Научная статья на тему 'ИЗ МУХИ В СЛОНА И ОБРАТНО: О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАМИСТИФИКАЦИЙ'

ИЗ МУХИ В СЛОНА И ОБРАТНО: О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАМИСТИФИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-МЕДИА / МАНИПУЛЯЦИИ / РАСШИРЕНИЕ ЧУВСТВ / МУЗЫКА / ПОЛИТИКА / МОРГЕНШТЕРН / ОКСИМИРОН / ДЕЛИРИЙ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цуканов Е.А.

Статья посвящена проблеме медиамистификаций, ведущихся по линии современной популярной музыки и шоу-бизнеса, за счет которых господствующий класс все чаще сегодня утверждает свои властные полномочия. Автор усматривает тревожные симптомы в факте постепенного превращения музыки в политику через технологию «раздувания» имиджа эстрадных «звезд». Это приводит к печальным последствиям девальвации и десакрализации власти с потенциальной угрозой социального распада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM FLY TO ELEPHANT AND VICE VERSA: SOME PRINCIPLES OF ORGANIZING MEDIAMYSTIFICATIONS

The article is devoted to the problem of mediamystifications conducted through modern popular music and show business, due to which the dominant class increasingly today asserts its power. The author sees alarming symptoms in the fact of the gradual transformation of music into politics through the technology of «inflating» the image of pop «stars». This leads to the sad consequences of devaluation and desacralization of power with the potential threat of social disintegration.

Текст научной работы на тему «ИЗ МУХИ В СЛОНА И ОБРАТНО: О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАМИСТИФИКАЦИЙ»

УДК 130.2

ИЗ МУХИ В СЛОНА И ОБРАТНО: О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИАМИСТИФИКАЦИЙ

Е.А. Цуканов

Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, г. Санкт-Петербург e-mail: tsukanov_1975@inbox.ru

Статья посвящена проблеме медиамистификаций, ведущихся по линии современной популярной музыки и шоу-бизнеса, за счет которых господствующий класс все чаще сегодня утверждает свои властные полномочия. Автор усматривает тревожные симптомы в факте постепенного превращения музыки в политику через технологию «раздувания» имиджа эстрадных «звезд». Это приводит к печальным последствиям девальвации и десакрализации власти с потенциальной угрозой социального распада.

Ключевые слова: масс-медиа, манипуляции, расширение чувств, музыка, политика, Моргенштерн, Оксимирон, делирий.

Масс-медиа на поверку представляют собой во многих отношениях загадочный и даже, скорее, мистический объект. Потрясает, к примеру, их способность аккумулировать энергию миллионов разрозненных индивидов, или их удивительное качество моментально менять информационную повестку, переворачивая ее на сто восемьдесят градусов, трансформируя тем самым мир у нас перед глазами до неузнаваемости. Средства массовой информации подобно некоему гигантскому восточному божеству регулярно опускают на массовое сознание лоскутное одеяло грез и иллюзий, именуемое в буддизме трогательным словом майя [13, с. 94-98]. Исследователями выделяются и другие «волшебные» характеристики медиа [3], однако в рамках данной статьи мы сконцентрируем свое внимание единственно на той исключительной функции СМИ, которая позволяет им с легкостью неимоверной «раздувать из мухи слона» [7]. Разумеется, в аллегорическом смысле.

Это специфическое качество Маршалл Маклюэн квалифицирует более благородным образом, через понятие «расширения», однако нам кажется, что оно не совсем точно выражает суть изучаемого явления.

Маклюэн говорил о расширении чувств человека [6, с. 6] за счет контакта с медиа: слуха - в случае с радио, зрения - в случае с газетой, осязания -в случае с телевидением, и, если продолжать эту логику, то тем более - с интернетом. Мы же хотим вести речь не о перцептивных чувственных эффектах, связанных с обработкой поступающих из внешней среды данных, а о магических метаморфозах, происходящих с самими данными, попавшими на территорию фабрики медиа как царства количества. И если конструировать идентичность современных СМИ с использованием метафоры машинного механизма, в русле, скажем, акторно-сетевой теории [4], то получится, что мы занимаемся производимой этой машиной продукцией, фатально влияющей затем на субъекта потребления. Иными словами, наши «муха и слон» берутся здесь в аспекте технологическом, а не психологическом. Это позволило бы и маклюэновское «расширение» репрезентировать в виде соблазнительной галлюцинации, а не реальности, данной нам в ощущениях, что выводило бы анализ в берклианский солипсических дискурс [2] и тем самым сулило бы много открытий. Может оказаться, что чувства человека остаются стабильными в процессе телесмотрения или радиослушания, их просто временно подменяет своеобразная «игра ума», выражающаяся в приступах болезненного делириума, как подменяет работника, ушедшего на больничный его менее квалифицированный коллега. Предположительно, любой контакт человека с медиа ранит и именно поэтому закономерно представляет собой акт временной недееспособности и, соответственно, демобилизации по ранению, часто даже онтологического дезертирства, унизительного бегства с занимаемых в бытии позиций.

