ИЗ ОПЫТА КИТАЙСКИХ РЕФОРМ
Экономические процессы в самой густонаселённой стране планеты - Китайской Народной Республике - привлекают пристальное внимание международного сообщества. Беспрецедентная динамика роста валового внутреннего продукта (ВВП) (рис. 2), продемонстрированная Китаем в последнее двадцатилетие
В настоящее время уровень социально-экономического развития села в Республике Саха (Якутия), как и в других регионах России, остается на низком уровне, несмотря на то, что проводятся глубокие преобразования, регулярно предпринимаются различные меры по оздоровлению этого сектора экономики. Так, с 1999 года повсеместно реализуются концепции и программы развития семейной экономики в Республике Саха (Якутия) [1]. Правительством РС(Я) принята также «Программа социально-экономического развития села на 2002-2006 гг.». Но, ксожалению, качественного перелома в развитии экономики села пока не произошло, поскольку имеются определенные сложности в реформировании всей инфраструктуры агропромышленного комплекса республики. Нетрудно сделать вывод, что для проведения максимально эффективных реформ необходимо усилить работу в этом направлении. Следует помнить и о важности научных исследований, которые могут способствовать выводу якутского села из кризиса. В частности, нужно изучать, анализировать и обобщать подобный опыт других регионов России и зарубежных стран. Поэтому изучение реформ, проводимых в аграрном секторе экономики Китайской Народной Республики, приобретает особую значимость, и вполне закономерно, что сотрудники Института региональной экономики Академии наук РС(Я) - авторы статьи - занимаются данной проблемой. При подготовке настоящей публикации были использованы материалы, полученные д.э.н. В. Р. Дарбасовым в ходе поездки в составе официальной делегации Якутии по изучению опыта социально-экономических преобразований в КНР (рис. 1).
Василий РомановичДарбасов,
доктор экономических наук, заместитель директора ИРЭ АН РС (Я), профессор, академик АСФ и ПАНИ, членредакционной коллегии журнала.
Елена Олеговна Котова,
научный сотрудник ИРЭ АН РС (Я), специализируется на изучении опыта зарубежной экономики.
Рис.1. Члены якутской делегации в КНР. Слева направо: к.э.н., председатель правления ЯСПО «Холбос» В. Д. Борисов; председатель совета Олёкминского потребкооператива А. В. Максимов; д.э.н., зам. директора ИРЭ АН РС(Я) В. Р. Дарбасов; директор сельскохозяйственного техникума В. Г. Попов; директор кооперативного колледжа Н. М. Яковлева.
Ьа 63 80 60 40 20 0 71 38 п 46 п П 66 п 46 П 76 1 49 1
5" 19521957 19581965 19661970 1971- 1981- 19861980 1985- 1990 19911995 19962000
период
Рис.2. Темпы роста ВВП Китая, % [3, стр. 123].
завоевание мирового лидерства по производству зерна, мяса, угля, стали, цемента, телевизоров и другого оказались возможными, благодаря реформаторской политике Дэн Сяопина. Цзян Цзэминь за годы своего правления плавно перевел теоретические положения реформ Дэн Сяопина в практическую плоскость повседневной жизни. Сегодня вполне уверенно можно говорить о том, что за последние 7-8 лет экономические успехи Китая эквивалентны всем экономическим достижениям КНР с 1949 г. до начала 90-х годов [2]. Страна достигла "малого достатка", о котором так мечтал Дэн Сяопин. Особых успехов Китай добился в проведении аграрной реформы. За два десятилетия социально-экономических реформ эта страна превратилась в динамично развивающуюся державу.
Сегодня Китай по темпам роста производства, объемам внешней торговли и инвестиций, золотовалютным резервам и многим другим показателям входит в тройку мировых лидеров, наряду с США и Японией. При сохранении в ближайшие годы тенденции развития, установившейся в Китае в последнее десятилетие, вполне вероятно, что уже в 2015 г. китайская экономика оставит позади экономику США, и КНР станет крупнейшей в мире державой (таблица).
• Прогнозные оценки роста экономического потенциала КНР, в ценах 1995 г. [3, стр. 120], ВВПвдолларахСШАрассчитан по курсу на 18 октября 2002.
