Научная статья на тему 'Особенности изучения дисциплины «Основы физической реабилитации» в условиях кредитно-модульной системы'

Особенности изучения дисциплины «Основы физической реабилитации» в условиях кредитно-модульной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / МОДУЛЬ / ПРОГРАММА / СТУДЕНТЫ / РЕАБіЛіТАЦіЯ / ПРОГРАМА / СТУДЕНТИ / REHABILITATION / MODULE / PROGRAM / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бисмак Е. В.

В статье изложены основные вопросы, касающиеся разработки и внедрения в учебный процесс программы «Основы физической реабилитации» по кредитно-модульной системе, особенности ее изучения. Это важный фактор для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента, увеличения времени их непосредственного индивидуального общения в процессе обучения. В условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса именно системе оценивания знаний принадлежит важная роль в обеспечении высокого качества образования и формировании конкурентоспособных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бисмак Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of studying discipline "Basis of physical rehabilitation" in the conditions of credit-modular system

In the article the basic questions, concerning workings out and introductions in educational process of the program Basis of physical rehabilitation' on credit-modular system, feature of its studying are stated. It is important factor for stimulation effective work of the teacher and the student, augmentation of a time of their direct injection individual dialogue during learning. In conditions of credit-modular system of organization educational process only the system of estimation of knowledge posesses the important role in high quality security of formation and formation of competitive specialists.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения дисциплины «Основы физической реабилитации» в условиях кредитно-модульной системы»

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ» В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Бисмак Е.В.

Харьковская госу дарственнаяакадемия физической ку ль туры

Аннотация. В статье изложены основные вопросы, касающиеся разработки и внедрения в учебный процесс программы «Основы физической реабилитации» по кредитно-модульной системе, особенности ее изучения Это важный фактор для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента увеличения времени их непосредственного индивидуального общения в процессе обучения В условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса именно системе оценивания знаний принадлежит важная роль в обеспечении высокого качества образования и формировании конкурентоспособныхспециалистов Ключевые слова: реабилитация, модуль, программа, студенты

Анотація. Бісмак О.В. Особливості вивчення дисципліни «Основи фізичної реабілітації» в умовах кредитно-модульної системи. У статті викладені основні питання, що стосуються розробки та впровадження у навчальний процес програми «Основи фізичної реабілітації» за кредитно-модульною системою, особливості її вивчення Це важливий фактор для стимулювання ефективної роботи викладача й студента збільшення часу їх безпосереднього індивідуального спілкування в процесі навчання. В умовах кредитно-модульної системи організації навчального процесу саме системі оцінювання знань належить важлива роль у забезпеченні високої якості утворення й формуванні конкурентноздатнихфахівців.

Ключові слова: реабілітація, модуль, програма, студенти

Annotation. Bismak L.V. Features of studying discipline “Basis of physical rehabilitation” in the conditions of credit-modular system. In the article the basic questions, concerning workings out and introductions in educational process of the program “Basis of physical rehabilitation’ on credit-modular system, feature of its studying are stated. It is important factor for stimulation effective work of the teacher and the student, augmentation of a time of their direct injection individual dialogue during learning. In conditions of credit-modular system of organization educational process only the system of estimation of knowledge posesses the important role in high quality security of formation and formation of competitive specialists.

Key words: rehabilitation, module, program, students.

Введение.

У краина четко определила ориентир на вхождение в образовательное и научное пространство Европы, осуществляет модернизацию образовательной деятельности в контексте европейских требований [1].

Разработка программ по кредитно-модульной системе и внедрение их в практику является актуальным вопросом высшего образования Украины Одной из задач в настоящее время является реализация предусмотренной Болонской декларацией системы академических кредитов, аналогичной ECTS (Европейской кредитно-трансферной системе). Именно ее рассматривают как средство повышения мобильности студентовво время перехода с одной учебной программы на другую, включительно с программами последипломного образования. ECTS - это многоцелевой инструмент признания и мобильности, средство реформирования учебных программ, а также содействия передаче кредитов высшим учебным заведениям других стран. Важный момент внедрения кредитной системы - возможность учитывать все достижения студента а не только учебную нагрузку, например, участие в научных исследованиях, конференциях предметных олимпиадах и т.п.

Определение содержательных модулей обучения по каждой дисциплине, согласование кредитных систем оценивания достижений сту дента должны стать основанием для решения еще одной цели, задекларированной в Болонье, - создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования и исследователей территориями Европы [2].

