Научная статья на тему 'Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре'

Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
835
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PR ТЕХНОЛОГИИ / СКАНДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭПАТАЖ / ПОПУЛЯРНАЯ КУЛЬТУРА / КАНЬЕ УЭСТ / ADVERTISING TECHNOLOGIES / SCANDALOUS BEHAVIOR / POPULAR CULTURE / KANYE WEST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Степанов Михаил Александрович, Ефремова Полина Сергеевна

Статья анализирует феномен скандала как коммуникативной стратегии, укорененной в современной популярной культуре. Специфика данной коммуникативной практики рассматривается через неординарное поведение музыканта и дизайнера Канье Уэста, известного своими прямолинейными высказываниями как в медиа, так и на разнообразных церемониях. Скандальный стиль поведения Канье Уэста есть ни что иное как продуманное использование эпатажного поведения в качестве PR-стратегии. Оно способствует его популярности у широких масс, признанию коллегами по цеху, критиками, отмечающими его художественный вклад в популярную культуру и называющими его одним из величайших артистов нашего века. Канье Уэст ежегодно включается в списки самых влиятельных персон мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture

We analyze the extraordinary behavior of the musician and designer Kanye West. This article discusses advertising means of the promotion of fashion clothing line Yeezy. The result of the work is the conclusion that the scandals can help draw attention to one or another creative activity.

Текст научной работы на тему «Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре»

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV | Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

| Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре / Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture |

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Россия Институт бизнес-коммуникаций, Кафедра рекламы и связи с общественностью Доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой рекламы и связей с общественностью, кандидат философских наук Старший научный сотрудник Центра фундаментальных исследований культуры Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва

Acting Head of the Department ofAdvertising and Public Relations at the Institute ofBusiness Communications, Saint Petersburg State University of Industrial Technology and Design, Russia Associate Professor, PhD in Philosophy D. S. Likhachev Russian Institute of Cultural and Natural Heritage, Russia Senior Researcher of the Center for Fundamental Research of Culture michail.stepanov@gmail. com

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Россия Институт бизнес-коммуникаций, Кафедра рекламы и связи с общественностью

Магистрантка

Saint Petersburg State University of Industrial Technology and Design, Russia Department ofAdvertising and Public Relations at the Institute of Business Communications

Master Student

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV

Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

СКАНДАЛ КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ПОПУЛЯРНОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья анализирует феномен скандала как коммуникативной стратегии, укорененной в современной популярной культуре. Специфика данной коммуникативной практики рассматривается через неординарное поведение музыканта и дизайнера Канье Уэста, известного своими прямолинейными высказываниями как в медиа, так и на разнообразных церемониях. Скандальный стиль поведения Канье Уэста есть ни что иное как продуманное использование эпатажного поведения в качестве PR-стратегии. Оно способствует его популярности у широких масс, признанию коллегами по цеху, критиками, отмечающими его художественный вклад в популярную культуру и называющими его одним из величайших артистов нашего века. Канье Уэст ежегодно включается в списки самых влиятельных персон мира.

Ключевые слова: PR технологии, скандальное поведение, эпатаж, популярная культура, Канье Уэст.

We analyze the extraordinary behavior of the musician and designer Kanye West. This article discusses advertising means of the promotion of fashion clothing line Yeezy. The result of the work is the conclusion that the scandals can help draw attention to one or another creative activity.

Key words: advertising technologies, scandalous behavior, popular culture, Kanye West.

SCANDAL AS COMMUNICATIVE TECHNOLOGY IN CONTEMPORARY POPULAR CULTURE

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV | Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

| Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре / Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture |

Рассмотрение скандала как рекламной технологии достаточно проработано1, однако эффективным, на наш взгляд, все же, оказывается культурологический анализ скандала как коммуникативной практики, что позволяет рассмотреть скандал как продукт культуры, включая его социальное измерение и медиальные особенности. При этом, мы уходим от психологических особенностей восприятия скандала на индивидуальном и субъективном уровнях, которые находятся в центре маркетинговых коммуникаций, нацеленных на привлечение внимания конечного потребителя.