Период Среднегодовые темпы роста ВВП, % ВВП на конец периода ВВП в расчете на душу населения
трлн. долл. США трлн. юаней тыс. долл. США тыс- юаней
2000-2010 г.г. 8,0 2,39 19,8 1,7 13,9
2011-2020 г.г. 6,4 4,43 36,7 2,9 24,2
2021-2030 г.г. 5,4 7,53 62,3 4,8 39,6
2031-2040 г.г. 4,9 12,14 100,5 7,7 63,4
Как из- вестно, в 1978 году Дэн Сяопин начал свои реформы с села, где до сих пор проживает более 70% населения страны. Сначала решили провести эксперимент в одной из провинций - ликвидировать коллективную систему хозяйства и пере-
дать землю в аренду крестьянам. Такая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10%), поэтому её можно было использовать в масштабах всей страны [4]. Таким образом, началось внедрение в жизнь стратегии экономического развития КНР, направившей село по пути рыночных преобразований, а также на повышение уровня жизни населения. Китайская деревня довольно быстро перешла на систему семейного подряда. Основной хозрасчетной единицей при этом является крестьянский двор, который ведет хозяйство на закрепленной за ним земле (первоначально установленный срок в 50 лет позже был сокращён до 15 ) с помощью орудий труда и техники, находящейся в собственности одной или нескольких семей. После выполнения договорных обязательств перед государством (выплаты налогов, взносов в коллективный фонд) оставшуюся часть продукции крестьяне вправе реализовывать по своему усмотрению: либо по более высокой закупочной цене, либо на свободном рынке.
14
Яподсобные промыслы Пживотноводство Прастениеводство
Прыболовство О -тесоводства
Рис.3. Структура валовой продукции сельского
хозяйства Китая, %. (По материалам электроннойАзиатской библиотеки).
Следует отметить, что сельское хозяйство - основа китайской экономики. К этой важнейшей отрасли народного хозяйства в Китае относят растениеводство, лесоводство, животноводство, подсобные промыслы и рыболовство (рис. 3). Отраслевая структура сельского хозяйства имеет земледельческую направленность. Земледелие, которое в Китае обозначается термином «растениеводство», дает более 60% валовой сельхозпродукции. Именно успехи аграрной реформы, с которой и начались преобразования в экономике, стали основой стремительного экономического развития Китая, а улучшение продовольственной ситуации позволило руководству страны продолжить реформы в других отраслях народного хозяйства.
Необходимо отметить, что члены якутской делегации, среди которых были руководители сельскохозяйственных предприятий, аграрных учеб-
ных заведений, потребительских обществ, главы крестьянскиххозяйств, за время пребывания в КНР посетили мясо- и молокоперерабатывающие корпоративные компании, совместные китайско-
Рис. 4. Якутская делегация в тепличном комплексе с
беспочвенным выращиванием овощей и фруктов -Шанхайский НИИ (на переднем плане В. Р. Дарбасов).
канадские тепличные комбинаты (рис. 4), крестьянские дворы и кооперативные предприятия, частные заводы по обработке сырья и изготовлению ювелирных украшений и изделий из нефрита и жемчуга, фабрики по изготовлению шёлка и др. Кроме того, были организованы официальные встречи в Министерстве сельского хозяйства Китая (г. Пекин) и в Шанхайском НИИ сельского хозяйства.
Начальник одного из отделов Минсельхоза КНР господин Чем в ходе встречи с якутской делегацией заметил, что реализация политики семейного подворья, значительное (в среднем в 1,5 раза) повышение закупочных цен на большинство видов сельскохозяйственной продукции и прямая связь доходов с конечными результатами труда позволили повысить интенсивность и качество производства. За пять первых лет реформ производительность труда возросла больше, чем за двадцать предшествующих. Главной причиной прежнего застоя в сельском хозяйстве Китая считают систему народных коммун, уравниловку, «питание из общего котла», отсутствие государственной помощи деревне и, как следствие, спад активности и инициативы людей. Формирование новой системы управления сельским хозяйством привело к тому, что на смену народным коммунам пришло 950 тыс. комитетов сельских жителей, обладающих административно-хозяйственными функциями.
Товарность производителей - извечная проблема рыночной экономики. Без товара нет рынка. Интересно, что перспективы повышения товарности и совершенствования сельского семейного подряда связываются с ростом численности специализированных дворов. К этой категории относят те хо-
зяйства, в которых свыше 60% рабочего времени и дохода приходится на какую-либо одну отрасль, а товарность превышает 80% (в зерновом хозяйстве - 60%). Доходы таких хозяйств от реализации специализированной продукции, как правило, вдвое превышают подобные доходы обычных дворов. Кроме того, в китайской деревне к 2000 году насчитывалось более 500 тыс. новыххозяйственных субъектов, разнородных по характеру и задачам, действующих в основном в непроизводственной сфере. В них состояло 4,2 млн. крестьян. В Китае утверждают, что специализированные дворы являются наилучшей формой перехода от натуральной экономики к товарной, от мелкого хозяйства к более крупному. Поэтому их развитие является исторически неизбежной тенденцией вторичной кооперации, основанной на принципах добровольного и взаимовыгодного объединения крестьян.
