Научная статья на тему 'Из комментариев к фиванским текстам (Th av106 и жанры микенской поэзии)'

Из комментариев к фиванским текстам (Th av106 и жанры микенской поэзии) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ / ЖАНРЫ МИКЕНСКОЙ ПОЭЗИИ / ИСПОЛНИТЕЛИ-ПЕВЦЫ / АККОМПАНИРУЮЩИЕ СЕБЕ НА ЛИРЕ / POETIC COMPETITIONS IN ANCIENT GREECE / GENRES OF MYCENAEAN POETRY / POETRY ACCOMPANIED BY THE LYRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казанский Николай Николаевич

В статье комментируется список людей, обслуживавших микенский дворец в Фивах, и предпринимается попытка на основании формы двойственного числа ru-ra-ta-e (TH Av 106. 7) реконструировать для микенской эпохи амебейное пение поэтических текстов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Commentary on the Theban tablet TH Av 106, andGenres of Mycenaean Poetry

The article presents a commentary on the list of persons, who served at the Mycenaean palace at Thebes. Particular attention is given to the dual form ru-ra-ta-e (TH Av 106. 7), which suggests that amoebaean performance of poetic texts existed already in the Mycenaean times.

Текст научной работы на тему «Из комментариев к фиванским текстам (Th av106 и жанры микенской поэзии)»

ИЗ КОММЕНТАРИЕВ К ФИВАНСКИМ ТЕКСТАМ (TH Av 106 И ЖАНРЫ МИКЕНСКОЙ ПОЭЗИИ)

Резюме: В статье комментируется список людей, обслуживавших микенский дворец в Фивах, и предпринимается попытка на основании формы двойственного числа ru-ra-ta-e (TH Av l06. 7) реконструировать для микенской эпохи амебейное пение поэтических текстов.

Ключевые слова: древнегреческие поэтические состязания, жанры микенской поэзии, исполнители-певцы, аккомпанирующие себе на лире; poetic competitions in ancient Greece, genres of Mycenaean poetry, poetry accompanied by the lyre.

В микенских табличках, обнаруженных Василисом Араван-диносом в l993 году на ул. Пелопида в Фивах (Aravantinos, Godart, Sacconi 200l; 2002; Aravantinos, del Freo, Godart 2005), упоминаются два лирника, находящиеся на иждивении у фиванских властей и входящие в состав обитателей фиванского дворца. Текст таблички дошел до нас в несколько поврежденном виде - не сохранились последние строки, верхний левый угол и поля слева.

Avl06

.l ] ne-ti-ja-no VIR l

.2 ] VIR l o-pi-ja-ro VIR l

.3 o s - u - e r - e ]k VIR l si-mi-te-u VIR l

.4 0 -j 1 s -e -a-]n VIR l te-u-ke-i-jo VIR l

.5 u - e -j e me a- t VIR l ka-na-pe-we VIR 6

.6 a t a-t w n - a s VIR l a-re-pe-se-u VIR l

.7 ] VIR l ru-ra-ta-e VIR 2

.В ]-ra VIR l

.9 inf. mut.

Текст представляет собой список лиц, часть которых названа по имени (ср. двусоставное личное имя МеБЙ-апог). Ряд лиц обозначен по своему происхождению. Сюда, возможно, могут быть отнесены Ор1-Иа1оБ, КгеиБОБ, МаЬеБЮБ и ЗтшШеш, если последнее имя связано с названием города Сминта в Троаде. Имя а-ге-ре-Бе-и не получило до сих пор интерпретации, но возможно, что и оно обозначает человека по его происхождению, ср. назва-

ние источника возле Эфеса ’ ЛХеьрг|" (Е1. М., Бтё.). Иная возможная интерпретация - это предполагать обозначение ремесленника, занятие которого связано с глаголом аХвьфш ‘намазывать’. Другую часть списка составляют обозначения людей по профессии: шесть ка-па-ре^е ‘валяльщики’1 и два ги-га^а-е ‘лирники’ явно представляют собой профессиональные группы людей.

Несколько имен могут быть говорящими, например, 1а-ше-]е-и, которое с самого начала микенских штудий2 было понято как /Таше1еш/ и на основании формы связано с глаголом татьеиы ‘ведать хозяйственно-финансовыми делами, руководить хозяйством’. При этом, однако, следует иметь в виду, что образование глаголов на -еиы оставалось продуктивным на протяжении всей истории греческого языка, так что глагол татьеиы и производное от него татьеицата ‘ведение хозяйства’ (Хеп.) могли быть образованы позже.

