С.Н. Шихов
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РУССКИХ КРЕСТЬЯН ЕЛАБУЖСКОГО И САРАПУЛЬСКОГО УЕЗДОВ (XVIII - начало XX вв.)
Статья посвящена анализу познавательного потенциала архивных документов для генеалогических реконструкций. Обращено внимание на состояние российской и региональной историографии в указанной проблематике. На примерах прослеживается история некоторых семей.
Ключевые слова: архив, генеалогия, документ, историческая память, история семьи, малая родина, родословная, семейный ценности.
Интерес к истории Отечества закладывается в раннем возрасте не только в школе или учебных заведениях, но, прежде всего, в семье, когда ребёнок задаёт вопросы, спрашивает родителей о своих предках, бабушек и дедушек об их родителях, дедах и прадедах. Акция «Бессмертный полк» во время 70-летнего юбилея Победы ещё раз показала актуальность семейных ценностей и сохранения памяти предков среди миллионов наших соотечественников. Однако знание
Шихов Сергей Николаевич - магистрант Института истории и социологии Удмуртского государственного университета, преподаватель социально-экономических и гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования, краевед, член Ижевского отделения УРО РОИА (Российского общества историков-архивистов).
семейной истории большинством населения ограничивается, как правило, не более чем на три-четыре поколения и не простирается ранее XX в. Как заявил Президент РФ Д.А. Медведев на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2011 г., посвящённом подготовке к празднованию 1150-летию зарождения российской государственности: «...Практически три четверти населения нашей страны не знают своих предков, это печально. Многие равнодушны просто и к истории своего города или села. Да, сейчас интерес к этому пробуждается, но опять же, если сравнить ситуацию, допустим, с ситуацией в Западной Европе, да и во многих других частях света, там практически любой гражданин, не важно, какого он рода и звания, что называется, каковы его корни, может проследить своих предков на много колен назад. У нас это истёрли из памяти, тому были идеологические объяснения, как вы помните, просто отказывались иногда от родственников и от своего социального происхождения, как принято было говорить. Но на самом деле это часть нашей общей истории, и от отношения к своей семейной истории зависит отношение к истории государственной» [1].
Но история семьи - это не только близкие родственники, это история рода, представители которого ощущают свою причастность к прямому предку и другим представителям на протяжении многих поколений. Не зря в мусульманских семьях шежере (родословие) должно было быть не менее семи поколений, а в православных семьях, как указывает Е.М. Берестова, церковный брак запрещался до 5-й степени кровного родства [2, с. 59-60], из чего любой православный крестьянин должен был знать, как минимум, своих прадедов и прапрадедов (деды дедушек и бабушек), всех их потомков, родственников и свойственников.
Изучением истории рода и семьи занимается генеалогия - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая, по определению М.Е. Бычковой, «родственные связи между отдельными лицами и историю семей различного социального происхождения» [3].
Среди известных историков-генеалогов конца XIX - начала XX вв. можно выделить таких известных исследователей, чьи работы касались, в основном, изучения русского дворянства, как кн. Долгоруков Пётр Владимирович, кн. Лобанов-Ростовский Алексей Борисович, В.В. Руммель и В.В. Голубцов - авторы фундаментальных трудов по русскому дворянству в виде родословных книг), Баумгар-тен Николай Александрович и Экземплярский Андрей Васильевич изучали генеалогии Рюриковичей как в целом, так и их отдельные ветви, Савёлов Леонид Михайлович, который занимался историей мелкопоместного дворянства и впервые заложил теоретические основы научной генеалогии как вспомогательной исторической дисциплины, написав курс лекций по генеалогии [4, 5].
В 1920-е гг. изучение истории отдельных семей не столько дворянского или купеческого сословия, сколько представителей династий деятелей науки и искусства ещё продолжается и развивается по инерции. Например, в публикации Е.В. Пчелова семьи Пушкиных, гр. Толстых, декабристов, писателей и поэтов, деятелей науки и искусства анализируются как с точки зрения их генеалогии, так и медицинской генетики, позволяя проследить родственные связи знаменитостей [6]. Впоследствии тема генеалогии, евгеники и генетики оказалась под запретом вплоть до конца 1980-х гг. Авторы второй половины XX -начала XXI в. изучают историю семьи в контексте её принадлежности к определённому сословию (купечеству, дворянству или крестьянству), выявляя те или иные закономерности развития того или иного рода на фоне истории страны. Среди важных публикаций можно отметить научные диссертационные исследования А.С. Кулешова «Род Аксаковых в истории России: социогенеалогическое исследование» (Москва, 2010); Р.А. Гимазовой «Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби: конец XIX - начало XX веков» (Казань, 2004); И.В. Масловой «Купеческая династия Стахеевых: вторая половина XIX в. - 1917 г.» (Казань, 2000); И.В. Есиевой «Купеческая династия Ушковых: первая половина XIX в. - 1918 г.» (Казань, 2004). Широко известно имя А.И. Аксёнова - основоположника полномасштабного
научного изучения генеалогии российского купечества. М.Е. Бычкова подготовила ряд научных и популярных изданий по генеалогии. В.Б. Кобрин занимался вопросами опричнины и княжеско-боярской аристократии XV-XVI вв., и в 1984 г. опубликовал учебник по вспомогательным историческим дисциплинам, в том числе и генеалогии. И.Н. Извеков в диссертации «Формирование генеалогической культуры старшеклассников...» (2011 г.) показывает роль изучения истории семьи в процессе воспитания молодого поколения.
