Научная статья на тему 'ИЗ МИХАЙЛОВСКОГО ОКРУЖЕНИЯ А.С. ПУШКИНА'

ИЗ МИХАЙЛОВСКОГО ОКРУЖЕНИЯ А.С. ПУШКИНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
22
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗ МИХАЙЛОВСКОГО ОКРУЖЕНИЯ А.С. ПУШКИНА»

Таким образом, два петербургских дома — на Екатерин-гофском проспекте и на Исаакиевской площади — связаны с историей портрета графини Закревской. В 1843 г. граф Арсений Закревский задумал капитальную перестройку своего особняка, чтобы давать там пышные балы для своей подросшей дочери. Для осуществления этого замысла он пригласил молодого архитектора Гарольда Эрнестовича Боссе (1812—1894), и тот перестроил дворец в новом тогда стиле, придав ему черты флорентийского палаццо и тем самым резко выделив его среди окружающей застройки. Не было ли в этом смелом замысле зодчего воли причудницы-хозяйки, графини Аграфены Федоровны Закревской, пушкинской «Медной Венеры», такой, какой мы видим ее на полотне Доу, помнившей о своей романтической итальянской поездке и стремившейся перенести в мрачный Петербург частичку того южного света.

Т. Д. Исмагулова

ИЗ МИХАЙЛОВСКОГО ОКРУЖЕНИЯ А. С. ПУШКИНА

1. Клирики вороничских церквей

Высланный из Одессы в псковское имение своей матери сельцо Михайловское под надзор светских и духовных властей, А. С. Пушкин должен был в годы Михайловской ссылки являть собой доброго прихожанина и посещать свою приходскую Воскресенскую церковь.

Народная память сохранила легенду о том, что именно в этой церкви поэт был крещен младенцем, поэтому в народе Воскресенская церковь именуется Пушкинской.

Она находилась в 2.5 верстах от Михайловского в селе Воронич. Документы Псковской духовной консистории содержат ее описание «за прошлый 1825 год: Церковь во имя Воскресения Христова без придела, деревянная, твердая, построена в 1789 г., починена в 1824 году. При ней церковной земли не имеется, а удовольствуются священноцерковнослужители от прихода хлебом и ругою. Приходских дворов 236, в них мужеска 1060 душ и женска 1153».1

1 Гос. архив Псковской области (ГАПО), ф. 39, оп. 7, ед. хр-74, л. 8—12.

234 © Г. Ф. Симакина, 2002

lib.pushkinskijdom.ru

Это была обычная сельская приходская холодная церковь, построенная на месте сгоревшей тщанием прихожан, среди которых владельцы Михайловского Ганнибалы-Пушкины, владельцы Петровского Ганнибалы и владельцы Дериглазова Шелгуновы. Причт церкви состоял в годы Михайловской ссылки из священника, дьякона Никифора Иларионова, дьячка Егора Гаврилова и пономаря Алексея Иванова.2

Священником Воскресенской церкви пригорода Воронич был Иларион Евдокимов, по народному прозванию «поп Шкода», позднее получивший фамилию Раевский. Он был в числе лиц, осуществлявших духовный надзор за ссыльным поэтом, но у Пушкина установились с ним дружески-фамильярные отношения.

Личность Илариона Евдокимова хорошо известна в пушкинской литературе в отличие от его биографии.

Среди неизвестных архивных документов, рисующих церковный быт первой четверти XIX в., находится послужной список священника Илариона Евдокимова, который позволяет восстановить вехи его биографии. «Священнический сын Иларион Евдокимов был исключен из низшего грамматического класса Псковского духовного уездного училища»,3 т. е. образование имел самое незначительное, однако «в чтении и пении был исправен». Начинал он свою службу «в 1807 г. пономарем в Покровской церкви Новоржевского уезда, в 1810 г. посвящен во дьячка в Опочецком уезде к Покровской церкви в Стариц-кий погост; в 1811 году посвящен к сей (Воскресенской) церкви во дьякона, в 1815 году священник и грамоту имеет. Штрафован в 1815 г. 25 рублями за самовольную отлучку в С.-Петербург.

Сын его Александр находился в Опочецком приходском училище во 2-м классе, имеет прозвание Раевский».4 Позднее эта фамилия распространяется и на самого И. Евдокимова, и в 30-е гг. он подписывал духовные документы как Иларион Евдокимов Раевский.

