Научная статья на тему 'Китайская модель реформирования'

Китайская модель реформирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ / КИТАЙСКАЯ МОДЕЛЬ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПОДХОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паньшин Борис, Даньтун Сюй

В материале систематизированы подходы и инструменты реформирования сельского хозяйства в Китае. Они обобщены в форме китайской модели, которую можно взять за основу при подготовке и проведении масштабных преобразований в странах, стремящихся ускорить процесс своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Chinese reformation model

The article gives systemic approaches and instruments for the Chinese agriculture reformation. They are presented as a Chinese model which can serve as a basis for preparation and realization of the large-scale transformations in the countries seeking to accelerate their development.

Текст научной работы на тему «Китайская модель реформирования»

придаток коммерческой деятельности, а как средство проектирования новой культурной атмосферы, вполне возможно, учитывая всепроникающий характер дизайна, представить его носителем наследственного кода нашей нации, пропагандистом ее уникальности, хранителем аутентичности, интерпретатором ментальности и культурных матриц включающего ее этноса. Именно такой представляется роль дизайна как деятельности по идентификации отечественной культуры.

- Так в чем сложность рассмотрения существующего ракурса дизайна?

- Это не в последнюю очередь объясняется особенностями происхождения его языковых средств. Практически по сей день дизайн использует те, которые разработаны в творческих мастерских европейских художников. Он хорошо приспособлен к потребностям индустриальных обществ европейского суперэтноса, то есть формаций, для которых интенсивное производство и активное потребление являются определяющими, системообразующими. Язык активного, повсеместно утвердившегося европейского дизайна вполне отвечает этим требованиям: он не сложен в усвоении, легко опознается, не растворяясь в других языковых средах, без труда идентифицируется представителями разных культурных образований с признаками европейской цивилизации. К сему дню этот язык хорошо известен во всех регионах мира, и ничто, казалось бы, не препятствует его окончательному утверждению

на территориях других - и развивающихся, и «защищающихся» - культур. Эту ситуацию надо увидеть, осознать и уже потом выстраивать политику противостояния «иноземному нашествию». Именно в этом - я вынужден повториться - опасность копи-

рования зарубежных образцов. Именно этим продиктована задача формирования своего языка, визуального языка нации.

- Как выживать дизайнеру и дизайну в Беларуси?

- Промышленный дизайнер адаптировался к разным сферам, он зарабатывает в полиграфии, графике, в веб-дизайне, ландшафтном дизайне, реже в архитектуре. Много наших ребят трудится за рубежом или просто фрилансерами. Единственный шанс изменить положение вещей - признать индустриальный дизайн элементом промышленной политики, важным фактором конкурентоспособности предприятий. Тогда активное его продвижение позволит производителям увидеть и признать пользу дизайнера. Сказанное - задача государства. Художественная же элита страны осознает сложность задачи, но она гораздо ближе

к тому, чтобы на фоне повсеместного распространения процессов глобализации сказать свое слово, добиться, чтобы шло формирование языка своей нации, языка, подчеркивающего ее культурную самобытность. Развитие геополитических событий показывает, что осознание культурной идентичности наций, рост национального самосознания на всех континентах приводит к активному, часто бескомпромиссному противостоянию нормативам агрессивной культуры, приходящей из вне. Выполнение своей профессиональной миссии - формирование художественно-образного языка своего региона - вклад художественной элиты в будущее. Но, к сожалению, такое возможно только с посыла государства, которое ныне, при решении задач культурного развития страны, среди других творческих видов деятельности совершенно не видит потенциала дизайна, его возможностей и значимости. СИ

Жанна КОМАРОВА

Резюме. В материале систематизированы подходы и инструменты реформирования сельского хозяйства в Китае. Они обобщены в форме китайской модели, которую можно взять за основу при подготовке и проведении масштабных преобразований в странах, стремящихся ускорить процесс своего развития.

Ключевые слова: реформирование, китайская модель, сельское хозяйство, подходы и инструменты, система управления реформой.