Несомненно, однако, что оба эти производные имеют в основе тот же корень, что и тацьа", тацьа, ср. засвидетельствованные уже у Гомера тацып" ‘ведающий хозяйством, ключник’, тацып ‘ведающая хозяйством, ключница’. Мы хорошо знаем, что имена собственные на -еи" образуются от предметных обозначений (ёе ЬашЬеЛепе 2012: 494-496). Таким конкретным обозначением должно было служить не дошедшее до нас микенское наименование кладовой или казнохранилища, ср. позднейшее татьеьоп ‘склад, кладовая, казнохранилище’. Возможно, впрочем, что микенское название сохранилось как часть засвидетельствованного у Гезихия и у Эзопа композита татьоихо", образованного по модели, известной в микенских текстах, ср.: ко4о-по-о-ко /кШто-ЬокЪоБ/ ‘владелец участка’, букв. ‘земледержа-тель’. Для микенского времени речь идет либо о должности, либо (что намного вероятнее, имея в виду, что в Пилосе так зовут кузнеца) - об имени собственном, данном ребенку, которому родители сулили экономическое будущее.

Такое же понимание возможно и для имени 1е-и-ке-ь]о /Теи-кеЫоБ/, которое представляет собой араХ ХеуОтепоп. Согласно мнению первых издателей таблички, не исключена этимоло-

1 Ср. греч. кшфей" ‘сукновал, валяльщик’ (Казанскене, Казанский 1986: 105).

2 Имя встречается в тексте PY Jn 310.3 в списке кузнецов, которым выдается медь для работы на дому. Литературу см.: Aura Jorro: II, 311.

гическая связь этого имени с Теикро", если в последнем имени выделять суффиксальное -r-. Связь эта не кажется бесспорной, тем более, что есть возможность предположить, что неотмеченное на письме -s- в имени /Teukehios/ представляет собой исход основы на *-es-/-os. В таком случае напрашивается интерпретация /teukheh-ios/, для которой обнаруживается параллель у Гомера в имени кузнеца Tucio", изготовившего щит Аякса (II. 7, 220); в той же строке Илиады это имя обыгрывается с причастием Teuxwv (Chantraine, DELG 1112). В последнем случае применительно к микенскому и гомеровскому именам мы могли бы думать о двух словообразовательных вариантах: теих-es-io" и тих-ю". Проведенный анализ показывает, что даже там, где речь идет об именах собственных, мы и в них обнаруживаем при наречении ребенка профессиональную подоплеку.

В случае с ru-ra-ta-e «лирниками» обозначение по профессии очевидно, причем речь должна идти именно об исполнителях-певцах, аккомпанирующих себе на лире (ср. переводы ‘joueurs de lyre’ (Bartonek 2006: 17), ‘suonatori di lira professionisti di Palazzo’ (Franceschetti 2008: 316); при этом ряд авторов не исключает религиозный контекст исполнения). Одним из не до конца решенных вопросов остается вопрос о форме микенского слова ru-ra-ta-e. А. Саккони и Л. Годар считали, что следует читать /lurastas/3, форму, которая предполагает наличие нигде не засвидетельствованного глагола *Хира£ш, при том, что в греческом языке позднее появляется только lupiZw по модели KiOaplZw.

Суффикс -tas, обозначающий деятеля как в микенском, так и в более позднем греческом, с древнейших времен мог присоединяться и непосредственно к слову, обозначающему предмет, на котором или с помощью которого совершается действие по типу тОХоп ‘лук’ - тоХОт^" ‘лучник’ (Leukart 1994: 162 sq.). Эта продуктивная словообразовательная модель также заставляет думать, что в табличке обозначены люди, способные играть на

4

лире, а не ее изготовители .

3

Бартонек принял компромиссное чтение /lura(s)tas/ (Bartonek 2006: 17).

4 Сохранилось описание процесса изготовления лиры. В гомеровском гимне повествуется, как Гермес создал музыкальный инструмент -форцгууа у^афир^у (Hymn. Merc. 64)

41 Там он сизым железом разъял черепахино тело,

42 выскоблил из черепка черепашьей плоти останки...

Как мы видели, интерпретация имен в фиванской табличке не дает надежной информации о людях в составе списка. Можно только выделить двусоставное имя ne-ti-ja-no /Nesti-anor/, в сокращенном варианте дающее укорененное в эпической традиции имя NeCTTwp (в терминологии Р. Шмитта (например: Schmitt 1986) такой тип имен квалифицируется как сокращенные двусоставные имена), в отличие от микенского /Nesti-anor/ уже утратившее свое этимологическое значение ‘тот, кто не только уведет воинов в поход, но и благополучно вернет их назад’5. Имя с таким значением могли дать только ребенку, которому прочили крупную военную карьеру. Двусоставность имени сама по себе говорит в пользу аристократических традиций в семье, где он родился. Как и в случае с Нести-анором, имя Тамиея может отражать родительские надежды на экономическое будущее ребенка, если Tamieus действительно ‘тот, кто осуществляет должность распределителя (в частности, на пиру)’.