Скандал как коммуникативная практика представляет собой умышленное публичное нарушение принятой системы взаимоотношений и моральных норм. Мобильные технологии коммуникации и социальные сети дали новые возможности для развития скандала, поскольку позволили мгновенно распространить любое сообщение и, тем самым, увеличить его масштаб посредством комментариев, репостов, ссылок и т.п. Можно утверждать, что современные скандалы разворачиваются в медийной плоскости экранов, более того, некоторые события, приобретают скандальный характер только после их публикации и обсуждений в сети Интернет. Несмотря на традиционные темы скандала2, вращающиеся вокруг сексуальности, финансов, насилия; центральными объектами в медийной плоскости становятся публичные фигуры, обладающие властью - политики, бизнесмены и представители шоу-бизнеса. Скандалы, разоблачения, провокации в политике, особенно в предвыборные периоды уже давно стали предметом социологиче-

1 См. например: Хашковский А. В. Скандал - стратегия успеха в бизнесе. М.: Вершина. 2006.

2 См.: Семиотика скандала. Сборник статей. Редактор-

составитель Нора Букс. М.: Изд-во «Европа». 2008.

ских и политологических исследований. Однако именно скандалы в популярной культуре представляют особый интерес с культурологической и ком-муникологической точек зрения, поскольку являются квинтэссенцией популярности, к которой стремятся публичные персоны.

Сейчас неординарные выходки представителей шоу-бизнеса нередко являются инструментом рекламы, который используется ради приумножения популярности того или иного артиста. Кто-то из звезд совершенно случайно внедряет скандальное поведение в сферу продвижения, а кто-то, в данном случае Канье Уэст, использует такой инструмент вполне преднамеренно. Именно его деятельность в рамках данной статьи мы рассмотрим более подробно.

Канье Уэст - продюсер, рэп-музыкант и дизайнер из Соединённых Штатов Америки. На протяжении всей своей карьеры он подогревает интерес к своей персоне и продвигает себя посредством планомерной неординарно построенной линии поведения. Канье как представитель рэп-индустрии старается полностью соответствовать базовым критериям исполнителя данного жанра, которые были заложены еще в 80-е годы XX века. При этом К. Уэст успешно сочетает в себе несколько разных типажей рэпера: глас народа, бунтарь, нарцисс, «типичный черный» и прочие3. Выстраивая такой гибридный тип представителя рэп-индустрии он не забывает и о главном постулате рэпа - скандалах, как части личности исполнителя.

3 Бест, С., Келлнер, Д. Рэп, черный гнев и расовые разногласия // Массовая культура: современные западные исследования [Текст]: сборник: пер. с англ. / отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой, послесл. В. А. Подороги. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». 2005. С. 224-243.

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV | Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

| Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре / Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture |

Музыкант К. Уэст известен своими прямолинейными высказываниями в медиа и на разнообразных церемониях. Такое поведение для Канье Уэста - это скорее продуманная стратегия продвижения своей творческой деятельности, нежели просто черта его характера. В целом, афро-американская культура рэпа известна подобными приемами. Похожее явление изучает в своих рассказах об Означивающей обезьяне (Signifying Monkey - 1988 год)4 американский литературный критик и историк Генри Луис Гейтс-младший. Автор вводит в рассказы новый термин «означивание» («signifying»). Гейтс полагает, что «означивание» - специфичный для афроамериканцев текстуальный риторический концепт, кроме того, термин понимается и как дразнящая игра слов, доступная тем, кто разделяет культуру того или иного речевого сообщества. Джена Капони, эксперт в области экспрессивной культуры обычных людей, поясняет, что в афро-американской музыке (направления хип-хопа и рэпа) означивание используется ради провокации и подшучивания над кем-либо, а также для демонстрации уважения или неуважения к тем или иным ценностям5. Следовательно, публичные ссоры с другими артистами и политическими деятелями, аресты, видеоклипы и запреты музыканта белым критикам комментировать его музыку - все это подогревает интерес публики к персоне Канье Уэста. Важно отметить, что любой скандальный поступок музыканта продуман, имеет какую-либо цель и является частью его PR-стратегии.

