листа необходимо указать номер родственника, который будет потом фигурировать во всех документах; основные источники получения информации и интересные (для составляющего родословную) биографические сведения. «Лист родственника»

помещается в специальную папку, которую условно можно назвать Родословная книга. 2. На основе Родословной книги составьте родословную роспись. Можно представить ее в таблице:

3. Полученные сведения можно оформить изначально в виде восходящей схемы, т. е. от лица составляющего родословную, а затем в виде нисходящей схемы - от самого старшего родственника. Родословную схему можно составить при помощи компьютерной программы, а можно нарисовать вручную и художественно оформить в виде родословного древа.

4. Составьте «Календарь семейных памятных дат». Памятными семейными датами являются: дни рождения, именины, дни поминовения, дни свадьбы. Календарь является самостоятельным документом, составляется он ни на один год, а на всю жизнь, и со временем представляет собой одну из самых уникальных семейных реликвий. В календаре не проставляются годы и дни недели, а указываются только месяц, числа и основные события.

Календарь семейных памятных дат

Январь

Число Семейные памятные даты

1 День рождения Иванова Петра Ивановича, отца

5. Материалы, содержащие дополнительную информацию об истории семьи, ксерокопии, фотографии помещаются в отдельную коробку, либо папку. Условно можно назвать ее «Семейная шкатулка», которая поможет школьнику проиллюстрировать свой рассказ на итоговом занятии. В качестве иллюстрации своего рассказа школьники могут также использовать материалы книги «Мой род в истории».

VII. Итоговое занятие: презентация результатов работы

Особое значение имеет форма представления результатов генеалогического исследования. Обычно устные доклады, посвященные истории одного рода, школьниками воспринимаются с трудом, поэтому форма итогового занятия по курсу «Моя

родословная» может быть нетрадиционной. Для образного и эмоционального представления результатов проведенного исследования можно использовать знаки отличия по аналогии с государственной символикой - родовой герб, знамя или гимн.

Рекомендуемые формы проведения итогового занятия:

- круглый стол;

- конференция;

- имитационно-ролевая игра «Путешествие на машине времени»;

- фестиваль исторических фильмов;

- фотовыставка «Семейный альбом» (может быть самостоятельным занятием, а может быть и иллюстративным сопровождением при защите реферата);

- эстафета поколений (на итоговое занятие приглашаются члены семей в качестве жюри, почетных гостей). Результаты, полученные в ходе работы факультатива, могут быть оформлены в виде реферата или доклада для выступления на конференции; опубликованы в местной печати. Иллюстративные материалы могут быть использованы в качестве оформления мероприятия, посвященного теме семейного воспитания школьников. В любом случае эти материалы пополнят ученическое портфолио. При этом очень важно, чтобы ребенок при написании истории своего рода осознал, что он создает не очередное школьное сочинение, а важнейший исторический документ, который будет, как минимум, храниться в его семье и передаваться из поколения в поколение. Ид

Рекомендуема литература:

1.

2.

3.

4.

7.

Акиньшин А., Наумов. О. Леонид Михайлович Савелов - общественный деятель и генеалог // Савелов Л.М. Из воспоминаний. 1892 - 1903 . Воронеж, 1996. Аксенов А.И. Генеалогия // Вопросы истории. 1972. № 10. Аксенов А.И. Генеалогия и российское купечество // Отечественная история. 1998. № 6.

Аксенов А.И. Л.М. Савелов и русская генеалогическая мысль // Культурное наследие Российской эмиграции. 1917-1940. Кн. 1. М., 1994.

Андреева Т.В. Работы П.М. Строева по генеалогии // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XV. Л., 1983.

Антонов Д.Н., Антонова И.А. Метрические книги: время собирать камни // Отечественные архивы. 1996. № 4, 5. Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе. М., 1994.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. 22.

23.

24.

25.

26.

Борисенко М.В. Архивная сеть учреждений и поиск материалов по учету сельских жителей России советского периода // Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1998. Вып. 9.

Борисенко М.В. Первая перепись населения Российской империи 1898 г. как источник по истории крестьянских семей // Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1995. Вып. 3.

Борисенко М.В. Первые уроки генеалогии в школе // Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1995. Вып. 4.

