Научная статья на тему 'Из истории церкви сиро-персидской'

Из истории церкви сиро-персидской Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории церкви сиро-персидской»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

В.В. Болотов

Из истории церкви сиро-персидской

Опубликовано:

Христианское чтение. 1901. № 4. С. 498-515.

@ Сканирование и создание элекгронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия ('www.spbda.ru'). 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

ИЗЪ ИСТОРІИ ЦЕРКВИ СИРО-ПЕРСИДСКОЙ.

Экскурсъ Д:

КАЛЕНДАРЬ ПЕРСОВЪ.

Остается сказать нѣсколько словъ о новоперсидской формѣ календаря, съ андаргаханъ между мѣсяцами абанъ и адаръ. Когда этотъ календарь появился? Рѣшаюсь дать отвѣтъ (можетъ быть и рискованный) и на этотъ вопросъ, основываясь на слѣдующихъ данныхъ:

1. У восточвыхъ писателей 38) сохранились извѣстія, что въ нѣкоторыхъ странахъ, входившихъ въ составъ древне-персидскаго царства, «naw-roz», т. е. день новаго года, справляли въ первый день лѣта, слѣдовательно въ день лѣтняго солнцестоянія или около этого дня. Сиропѳрсидское названіе перваго воскресенья седьмицы лѣта, «nausard’il», т. е. новогоднее воскресенье, показываетъ тотъ же взглядъ на время навроза. Но персидское 1-е фарвардинъ лишь въ 618—622 гг. по р. Хр. совпадало съ лѣтнимъ солнцестояніемъ. Слѣдовательно наврозъ, о которомъ рѣчь, совпадалъ не съ farwardin-mäh, а съ какимъ-то другимъ мѣсяцемъ.

2. Извѣстно, что персы при сасанидахъ были ревностными огнепоклонниками 39). На реверсѣ монетъ сасанидскихъ, на-

33) А1 Вігилі, 220 223.

,9) Въ словахъ акаѳиста Богородицѣ (икосъ 9, у васъ 5):

тораѵѵоѵ атшѵйритоѵ exßaXoCoa ті){ ipy ffi

уаТре, ßapßäpoo Хитрооріѵг) 8рк]€*еіас

тгоро; 7Epoexüv«)siv oßieaea

чиная съ самыхъ древнихъ, чеканенныхъ Артахширомъ I и кончая самыми послѣдними монетами Яздегѳрда III, непремѣнно красуется хореіоѵ, огниціі, алтарь съ горящимъ огнемъ * 40). Между тѣмъ на монетахъ арсакидовъ тгореТоѵ не встрѣчается ни разу 41 *) и такимъ образомъ прямо „блистаетъ своимъ отсутствіемъ“: добрые зороастріанды арсакиды іа) видимо не придавали чрезвычайнаго значенія такой подробности ученія Заратустры, какъ культъ огня: еще болѣе ревностные послѣдователи религіи «чтущей Мазду» сасаниды выдвигаютъ на первый планъ свое огнепоклонничество, подчеркиваютъ его словно основной пунктъ своей религіознополитической программы. И однако сасаниды въ этомъ отношеніи, въ сущности, не были иниціаторами: ихъ предшественники, царьки собственной Персіи, сидѣвшіе въ Стахрѣ неизмѣнно реверсъ своихъ монетъ украшали огнищемъ 43 * 4). Не

рДД^ИСА, М^ЧИТЕЛМ БЕЗЧІЛОкѢчНДГО ИЗіИЕТДЮЦММ Ш N4 ДЛЬСТКЛ, рад^йсд, каркаснаго нзБакаіаюціан сниженій, рад^йсА, огни поклоненіе оугасикшаіа,

слышны отголоски событій 623—628 г., когда былъ низложенъ Хосрау II и имп, Ираклій сожигалъ храмы огня и такимъ образомъ полагалъ конецъ «угольному заблужденію» (vj icXävij тшѵ ävOpdtxmv Theophan. а. 6114, р. 308,5.в de Boor).

40) Bartholomaei-Bom, tab. I—XXXI, 6** (argenteus 19 года Яздѳ-герда III, 11 іюня 650—11 іюня 651 г.). Извѣстна, ibid. р. 13, еще монета, невидимому unieum, битая въ 20-мъ году Яздегѳрда III (12 іюня 651—10 іюня 652 г.), Который въ 651 или 652 г. былъ убитъ около Мерва. Nöldeke, Gesell, d. Pers., 434; Nöldeke, Aufsätze, 133. 134. cf. 88.—Исключенія (монеты въ родѣ aureus, Bartholomaei, XXIV, 45, безъ огнища въ реверсѣ) составляютъ наивѳличайшую рѣдкость.

41) Е. Вгоиіп, рр. 13. 26. 27. 29; cf. 2. 11. 15—16. 18-22. 24—26. 30.

31. 32. 45. 46; planche V (XVII).

4J) Gutschmid, G-esch. Irans, 57. 58; Nöldeke, Aufsätze, 88.—Это вѣр-

нѣе, чѣмъ Вгоиіп, 13, note 2; 26.

4S) Объ этихъ, такъ называемыхъ «персепольскихъ» монетахъ — Вгоиіп, 11. сс. въ прим. 41 и превосходно Gutschmid, Gesch. Irans, 156— 160.—Argentei царьковъ стахрскихъ принадлежатъ тремъ періодамъ: а) Въ періодъ македонскій семь царьковъ (Вгоиіп, 18: восемь, первый изъ нихъ—Bagakert [— буквально грѳч. Ѳеохтюто;, «Яздкертъ» есть— такъ сказать—эпигонъ имени Багакертъ]) чеканятъ монеты съ легендою, начинающеюся словами J) ЮЭГЛВ- Гутшмидъ, 157: «den unklaren Titel Feritkarä»; Друэнъ, 18.19.20.21: «peritkara» on «pratikara»—«souverain», «seigneur». [Серьезно подозрѣваю, что наука пошла по ложному слѣду! Думаю, что ’I М“ОГПВ «praticarfi, zi [sic!]» есть просто-па-просто сирское “J іОЭПО «pthakhrä [армзн. kitxsr] d1'», еіхшѵ той, иаобра-

будетъ, слѣдовательно, натяжкою тотъ выводъ, что культъ огня былъ въ особенномъ почетѣ въ собственной Персіи и здѣсь это благоговѣніе къ огню передавалось изъ рода въ родъ, изъ вѣка въ вѣкъ.

3. Естественно предположить, что именно въ Персіи могла возникнуть мысль—возвеличить «мѣсяцъ огня», ädhar-mäh (9-й мѣсяцъ), особенно славою, сдѣлать его первымъ мѣсяцемъ въ году. Для этого слѣдовало только андаргаханъ, которыя логично замыкаютъ годъ, поставить послѣ äbän-mäh (8-го мѣсяца) предъ ädhar-mäh. Третья реформа, — реформа (парѳянско-арсакидскаго) армяно-каппадокійскаго года, — произведена была такъ: въ annus confusionis послѣ ispandär-madh-mäh (12-го мѣсяца) андаргаханъ вовсе не было; а въ слѣдующемъ году ихъ поставили послѣ мѣсяца абанъ 44).