Один из особо заметных скандалов произошел в 2013 году с компанией Nike. Канье Уэст в качестве дизайнера желал получать проценты с

4 Gates, Henry Louis Jr., The Signifying Monkey: a Theory of African-American Literary Criticism. USA: Oxford University Press. 1988.

5Caponi, Gena Signifyin(G), Sanctifyin', & Slam Dunking:

A Reader in African-American Expressive Culture. Am-

herst: University of Massachusetts Press. 1999. P. 141.

продаж своих коллаборационных коллекций, на что не была согласна фирма. После инцидента музыкант заключает большой контракт с немецкой компанией Adidas, а в канун 2016 года К. Уэст выпускает песню, в которой рассказывает о том, что бренд Nike использует своих сотрудников как рабов, намекая на отказ фирмы выплачивать ему дополнительную прибыль с продаж6.

Начав с работы в качестве приглашенного дизайнера в таких фирмах как Nike (2009 и 2012 годы), Adidas (с 2013 года), LouisVuitton (2009 год), К. Уэст развивается и приходит к решению запустить в 2013 году свою линию одежды совместно с Adidas - YEEZY. В 2013 году коллекция представляла собой проект мужских кроссовок и одежды всех размеров (после первого успеха была запущена и женская линию). Первый совместный выпуск коллекции был исполнен в стиле ready-to-wear l94 (pret-a-porte), который опирался на цвет и военную одежду. Журнал Vogue отметил пессимистическую эстетику и защитную прочность, что сделало одежду более простым аксессуаром. На данный момент выпущены Adidas Yeezy Boost 750, Adidas Yeezy Boost 350, Adidas Yeezy Boost 350 V2 и Adidas Yeezy 950 Duck Boot (все модели раскупают за считаные часы). Так как компания Adidas уже давно является весьма успешной и популярной, то в начале сотрудничества между спортивным брендом и музыкантом не было проблем с продвижением новой линейки одежды. В основном первыми покупателями являлись преданные поклонники как Adidas, так и Канье Уэста. Однако в дальнейшем Уэст сильно повлиял на совместную коллекцию Yeezy, приурочивая ее выходы к релизам собственных альбомов. Позднее представители Adidas дали больше свободы Канье, так появляются его

6Welty, Matt. The Real Facts Behind Kanye West's Diss Song to Nike [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.complex.com/sneakers/2016/01/kanye-west-nike-facts (дата обращения: 17.11.2016).

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV | Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

| Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре / Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture |

знаменитые коллекции «Season». Немаловажен и тот факт, что первую коллекцию Yeezy Season 1 (2015 год) показали на Нью-йоркской неделе моды, которая входит в знаменитую четверку мировых недель мод. В июне 2016 года спортивный бренд Adidas объявил о заключении нового долгосрочного контракта с Уэстом, после чего планируется, что линия Yeezy распространится на ряд магазинов и войдет в линейку спортивных продуктов. Ожидается, что коллекции The Yeezys появятся в баскетболе, американском футболе, футболе и многом другом.

Нередко перед выходом своих модных коллекций Канье Уэст устраивает громкие перфоман-сы. Так, перед показом коллекции The Yeezy Season 4 Show вышел его неоднозначный музыкальный видеоклип «Famous»7. Уэст представил клип со своего седьмого альбома «The Life of Pablo» на стриминговом сервисе Tidal, общий хронометраж видео составил примерно 10 минут.

