Научная статья на тему 'ДЕКОНСТРУИРУЯ ГИЛЯЯ: АКТОРНО-СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ БИОГРАФИИ «ОТЦА» РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ'

ДЕКОНСТРУИРУЯ ГИЛЯЯ: АКТОРНО-СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ БИОГРАФИИ «ОТЦА» РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / МАССМЕДИА / ГИЛЯРОВСКИЙ / СЕТЬ / СТРУКТУРА / СБОРКА / ПОТОК / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СУБЪЕКТА / JOURNALISM / MASS MEDIA / GILYAROVSKY / NETWORK / STRUCTURE / ASSEMBLY / FLOW / UNCERTAINTY OF THE SUBJECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цуканов Е.А.

Статья посвящена раскрытию находящихся ниже поверхности обыденного восприятия нюансов биографии одного из апостолов отечественного журнализма - Владимира Гиляровского с учетом ее колоссального влияния, оказанного на институализацию массмедийной практики. Задействованный метод акторно-сетевого анализа позволил представить героя исследования в виде слаженного и сложного ансамбля сущностей, действовавших подчас независимо от него, формируя разнообразные подвижные состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECONSTRUCTING GILYAI: AN ACT-NETWORK ANALYSIS OF THE BIOGRAPHY OF THE «FATHER» OF RUSSIAN JOURNALISM

The article is devoted to the disclosure of the nuances of the biography of one of the apostles of national journalism - Vladimir Gilyarovsky, that are below of the surface of everyday perception, taking into account its enormous influence on the institutionalization of mass media practice. The involved method of act-network analysis made it possible to imagine the hero of the study in the form of a coherent and complex ensemble of entities that sometimes acted independently of him, forming a variety of mobile states.

Текст научной работы на тему «ДЕКОНСТРУИРУЯ ГИЛЯЯ: АКТОРНО-СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ БИОГРАФИИ «ОТЦА» РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

УДК 130.2

ДЕКОНСТРУИРУЯ ГИЛЯЯ: АКТОРНО-СЕТЕВОЙ АНАЛИЗ БИОГРАФИИ «ОТЦА» РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Е.А. Цуканов

Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, г.Санкт-Петербург e-mail: tsukanov_1975@inbox.ru

Статья посвящена раскрытию находящихся ниже поверхности обыденного восприятия нюансов биографии одного из апостолов отечественного журнализма -Владимира Гиляровского с учетом ее колоссального влияния, оказанного на институализацию массмедийной практики. Задействованный метод акторно-сетевого анализа позволил представить героя исследования в виде слаженного и сложного ансамбля сущностей, действовавших подчас независимо от него, формируя разнообразные подвижные состояния.

Ключевые слова: журналистика, массмедиа, Гиляровский, сеть, структура, сборка, поток, неопределенность субъекта.

Задолго до Бруно Латура с его уважаемой сегодня акторно-сетевой теорией [4] в стране советов пели задорную песенку: «Из чего же, из чего же, из чего же сделаны (Латур бы сказал - собраны, - Е.Ц.) наши мальчишки»? Получалось, что они были собраны из целой россыпи внешне разрозненных предметов: из веснушек и хлопушек, из линеек и батареек, из пружинок и картинок, из стекляшек, и промокашек. Соответственно, девочки, по мысли поэта Я. Халецкого, были не менее сложно сконфигурированным конструктом, состоящим, в частности, из цветочков и звоночков, из тетрадок и переглядок, из платочков и клубочков, из загадок и мармеладок. Причем, характерно, что в стихотворении Самуила Маршака, давшем, по всей вероятности, импульс к рождению популярного шлягера, мальчики сотканы по принципу минимализма - лишь из улиток, ракушек и зеленых лягушек, для девочек же полагался тоже значительно более бедный набор ингредиентов -конфеты, пирожные и сласти всевозможные. Наверное, та эпоха как бы предполагала подведение некой бухгалтерской отчетности по всем направлениям, включая и распределение детских гендерных ролей. Но мы сейчас не об этом. В рамках данной статьи нас будет интересовать