4. Для того, чтобы слава «мѣсяца огня» было полною, разумѣется требовалось, чтобы 1-е адаръ, h.ormuzd-roz-i ädhar-mäh, нѣкоторымъ образомъ стало днемъ новаго года. И въ этотъ день былъ дѣйствительно naw-röz, потому что въ четырехлѣтіе 120—123 гг. по р. Хр. 1-е адаръ приходилось на 24 іюня и, слѣдовательно, совпадало съ лѣтнимъ * I,

женіе такою-то. «Pratikara» (санскр. «pratik'ti» effigies, imago, portrait) есть архаистическій предшественникъ «птакра»—«паткеръ»]. б) Въ періодъ независимости отъ македонянъ и арсакидовъ царьки [трое] принимаютъ титулъ <malka»; по в) сынъ послѣдняго изъ нихъ, Дарьявъ сынъ Затурдата, [cp. Nöldeke, Artachsir, 47.48; Nöldeke, Aufsätze,

15ß, Ашп. 2] ГГО rrnm нося тотъ же титулъ «malkä», яв-

ляется [съ 110?—100? г. до р. Хр.] въ зависимости отъ парѳянскихъ арсакидовъ; его девять преемниковъ, отъ которыхъ сохранились монеты, продолжаютъ линію царей-вассаловъ приблизительно до 140—150 г. по р. Хр. Династическое имя царей третьяго [видимо и второго] періода «Bäzranglk». Nöldeke, Aufsätze, 86, Ашп. 1.—Въ Стахрѣ („Хр. Чт.“,1899>

I, 339.340) находился знаменитый (Nöldeke, Gesch. ,d. Pers., 417; Acta Mart., II, 283.281 Bedjan) «dar-i ätas-i Anähedh», храмъ огня [богини] Апатиты. Главнымъ жрецомъ (атагѵап) въ этомъ храмѣ былъ Сасанъ. Онъ женился на Rämbahist [ерадостъ наилучшаяъ\, принцессѣ изъ царствующаго дома Базрангикъ, и у нихъ родился сынъ Напавъ (отецъ Артах-шира I ІІапакана).—Гутшмидъ, S. 1С0, къ этому разсказу отнесся еъ довѣріемъ, Нёльдеке, В. 4, съ ипервритичѳсвою подозрительностью.

41) Слѣдовательно въ annus confusionis было только 360 дней. Вслѣдствіе этого 1-е фарвардипъ опять (какъ во дни давно прошедшіе) совпало съ 1 уо'Л*. египетскаго annus uagus, или— что тоже—съ 1-мъ днемъ армянскихъ авельяцъ.

солнцестояніемъ45 *). Около 120—123 гг. по р. Хр. вѣроятно 4в) и былъ введенъ въ Стахрѣ этотъ рѳформнрованняый календарь.

5. Когда скромные «гааікё’» стахрскіе въ лнцѣ Артах-шира I стали шаханъ-шахами всѣхъ аріевъ и нѳ-аріевъ, но-вопѳрсидскій календарь полупилъ обще-государственное значеніе для всего царства персидскаго. Но въ это время Каппадокія находилась подъ крѣпкою рукою Рима, а въ Арменіи царствовали враждебные сасанидамъ родичи низвѳрженныхъ арсакидовъ. Поэтому новоперсидскій календарь не былъ принятъ ни тамъ ни здѣсь.

45) ГТо R. Schram солнце вступило въ знакъ Рака (L/ = 90°), по среднему гринвичскому времени,

1765 062.d26287 = въ 120 г. іюня 23 въ 6 ч. 17.а м. вечера

и 1766 157.*981вв = въ 123 г. Іюня 24 въ 11 ч. 83.в м. дня.

Такъ какъ Хаджи-абадъ ио Hausknecht X = + 53°й,.72

Х = + 212,58 минуть а по русской картѣ X = + 52°67М6

X = + 211,81 минутъ,

и слѣдовательно X Greenwich 4-Зь32т —X Stahr: то, по стахрскому среднему времени, пѣто началось

въ 120 г. но р. Хр. іюня 23 въ 9 ч. 49 м. по полудни,

въ 123 г. по р. Хр. іюня 24 въ 3 ч. 5 м. по полудни.

4е) Табари разсказываетъ, что Артахпшръ Яапакавъ, уже и въ то время malkä стахрскій, горскій, et cetera,—послалъ Артабану, парю царей парѳянскому, вызовъ на рѣшительный бой, предлагая своему непріятелю—самому назначить мѣсто сраженія. „Я встрѣчусь съ тобою,— былъ отвѣтъ Артабана,—на доливѣ Хормиздаганъ, въ послѣдній день мѣсяца Михра“. Сраженіе произошло; Артабанъ былъ разбитъ и убитъ. Артахширъ сошелъ съ боевого коня и наступилъ ногами на голову послѣдняго арсакнда. Побѣдоносныя войска привѣтствовали побѣдителя титуломъ «шаханъ-шахъ! > И Нёльдѳкѳ (Gesch. d. Pers., 411. cf. 14.15; Aufsätze, 89) и ф.-Гутшмидъ (Gesch. Irans, 162) переводятъ указанную дату одинаково: 28 апрѣля (224—227 гг.) Нёльдѳкѳ свою редукцію мотивируетъ тѣмъ соображеніемъ, что опагомены лежали тогда предъ этою датою»[ т. е., видимо—между 6-мъ и 7-мъ мѣсяцемъ, такъ что 1-е число персидскаго mihr-mah (7-го мѣсяца) совпадало съ 1-мъ числомъ армянскаго [ithextxv, каппадокійскаго |j.i9paxdva], Я думаю, что и тогда эпа-гомены — персидскія — лежали послѣ этой даты, между äbän-mäh и ädhar-mäh, между 8-мъ и 9-мъ мѣсяцемъ; но Табари правильно говоритъ о «послѣднемъ двѣ мѣсяца михра», не объ «atiirän-roz-i mihr-mäh», какъ слѣдовало бы назвать по-персидски 30-е число персидскаго мѣсяца михра: царь царей, разумѣется, назначилъ день по парѳянскому (армяно-каппадокійскому) календарю, и 28-е апрѣля въ четырехлѣтіе 224--227 гг. по р. Хр. дѣйствительно приходилось аа 30-ѳ |xshe*av-ptflpax<*va, во на 5-е абанъ (ispandärmadh-röz-i äbän-mäh) по календарю вовоперсидсвому.

Для наглядности' сопоставляю здѣсь различныя формы дрѳвнѳ-пѳрсидскаго annus uagus, какъ я ихъ представляю.

A. Календарь въ У вѣкѣ до р. Хр.

[ix] . 1. ätare =1. [leowpi.

1—5. antaregätvd = 1—б. т. i-scp|jiva>v.

[x] . 1. юатизб =1. 8<и6&.

Б. Календарь въ IV вѣкѣ до р. Хр.

(календарь парѳянско-арсакидскій).

хп. 1. Qpenta ärmaiti = 1. adüp.

1—5. antaregätvd = 1.— 5. ^оіах.

і. 1. fravas[an] =6. /oidix.

B. Календарь стахрскій 120—123 и. no p. Xp.

(сасанидскій).

[viii. iß'] 1. apäm (napät) = l. eiticpt.

1—5. antaregätvd = 1—5. цеашрі.

[ix. а'] 1. ätare =6. jieo<opi.