Кадры видеоряда представляют собой вольную интерпретацию картины американского художника Винсента Дезидерио «Сон» (2008). Видеоклип, снятый Гейбом из дуэта Uzi (арт-коллектив с западного побережья) убеждает нас в том, что К. Уэст как художник не ограничивает себя одним видом искусства, он не боится выйти за рамки своего жанра. В клипе певец показывает 11 обнаженных знаменитостей, которые лежат в одной постели. Персонажи были выбраны не случайно, все личности тесно связаны скандальными взаимоотношениями с автором клипа. В «Famous» мы видим образы самого К. Уэста, его жены Ким Кардашян и еще десятерых знаменитостей: Джорджа Буша-младшего, Дональда Трампа, Анны Винтур, Рианны, Криса Брауна, Тейлор Свифт, Рей

Джея, Эмбер Роуз, Билла Косби и Кейтлин Джен-нер. Издание The Verge назвало новый музыкальный видеоклип «чертовски гениальным кликбей-том»8.

Теперь рассмотрим каждого персонажа клипа и причину его появления в нем. Начнем с бывшего президента США - Джорджа Буша-младшего. Конфликт между рэпером и Бушем развязался в 2005 году, после того, как ураган Катрина обрушился на Новый Орлеан. Из-за природной катастрофы телевизионный канал NBC устроил прямой эфир с некоторыми медиа-персонами. В эфире канала Канье Уэст заявил, что СМИ порочат афро-американцев, показывая их с негативной точки зрения, а тогдашний президент Дж. Буш-младший и вовсе относится к ним с неприязнью. Тогда Ка-нье намекал, что большая часть из пострадавших это афроамериканцы и что им пришлось ждать по- 195 мощи от властей слишком долго. Позже Буш-младший назовет этот инцидент одним из самых

„9

неприятных в своей политической карьере .

11 друзей Канье Уэста. Голых. Как в клипе «Famous» оказались Трамп, Буш и Рианна? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://meduza.io/shapito/2016/06/28/11-druzey-kanie-uesta-golyh (дата обращения: 10.10.2016).

Sottek, T.C. Kanye West's video for Famous is damn genius clickbait [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.theverge.com/2016/6/25/12031774/kanye-west-taylor-swift-donald-trump-kim-kardashian-rihanna-bill-cosby-george-bush-caitlyn-jenner (дата обращения: 15.12.16)

Кликбейт (англ. Clickbait, от click-клик и bait-наживка) -термин, обозначающий способ построения заголовка, содержания баннера, стимулирующий пользователей кликать заголовок и переходить на страницу с материалом. В связи с тем, что основная цель здесь - увеличить количество кликов, поскольку именно за них платит рекламодатель, - кликбейт стремится, зачастую в ущерб достоверности содержания, заинтриговать наибольшее количество пользователей, призывая их кликнуть по ссылке.

9Breihan, T. George W. Bush Calls Kanye West Katrina Diss the Worst Moment of His Presidency [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://pitchfork.com/news/40587-george-w-bush-calls-kanye-west-katrina-diss-the-worst-moment-of-his-presidency/ (дата обращения: 15.12.16)

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV | Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

| Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре / Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture |

Следующая заметная фигура Анна Винтур, являющаяся на протяжении долгих лет главным редактором одного из самых популярных модных журналов Vogue USA. В клипе персона А. Винтур оказалась неслучайно. Давняя подруга Канье Уэста в 2013 году заявила, что хуже, чем жена Канье Ким Кардашян могут быть только сандалии в сочетании с носками10. Однако в 2014 году Ким все таки оказалась на обложке Vogue, что Анна Винтур объяснила тем, что ее журнал - не только о хорошем вкусе, но и о знаменитых персоналиях.

Следующий персонаж - это недавно избранный президент США Дональд Трамп, который попал в клип из-за своего скандального поведения и умения привлечь внимание к своей персоне. Самого Канье Уэста и Д. Трампа часто сравнивают из-за их скандальности - оба считают, что могут стать величайшими из всех когда-либо бывших президентов Штатов11. интересен и тот факт, что 13 декабря 2016 года произошла встреча двух этих медиа-персон. Что обсуждал политик и рэпер осталось за закрытыми дверьми.