Достижение целей Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. предполагает создание соответствующей системы преобразований и механизма управления ею в различных отраслях экономики [1]. В этой связи теоретический и практический интерес представляет рассмотрение китайской модели реформирования, которая в наиболее завершенном, на наш взгляд, виде была реализована в КНР в ходе модернизации сельского хозяйства. Особое внимание следует уделить вопросам формирования эффективных процедур координации реформ в аграрной сфере на всех уровнях власти. В Беларуси данные проблемы активно обсуждаются, ведущими учеными уже сформулированы фундаментальные положения по совершенствованию механизмов управления сельской экономикой [2, 3], которые во многом совпадают с китайской теорией и практикой.

Борис Паньшин,

профессор кафедры экономической информатики экономического факультета БГУ, доктор технических наук, профессор

Сюй Даньтун,

аспирантка экономического факультета БГУ

Роль и особенности реформ сельского хозяйства в Китае

Несмотря на урбанизацию, агросектор Китая обеспечивает занятость для сотен миллионов людей. Ежегодно количество жителей увеличивается на 6,8 млн чел., в результате чего к началу 2014 г. численность населения страны достигла 1,36 млрд человек. По прогнозам, к 2033 г. она составит 1,5 млрд.

Для сельского хозяйства КНР характерно мелкое частное землепользование при одновременном сохранении общественной собственности на земельный участок. Именно с этого сегмента началась модернизация экономики, что подтверждает тезис о том, что успешными реформы становятся тогда, когда они проводятся, в первую очередь, в интересах самой многочисленной части граждан. В 1984 г. Дэн Сяопин сказал, что в Китае 80% населения живет в деревнях, и стабильность страны зависит от этих жителей [4]. Поэтому стратегия реформы аграрного сектора состояла в повышении благосостояния крестьян и обеспечении продовольственной безопасности КНР путем создания условий для роста количества эффективных экономических субъектов в сельском хозяйстве и их рыночной кооперации и специализации.

Указанная сфера является трудной для модернизации ввиду наличия сложных связей с другими отраслями и комплексного влияния на экономику и обще-

ство в целом. Основной вопрос преобразований в Китае состоял в том, насколько широко и с какой скоростью методы рыночной модели должны внедряться на социалистическом пространстве и что нужно делать на каждом этапе и какими средствами.

Дэн Сяопин сформулировал принцип постепенности реформ: переходить реку, нащупывая каждый камушек. Он рассматривал аграрную сферу как основу всей экономики. Процесс создания и развития рыночной экономики в Китае рассчитан на длительный исторический этап протяженностью в сто лет (вплоть до середины XXI в.) и получил название начальной стадии социализма [4]. В общем, превращение этой страны в передовую державу можно проследить в последовательности следующих ступеней:

■ обеспечение жителей продовольствием и одеждой;

■ повышение среднего уровня жизни населения;

■ с начала XXI века - создание базы для еще более обеспеченной жизни.

Этапы реформы были успешными, потому что учитывалась исторически сложившаяся традиционная структура ведения хозяйства в деревне. Внедрение рыночных методов и устранение того, что сдерживало активность семейных хозяйств, осуществлялось постепенно и последовательно. Одновременно формировалась деловая среда и развивалось местное самоуправление, без которого нельзя было бы успешно осуществлять земельную реформу и развитие территорий, так как именно местные власти находятся в непосредственном

Определение движущих сил и стимулов преобразований (учет преобладающих интересов основной массы населения)

Создание условий для максимальной реализации потенциала движущих сил в целях качественного экономического роста и повышения благосостояния населения страны, в частности обеспечение социальной стабильности, выбор последовательности, скорости и инструментов преобразований

Формирование деловой среды и формулирование определенной технологии реформ путем научного, организационного и информацион-но-аналитическо-го обеспечения их подготовки и проведения

Рис. 1. Факторы успешности реформирования сельского хозяйства Китая

Рис. 2.

Составные части китайской модели реформирования сельского хозяйства

контакте со всеми субъектами и могут экономическими методами эффективно воздействовать на механизм хозяйствования с учетом решения наиболее актуальных проблем для жителей села. Исходя из этого, можно предположить, что ключевые факторы успешности реформ состоят в следующем (рис. 1).