Въ Персіи считали по годамъ царствующихъ государей. Но bj> культурныхъ государствахъ по крайней мѣрѣ ученые, когда имъ приходится дѣлать заранѣе расчетъ на цѣлыя десятилѣтія, чувствуютъ потребность въ нѣкоторой эрѣ 47 48). Парѳянскіе арсакиды безъ дальнихъ думъ продолжали пользоваться, даже и на своихъ монетахъ, эрою своихъ предшественниковъ и непріятелей селевкидовъ. Но для персидскаго уха при сасанидахъ эра іонійцевъ была вѣроятно столь же пріятна, сколько была бы для русскихъ эра отъ воцаренія Чингисъ-хана 4а) Неудивительно, поэтому, что мы

47) Этого рода потребности вызвали астрономовъ—пустить въ ходъ эру dito Naßovasoapoo, побудили александрійскихъ архіепископовъ въ ихъ пасхалистическихъ трудахъ употреблять годы &ко AtoxXt|Ttavoü. Потребность въ какой либо зрячей пасхаліи—и слѣдовательно въ нѣкоторой эрѣ—должны были испытывать и христіане сиро-персидскіе.

48) Само собою разумѣется, въ памятникахъ, разсчитанныхъ на широкое распространеніе (напр. мученическихъ актахъ) невозможно было не пользоваться эрою селевкидовъ, по которой считали христіане арамейскаго языка въ римской имперіи.

встрѣчаемся съ единичными (у христіанъ) попытками—вести лѣтосчисленіе по годамъ «царства персидскаго», «1-та1кй№і db-phärsäye’». Даты этого рода чрезвычайно рѣдки (мнѣ извѣстны лишь четыре); но и на основаніи ихъ научная хронологія можетъ попытаться разрѣшить свою задачу: опредѣлить annus nullus эры царства персидскаго 49).

1. Acta Mart., II, 128 Bedjan: «въ лѣто сто семнадцатое царства персидскаго, то есть въ лѣто тридцать первое Ша-вора, царя царей». Такъ начинается «мученичество святаго Шим’она католикоса баръ-Сабба’е».—Неоспоримо, что пасха въ 31-мъ году ІНапура II была въ 340 г. по р. Хр,, 651 г. селевкидовъ. Итакъ, 651—117=534.

Счетъ первый: annus nullus 534 годъ селевкидовъ.

2. Acta Mart., II, 135 Bedjan: «въ лѣто шестьсотъ пятьдесятъ пятое царства Александра, то есть лѣто двѣсти девяносто шестое по распятіи Господа нашего **), это лѣто сто семнадцатое лѣтъ царства персидскаго, то есть лѣто тридцать первое Шавора царя, сына Хормиздова», читается въ другомъ изложеніи «мученичества маръ-Шим’она, архіепископа церкви восточныя». 655—117 = 538.

Счетъ второй: annus nullus 538 годъ селевкидовъ.

3. Acta Mart., II, 679 Bedjan; Hoffmann, Auszüge, 78: скончался «святый маръ-Сава» «въ лѣто двѣсти шестьдесятъ первое царства персидскаго, то есть въ лѣто семьсотъ девяносто девятое по іонійцамъ». 799—261 = 538.

Счетъ третій: annus nullus 538 годъ селевкидовъ.

4. Acta Mart., II, 629 Bedjan; Hoffmann, Auszüge, 67: увѣнчался добропобѣдный мученикъ маръ-Петіонъ «въ мѣсяцѣ тешри первомъ, .въ двадцать пятое число, въ среду въ лѣто

49) Дѣло упрощается благодаря тому, что рѣчь можетъ идти не о вычисленіи дня или мѣсяца, а объ исключеніи полныхъ годовъ (и именно— новоперсидскихъ, которые кончались въ четырехлѣтіе 220—223 гг. но р. Хр. 26 сентября, 224—227 гг.—25 сентября, въ 228—231 гг. 24 сентября, и слѣдовательно въ эти три четырехлѣтія почти совпадали съ годами селевкидовъ 531—542).

*°) Nöldeke, Gesch, d. Pers., 411, Anm. 1: «Der erweiterte Text—hat noch zwei weitere, nur durch Rechnung gefundene und gründlich falsche Synchronismen». Однако вопросъ долженъ идти (въ отношеніи всѣмъ хорошо извѣстныхъ «годовъ Александра») о пріемахъ этого Rechnung.

десятое Яздѳгерда царя» 51). А въ началѣ мученичества (II, 559) стоитъ дата: «въ пѣто семьсотъ пятьдесятъ девятое по іонійцамъ, то есть [въ] пѣто двѣсти двадцать третье царства персидскаго, это было лѣто девятое Яздѳгерда. сына Варахранова, царя персидскаго» 5а). Но 759—223 = 536, результатъ не похожій на предшествующіе! А такъ какъ 759—226 = 534 и 756—121 = 538, то палеографическая поправка сирскаго текста граничитъ съ невозможностію: «tit» пЬл три ни на «hms» ФОП пять, ни на «hda» КПП одна не похоже. Но если авторъ мученичества имѣлъ предъ собою персидскій документъ, писанный раЫаѵі, то легко было 221 подлинника прочитать какъ 223 аз). Тогда 759—221 = 538. * 11

51) Варіантъ у Бѳджана: «въ пятокъ страсти Господа нашего, въ лѣто девятое». Hoffmann тоже читаетъ: «am Freitag im nennten Jahre Jazdegerd’s».

5a) Если процессъ противъ маръ-Детіона начался въ девятый годъ ЯздегердаІІ (2 авг. 446—1 авг. 447), то въ октябрѣ 446 г. (758 г. селевки-довъ) мученикъ едва-ли могъ пострадать: онъ пробылъ безъ пищи и питья два мѣсяца и шесть дней; а 2 августа-)-66 дней Даетъ уже 7-е октября. Слѣдовательно «въ лѣто десятое», какъ дата увѣнчанія, болѣе вѣроятно, чѣмъ «въ пѣто девятое»; притомъ и октябрь 759 года селевкидовъ= октябрь 447 г. приходится уже на 10-й годъ Яздегерда Н.

**) Bartholomaei—Born, р. 12, гдѣ Dr. А. Mordtmann (одипъ изъ самыхъ компетентныхъ спеціалистовъ къ разборѣ персидскихъ монетъ) сообщаетъ, что у него есть очень цѣнпоо unicum, мопета отъ 18-го года Хормузда IV, отличающаяся замѣчательною ясностію чеканки, «в о dass der sonst so feine Unterchied zwischen den Pehlevi-V/örtern für

11 und 13 hier ganz prägnant hervortritt». Si cui lohet, благоволитъ оравнить „парѳянскія“ числа 21 и 23 на монетахъ Bartholomaei, tab. XIX, 27. 29; ХХт, 30; XXIV, 32; XXIX, 24. 26; годы 11 и 13 на tab. XIX, 16. 19; ХХШ, 18. 21; ХХѴШ, 14. 16; годы 31 и 33 на tab. XX, 40. 41.45; XXIV, 40.43; XXX, 35. 37; годы 41 и 43 на tab. XXI, 58. 59. 61; XXV 52. 53. 55; тогда станетъ ясно, что «парѳянское» яджъ-вистъ, yag vist ГО1) ЗК1 [одинъ-двадцать] не диво принять за си-вистъ, еі vist [три-двадцать]. Для моего неопытнаго глаза это si 1D неразличимо отъ sig JO И какъ „одинъ“ „yäg“, такъ и „три“ „si“ представляютъ нѣчто похожее на С НО- — Я конечно предполагаю, что изъ персидскаго документа писатель мученичества взялъ „десятый годъ“ Явде-герда, отождествленный тамъ съ «221 годомъ царства персидскаго»; а затѣмъ по 10-му году Яздѳгерда совершенно правильно высчиталъ соотвѣтствующій 759 годъ іонійцевъ. Наоборотъ, составитель расширеннаго мученичества св. Шим’она баръ-Сабба’е просто воспользовался формулою р-|-538=в и сосчиталъ 117 персовъ-{-538=655 сѳлевкидовъ.

