ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ» В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Бисмак Е.В.
Харьковская госу дарственнаяакадемия физической ку ль туры
Аннотация. В статье изложены основные вопросы, касающиеся разработки и внедрения в учебный процесс программы «Основы физической реабилитации» по кредитно-модульной системе, особенности ее изучения Это важный фактор для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента увеличения времени их непосредственного индивидуального общения в процессе обучения В условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса именно системе оценивания знаний принадлежит важная роль в обеспечении высокого качества образования и формировании конкурентоспособныхспециалистов Ключевые слова: реабилитация, модуль, программа, студенты
Анотація. Бісмак О.В. Особливості вивчення дисципліни «Основи фізичної реабілітації» в умовах кредитно-модульної системи. У статті викладені основні питання, що стосуються розробки та впровадження у навчальний процес програми «Основи фізичної реабілітації» за кредитно-модульною системою, особливості її вивчення Це важливий фактор для стимулювання ефективної роботи викладача й студента збільшення часу їх безпосереднього індивідуального спілкування в процесі навчання. В умовах кредитно-модульної системи організації навчального процесу саме системі оцінювання знань належить важлива роль у забезпеченні високої якості утворення й формуванні конкурентноздатнихфахівців.
Ключові слова: реабілітація, модуль, програма, студенти
Annotation. Bismak L.V. Features of studying discipline “Basis of physical rehabilitation” in the conditions of credit-modular system. In the article the basic questions, concerning workings out and introductions in educational process of the program “Basis of physical rehabilitation’ on credit-modular system, feature of its studying are stated. It is important factor for stimulation effective work of the teacher and the student, augmentation of a time of their direct injection individual dialogue during learning. In conditions of credit-modular system of organization educational process only the system of estimation of knowledge posesses the important role in high quality security of formation and formation of competitive specialists.
Key words: rehabilitation, module, program, students.
Введение.
У краина четко определила ориентир на вхождение в образовательное и научное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований [1].
Разработка программ по кредитно-модульной системе и внедрение их в практику является актуальным вопросом высшего образования Украины Одной из задач в настоящее время является реализация предусмотренной Болонской декларацией системы академических кредитов, аналогичной ECTS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентовво время перехода с одной учебной программы на другую, включительно с программами последипломного образования. ECTS - это многоцелевой инструмент признания и мобильности, средство реформирования учебных программ, а также содействия передаче кредитов высшим учебным заведениям других стран. Важный момент внедрения кредитной системы - возможность учитывать все достижения студента а не только учебную нагрузку, например, участие в научных исследованиях, конференциях предметных олимпиадах и т.п.
Определение содержательных модулей обучения по каждой дисциплине, согласование кредитных систем оценивания достижений сту дента должны стать основанием для решения еще одной цели, задекларированной в Болонье, - создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей территориями Европы [2].
Предмет «Основы физической реабилитации» - это один из основных предметов для студентовІІ курса дневного отделения и ІІІ курса заочного отделения специализации «Физическая реабилитация». Поэтому разработка и внедрение в учебный процесс программы «Основы физической реабилитации» по кредитномодульной системе является важным фактором повышения качества подготовки специалистов в области физической реабилитации.
Подготовка специалистов по физической реабилитации - процесс длительный и трудоемкиц требующий от студентанастойчивости, целеустремленности и творческого мышления.
Реабилитация - это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, которая осуществляется комплексным проведением медицинских, психологических педагогических, профессиональных, юридических, государственны?, общественных и других мероприятий, с помощью которых можно вернуть пострадавших к обычной жизни и работе, согласно их состоянию [4].
В мировой медицинской практике физическая реабилитация занимает одно из ведущих мест. Основная задача физической реабилитации - восстановить не только физическое здоровье, но и социальный, психологический статус и главное - трудоспособность пациента. На сегодня физическая реабилитация имеет мощный арсенал средств лечебной физической ку льтуры физиотерапии, лечебного массажа и др.
