Научная статья на тему 'Из опыта обучения и воспитания с использованием ИКТ'

Из опыта обучения и воспитания с использованием ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ICT / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION AND UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глушань В.М., Крутецкая Л.В., Фитищенко А.В.

Статья посвящена актуальной теме применения ИКТ в образовательном процессе. Все содержание статьи основано на личном практическом опыте авторов применения ИКТ в учебном процессе. Рассматривается место учителя в условиях все возрастающей роли ИКТ в образовательном процессе. Особо отмечается, что ИКТ предъявляют повышенные требования к профессиональной компетентности учителя, требуют от него готовности к постоянному совершенствованию профессионального мастерства. Отмечаются наиболее эффективные формы представления учебного материала, обеспечиваемые ИКТ. Приводится опыт использования ИКТ в дистанционной форме обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глушань В.М., Крутецкая Л.В., Фитищенко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF TRAINING AND EDUCATION WITH THE USE OF ICT

The article is devoted to the actual topic of ICT application in the educational process. The whole content of the article is based on the personal practical experience of the authors of the application of ICT in the educational process. The place of the teacher is considered in the context of the growing role of ICT in the educational process. It is particularly noted that ICTs impose increased demands on the professional competence of the teacher, demand from him readiness for the continuous improvement of professional skills. The most effective forms of presentation of the educational material provided by ICT are noted. The experience of using ICT in distance learning is presented.

Текст научной работы на тему «Из опыта обучения и воспитания с использованием ИКТ»

участники активно вступали в контакт со сверстниками; старались внимательно слушать своего собеседника и учитывать личностные особенности и эмоциональное состояние партнера.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Панов А.М. Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семей и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 2007. - 82 с.

2. Унковская Е. С. Особенности владения средствами коммуникативной деятельности учащимися младших классов школы VIII вида // Дефектология. 1999. № 4.- С. 19-27.

В.М. Глушань, Л.В. Крутецкая, А.В. Фитищенко ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме применения ИКТ в образовательном процессе. Все содержание статьи основано на личном практическом опыте авторов применения ИКТ в учебном процессе. Рассматривается место учителя в условиях все возрастающей роли ИКТ в образовательном процессе. Особо отмечается, что ИКТ предъявляют повышенные требования к профессиональной компетентности учителя, требуют от него готовности к постоянному совершенствованию профессионального мастерства. Отмечаются наиболее эффективные формы представления учебного материала, обеспечиваемые ИКТ. Приводится опыт использования ИКТ в дистанционной форме обучения.

Ключевые слова: ИКТ, информационное общество, дистанционное обучение, образование и воспитание.

V.M. Glushan, L.V. Krutetskaya, A.V. Fitishchenko EXPERIENCE OF TRAINING AND EDUCATION WITH THE USE OF ICT

Annotation. The article is devoted to the actual topic of ICT application in the educational process. The whole content of the article is based on the personal practical experience of the authors of the application of ICT in the educational process. The place of the teacher is considered in the context of the growing role of ICT in the educational process. It is particularly noted that ICTs impose increased demands on the professional competence of the teacher, demand from him readiness for the continuous improvement of professional skills. The most effective forms of presentation of the educational material provided by ICT are noted. The experience of using ICT in distance learning is presented.

Key words. ICT, information society, distance learning, education and upbringing.

Введение

Тридцать лет назад в нашу жизнь активно внедрились информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), они стали информационной революцией практически во всех без исключения сферах созидательной и творческой деятельности людей. С 1 сентября 1985 г. в программу общеобразовательной средней школы СССР был введен предмет информатики. Он назывался «Основы информатики и вычислительной техники». Можно считать, что именно с этой даты в нашей стране началось восходящее шествие ИКТ. Появилось огромное число публикаций о применении ИКТ в сфере образования [1]. Так в [2] обобщенно рассмотрен широкий круг вопросов о роли компьютерных технологий в науке и образовании, а отдельная глава посвящена изменению образовательного процесса под влиянием ИКТ. Этот же вопрос детально обсуждается в [1] с дидактических позиций в образовательном процессе. В работе [3] отмечается, что «ИКТ способствуют широкому внедрению инновационных технологий в обучении, уточнению целей и задач, изменению содержания образовательного процесса, совершенствованию форм и методов обучения». В предлагаемой статье интересу и вниманию читателей предлагается опыт и навык использования ИКТ в обучении и воспитании школьников

