Научная статья на тему 'Из опыта организации и программно-методического обеспечения учебного процесса в условиях кредитно-модульной системы'

Из опыта организации и программно-методического обеспечения учебного процесса в условиях кредитно-модульной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УКРАИНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дикарева Л.И.

Целью статьи является освещение опыта построения модульной организации учебного процесса практикума по обслуживающему труду для студентов, которые учатся на факультете технологий, инженерной и компьютерной графики Бердянского государственного педагогического университета. Автор рассматривает программно-методическое обеспечение составного модуля практикума по обслуживающему труду «Основы ручного вязания» в условиях кредитно-модульной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта организации и программно-методического обеспечения учебного процесса в условиях кредитно-модульной системы»

5. Дмитриев Г.Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. № 10. С. 3-12.

6. Шайгозова Ж.Н. Теория межкультурной компетентности в подготовке будущего учителя изобразительного искусства к формированию поликультурной личности школьника // Вестник. Серия «Художественное образование: искусство - теория - методика». Алматы: Изд-во КазНПУ им. Абая. 2006. № 2 (4). С. 34-38.

7. International Dictionary of Education. London, 1977. Р. 273.

8. International Dictionary of Education. Vol. 7. Oxford, 1994. Р. 3963.

9. Masa rotunda: "§coala §i noile abordan ale dialogului intercultural" // Didactica Pro... Educatie interculturala. 20-21 octombrie 2003. 4-5. С. 10-16.

Л.И. Дикарева

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Присоединение к Болонской декларации предопределяют необходимость реформирования всех отраслей образования, которое ставит перед высшей школой новые задания повышения эффективности и результативности теоретической и практической подготовки будущих специалистов. Среди приоритетных направлений реформирования высшей педагогической школы важное место занимают вопросы внедрения европейских норм и стандартов, обновления содержания базовой методической подготовки, внедрения эффективных инновационных технологий, создания новой системы методического и информационного обеспечения высшей школы.

То есть перед преподавателем стоит задание обеспечить все условия для наилучшего и самого эффективного внедрения кредитно-модульной системы в украинскую систему образования. Но это не означает, что мы должны полностью изменить всю систему обучения.

Кредитно-модульная система организации учебного процесса базируется на сочетании модульных технологий обучения и зачетных образовательных единиц - кредитов. Она характеризуется уменьшением доли аудиторных занятий, ростом объемов индивидуальной и самостоятельной работы студентов, новой системой оценивания знаний по шкале ECTS, системой текущего модульного контроля, разработкой новых учебных программ, увеличением уровня учебно-методического обеспечения, новыми отношениями между преподавателями и студентами.

При таких условиях, для эффективного внедрения кредитно-модульной системы в высшие учебные заведения, актуализируется потребность поиска эффективных средств, форм, методов и путей организации и управления учебно-познавательным процессом, средств контроля уровня усвоения знаний, а также резервов повышения качества учебы, разработки и внедрения в учебный процесс такого учебно-методического обеспечения, которое бы, даже при отсутствии доступа студента к компьютерной сети, гарантировало надлежащее качество самостоятельной работы и при этом не увеличивало нагрузки преподавателей, а наоборот - сводило ее к разумному минимуму.

Целью статьи является освещение опыта построения модульной организации учебного процесса практикума по обслуживающему труду для студентов, которые учатся на факультете технологий, инженерной и компьютерной графики Бердянского государственного педагогического университета.

Задание в статье: рассмотреть программно- методическое обеспечение составного модуля практикума по обслуживающему труду «Основы ручного вязания» в условиях кредитно-модульной системы.

Основные этапы формирования и внедрения принципов Болонского процесса, задания и пути адаптации высшего образования Украины в европейское образовательное и научное пространство исследуют И. Банин, Я. Балюбаш, В. Грубинко, М. Степко, В. Шинкарук [4]; циклы, степени, кредиты в контексте Болонской декларации рассматривают Б. Клименко, Е. Сокол, Л. Товажнянский [3]; тенденции, проблемы и перспективы Болонского процесса определили В. Андрющенко, В. Бех, Ю. Малиновский [2].

На сегодняшний день задание учителя - не просто обеспечить механическое усвоение знаний студентами, но и направить учебный процесс на развитие личности, творческого мышления, обеспечить самоорганизацию студентов и обратную связь.

Кредитно-модульная система имеет качественно отличающееся от традиционного программно-методическое обеспечение учебного процесса.

Преподаватель должен предложить студенту персональные организационные модели обучения, которые должны содержать информацию о том, какими темами они должны овладеть в течение года, какими будут критерии оценивания его знаний, сколько баллов и за что они могут получить во время текущих и итоговых контрольных мероприятий. Для этого необходимо обеспечить соответствующий доступ студентов к этой информации.