Далее в клипе видно певицу Рианну. В клипе девушка лежит рядом со своим бывшим бойф-рендом, музыкантом Крисом Брауном. На клип остро прореагировали фанаты певицы, указав на то, что К. Браун в 2009 году избил девушку, после чего был вовлечен в судебные разбирательства.

Сама песня из клипа начинается именно со вступления Рианны. Певица исполняет строчки из песни Нины Симон «Do What You Gotta Do»,

Cain, S. Anna Wintour Thinks Kim Kardashian Is 'The Worst Thing Since Socks And Sandals' [Электронный ресурс] Режим доступа: http://stylecaster.com/report-anna-wintour-thinks-kim-kardashian-the-worst-socks-sandals/ (Дата обращения: 15.12.16)

11Patino, A. L. Who Said It: Donald Trump Or Kanye West? [Электронный ресурс] Режим доступа: https ://www.buzzfeed. com/andreylylepatino/who-said-it-donald-trump-or-kanye-west-

e8lf?utm_term=.mmLn4aPnw#.caq8KnB87 (Дата обращения 15.12.16)

и это явная отсылка к отношениям между Рианной и Брауном.

Самая большая шумиха возникла из-за присутствия в клипе (впрочем как и в тексте самой песни) Тейлор Свифт. Она на данный момент одна из самых популярных и востребованных поп-певиц, которая старается по большей мере сторониться от каких-либо скандалов. Однако в клипе Канье изобразил ее около себя, что является прямой отсылкой к строчке в песне «Famous».

Конфликт между Канье Уэстом и Тейлор Свифт длится на протяжении семи лет. В 2009 году на вручении премии MTV VMA К. Уэст выскочил на сцену в момент награждения Свифт за «Лучшее женское видео», отнял у нее микрофон и сорвал вручение. Позднее рэпер извинился за свое поведение. Однако спустя пару лет конфликт разгорелся с новой силой. В вышедшей в феврале 2016 года 196 песне «Famous» Уэст заявляет, что именно он сделал Свифт популярной тогда, когда отнял ее награду, что в итоге очень долго обсуждалось в медиа. После выхода клипа конфликт разгорелся с новой силой, хотя и без прямых публичных заявлений певицы.

Музыкант Рэй Джей, лежащий рядом с женой рэпера Ким Кардашян, был ранее с ней в отношениях. С Реем тоже обошлось не без скандала. В 2007 году в интернет просочилось совместное домашнее видео Кардашян и Р. Джея. Изначально светская львица отрицала участие в съемках, однако позже подала в суд на компанию, распространявшую фильм. Представители Рея остро раскритиковали клип и были недовольны использованием образа Джея в нем.

Эмбер Роуз, с этой моделью Канье Уэст встречался до брака с Кардашян. По мнению Уэста, именно он оказал влияние на рост популярности Э. Роуз. Согласно источникам модель одновременно рада, что к ней было привлечено внимание, и зла из-за контекста песни.

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV | Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

| Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре / Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture |

Ким Кардашьян и Кейтлин Дженнер. Как заявил сам музыкант, его жена Ким спокойно отнеслась как к песне, так и к видеоклипу12. Канье Уэст также отметил, что он придерживается принципа позволения каждому члену семьи быть самим самой и именно поэтому они с Ким могут создавать и публиковать какие им угодно фото и видеоматериалы.

Касательно Кейтлин Дженнер, то она после развода с матерью Кардашьян заявила, что является трансгендерной женщиной. Ранее Кэйтлин звали Брюс, и она была легкоатлетом, завоевавшим золотую медаль на Олимпиаде-76.