историко-философский феномен сборки окружающей действительности, открытый и развиваемый сегодня западной гуманитарной наукой. Вкратце его следует квалифицировать как метод, предполагающий повышенное внимание исследователя к сопутствующим деталям объектов, с которыми он имеет дело. Эти детали требуют скрупулезной регистрации, причем, их список не может быть конечным, поскольку постоянно прибавляются все новые и новые подробности начинки объекта. В связи с этим объект не может считаться чем-то вполне очевидным, представляя собой своего рода черный ящик [4, с. 58] с перманентно обновляемым секретом. К тому же объект бесконечно выявляемым числом невидимых нитей незримо увязан с весьма удаленными от него реальностями в трепетную сеть. Вот как определяет свой метод сам Б. Латур: «...это делание чего-либо видимым <...> через нарастание реальности утверждаемого факта <...> за счет простого выказывания для зрения» [3, с. 7]. Его дополняет Дж. Ло, призывающий смело «.работать со смешениями, путаницей и относительным беспорядком» [6, с. 12] в мире, значительная часть которого «.неопределенна, рассеянна или смутна, скользка, эмоциональна, эфемерна, неуловима или неотчетлива, меняется как калейдоскоп или вообще, по сути, лишена структуры.» [6, с. 13]. Это похоже на осторожное ощупывание возникающих на пути следования слепого предметов, склонных к регулярным метаморфозам. И всякое очередное прикосновение к ним обещает новые сборки.

Нам бы хотелось применить методологический инструментарий акторно-сетевой теории (АСТ) к биографии и складу личности легендарного российского журналиста, по праву считающегося одним из отцов-основателей журналистской практики в нашей стране - Владимира Гиляровского. Александр Куприн слегка небрежно называл его «дядей Гиляем», и это прозвище прочно закрепилось за Гиляровским в истории. Спросим же теперь себя: «Из чего же был сделан наш дядюшка Гиляй»? Как личность и исторический деятель. И нас здесь будет интересовать не набор общеизвестных проявленных качеств героя, но мириады ускользающих от прямого взгляда едва уловимых моментов. Они определили судьбу Гиляровского, так сказать, инкогнито - встречи, причем, не обязательно с людьми (поскольку АСТ позволяет усматривать субъектность даже в неживых предметах, вещах, для чего используется

общий концепт «нечеловеков», разделяющих с хомо сапиенсом свойства агентности [1, с. 40]), знакомства, пусть даже случайные, касания реалий неосязаемых и зыбких. Обнаружение этого необозримого и никем пока не учтенного богатства жизни нашего объекта, теоретически позволит прорваться к совершенно новым горизонтам понимания феномена отечественного журнализма.

Прежде всего мы утверждаем, что Гиляровский - не единица; Гиляровский - это множество. В Гиляровском клокочет энергия легионов сил, в нем исполняет свою грандиозную симфонию неведомый доселе хор голосов. О Гиляровском позволительно, наверное, говорить по аналогии с многоликим Чосером, что в нем содержалось сразу несколько ипостасей. М. Маклюэн со ссылкой на другого автора выделяет Чосера-пилигрима, Чосера-поэта, Чосера-человека, разъединить и идентифицировать которых неимоверно сложно [7, с. 203]. Одни певцы данного хора исполняют свою партию сопрано, другие контральто, третьи отзываются бас-баритоном, четвертые уходят в вибрирующий фальцет. Этим голосам аккомпанируют скрипки и фортепьяно, флейты и барабаны, подключенные через любопытство и внимание к разнокалиберной аудитории в зале, имя которому жизнь во всем ее величии и разнообразии. В этом деле мелочей не бывает: Гиляй настолько грандиозен, что любая мелочь, если присмотреться, может быть размером со слона или с манхэттенские башни-близнецы, которые кто-то из чего-то когда-то строил, годами оформлял документацию, страховал, сдавал в аренду оптом и в розницу, брал деньги за киносъемку, осуществлял перманентный ремонт и прочая, прочая, прочая. А потом грянул жуткий эвент, и башни сложились в гору мусора быстрее любого домино, причем, и самолеты, врезавшиеся в бизнесцентры не просто ведь кто-то вел, но их еще кто-то создал на станках и оборудовании, которые тоже кто-то произвел по вполне конкретным чертежам и схемам из материала, добытого армией неведомых горняков и нефтяников. Так образуется очень разветвленная и прочная сеть из различных акторов, причастных к трагедии 11 сентября 2001 года. Но наш Гиляй, пожалуй, равен сотне армий, потому как неисчерпаем как атом, внутри которого на смежных орбитах с головокружительной скоростью вращаются протоны и электроны, нейтроны и кварки. Незаметные обывателю по причине общей рассеянности и инерции

видеть мир вскользь, по касательной, ничему не придавая особого значения. Для любого среднего человека мир - это «просто мир» без всяких загадок и ухищрений, в чем можно убедиться, читая Константина Леонтьева [5] и Хосе Ортегу-и-Гассета [9]. Мы против подобного упрощенного взгляда на Гиляровского, и поэтому начнем педантичную АСТ-деконструкцию его, как он сам выражался, увлекательных скитаний [2].