Учитель в информационном обществе

Мы живем в изумительный период, когда общество вступило в новый этап своего развития. Это время, когда невероятно быстрыми темпами идет формирование нового информационного общества, в котором информация и информационные процессы становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности как отдельного человека, так и всего социума. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды обитания людей, но и нового, информационного уклада их жизни и профессиональной деятельности, а, таким образом, и обучения. При этом важнейшей тенденцией

развития образования во всем мире становится информационный характер образовательных процессов. По этой причине социум предъявляет социальный заказ на развитие юного поколения, способного ориентироваться в нынешнем информационном пространстве.

Усовершенствование концепции школьного образования раскрывает новейшие интересы, возможности и способности для обучаемых, однако в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетентности педагога. Быстрая переменчивость общества, в котором значительно ускоряется процесс возникновения новых знаний, а по этой причине регулярно появляется необходимость в новейших профессиях, потребует с педагога готовности к непрерывному обновлению и постоянному совершенствованию собственных профессиональных способностей. Задача воспитания обучающихся, всесторонне развитых и подготовленных к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями. Одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя становится степень его готовности к использованию современных ИКТ в своей профессионально-педагогической деятельности.

Развитие информативной культуры педагога приводит к расширению комплекса преподавательских методов и приемов, которые оказывают большое влияние на преподавательскую деятельность. Совокупность профессионально-значимых качеств, требуемых с целью благополучной высококлассной работы педагога, расширяется подобными специфическими свойствами равно как, целенаправленность, личная точка зрения и индивидуальные свойства, которые определяют степень информативной культуры преподавателя в целом.

С возникновением компьютерных сетей и других, подобных им средств ИКТ, образование получило новейшее качество, взаимосвязанное в главную очередность с перспективой незамедлительно приобретать сведение с каждой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен практически мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

В рамках обычного урока в школе педагог никак не в состоянии уделить внимание абсолютно всем учащимся - на это на физическом уровне никак недостаточно времени.

Способным учащимся не интересно осваивать новый материал в обычном темпе урока, слабые за этим темпом не успевают. Найти решение на данный вопрос могут электронные учебные пособия. Но электронное пособие никак не в состоянии заменить педагога, это и не требуется. Он может помочь осуществить учебный процесс, предельно рассматривающий характерные черты личности любого обучаемого, его личные возможности к усвоению нового материала, решению задач, самостоятельному обучению.

Педагог выполняет координирующую, консультирующую и контролирующую функции. Не мало важен и тот факт, что обеспеченность учащихся домашними компьютерами, в том числе подключенными к Internet, несоизмерима выше, нежели в учебных заведениях. Учащийся имеет возможность, не выходя из дома, в удобных обстоятельствах, в характерном для себя темпе проходить порекомендованную преподавателем программу. При этом приобретается навык независимой деятельности и дистанционного обучения. К тому же, непосредственно дистанционная форма обучения в силах оставаться довольно результативной в постановлении личностно-ориентированных проблем подростков и преподавателей.

Средства ИКТ, использовавшиеся в образовательном процессе

Главным программно-техническим средством ИКТ с целью информационной сферы любой концепции создания считается индивидуальный компьютер, способности которого формируются определенным в нем программным обеспечением. Ключевыми разновидностями программных средств считаются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства с целью исследования программного обеспечения. К целым программам, в основную очередность, принадлежат операционные концепции, обеспечивающие связь абсолютно всех иных проектов с технологическим оснащением и связь пользователя индивидуального компьютера с программами. К данному типу кроме того причисляют служебные либо сервисные программы. К прикладным программам относят программное предоставление, что считается инструментарием информативных технологий - технологий деятельность с текстами, графикой, табличными сведениями и т. д.