А. С. Пушкин должен был знать все семейство Воскресенского батюшки: его жену Евфросинью Ивановну, 33 лет, его детей — Александра 9 лет и Акилину (Акулину) 5 лет. Самому главе семейства в 1825 г. было 38 лет. По рассказам его дочери Акулины Скоропостижной, А. С. Пушкин приятельствовал с ее отцом и даже бывал у них дома.

2 Там же, оп. 1, ед. хр. 2702, б. н.

3Там же, оп. 7, ед. хр. 74, л. 9.

4 Там же; впоследствии Александр Раевский служил дьяконом в Георгиевской церкви на городище Воронич.

С «попом Шкодой» связан известный эпизод Михайловской ссылки поэта, о котором он дважды сообщал в один день двум своим адресатам.

7 апреля 1825 г. А. С. Пушкин писал из Михайловского в Москву П. А. Вяземскому: «Нынче день смерти Байрона — я заказал с вечера обедню за упокой его души. Мой поп удивился моей набожности и вручил мне просвиру, вынутую за упокой раба Божия боярина Георгия. Отсылаю ее к тебе»

(XIII, 160).

И в тот же день из Тригорского в Петербург брату Льву: «Я заказал обедню за упокой души Байрона (сегодня день его смерти). Анна Николаевна также, и в обеих церквах Тригорского и Воронича происходили молебствия... Вяземскому посылаю вынутую просвиру отцом Шкодой — за упокой поэта»

(XIII, 162).

Как следует из текста пушкинских писем, поэт почтил память английского поэта в «своей» Воскресенской церкви, а молебен отслужил «его» поп, «отец Шкода», т. е. Иларион Евдокимов.

Романтически настроенная Анна Николаевна Вульф вослед А. С. Пушкину заказала службу по Байрону в другой, «своей» приходской Георгиевской церкви, которая находилась на городище Воронич, вблизи села Тригорского. С 1807 г. при этой церкви священником состоял Корнылий (Корнилий) Иванов. Он проживал со своей женой Анной Васильевной и тремя детьми на городище Воронич.

«Клировые ведомости Опочецкого уезда пригорода Воронича Георгиевской церкви с Городища за прошлый 1825 год» содержат сведения о священнике Корнылии Иванове, 49 лет от роду.

«Священник Корнылий Иванов в семинарии не обучался. В 1791 году определен к Знаменской церкви в Теребенском погосте пономарем, в том же году переведен к Пятницкой церкви, что при Святогорском монастыре, пономарем; в 1801 году произведен диаконом в той же церкви, в 1804 году переведен к сей Георгиевской церкви диаконом, в 1807 году произведен во священники и грамоту имеет.

Штрафован 35 рублями в 1821 году за неисправное писание обыска, а еще 5 рублями за ослушание перед благочинным и под следствием состоит за повенчание сугрого брака».5

Приход Георгиевской церкви был немного меньше Воскресенского: при Георгиевской церкви числилось 174 двора, в них 840 душ «мужеска» и 843 «женска» пола.

5 ГАПО, ф. 39, оп. 7, ед. хр. 74, л. 15.

Находившаяся в крепости, неоднократно сожженная и разрушенная врагами церковь во имя Св. великомученика Георгия, который был покровителем города Воронин, всякий раз возобновлялась. Однокомплектная, штатная, «деревянная, твердая, без придела, с такою же колокольней, построена в 1760 г. тщанием прихожан»,6 — гласят церковные документы. Среди ее богатых прихожан владельцы Тригорского Вындомские-Вульфы-Осиповы, владельцы Воскресенского Ганнибалы и совладельцы сельца Савкина Лисины и Григорьевы.

«При этой церкви в 1825 году обретались дьякон Иоанн Ефимов с женой и 2 детьми, дьячок Василий Корныльев, пономарь Иосиф Иванов и просвирня Анна Иванова с дочерью».7 Документальных данных о знакомстве поэта с отцом Корнилием нет, но с большой долей вероятности это знакомство можно предположить. Совершая прогулки, поэт посещал городище Воронич — остаток средневековой крепости. Как известно, в первоначальном названии трагедии «Борис Годунов», стилизованном под летописи, А. С. Пушкин упоминал городище Воронич.

Оба батюшки — отец Иларион и отец Корнилий, очевидно, были дружны между собой, недаром оба состояли под следствием за венчание крестьян д. Беляково, состоящих в близком родстве (сугрый брак).

Наконец, по обычаям того времени отец Корнилий бывал в доме своей прихожанки П. А. Осиповой во время больших державных праздников, семейных торжеств и утрат.