Счетъ четвертый: annus nullus 538 годъ селевкидовъ.

Кажется, слѣдуетъ допустить, что въ самой Персіи первымъ годомъ царства персидскаго сперва считали годъ съ

27 сент. 223 по 25 сент. 224 (±535 селевкидовъ) [счетъ первый], а потомъ стали считать годъ съ 26 сент. ^227 по 25 сент. 228 (±539 селевкидовъ) [счетъ второй, третій, четвертый]. Въ 223—224 г. Артахширъ, быть можетъ, объявилъ себя независимымъ отъ Артабана, а въ 227—228 г. овладѣлъ Селевкіѳю-Ктисифономъ. Въ томъ и другомъ случаѣ слѣдуетъ предполагать новоперсидское Antedatirung, котораго несомнѣнно 54) держались сасаниды.

Послѣ побѣды надъ Артабаномъ 28 апр. 227 г. 55 *) войска провозгласили Артахшира I шаханъ шахомъ. Этимъ фактомъ, по принципу Antedatirung, можно объяснить напр. показаніе Эліи висивпнскаго, что первый годъ Артахшира I есть 538-й селевкидовъ (1 окт. 226—30 сент. 227). Однако былъ и поводъ отказаться отъ этого термина, какъ исходнаго пункта эры «царства персидскаго»: вѣроятно и для самаго Артахшира I было непріятнымъ, вполнѣ неожиданнымъ сюрпризомъ—воцареніе въ Ктисифонѣ, послѣ смерти Артабана, ВалЯгаша V, брата Артабана 5G). Игнорировать этого Валагаша было не совсѣмъ удобно: онъ

5‘) Нёльдѳкѳ (Gesell, d. Pers., 405, cf. 385. 397) справедливо считаетъ слѣд. доказательство рѣшающимъ: Кавадъ П Шеройе царствовалъ только 8 мѣсяцевъ (съ 25 фѳвр. 628 f вѣроятно 15 сент. 628), однако сохранились монеты отъ «второго» года (Bartholomaei, XXX, 1: ]ЛП «tren») его царствованія. Этотъ argentens чеканенъ въ «Da», т. е. (какъ полагаетъ Mordtmann) въ Däräbgerd (ср. Хр. Чт. 1899, I, 339. 340). «Второй годъ» Шеройе начался лишь 17 іюня 628 (1-го фарвардипъ). По вавилонской системѣ Postdatirung время съ 25 февр. по 16 іюня считали бы за res äarrü-ti, за начало царствованія Шеройе, а съ 17 іюня начался бы его первый [не «второй» «tren»!] tods. Ср. Хр. Чт. 1896, П, 329 слѣд.— Яздегердъ Ш, по всей вѣроятности, воцарился только 10 іюня 633 г. (ard-röz-i—spendärmadh-mäh), и однако съ 16 іюня 633 г. начался «второй» годъ его царствованія!!!

55) По Nöldeke, Aufsätze, 89, бигва была 23 анр. 224 г.; считаю это предположеніе безповоротно устраненнымъ послѣ аргументаціи ф.-Гут-шмида (Gesell. Irans, 162) въ пользу 28 апрѣля 227 г.

**)Видимо произошло что-то не совсѣмъ обычное: своею побѣдою надъ Артаб аномъ Артахширъ не воспользовался по надлежащему. Возможны самыя разнородныя предположенія, а)

28 апрѣля 227 г. произошла такая «схватка боевая», что и изъ персовъ «немногіе вернулись съ поля», и Артахширъ не могъ немедленно занять Ктисифонъ, не восполнивъ сильно порѣдѣвшихъ полковъ своихъ новыми подкрѣпленіями, р) Ктисифонъ пѳ былъ занятъ сряду послѣ 28 апрѣля по мотивамъ тенденціознымъ. Царство парояиъ кончилось—началось царство персовъ; съ повою династіею возвышается и новая столица Отахръ, а пароанскін Ктисифонъ разжаловавъ чуть не въ заштатный

былъ во всякомъ случаѣ не узурпаторъ: онъ не г лгалъ», когда говорилъ о себѣ: «я—даръ царей:>; онъ дѣйствительно царствовалъ надъ парѳянскимъ царствомъ, но былъ вытѣсненъ Артабаномъ. Законный царь по династическому праву, пока онъ не былъ побѣжденъ силою оружія Артахширомъ, Балагашъ У до осени въ 227 г. 57) по суду безпристрастной шуоріи долженъ былъ считаться царствующимъ въ Ктисифонѣ.— Итакъ, вполнѣ логично было за terminus а quo лѣтосчисленія «царства персидскаго» избрать взятіе Ктисифона.

Проф. Нёльдеке 58), основываясь на источникѣ превосходнаго качества 59), пришелъ въ заключенію, что второй годъ Артахшира I

городъ; впасть надъ нимъ новаго царя царей мыслится implicite данною въ побѣдѣ надъ Артабаномъ, н, не утруждая своихъ воевъ походомъ на Махозе, Артахширъ возвратился въ родную Персію. (Nöldeke, Aufsätze, 90; «Столицею всего царства теоретически остался Стахръ, какъ нѣкогда Персѳпопь. Тамъ стоялъ фамильный царскій храмъ огня,—въ этомъ храмѣ, между прочимъ, вѣшали головы побѣжденныхъ царей непріятельскихъ. — Но дѣйствительную метрополію составляли Втисифонъ, столица арсакидовъ, и отдѣленная отъ него только Тигромъ Селевкія,

вновь отстроенная Ардаширомъ подъ именемъ Вехъ-Ардапшръ.---------

Утвердить именно здѣсь собственный центръ монархіи побуждали н прецедентъ предшествующаго царства и конечно близость этого пункта къ римскимъ предѣламъ»). По Балагашъ далъ ему настоящій урокъ государственной мудрости, показавъ, что культурные центры не по щучьему велѣнью перемѣщаются, и съ Ктисифономъ пришлось считаться—н закончить эти счеты лишь въ слѣдующемъ персидскомъ году, у) Жители Ктисифона сдѣлали излишнимъ походъ, изъявивъ покорность побѣдителю, но ааа) потомъ измѣннически пригласили Валагаша, или же ЪЪЪ) были покорены Валагашѳмъ manu militari,

s7) Доказательствомъ, что 1 окт. 227 г. Балагашъ V еще царствовалъ служитъ его тетрадрахма съ датою ѲАФ, «539» года сѳлевкидовъ,—по ф. Гутшмиду, S. 163, «die letzte, die überhaupt ein Arsacide geprägt hat»—Страннымъ образомъ Drouin, p. 30, увѣряетъ, что «la plus receute [монета арсакидовъ] est de Гаи ѲКФ, 529 (217 de J.—С.).»