Информационные технологические процессы дают возможность формировать таким образом именуемые виртуальные просветительные концепции, основным плюсом которых считается вероятность формирования индивидуализированной, направленной на высокопрофессиональный рост личности, образовательной концепции и осуществлении её в 3-х системах: а)

информационно-поисковый, направленный в формирование личных познавательных интересов педагога и ученика, поощрение его последующего самопознания, саморазвития и

самореализацию;

б) самообучающий, базирующийся в индивидуальном участии обучающегося в концепции либо подборе просветительных проектов, какие предельно нацелены на его способности, планы и стиль существования;

в) дистанционный, созданный в модульном убеждении преподавания, в базу какого возложены тренировочные (просветительные) модули, включающие:

• общетеоретический блок (лекционные, справочные, информационные, научные материалы),

• практический блок (задачи, вопросы для самоконтроля, материалы с опыта работы),

• контрольный блок (условия к рубежному и окончательному контролю, проблемы с целью самоподготовки),

• методический блок (советы согласно осуществлению просветительного модуля, концепции индивидуальных маршрутов освоения, план совещательной деятельность, контактные адреса). У обучающегося возникает дополнительная возможность приобщения к общественным ценностям, которая основана не только лишь в общении с педагогом и одноклассниками, а в независимой работе с информационной сферой.

В нашем опыте работы с ИКТ была построена своя система подготовки к урокам. Она включает в себя следующие основные разделы:

1.Медиатека. Тут сохраняются все без исключения доступные мультимедийные информационные объекты. Раздел считается не закрытым, что позволяет содержать в нем новейшие информативные объекты (ИО) и редактировать свойства имеющихся ИО.

2. Конструктор заданий и презентаций. С поддержкой "конструктора сформированы задачи и демонстрации к урокам, а учащиеся сформировали наборы нужных материалов в процессе индивидуальных уроков с целью формирования мультимедиа-сочинений, докладов и рефератов.

3. Плеер презентаций. Включающийся тут набор инструментов и сервисов, специализированных с целью независимого воспроизведения презентаций, предоставил осуществлять контроль просмотром демонстрационной последовательности наглядного материала, регулировать степень громкости голосового сопровождения. Кроме того, был создан «Индивидуальный портфель», т. е. собран и систематизирован комплекс материалов к урокам и тематическое планирование. Построенная с применением нынешних мультимедиа-технологий концепция дает уникальные возможности с целью осуществлении креативных инициатив педагога. В следствии получается совершить собственные задания наиболее интересными, увлекательными и явными, применяя:

• реалистический визуальный ряд, который содержит фотографии иллюстрации, объектов изучения и видеофрагменты с демонстрацией действий жизнедеятельности активных организмов;

• звуковой ряд, который показан в виде голосовых фрагментов творений, голосов птиц и животных, примечание к изображению в экране;

• диаграммы, схемы, таблицы, формулы;

• компьютерное моделирование (виртуальную действительность, предметы диалогового взаимодействия, игры).

Необходимо отметить, то что нынешние дети все без исключения меньше обращаются за информацией к книжкам, а стремятся её приобрести из компьютера. Это возможно объяснить тем, что традиционное чтение книжек требует немалых расходов, стараний и это менее увлекательно, нежели прочтение с экрана монитора компьютера. Но данный принцип верен при условии, то что современные ребята хорошо освоились с отыскиванием информации по компьютеру. А в большинстве случаев это считается правдой. Парадоксален тот факт, то что применение ИКТ существенно увеличивает степень облученности при невысокой мотивации обучающихся. Один с плюсов использования мультимедиа технологии в обучении считается увеличение качества преподавания за счет новизны работы, заинтересованности к работе с компьютером. Использование компьютера на уроках может стать новым методом формирования интенсивной и разумной деятельности обучающихся, сделав занятия наиболее приятными и увлекательными. Задания с использованием компьютерных концепций никак не замещают педагога, а напротив, совершают взаимодействие с учащимся наиболее содержательным, персональным и активным. Комплекты преподавательских программных средств дают возможность довести до обучающихся большой поток информации. При этом у подростков формируется зрительная память, акцентируется интерес в важных предметах за счет фрагментальной подачи материала. При работе применяют преимущества информационных технологий, содержащиеся в комбинации сразу нескольких каналов восприятия данных: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и иных компонентов.