Итак, средства массовой информации в состоянии магическим образом превращать сравнительно малое в чудовищно большое и обратно по велению, а иногда и без ведома некоего режиссирующего центра в лице владельцев и учредителей, пользующихся обычно услугами штатных идеологов, так называемых медиаконсультантов. Последние разрабатывают коммуникативные стратегии в интересах первых, разыгрывая определенные политические тренды, помогающие захватывать или удерживать власть и собственность. Следует констатировать, что в последнее время информационные деформации по типу надувательских переходов «из мухи в слона» превалируют,

становясь обыденной практикой медиа-демиургов к числу которых можно было бы отнести у нас в России команды Глеба Павловского и Владислава Суркова, а за рубежом - широко известных Джина Шарпа, Збигнева Бжезинского, Бернара Леви, и пока менее знаменитых Джен О'Мэлли Диллон из «Precision Strategies» и Тома Боньера из «Target Smart», поднявшихся на избирательной кампании Джозефа Байдена [5]. Их звезда, можно не сомневаться, уже восходит на небосклон американской политики. Напомним, что Г. Павловский вместе с И. Малашенко и С. Лисовским умело раздувал угрозу коммунистического реванша в РФ эпохи Ельцина [11], В. Сурков - активно продвигал могучие только в инфополе креатуры полевых командиров Донбасса [10], по методичке Джина Шарпа [14] буквально на пустом месте вспыхивали недовольства режимами «тоталитарных диктаторов», наподобие сербского, З. Бжезинский мастерски демонизировал добрые намерения советов в Афганистане, Б. Леви «причислил к лику святых» небесную сотню на Украине, а Диллон и Боньер искусно гипертрофировали степень патогенности Covid-19 до уровня пандемии.

Со временем, правда, оказалось, что все перечисленные угрозы, по сути, были, как говорится, «высосаны из пальца», но педалируемые политическими технологами процессы хаотизации уже завертелись и возникла необходимость их торможения и остановки в целях недопущения коллапса. В этих условиях становятся более востребованными фигуры медиаконсультантов, бывших в состоянии любого информационного слона превратить обратно в муху, чтобы лишний раз по пустякам не тревожить массовое сознание. На Западе вполне профессионально снимают истеричность и взвинченность общественного мнения такие специалисты в области СМИ, как Роджер Айлс [1] (умер в 2017), Роджер Стоун и примыкающий к нему по деятельности консалтинговой фирмы БМСК Пол Манафорт, у нас в стране, на наш взгляд, успокаивающие и нивелирующие информационный гротеск стратегии вполне освоили Константин Костин («Фонд развития гражданского общества») и Олег Матвейчев («Bakster Group»), которые входят в ТОП-20 лучших политтехнологов России [12].

Еще более любопытными, чем явные политические манипуляции с размерами символических объектов в инфополе, наподобие советской угрозы или угрозы коронавируса сегодня становятся тщательно

камуфлируемые от обывателя техники накачки имиджа звезд эстрады и шоубизнеса, в котором присутствие т.н. «дутых слонов» зашкаливает за все мыслимые и немыслимые пределы. Мы бы, кстати, не рекомендовали так радикально музыку отделять от политики, как это принято сегодня в молодежной среде. Философское завещание Платона не может не действовать: «В мелосе правильные слова должны сопровождаться гармонией и ритмом». Несоблюдение же этого канона - угроза государству [9, с 164-167]. Убедимся в этом на примерах.