В черновиках «Евгения Онегина» находится незаконченная строфа, возможно основанная на личном наблюдении поэта:

Под вечер у него сходилась Соседей милая семья, Исправник, поп и попадья (VI, 10).

Во всяком случае, круг вероятных знакомых ссыльного поэта может быть расширен включением в него отца Корнилия и причта Георгиевской церкви,-а приведенные церковные документы являются реальным комментарием к двум письмам А. С. Пушкина.

6 Там же, л. 13 — 14.

7 Там же, л. 14.

2. Надежда Гавриловна Вульф и ее имение Борэово

В конце 1987 г. во время обследования территории бывш. Островского уезда в селе Елины у Покровской церкви группой научных сотрудников Пушкинского заповедника была обнаружена могила и хорошо сохранившееся надгробие из черного мрамора в виде стелы с надписью: На сем месте погребена поручица Надежда Гавриловна Вульф скончавшаяся 8 июня 1849 г. в своем сельце Борзово на 65 году от рождения

От невестки и внучат

Итак, Надежда Гавриловна Вульф, урожд. Борзова, жена Ивана Ивановича Вульфа, хозяйка с. Бернова Тверской губернии, мать Нетти Вульф и невестка П. А. Осиповой-Вульф, которая первым браком была за Николаем Ивановичем Вуль-фом, братом И. И. Вульфа.

Персонаж в пушкинской литературе хорошо известный. Ее живописный портрет давно находится в экспозиции дома-музея Осиповых-Вульф, так же как и три портрета ее родственников, условно названных портретами «тверских Вульфов» (имена изображенных не были известны). В справочной литературе8 даты жизни ее не указываются, нет упоминаний о ней и в «Провинциальном некрополе».9

Надпись на надгробии является единственным источником, который устанавливает границы жизни Н. Г. Вульф. Архивные документы несколько проясняют ее биографию.

Надежда Гавриловна, как выяснилось, родилась в 1784 г. в семье действительного статского советника и кавалера Гаврилы Карповича (иногда он ошибочно называется Кирилловичем) и Прасковьи Григорьевны Борзовых, которые были дворянами Санкт-Петербургской губернии. В Псковской губернии у них, однако, тоже были имения: Г. К. Борзову принадлежало в Псковском уезде в 10 деревнях 200 душ мужского пола и

8 Пушкин. Письма 1815—1833 гг. / Под ред. и с примеч. Б. Л. Модзалев-ского. М.; Л., 1926—1928. Т. 1, 2; М.; Л., 1935. Т. 3; Пушкин и его современники // Примеч. М Л. Гофмана. Пг., 1915. Т. 21, 22; Иерейский Л. А. Пушкин и его окружение Л., 1975.

9 Вел. кн. Николай Михайлович. Провинциальный некрополь. М., 1914.

в Опочецком уезде часть д. Арапово,10 а матери ее имение в с. Приказ Порховского уезда и в д. Запольский Ям Поже-ревицкого погоста,11 которое она приобрела в 1797 г. Со временем все это станет собственностью Надежды Гавриловны.12

В 17 лет Надежда Гавриловна вышла замуж. Свидетельство о браке гласит: «Генваря 7 числа 1801 года лейб-гренадерского полка подпоручик Иван Иванович Вульф повенчан с дочерью д. ст. советника и кавалера Гаврилы Карповича Борзова девицею Надеждой Гавриловной в окологородной Николаевской церкви (что на Острове) г. Новгорода».13 Ее жених, служивший в одном полку с ее братом П. Г. Борзовым, был старше Надежды Гавриловны на 5 лет. Брак был неудачным.

«Женившись очень рано на богатой и хорошенькой девушке, несколько-летней жизнью в Петербурге расстроил свое имение. Поселившись в деревне, оставил жену и завел гарем из крепостных девок, в котором и прижил с дюжину детей, оставив попечение о законной своей жене. Такая жизнь сделала его совершенно чувственным и ни к чему другому не способным», — свидетельствовал в своем «Дневнике» его племянник Алексей Николаевич Вульф.14 Портрет Ив. Ив. Вуль-фа, хранящийся во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, работы художника Плотникова, подтверждает эту характеристику.

А. С. Пушкин в письме к А. Н. Вульфу вспоминает одалисок Ивана Ивановича и его специфическую диету (XIV, 50).