В настоящее время социологи и экономисты пришли к выводу, что игнорирование проблемы восстановления трудоспособности больных обходится значительно дороже для государства чем проведение реабилитации на ранних стадиях заболевания Чтобы приблизить процесс ранней реабилитации к населению,
необходимо обеспечить медицинские учреждения квалифицированными специалистами по физической реабилитации. На должности инструктора ЛФК должен быть специалист с высшим образованием, обладающий глубокими знаниями в области анатомии, физиологии человека, знать принципы, средства физической реабилитации, формы и средства ЛФК, механизмы лечебного действия физических упражнений, обладать умениями и навыками в организации и проведении занятий по лечебной физической культуре с больными различного профиля с применением большого арсенала немедикаментозных средств восстановления здоровья [5].
С целью повышения уровня профессиональной подготовки специалистов по физической реабилитации преподавание дисциплины «Основы физической реабилитации» ведется в нашей академии по кредитномодульной системе. Указанная дисциплина входит в программу подготовки бакалавров по физической реабилитации, к профессиональному уровню которых предъявляются большие требования.
Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственнойакадемии физической культуры Формулирование целей работы
Цель работы - рассмотреть особенности изучения дисциплины «Основы физической реабилитации» в свете кредитно-модульной системы.
Задачи работы:
1. Охарактеризовать содержательные модули дисциплины «Основы физической реабилитации».
2. Проанализировать оценку успеваемости по дисциплине «Основы физической реабилитации». Результаты исследо вания.
В Харьковской государственной академии физической культуры дисциплина «Основы физической реабилитации» рассчитана для изучения студентами II курса дневного отделения и III курса заочного отделения основных положений и принципов физической реабилитации больных и инвалидов с целью возвращения их в общество, на производство и в семью.
Основными задачами при изучении данного курса являются: обучение комплексномуи рациональному использованию средств, форм и методов физической реабилитации; привитие учений и навыков в организации и обеспечению материальной базы, проведения врачебно-педагогических наблюдений (ВПН) за больными, занимающимися лечебной гимнастикой Дисциплина рассчитана на 80 часов: лекции - 14 часов; практические занятия - 26 часов; самостоятельная работа - 40 часов.
Студенты должны знать:
• виды, этапы реабилитации;
• двигательные режимы на разных этапах реабилитации;
• виды лечебно-профилактических учреждений, в которых проводится реабилитация;
• основные средства, формы ЛФК, используемые в процессе реабилитации; основы методики проведения занятий ЛФК.
Студенты должны уметь:
• построить схему-программу физической реабилитации для больных в зависимости от двигательных режимов;
• подобрать определенные средства, формы ЛФК для каждого больного, находящегося на лечении;
• проводить ВПН за больными; построить график интенсивности физической нагрузки, определить плотность занятий;
• определить степень утомления больного в процессе занятий ЛФК; определить влияние физических нагрузок на организм больных [3].
Формы контроля: опрос, написание рефератов, контрольные задачи, реферирование литературы, зачет. Количество кредитов: национальных - 1,5, БСТ8 - 2. Модулей: 2. Содержательных модулей: 4. Направление: 0102 - Здоровье человека, специальность - физическая реабилитация, образовательно-квалификационный уровень - бакалавр физической реабилитации. Характеристика учебной дисциплины представлена в таблице 1.