Предмет «Основы физической реабилитации» - это один из основных предметов для студентовІІ курса дневного отделения и ІІІ курса заочного отделения специализации «Физическая реабилитация». Поэтому разработка и внедрение в учебный процесс программы «Основы физической реабилитации» по кредитномодульной системе является важным фактором повышения качества подготовки специалистов в области физической реабилитации.

Подготовка специалистов по физической реабилитации - процесс длительный и трудоемкиц требующий от студентанастойчивости, целеустремленности и творческого мышления.

Реабилитация - это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление больных и инвалидов, которая осуществляется комплексным проведением медицинских, психологических педагогических, профессиональных, юридических, государственны?, общественных и других мероприятий, с помощью которых можно вернуть пострадавших к обычной жизни и работе, согласно их состоянию [4].

В мировой медицинской практике физическая реабилитация занимает одно из ведущих мест. Основная задача физической реабилитации - восстановить не только физическое здоровье, но и социальный, психологический статус и главное - трудоспособность пациента. На сегодня физическая реабилитация имеет мощный арсенал средств лечебной физической ку льтуры физиотерапии, лечебного массажа и др.

В настоящее время социологи и экономисты пришли к выводу, что игнорирование проблемы восстановления трудоспособности больных обходится значительно дороже для государства чем проведение реабилитации на ранних стадиях заболевания Чтобы приблизить процесс ранней реабилитации к населению,

необходимо обеспечить медицинские учреждения квалифицированными специалистами по физической реабилитации. На должности инструктора ЛФК должен быть специалист с высшим образованием, обладающий глубокими знаниями в области анатомии, физиологии человека, знать принципы, средства физической реабилитации, формы и средства ЛФК, механизмы лечебного действия физических упражнений, обладать умениями и навыками в организации и проведении занятий по лечебной физической культуре с больными различного профиля с применением большого арсенала немедикаментозных средств восстановления здоровья [5].

С целью повышения уровня профессиональной подготовки специалистов по физической реабилитации преподавание дисциплины «Основы физической реабилитации» ведется в нашей академии по кредитномодульной системе. Указанная дисциплина входит в программу подготовки бакалавров по физической реабилитации, к профессиональному уровню которых предъявляются большие требования.

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственнойакадемии физической культуры Формулирование целей работы

Цель работы - рассмотреть особенности изучения дисциплины «Основы физической реабилитации» в свете кредитно-модульной системы.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать содержательные модули дисциплины «Основы физической реабилитации».

2. Проанализировать оценку успеваемости по дисциплине «Основы физической реабилитации». Результаты исследо вания.

В Харьковской государственной академии физической культуры дисциплина «Основы физической реабилитации» рассчитана для изучения студентами II курса дневного отделения и III курса заочного отделения основных положений и принципов физической реабилитации больных и инвалидов с целью возвращения их в общество, на производство и в семью.

Основными задачами при изучении данного курса являются: обучение комплексномуи рациональному использованию средств, форм и методов физической реабилитации; привитие учений и навыков в организации и обеспечению материальной базы, проведения врачебно-педагогических наблюдений (ВПН) за больными, занимающимися лечебной гимнастикой Дисциплина рассчитана на 80 часов: лекции - 14 часов; практические занятия - 26 часов; самостоятельная работа - 40 часов.

Студенты должны знать:

• виды, этапы реабилитации;

• двигательные режимы на разных этапах реабилитации;

• виды лечебно-профилактических учреждений, в которых проводится реабилитация;

• основные средства, формы ЛФК, используемые в процессе реабилитации; основы методики проведения занятий ЛФК.

Студенты должны уметь:

• построить схему-программу физической реабилитации для больных в зависимости от двигательных режимов;

• подобрать определенные средства, формы ЛФК для каждого больного, находящегося на лечении;

• проводить ВПН за больными; построить график интенсивности физической нагрузки, определить плотность занятий;

• определить степень утомления больного в процессе занятий ЛФК; определить влияние физических нагрузок на организм больных [3].