Стоило только одному банальному пэтэушнику прокричать со сцены неприспособленным для пения голосом «Гуляю, я один гуляю. Что дальше делать я не знаю», как сразу лавинообразно его поведение начала копировать целая армия поклонников, уходившая бродить в ночь, в романтическую неизвестность от своих непосредственных обязанностей перед обществом и невыученных уроков. Причем, выдерживалась пропорция: чем дольше они гуляли, тем меньше они что-то знали. И этим конечно же не могли не пользоваться умные соискатели власти, образованные менеджеры различной степени компетенции. Под цоевский полуобморочный аккомпанемент («За окнами солнце, за окнами свет -это день. Ну а я всегда любил ночь») молодежь проспала горбачевские инсинуации по развалу собственного государства рабочих и крестьян. И если это не политика, тогда что же? Парадокс заключается в том, что ответственность за нанесенный тогда, в 80-е и 90-е, ущерб не понес никто. Скажут, что поезд уже ушел: Цоя давно нет, Горбачев богат годами, однако счет чисто технологически следовало бы выставить средствам массовой информации за то, что они частное дело артиста самоубиться (пардон, «уйти в тень») экстраполировали на целое поколение неискушенных в политике профанов - между прочим, потенциальных тружеников, отцов и матерей семейств, в общем, созидателей. Произошло преднамеренное индуцирование цоевского и, шире, всего рок-н-рольного нуара, который по геббельсовской методе, т.е. через тысячекратное повторение, был навязан аудитории в качестве главного блюда в меню, оттеснив на задний план учебу, карьеру, репродуктивную деятельность и прочие экзистенциальные величины и ценности. Черное солнце Цоя заслонило и подменило собой все на свете не само собой, а опираясь на медийный суппорт, который обеспечивался, увы, в том числе, и лицами с сомнительным криминальным прошлым.

Упомянем хотя бы фигуру Юрия Айзеншписа, продюсировавшего группу «Кино» и породившего потом целую плеяду отвратительных кривляющихся попсовых дутых гениев, законодателей мод отечественной массовой культуры.

По факту для славы в условиях всепроникающего присутствия средств массовой информации необходим минимальный набор ингредиентов: вызывающее поведение, обязательно отдающее демонизмом, тексты, в которых отрицается благость окружающей действительности, изуродованное татуировками и пирсингом тело, любое эпатажное музыкальное сопровождение. И тогда для политического влияния сгодится любое ничтожество и любой нуль, поскольку он будет усердно тиражироваться в массмедиа, производя неизгладимое впечатление «колосса», имеющего подпитку в глупейшей практике математической калькуляции лайков, из которой произрастают безумные рейтинги. На популярного рэпера Моргенштерна, насколько нам известно, в сети подписано несколько миллионов восторженных подписчиков. В интернет-сообществах обсуждается число зверя 666, выбитое им у себя над левой бровью, матерные реминисценции, провокативно изрыгаемые в беседе с Дудем, каннибальская песня «Я съел деда» и прочие коммуникативные «прелести» этой падшей звезды, уводящей завороженную публику в неверном направлении - подальше от подлинного человеческого счастья, основанного на хрупкой любви, дружбе, вере, надежде. Что выражают на самом деле накрученные до неприличия показы и просмотры роликов этого фрика на ютубе и в других интернет-сервисах и мессенджерах? В данном конкретном случае цифры не могут быть индикатором качества творчества исполнителя, делающего ставку на осквернение всего высокого, скорее они свидетельствуют об искусственно сгенерированной новыми медиа энергии подражательства и пробуждении стадных инстинктов как таковых. Если спокойно и беспристрастно оценить технологию популярности ассенизатора Моргенштерна или его точной копии Оксимирона, то вскрывается элементарная проза жизни: король на самом деле голый. Языковые проблемы, детские суицидальные комплексы, аксиологическая мелочность и никчемность, отсутствие воли и воображения, кромешный воинствующий дилетантизм. Отведите от этого «как бы бога» увеличительное стекло СМИ и окажется, что перед нами

микроскопическое насекомое, надоевшая своим жужжанием муха, рискующая в любой момент быть прихлопнутой.

Считаем тревожным симптомом участившиеся попытки проникновения всякого рода дутых звезд эстрады, клоунов, саксофонистов и фриков в пространство осуществления властных полномочий. Отсутствие должных интеллектуальных и волевых качеств обрекает этих персонажей (от актера Рейгана до кавээнщика Зеленского) на унылую роль козлов отпущения и марионеток в чужих руках, выставочные образцы беззакония и лакейства. Забавно, но одновременно и пугающе, выглядели страстные избирательные потуги американского рэпера Канье Уэста, возомнившего себя достойным кандидатом в президенты [8]. Было много шума и сотрясания воздуха, средства массовой информации США наперебой упражнялись в искусстве выдавать желаемое за действительное: «Канье Уэст - ваш президент». Прошло несколько месяцев с окончания той кампании, информационный туман рассеялся и многим стало ясно, что молодежь опять разыграли, точнее обдурили, поскольку в тот самый момент, когда она следовала за своим обожаемым кумиром, она не участвовала в реальной политике, была отсечена от сакральной процедуры принятия решений.