Необходимо обратить внимание на то, что Китай не использовал «шоковую терапию» в виде всеобщей приватизации и либерализации цен, что обеспечило стабильный рост экономических показателей, а также повышение жизненного уровня и заинтересованность в реформах всего населения страны. Преобразования

СТРАТЕГИЯ РЕФОРМ

осуществлялись по программе, разработанной с учетом менталитета китайского общества и реальных возможностей государства.

Методология китайской модели

Методологию преобразований определяют цели, принципы, подходы, организаци-

РЕФОРМЫ

Обеспечение взаимодействия старых и новых институтов

Государственное регулирование

планирование

переход от прямого к косвенному управлению

переход от установления цен к ограничению их колебаний

система распределения

Государственное управление

Плановые задания

Ян

Неформальные институты

Теория модернизации Дэн Сяопина

Ментальные особенности

община

самоуправление

Инь

Саморегулирование

семейный подряд

Стимулирование материальной заинтересованности

Рынок

Ту

кооперация

Поощрение специализации

поселково-волостные предприятия

Рост сельскохозяйственного производства

ЦЕЛИ РЕФОРМ

Продовольственная безопасность

Рост благосостояния

Сырье для промышленности

Зарубежный опыт

онные механизмы (институты) и инструменты практической деятельности [5]. Основными целями было создание новых рабочих мест, борьба с бедностью, обеспечение растущего населения продовольствием. Они рассматривались как главные элементы китайской концепции устойчивого развития сельского хозяйства, то есть построение зажиточного общества («сяо-кан») при сохранении социалистической направленности. Принципом реформ стало достижение баланса между городом и селом, отдельными регионами, экономическим и социальным развитием, человеком и природой, внутренним совершенствованием и внешней открытостью. Подходы заключаются в постепенности и строгом следовании трем этапам: достижение стабильности, становление и реформирование [4].

Основными организационными механизмами модели стали:

■ семейный подряд как основа хозяйственной деятельности (оплата в отличие от «общего котла» коммуны увязана

с конечным результатом каждого крестьянского двора);

■ «двухколейная система» обращения сельскохозяйственных товаров (для обеспечения плавного перехода от административного управления

к рынку),

■ объединение сельхозпредприятий с личными подсобными и крестьянскими хозяйствами

и кооперация, посредством которой в китайской деревне сформировалась «новая сельская экономика» - поселково-волост-ные предприятия (ПВП);

■ самоуправление (на уровнях провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, уездов и волостей (поселков), вопросы сельского хозяйства находятся в ведении местных Собраний народных

представителей, являющихся органами государственной власти на местах) [6]. Они заключают с крестьянскими семьями подрядный контракт на использование пахотной земли сроком до 30 лет, лугов -на 30-50 лет, лесных участков -на 30-70 лет. Каждое хозяйство направляет часть дохода в деревенский фонд социального развития, из средств которого обеспечивается благоустройство села и проекты социальной направленности.

Инструментами преобразований являются:

■ государственное регулирование ценообразования на основные виды продовольствия (для товаропроизводителей установлены гарантированные цены, которые значительно превышали уровень среднемировых);

■ налоговые и кредитные льготы для сельхозтоваропроизводителей (в частности, вначале был отменен овощной налог - обязательство сдавать часть урожая по установленным государством ценам,

а в 2006 г. - и сельхозналог);

■ создание свободных экономических зон для привлечения иностранных инвестиций;

■ поддержка аграрного сектора путем использования сбережений крестьян, госу-

дарственных займов, а также средств специально созданного Банка развития сельского хозяйства для финансирования агроэкономики.

Сутью реформ стала децентрализация - отказ от прежней системы народных коммун с их тремя ступенями коллективной формы собственности (производственной бригады, большой производственной бригады и народных коммун) и переход к семейному подряду и кооперации хозяйств на принципах взаимовыгодности и взаимодополнения. Постепенно удалось выработать систему макрорегулирования, включая использование гарантийных цен, резервного и страхового фондов зерна, систему ответственности местных администраций и экономические регуляторы (цены, налоги, кредиты и льготы).