К более результативным формам представления материала необходимо отнести мультимедийные презентации. Презентация предоставляет возможность педагогу показать творческий процесс, неповторимость, исключить формального расклада к проведению уроков. Эта

модель дает возможность вообразить учебный использованный материал равно как концепцию красочных основных фигур, заполненных подробной структурированной информацией в точно поочередном порядке. В данном случае задействуются разнообразные каналы восприятия обучающихся, то что дает возможность вложить информацию не только лишь в фактографическом, однако и в ассоциативном варианте в память обучающихся. Преимущество подобного понятия учебной информации - развитие у подростков системы мысленных образов.

Подача учебного материала, с применением информативных технологий преподавания, дает возможность увеличить результативность практических и лабораторных уроков никак не менее, чем в 30%, а объективность контролирования знаний учащихся - в 20-25%. Успеваемость в группах, обучающихся с применением компьютерных технологий как правило больше в среднем в 0,5 балла. [4]. Индивидуальный опыт чтения лекций в форме презентаций с использованием мультимедийных средств дает возможность заявлять, то что период предъявления лекционной части направленности возможно сократить в 1,5-2 раза согласно сравнению с классическим методом. Это разъясняется тем, что лекционный материал, предложенный в форме презентации, предварительно точно выверен и скомпонован: текст, таблицы, графики, формулы размещены в поле слайдов непосредственно таким образом, как их легче и стремительнее в целом можно перенести в поле страниц студенческого конспекта. Это дает возможность учащимся в отсутствии суматохи и спешки конспектировать лекцию, а педагогу нет потребности в неоднократном повторении одних и тех же фраз текста. Значимость педагога сводится к необходимым разъяснениям более трудных областей лекции. При этом поддерживаются более удобные требования коммуникативного общения педагога со студентами, что, в целом, содействует более высококачественному освоению учебного материала [5].

Результативность учебного процесса в следствии введения информационных средств мультимедиа увеличивается за счет их своеобразного влияния в мыслительную работу обучаемого. Более современные возможности мультимедиа состоят в применении их в учебном процессе в качестве интерактивного многоканального инструмента познания. Экспериментальный, проектный подход в системе обучения подростков, разработка ими личных мультимедиа (гипермедиа) проектов, непрерывное применение мультимедиа учебного назначения по предмету, дают возможность модифицировать классический процесс в формирующий и креативный. Освоение базами применения информационных технологий подразумевает не столько усваивание определенной суммы знаний или закрепление способностей, сколько эмоциональную подготовленность благополучно изучать и результативно применять новейшие компьютерные средства.

Но организация уроков с применением средств ИКТ требует от педагога немалых затрат времени. Однако, наверное, одним из значительных малоприятных факторов при применении ИКТ в учебном процессе считаются внезапные отключения электричества. В таком случае нарушается весь процесс выполнения усердно спланированных уроков, а у обучающихся совершается неполное либо абсолютное исчезновение концентрации и настроя на проведение уроков. Для того, чтобы аналогичные случаи не оказались внезапностью, педагог обязан быть к ним готов, т.е. осуществлять деятельность традиционными способами - доска, мел, тряпка.