Только в двух случаях люди в тексте таблички TH Av 106 безо всякого сомнения обозначены по профессии - это валяльщики шерсти и лирники. Таким образом, часть списка перечисляет, скорее всего, людей, работавшх во дворце и для дворца. Характерно, что лирники представлены в списке ремесленников. Мы знаем, что в архаической Греции аэды считались именно ремесленниками (ShmL°upyoL)6. Поэтому

47 Вот, соразмерно настригши тростник, он полые дудки крепко приладил к изгибу щитка на спине черепашьей и обвязал искусно ремнем из кожи коровьей -50 луки добавил с боков, их туго сопряг перемычкой

и протянул от нее семь звонких жилок овечьих.

Милую сладив игрушку сию, он ловко бряцалом струнный строй испытал, и вмиг мановением длани грозный грянул звон, а бог подтягивал звучно,

55 песнь направляя вослед игре - так юноши в пире

дразнят друг друга подчас, ответствуя шуткой на шутку.

(пер. Е. Г. Рабинович)

5 Такое толкование давал в своих лекциях А. И. Зайцев. Гарсия-Рамон интерпретирует пеБ-й- как включающее каузативное значение от корня *пеБ- ‘(Ье1ш)кеЪгеп, ёауопкошшеп, гит gewйnschten ^1е1 коттеп’, сравнивает с гот. паБ]ап < *поБ-ёю/е- (см.: ОагсГа-Яатоп 2006: 39).

6 «Наряду с гадателем, врачом и зодчим аэд принадлежит к категории «демиургов», т. е. ремесленников, находящихся на службе у общины и получающих плату за свои услуги» (Тронский 1983: 46). Микенские

появление лирников в одном списке с валяльщиками шерсти уже в микенское время нас удивлять не должно.

Удивляет другое - они упомянуты вдвоем, на что отчетливо указывает форма двойственного числа ru-ra-ta-e /luratahe/ и цифра 2 после идеограммы, обозначающей мужчину. Парность при упоминании этих певцов тем более нуждается в комментарии, что поэмы Гомера свидетельствуют о музыкальном образовании среди лучших героев, о чем мы можем судить на примере Ахилла (Il. X 168) . Кроме того, в «Одиссее» упомянуты профессиональные певцы - аэды, аккомпанирующие себе на лире. Это Демодок, который поет на пиру у феаков о событиях троянской войны, излагая всю историю вплоть до взятия Трои. Второй певец - Фемий, который поет для женихов Пенелопы. Следует специально подчеркнуть, что ни в том, ни в другом случае у нас нет данных о втором певце: певец поет в одиночестве, и все ему внимают. Более того, ни один из них не называется лирником, но форминга (лира) неоднократно упоминается в тексте.

К настоящему времени предпринято несколько попыток реконструкции поэтических жанров для микенского времени. С достаточным правдоподобием восстанавливается героический эпос, мифологический эпос (Kazansky 2008: 407-429), а также возможно и хоровая лирика (Гринбаум 1973). Эти жанры, однако, не требовали двух исполнителей, упоминание о которых в микенских текстах, безусловно, не только не случайно, и тем более показательно, что у нас есть все основания думать о соответствии микенских текстов определенным традиционным установлениям. Эти традиционные установления в греческом эпосе выглядят как «один дворец - один певец», но в Фиванском царстве микенского времени во дворце засвидетельствованы два певца, что должно подразумевать иную манеру исполнения. Отметим сразу, что речь вряд ли идет о различии в стихотворном размере, поскольку использование дактилического гекза-

данные заставляют предполагать, что произошло изменение формулировки от «службы для дворца» к «службе у общины».

Пример не единичный, ср. свидетельства о музыкальных способностях Эгисфа (Уегтеи1е 1987: 122-152).

метра (обычного размера греческого эпоса) восстанавливается

8

для микенскои эпохи достаточно уверенно .

В нашем распоряжении имеются изображения «аэдов», датируемые 2800-2400 гг. до н. э., за много столетий до прихода греков ок. 2000-1900 гг. до н. э. Характерно, что эти изображения, с предельным реализмом передающие поэтическое вдохновение исполнителя (см. илл.), как это отметил Дж. Р. Мертенс (МеЛепБ 1998: 16), всегда обнаруживаются по два.

8

Начиная с работ Webster 1955; Webster 1956. При этом гекзаметр едва ли может быть восстановлен как основной метрический размер пра-индоевропейского времени, несмотря на аргументы, которые приводил в поддержку этого предположения А. Мейе (МєііМ 1923). Более вероятно появление этого сложного размера уже после переселения греков на Балканы (Зайцев 1994),

Такая парность кифаредов III тыс. до н. э. требует объяснения исходя из способа исполнения, что заставило Мертенса вспомнить об упомянутом у Диогена Лаэрция (Diog. Laert. Vitae I, 57) предписании Солона, согласно которому поэмы Гомера должны были исполнять два рапсода - когда заканчивал один, с

9

того же места продолжал исполнение другой .

