Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА (МАДРАСА)'

ИЗ ИСТОРИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА (МАДРАСА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАДРАСА / АРХИТЕКТУРА / ИСТОРИЯ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МАВЕРАННАХР / ИРАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бузургниё Диловар

Автор в данной статье раскрывает историю формирования мадраса на территории Таджикистана, делает сопоставительный анализ с подобными мадраса на территории Ирана. На территории Таджикистана автором статьи изучены мадраса Кухна, Нав в Хисори Шодмон и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE TERRITORY OF TAJIKISTAN

The history of the formation of a madras in the territory of Tajikistan is revealed, a comparative analysis is made with similar madras in the territory of Iran. In particular, in Tajikistan, the author of the article studied the Madrasa Kuhna, Nav in Hisori Shodmon and others.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА (МАДРАСА)»

УДК: 37(575.3)(09)

ИЗ ИСТОРИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА (МАДРАСА)

Диловар БУЗУРГНИЁ

Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ

В целом, мадраса на территории современного Таджикистана нельзя отделять от подобных сооружений Мавераннахра. ибо они все развивались в едином русле средневекового зодчества. Тем не менее, в них можно обнаружить, при всей скромности их архитектурно-художественного облика, своеобразные черты и приемы. Поэтому есть необходимость кратко рассмотреть изученные нами мадраса Таджикистана.

Не лишены своеобразия поздние мадраса Гиссара, хотя по архитектурно-декоративному решению они не идут в сравнение с известными образцами самаркандских, гератских и бухарских мадраса. Наиболее ранняя из двух мадраса средневекового Гиссара (Хисори Шодмон) носит название мадрасаи Кухна. Она представляет собой обширный прямоугольный двор размером 27x26 м., окруженный одноэтажными худжрами, мечетью, аудиториями и вспомогательными помещениями (внешние размеры здания 50x45 м) и обращенный на Регистан средневекового Хисора монументальный портал. Справа от портала расположена купольная мечеть, а слева -аудитории. Углы главного фасада укреплены невысокими трехчетвертными башнями-гульдаста.

Входная часть мадраса Кухна украшена рельефным кирпичным орнаментом. Одна из особенностей входной части мадраса является наличие болохона- библиотеки над купольным вестибюлем, закрытый на фасаде порталом. В нише этого портала устроен деревянный балкон над воротами с видом на городскую площадь Регистан. Архитектурной декорации мадраса не имела. Согласно исследованиям ученых, мадраса Кухна датируется ХУ!-ХУ!! вв. [1].

Рядом с мадраса Кухна высится мадраса Нав, построенная чуть позднее, а именно в ХУП-ХУШ вв.|2]. Она также обращена восточным фасадом на городскую площадь средневекового Хисора, и стоит у древней дороги, ведущей к южным городским воротам Шикори. Вместе с мадраса Кухна Нав составляет своеобразный парный ансамбль, дополненный караванса-раем Хиштин. Имеет дворовую плановую композицию с одноэтажным рядом худжр с трех сторон (юга, запада и севера) и двухэтажной фасадной частью, фланкированной снаружи угловыми башнями без фонарей (внешние размеры здания 35,2x38,4 м). По своему назначению мадраса совмещала функции городской соборной мечети.

В Северном Таджикистане сохранилось несколько городских Мадраса, свидетельствующих об активном образовательном процессе в средние века. Одной из них является Мадраса Мирраджаб Додхо в Канибадаме, выстроенная из жженого кирпича в 1660 году правителем округа в местности Джуи Лаби Джар[3]. Мадраса, обращенная главным фасадом на городскую магистраль, состоит из квадратного в плане двора, окруженного со всех сторон одноэтажными постройками различного назначения.

