ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ УЧЕБНЫХ МОДУЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРАКТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И СПОРТУ
Тимошенко А.В., Медведева И.М.
Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова
Аннотация. В данной статье представлены основные понятия, которые используются во время организации профессиональной подготовки студентов в высшей школе по кредитно-модульной технологии обучения, раскрыты теоретические основы методики создания учебных программ на основе кредитно-модульной системы организации учебного процесса студенческой молодежи. Ключевые слова: кредитно-модульная система обучения, технологии, программа, модуль, содержательный модуль.
Анотація. Тимошенко А.ВМедведева І.М. Дидактичні основи створення навчальних модульних програм по практичних дисциплінах у процес підготовки фахівців з фізичного виховання й спорту. У даній статті подані основні поняття, які використовуються під час організації професійної підготовки у вищій школі за кредитно-модульною технологією навчання, розкриті теоретичні основи методики створення навчальних програм на основі кредитно-модульної системи організації навчального процесу студентської молоді.
Ключові слова: кредитно-модульна система навчання, технології, програма, модуль, змістовий модуль. Annotation. Timoshenko A.V., Medvedeva I.M. Didactic bases of building of educational modular programs on practical disciplines in process of preparation of specialists on physical training and sports. There are main notions in this article, which are used during the organization of professional grounding in the High School with credit-modular technology of education, there are also revealed theoretical basics of the methodology of the creation of educational programs on the base of credit-modular system of the organization of educational process of student youth.
Key words: credit-modular system of education, technologies, program, module, substantial module.
Введение.
Содержание профессионального образования будущих педагогов, как определяет Р. С. Гуревич (1999) включает в себя систему знаний, умений и навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств индивидуума, которые обусловлены требованиями общества к специалистам данной квалификации; на достижение которых должны быть направлены усилия как педагогов, так и студентов в высших учебных заведениях, которые обеспечивают получение профессионального образования соответствующего уровня.
Высшие учебные заведения являются органичной составной частью системы непрерывного физкультурного образования, которое определяет главное направление подготовки профессионала для отрасли «физическая культура и спорт». Будущий педагог-тренер, в первую очередь, должен иметь представление о современных профилирующих направлениях в социальной практике спорта. В процессе развития спорта в различных сферах жизни
общества на современном этапе происходит выделение в ней относительного обособленных направлений. Общедоступный спорт правомерно называть еще «массовым», поскольку к нему причастна значительная масса людей, практически включенных в спортивную деятельность.
В зависимости от того, в какой из социальных сфер культивируется массовый спорт, система спортивных занятий, существует несколько его модификаций (Л. П. Матвеев, 1999):
1. «школьный» спорт - практика использования спорта в школьной системе общего образования,
2. профессионально-прикладной спорт - практика использования спорта в прикладной подготовке к избранной профессиональной деятельности,
3. физкультурно-кондиционный спорт зрелых контингентов населения, способствующий сохранению приобретенной ранее «кондиции» со строго регламентированным участием в соревнованиях,
4. оздоровительно-рекреативный спорт - практика использования элементов спорта в качестве средства и метода достижения эффекта здорового отдыха,
В отличие от всех вышеуказанных направлений ординарного спорта, спорт высших достижений ориентирован на абсолютные спортивные результаты и неуклонное повышение их уровня.
В современный период своего развития спорт высших достижений все заметнее профессионализируется. Это значит, что у определенной части спортсменов, начинающих с «любительского» спорта, спортивная деятельность занимает более или менее продолжительную часть их жизненного пути и основное место в их образе жизни.
Таким образом, образование студентов -будущих тренеров в высших педагогических учебных заведениях базируется на основе профессиональной направленности, приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки квалифицированных спортсменов, способных реализовать себя в спорте высших достижений. Деятельность тренеров на всех этапах многолетней подготовки квалифицированных спортсменов направлена на достижение высоких спортивных результатов и требует глубокого системного подхода к методикам организации отбора спортсменов, к методике педагогического обучения и тренировки, а следовательно к изучению и учету всех компонентов педагогического и спортивного мастерства.
Различие учебных планов, по которым ведется подготовка в отечественных ВУЗах, требует существенного пересмотра принципов создания учебных программ подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту с учетом опыта зарубежных стран и современных требований, предъявляемых Болонской конвенцией. Поэтому, по мнению В. И. Евдокимова, Л. И. Костельной, возникает проблема усовершенствования программ подготовки, в том числе и учебных программ, которые могли бы значительно оптимизировать учебный процесс студенческой молодежи.
1ЗЗ
Логическим завершением роботы по спецификации профессии является подготовка учебной программы - основного документа, в соответствии с которым разрабатываются модули, создаются содержательные модули, учебные элементы и производится процесс обучения [7].