Сопоставляя факты, отстоящие друг от друга на две тысячи лет, Мертенс предполагал не непосредственную преемственность от бронзового века до Солона, а обновление той же традиции в рамках т. н. «ориентализирующей революции» в начале I тыс. до н. э. (Mertens 1998: 20).

Сама практика «парного сказительства» резко расходится с гомеровскими описаниями выступлений aoLSoL, но поскольку диалог исполнителей можно обнаружить и в других жанрах греческой литературы, есть смысл подробнее остановиться на способах исполнения и рассмотреть жанры, которые по самой своей сути требуют второго исполнителя.

Начнем с определения обстановки, в которой происходит исполнение. У Гомера (Od. VIII 249) перечисляются блага цивилизации, которые дает царский дворец:

Любим обеды роскошные, пение, музыку, пляску,

Свежесть одежд, сладострастные бани и мягкое ложе.

(пер. В. А. Жуковского)

Действительно, пир во дворце Алкиноя завершается пением под аккомпанемент лиры: «Когда же был удовольствован голод их сладким питьем и едою, Муза внушила певцу возгласить о певцах знаменитых...» (Od. VIII, 72), а отбивание такта присутствующими затем переходит в пляску. Но в следующей части, включающей перечисление омовений, переодевания и сна, порядок должен быть иным: омовение гостя и свежие одежды, которые следуют за омовением, обычно предшествует трапезе, а не сну. В монографии Ст. Риса «Stranger’s welcome» описывается обычная последовательность действий при приходе гостя (Reece 1993). Все перечисленное Ст. Рисом находит соответствия в микенских текстах, идет ли речь о ванной и сосудах для омовения, или о мебели для пира. Те обычаи, которые существо-

9 Td хє 'Оц^рои ££, йлоРоА^<; yєyрaфє payroSsiaOai, oiov опои о прюхо<; sAn^v, sksiOsv ap%sa9ai xov s^opsvov. Эту особенность поэтического исполнения подробно рассмотрел Г. Надь (Nagy 1996: 71-73).

вали в микенское время, обнаруживаются и позднее, в частности, в гомеровском эпосе.

При этом в эпическом рассказе певец всегда предстает в одиночестве, как Фемий сын Терпиев, который оказывается единственным песнопевцем в доме Одиссея, причем женихи Пенелопы приводили его на пиры насильно (Od. XXII 352). В значительно более богатом дворце Алкиноя слушатели также довольствовались одним певцом Демодоком. Ни в одном из этих случаев не упоминается второй певец, сказитель или аккомпаниатор - певцы сами аккомпанируют себе на лире (форцьуХ фактически невозможно отличить от кьОарь" и luph)10.

В дошедших до нас текстах как правило проявляется забота о лире - Демодоку ее (форцьууа) приносят, вешают на колонну и дают до нее дотронуться, чтобы он знал, как ее взять рукой. Фемий кладет лиру (форцьууа) на пол прежде чем броситься к ногам Одиссея11, умоляя о пощаде. Ахилл выбирает лиру как один из самых дорогих предметов среди добычи, взятой в Эетионовом граде (Steiner 1987: 900).

Лира, связанная с исполнением поэтических текстов, продолжает использоваться и позднее, как в контекстах, связанных с исполнением эпоса, так и за их пределами (в первую очередь в лирике). Мнение П. Шантрена (Chantraine DELG: 651) об относительно позднем появлении термина lupa теперь оказывается опровергнутым, поскольку микенские тексты упоминают двух

10 Первое упоминание самого слова \ирг| встречается в контексте, говорящем об игре на изобретенной Гермесом лире (Hymn. Merc. 423):

420 ... грозный грянул звон, и радостно Феб рассмеялся,

ибо до дна души проникал умилительным зовом чудный глас и сладостной был исполнен истомой чутко внемлющий слух. На лире бряцая прелестно

(МрА 5’ spaxov Ki9ap(Z®v), приободрившийся Майады сын стоял подле Феба

425 ошую, а через миг, по струнам ударивши звонко,

песнь затянул - и чарующий звук последовал лире.

(пер. Е. Г. Рабинович)

Важность изобретения лиры подчеркивается в словах гимна Гермесу, которые Э. Бенвенист (Бенвенист 2010) толковал как создание певцом всего универсума, включая самих богов.

11 M. Fernandez-Galiano (Fernandez-Galiano 1992: 279) справедливо защищает этот стих от попыток удалить его как интерполяцию, поскольку он якобы иррелевантен именно в силу аккуратности, с которой Фемий кладет лиру на пол.

лирников, отличительным предметом у которых был музыкальный инструмент, который уже прежде должен был иметь название lupa (мик. ru-ra-)12.