Отметим, что аграрная экономическая реформа в китайских деревнях прошла в два этапа. Первый этап - с 1979 по 1990 год - характеризовался переходом от народных коммун к системе подворного подряда и превращением крестьянских хозяйств в самостоятельных товаропроизводителей, ответственных перед государственными органами за выполнение контрактов на поставку сельскохозяйственной продукции. На этом этапе был достигнут значительный рост производства и доходов крестьян. Произошло общее оживление сельской экономики. Однако к середине 80-х годов выяснилось, что возможности дальнейшей интенсификации труда в деревне при существующих материальных условиях производства в основном исчерпаны. Низкий уровень развития товарного хозяйства становился главным ограничителем подъема всей экономики. Поэтому с 1990 года начался второй этап китайских реформ, на котором осуществлялся переход деревни от заданий по централизованным заготовкам и закупкам сельскохозяйственной продукции к государственным контрактам-заказам на главные виды продукции. Государство стало закупать в деревне столько зерна, сколько необходимо для снабжения городов и со-
здания резервов. Вследствие отказа от обратных перевозок зерна наполовину сократился объём его государственных закупок (с 120 до 60 млн. тонн), что позволило снизить расходы на транспортировку, хранение и продажу зерна, а также объём государственных дотаций. Были предусмотрены встречные поставки крестьянам по твердым льготным ценам техники, горючего, удобрений, ядохимикатов, товаров широкого потребления. Значительную роль в экономике стали играть сельские рынки. Их товарооборот увеличился с 12,5 в 1979 г. до 32 млрд. юаней в 90-х годах. За последние десятилетия этот объём удвоился. Сельскохозяйственный налог платился уже не натурой, как было ранее, а наличностью.
Необходимо отметить, что развитие в экономике КНР разных форм собственности и хозяйствования (в том числе - семейного подворья) сыграло важную роль в ускорении роста народного хозяйства, удовлетворении многообразных потребностей народа, увеличении числа рабочих мест. В целом, с началом проведения политики реформ и открытости, Китай придерживается курса на совместное развитие различных экономических секторов при доминирующей роли общественной собственности. При этом постоянно идет поиск эффективных путей использования общественной собственности, включая систему акционерного сотрудничества. Примером этому могут служить те разделы Конституции КНР, в которых четко указано, что индивидуальные и другие хозяйства, не принадлежащие к системе общественной собственности, являются важной частью социалистической рыночной экономики. Китай смог добиться сегодняшних результатов, во многом благодаря внедрению именно такой формы хозяйствования. Так, по данным Министерства сельского хозяйства КНР, в начале XXI столетия по многим основным показателям развития сельского хозяйства Китай вышел на первое место в мире. В настоящее время в республике насчитывается крупного рогатого скота -110, свиней-450, овец -130 млн. голов. Произведено мяса - 63, молока - 50, сахарной свеклы - 80, фруктов - 6 млн. тонн, яиц - 23 млрд. штук. Ежегодный экспорт натурального шёлка составляет 9-10 тыс. тонн, морепродуктов - 43 млн. тонн и так далее. Площадь сельскохозяйственных угодий-94 млн. га. [5]. За двадцать четыре года реформ (1978-2002) реальные доходы в Китае возросли без малого в пять раз [6]. В республике проживает 1/5 часть населения земного шара, и почти 1/3 его - работающее. Таким образом, опыт показал, что отсталая в недавнем прошлом страна может выйти на передовые позиции в мире по объёму производства товаров как промышленного, так и сельскохозяйственного производства.
Экономические реформы в Китае являются объектом изучения учёных и политиков всего мира (в том числе и нашей страны). По вопросу использования в России опыта китайских реформ существуют довольно противоречивые мнения. Однако почти все исследователи, занимающиеся данной проблемой, сходятся в одном: несмотря на огромные различия наших стран в социально-экономическом и политическом отношениях, отдельные элементы осуществляемых в Китае реформ можно применять в нашей стране.
Общеизвестно, что Китай - главный внешнеторговый партнер России среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Формы нашего сотрудничества весьма разнообразны: централизованная и приграничная торговля, совместные предприятия, техническое содействие. Китайская Народная Республика занимает седьмое место в товарообороте РФ. Удельный вес КНР во внешнеторговом обороте России в 2000 году составил 5,3 %. При этом удельный вес нашей страны во внешней торговле Китая около 1,7%, что не в полной мере соответствует потенциалу обеих стран. Однако в последние годы идёт двусторонняя работа по усилению взаимовыгодных связей (рис. 5). Особое значение приобретает сотрудничество на региональном уровне, в частности, торговля между российским Дальним
Рис. 5. Торговля России с КНР, млн. долл. США (данные таможенной статистики КНР, согласованные с соответствующими материалами Российской Федерации).