Формы контроля: опрос, написание рефератов, контрольные задачи, реферирование литературы, зачет. Количество кредитов: национальных - 1,5, БСТ8 - 2. Модулей: 2. Содержательных модулей: 4. Направление: 0102 - Здоровье человека, специальность - физическая реабилитация, образовательно-квалификационный уровень - бакалавр физической реабилитации. Характеристика учебной дисциплины представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура дисциплины «Основы физической реабилитации»

№ п/п Содержательные моду ли Количество часов

Всего часов Лекции Практически е занятия Самостояте льная работа

Модуль І. Основные положения реабилитации больных и инвалидов

1. ЛФК в комплексной физической реабилитации 26 6 10 10

2. Формы и средства ЛФК 20 4 4 12

Всего 46 10 14 22

Форма модульного контроля: опрос, написание рефератов, реферирование литературы

Модуль ІІ. Основы методики занятий по лечебной физической культуре

3. Организация занятий по ЛФК и основные требования к методике ЛФК 22 2 8 12

4. Методы врачебно-педагогической оценки влияний занятий ЛФК на организм больных 12 2 4 6

Всего 34 4 12 18

Форма модульногоконтроля контрольная работа, реферирование литературы

Всего 80 14 26 40

Форма итогового контроля - зачет

Большое значение для эффективного освоения студентами всего курса «Основ физической реабилитации» имеет последовательное изложение материала. На лекциях первого содержательного модуля студенты детально изучают основные понятия медицинской и физической реабилитации, цель реабилитации, виды реабилитации, принципы медицинской и физической реабилитации, этапность процесса реабилитации, средства медицинской и физической реабилитации, основы составления реабилитационных программ. Уделяется внимание теоретическим основам комплексноголечения больных и инвалидов, теории и методике лечебной физической культуре ее задачам. Студенты изучают историю развития лечебной физической культуры как медицинской науки, особенности лечебной физической культуры как лечебного метода, роль лечебной физической культурыв реабилитации больных и инвалидов.

На практических занятиях студенты знакомятся с характеристикой периодов применения физических упражнений при различных заболеваниях и травмах, изучают этапы физической реабилитации, двигательные режимы на этих этапах и их взаимосвязь в процессе реабилитации.

Второй содержательный модуль включает лекцию, в которой дана характеристика основных и дополнительных средств лечебной физической культуры Практические занятия посвящены следующим разделам: классификация и характеристика физических упражнений, применяемых в ЛФК, формы ЛФК и др.

В последующих модулях изучают организацию службы физической реабилитации в лечебных учреждениях различного профиля, материальную базу отделений физической реабилитации, оборудование кабинета или зала ЛФК. На практических занятиях студенты учатся составлять схемы занятий ЛФК и комплексы физических упражнений, изучают методы и методические приемы составления реабилитационных программ при различных заболеваниях, методы оценки эффективности ЛФК.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов как важному фактору повышения уровня профессиональной подготовки бакалавров по физической реабилитации и развития творческих способностей студентов Студенты самостоятельно изучают такие вопросы, как характеристика лечебной документации, общая характеристика массовых форм оздоровительной физической культуры, психотерапии, формы ВПН и др.

На занятиях по дисциплине «Основы физической реабилитации» студентам для проверки усвоенных знаний предлагаются тестовые задания, в которых отражены основные разделы курса. Оценка успеваемости проводится в баллах по рейтинговой системе и включает учет посещаемости занятий сту дентами, активность на занятиях, выполнение самостоятельной работы и участие в студенческихолимпиадах и научных конференциях

Выводы.

1. Разработка и внедрение в учебный процесс студентов специализации «Физическая реабилитация» программы «Основы физической реабилитации» по кредитно-модульной системе является важным фактором для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента, увеличения времени их непосредственного индивидуального общения в процессе обучения.

2. В условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса именно системе оценивания знаний принадлежит важная роль в обеспечении высокого качества образования и формировании конкурентоспособныхспециалистов.

В перспективе совершенствование процесса преподавания дисциплины «Основы физической реабилитации» с применением компьютерногомоделирования.

Литература

1. Вища освіта України і Болонський процес: Навч Посібник / За ред. В.Г. Кременя. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2004. - 384 с.

2. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес / Уклад. М.Т. Степко, Я.Я. Болюбаш та ін.. - К., 2004. - 58 с.

3. Пєшкова О.В. Вступ до спеціальності (Фізична реабілітація) / Навчальний посібник. - Харків, 2007. - 147 с.

4. Порада А.М., Солодовник Н.Є. Основи фізичної реабілітації. - К.: Медицина, 2006. - 246 с.

5. Язловецький В.С. Основи фізичної реабілітації. Навчальний посібник. - Кіровоград, 2004. - 326 с.

Поступила в редакцию 03.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.