2. Частота флюорографических обследований того или иного контингента должна определяться эпидемиологической обстановкей, т. е его отягощенностью открытыми формами туберкулеза, процентом выявляемое™ туберкулеза и процентом охвата флюорографическим обследованием в предыдущие годы.
Поступила 22/1II 1962 г
* * *
ИЗ ОПЫТА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛ, ПОСТРОЕННЫХ ИНИЦИАТИВНЫМ МЕТОДОМ
Старший научный сотрудник П. В. Избавителев, кандидат педагогических наук Д. С. Лещинский, младшие научные сотрудники
А. М. Груша, Л. А. Кувшинникова
Из Белорусского научно-исследовательского санитарно-гигиенического института
Наряду с плановым строительством школ по титульным спискам в Белорусской ССР широкое распространение получило так называемое инициативное строительство, при котором частично используют бюджетные ассигнования, средства колхозов, применяют труд колхозников, учащихся, учителей. Инициативным методом строят новые школы, расширяют с помощью пристроек учебную площадь существующих зданий, сооружают школьные мастерские, физкультурные залы и другие вспомогательные помещения для школ.
Централизованного руководства и контроля за этим строительством нет. Инициативным методом строят такие школьные здания, которые нужны конкретной школе, с учетом имеющихся средств, строительных материалов, а иногда и уже готовых срубов, что резко ограничивает возможности применения при их строительстве типовых проектов. При наличии в каждой области нескольких десятков таких объектов инженеру облоно и работникам школьно-санитарного отдела областной санитарно-эпидемиологической станции очень трудно осуществить контроль за их строительством. В результате при строительстве школ методом народной инициативы нередко допускаются различные нарушения установленных нормативов, что приводит к ухудшению гигиенических условий обучения в таких зданиях. Этим определяется необходимость гигиенического изучения и санитарного регламентирования инициативного строительства школ.
Гигиеническое изучение школ проводили путем выезда на места бригады в составе четырех научных сотрудников с привлечением работников районо и районных санитарно-эпидемиологических станций. Для лучшей обработки материалов были заранее заготовлены бланки-схемы санитарного обследования школ. Для выездов были выбраны районы Минской, Гродненской и Брестской областей, в которых в 1961 г. и за 3—5 предшествующих лет шло интенсивное строительство школ методом народной инициативы. Всего было обследовано в 8 районах 48 школьных зданий.
Как показала проверка, все школы, построенные инициативным методом, делятся на три группы: 1) сооруженные по типовым проектам, 2) по индивидуальным проектам и 3) без всяких проектов.
При использовании типовых проектов некоторые школы строились без изменения их, другие — по переработанным проектам.
В школах, построенных точно по типовым проектам, нарушения гигиенических требований выражались в окраске стен в классах в недостаточно светлые тона, использовании ламп малой мощности, приме-
нении неудовлетворительной по качеству арматуры, сооружении неправильных фрамуг, применении вентиляционных решеток с очень маленькой площадью полезного просвета (12—20%) и др.
Изменения в типовые проекты чаще всего вносили при строительстве начальных школ на 160 мест; при этом ставили целью использовать вспомогательные и жилые помещения для увеличения числа классных комнат.
С такими изменениями, на наш взгляд, временно приходится мириться, так как это дает возможность уменьшить число классов, занимающихся во вторую смену.
В школах на 80 учащихся в случае необходимости сооружали третью классную комнату за счет квартиры учителя.
В школах на 160 мест создавали два дополнительных класса за счет квартир. Иногда допускалась значительная перепланировка комнат с некоторым уменьшением их площади. В таких случаях число классов доводили до 6, а несколько расширенный вестибюль превращали в физкультурный зал. Примером такого использования типового проекта является Островская 8-летняя школа Слонимского района, имеющая 6 классов-комплектов и работающая в одну смену.
Мы полагаем, что такие изменения проектов вполне целесообразны и оправданы, так как они исходят из необходимости всемерно форсировать ликвидацию двухсменных занятий. Квартиры для руководителя школы и технического персонала можно (в зависимости от наличия средств) построить на школьном участке и несколько позднее.