Несмотря на открытость архивов и бурный интерес к генеалогическому и краеведческому направлению за последние 25 лет на общероссийском уровне, в Удмуртии не было создано, в отличие от других регионов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Мурманская и Ярославская области и др.), историко-родословных или генеалогических обществ. Долгое время практически не было научных исследований по истории крестьянства русского происхождения Вятской губернии на современной территории Удмуртии (Глазовский и Сарапульский уезды, части Малмыжского и Елабуж-ского уезда). Среди изданных трудов по историко-родословной и краеведческой тематике хотелось бы в первую очередь отметить фундаментальный труд в виде коллективной монографии «Предпринимательские династии Камско-Вятского региона. XVIII-XX вв.». Книга посвящена судьбам более чем десяти прикамских купеческих династий, богато иллюстрирована оригинальными фотографиями XIX - начала XX вв., снабжена научно-справочным аппаратом, генеалогическими таблицами и родословными схемами [7, с. 250-266]. В 2009 г. Э.В. Алексеева, одна из соавторов указанной монографии, опубликовала более полный вариант родословной своих предков из ижевских фабрикантов и купцов отдельным изданием [8].
В конце 2013 г. Санкт-Петербургским генеалогом-любителем сарапульского происхождения А.А. Потаповым выпущена в свет книга «Истоки сарапульского родословия. Поколенная книга сара-пульских родов. Село Вознесенское - село Сарапул, на основе документов 1621-1780 гг.», где публикуются обработанный материал
в виде готовых посемейных списков по источникам РГАДА, ГАКО и НА РТ XVII-XVIII вв. [9, с. 10-118]. Вместе с электронным ресурсом (компакт-диском) «Удмуртское Прикамье по писцовым описаниям и подворным переписям XVII - начала XVIII веков» В.С. Чура-кова [10] труд А.А. Потапова является практически единственной возможностью для потомков первых жителей Сарапула поработать с источниками, не выезжая в архивы Москвы, Казани и Кирова.
Среди краеведов, историков-архивистов и генеалогов-любителей, работавших в ЦГА (г. Ижевск), НА РТ (г. Казань), ГАКО (г. Киров) и опубликовавших свои историко-родословные изыскания, можно выделить труды историка-краеведа и журналиста С.А. Жилина «Граховы - обыкновенная история. Семейно-генеалогический очерк», где автор впервые публикует не только факты семейной хроники Граховых, но и картину жизни русской крестьянской семьи XIX в. на основе архивных данных [11, с. 38-64], и «Старое Грахово», описывающий жизнь одноимённого села в XIX в. В приложении автор даёт список всех жителей села на март 1816 г. по материалам 7-й ревизской сказки [12, с. 148-153]. Краевед П.П. Фертиков в книге «Починок Патраковский - деревня Патраки...» [13, с. 118-163] публикует родословные росписи всех жителей деревни с 1863 по 2008 гг. на основе архивных материалов ЦГА УР и устного опроса потомков первых односельчан. Заслуживает огромного уважения труд С.Г. Шейдаевой, посвящённый не только своей родословной, но и анализу и происхождению фамилий русских людей, заселивших Бемышевский медеплавильный завод в XVIII-XIX вв. [14, с. 25-126]. Хотя вышеупомянутая монография С.Г. Шейдаевой была издана лишь в 2012 г., хорошо помню, как зимой 2000-2001 гг. в читальном зале старого здания ЦГА УР на улице Удмуртской г. Ижевска Светлана Григорьевна тщательно просматривала метрические книги и духовные росписи по Ф.72 «Свято-троицкой церкви Бемышевского завода (село Бемыж Елабужского уезда)». Нельзя не отметить также таких исследователей как В.П. Митрохин, А.В. Нельзин, В.С. Логинов, Е.Ю. Уральцева и многих других, чьи генеалогические исследования
по непривилегированным сословиям нашего края не были опубликованы массовыми тиражами.