Кому, например, известно, что дядя Гиляй однажды уходя от преследования взял, да и запустил в космос бродячую собаку? Обыкновенного агрессивного тузика, чуть было не прокусившего будущему королю репортеров коленку [8, с. 45]. Задолго до того, как там побывали знаменитые на все человечество дворняги Белка и Стрелка. И пусть полет этой псины растянулся на какие-то доли секунды, факт запуска зафиксирован в воспоминаниях, а, следовательно, мэтр придавал почему-то ему некое значение. Не потому ли, что этот скоропостижный полет как-то повлиял на творческий почерк и судьбу Гиляровского, написавшего за свою карьеру тысячи журналистских произведений? Как именно повлиял - мы не можем с уверенностью судить, но как-то повлиял, иначе этот случай не был бы увековечен в памяти героя. Хотя бы, наверное, тем, что, перелетев через забор, животное угодило в огромный кипящий чан, в котором рабочие вредного химического комбината варили себе щи. Гиляй недавно трудоустроился на данное производство и не подозревал о том, что будет иметь дело с невидимой смертью - ядовитые свинцовые пары здесь за год превращали человека в инвалида. Коллеги, естественно, не простили бы Владимиру Алексеевичу подобную каверзу с обедом, и ему пришлось срочно ретироваться с завода. Очевидно, что именно злобная псина спасла для России гения журналистики, которая, как мы знаем, является институтом гражданского общества и культиватором либеральных ценностей. Вот и думай после этого, кто или что на самом деле стояло у истоков отечественной демократической парадигмы? Скажут - Б.Н. Чичерин или Г.В. Плеханов, или нерешенный аграрный вопрос. Несомненно, но, однако же где-то в этом ряду, должно найтись место и случаю с изящно летящим через забор псом. По Латуру. Эту тему по-хорошему нужно ритуализировать и брэндировать, сочетав с профессией журналиста силой искусства -живописи, литературы, театра, кино, музыки, имиджевой рекламы и т.п.

Данный пес, олицетворяя собой принцип раскрепощения, априори свойственный медийщикам, мог бы в идеале разойтись на значки, ленты, флаги и прочую атрибутику, ассоциативно связанную с либерализмом вообще и свободой слова в частности.

В другой раз Гиляю помогла холера. Иных она без разбору губит, а нашему герою неожиданно стала союзницей. Это похоже на то, как Мюнхаузен верхом на пушечном ядре на Луну летал или как ухватившись за парик, вытащил себя из болотной трясины, да еще и вместе с тяжеленной лошадью. Но то в сказочных грезах выдумщика, а тут в действительности холера обрела историческую субъектность. Дело было так. В молодости Гиляровский путешествовал по Волге, осваивая нестандартные специальности. В Рыбинске нанялся в артель крючников - так тогда назывались портовые грузчики. Работа тяжелая, люди лихие и неприкаянные, зарплата мизерная. В городе в то время свирепствовала эпидемия. Однажды в трактире наш герой сцепился по пьяному делу с компанией извозчиков-ломовиков, которые заступились за козла (!). Гиляй ради смеха дал понюхать забредшему как по волшебству в заведение животному табачку. Убили бы будущую звезду журналистики кабацкие маргиналы, если бы не Deus ex Machina в лице холеры. В кульминационный момент схватки один из ломовиков с криком «Ой, смертонька!» [8, с. 33] ни с того ни с сего вдруг свалился на пол, принялся корчиться, изо рта пошла рвота. Следом за ним и его товарищ. Присутствующие бросились наутек. Выходит, что весь современных журналистский цех должен благодарить холеру-спасительницу за то, что она в такой экстравагантной манере поучаствовала в формировании профессии. Думается, это неоспоримый факт: нет Гиляровского - нет российской журналистики. Необходимо отметить, что с подачи Владимира Алексеевича каким-то непостижимым метафизическим образом и собачья, и холерная темы, на наш взгляд, получили в дальнейшем свои символические доли в общежурналистском деле. Ведь любой журналист по-собачьи обучен лаять и атаковать социальное зло, хотя, с другой стороны, именно болезни общества приносят ему высокие гонорары.