Эффективность организации учебного процесса в условиях кредитно-модульной системы определяется высоким уровнем учебно-методического обеспечения. Потому нами разработано и внедрено в учебный процесс следующие программно-методические материалы: рабочая программа дисциплины; порядок текущего и итогового оценивания знаний; методические указания к выполнению лабораторно-практических работ; методические указания по самостоятельной работе, которые содержат необходимый объем теоретических сведений относительно каждой отдельной темы модуля; творческие задания; тесты итогового контроля знаний.

Практическая подготовка учителя трудового обучения осуществляется во время практикума в учебных мастерских по техническому и обслуживающему труду. Программа курса «Практикум по обслуживающему труду», который предусматривает профессиональную подготовку будущего учителя трудового обучения по специальности 6.010100 «Педагогика и методика среднего образования. Трудовое обучение (технический и обслуживающий труд)», имеет целью формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для проведения уроков по обслуживающему труду в общеобразовательной школе в 5-9 классах.

Курс состоит из 4 модулей, по 108 часов каждый: модуль первый - «Культура питания. Технология приготовления кулинарных изделий», модуль второй - «Ручная и механическая обработка ткани», модуль третий - «Художественная обработка материалов», модуль четвертый -«Основы ручного вязания».

Более детально рассмотрим модуль «Основы ручного вязания».

При подготовке программы модуля появился пакет вопросов: какой должна быть структура учебного материала, какие основные понятия включить в преподавание, что вынести на лабораторные занятия, а что на самостоятельную проработку, чтобы не нарушалась логическая последовательность материала и не было дублирования.

Нами был проведен глубокий анализ школьных программ по трудовому обучению, учтены особенности подготовки учителя труда в современных условиях, профессиональная направленность содержания обучения и в соответствии с этим разработана и внедрена в учебный процесс программа модуля «Основы ручного вязания», который является составной частью курса «Практикум по обслуживающему труду» [7].

Цель этого модуля в высшей школе - это предоставление будущему учителю трудового обучения необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков относительно изготовления и отделки изделий вязанием, а также формирования навыков в применении приобретенных знаний и умений в своей практической работе в школе.

Модуль состоит из трех зачетных кредитов. Цена одного кредита ЕСТS составляет 36 академических часов. Зачетные кредиты имеют две функции: первая - определение трудоемкости учебного материала, вторая - учет выполненной работы.

Каждый кредит состоит из трех содержательных модулей, два модуля содержат материал для аудиторной и самостоятельного проработки, третий модуль предусматривает самостоятельное выполнение предложенных творческих заданий.

Программа содержит тематический план модуля, тематику лабораторных занятий, вопросы для самостоятельной проработки студентами и перечень творческих заданий, критерии оценивания каждого задания, минимальный и максимальный рейтинговый балл за каждое выполненное задание.

Учитывая предметную целенаправленность этого модуля главное внимание нужно обратить на приобретение студентами навыков практической работы по изготовлению и отделке вязаных изделий.

Особенностью подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям по практикуму есть их самостоятельная теоретическая подготовка. Автором разработано учебное пособие «Основы ручного вязания» [6], которое содержит необходимый объем теоретических сведений относительно каждой отдельной темы раздела. Материал пособия четко и логично построенный, хорошо иллюстрированный. Выдерживается принцип целостности проективной педагогической системы, а именно единство образовательной цели, содержания, принципов и форм организации обучения. В целом учебное пособие «Основы ручного вязания» должно обеспечить осознанное восприятие учебной информации студентом, повысить активность в обучении и уровень его профессиональной подготовки.

Позитивным в представленном пособии является то, что в одном пособии собран материал для теоретической самостоятельной подготовки студентов к лабораторно-практическим занятиям и методические рекомендации к их выполнению. Теоретический и практический материал четко разделен на кредиты.

В начале нового лабораторно-практического занятия у студентов проверяется уровень самостоятельного усвоения теоретического материала, а в случае получения негативной оценки за этот вид работы, студент не допускается к выполнению практического задания.

Для успешной работы студентов во время лабораторных занятий разработаны «Методические рекомендации к лабораторным работам». Структура всех методических указаний одинакова. Они содержат название работы, цель и содержание работы, оборудования и материалы, краткие теоретические сведения, последовательность выполнения работы, практические советы, форму отчета, профессиональную направленность работы, контрольные вопросы. Цель работы указывает, с чем студент должен ознакомиться, что усвоить, чем овладеть. Последовательность выполнения работы оформлена в виде инструкционно-технологических карт, которые содержат перечень операций, пооперационные рисунки, технологические условия выполнения. Выполнение работы предусматривает теоретическую и практическую часть.

Аудиторная и самостоятельная работа студентов нуждается в постоянном контроле. На разных этапах учебного процесса осуществляются разные виды контроля, которые помогают определить уровень знаний, умений и навыков студента. Контроль - это этап совместной деятельности преподавателя и студента, он является полезным для обеих сторон. Студент осознает глубину полученных знаний, приучается к ответственности. Преподаватель получает возможность определить эффективность примененной им методики обучения и определить степень усвоения студентом учебного материала.