58) Gesch. d. Pers., 409.

5S)) Аль-Бнруни, pp. 121. (118). 190. (208), дважды повторилъ показаніе Мани (Mäui) о себѣ самомъ:

Текстъ А, 121. (118).

«Мани говоритъ въ этой [его] книгѣ [называемой Шапураканъ], въ главѣ о грядущемъ пророкѣ, что онъ родился въ Вавилоніи anno astronomorum Babyloniae 527, id est anno Alexandri 527,

и четыре года [спустя] послѣ начала царствованія царя Ардабапа and four years after the beginning of the reign of the king AdharbSn.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текстъ Б, 190. (208).

«По его собственному показанію въ его книгѣ Säpürakän, въ главѣ о грядущемъ пророкѣ, Мани родился [въ Вавилоніи] въ 527 году эры астрономовъ вавилонскихъ, то есть aera Alexandri,

въ 4-й годъ царя Ардабана

in the 4th year of the king Adharbän.

кончался 24 сент. 228 г. Этотъ выводъ я считаю слишкомъ «точнымъ» и потому ошибочнымъ. Въ посылкахъ—первоисточникъ дано меньше, чѣмъ содержится въ выводѣ. Нѳльдеке предположилъ, что текстъ А точенъ попреимуществу н что его нужно понимать такъ: еще не кончился 539-й годъ вавилонскихъ астрономовъ (отъ весны 228 до весны 229 г.), когда окончился второй годъ Артахшира. Между тѣмъ самоочевидно, что текстъ Б точнѣе, чѣмъ текстъ А. Доказательство на лицо: Мани родился въ 527 году; въ 527 году, слѣдовательно, начался первый годъ его жизни; слѣдовательно въ 539 году только начался 13-й годъ его жизни, и онъ «первое откровеніе» въ 539-мъ году могъ получить лишь на 13-мъ году отъ роду (какъ сказано въ текстѣ Б), но отнюдь

Бъ той же самой главѣ онъ говоритъ, что въ первый разъ получилъ онъ божественное откровеніе, когда ему было тринадцать лѣтъ отъ

Онъ получилъ первое божественное откровеніе на тринадцатомъ году

in his 13th year

anno astronomorum Babyloniae 539

во 2-й годъ Ардашира, in the 2nd year of ArdaaMr царя царей».

роду,

when he was thirteen years of age, или anno astronomorum Babyloniae 539,

два года [спустя] послѣ начала two years after the beginning царствованія Ардашира, царя царей».

Изъ текста А самъ аль-Бируни сдѣлалъ то естественное заключеніе, что 537-й годъ вавилонскихъ астрономовъ есть annus millus царствованія Артахшира I.—Что такое Мани называетъ anni astronomorum Babyloniae, совершенно правильно объяснилъ проф. Нёльдѳке: это—варіантъ эры селевкидовъ. Какое историческое событіе лежитъ въ основѣ эры селевкидовъ,—вопросъ спорный между историками [F. Bühl, Chronologie des Mittelalters und der Neuzeit, Berlin 1897, S. 184: «эра селевкидовъ примыкаетъ къ побѣдѣ Селѳвка Дикатора надъ Димитріемъ Поліоркитомъ при Газѣ». Это—самое обычное объясненіе. G. F. Unger, Zeitrechnung, § 50: «въ 311 году былъ убитъ юный царь Александръ IV,—съ этого момента датируется вѣроятно и титулъ ßa«iX*oe и лѣтосчисленіе Сѳлевка; начало халдейской эры, осень [Herbst] 311 года, объясняется изъ древневавилонскаго обычая такъ называемаго Postdatierung». А. ѵ. Gutsehmid, Gesch. Irans, 18: «совершилась диверсія рѣшающей важности: Селевкъ, съ небольшимъ войскомъ, которое онъ получилъ отъ Птолемея, снова завладѣлъ своею сатрапіею Вавилоніею. Отъ этого момента ведетъ свое начало эра селевкидовъ, первый годъ которой начинается осенью 312 г.»]. Астрономическія даты, на которыя эта эра опирается, совершенно безспорны.

180°=1607 735.а 2751.в=312 г. до р. X. (а. U. с. 442) 27 сент. 6 ч. 36.2 м. вечера NL — „ 742.а 6193.1=312 г. до р. X. (а. U. с. 442) съ 4 на 5 окт. 2 ч. 51.» м. и.

90° = „ 9І4.а 2296.1=311 г. до р. X. (а. U. с. 443) 25 марта 5 ч. 30.» м. вечера

NL = „ 920.а 6130.2=311 г. до р. X (а. U. с. 443) съ 31 м. на 1 ап. 2 ч. 42л м.

ночи.

(Всѣ даты по среднему гринвичскому времени; 180° = моментъ

не но окончаніи IS-го года (какъ, повидимому, предполагается буквою текста А). Слѣдовательно Мани свидѣтельствуетъ лишь о томъ, что 589-fi годъ вавилонскихъ астрономовъ въ нѣкоторой его 'части совпадалъ со вторымъ годомъ Артахшира,—но больше не даетъ ничего.

Весьма вѣроятно ео), что не только Мани, но и сами вавилонскіе астрономы 538-й годъ ихъ эры отождествляли съ 1-мъ годомъ Артахшира. Можно также допустить 61), что халдеи этого времени, какъ и персы, слѣдовали антѳдатирующему методу въ лѣтосчисленіи.

осенняго равноденствія и 90° = моментъ весенняго равноденствія по В. Schram, NL = истинныя астрономическія новолунія, coniunctio, по ѵ. Oppoher-Ginzcl). 7—8 октября 312 г. до р. Хр. македоняне справляли сво& новый годъ, 1-й день Аіои, н это былъ первый день эры селеввидовъ въ ея обычной формѣ. 2 апрѣля 311 г. до р. Хр. астрономы Вавилоніи праздновали 1-е висана [2 апрѣля и по іудейскому календарю], и это былъ первый день эры astronomoram ВаЪуІопіаѳ. Птолемей (Maihjiia-tur, 26ѵта$«, Ѳ, С, 170.171; ІА, £, 288 Halma) сохранилъслѣд. даты: Ixoot os' -хата yaXSaiooc, 8іоо 15' = 512 Naß. 3<Ь9 С = 30 окт. 237 до р. Хр.

(а. U. с. 517)

£Т£і -хата yaXSaiouc, аяеХХаюо t'=x504 Naß. 8m# щ' = 19 ноября 245 до р. Хр.

(а. U. с. 509)

тш i;ß' Ітеі -хата yaXSaboc, £avihxo6 е'519 Naß. Tußi і8'= 1 марта 229 ДО р. Хр.

(а. U. с. 525).