Микенский текст TH Av 106.7 и археологические данные, относящиеся к III тыс. до н. э., говорят в пользу того, что парность микенских исполнителей под аккомпанемент лиры не была случайной, а продолжала определенную традицию. Для понимания специфики такого традиционного исполнения необходимо обратиться к греческим текстам I тыс. до н.э. и перечислить все, что мы знаем об исполнении песнопений с участием двух кифаредов в древней Греции.

Для героического времени предание сохраняет определенные данные о наличии соревнований, в том числе включавших поэтическую составляющую. Периодизация полисной агонисти-ки («burgerliche» Agonistik), которая в своей эволюции следует за политической историей13, позволяет начать рассмотрение с соревнования Гомера и Гесиода, имея при этом в виду, что сам мотив состязания между поэтами обычно признается древним (West 1967: 441). М. Уест, со ссылкой на Vogt 1959, приводит, наряду с соревнованием Эсхила и Еврипида в «Лягушках» Аристофана свидетельство Страбона о состязании Мопса и Калханта в «Меламподии» Гесиода (fr. 278 M.-W.). Мопс, известный в греческой традиции как внук Тиресия (дочь которого Манто была матерью Мопса), был прорицателем и основателем сразу после Троянской войны греческих колоний на побережье Малой Азии1 . Сохраненные Страбоном фрагменты состязания Мопса с Калхантом показывают обмен гекзаметрическими стихами.

12 Обратим внимание на несовпадение терминологии, представленной в гомеровских поэмах, с микенским словоупотреблением (fopmiyX -lupr). Нечто подобное наблюдается и для слов «меч-кинжал» (Xfo" -faagavov = pa-ka-na - qi-si-pe-e), см. Ventris, Chadwick 1973; Chadwick 1976.

13 «Diese neue Agonistik hangt so enge mit der politischen Geschichte des hellenischen Volkes zusammen, dass wir bei einer Skizze ihrer Entwicklung die gleiche Epocheneinteilung festhalten konnen, die fur jene ublich ist» (Meier 1894: 853).

14 Это имя засвидетельствовано уже в микенских архивах в форме mo-qo-so /Mokwsos/, а в греческой мифологической традиции имя Мофо" представлено как в континентальной Греции, так и в Малой Азии.

Для греческой культуры, как известно, имели особое значение соревнования рапсодов, причем мы знаем, что на протяжении всей античности рапсоды поддерживали распространение эпического творчества. Их обозначение относится к сравнитель-

v> и Г»

но поздней стадии развития эпической традиции. Здесь уже можно видеть смену обозначений от микенского лирника к аккомпанирующим себе на форминге певцам, упомянутым в гомеровском эпосе, и далее к кифаредам. Следует отметить также, что гимническая поэзия исполнялась на празднествах при состязании рапсодов15. В истории греческой литературы уже давно отмечается, что у нас нет никаких оснований утверждать, что соревнования рапсодов не являются исключительно древними (Croiset 1910: 473).

Единственным произведением подобного рода, дошедшим до нас полностью, остается спор Гомера и Гесиода (Bethe 1894: 867-869), который на основании дошедшего в папирусах прозаического текста может быть возведен к софисту Алкидаманту (IV в. до н.э.). Этот ауыу стофьа", как его обозначил М. Уэст, должен иметь древние корни. Очевидно, что такой способ состязания был достаточно укоренен в греческой культуре, так что вывод М. Уеста16 о древности самого обычая состязания между певцами не вызывает недоверия. В частности, загадывание загадок должно рассматриваться как традиционное для такого рода соревнований в мудрости. При этом, утверждая с полным правом, что Алкидамант не был изобретателем самого жанра (Vogt 1959: 193; Richardson 1981; Cavalli 1999: 90-92), мы не можем считать, что сам жанр восходит именно к микенской традиции. Тем не менее, фольклорные истоки такого соревнования чрезвычайно правдоподобны (Топоров 2006: 405-438).

"1—Г V> V> V> /"* v>

Помимо параллелей в ранней греческой традиции амебейное пение представлено достаточно широко в эллинистическое время. Специально отметим кифареда по имени ’ Ацофеи" (III в. до н. э.), в котором видят историческую личность (Crusius 1894: 1872-1873), в отличие от Амебея, упоминаемого у Афинея

15 Среди которых можно выделить две традиции: гомериды и гимниды (Тахо-Годи 1988: 8).

16 «As is often pointed out, the Certamen’s organizing principle of the agon sophias has numerous early parallels in Greek culture and is clearly traditional. Often such contests involved the kind of riddling competition between sophoi that we find in the Certamen» (West 1967: 441).

(АШеп. XIV 622 Б). Можно заметить, что - признаем ли мы современника Афинея реальной личностью, или нет - имя кифареда в любом случае говорит в пользу существования традиции амебейного пения.