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: в начале занятия у студентов проверяется уровень самостоятельного усвоения теоретического материала; в конце - выполнение практической работы.

Итоговый уровень усвоения материала каждого кредита проверяется выполнение модного из предложенных творческих заданий.

Организовывая самостоятельную практическую работу, мы уделили большое внимание индивидуальному подходу к студентам. Характерными особенностями индивидуализации является то, что организация, способы и темп учебы строятся с учетом индивидуальных отличий студентов, уровней образования и темпов продвижения в учебе.

Студенты имеют разный уровень базовой подготовки, разные способности и темп работы. Принцип гибкости модульного обучения подсказывает решение этой проблемы во внедрении к каждой порции теоретического и практического материала системы заданий трех уровней сложности. Задания первого уровня имеют репродуктивный характер, они содержат необходимый минимум информации и доступны всем студентам. Задание второго уровня производительного характера. Третий уровень предусматривает применение приобретенных знаний и навыков новых условиях, он содержит элементы творческой деятельности. Каждый студент выбирает задание самостоятельно, то есть согласно со своей самооценкой, с имеющимся опытом сопоставляет ус-

ловия задания, его содержание и требования. При этом, выполняя сначала легкие задания, потом более сложные, большинство студентов, натолкнувшись на трудности, осознают их и самостоятельно решают.

Работы, которые должен выполнить студент во время самостоятельной работы, подлежат проверке преподавателем, защите выполненных работ во время индивидуальной консультативной работы и оцениванию.

В случае успешного овладения знаниями, умениями и навыками по каждому содержательному модулю студент получает определенное количество баллов по каждому кредиту.

Итоговый контроль знаний осуществляется с помощью тестов.

Тесты состоят из ста вопросов. Вопросы составлены таким образом, что охвачен весь материал модуля. Последовательность вопросов совпадает с последовательностью преподавания материала.

Сложность вопросов приблизительно одинакова. Каждый вопрос сопровождается тремя ответами, среди которых нужно выбрать один, правильный. Следует обратить внимание на то, что среди ответов может быть одна верная, а две неверные версии, а может быть такое, что все ответы верны, но не все они полные. Потому следует выбрать верный и полный ответ.

Результаты учебной работы подтвердили, что эффективность организации учебного процесса в условиях кредитно - модульной системы обучения определяется надлежащим уровнем учебно-методического обеспечения. Модульное обучение стимулирует учебно-познавательную активность студентов, создает условия для развития мышления и творческих способностей, повышает уровень самообразования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Болонський процес i навчання впродовж життя /упорядники М.Ф. Степко, Б.В. Клименко, Л.Л. То-важнянський. Харюв, 2004. 110 с.

2. Болонський процес: тенденци, проблеми, перспективи / укл. В.П. Бех, Ю.Л. Малшовський; за ред. академжа В.П.Андрющенка. Кшв: НПУ ш. М.П.Драгоманова, 2004. 221 с.

3. Болонський процес: цикли, ступет, кредита / упорядники Л.Л. Товажнянський, G.I. Сокол, Б.В. Клименко. Харюв, 2004. 143 с.

4. Вища освгга Украши i Болонський процес: навч. поабник /за ред. В.Г. Кременя. Авт. колектив: М.Ф. Степко, Я.Я. Балюбаш, В.Д. Шинкарук, В.В. Грубшко, I.I. Бабин. Тернопшь: Навч. книга Богдан, 2004. 384 с.

5. Грубшко В. 1ндив^альна та самостшна робота студенпв в умовах кредитно-модульноï системи оргашзацп навчального процесу: матерiали науково-практичного семiнару «Кредитно-модульна система органiзацiï навчального процесу», Кшв-Тернопшь: Вид. ТДПУ iм.. В.Гнатюка, 2004. 86 с.

6. Джарева Л.Основи ручного в'язання. Практикум з обслуговуючоï працi: Навчальний посiбник. До-нецьк: ТОВ „Юго-Восток, ЛТД", 2007. 200 с.

7. Модульна програма курсу практикум у навчальних майстернях з обслуговуючоï працi: Для студенев спецiальностi 6.010100 Трудове навчання (техшчна та обслуговуюча праця) / Ю.Ю. Белова, Л.Й. Джарева, Л.В. Лазаренко, Т.1. Литвин, Я.С. Рева, О.М. Хриспаншов / пiд заг. ред. О.М. Хри-спашнова. Бердянськ, 2006. 78 с.

А.П. Жданько

ТЕСТОВЫЙ ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО МОДЕЛИ TOEFL В ШКОЛЕ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всем мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций иностранного языка как учебного предмета и соответственно, уточнения целей его изучения в современном обществе.

Основная цель обучения английскому языку как первому иностранному языку в школах с углубленным изучением английского языка - развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.