И последний персонаж - Билл Косби. Имя этого актера недавно прогремело на всю Америку из-за скандала и последующих судебных тяжб. Билла Косби обвиняют в более чем 50 изнасилованиях, в конце 2015 года его отпустили под залог в один миллион долларов до судебных слушаний. На данный скандал Канье отреагировал в феврале 2016 года, написав в твиттере: «Билл Косби невиновен!». После на рэпера обрушилась общественность с критикой записи. Тогда же часть подписчиков Канье решили, что такое громкое заявление ни что иное как очередной рекламный ход по продвижению нового альбома («The Life of Pablo» вышел 14 февраля 2016 года).

После выхода клипа Канье Уэст дал интервью по поводу своей новой работы журналу Vanity Fair, в котором он отметил, что его новое видео никого не поддерживает и не выступает против кого-либо. Это всего лишь заявление о славе и известности. Рэпер также рассказал, что сначала показал видеоряд своим близким друзьям, которых

12Standen, Dirk. Exclusive: Kanye West on His "Famous" Video, Which Might Be His Most Thought-Provoking Work Yet. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vanityfair.com/culture/2016/06/kanye-famous-video-interview_(дата обращения: 15.12.16).

нет в видео и по утверждению музыканта все они захотели быть на месте тех людей, чьи образы были использованы в клипе.

Клип был снят музыкантом и режиссером, который известен как Uzi. На съемки было потрачено примерно три месяца. Уэст подчеркивает в интервью, что во время съемок клипа им пришлось соблюдать осторожность с кадрами, которые имели хоть какой-то сексуальный характер.

После запуска в сеть, рэпер стал ждать судебных исков от тех, чьи личности он использовал в клипе. 25 июня 2016 года музыкант написал в твиттере: «Кто-нибудь, подайте уже на меня в суд. Я жду», однако позже запись была удалена.

Данный видеоклип, а после и скульптура (примерная стоимость, по оценкам - 4 миллиона долларов), созданная по его мотивам, были предоставлены публике для повышения ажиотажа вокруг 197 новой коллекции Канье The Yeezy Season 4 Show, которая вышла в свет в сентябре 2016 года13. Коллекция имела слоган «все оттенки черного», что означало участие в показе исключительно мульти-расовых моделей - за такое ограничение музыканта сразу обвинили в расизме. Презентация новых моделей одежды состоялась в Нью Йорке, на острове Рузвельт, в заброшенном госпитале Smallpox, куда гостей привозили на специальных автобусах, чтобы как можно дольше сохранять интригу дня.

После завершения показа многие критики и журналисты отметили, что, несмотря на желание Уэста выделить афроамериканцев, идея не была реализована. По задумке дизайнера модели должны были стать неким живым экспонатом, однако в день проведения показа на улице стояла почти сорокаградусная жара, что не помешало Канье по-

13Ким Кардашьян представила скульптуру из клипа Ка-нье Уэста Famous [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.vogue.ru/peopleparties/afisha/kim_kardashyan_

predstavila_skulpturu_iz_klipa_kane_uesta_famious/_(дата

обращения: 17.11.2016).

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV | Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

| Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре / Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture |

требовать от своих моделей неподвижно стоять более часа, вследствие чего многие девушки падали в обморок, не выдерживая погодных условий14. Еще одна особенность участвующих моделей - это совершенно не модельные стандарты, многие девушки, участвовавшие в презентации коллекции, имели несовершенства фигуры и кожи, что стало очередным плюсом для самого показа, так как потенциальные покупатели могли увидеть в моделях себя. Как было указано выше, изначально совместные коллекции были ориентированы на поклонников Adidas и Канье Уэста. Неожиданные успехи первых выпусков дали свои плоды, со временем за кроссовками от Yeezy стали охотиться самые разноплановые покупатели: от обычных подростков до знаменитостей первой величины. В целом потенциальными потребителями линеек Yeezy Season являются поклонники хип-хоп и рэп индустрии, спортсмены, любители Adidas и все, кто не безразличен к современным веяниям моды. Приближаясь к выпуску 4 коллекции Уэст взял ориентир и на обычных людей, у которых, в отличие от типичных моделей есть изъяны внешности, так дизайнер показал, что его одежда предназначена для всех. В дальнейшем Уэст планирует создавать такую моду, которую сможет себе позволить практически каждый.