В настоящее время наряду с традиционным обучением все чаще мы слышим о дистанционном образовании как об одном из наиболее независимых методов обучения. Информационная сфера общества становится весьма доступной, а совместно с данным изменяется понимание об этом, как необходимо обучаться, как познавать мир. На сегодняшний день мы никак не можем расценивать обучение только лишь как процесс передачи знаний от педагога обучающемуся, как процедуру формирования требуемых знаний и умений, хотя, безусловно, вышеназванные компоненты учебного процесса целиком никак не отменяются, однако ранее и не считаются основными. Подобным образом, мы выходим на качественно новейшую степень взаимодействия между педагогом и обучающимися. Современный преподаватель приобретает новую значимость - значимость проводника познаний, помощника и консультанта. И познания рассматриваются не как сама задача, а как метод развития личности. Применение дистанционных образовательных технологий - это не популярное направление, предопределенное возникновением разных современных гаджетов. Формирование дистанционного образования признано одним из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Одному из авторов данной статьи в силу стечения обстоятельств пришлось приобрести опыт дистанционного обучения, работая в течение шести последних лет учителем начальных классов в уникальном образовательном учреждении Ростовской области - центре дистанционного образования (ЦДО). В этом центре обучают детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), для которых особенно актуально дистанционное обучение. Школьники ЦДО могут обучаться на дому в подходящее им время и в оптимальном темпе, необходимо только владение

простыми умениями работы с компьютером. Личный опыт работы с обучающимися с ОВЗ доказывает, то что использование дистанционных технологий может помочь индивидуализировать обучение, сформировать обстановку успеха, гарантировать деятельный аспект, направлять в самообучение и саморазвитие. Дистанционная технология обучения в современном этапе - это комплекс методов и средств преподавания и администрирования учебных процедур, которые обеспечивают осуществление учебного процесса на расстоянии, используя современные ИКТ.

Дистанционные уроки с детьми с ОВЗ проводятся в режиме онлайн согласно расписанию уроков. Учебные занятия планируются таким образом, чтобы, по возможности, они были проведены в первой половине дня, в период максимальной физической и умственной деятельный детей. В расписании указывается, когда учащийся и педагог встречаются в Бкуре. Акцентируется также время на получение с учащегося отсканированной копии домашнего задания, его проверки, сканирования проверенной работы и дальнейшей отправки обратно обучающемуся. Все без исключения отсканированные письменные работы сохраняются в отдельных папках.

На уроках получения новых знаний с целью наиболее высококачественного запоминания учебного материала уместно применять видеозаписи лекции, создавать видеоролики, мультипликационные ролики, осуществлять видеоконференцию, в рамках которой излагается новый использованный материал, презентации, видеофильмы, аудиофайлы, различные исследования, электронные учебники и тренажеры, электронные энциклопедии. Закрепление новых знаний в практических занятиях возможно осуществлять в программах-тренажерах, играх, исследованиях, звуковых диктантах. Роль «Демонстрация экрана» применялась с целью контролирования работы, выполняемой обучающимися. С целью контролирования степени освоения тренировочного материала применялись способности компьютерного тестирования и обработки итогов. Приобретенный навык демонстрирует, то что с целью увеличения производительности просветительного процесса предпочтительно формировать личные авторские электронные ресурсы согласно различным объектам и с целью внешкольной работы.

Практическая деятельность показала, то что при осуществлении дистанционного обучения информационные технологические процессы в первую очередь обязаны гарантировать:

• доставку обучаемым главного объема исследуемого материала;

• интерактивное взаимодействие обучаемых и педагога в ходе преподавания;

• предоставление обучаемым возможности независимой работы согласно освоению исследуемого использованного материала;

• оценку познаний и способностей, приобретенных ими в ходе преподавания.

Для свершения данных целей были применены следующие информационные технологические процессы:

• предоставление учебников и иного печатного использованного материала;

• пересылка исследуемых материалов согласно компьютерным телекоммуникационным каналам;

• дискуссии и семинары, проводимые посредством компьютерных телекоммуникации;

• видеопленки;

• голосовая почта;

• двусторонние видео телеконференции;

• односторонняя видеотрансляция с обратной взаимосвязью согласно телефонному аппарату;

• электронные (компьютерные) образовательные средства.