Быкова Л.А. Генеалогические информационные системы США. Аннотированный справочник. СПб., 2000. Бычкова М.Е. Родословные книги XVI-XVII вв. как исторический источник. М., 1975.

Бычкова М.Е. Генеалогия в советской исторической литературе / / Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. VII. Л., 1976.

Бычкова М.Е. Некоторые задачи генеалогического исследования // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XIV. Л., 1983.

Бычкова М.Е. «Что значит именно родные...». М., 2000. Бычкова М.Е. О том, как собрать досье для составления родословия семьи // Родина. 1991. № 5.

Веселовский, С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. - М., 1977.

Гончаров Ю.М. Историческое развитие семьи в России в XVIII - начале ХХ века // Преподавание истории в школе. 2001. № 7.

Гончаров, Ю.М Купеческая семья второй половины XIX -начала XX вв. (по материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). М., 1999. Громыко М.М Мир русской деревни / М.М. Громыко. - М., 1991.

Домострой. Юности честное зерцало. - М., «ДАРЪ», 2006. Зауральская генеалогия: Сборник научных трудов - Курган: Изд-во КГУ, 2000.

Зауральская генеалогия: Сборник научных трудов - Курган: Изд-во КГУ, 2006.

Извеков И., Померанцев А, Смирнова М Элективный курс «Генеалогия и история семьи» //Народное образование. № 5. 2006. История России: Атрибуты государственности: Учебное пособие. А.А. Резник (отв. ред.), В.А. Лимонов (зам. отв. ред.), О.А. Сербина и др. - СПб.: ООО «Петропресса», 1997. Кабузан В.М Народонаселение России в XVШ-первой половине XIX в. (по материалам ревизий). М., 1963. Калистратова Э.А. Основы науки о родстве. Учебно-методическое пособие. - Екатеринбург, 2002.

27. Карпова Н.П. География. Листая страницы семейного альбома. 8-9 кл.: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.

28. Карпова Н.П. География. Листая страницы семейного альбома. 8 - 9 кл.: рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2007.

29. Кобрин, В.Б. Перспективы развития генеалогических исследований // Генеалогические исследования. - М., 1994.

30. КовальченкоИ.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. Часть I. Гл. 3.

31. Курносое А.А. К вопросу о природе видов исторических источников // Источниковедение отечественной истории: 1976. М., 1977.

32. Левин Ю. Алгебра родства // Наука и жизнь. 1982. № 8. С. 92.

33. Лукашевич А.А. Модернизация формуляра документа государственного делопроизводства законодательством первой четверти XVIII века // Исследования по источниковедению истории России дооктябрьского периода: Сб. статей. М.,1993.

34. Мартышин В.С. Твоя родословная: Учебное пособие. - М.: Школьная пресса, 2000.

35. Материалы 1-й Уральской родоведческой научно-практической конференции (15-16 ноября 2003 г., Екатеринбург). - Екатеринбург, 2007.

36. Материалы третьей Уральской родоведческой научно-практической конференции (15-16 ноября 2001 г., Екатеринбург). - Екатеринбург, 2003.

37. Медушевская О.М. О проблемах генеалогии // Советские архивы. 1989. № 6.

38. Медушевская О.М. Теория источниковедения // Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория, история, метод. Источники российской истории. М., 1998. Часть I. Раздел 1.

39. Милов Л.В., Булгаков М.Б., Гарскова И.М. Тенденции аграрного развития России первой половины XVII в.: Историография, компьютер и методы исследования. М., 1986.

40. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири XVIII - первой половины XIX в. Новосибирск, 1979.

41. Миронов Б.Н. Исповедные ведомости - источник о численности и социальной структуре православного населения России XVIII-первой половины XIX в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1989. Т. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (VIII - ХХ вв.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства Т. 1. - СПб., 1999.

43. Миронов Ю.Ф. Родословная в православной семье: методическое пособие. - Санкт-Петербург.: Изд-во «Всемирное слово», 2006.

44. Мой род в истории. Учебное пособие для основной школы. Автор - составитель А.Г. Мосин. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.

45. Мосин, А.Г. Уральский исторический ономастикон. - Екатеринбург.: изд-во «Екатеринбург», 2001.