Надежда Гавриловна подолгу жила в Петербурге: так, в 1828 г. гостила у родственников13 — А. Н. Вульф постоянно навещает там тетушку, выполняет ее поручения, в 1835— 1836 гг. она жила у зятя Василия Ивановича Трувеллера, бывала и в своих псковских имениях. Псковской помещицей она стала в 1813 г. после гибели своего брата П. Г. Борзова: «...служивший в лейб-гренадерском полку из дворян Санкт-Петербургской губернии майор Петр Гаврилов Борзов по Высочайшему повелению 20 октября 1812 г. исключен того же полка из списков умершим от понесенной им в сражении раны».16

Петр Гаврилович Борзов был ранен в сражении под Смоленском, о храбром его поведении в последнем бою упоминает-

10 ГАПО, ф. 55, оп. 1, ед. хр. 180; Там же, ед. хр. 348.

11 Там же, ед. хр. 461, л. 21.

12 Там же, ед. хр. 619, л. 11—18.

13 Там же, ф. 110, оп. 1, ед. хр. 188. Свид. о браке № 1642, л. 78.

14 Пушкин и его современники. Вып. 21—22. С. 64.

15 Там же. С. И, 21, 31, 33, 35.

16 ГАПО, ф. 55, ОП. 1, ед. хр. 307.

ся в истории лейб-гренадерского полка.17 Портрет П. Г. Борзо-ва также находится в экспозиции дома-музея Осиповых-Вульф в Тригорском.

После смерти П. Г. Борзова «394 души мужского пола в Псковском, Островском, Опочецком и Торопецком уездах Псковской губернии» достались его сестре Н. Г. Вульф.18 Ар. хивные, в том числе церковные, документы называют Петра Гавриловича Борзова, а с 1813 г. его сестру владельцами сельца «Дубенкина, Борзова тож» (дворня И душ м. пола и 13 душ ж. пола) и деревень Абрамово, Маховино, Гунино Островского уезда.19

Имение Борзово располагалось в 20 км за г. Островом по Динабургскому тракту, или старой литовской дороге. Местоположение имения очень живописно: на берегу реки Ут-ройи, притока р. Великой, вблизи погоста Елины (ныне Ели-ны объединяет оба селения). Господский одноэтажный деревянный, крытый и обшитый тесом дом был чуть меньше20 дома в Михайловском — длина 7, ширина 6 саженей (для сравнения: Михайловский 8—6 саж.). Он имел два крыльца, двое сеней внутри и один балкон. Дом окружал большой сад. Из надворных построек в архивных документах упомянуты 4 флигеля, несколько амбаров, конюшня, каретный сарай, водяная мельница, мельницкая изба, погреб, скотные дворы, гумно, пуня для сена21 — словом, все необходимое для ведения натурального хозяйства. Сравнение описи сельца Борзова с описью с. Михайловского22 убеждает в том, что Борзово было типичным псковским поместьем средней руки. Любопытная деталь — несмотря на близость церкви, в сельце Борзове была часовня с образом Параскевы.

Надежда Гавриловна умерла в своем любимом псковском имении Борзове, оставив после себя в Псковской губернии в уездах Островском, Опочецком и Псковском всего 245 душ «мужеска» пола.23 Среди ее наследников деловые бумаги называют ее сына Николая, вдову ее другого сына Петра с малолетними детьми, а также в узаконенных частях ее мужа Ивана Ивановича Вульфа и внучку его, девицу Надежду Васильевну

17 История лейб-гренадерского полка СПб , 1845 С 128—144

18 ГАПО, Ф 55, ОП 1, ед хр 307

19 Там же, ф 39, оп 7, ед хр 70, ед хр 98

20 Там же, ф 55, оп 1, ед хр 619, л 68

21 Там же, л 68—71

22ЩегоаевП Е Пушкин и мужики Неизданные материалы М , 1928

23 ГАПО, ф 55, ОП 1, ед хр 144, Л 28—29

Трувеллер (дочь Нетти Вульф),24 впоследствии в замужестве за титулярным советником Иваном Федоровичем Серапиным.

Памятник на могиле Н. Г. Вульф поставлен ее невесткой Елизаветой Матвеевной Вульф, которая вместе со своими семью детьми и унаследовала имение Борзово. Так нашла в Псковской земле возле церкви, построенной в 1791 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы, место своего последнего упокоения знакомая А. С. Пушкина Н. Г. Вульф.