Обзор амебейности был бы неполон без буколического жанра, который иногда напрямую выводят из фольклорной стихии Великой Греции, отмечая, что именно в Южной Италии еще в Х1Х-ХХ вв. наблюдалась форма соревнования в двустишиях (Грабарь-Пассек 1958: 203), то есть в той форме, которая встречается у Феокрита в V идиллии17. Стоит специально обратить внимание на соревнования мальчиков в VIII идиллии Феокрита и на упоминаемое в «Гимне Гермесу» сравнение с соревнующимися мальчиками:

0£о^ 8’ шо каХоу аегбеу аихоах£8(п? легрюцеуо^, 'Л'оте койрог 'Лвптаг ОаХг^аг ларафоХа керхоцеоиагу.

а бог подтягивал звучно,

55 песнь направляя вослед игре - так юноши в пире

дразнят друг друга подчас, ответствуя шуткой на шутку.

(пер. Е. Г. Рабинович)

А. С. Смирнова в недавней диссертации (Смирнова 2009) со ссылкой на Рудольфа Меркельбаха (Мегке1ЪасИ 1996: 129-161) перечисляет соревнования певцов в современных фольклорных традициях и резонно настаивает на фольклорных истоках данного жанра. Существенным остается и музыкальное сопровождение подобных соревнований, а также непременное наличие импровизации при развитии темы, заданной предшественником. Две важные составляющие агона - загадка и взаимные обвинения соревнующихся певцов - едва ли могут быть восстановлены как жанровая особенность исполнений в микенских дворцах, но само агональное построение поэтического произведения правдоподобно18.

17

«Пример двустиший, объединенных общей темой, мы встречаем в великолепной песенке старого насмешливого жнеца Милона в Х идиллии и во второй части состязания мальчиков в VIII, где двустишия связаны между собой довольно слабо» (Грабарь-Пассек 1958: 203).

18 Еще В. Али заметил: «Die hellenische Trinksitte kannte seit den altesten Zeiten allerhand lustige Unterhaltung, in der auch das Lied nicht fehlte» (Aly 1927: 558).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определенные традиции амебейного жанра можно увидеть в позднейших сколиях, исполнявшихся во время пира, причем эта особенность известна не только в древней Греции, но и в Риме. Последнее было доказано уже давно (Холодняк 1907: 96 сл.) с опорой на тексты Лукреция и Вергилия, о древнейших поэтических произведениях (Lucr. de Rer. nat. V, 1438; Verg. Aen. VII-VIII). Согласно этим свидетельствам обмен песнями происходил после торжественной трапезы или пира. Эти carmina convivalia Цицерон возводил ко временам Нумы Помпилия: quorum < scil. numerorum > illa summa vis carminibus est aptior et cantibus, non neglecta, ut mihi videtur, a Numa rege doctissimo maioribusque nos-tris, ut epularum sollemnium fides ac tibiae Saliorumque versus indicant; maxime autem a Graecia vetere celebrata19 (Cic. de orat. 3,197). В древнем Риме эти песни «пелись не особыми певцами, а самими пирующими по очереди (deinceps)».

Сводка метрических особенностей сколиев с указанием на представление греков об их древности, содержится в статье Вольфа Али (Aly 1927: 562), который перечислил для сколиев строфу, состоящую из гликонеев, Алкееву строфу, элегический дистих, 16-сложник с указанием на то, что эолийские размеры приобретают популярность в Аттике в конце VI в. до н.э.

Согласно Плутарху (Plut. de Mus. 28, 1140 F) изобретателем сколий (тыу CTKoliwv melwn eupeTh") был Терпандр, а фраза Аристофана (fr. 223,1) ason Sh moi skOliOn Ti Xa(3wv ’Alkalou k’ ’AvaxpeovTO" обозначает не исполнение чего-то из Алкея и Анакреонта, а «в подражание Алкею и Анакреонту».

Для микенского времени мы должны предполагать значительную фольклорную составляющую в любом жанре словесности. То, что буколический жанр берет истоки из тех регионов, которые, как Сицилия, были периферийными в микенское время, может оказаться не случайным. Упомянутые в микенских текстах два лирника определенно должны указывать на существование близкого к фольклору жанра амебейного пения. При этом микенскому времени и микенским условиям могут быть с достаточным основанием приписаны гекзаметрические строки и

19 «Этой великой их силой, особенно явной в стихах и песнях, не пренебрегли, как я вижу, ученейший царь Нума и наши предки, на что указывают звуки струн и дудок, а также стихи салиев, но еще более это было в ходу на торжественных пирах в древней Греции» - пер. Ф. А. Петровского.

куплеты, исполнявшиеся под аккомпанемент лиры. О размерах этих произведений судить невозможно; длина их также могла быть различной. Постановление Солона говорит о значительных по длине текстах при исполнении поэм Гомера, а практика застолий - об обмене относительно компактными по объему стихотворными единствами.

Литература

Бенвенист 2010 - Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: «Ad Marginem», 2010.