Эра xaxä ya/.oaiuu{ тождественна съ эрою астрономовъ вавилонскихъ. По эрѣ селевкидовъ годы были бы о;', $т]пу\ Послѣдняя дата показываетъ, что даже въ ксанѳикѣ, т. е. 6-мъ сиро-македонскомъ мѣсяцѣ, 83-го года селевкидовъ, у «халдеевъ» продолжался 82-й годъ. Слѣдовательно халдейскій годъ запаздывалъ сравнительно съ годомъ селевкидовъ по меньшей мѣрѣ на 6 мѣсяцевъ [но и не болѣе 7 мѣсяцевъ, при различіи во вставкѣ [x-ijv e]j.ßöXi(jLos,—но отнюдь не на цѣлый, годъ—какъ предполагаетъ Унгеръ: было бы совсѣмъ непостижимо, ради чего халдеи отказались отъ своего традиціоннаго года, начинавшагося весною, съ нисана].— Слѣдовательно и 538-й годъ астрономовъ вавилонскихъ начался около coDiimctio нега 1804 062.а 1595.5, 227 г. по р. Хр. 3 апр. 3 час. 49.8 мни. по полудни, а 539-й годъ около 1804 416.а 8069.», 228 г. по р. Хр.,23 марта въ 7 час. 21.9 мин. утра по среднему гринвичскому времени—По іудейскому календарю 1-е нисана въ эти годы приходится ва 6-ѳ марта [siel] и 25-ѳ марта; халдеи свое 1-е висана могли поставить (послѣ равноденствія 1804 049-а 2515л ==227 г. 21 марта 6 час. 2.г мин. вечера) ва 5-е апрѣля и 25-е марта.

60) Эго можно допустить по крайней мѣрѣ pro concesso, если и не pro probato,—въ виду того, что рѣшительно нѣтъ основаній утверждать, что Мани считаетъ годы иначе, чѣмъ астрономы Вавилоніи.

61) Ср. «Хр. Чт.» 1896, II, 328. Безспорное торжество антедатирующаго метода въ заключительной части канона Птолемея заставляетъ опасаться, что во II—III вв. по р. Хр. худшее (Antedatirang) восторжествовало надъ лучшимъ (Postdatirung) и въ самой Вавилоніи. Antedatirang са-санидовъ во всякомъ случаѣ говоритъ не за то, что халдеи остались

А въ такомъ случаѣ ови и должны были первый годъ Артахшира отождествить съ халдейскимъ 538-мъ годомъ: на этотъ годъ падаетъ не только битва 28 апрѣля 227 г., но и взятіе Ктисифона, если оно даже послѣдовало въ февралѣ—мартѣ 228 г.

Итакъ, показаніе Мани отнюдъ не служитъ возраженімъ противъ того, что первый день «царства персовъ» приходится па 26 сентября 227 г. по р. Хр, Но слова Мани важны и въ другомъ отношеніи: они показываютъ, что и въ самой Персіи даже въ половинѣ III в. по р. Хр. не было всѣми принято, что годы «царства персовъ» начинаются съ 27 сентября 223 г.

Postscriptum.

Еще нѳ попалъ экскурсъ Д на типографскій станокъ, а мнѣ уже приходится писать это postscriptum.

’Аеі ткка 8і8аох6[іеѵос, случайно натолкнулся я на статью проф. 9. Шрадера, о датахъ въ вавилонскихъ такъ называемыхъ арсакидскихъ написяхъ 1), и она побудила меня ознакомиться нѣсколько съ работами Штрассмайера и Эппинга. Чѣмъ кончился споръ по возбужденному вопросу, мнѣ, случайному прохожему по межѣ области ассиріологіи, неизвѣстно. Но все же я позволяю себѣ—съ рискомъ предложить худшее вмѣсто уже дознаннаго лучшаго — намѣтить мой собственный опытъ рѣшенія возраженій Шрадера.

Въ августѣ 1888 г. Штрассмайеръ *) издалъ девять арсакидскихъ клинописныхъ написей, изъ нихъ пять, №№ 4.5.7.8.9, съ двойными датами, которыя рѣшали вопросъ о взаимномъ отношеніи эры арсакидовъ къ нѣкоторой другой эрѣ. Такъ какъ одна изъ этихъ написей, № 9, видимо гороскопъ, по своему содержанію подлежала вѣдѣнію астрономовъ; то Штрассмайеръ привлекъ къ разслѣдованію этого вопроса

вѣрны своему древнему превосходному Poetdatirung. Onus probandi лежитъ на томъ, кто пожелалъ бы утверждать, что въ это время оффиціальный міръ и астрономическая наука держались различныхъ методовъ лѣтосчисленія.

J) Е. Schrader, Die Datimng der babylonischen sogenannten Arsaci-deninschriften (въ Sitzungsberichte d. k. preuss. Akademie d. Wiss. zu Berlin, L, 4 December 1890), 1319—1332.

s) J. N Strassmaier, S. J., Arsaciden-Inschriften въ C. Besold's Zeitschrift für Assyriologie, Bd. ПІ, 129—168.

Эппинга 3). Послѣдній, опираясь на три другія написи съ двойною датою, содержавшія таблицы движенія планетъ въ продолженіе трехъ годовъ, и сдѣлалъ, кажется * *), вполнѣ твердые хронологическіе выводы.

Образчикомъ двойныхъ датъ можетъ служить напись

№ 8 6).

(id) Qi ud 26 (kan) II ми 155 (kan) sasi-i li ми 219 (kan)

(dis) ar-sa-ka-a II (ser) (§ar) (mes)

что читаютъ: ага/ ulülu ümu 26 || sanat 155

и что значитъ: мѣсяца элуля въ день 26-й II года 155-го,

äa sii II sanat 219 arsakaa || §ar äarrani.

иже есть II годъ 219-й Арсака II царя царей.

Особенно затрудняла пониманіе этихъ двойныхъ датъ ихъ необычная конструкція. На первый взглядъ всякій подумаетъ, что напр. напись № 8 относится къ 219 году эры арсатдовъ, который соотвѣтствуетъ 155-му году нѣкоторой другой эры. А въ концѣ концовъ выяснилось, что эта . дата означаетъ 155-й годъ эры арсакидовъ (sic!), соотвѣтствующій 119 году селѳвкидовь! Т. е. дату надобно понимать такъ: пода 155-го [это—219-й годъ (всѣмъ намъ, пишущимъ и читающимъ, хорошо знакомой эры нашихъ вавилонскихъ астрономовъ)] Арсака, царя царей» ®).

Обычно эти годы сравниваются грубо: годъ арсакидовъ + 64 = году селевкидовъ. Но въ написи № 4 уцѣлѣли слѣдующія интересныя строчки:

3) Astronomisches ans Babylon. Unter Mitwirkung von P. J. N. Strassmaier S. J. von J. Epping S. J. (Ergänzungsheft 44. zn den «Stimmen aus Maria-Laach») Freiburg i. Br. 1889.

*) Этотъ вопросъ достаточно запутанъ вмѣшательствомъ Ю. Опперта и его (думаю, неудачными) опытами рѣшенія.

*) За разъясненіемъ скобокъ ( ) и капители отсылаю читателя къ

Хр. Чт. 1896, II, ЗОО прим. 30; 280, nr. 11; 304, пр. 38. Идеограммагдетер-минативъ kau ставится послѣ цифръ.

с) Е. Sehrader, 1325.—Прибавлю, что оба года, и 155-й и 219-й, усвоятъ Арсаку, царю царей, было тѣмъ удобнѣе, что эра селевкидовъ (respectine астрономовъ вавилонскихъ) въ парѳянскомъ царствѣ признана была оффиціально и употреблялась на монетахъ.