Для некоторых историков-исследователей изучение истории семьи, генеалогия и родословная являлись лишь начальной точкой для последующего профессионального занятия историей как наукой. Например, А.Л. Мусихин, родившийся в г. Кирове и живущий в Нижнем Новгороде, от истории своей семьи и родословной пришёл к источниковедению и историографии Вятки в целом, участвует в исторических конференциях и считается серьёзным специалистом в вопросах ранних источников Вятской земли.
Для восстановления родословных предков, живших на территории нынешней Удмуртии, большую ценность представляет методическое пособие А.В. Огородниковой [15]. Так же можно выделить публикации в периодической печати писателя, поэта, краеведа и исследователя Ижевска и Вятской губернии С.А. Жилина, где он подробно описывает свою деятельность в архивах Ижевска, Кирова, Казани и других городов, даёт полезные советы начинающим любителям архивного поиска. Как путеводитель для работы в Центральном государственном архиве УР (ЦГА УР) при поиске предков необходим также справочник «Православные храмы...», где даны сведения не только о всех православных и старообрядческих приходах, существовавших до революции на территории Удмуртии, но и о документах личного и генеалогического характера, которые велись православной церковью - это метрические книги, духовные (исповедные) росписи и брачные обыски [16]. В плане методологии поиска предков можно выделить книгу А.В. Краско «Школа практической генеалогии. Методическое пособие для начинающих генеалогическое исследование», которая была издана Российской Национальной библиотекой при содействии Русского генеалогического общества (г. Москва) [17].
Источниками получения информации для изучения истории крестьянской семьи являются, в основном, архивные документы, такие как метрические книги и духовные (исповедные) росписи
за XVIII - начало XX вв., ревизские сказки XVIII-XIX вв. (последняя ревизия податного населения состоялась в 1858 г.), Первая Всероссийская перепись населения 1897 г., сельскохозяйственные переписи и похозяйственные книги ХХ в. В метрических книгах и ревизских сказках содержится информация личного характера, к которой относится дата рождения, венчания и смерти, имена, отчества и фамилии предков и родственников, что в большинстве своём интересует только представителей конкретной семьи, их потомков и родственников. Также в данных документах можно проследить пути миграции русских крестьян, когда на протяжении всего XIX в. на территории Елабужского и Сарапульского уездов Вятской губернии активно осваивались новые земли и появлялись русские починки и деревни.
Например, интересно проследить появление русских крестьян в удмуртской деревне Селянур Елабужского уезда по документам ЦГА УР (г. Ижевск) и НА РТ (г. Казань):
Ведомость о крестьянах, переселившихся из прихода села Анзирки в приход завода Бемышевскаго, составленная священно-церковнослужителями села Анзирки с показанием из метрических книг, кто именно и в каком году родился [18, лл. 1-1об.] (см. табл.).
Эта же семья встречается в документах фонда ревизских сказок Национального архива Республики Татарстан [19, л. 83об.-84].
В ревизской сказке д. Новая Анзирка Елабужского уезда Вятской губернии за 1858 г. значится: Митрофан Андреевич Марков - на 1850 г. ему было 50 лет. По распоряжению палаты Государственных] иму-ществ от 17 сентября 1856 г. за №734 перечислен Граховой волости Староятчинского сельского общества в д. Селянур. Жена Авдотья Димитриева.
Сыновья: Семен - на 1850 г. ему было 25 лет. Жена Настасья Кирилова. Дочь Дарья. Сыновья: Козьма, Макар.
Архип - на 1850 г. ему было 21 год. Жена Авдотья Антонова. Сын Лавр - на 1850 г. ему было 1 год.
Запись №78. Основание: Ф. 3, оп. 2, д. 575, л. 83об.-84.