Грабарь-Пассек 1958 - Грабарь-Пассек М. Е. Буколическая поэзия эллинистической эпохи // Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы / перевод и комментарии М. Е. Грабарь-Пассек. М.: Изд. АН СССР, 1958.

Гомеровы гимны / Пер. и комм. Е. Г. Рабинович. М.: «Carte blanche», 1995.

Гринбаум 1973 - Гринбаум Н. С. Язык древнегреческой хоровой лирики (Пиндар). Кишинёв: Штиинца, 1973.

Зайцев 1994 - Зайцев А. И. Происхождение греческого гекзаметра. СПб.: 1994.

Казанскене, Казанский 1986 - Казанскене В. П., Казанский Н. Н. Предметно-понятийный словарь греческого языка (крито-микенский период). Л.: Наука, 1986.

Казанский 1998 - Казанский Н. Н. Диахронический аспект изучения эпической формулы // nOATTPOnON. К 70-летию Владимира Николаевича Топорова. М., 1998. С. 325-351.

Смирнова 2009 - Смирнова А. С. Амебейные состязания в античной поэзии. Автореф. дисс. канд. филол. наук. СПб., 2009.

Тахо-Годи 1988 - Тахо-Годи А. А. Античная гимнография. Жанр и стиль // Античные гимны / сост. и общая ред. А. А. Тахо-Годи. М.: МГУ, 1988.

Топоров 2006 - Топоров В. Н. К реконструкции индоевропейского ритуала и ритуально-поэтических формул // В. Н. Топоров. Исследования по этимологии и семантике. Т. 2. Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 1. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 405-438.

Тронский 1983 - Тронский И. М. История античной литературы. Изд.

4-е. М.: Высшая школа, 1983.

Холодняк 1907 - Холодняк И. И. Лекции по истории римской литературы / изд. студ. М. Карский. СПб.: И.И-Ф.И, 1907.

Aly 1927 - W. Aly. Skolion // Paulys Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa. Zweite Reihe. 5. Halbd. Stuttgart: J. R. Metzlerscher Verlagsbuchhandlung, 1927. Sp. 558.

Aravantinos, Godart, Sacconi 2001 - Aravantinos V. L., Godart L., Sacconi

A. Thebes: Fouilles de la Cadmee I: Les tablettes en Lineaire B de la /

Odos Pelopidou: Edition et commentaire. Pisa and Rome: Istituti editoriali e poligrafici internazionali, 2001.

Aravantinos, Godart, Sacconi 2002 - Aravantinos V. L., Godart L., Sacconi A. Thebes: Fouilles de la Cadmee III: Corpus des documents d’archives en lineaire B de Thebes (1-433). Pisa and Rome: Istituti editoriali e poligrafici internazionali, 2002.

Aravantinos, del Freo, Godart 2005 - Aravantinos V. L., del Freo M., Godart L. Thebes: Fouilles de la Cadmee IV: Les textes de Thebes (1433): Transliteration et tableaux des scribes. Pisa and Rome: Istituti editoriali e poligrafici internazionali, 2005.

Aura Jorro 1993 - Aura Jorro F. Diccionario Micenico. Vol. II. Madrid: Consejo superior de invetigationes cientificas, 1993.

Bartonek 2006 - Bartonek A. Aspekte des Lexikons der neuesten Theben-Texte // S. Deger-Jalkotzy, O. Panagl (Hg). Die neuen Linear B-Texten aus Theben. Akten des internationalen Forschungskolloquiums an der Osterreichischen Akademie der wisseschaften 5.-6. Dezember 2002. Wien, 200б.

Bethe 1894 - Bethe. ’ Aywv ' Omhpou kai ' HaLwSou // Paulys Real-Encyclo-padie der classischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa. I. Bd. Stuttgart: J.B. Metzlerscher Verlag. Sp. 867-869.

Cavalli 1999 - Cavalli M. Le Rane di Aristofane: Modelli tradizionali dell’agone fra Eschilo ed Euripide // F. Conca, ed., Ricordando Raffaele Cantarella. Miscellanea di studi. Bologna, 1999. P. 83-105.

Chadwick 1976 - Chadwick J. The Mycenaean World. Cambridge, 1976.

Chantraine DELG - Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la langue grecque. Histoire des mots. T. I-II. Paris, 1968-1980.

Croiset 1910 - Croiset A. et M. Histoire de la litterature grecque. T. I. 3-eme ed. Paris: Fontemoing & Cie. 1910.

Crusius 1894 - Crusius. ’ A|j.oL(3eti" // Paulys Real-Encyclopadie der clas-sischen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa. I. Bd. Stuttgart: J.B. Metzlerscher Verlag, 1894. Sp. 1872-1873.

Fernandez-Galiano 1992 - Russo J., Fernandez-Galiano M., Heubeck A. A Commentary on Homer’s Odyssey Vol. III. Oxford: Clarendon.