Структура китайской модели реформирования сельского хозяйства

Китайскую модель можно представить в виде следующей схемы (рис. 2), в которой «ян» - это обоснованное государственное управление, а «инь» - механизмы рыночного саморегулирования. Модель работает в соответствии с принципом: государство регули-

МАКРОУРОВЕНЬ

планирование реформы (ЦК КПК) стратегическое управление (ЦК КПК, Национальный комитет развития и реформ) нормативно-правовое обеспечение

ценообразование на продукцию (двухколейная система) налогообложение и страхование кредитование

Комитет деревни -организация самоуправления и кооперации

Таблица 1.

Составные

элементы

организационно-

экономического

механизма

управления

реформами

МИКРОУРОВЕНЬ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Порядок планирования реформ

Подготовка планов на пятилетку

«... ЦК КПК создает группу руководителей для выработки основной концепции: общая структура будущего плана и общее направление изменений. Проведение предварительных исследований поручают отечественным и иностранным экспертам

Политбюро ЦК КПК и его постоянный комитет формируют руководящую группу для внесения корректировок в план. Она собирает предложения внутри и вне партии, в политических, экономических, научных, дипломатических и других кругах. В работе в организованном порядке участвует большое число ученых и специалистов по общественным наукам

Члены постоянного комитета Политбюро ЦК КПК порознь отправляются со своими помощниками в различные организации и районы для изучения проблем на местах и обмена мнениями с различными слоями населения. Чтобы получить реальную информацию, встречаются со своими доверенными лицами

— Группа вносит проект плана в Госсовет КНР, Политбюро ЦК КПК и его постоянный комитет. Проект многократно обсуждается: один раз на заседании Госсовета КНР и по два раза на собраниях постоянного комитета Политбюро ЦК КПК и Политбюро ЦК КПК

и- Исправленный проект снова направляется специалистам, после чего собираются и изучаются их предложения (каждый раз из различных источников собирается более 3 тыс. мнений и корректировок по содержанию плана)

6-й этап Исправленный проект пятилетнего плана выносится на обсуждение Пленума ЦК. В него еще раз вносятся изменения, проводится детальное обсуждение и обнародование

рует рынок, рынок управляет предприятиями.

В структуру организационного механизма реформирования входит совокупность взаимосвязанных элементов, состоящая из организационных, правовых и финансовых подсистем, регулирующих преобразования на макро-, мезо- и микроуровне (табл. 1).

На макроэкономическом уровне планирование (пятилетка) организуется Центральным комитетом компартии Китая [6]. Весь процесс - от составления проекта до принятия - занимает примерно один год. В создании документа участвуют 5-6 тыс. чел. (табл. 2).

На мезо- и микроуровне действуют семейный подряд, двух-

вительств. Комитеты деревни, создаваемые по районам проживания сельского населения, являются организациями народного самоуправления в низах. Председатель, его заместитель и члены комитета выбираются «снизу». СИ

Продолжение в следующем номере

колейная система и самоуправление, которое реализуется в виде волостного и поселкового правительства, а также деревенских комитетов. Более 70% продукции, производимой негосударственным сектором, приходится на предприятия, находящиеся в общественной собственности местных провинциальных пра-

See: http://innosfera.by/2015/07/reformation_model Литература

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. Электронный ресурс: http://www.economy.gov.by.

2. Гусаков В. Г. Совершенствование механизма государственного регулирования АПК // Весц Нацыянальнай акадэмп навук Беларусь Сер.аграрных навук.2012, № 2.С. 5-19.

3. Бычков Н.А. Совершенствование механизма функционирования организаций АПК / Н.А. Бычков, ред. В.Г. Гусаков, рец. А.С. Сайганов, А.П. Такун, Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики. Мн., 2009.

4. Сыроежкин К. Семь уроков китайских реформ. Электронный ресурс: http://www.continent.kz/1999/06/19.html.

5. Полтерович В.М. Стратегии институциональных реформ. Китай и Россия // Экономика и математические методы. 2006. Т. 42. № 2. С. 3-16.

6. Мао Гэсунг. Проблемы реформирования сельского хозяйства КНР: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук: 08.00.14; Моск. сельскохоз. акад. им. К.А. Тимирязева - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.