Еще одним уникальным актором биографии В. Гиляровского, обеспечившим ему, так сказать, implicit резкий карьерный взлет в сфере медиа (быть может даже в большей степени, чем литературный талант и

природная пассионарность) была анатомия, сконцентрированная на кончиках пальцев рук. Как у любого человека они составляли структуру кистей, были плотно обтянуты кожей, и их было десять, как говорится, без аномалий. Но эксклюзив начинается там, где подключалась сила героя. Сила его пальцев по свидетельству очевидцев была чудовищной. Ею он привлекал внимание собеседника, когда гнул металлические монеты. Пальцы удивляли и помогали ему ладить с людьми, а это уже искусство коммуницирования, без которого журналист немощен. Гнутые монеты и скрученные в спираль кочерги становились как бы визитной карточкой Гиляя, эффект от которых превосходил все мыслимые и немыслимые публицистические саморепрезентации. Таким вот оригинальным способом репортерство и журнализм в России наполнялись брутальными энергиями. Гиляровский собственноручно словно бы конструирует модель СМИ как четвертой власти без всяких отвлеченных метафор.

Бегло можно перечислить десятки неочевидных «участников сетевого проекта», имя которому Гиляровский. К собачье-холерным голосам и «концертированию» пальцев примешивается какофония из фирменного хамства и наносного эпатажа Гиляя, владения приемами джигитовки в синтезе с приличным французским, ужасов русско-турецкой войны и дружбы с высшими полицейскими чинами. Этот хор дополняют: урка Степан Разин как идеал мужественности и отваги, каламбурное мастерство и патологическое огнеборство, катастрофофилия и привычка уходить не прощаясь, а также комплиментарность к ворам и подобному сброду, нелепый навык писать на подоконнике и летать на воздушном шаре, умение фехтовать, травить медведя на охоте, показывать карточные фокусы. К этой бездне специализаций стоит прибавить дар экстрасенсорики, разведывательно-диверсионной деятельности, искусство быть своим среди великих, включая Толстого, Чехова, Шаляпина, манеру выглядеть по-казачьи и писать письмо турецкому султану на картине Репина о запорожцах.

Насколько уместны приводимые в научной статье легендарно -поэтические иллюстрации, да еще и с флером чудесного? С позиций акторно-сетевой теории, аналитической регистрации подлежат самые причудливые сущности, сопровождающие исследуемый объект - запахи, фантазии, ошибки, озарения, страхи, непременно вплетенные в сети

более высокого порядка. Это дает нам особую многомерную оптику и иногда раскрывает совершенно парадоксальные и остраненные смыслы. Наконец, стоит также принять в расчет и фактический статус Гиляровского как первоапостола журналистики, сотворение чудес для которого вполне естественно. Ведь апостолу позволено то, что не позволено обычному смертному, и в данном конкретном случае речь идет о самых ярких чудесах означивания и символизации.

Список литературы

1.Вахштайн, Виктор. Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-1 // Логос, 2017. - Том 27. - №2. - С. 1-49.

2.Гиляровский, В.А. Мои скитания. - Москва, 2003.

3.Латур, Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии. - Санкт-Петербург, 2006.

4.Латур, Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. - Москва, 2014.

5.Леонтьев, К. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // К.Н. Леонтьев. Полное собрание сочинений и писем в двенадцати томах. Том восьмой. Книга первая. - Санкт-Петербург, 2007. - С. 159-234.

6.Ло Джон. После метода: беспорядок и социальная наука. - Москва, 2015.

7.Мак-Люэн, Маршалл. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. - Киев, 2004.

8.Митрофанов, А.Г. Гиляровский. - Москва, 2008. 9.Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. - Москва, 2002.

DECONSTRUCTING GILYAI: AN ACT-NETWORK ANALYSIS OF THE BIOGRAPHY OF THE «FATHER» OF RUSSIAN JOURNALISM

E.A. Tsukanov

The Higher School of the Press and Media Technologies of St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design, St. Petersburg e-mail: tsukanov_1975@inbox.ru

The article is devoted to the disclosure of the nuances of the biography of one of the apostles of national journalism - Vladimir Gilyarovsky, that are below of the surface of everyday perception, taking into account its enormous influence on the institutionalization of mass media practice. The involved method of act-network analysis made it possible to imagine the hero of the study in the form of a coherent and complex ensemble of entities that sometimes acted independently of him, forming a variety of mobile states.

Keywords: journalism, mass media, Gilyarovsky, network, structure, assembly, flow, uncertainty of the subject._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.