Требуемая и ключевая доля концепции дистанционного обучения - самообразование. В ходе самообучения обучающийся способен исследовать использованный материал, воспользовавшись печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками, СБ-ЯОМ-учебниками и справочниками. Сложность самообучения состоит в том, то что в сети Интернет сосредоточено колоссальное число использованных материалов. Однако при самостоятельном обучении иногда сложно из значительного объема данных подобрать необходимую, более элементарную и ясную. В данном проблеме внушительна значимость педагога, который обязан предлагать веб-сайты, в каковых, с его точки зрения, подготовляемый обязан сосредоточить интерес. Это сможет помочь ему менее расходовать времени на поиски необходимых данных, а преимущественно - в её исследование.

Заключение

Применение ИКТ в образовательном процессе открывает новые способности, а дистанционная форма образования без ИКТ является попросту нереальной. Однако, в то же время ИКТ предъявляет высокие условия к профессиональной компетентности педагога, требует от него готовности к постоянному совершенствованию профессионального мастерства. Формирование информационной культуры учителя приводит к расширению и пересмотру многих педагогических

методов и приемов, которые влияют на характер преподавательской деятельности. Особенно информационная культура педагога является необходимой в форме дистанционного обучения.

Уместным завершающим высказыванием к статье является цитата К.Э. Циолковского: «К детям надо относиться бережно, и больше всего следить за методикой своей работы. Следует искать лучших способов, возбуждать внимание в детях и поддерживать их любознательность, пытливость ума, дерзание творчества». А ИКТ являются одним из лучших и современных способов обучения, пробуждения и развития детей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глушань В.М., Бузняков А.Ю., Бузнякова Е.С. Дидактические принципы обучения в условиях возрастающей роли ИКТ в образовательном процессе//Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии/ Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 4, г. Уфа, 2017. с. 40-45

2. Сибирский В.К., Степанов В.Г. Компьютерные технологии в науке и образовании. http://www.studfiles.rU/preview/1639370/page:3/2.

3. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании. Учебник для бакалавров/ Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 304 с.

4. Сохатюк Ю. В. Использование виртуальных лабораторий - фактор повышения качества и эффективности формирования профессиональных компетенций у студентов [Текст] / Ю. В. Со-хатюк // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 146-150.

5. Глушань В.М. Виртуальные лаборатории в образовательном процессе. Вестник Таган-го государственного педагогич. ин-та. Физико-математические науки. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед.ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - № 1.

К.Е. Дашко

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Аннотация. Исследование направлено на изучение организации процесса социальной адаптации детей-сирот в условиях центра помощи детям. В работе проанализированы задачи работы центра помощи детям, мероприятия по созданию условий для гармоничного развития личности воспитанника-выпускника и его успешной интеграции в социуме. В статье представлены результаты диагностики успешности социальной адаптации детей подросткового возраста в ГКУСО РО Таганрогский центр помощи детям № 17.

Ключевые слова: социальная адаптация, социализация личности, условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

K.E. Dashko

Abstract. Research is directed on studying of the organisation of process of social adaptation of children-orphans in the conditions of the centre of the help to children. In work problems of work of the centre of the help to children, actions for creation of conditions for harmonious development of the person of the pupil-graduate and its successful integration in society are analysed. In article results of diagnostics of success of social adaptation of children of teenage age in GKUCO RO the Taganrog centre of the help are presented children № 17.

Key words: social adaptation, socialisation of the person, a condition of socialisation of children-orphans and children who have remained without care of parents.

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из важнейших составляющих процесса формирования личностных качеств выпускника детского дома, обеспечивающих адекватную расстановку жизненных приоритетов и способствующих его становлению как полноправного члена общества [6, 9]. Практика показывает, что, выходя из детского дома, воспитанники попадают в сложные для них, незнакомые условия самостоятельной организации жизни и испытывают социальную дезадаптацию. Уровень их социального интеллекта зачастую довольно низок, это мешает им понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать нормам и правилам. Для таких подростков характерны низкая социальная активность, неопределенность жизненных перспектив, размытость ценностей, недостаточная ответственность за собственное поведение, потребительская позиция по отношению к другим людям и обществу в целом, что может иметь следствием нежелание учиться и работать, бродяжничество, злоупотребление алкоголем и наркотиками, попадание в криминогенные структуры. При дефици-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.