Работа выполнена по плану НИР Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова.
Формулирование целей работы.
Целью исследования является разработка единой технологии создания учебных программ на основе кредитно-модульной системы организации учебного процесса будущих тренеров и учителей по физической культуре.
Результаты исследований.
Овладение методикой создания учебных программ в значительной степени зависит от единства подходов к трактовке терминов и понятий, которые раскрывают ее содержание и особенности. Ключевыми являются приведенные ниже термины и понятия, которые имеют следующее содержание:
Модульная учебная программа - это утвержденный в установленном порядке документ, который определяет необходимый и достаточный для профессионального обучения набор модулей, определяющийся квалификационными требованиями определенной профессии или вида работ и количества кредитов/часов, необходимых для их усвоения.
Модуль - документированная завершенная часть научно-профессиональной программы (интегрированного курса, учебной дисциплины, практики, государственной аттестации), которая реализуется определенными формами учебного процесса с четко определенным началом и завершением.
Зачетный кредит - завершенная документированная часть (интегрированного курса, учебной дисциплины, практики и т. д.) обучения студента, требующая обязательного оценивания и зачета. В зачетном кредите оцениваются все виды учебной деятельности студента, которые формируют компетенции.
Содержательный модуль - система учебных элементов интегрированного курса или учебной дисциплины, которая усваивается при помощи соответствующих методов обучения.
Учебный элемент - это учебный материал, рассчитанный на изучение студентом, который охватывает преимущественно один практический навык или дискретную часть учебного материала, необходимую для овладения ее.
Прежде всего, программа должна полностью соответствовать требованиям квалификационной характеристики профессии. Все, что входит в описание профессии, должно быть отражено в программе в виде модулей и учебных элементов.
Каждый модуль прежде всего предполагает какую-либо работу и должен быть направлен на усвоение конкретных технологических операций или действий путем овладения студентом необходимыми ему знаниями, умениями и навыками.
Количество модулей зависит от числа кредитов, отведенных на изучение интегрированного курса (дисциплины), и определяется в соотношении: 1 модуль = одному, двум и даже трем кредитам. При этом зачетные кредиты включают в себя разные формы учебной деятельности студента, каждая из которых в свою очередь состоит из содержательных модулей. Кроме того, каждый содержательный модуль представляет собой совокупность учебных элементов (Уэл - учебный элемент лекции, Уэпр - учебный элемент практического (семинарского) занятия, Уэк - консультации, Уэкм - контрольного мероприятия: модульный контроль, зачет, экзамен и т.д.).
Все содержательные модули в модульной системе профессиональной подготовки будущих специ-алистов-тренеров можно разделить на шесть основных категорий: теория и методика обучения; теория и методика тренировки, научно-исследовательская работа; профессионально-педагогические знания, умения и навыки по спортивной подготовке и учебной практике, включая графическую информацию, оборудование и инвентарь, техника безопасности при проведении занятий.
Программа дисциплины по фигурному катанию на коньках, утвержденная Министерством образования Украины и Министерством Украины по делам молодежи и спорта, постоянно обновляется. В данный момент завершается аналитическая работа по описанию и анализу профессии тренера, с учетом современных требований высшего специального образования, тенденций развития вида спорта. Программа предусматривает формирование у студентов профессионально педагогических знаний, умений и навыков, необходимых тренеру по фигурному катанию на коньках.
Учебная программа может быть любого объема, в зависимости от количества модулей, содержательных модулей и учебных элементов, которые в нее входят. К модульной учебной программе прилагается перечень модулей и соответственно содержательных модулей к каждому модулю в порядке их изучения, который определяется спецификой и технологическими особенностями профессии.
Следует также подчеркнуть, что перечисленные в программе модули разделяют работу на относительно самостоятельные законченные дискретные части содержания обучения, предусмотренные квалификационной характеристикой. Однако, она требует также ознакомления студентов с определенным объемом учебного материала информативного и теоретического характера.
По горизонтали в таблице размещают номер модуля, его соответствующее название и время прохождения материала, которое определяется в часах. В вертикальные колонки программы в соответствии с порядковым номером вписываются названия соответствующих смысловых модулей.
В колонке с правой стороны напротив каждого модуля и смыслового модуля ставится количество часов, которое выделяется на их изучение.
Таблица 1 Структура модульной учебной программы
№ содержательных модулей Название модулей и содержательных модулей Время прохождения материала кредиты/часы
Всего часов С амостоятельная работа Аудиторная работа
Текущая Итого- вая лекции Семинар- ские (практи- ческие) занятия Индивидуальная работа
1 2 3 4 5 6 7 8
Модуль 1
1.1.