Второй скандал, разразившийся на показе -это двухчасовая задержка начала, в течение которой всем 500 моделям пришлось стоять неподвижно, пока знаменитые гости делали фотографии на их фоне. Однако, не смотря на все скандалы - показ удался, на что и рассчитывал сам музыкант.

После выхода новой коллекции мнения на ее счет резко разделились. Модные критики и жур-

налисты писали разгромные статьи, в то время как обычные люди уже были готовы выстаиваться в гигантские очереди.

Устроив такой длинный ряд перфомансов, приуроченных, как к новой пластинке, так и новой линии одежды, Канье в очередной раз подтвердил свои слова: «Если ты можешь правильно заявить о продукте, то ты можешь заработать на этом денег». Немаловажно отметить, что и после прошедшего показа артист не успокоился, а только больше привлекает к себе внимание. Только за октябрь-декабрь 2016 рэпер успел в очередной раз заявить о намерении в будущем баллотироваться в президенты США, сорвать собственный концерт и отменить оставшийся тур, высказать критику в сторону коллег по цеху и политиков, а также попасть в реабилитационный центр, кардинально сменить имидж, разъехаться с семьей и провести встречу с выбран- 198 ным президентом Америки Дональдом Трампом.

Скандальный стиль поведения Канье Уэста

- ни что иное как продуманная коммуникативная стратегия. Скандальное поведение, характерное для богемы15, - прерогатива художников авангардистского толка - футуристов, дадаистов и сюрреалистов начала XX века. Но если у них это был скорее радикальный жест против социального устройства и обыденного видения мира, то у К. Уэста

- это именно продуманная профессиональная стратегия взаимоотношения с публикой. Он взламывает устои16, чтобы продвинуть свой творческий продукт, как к конечному потребителю, так и к брендам для совместных действий.

Hall, Jake. YEEZY Season 4: Is Kanye West Fashion's Biggest Sadist? (NSFW) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.highsnobiety.com/2016/09/12/kanye-west-yeezy-season-4-exploitation/ (дата обращения: 30.09.2016)

См.: Аронсон О. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. М: Прагматика культуры. 2002.

16 Савина, Анна. Зачем Джей-Зи и Канье Уэсту современное искусство. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www. lookatme.ru/mag/live/industry-research/194555-рор-тшгс-аМ-ай (дата обращения: 15.11.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV | Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

| Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре / Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture |

Его акции хорошо продуманы и имеют свою цель, они привлекают к важнейшим проблемам современности и к изменениям, происходящим в популярной культуре. Они не только следуют трендам, но и создают их (о чем говорит его признанное влияние в современной рэп-музыке). Анализ его акций показывает, что он контролирует скандал и тщательно корректирует воплощение идеи коммуникативными средствами. Привлекая или блокируя те или иные медиа, он управляет общественным мнением, ломает шаблоны восприятия вещей и, там самым, задает новую оптику популярной культуры.

За последние 4 года упоминания о рэпере в СМИ и социальных сетях увеличилось в разы. Этому поспособствовали несколько факторов:

• брак с Ким Кардашьян;

• развитие собственной линейки одежды при поддержке Adidas;

• неординарный стиль поведения;

• заигрывание с политикой и искусством;

• громкие заявления, как политические (намерение в дальнейшем баллотироваться в президенты США), так и творческие (тексты песен, в частности трек «I AM GOD»);

• оригинальная подача шоу (как концертов, так и модных показов).