В заключении отметим, что средства массовой информации благодаря их продолжающейся экспансии в социальное пространство на данный момент, пожалуй, уже являются не четвертой по счету, но первой по значению силой, влияющей на динамику распределения власти как на локальном, так и на глобальном уровнях. Этому способствовало постепенное превращение медиа из царства качества в царство количества (стихию big data) за счет развития систем связи. Разросшийся медийный хард автоматически приводит к гипертрофии софта, что порождает отрицательные эффекты в гуманитарной сфере: во-первых, отдельный человек слаб и поэтому всегда бессознательно стремится подчиниться мощи, значительно превосходящей его (по принципу «Я -маленький, ты - большой»); во-вторых, само по себе это подчинение не всегда зло, и оно необходимо как инструмент порядка и стабильности, однако, к сожалению, сегодня становится все очевидней, что главенствующие высоты в СМИ захватывают люди случайные или даже явно маргинальные, готовые ради денег и влияния раздувать из какой-угодно мухи какого угодно слона на перманентной основе; тем самым, в-

третьих, мы получаем абсолютно дезориентированное в плане ценностей и идеалов общество, готовое наносить себе перманентно увечья любой степени тяжести. С этим, несомненно, надо бороться как средствами юридическими, усовершенствуя административно-правовую базу массмедиа, так и культурно-философскими и даже филологическими, -обучая работников средств массовой информации приемам укрощения раздувшихся и эмансипировавшихся медиаобразов. Гиперболы хорошо компенсируются литотами, а гротеск устраняется приведением к норме и экстренным отрезвлением. Мы не можем позволить разгулявшемуся медиа-эху вечно царствовать над нами в искусственно сконструированной пещере (ставшей реальностью идее-фикс платонизма).

Список литературы

1. Ailes, R., Kraushar, J. You Are the Message: Getting What You Want by Being Who You Are. - New York, 1995.

2. Беркли, Джордж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Джордж. Сочинения. - Москва, 1978.

3. Вайно, А.Э., Кобяков А.А., Сараев В.Н. Образ победы. - Москва, 2012.

4. Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. - Москва, 2014.

5. Лебедев, Иван. Со многими неизвестными: Дональд Трамп против Джозефа Байдена - у кого шансы выше? [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/4548578_(дата обращения: 28.01.2021).

6. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. - Москва; Жуковский, 2003.

7. Миронов, А. Раздувай и властвуй. Практическое руководство по технологиям «мягкой» пропаганды. - Москва, 2001.

8. Мишутин, Глеб. Канье Уэст зарегистрировался кандидатом в президенты США // Ведомости [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/07/16/834783-kane-uest (дата обращения: 28.01.2021).

9. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. - Москва, 1994.

10. Райбман, Наталья. Reuters рассказало, как Сурков контролирует украинских сепаратистов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/05/11/689461-reuters-surkov-separatistov (дата обращения: 28.01.2021).

11. Ростова, Наталия. Избрать неизбираемого: Как использовали российские СМИ в кампании 1996 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.yeltsinmedia.com/articles/1996-elections-1/ (дата обращения: 28.01.2021).

12. Т0П-20. Лучшие политтехнологи России - 2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://og.ru/ru/article/117094 (дата обращения: 28.01.2021).

13. Цуканов, Е.А., Цуканова, И.В. Аристотелевское бытие в возможности как медиа-майя // Медиаисследования. №6, 2019.

14. Шарп, Джин. От диктатуры к демократии. - Екатеринбург, 2005.

FROM FLY TO ELEPHANT AND VICE VERSA: SOME PRINCIPLES OF ORGANIZING MEDIAMYSTIFICATIONS

E.A. Tsukanov

The Higher School of the Press and Media Technologies of St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg e-mail: tsukanov_1975@inbox.ru

The article is devoted to the problem of mediamystifications conducted through modern popular music and show business, due to which the dominant class increasingly today asserts its power. The author sees alarming symptoms in the fact of the gradual transformation of music into politics through the technology of «inflating» the image of pop «stars». This leads to the sad consequences of devaluation and desacralization of power with the potential threat of social disintegration.

Keywords: mass media, manipulation, expansion of feelings, music, politics, Morgenstern, Oximiron, delirium.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.