46. Моя родословная. Учебное пособие для начальной школы. Автор - составитель В.С. Василевская. М.: Вита-Пресс, 1999.

47. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.: Школа-Пресс, 1993.

48. Онучин А.Н. Твое родословное древо. Практическое пособие по составлению родословной. - Пермь: Изд. Ассоциации генеалогов-любителей, 1992.

49. Папушин А. Род, или как самому составить родословное древо // Семья, 1991. № 21.

50. Петрова Н.Г. Программа курса «Введение в историю» // Преподавание истории в школе. 1993. № 1. С. 44.

51. Петрова О.В. О развитии генеалогической методики // Исследования по источниковедению истории СССР. Дооктябрьский период. М., 1988.

52. Петровский Н.А. Словарь русских имен / Н.А. Петровский. -М., 1966.

53. ПосоховЕ.И., Куделко, С.М. Программа факультатива «В мире вспомогательных исторических дисциплин» // Преподавание истории в школе. 1991. № 3. С. 121.

54. Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М., 1984.

55. Прохоров М.Ф. О методике составления крестьянских родословных // Летопись ИРО. 1997. № 4-5.

56. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.

57. Резун Д.Я. Родословные сибирских фамилий: история Сибири в биографиях и родословных. Новосибирск, 1993.

58. Романова С.Н. Исследование генеалогической информации в государственных архивах России // Вестник архивиста. 1997. № 5.

59. Романова С.Н., Глуховская, И.И. Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информацию (XVI в. -1917 г.) // Вестник архивиста. 1998. № 4-6.

60. Рыбаков Ю.Я. Промышленная статистика России XIX в.: Источниковедческое исследование. М.. 1976.

61. Рыхляков, В.Н. Генеалогия как средство воспитания и образования // Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1996. Вып. 4.

62. Рыхляков В.Н. Об особенностях генеалогического поска материалов ХХ века // Известия Русского генеалогического общества. СПб., 1998. Вып. 9.

63. Савелов Л.М. Лекции по русской генеалогии. - М.: Изд-во «Археографический центр», 1994.

64. Свищев П.А. Генеалогия и краеведение // Земля Курганская: прошлое и настоящее. Курган, 1993. Вып. 6.

65. Свищев П.А. Методические рекомендации и материалы по использованию генеалогии в курсе России (досоветский период) для студентов-историков. Курган, 1993.

66. Свищев П.А. Проблемы интерпретации генеалогических источников // Генеалогический вестник. Выпуск 8. -Спб., 2002.

67. Серков В.Т. В потоке времени. - Курган, 2005.

68. Смирнов М.И. Возможности компьютерной обработки генеалогической информации (опыт разработки и практика использования) // Летопись ИРО. 1997. № 4-5.

69. Совков Д.М. К вопросу о сфере применения традиционных форм репрезентации, обработки и хранения генеалогического материала // Зыряновские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Курган, 22 - 23 ноября 2006 г.). Курган: Изд-во КГУ, 2006.

70. Совков Д.М. Возможности данных метрических книг XVIII - начала ХХ веков при изучении брачного поведения населения южного Зауралья (на примере данных церквей Примиассья) //II Емельяновские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (1112 мая 2007 г.) - Курган: Изд-во КГУ, 2007.

71. Справочник личных имен народов РСФСР. - М.: Рус. яз., 1979.

72. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.: От рукописи к книге. М., 1991.

73. Тартаковский А.Г. Социальные функции источников как методологическая проблема источниковедения // История СССР. 1983. № 3.

74. Унбегаун Б.О. Русские фамилии. Изд. 2-е. - М., 1995.

75. Усков, И.Ю. Отечественная генеалогия. Учебное пособие. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.

76. Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод. М., 1983.

77. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 томах. - М. - С.-Пб.: Терра, Азбука, 1996.

78. Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых лет. М., 1992.

79. Чекунова А.Е Русское мемуарное наследие второй половины XVII-XVIII в.: Опыт источниковедческого исследования. М., 1995

80. Шаховский Д.М. Теория и практика генеалогического исследования // Историческая генеалогия. 1993. № 1.

81. Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: к вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Т. 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.