1.2.
Модуль п+1
2.1.
2.2.
2.3.
Необходимо указать, что аудиторная работа включает не только часы на лекционные и семинарские занятия, а и индивидуальную работу, которая предполагает, при необходимости, дополнительные занятия или консультации для тех студентов, которые недостаточно усвоили материал, а также осуществление текущего и итогового контроля знаний, умений и навыков будущих учителей физической культуры. Что касается самостоятельной работы, то она делится на подготовку студентов к текущему и итоговому контролю. При этом студент самостоятельно изучает тот материал, который вынесен на самостоятельную под -готовку в соответствии с учебной программой.
Разработка модулей, содержательных модулей и учебных элементов может осуществляться в порядке, определенном их разработчиками. А усвоение их студентами во время обучения определяется характером технологических процессов, требованиями техники безопасности, профессиональной целесообразностью. Поэтому установление порядка усвоения модулей, содержательных модулей и учебных элементов имеет важное методическое значение.
Выводы.
Перечень модулей, содержательных модулей и учебных элементов в порядке их изучения играет важную роль при разработке индивидуального плана обучения студента и контроля за ходом его выполнения.
На этапе завершения аналитической работы по описанию и анализу профессии создается рабочая учебная программа. В ходе использования ее в учебном процессе она, как правило, каждый год уточ -няется и дорабатывается. Это связано с тем, что в процессе работы возникает потребность включить в программу дополнительные модули, содержательные модули или учебные элементы, разделить один учебный элемент на несколько или заменить его другим.
Окончательный вариант учебной программы целесообразно оформлять после завершения разработки модулей, содержательных модулей и
учебных элементов. Статус официального документа учебная программа получает в установленном порядке после ее утверждения. Типовая программа, которая рекомендуется для широкого внедрения, дорабатывается с учетом результатов апробации, согласовывается в соответствующих инстанциях и утверждается Министерством образования и науки.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем дидактических основ создания учебных модульных программ по практическим дисциплинам в процессе подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту.
Литература:
1. Верхола А. П. Дидактические основы оптимизации процесса обучения дисциплинам вуза: 1З.00.01. Дис. д. пед. н. - Киев. - 1988. - 426 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (методические основы). - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
3. Шкребтій Ю. М., Харченко Л. А. Запровадження елементів європейської кредитно-трансферної та акумулюючої системи в сфері вищої фізкультурної освіти /Теорія і методика фізичного виховання та спорту. - К., 2005. - №4. - С.76
- 79.
4. Євдокимов В. І., Пономарьова Г. Ф., Луценко В. В., Агапова Т. П., Трофімов О. Є. Ефективність навчання студентів: Навчальний посібник /за ред.. В. І. Євдокимова/. - Харьків: ХНПУ ім. Г. С. Сковороди, 2004. -222 с.
5. Костельна Л. І.. Професійна підготовка студентів вищих професійних училищ в умовах модульної технології навчання: Дис... канд. пед. наук: 1З.00.04 / Тернопільський держ. педагогічний ун-т ім. Володимира Гнатюка. - Т., 2002. - 195 с.
6. Модульна система професійного навчання: концепція, методика, особливості впровадження: Навчально-методичний посібник для працівників системи проф..-технічної освіти та служби зайнятості / А. В. Плохій, А. В. Каза-новський (упоряд.); Державний центр зайнятості України. - К.: Видавництво центр «Київська нотна фабрика», 2000. - 284 с.
7. Юцявичене П. А. Создание модульных программ. / Советская педагогика. - 1990. - №2. - С. 55-60.
8. Высшее образование в ХХІ в.: подходы и практические меры (ЮНЕСКО, Париж, 5 - 9 октября 1998)// Alma Mater (Вестник высшей школы). - 1998. - № 11. - С. З - 9.
9. Головин И. Л. Самовоспитание в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Автореф. дис...канд. пед. наук..13.00.04/ МА-ГИФК. - Малаховка, 1993. - 25 с.
10. Медведева И. М. Фигурное катание на коньках.— К.: Олимпийская литература, 1997.— 224 с.
11. Сущенко Л. П. Професійна підготовка майбутніх фахівців фізичного виховання та спорту: Монографія. - Запоріжжя: ЗДУ, 2003. - 440 с.
Поступила в редакцию 02.06.2007г.
ПРОБЛЕМА СТИМУЛЮВАННЯ НАВЧАЛЬНО-ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ
Ткаченко О. Г.