ümu 10 »а ага-/ tebötu sanat 152

въ день 10-й мѣсяца тебета [rt января] года 152-го,

sa sii II Sanat 216

иже есть ||_ годъ 216-й

и далѣе:

ümu 12 Sa ага/ du’üzu sanat 152

въ день 12-й мѣсяца таммуза [=t іюля] года 152-ю,

II §а Зіі sanat 217

II иже есть годъ 217-й.

Изъ этого слѣдуетъ 7), что день новаго года сѳлевкидо-вавилонскаго лежитъ между январемъ и іюлемъ, года арса-кидскаго — между іюлемъ и январемъ. Съ нисана 152 года арсакидовъ начался 217-й годъ вавилонскій; лишь съ тиш-риту этого 217 годъ долженъ начаться 153-й годъ арсакидовъ.

«Астрономическія данныя, отмѣченныя на табличкахъ подъ 189 и 201 годами [вавилонско-сѳлѳвкидской эры], соотвѣтствуютъ совокупности астрономическихъ явленій, которыя приходятся на—122 и—110 годы 8) и только на эти два года: должны пройти цѣлыя тысячелѣтія, пока всѣ эти явленія опять придутся въ одинъ годъ». А если 1-ѳ нисана 201 года' сѳпевкидовъ есть 10 апрѣля —110 и 1-е нисана 189 года се-лѳвкидовъ есть 25 марта —122, то нисанъ 1 года селевки-довъ очевидно есть нисанъ—310. Таково заключеніе Эппинга9) Слѣдовательно, 1-й день эры арсакидовъ есть 1-е тишриту 65 года вавилонскихъ астрономовъ, вѣроятно 8 октября 247 года до р. Хр. (—246 по астрономическому счету).

Такимъ образомъ астрономическое изслѣдованіе Эппинга блистательно подтверждаетъ выводъ, къ которому ведутъ сохранившіяся въ историческихъ источникахъ данныя 10).

Но противъ итоговъ изслѣдованія Эппинга проф. Шра-

7) Этотъ выводъ дѣлаетъ и самъ Штрассмайеръ, 132.

8) 2-й годъ до р. Христова хронологи обычно пишутъ—2, но астро номы—1 (потому что, по астрономическому счету,

2-й годъ до р. Хр. есть — 1

1-й годъ до р. Хр. „ О

1-й годъ по р. Хр. „ + 1), слѣдовательно—122 и —110 значатъ 128 г. до р. Хр. и 111 г. до р. Хр.—310 есть 811-й годъ до р. Хр.

8) Astronomisches aus Bab., 176, 160. 162.

**) Ср. выше стр. 608.

деръ—на члото исторической ііочвѣ—дѣлаетъ возраженія столь вѣскія, что если ихъ оставить во всей силѣ, то придется признать, что двойныя клинописныя даты прѳдстав-ставляютъ загадку, ни Оппертомъ, ни Штрассмайеромъ, ни Эппингомъ неразрѣшенную. Берлинскій ассиріологъ исходитъ изъ фактовъ совершенно безспорныхъ.

Когда бы ни началась эра арсакидовъ, первые дари Арсаки сами были подданными сирійскихъ сѳлевкйдовъ и). Въ 209—208 г. до р. Хр., слѣдовательно въ 103—104 г. сѳ-левкидовъ, Арсакъ II потерпѣлъ цѣлый рядъ пораженій отъ Антіоха III великаго и, при заключеніи мира, «безъ сомнѣнія долженъ былъ признать свою вассальную зависимость отъ македонянъ» ls). Лишь послѣ 147 г. до р. Хр., т. е. послѣ 166 г. сѳлевкйдовъ, Митридатъ I завоевалъ Селевкію, и его побѣда надъ Димитріемъ II Никаторомъ въ 139 г. до р. Хр. .(178 г. сѳлевкйдовъ) положила конецъ владычеству селѳвки-довъ въ Вавилоніи. Этотъ же Митридатъ первый пзъ арсакидовъ носилъ титулъ „царя царей“, но лишь въ послѣдніе годы своего продолжительнаго царствованія 13), а затѣмъ этотъ титулъ опять исчезаетъ съ монетъ арсакидовъ на цѣлыя 70 лѣтъ, и лишь Фраатъ III—около 250 г. селевкидовъ— опять начинаетъ титуловать себя „царемъ царей“ и).

Итакъ приблизительно до 170 г. сѳлевкйдовъ Вавилонъ состоялъ въ подданствѣ сирійскихъ селевкидовъ. Между тѣмъ—если толкованіе Эппинга правильно—выходитъ по клинописнымъ документамъ, что въ 108, 153, 156 и 157 г. селевкидовъ въ Вавилонѣ документы датируютъ по эрѣ арса- * 57

lf) А. ѵ. Gutschmid, Gesch. Irans, 30: „И даже въ 105 г. до р. Хр. самп парѳяне годъ отъ осени 248 до осени 247 г. до р. Хр. считали первымъ годомъ своего царства“.—„Но даже и въ этомъ 248—247 году (Epochenjahr), который совпадаетъ съ восшествіемъ на престолъ Тиридата, Ііарѳія, по достовѣрному преданію, еще пѳ порвала своей зависимости отъ селевкидовъ“.

12) Gutschmid, 37.

,3) «ВивіХеш; (ЗаоіХешѵ р-еуаХои ’Ароахоо ’Еіткраѵойс». Gutschmid, 57. 75. 54. 44. Schrader, 1831.—Митридатъ I вступилъ на престолъ въ 171 г. до р. Хр. и умеръ въ 138 г. или вскорѣ потомъ.

и) Царствованіе Фраата III началось около 70 г. до р. Хр., а около

57 г. онъ былъ убитъ. Gutschmid, 83. 86. Cf. Photii biblioth., cod. 97: ’Аѵгуѵсоов») ФХі^'ічгоі ТраХХіаѵой—оХир-іоѵіхшѵ xsl ^роѵіхшѵ оиѵауо-рг]—äito rrj{ -рштт,; öXupraaSo;—usypi тшѵ 'ASptavoö урочшѵ [именно u.eypt -rij« 0*8' оХо|А7іія8о{, начавшейся въ 137 г. по р. Хр.|. ep.oi 8е &ѵеуѵшо)І7] (xtypi x9j« pot' oXop.iu«8os—

кидовъ,—незначительныхъ ваосальныхъ царьковъ, не имѣвшихъ тогда и тѣни власти на берегахъ Тигра и Евфрата,— и этимъ политическимъ ничтожествамъ обычно даютъ титулъ «шаръ-шаррани», «царь царей», котораго тогда не покушались усвоить себѣ и сами арсакиды.

Все «это представляется намъ вполнѣ невѣроятнымъ, völlig unglaublich», замѣчаетъ Шрадеръ. И я думаю, что онъ правъ безусловно. Но, по моему мнѣнію, не сдѣлали промаха ниШтрассмайеръ ни Эппингъ. Ихъ толкованіе вполнѣ правильно. Но клинописныя таблички, о которыхъ рѣчь, явились на свѣтъ Божій послѣ 173 года селевкидовъ, когда арсакиды были несомнѣнно государями Вавилоніи.