Известно, что Пушкин неоднократно навещал П. А. Оси-пову-Вульф в ее тверском имении Малинники и перезнакомился с ее многочисленными родственниками, в том числе с владелицами Бернова. В письме к «любезному Ловласу Николаевичу» (т. е. А. Н. Вульфу) от 16 октября 1829 г. из Малинников поэт упоминает Берново, рассказывая о своем пребывании в Старицком уезде (XIV, 49—50).

В мемуарной литературе известен рассказ владельца Бернова Николая Ивановича Вульфа. «Однажды мать Н. Г. (Надежда Гавриловна, урожд. Борзова) долго и сильно упрашивала Александра Сергеевича прочесть вслух что-нибудь из своих стихов. После долгих отказов Александр Сергеевич, по-видимому, согласился и пошел за книгой: придя с книгой, он уселся и начал, к ее удивлению и разочарованию, читать по стихам псалтырь».23 Пушкин был знаком с детьми Н. Г. Вульф: Александром (р. ок. 1802/1803), Петром (р. 01.07.1804) Екатериной (р. 26.06.1805), Анной (Негги, р. ок. 1809/1810),26 Николаем (р. 16.11.1815).

В передаче тверских краеведов дошла запись из «Дневника» В. В. Черкашениновой, одной из соседок Вульфов: «Однажды, будучи в Бернове, Пушкин заинтересовался портретом Н. Г. Борзовой, который висел в гостиной. На вопрос, кто это так хорошо написал портрет, Надежда Гавриловна ответила, что автором портрета был их крепостной человек, из дворовых. Пушкин пожелал видеть крепостного художника, но Иван Иванович заметил, что этот живописец три года назад был продан помещику Рачинскому».27 Может быть, речь шла о портрете, который находится в экспозиции Пушкинского заповедника в доме-музее Осиповых-Вульф в Тригорском. Он поступил туда в 1959 г. от Ясиновской, бравшей уроки музыки у сестер Бубно-

24 Там же, л 30—34

25 А С Пушкин в воспоминаниях современников М , 1974 С 84

26 В справочнике Черейского ошибочно указана дата рождения Анны (Нетти) Вульф — 1799 г (Иерейский Л. А. Пушкин и его окружение С 80)

27 Пушкинские чтения на Верхневолжье Калинин, 1972 С 76

вых Анны и Варвары, мать которых Анна Николаевна Вульф была дочерью мемуариста Николая Ивановича Вульфа, а сами сестры, следовательно, — правнучки Надежды Гавриловны.

Через год в Пушкинский заповедник поступили живописные портреты работы неизвестных художников: отца Н. Г. Вульф — Гаврилы Карповича Борзова, действительного статского советника и кавалера ордена Св. Анны 2-й степени с бриллиантами (на шее) и ордена Св. Владимира 4-й степени (на груди); матери Н. Г. Вульф — Прасковьи Григорьевны Борзовой; брата Н. Г. Вульф — Петра Гавриловича Борзова. Имя тетушки Надежды Гавриловны встречается в переписке Пушкина с Анной Николаевной Вульф, дочерью П. А. Осиповой-Вульф, его тригорской приятельницей. 20 апреля 1826 г. А. Н. Вульф из Малинников пишет Пушкину в Михайловское: «Маменька обещала прислать за мной в июне, если тетушка не приедет летом» (XIII, 555). 2 июня 1826 г. она же сообщает Пушкину: «Надежда Гавриловна все время обещает маменьке приехать в следующем месяце, но на это нельзя полагаться... Надо лишь убедить маменьку, что Надежда Гавриловна будет вечно отсрочивать с месяца на месяц свою поездку...» (XIII, 556).

Эти глухие упоминания, вероятно, теперь можно расшифровать: речь в этих письмах идет, в частности, о намерении Н. Г. Вульф приехать в свое любимое псковское имение Бор-зово, где, несомненно, бывали тригорские соседи поэта и, может быть, он сам в пору Михайловской ссылки, и, во всяком случае, название поместья было у него на слуху.

Г. Ф. Симакина

«ЗАЛОЖЕННОЕ ИМЕНИЕ ОТЦА ОЧИСТИТЬ ОТ ДОЛГА...»*

30 января 1837 г., на следующий день после смерти поэта, Николай I выразил свою волю, написав записку о милостях семье Пушкина, тут же переданную Жуковскому: «1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга.

3. Вдове пенсион и дочери (т. е. дочерям) по замужество.

4. Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступлении на службу. 5. Сочинения издать на казенный

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект N9 01-04'00246а.

242 © С В Береэкина 2002

lib.pushkinskijdom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.