Харківський Національний педагогічний
університет імені Г. С. Сковороди
Анотація. У статті подано підходи до визначення сутності поняття “стимул”. Аналіз науково-педагогічної літератури свідчить про наявність наукових пошуків з проблеми стимулів, методів навчально-пізнавальної діяльності. Існують експериментальні дослідження, в яких дається характеристика окремим стимулам та їх впливу на ефективність навчально-виховного процесу. Ключові слова: стимул, учні, навчально-пізнавальна діяльність.
Аннотация. Ткаченко О.Г. Проблема стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В статье раскрыто подходы до определения сущности понятия “стимул”. Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о наличии научных поисков по проблеме стимулов, методов учебно-познавательной деятельности. Существуют экспериментальные исследования, в которых дается характеристика отдельным стимулам и их влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: стимул, ученики, учебно-познавательная деятельность.
Annotation. Tkachenko O.G. Problem of stimulation of educational cognitive activity of pupils. In paper is uncovered approaches before definition of nature of concept “stimulant”. Analysis of the scientific pedagogical literature testifies to presence of scientific searches on a problem of stimulants, methods of educational cognitive activity. There are experimental researches in which the performance to separate stimulants and their agency on ef-ficacyy of educational process is given.
Keywords: stimulant, pupils, educational cognitive activity.
Вступ.
Зміни в політичних, економічних сферах об’єктивно зумовили певні реформаторські течії у соціально-культурній, освітній сферах життя суспільства.
Пріоритетними в освітній галузі стали пошуки шляхів, засобів стимулювання навчально-пізнавальної діяльності учнів, що стало актуальною дидактичною проблемою (Ю.Бабанський, В. Лозова, В.Євдокимов, Г.Троцко, О.Савченко, В.Бондарь,
З.Равкін та ін.).
Проведене дослідження свідчить про наявність експериментальних досліджень, в яких дається характеристика окремим стимулам та їх впливу на ефективність навчально-виховного процесу (Бойко М. О., Голованевська З.П., Кирпиченок Т.Є., Мухацька Б., Огірок С.С.).
Окремий напрям складають історико-педа-гогічні праці, в яких розглядаються окремі питання стимулювання, стимулів навчально-пізнавальної діяльності учнів в історії педагогічної думки. Аналіз історико-педагогічної літератури показує, що проблема стимулювання навчально-пізнавальної діяльності не була предметом спеціального пошуку, а представлена окремими аспектами в дослідженнях різних учених (Дем’яненко Н. В., Євтух М.Б., Іоно-ва О.М., Золотухіна С.Т., Попова О.В., Ступарик Б.М. та ін.).
Виняток становить праця Палюх З.І. „Методи заохочення і покарання у навчально-виховному процесі загальноосвітніх шкіл України (20-ті роки ХХ століття)”. У дослідженні доведено, що сучасне стимулювання навчально-пізнавальної діяльності має свою історію, певні етапи розвитку. Автор показує, що на кожному етапі ідея стимулювання та її конкретна технологічна реалізація втілювалась у практику різними засобами; здійснено спробу дослідити методи заохочення і покарання в теорії виховання свідомої дисципліни та в практиці роботи школи 20-х років. У праці показано різні теоретичні підходи до визначення методів заохочення і покарання та шляхів їхнього практичного втілення у 20-ті роки, виявлення позитивних і негативних аспектів застосування цих методів.
Аналіз дослідження Палюх З.І. показує, що значна увага в дисертації приділена аналізу використання заохочень і покарань у практиці роботи школи. Питання шкільної дисципліни, зокрема застосування методів заохочення і покарання, вирішувалось по-різному - залежно від установи, спроможності вчителів працювати в нових умовах, готовності до новаторської діяльності. Також автор провела аналіз ставлення самих дітей до заохочень і покарань. “У процесі діяльності учні й учителі, - пише вчена, - переконувались в тому, що питання дисципліни має розв’язуватися не в площині вироблення системи заохочень і покарань, а завдяки профілактичній роботі, доцільній організації педагогічного процесу” [9, 12].
Характеризуючи поняття “ стимул ”, більшість дослідників визначають його як “зовнішнє спонукання до активних пізнавальних дій”. Як “под-разнювач”, що впливає на органи відчуття людини називає стимул, Немов Р.С., як “зовнішній або внутрішній вплив, що викликає в рецепторі збуджуючий процес” - Петровський О.В., як “засіб, який збуджує людину до посиленої діяльності, своєрідний зовнішній поштовх, сила якого зростає в залежності від його суспільного значення” - Равкін З.І.
Отже, стимул - це засіб, знаряддя, інструмент, який використовується в якості зовнішнього впливу на навчально-пізнавальну діяльність учнів і на їхню мотиваційну сферу.
Робота виконана за планом НДР Харківського національного педагогічного університету імені Г.С. Сковороди.
Формулювання цілей роботи.
Вирішенню зазначених проблем у науково-