К типу мадраса-мсчети относится крупное сооружение Абдулатифа Султана или Кок-Гумбаз в древнем городе Истаравшане (бывшее Ура-Тюбе) [4]. Оно имеет дворовую организацию пространства, которая была удобна для соборных мечетей с выделенной продольной осью в планировочной композиции. Главное здание Кок-Гумбаз, сложенное из квадратного кирпича, имеет внутри большое квадратное помещение размером 6,95x7.05 м с четырьмя глубокими нишами по сторонам. Ниша с михрабом имеет богатый лепной из алебастра сталактитовый свод. Стены в интерьере расписаны. Главное здание мечети с перекрытием из двойного купола на высоком цилиндрическом барабане входило в ансамбль построек мадраса с квадратным в плане двором, окруженным с трех сторон крытыми галереями, куда выходили худжры учащихся. В настоящее время все эти утраченные части мадраса восстановлены, где полностью отреставрирована майоликовая облицовка купола, барабана и входного портала. Здание датируется XVI в.

Своеобразный тип намозгох-мадраса составляет здание Абдуллахана в селении Навгилем Исфаринского района, возведенное в 1585-1586 гг. [5]. По своему архитектурно-планировочному решению мадраса чрезвычайно близка к намозгох Средней Азии ХУ1-ХУ11 вв. Она состоит из центрального купольного помещения и многокупольных боковых крыльев. Длина фасада 20?2 м., в том числе центрального помещения - 10.47 м и боковых сторон - 15,15 и 15,85 м. Портал декорирован поздней росписью по штукатурке. Северную, восточную и южную стороны двора занимали худжры, не дошедшие до нашего времени (уцелели только частично худжры северной стороны). В 1909 году в центре двора строится минарет, который стоит и поныне. Занятия в мадраса продолжались до 30-х годов XX в. В настоящее время мадраса силами народных мастеров Исфаринского района полностью восстановлена и является не только действующей соборной мечетью округи, но и объектом туристского осмотра, входя в число достопримечательных мест района.

Таким образом, мы рассмотрели лишь наиболее интересные как в историко-культурном, так и объемно-планировочном, художественно-декоративном планах мадраса на территории Мавераннахра. Помимо рассмотренных почти в каждом городе, в том числе провинциальном, функционировало по несколько мадраса. Причем, все они имели классическую

схему планировки в виде двух или четырехайванной дворовой композиции. Большинство из них имело скромный облик и не выделялось по своей архитектуре среди других монументальных построек города. Однако все они являлись общественно- образовательными и религиозными центрами городов и крупных селений. В них воспитывалась целая плеяда поэтов, ученых, просветителей на всем протяжении средневековья[6]. Только это обстоятельство позволяет нам пристально обратить внимание на эти своеобразные университеты Востока, которые в архитектурном плане на территории Центральной Азии создали великое множество разнообразных типов и отдельных уникальных образцов. Приведенные выше описания и анализ мадраса является лишь малой частью крупного пласта неизведанной отрасли культуры, которая ждет ещё своих исследователей.

Интерес к образовательным центрам средневековой Центральной Азии, в том числе Таджикистана определяется не только познавательными соображениями. Данный материал позволяет изучить культурное наследие для выявления ведущих творческих принципов с тем, чтобы освоить наиболее прогрессивные из них в современной архитектурно-строительной практике. Все это относится ко всему нашему историко-архитектурному наследию, которое дошло до нас в виде отдельных фрагментов жилой застройки или отдельных образцов монументального, гражданского или иного назначения зданий и сооружений. Большинство из дошедших до нас памятников зодчества при всей их хорошей сохранности уже давно утеряли своё функциональное назначение (во всяком случае, в бывших республиках СССР) применительно к современной действительности. Они приобрели статус памятника и являются напоминанием о нашем прошлом, о нашей культуре и поэтому имеют как художественную, так и историческую значимость, приобщаясь к воспитанию населения. К таким памятникам мы относим и мадраса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Давидович Е.А., Мухтаров А.М. Страницы истории Гиссара. - Душанбе, 1969; Мирбабаев А., Мамадназаров М. Мадраса Кухна // ЭАСТ. - X. II. - Душанбе: ТСЭ, 1989. - С. 127-128; Мукимов Р. Мадраса Кухна // Хисорский заповедник и его архитектурные памятники. -Душанбе: ГИКЗ, 1993. - С. 68-80; Мамаджанова С., Мукимов Р. Энциклопедия памятников средневекового зодчества Таджикистана. - Душанбе: Мерос, 1993. - С. 70, и др.

