4
ЗНиСО июль №7 (200)
ИЗ ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА РОСТОВСКОГО-НА-ДОНУ ПРОТИВОЧУМНОГО ИНСТИТУТА
Ю.М. Ломов1, Н.Р. Телесманич1, Н.Л. Пичурина1, Т.А. Кондратенко2, Н.Г. Тютюнькова2, Г.Б. Бахтадзе3, И.А. Молдаван1, Н.А. Шелковникова4
ON THE EXPERIENCE OF STAFF FORMATION IN THE ROSTOV RESEARCH INSTITUTE FOR PLAGUE CONTRO
Yu.M. Lomov1, N.R. Telesmanich1, N.L. Pichurina1, T.A. Kondratenko2, N.G. Tyutyunkova2, G.B. Bakhtadze3, I.A. Moldavan\ N.A. Shelkovnikova4
ФГУЗ «Ростовский-на-Дону противочумный институт» Роспотребнадзора1, ГОУ ВПО «Ростовский государственный медицинский университет» Росздрава2, Южный Федеральный университет3, ГОУ СПО РО «Ростовский базовый медицинский колледж»4
Представлен опыт работы Ростовского-на-Дону противочумного института по формированию кадрового состава во взаимодействии с профильными учебными центрами региона: с Ростовским государственным медицинским университетом, Южным Федеральным университетом, Ростовским базовым медицинским колледжем. Подготовка квалифицированных медицинских работников различного уровня обеспечит максимальную эффективность мероприятий по обеспечению системы эпидемиологического надзора.
Here is presented the experience of the Rostov Research Institute for Plague Control in staff formation in collaboration with regional specialized teaching centers, namely with the Rostov State Medical University, South Federal University and Rostov Medical College. Training of qualified medical personnel of different levels will ensure maximum effectivity of measures necessary for the provision of epidemiological surveillance system.
Эффективность мероприятий системы эпидемиологического надзора напрямую зависит от уровня квалификации каждого из участников подсистем сбора, учета, анализа, диагностики и прогноза.
Выполнение задач по мониторингу за особо опасными инфекционными болезнями требует таких специалистов, которые, обладая системой общих и специальных знаний, практических умений и навыков, будут готовы в чрезвычайной ситуации на своем профессиональном уровне к принятию эффективных решений. Специалист противочумной системы должен понимать закономерности современного эпидемиологического процесса, учитывая при этом эпидемиологические приоритеты XXI века. Изменение структуры инфекционной заболеваемости с преобладанием болезней вирусной этиологии, выявление ранее не диагностируемых нозологических форм, внедрение современных технологий идентификации микроорганизмов требует комплекса мероприятий по подготовке современного специалиста. Кроме того, в число повседневных задач работников противочумной системы входит знание статистических методов обработки информации, владение компьютерными технологиями и умение использовать полученные данные для оценки влияния факторов риска на здоровье человека.
Исходя из положения, что в кадровой проблеме заложен значительный потенциал развития, руководство Ростовского-на-Дону противочумного института реализует решения коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11.12.09 по вопросу обеспечения кадрами учреждений Роспотребнадзора в нескольких направлениях.
Основное из них — взаимодействие с профильными учебными центрами региона: с Ростовским государственным медицинским университетом, Южным Федеральным университетом, Ростовским базовым медицинским колледжем — по привлечению молодых специалистов высшего и среднего звена, ориентированных на работу в РостНИПЧИ.
Профессиональная ориентация студентов Ростовского государственного медицинского университета начинается знакомством с богатой историей противочумной системы и Ростовского-на-Дону противочумного института, с задачами и целями, решаемыми в современный период. Обсуждение проблем краевых природно-очаговых болезней способствует активному выявлению студентов, проявляющих интерес к проблемам эпидемиологии и микробиологии ООИ. Следующим этапом взаимодействия является участие специалистов РостНИПЧИ в работе научных кружков
июль №7 (208)
5
по подготовке научно-практических работ и выступлений студентов на ежегодной научно-практической конференции «Дни науки» в Ростовском государственном медицинском университете. Лекции ведущих специалистов ФГУЗ РостНИПЧИ помогают в выборе тем из числа основных проблемных задач института и подборе материала для совместных исследовательских, курсовых, дипломных и других видов творческих работ.
Студентам Южного Федерального Университета, специализирующимся в области зоологии и микробиологи читается специальный курс «Природная очаговость инфекционных болезней», подготовка, которого оказалась возможной благодаря творческому сотрудничеству ученых РостНИПЧИ и преподавателей университета.
Важным разделом является проведение для студентов кафедры зоологии биолого-почвенного факультета Южного Федерального университета семинара по теме «Учение о природной очаговости». Понятие о природном очаге рассматривается с точки зрения классических представлений академика Е.Н. Павловского, В.Н. Беклемишева и В.Ю. Литвина. Знакомство со структурой и особенностями краевой природно-очаговой патологии, примеры практической деятельности специалистов РостНИПЧИ по изучению туляремии, Крымской геморрагической лихорадки, лихорадки Западного Нила в Ростовской области успешно дополняют базовое классическое биологическое образование. Кроме того, подобное взаимодействие демонстрирует роль эпизоотологов и паразитологов в борьбе с особо опасными болезнями и повышает престиж избранной профессии.
Учитывая значимость профессиональной компетенции специалистов среднего звена, сложность и особенности их подготовки, Ростовский НИПЧИ разработал программу стажировки (практики квалификационной) выпускников Ростовского базового колледжа факультета «Медико-профилактическое дело». Помимо обязательных положений программа предусматривает проведение проблемных лекций и рабочих семинаров по темам «Биологическая безопасность», «Холера», «Чума», «Туляремия», «Арбовирусные инфекции»,
«Санитарная охрана территории», «СПЭБ», улучшающих профессиональное качество подготовки. Необходим подбор руководителей-наставников, которые, мотивируя процесс обучения, смогут «из рук в руки» передать уникальный профессиональный опыт, накопленный специалистами противочумной системы.
После окончания стажировки лучших выпускников принимают на постоянную работу в подразделения института, с последующим обучением специфическим методам и приемам работы на курсах подготовки лаборантов-бактериологов ООИ, ориентируя их на получение в дальнейшем высшего образования.
Кроме взаимодействия с профильными учебными центрами региона, нам представляется целесообразной работа по профессиональной ориентации обучающихся лицейских медицинских классов. Здесь возможно использование исследовательских допрофессиональ-ных технологий, создание климата понимания ответственности будущих медицинских работников за здоровье человека. Участие специалистов противочумного института в подготовке научно-практических работ и выступлений на ежегодных научно-практических конференциях «Дни науки» в Донской Академии Наук Юных Исследователей, в работе студенческого научного общества Ростовского государственного медицинского университета, в том числе по проблемам особо опасных инфекций, имеет важное социальное значение, ориентируя обучающихся на продолжение образования в колледже и университете. Так обеспечивается преемственность различных этапов образования, а также формируется алгоритм взаимодействия образовательных учреждений (от начального, через среднее, до высшего) с научно-исследовательским институтом.
Проблема формирования кадрового состава из компетентных специалистов, понимающих и выполняющих задачи на высоком профессиональном уровне, рассматривается нами не как единовременная кампания, а как планомерная система. Тем самым возможна подготовка квалифицированных медицинских работников различного уровня, что обеспечит максимальную эффективность мероприятий по обеспечению функционирования системы эпидемиологического надзора.