Franceschetti 2008 - Franceschetti A. Musici e strumenti musicali alle corti micenee // Colloqium Romanum. Atti del XII colloquio internazionale di micenologia. Roma 20-25 Febbraio 2006 / a cura di A. Sacconi, M. del Freo, L. Godart, M. Negri. Pisa; Roma: F.Serra ed., 2008 (= Pasiphae I). T. I. P. 309-321.

Garcia-Ramon 2006 - Garcia-Ramon J. L. Zu den Personennamen der neuen Texte aus Theben // S. Deger-Jalkotzy, O. Panagl (Hg). Die neuen Linear B-Texten aus Theben. Akten des internationalen Forschungskolloquiums an der Osterreichischen Akademie der wisseschaften 5.-6. Dezember 2002. WIen, 2006. S. 39.

Kazansky 2008 - Kazansky N. N. Greek Poetry in the Mycenaean Time // Colloquium Romanum. Atti del XII colloquio internazionale di micenologia. Roma 20-25 Febbraio 2006 / a cura di A. Sacconi, M. del Freo, L. Godart, M. Negri. T. I. Pisa; Roma: F. Serra ed., 2008. P. 407-429 (= Pasiphae I).

de Lamberterie 20l2 - de Lamberterie Ch. L’apport du mycenien a l’ety-mologie grecque // Etudes myceniennes 2010. Actes du XIIIe Colloque International sur les textes egeens. Sevres, Paris, Nanterre, 20 -23 septembre 2010 edites par Pierre Carlier, Charles de Lamberterie,

Markus Egetmeyer, Nicole Guilleux, Frangoise Rougemont, Julien Zurbach. Pisa; Roma: Fabrizio Serra editore, 2012. P. 489 - 510. Leukart 1994 - Leukart A. Die fruhgriechischen Nomina auf -tas und -as. Wien, 1994.

Meier 1894 - Meier P. J. Agones // Paulys Real-Encyclopadie der classi-schen Altertumswissenschaft. Neue Bearbeitung von G. Wissowa. I. Bd. Stuttgart: J. B. Metzlerscher Verlag, 1894. Sp. 831-867.

Meillet 1923 - Meillet A. Les origines indoeuropeennes des metres grecs. Paris, 1923.

Merkelbach 1996 - Merkelbach R. Boukoliastai // R. Merkelbach. Hestia und Erigone. Lpz., 1996. S. 129-161.

Mertens 1998 - Mertens J. R. Some Long Thoughts on Early Cycladic Sculpture // Metropolitan Museum Journal. 1998. Vol. 33. P. 7-23.

Nagy 1996 - Nagy G. Poetry as performance. Cambridge, 1996.

Reece 1993 - Reece St. The Stranger’s Welcome. Oral theory and the Aesthetics of the Homeric Hospitality Scene. Ann Arbor: The Univ. of Michigan Press, 1993.

Richardson 1981 - Richardson N. J. The Contest of Homer and Hesiod and Alcidamas’ Mouseion // The Classical Quarterly. Vol. 31. P. 1-10. Schmitt 1986 - Schmitt R. Das indogermanische und das alte lateinische Personennamensystem // Latein und Indogermanisch. Akten des Kol-loquiums der Indogermanische s Gesellschaft. Salzburg, 23.-26. September 1986. / Hsgg. von O. Panagl und Th. Krisch. Innsbruck, 1992. S. 369-393.

Steiner 1987 - Steiner G. ’ HeTiwn // Lexikon des fruhgriechischen Epos. 12.

Lief. / Red. M. Meier-Brugger. Gottingen, 1987. S. 900.

Ventris, Chadwick 1973 - Ventris M., Chadwick J. Documents in Mycenaean Greek. 2-nd ed. Cambridge: CUP, 1973.

Vermeule 1987 - Vermeule E. Baby Aegisthus and the Bronze Age // Proceedings of the Cambridge Philological Society. 1987. Vol. 38. P. 122-152.

Vogt 1959 - Vogt E. Die Schrift vom Wettkampf Homers und Hesiods // Rheinisches Museum. 1959. Bd. 102. S. 193- 221.

Webster 1955 - Webster T. B. L. Homer and the Mycenaean tablets // Antiquity,1955. Vol. 29. № 113. P. 10-14.

Webster 1956 - Webster T. B. L. On the Track of Mycenaean Poetry // Classica et Mediaevalia. 1956. Vol. 17. P. 149-161.

West 1967 - West M. L. The Contest of Homer and Hesiod // The Classical Quarterly. 1967. New Series, Vol. 17, No. 2. P. 433-450.

N. N. Kazansky. A Commentary on the Theban tablet TH Av 106, and Genres of Mycenaean Poetry

The article presents a commentary on the list of persons, who served at the Mycenaean palace at Thebes. Particular attention is given to the dual form ru-ra-ta-e (TH Av 106. 7), which suggests that amoebaean performance of poetic texts existed already in the Mycenaean times.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.