Таблица
=1855 года=
число людей Ясашные крестьяне и их домашние лета от рождения кто именно в каком году родился
мужского пола женского пола
1 Игнатий Фокеев Курылев 49
1 жена его
дети их (7 человек)
6 Брат его Иван Фокеев
5 жена его Домна
дети их (6 человек)
111 Михайло Михайлов Колчин 49
жена его
дети их (4 человека)
14 Михайла Михайлова Колчина отец отставной солдат Михаил Иванов 69 * умер в 1867 году в возрасте 86 лет (прим. С. Н. Шихова)
11 жена его Матрона Авраамова 70 по духовным росписям за 1854 год
15 Митрофан Андреев Марков 60 по духовным росписям за 1854 год
12 жена его Евдокия Дмитриева 60 по духовным росписям за 1854 год
16 дети их Симеон 30 род. 1825 г., генваря 2 дня
17 Архип 26 род. 1829 г., февраля 18 дня
12 жена Симеона Настасья Кирилова
18-21 внуки Митрофана Андрееваича Маркова
13-16 жена Архипа и внучки Митрофана Андрееваича Маркова
священник Стефан, диакон Василий Свечниев
Архивные документы, подтверждающие переезд первых жителей починка Юрино Елабужского уезда из села Колесниково Сарапуль-ского уезда [20, л. 71]: Выписка о бракосочетании:
Запись о бракосочетании по части II метрической книги Про-роко-Ильинской церкви села Новогорское за 1861 год.
Запись № 13 от 24 февраля 1861 года.
Женихъ: Сарапульскаго уезда села Колесникова, проживающего в Юринскомъ Елабужского уезда удельнаго крестьянина Стефана Аврамова Савинова сынъ Наумъ, православнаго вероисповедания, холостъ, 23 лет.
Невеста: Девица прихода села Новогорскаго Пророко-Ильинской церкви отданнаго в военную службу крестьянина Алексш Григорьева Федотовьихъ дочь Евфимия, православнаго вероисповедания, 20 летъ.
Поручители: по женихе и невесте села Новогорскаго крестья-нинъ Павелъ Симеоновъ Дроздовъ, починка Верхнекокшанскаго удельный крестьянинъ Филиппъ Яковлевъ Питерскихъ и починка Юрина удельныя крестьяне Киприанъ Никифоровъ Юринъ и Антон1й Дмитр1евъ Санниковъ.
Далее по селу Колесникову (которое с 1780 по 1918 гг. входило в Сарапульский уезд Вятской губернии) в ф. 420 ЦГА УР документы по жителям села в виде метрических книг и духовных (исповедных) росписей сохранились с 1780 по 1922 гг., что позволяет перейти от фондов ЦГА до времён Петра I к фондам РГАДА Ландратной переписи и первых ревизий населения Каракулинской дворцовой волости Уфимского уезда Казанской губернии.
В качестве примера генеалогического исследования собственной родословной в результате работы в архивах Ижевска, Кирова и Казани на протяжении более чем 15 лет (с 2000 по 2015 гг.) можно привести результат в виде родословного древа на 7 линий из 8 (прадедушек и прабабушек) глубиной в 12 поколений с 1714 по 2014 гг. Хотя это и не предел, если в РГАДА сохранились документы по населённому пункту и процессе исследования родословной не возникло «белых пятен», то вполне возможно выйти к временам Ивана Грозного и Бориса Годунова, даже если предки были из простых русских крестьян.
Несмотря на то, что, например, все мои предки, известные по архивным документам с 1714 г., принадлежали к крестьянскому сословию, среди них было много замечательных личностей. К примеру, один из моих прадедов, Иван Михайлович Балаухин, участвовал в Первой мировой войне, а во времена коллективизации из-за угрозы раскулачивания ему пришлось уехать из деревни в город к своему старшему сыну, который был директором завода, а во время Гражданской войны воевал на стороне красных. Другой мой предок воевал на стороне белых, и судя по делу, хранящемуся в ЦГА УР, возвращение
в семью НКВД ему «припомнил» спустя полтора десятилетия. При чтении листов архивного дела 85-летней давности [21] о том, какой был «кровопийца и эксплуататор трудового народа» покойный Иван Степанович Шихов, а его вдову Наталью Никитичну Шихову и четверых детей «освободили» от всех их вещей, от тарелок до платьев и до мельницы с домом, наворачивались слёзы... Оба моих деда, Иван Иванович Шихов и Алексей Иванович Пролеев, доблестно сражались во время Великой Отечественной войны на Курской дуге, в Сталинграде и Восточной Пруссии, получили награды, имели ранения... Да и сам мой интерес к истории возник с дома моего деда и бабушки, который в XIX в. имел два этажа - кирпичный низ и деревянный верх, а по преданию старожилов (Лидии Константиновны Граховой, родившейся в нём до революции), в 1812-1813 гг. там жили пленные французы, в чём я не зря сомневался, и сведения не подтвердились документально.