Таблица 1
Структура дисциплины «Основы физической реабилитации»
№ п/п Содержательные моду ли Количество часов
Всего часов Лекции Практически е занятия Самостояте льная работа
Модуль І. Основные положения реабилитации больных и инвалидов
1. ЛФК в комплексной физической реабилитации 26 6 10 10
2. Формы и средства ЛФК 20 4 4 12
Всего 46 10 14 22
Форма модульного контроля: опрос, написание рефератов, реферирование литературы
Модуль ІІ. Основы методики занятий по лечебной физической культуре
3. Организация занятий по ЛФК и основные требования к методике ЛФК 22 2 8 12
4. Методы врачебно-педагогической оценки влияний занятий ЛФК на организм больных 12 2 4 6
Всего 34 4 12 18
Форма модульногоконтроля контрольная работа, реферирование литературы
Всего 80 14 26 40
Форма итогового контроля - зачет
Большое значение для эффективного освоения студентами всего курса «Основ физической реабилитации» имеет последовательное изложение материала. На лекциях первого содержательного модуля студенты детально изучают основные понятия медицинской и физической реабилитации, цель реабилитации, виды реабилитации, принципы медицинской и физической реабилитации, этапность процесса реабилитации, средства медицинской и физической реабилитации, основы составления реабилитационных программ. Уделяется внимание теоретическим основам комплексноголечения больных и инвалидов, теории и методике лечебной физической культуре ее задачам. Студенты изучают историю развития лечебной физической культуры как медицинской науки, особенности лечебной физической культуры как лечебного метода, роль лечебной физической культурыв реабилитации больных и инвалидов.
На практических занятиях студенты знакомятся с характеристикой периодов применения физических упражнений при различных заболеваниях и травмах, изучают этапы физической реабилитации, двигательные режимы на этих этапах и их взаимосвязь в процессе реабилитации.
Второй содержательный модуль включает лекцию, в которой дана характеристика основных и дополнительных средств лечебной физической культуры Практические занятия посвящены следующим разделам: классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК, формы ЛФК и др.
В последующих модулях изучают организацию службы физической реабилитации в лечебных учреждениях различного профиля, материальную базу отделений физической реабилитации, оборудование кабинета или зала ЛФК. На практических занятиях студенты учатся составлять схемы занятий ЛФК и комплексы физических упражнений, изучают методы и методические приемы составления реабилитационных программ при различных заболеваниях, методы оценки эффективности ЛФК.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов как важному фактору повышения уровня профессиональной подготовки бакалавров по физической реабилитации и развития творческих способностей студентов Студенты самостоятельно изучают такие вопросы, как характеристика лечебной документации, общая характеристика массовых форм оздоровительной физической культуры, психотерапии, формы ВПН и др.
На занятиях по дисциплине «Основы физической реабилитации» студентам для проверки усвоенных знаний предлагаются тестовые задания, в которых отражены основные разделы курса. Оценка успеваемости проводится в баллах по рейтинговой системе и включает учет посещаемости занятий сту дентами, активность на занятиях, выполнение самостоятельной работы и участие в студенческихолимпиадах и научных конференциях
Выводы.
1. Разработка и внедрение в учебный процесс студентов специализации «Физическая реабилитация» программы «Основы физической реабилитации» по кредитно-модульной системе является важным фактором для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента, увеличения времени их непосредственного индивидуального общения в процессе обучения.
2. В условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса именно системе оценивания знаний принадлежит важная роль в обеспечении высокого качества образования и формировании конкурентоспособныхспециалистов.
В перспективе совершенствование процесса преподавания дисциплины «Основы физической реабилитации» с применением компьютерногомоделирования.
Литература
1. Вища освіта України і Болонський процес: Навч Посібник / За ред. В.Г. Кременя. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2004. - 384 с.
2. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес / Уклад. М.Т. Степко, Я.Я. Болюбаш та ін.. - К., 2004. - 58 с.
3. Пєшкова О.В. Вступ до спеціальності (Фізична реабілітація) / Навчальний посібник. - Харків, 2007. - 147 с.
4. Порада А.М., Солодовник Н.Є. Основи фізичної реабілітації. - К.: Медицина, 2006. - 246 с.
5. Язловецький В.С. Основи фізичної реабілітації. Навчальний посібник. - Кіровоград, 2004. - 326 с.
Поступила в редакцию 03.04.2008г.