Востоком и северными регионами Китая.
Следует отметить, что роль Республики Саха (Якутия) в российско-китайском межрегиональном сотрудничестве пока незначительна. Так, по итогам 2001 года наблюдается отрицательное сальдо внешнеторгового оборота РС(Я) с Китайской Народной Республикой (рис. 6). В настоящее время между нашей республикой и КНР укрепляются имеющиеся торгово-экономические связи, активно развиваются новые направления сотрудничества. Сегодня уже можно говорить о том, что торгово-экономическое сотрудничество между Республикой Саха (Якутия) и Китаем будет расширяться и дальше, основываясь на взаимовыгодной основе.
В Якутии должно проводиться всестороннее и углубленное изучение опыта проведения аграрных реформ в Китае и на этой основе разрабатываться практические рекомендации по преобразо-
Наука и техника в Якутии 2002 № 2(3)
47
Рис.6. Внешняя торговля РС(Я) с КНР (по данным Дальневосточного таможенного управления ГТК).
ванию и развитию социально-экономической жизни села. На данном этапе изучения социально-экономического развития экономики села Республики Саха (Якутия) в ближайшие годы можно сделать следующие предварительные выводы.
1. Необходимо развивать имеющиеся торговые связи с КНР. Так, нам следует увеличить завоз тракторов малой мощности Чаньчуньского и Син-тайского тракторных заводов, а также оборудования по брикетированию каменного угля для улусов республики. Якутия же может увеличить поставку в Китай каменного угля, строительных материалов, боя рогов, пантов северного оленя
2. Следует отметить, что успех китайских реформ в значительной степени был обусловлен тем, что они осуществлялись с учетом конкретных социально-экономических условий и специфических особенностей страны. В китайской деревне основной производственной единицей остаётся семейное подворье. Однако изучение опыта аграрных реформ в Китае показало, что в мелких семейных хозяйствах и подворьях трудно наладить эффективное товарное производство из-за сложностей применения современной техники и агротехно-логии.
3. Аграрные преобразования в Якутии также необходимо проводить с учётом региональных особенностей якутского села и, в частности, продолжить начатую нами политику развития семейной экономики. Следует поддерживать эффективно работающие крупные фермерские хозяйства, выде-
ляя им земельные участки сверх установленных норм. Мелкие же семейные хозяйства должны объединяться в кооперативы различных видов с целью разрешения проблем механизации, переработки и реализации продукции.
4. Необходимо усилить работу по организации собственного производства несельскохозяйственной продукции, а именно - поддерживать развитие сельской промышленности на базе частных предприятий для повышения доходности и занятости населения, а также расширения рынка товаров массового потребления.
5. Развитие кооперативных отношений на селе позволит решить проблемы переработки, хранения и использования сельскохозяйственной техники. В таких крупных городах и районных центрах, как Якутск, Нюрба, Сунтар, Мая и других, на базе пригородных ферм следует создавать совместные предприятия по производству, переработке и реализации собственной мясной и молочной продукции с использованием современной технологии. В пакете акций подобных предприятий доля государства должна составлять не менее 51 процента. При этом не следует ломать сложившиеся устои се-мейныххозяйств и мелкихчастных предприятий.
Список литературы
1. Концепция развития семейной экономики на селе Рес-
публики Саха (Якутия). - РИО РДНТ, 1999. - 40 с.
2. Лузянин С. Варианты Цзян Цзэминя // Независимая
газета, 16 августа 2001,- С. 6.
3. Гзльбрас В., Кузнецова В. КНР 2001//МЭ и МО. 2001. -
№8.- С. 119-128.
4. ВронаА. Китай. Новая эра Срединного царства//Спе-
циальный выпуск журнала «Эксперт». Китай,
2000.-№27.-С. 11-15.
5. Дарбасов В. Р., Борисов В. Д. Аграрная реформа в Ки-
тае: опыт и проблемы. - Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002.-60 с.
6. Попов В. Заметки некитаиста о Китае // Знамя.
2001.- №10. -С. 153-174.
Новые книги
Дарбасов В. Р., Борисов В.Д. Аграрная реформа в Китае: опыт и проблемы. - Якутск: ЯФ Изд-ва СО РАН, 2002. - 60 с.
В книге кратко освещена практика реформирования сельской экономики в КНР, одном из крупнейших регионов АТР. Обобщается фактический материал, полученный во время официального пребывания делегации РС(Я) с целью изучения опыта проводимых аграрно-экономических реформ.
Рассчитана на широкий круг читателей, в том числе работников и специалистов агропромышленного комплекса региона и студентов - для использования в качестве учебно-методического пособия.