Можно ли оправдать с гигиенических позиций уменьшение площади классов?
#
Подавляющее большинство типовых проектов предусматривает сооружение классов с расчетной площадью на 40 учащихся. На селе, где фактическая наполняемость классов в большинстве случаев значительно ниже, такое строительство школ является расточительством. В этой связи нельзя не высказать упрека нашим проектным организациям. В настоящее время мы имеем типовые проекты школ с классами на 40 учащихся и проект небольшой сельской школы на 20 мест. Между тем для села крайне необходимо иметь несколько проектов с уменьшенными классами различных размеров в пределах 40—20 человек. Кстати сказать, один такой проект с классами на 24 учащихся в настоящее время разрабатывается. Было бы крайне желательно в одной и той же школе иметь несколько классов разных размеров. Вместе с тем необходимо заметить, что при выборе для строительства того или иного проекта следует учитывать не только средкэе фактическое наличие учащихся, но и возможный прирост детей не менее чем на 10—15 лет вперед, так как уже встречаются случаи переполнения уменьшенных па площади классов в школах, построенных всего 4—5 лет назад.
Необходимо учитывать естественный прирост населения, его миграцию, возможное укрупнение населенных пунктов. Если в дальнейшем через 10—15 лет площади классных комнат окажутся недостаточными^ такие школы можно будет использовать под ясли, избы-читальни, агро-лаборатории и т. п. Повторное строительство школ через большой промежуток времени более целесообразно, чем сооружение в настоящее время дорогостоящих зданий с малым числом учащихся.
Число серьезных гигиенических недочетов значительно увеличивается при строительстве школ по местным индивидуальным проектам и еще больше при строительстве школьных зданий без всяких проектов. В отдельных случаях при строительстве без проекта возводились при одинаковой затрате сил и средств плохие здания с грубыми нарушениями гигиенических требований.
Как видно из данных о частоте соблюдения основных гигиенических требований при строительстве обследованных 48 школьных зданий, при-
Сводные данные о соблюдении гигиенических нормативов при инициативном
строительстве школ
Показатель
Соответствует гигиеническим нормативам
количество зданий
% от общего числа
Ориентация зданий (на юг, юго-росток, юго-запад)........
Высота классных комнат (не менее 2,8 м)............
Расположение топок в 42 школах с печным отоплением......
Отношение полезной площади фрамуг и форточек к площади пола
(не менее 1:50) .......................
Светорой коэффициент...............•......
Коэффициент заглубления....................
Направление СЕеторого потока.................•
Окраска ограждгющих поверхностей................
Суммарная мощность ламп общего освещения в 32 школах с электрическим освещением.......................
Местное освещение классных "досок.......• . . . . • ...
Качество осветительной арматуры....................•
42 87,5
43 90
18 42,8
0 0
22 45,1
26 54,2
39 81,3
40 •83,3
0 0
0 0
16 50
веденных в таблице, неправильная ориентация школьных зданий, в том числе и на север, встречалась довольно редко и во всех случаях при хорошем предупредительном надзоре могла быть избегнута без ущерба для строительства. Высота классных комнат, как правило, была достаточной. Только в отдельных случаях допускалось нежелательное снижение высоты потолков до 3 и даже 2,55 м. Более чем в половине школ с печным отоплением топочные отверстия делали в классе, что нежелательно.
Одним из наиболее существенных недостатков во всех без исключения построенных школах явилось значительное уменьшение полезной площади фрамуг и форточек. Ни в одной из них отношение полезной площади фрамуг и форточек в классах к площади пола не было менее 1/50; в 10 школах (20,9%) оно составляло 1/50—1/100; в 9 (19,6%) школах— 1/101 —1/200; в 10 (20,9%) школах — 1/201 —1/300; в 14 (29,2%) школах—менее 1/300; в 5 начальных школах (10,4%), построенных не по проектам, в классах совсем не было ни фрамуг, ни форточек.