2. Мирбабаев А., Мамадназаров М. Мадраса Нав // ЭАСТ. - X. II. - Душанбе: ТСЭ, 1989. - С.

129; Мукимов Р. Мадраса Нав // Хисорский заповедник и его архитектурные памятники. -Душанбе: ГИКЗ, 1993. - С. 81-95, и др.

3. Мирбабаев А.К. Мадраса Канибадама и Исфары // АРТ. - вып. XIV (1974 год). - Душанбе.

1979. - С. 365-378, рис.; Мирбабаев А., Дадабаев Р. Мадраса Мирраджаб Додхо // ЭАСТ. -X. II. - Душанбе: ТСЭ, 1989. - С. 128; Мамаджанова С.. Мукимов Р. Энциклопедия памятников..., указ. соч., с. 71-72, и др.

4. Веймарн Б.В. Мечеть Кок-Гумбаз в Ура-Тюбе // Новые исследования по истории архитекту-

ры народов СССР. Сообщения Института истории и теории архитектуры. - Вып. 8. - М.:

Госстройиздат. 1947. - С. 17-24; Мамаджанова С. Мукимов Р. Энциклопедия памятников..., указ. соч. с. 73; и др.

5. Литвинский Б. А. Мечеть-намозгох в кишлаке Навгилем (Исфаринский район) //Докл. АН

Тадж.ССР. - Вып. IX. - Сталинабад, 1953.

6. Мирбабаев А.К. История мадраса Тадж-на. Часть II. - Душанбе: Мерос, 1994. -С.

ИЗ ИСТОРИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА (МАДРАСА)

Автор в данной статье раскрывает историю формирования мадраса на территории Таджикистана, делает сопоставительный анализ с подобными мадраса на территории Ирана. На территории Таджикистана автором статьи изучены мадраса Кухна, Нав в Хисори Шодмон и др.

Ключевые слова: мадраса, архитектура, история, материальная культура, Мавераннахр, Иран.

АЗ ТАЪРИХИ МУАССИСА^ОИ ТАЪЛИМЙ ДАР КАЛАМРАВИ ТОЧ,ИКИСТОН

Муаллиф дар ин макола таърихи ташаккули мадрасах,оро дар каламрави Точикистон нишон дода, баррасии татбикй бо мадраса^ои мушобех, дар Эронро анчом медихдд. Дар каламрави Точикистон муаллифи макола мадрасаи Кух,на ва Нав дар Х,исори Шодмон ва дигар мадраса^оро мавриди омузиш карор додаст.

Калидвожах,о: мадраса, меъморй, таърих, фаруанги моддй, Мовароуннаур, Эрон.

FROM THE HISTORY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE TERRITORY OF TAJIKISTAN The history of the formation of a madras in the territory of Tajikistan is revealed, a comparative analysis is made with similar madras in the territory of Iran. In particular, in Tajikistan, the author of the article studied the Madrasa Kuhna, Nav in Hisori Shodmon and others.

Key words: madrasa, architecture, history, material culture, Maverannahr, Iran.

Сведения об авторе: Диловар Бузургниё - соискатель Института истории, археологии и этнографии имени А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

Маълумот дар бораи муаллиф: Диловар Бузургниё - унвончуи Институти таърих, бостонши-носй ва мардумшиносии ба номи А. Дониши Академияи илм^ои Ч,умхурии Точикистон.

Information about the author: Dilovar Buzurgniyo - researcher of the Institute of History, Archeology and Ethnography A. Donish of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.