История любой семьи заслуживает достойного изучения и уважения. И если даже в какой-либо семье не было государственных и общественных деятелей, знаменитых представителей науки, искусства, литературы, в любом случае родственники в каждой семье достойны памяти потомков. Примером может служить 400-летний род Строгановых, одна ветвь которого - потомки Аникея Фёдоровича Строганова - стала знаменитой купеческой династией, представители которой впоследствии получили графский и баронский титулы, а затем даже породнились с правящей династией Романовых. Другая ветвь рода - потомки родного брата вышеупомянутого, Владимира Фёдоровича Строганова, так и остались на протяжении многих столетий государственными крестьянами, среди которых не появился ни один прославившийся чем-либо деятель [22, с. 38-45].
Невозможно научиться любить свою страну, заинтересовать человека историей Отечества без знания семейной истории, где в любой крестьянской или рабочей семье были свои герои, пусть даже и не отмеченные официальным званием или наградами при сражениях в Великой Отечественной, Первой мировой, Гражданской и других
войнах. Историю делают люди, её создавали наши предки и родственники. Таким образом, зная свою родословную, история России предстаёт перед нами не только в обезличенных датах и жизнеописаниях знаменитых политиков и общественных деятелей, но и через судьбу конкретных людей и их родственные связи.
Источники и литература
1. Президент РФ. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/12075.
2. Берестова Е.М. Православная церковь в Удмуртии (вторая половина XIX - начале XX в.): Социально-культурная деятельность. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. - 232 с.
3. БычковаМ.Е. «Что значит именно родные». - М., 2000.
4. Савёлов Л.М. Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства. Изд. 2-е. - Острогожск, 1897.
5. Савёлов Л.М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском Археологическом институте преподавателем института Л.М. Савёловым. Т. 1-2. - М., 1906-1909.
6. Родословная гениальности: из истории отечественной науки 1920-х гг. - М.: Старая Басманная, 2008. - 350 с.
7. Предпринимательские династии Камско-Вятского региона. XVIII— XIX вв.: Коллективная монография / Отв. ред., авт. предисл. Н.П. Лиген-ко; Удмуртский институт истории, языка и лит-ры УрО РАН. - Ижевск, 2008. - 260 с.
8. Алексеева Э.В. Родословная ижевских фабрикантов охотничьего оружия: XIX-XX вв. - Ижевск: КнигоГрад, 2009. - 183 с.
9. Потапов А.А. Истоки Сарапульского родословия. Поколенная книга сарапульских родов. Село Вознесенское - село Сарапул, на основе документов 1621-1780 гг. - Сарапул: [б.и.], 2013. - 200 с.
10. Удмуртское Прикамье по писцовым описаниям и подворным переписям XVII - начала XVIII веков [Электронный ресурс] / УИИЯЛ УрО РАН; авт.-сост. В. С. Чураков. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009. - 63 Mb.
11. Граховы - обыкновенная история. Семейно-генеалогический очерк / Автор-составитель С. Жилин. Руководитель проекта «Старое Грахово» Валерий Грахов. - Ижевск: КнигоГрад, 2013. - 84 с.
12. Старое Грахово / Автор-составитель С. Жилин. Руководитель проекта «Старое Грахово» Валерий Грахов. - Ижевск: КнигоГрад, 2011. - 200 с.
13. Фертиков П.П. Починок Патраковский - деревня Патраки Як-шур-Бодьинского района Удуртской Республики. 1863-2008: Страницы истории. - Ижевск, Удмуртия, 2008. - 168 с.
14. Шейдаева С.Г. История села в фамилиях людей: Бемышевский медеплавильный завод. Лингвокраеведческий очерк. - Ижевск, 2012. -196 с.
15. Начинающему исследователю родословной. Программа и методические рекомендации для педагогов МО УР. Учебное издание. - Ижевск: Удмуртия, 2007. - 136 с.
16. Православные храмы Удмуртии: Справочник-указатель по документам ЦГА Удмуртской Республики. - Ижевск: Удмуртия, 2000. - 479 с.
17. Краско А.В. Школа практической генеалогии. Методическое пособие для начинающих генеалогическое исследование. - СПб.: Изд-во «Российская национальная библиотека», 2013. - 176 с.
18. ЦГА УР. Ф. 72. - Оп. 1. - Д. 38 за 1855-1856 гг.
19. НА РТ. Ф. 3. - Оп. 2. - Д. 575.
20. ЦГА УР. Ф. 297. - Оп. 1. - Д. 1.
21. ЦГА УР Ф. Р-428. - Оп. 2. - Д. 333.
22. Лейбин В., Вишневецкая Ю. Другие Строгановы. Как живёт в веках одна русская деревня и один крестьянский род // Русский репортёр. - 2015. -№ 10 (386). - С. 38-45.