Также важно понимать, что Уэст не только прославляет себя и свою продукцию, но и обращает внимание публики на значимые проблемы современности (как пример мультирасовые модели на его шоу, а также модель в хиджабе на последнем показе YEEZY). Канье Уэст - это та медиа-персона, которая умело смешивает разные области искусства, при этом нередко добавляя социально значимый контекст. За его публичными акциями можно всегда проследить идею - расовое равенство, равенство полов, критику действующих политиков и многое другое. Уэст уже не просто музыкант, его влияние на культуру в целом начали изу-

чать в университетах США. Так, в Университете Вашингтона (Сент-Луис) появилась программа «Стиль Канье Уэста: черный гений и акустическая эстетика»17, которую подготовил Джеффри Мак-Кьюн (профессор отделения, изучающего гендер-ные вопросы и проблемы женщин). Курс направлен на изучение связи культуры с социальными проблемами. Профессор отметил, что выбрал Уэста как культурную икону и кумира молодежи, так как в последние годы все чаще студенты берут Канье в пример и опираются на его стиль поведения и его социальные акции. Но не стоит забывать, что в первую очередь Канье - рэпер и в этой стезе он также имеет огромное влияние - он один из немногих рэп-исполнителей, который умеет быть разным в каждом альбоме, Канье не ставит себя в строгие рамки рэпа или хип-хопа, в его треках всегда слышна смесь разных жанров (джаз, соул, рок, 199 блюз). Такая многогранность творчества позволяет Уэсту воплощать все свои творческие идеи и создавать новые тренды в музыке. Он умеет грамотно преподнести свой продукт (будь то музыка, линия одежды или же все одновременно). И что более важно, это то, как он контролирует скандалы и их позитивное влияние на продвижение всего того, что выпускается под его именем. Канье Уэст - это, несомненно, один из самых противоречивых и увлекательных персонажей поп-культуры. Наряду с многомиллионными продажами альбомов, Канье успевает запускать звукозаписывающие лейблы и линии одежды. В процессе чего он и стал одним из самых уважаемых, творческих и влиятельных художественных деятелей современной популярной культуры.

17 The Politics of Kanye West: Black Genius and Sonic Aesthetics. African And African-American Studies. Spring, 2017, Program in African and African-American Studies, Washington University in St. Louis. [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://afas.wustl.edu/courses/wucrsl/L90/3010/SP2017 (дата обращения: 15.06.2017)

12 (27) 20171

Михаил Александрович СТЕПАНОВ / Mikhail STEPANOV | Полина Сергеевна ЕФРЕМОВА / Polina EFREMOVA

| Скандал как коммуникативная практика в современной популярной культуре / Scandal as Communicative Technology in Contemporary Popular Culture |

Таким образом, можно согласиться с исследователем А. Г. Волынской, полагающей, что в современности скандал является одной из форм осмысления действительности: «Скандальность современной культуры в сравнении с культурой раннего модерна отражает не моральную деградацию общества или рост количества нарушений, скорее, она характеризует саму интенцию общества осмыслять произошедшее именно в скандальном модусе и привычность этой схемы»18. Пониманию скандала не как эксцесса «позорящего участников и ставящее их в неловкое положение», а как определенной коммуникативной практики, имеющей дело с «особым случаем» или «происшествием» (информационным поводом для СМИ) и его последствиями, на наш взгляд, способствует сама специфика современного скандала, разворачивающегося в медийной плоскости, поскольку сами

медиа, по существу, скандальны, они стремятся нарушить границы и нормы публичного и приватного, внешнего и внутреннего и т.п.

Следовательно, можно заключить, что скандал как коммуникативная практика характеризуется медийной интенсивностью, и проходит несколько стадий развития. Все начинается с преднамеренного нарушения общепринятых норм и ценностей, затем следует публичное обсуждение с цепной реакцией высказываний, эмоций и жестов. Скандал, будучи публичным явлением и разворачиваясь в медийной плоскости, воздействует на культурное производство и его общественную рецепцию, артикулируя скрытые или замалчиваемые проблемы, в силу этого, наиболее перспективным в изучении феномена скандала представляется междисциплинарный культурологический подход.

200

Волынская А. Г. Скандал как субверсивная практика. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2014. С. 50.

12 (27) 20171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.