Серьезным и широко распространенным недостатком в строительстве школ явилось неудовлетворительное естественное и искусственное освещение классных комнат. Окна сделаны малого размера, с чрезмерно широкими межоконными простенками (до 2—2,5 м). Повышенный против нормы коэффициент заглубления (до 1 :3) вызывался сниженной высотой потолков и неоправданно большим размером промежутков между верхним краем окон и потолком. В отдельных школах верхний край окон не был доведен до потолка на 1 м и более, что совершенно не вызывается необходимостью и резко снижает освещенность третьего от окон ряда парт. Световой поток, как это показано в таблице, в большинстве классов направлялся правильно, с левой стороны от учащихся. Однако в отдельных классах окна находились прямо перед учащимися, что совершенно недопустимо.
При удовлетворительной в большинстве школ окраске стен в классах в светлые тона в отдельных школах стеновые панели, двери и даже оконные переплеты окрашивали в темные тона.
Во всех школах не выдерживали новых нормативов мощности ламп общего освещения и не применяли местное освещение классных досок.
Половина школ, имеющих электрическое освещение, была сдана без осветительной арматуры. В значительной части школ устанавливали арматуру устарелого типа: молочные шары, грушевидные колпаки мало*
го диаметра, в которые вмещаются непригодные в настоящее время для школ лампы мощностью не свыше 100 вт.
Необходимо отметить существенный недостаток, имеющийся при строительстве начальных школ. Нередко эти школы строят с открытым крыльцом. Наружная дверь в таких зданиях открывается прямо в коридор, что зимой резко снижает температуру воздуха в школе. В то же время сооружение вместо крыльца закрытого тамбура создаст воздушную камеру, значительно улучшающую температурный режим школы В тамбурах должны быть окна, которые необходимы не только для их освещения; они придадут более красивый вид всему зданию.
Выводы
1. Необходимо решительно усилить санитарный контроль за проектированием и строительством школ методом народной инициативы, разработать санитарные правила для строительства школ этим методом.
2. Для строительства сельских школ инициативным методом необходимо иметь несколько типовых проектов с различной наполняемостью классов. Желательно иметь классы разных размеров в одном здании Нельзя допускать строительство школ без проектов.
3. При сооружении школьных зданий значительно большее внимание необходимо уделить оборудованию их средствами вентиляции и проветривания и повысить требовательность к соблюдению гигиенических нормативов естественного и искусственного освещения школьных зданий.
Поступила 23/1V 1962 г
-¿Г ^Г
ОПЫТ БОРЬБЫ С МУХАМИ В СВИНОВОДЧЕСКИХ
ХОЗЯЙСТВАХ
Энтомолог А. К. Политое
Из Грозненской городской санитарно-эпидемиологической станции
В свиноводческих хозяйствах нередко создаются благоприятные условия для размножения мух, обилие питательного материала, остающегося после кормления животных, большое количество навоза, хранящегося без соблюдения предупредительных мер против выплода мух. отсутствие или недостаточное проведение противомушиных мероприятий. Такое положение прежде всего свидетельствует об антисанитарном содержании животных и тяжело отражается на их состоянии. Излюбленными местами пребывания мух на теле животных являются открытые участки слизистых оболочек рта и глаз. Кровососущие мухи, например жигалка, размножаясь в большом количестве, могут привести к значительным потерям веса животных.
Особенно опасны падальные мухи. Они откладывают яйца на раневые поверхности, появляющиеся у свиней при расчесах и царапинах. Из яиц выводятся личинки, которые питаются и растут за счет выделения раны, достигающей при этом иногда больших размеров. В этом отношении наибольший вред животным приносит зеленая падальная муха.
В 1961 г. Грозненские городские дезинфекционная и санитарно-эпидемиологическая станции проводили борьбу с мухами в трех свиноводческих хозяйствах: плодоягодном совхозе № 3, совхозе Пище-треста и свинооткормочной базе «Заготскот». Наиболее крупным было хозяйство «Заготскот». В нем было около 2000 свиней. Свинарники имели обычное устройство: цементированные полы, канавки для стока