Объ арсакидскихъ написяхъ Штрассмайѳръ 16) замѣчаетъ: «почеркъ ихъ столь своѳбразно небрежный и бѣглый, что никто изъ ассиріологовъ не находитъ удовольствія—терять трудъ и время на изученіе этихъ трудныхъ текстовъ,. когда еще сотни и тысячи красиво написанныхъ ассирійскихъ и вавилонскихъ написей ждутъ обработки и изданія». Штрассмайѳръ думаетъ, что таблички астрономическаго содержанія отрыты въ развалинахъ Абу-Хабба. «Мы едва ли ошибаемся, предполагая, что руины въ Абу-Хабба содержатъ остатки древней халдейской астрономической обсерваторіи въ Сиппарѣ» 1в).

Борсиппа была Пулковомъ Вавилона, Сиппара—Пулковомъ Селевкіи-Ктисифона. Весьма возможно, что парѳянскіе цари возобновили или расширили сиппарскую обсерваторію. Но для своихъ астрономическихъ и хронологическихъ работъ сиппарскіе астрономы нуждались въ соотвѣтственной библіо- * 69

-/.а'і ак'ка яХеТота «ѵ таит-г) Ццѵеѵе'/Э»] т-rj 0Хор.ша8і. -/аі pepwxiwv тф т р 1 т и> ctuTrj; etei äiteTi(ti(j8if]eav pn>pia8s{ ёѵвѵ^хрѵта хаі |ліа. хаі 2іѵатроихт,ѵ тшч тоарвшѵ (ЗавіХвв твХЕіГО]оаѵта 5ls8s$aTO Ф р а а т Т] s, 6 earixXvjöets ft Е 6 f—хаі ОоЕру!Хю{ Маршѵ 6 JtonjTTjs E^EVvifjfti) тобтои too Етоо{ eISois öxxwßpiais [именно idibus oct. 684 а. U. c.j. тф Ss ТЕтартср втві TiYpävtjt х. т. X.—’ОХ. 177, 3 съ лѣта 70 до лѣта 69 года до р. Хр. Видимо Фр&атъ III воцарился въ концѣ 70—началѣ

69 г. до р. Хр.

*’) Strassmaier, 129: «die Schrift let so eigentümlich nachlässig und cursiv».—Astr. aus Bab., 6: «in der cursiv-baby Ionischen Keilschrift, die bekanntlich sehr schwer zu lesen ist».

ie) Astr. ans Bab., 6.—По Kunepmy, Abou-Habba подъ <p=+33°8',67 X=+44°16',24 Greenwich; слѣдовательно эти развалины лежатъ на западъ (W, а=264°43') ооъ Селевкіи въ разстояніи 12527 саис. (18,077 m pass.) по воздушной дугѣ.

34

текѣ-архивѣ. И арсакнды новѳлѣпи снять копіи съ датированныхъ древнихъ документовъ, хранившихся въ какомъ-то архивѣ. Копіисты работали поспѣшно. Не было насущной необходимости—писать красиво или даже только четко: вѣдь копіи предназначались для людей образованныхъ, способныхъ понимать всѳ съ полуслова. Но въ подлинникѣ стояло 17): «вг день 17-й 108 года»; а въ копіи прибавляли: «Арсака царя царей». Подлинныя таблички наблюденій надъ Юпитеромъ 18) были помѣчены только «153-мъ годомъ»] а писцы копировали «годъ 89-й, то есть годъ 153» и т. д. — Побужденія понятны, какъ понятенъ золотой государственный гербъ на переплетахъ книгъ Императорской Публичной Библіотеки.

А если въ позднѣйшіе годы появились въ сиппарскомъ архивѣ и подлинники съ двойною датою, то это значило бы только, что уже прочно установился извѣстный канцѳллярскій usns, отступать отъ котораго не видѣли надобности.

17) Strassmaier, Z. f. А., Ill, 1В0, напиеь № 1.

1S) Strassmaier Z. f. А., У, 354.—Сколько инѣ извѣстно, а) эра сѳлев-кидовъ употребляется и одна (безъ эры арсавидовъ), хотя и подъ именемъ эры „Арсака, даря царей“; такъ № 1 (108-й годъ), № 6 (219 годъ), Z. і. А., V, 359.360 (177. 178 гг.); Ъ) но эра арсакндовъ одна не встрѣчается; с) при двойныхъ датахъ эра арсакидовъ веизмѣнно предшествуетъ эрѣ селѳввидовъ; такъ въ №№ 4. 5. 7. 8. 9; Z. f. А., V, 354. 355. 357; Ерріпд, 158. 159. 166. 167; d) однако основною эрою считается эра селѳввидовъ. Это наглядно доказываютъ слѣд. два случая: ааа) въ № 4 послѣ двойныхъ датъ, приведенныхъ на стр., 511, продолжаются даты простыя: «aray-sämna sanat 217», «aray abu, Omu 21 sanat 218 Arsakaa sar sarrani». bbb) Полныя даты на двухъ астрономическихъ записяхъ (Ерріпд, 158—167) поставлены въ концѣ такъ: «года 125, иже есть годъ 189-й Арсака царя», «года 137-го, иже есть годъ 200 [corrig. 201] Арсака царя»; но на попахъ первой записи трижды читается короткій custos «года 189», на поляхъ второй также трижды «годъ 201». Слѣдовательно даты по эрѣ арсакидовъ введены по требованію торжественнаго [стиля (ср. «царствованія же Нашего въ лѣто...»); поэтому годы по эрѣ арсакидовъ praefulgent, подобно тому какъ въ египетскихъ nomina ikotpöpa «предсіяло» Имя бога (египтяне имена Mmpouv Ne^spyepijt произносили «mr-’amn», «nfr-ka’-re'», но писали «’amn-mr» «re'-nfr-ka’», въ родѣ того, что было бы по-гречески fteosTipö 6«о«Ф:уб вмѣсто TtpötUos ФіХоЭеос).—Если не ошибаюсь, эра арсакидовъ на монетахъ не употреблялась; но свои монеты парѳянскіе цари предназначали для международнаго обращенія, поэтому и легенда на международномъ греческомъ языкѣ, ср. пр. 13, и международная эра селѳввидовъ.

И postscriptum № 2.

Въ 1895 г. американскій профессоръ Джексонъ 19) пришелъ къ слѣдующему заключенію: «При настоящемъ состояніи данныхъ можно съ достаточною вѣроятностью принимать какъ приблизительную дату жизни Зороастра періодъ отъ послѣдней половины УІІ в. до средины УІвѣка до р. Хр.». Интересно также слѣдующее сообщеніе проф. Джексона: «Dr. Э. В. Вестъ, Е. W. West, пишетъ мнѣ отъ 19. декабря 1895 г., что его разслѣдованія по исторіи иранскаго календаря привели его къ заключенію, что реформа этого календаря, быть можетъ, была произведена въ 505 г. до р. Хр. Возможно, что, по окончаніи своихъ войнъ, Дарій занявшись организаціею своего царства и законодательными реформами, по предложенію его совѣтниковъ-жрецовъ и при ихъ помощи ввелъ зороастровскіа имена мѣсяцевъ, замѣнившія древне-персидскія».

Доводя объ этомъ до свѣдѣнія читателя, я не вижу основаній — отказаться хотя бы отъ единой строки на стр. 454—456.

f Проф. В. В. Болотовъ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19) On the date of Zoroaster, by A. V. Williams Jackson, Professor in Columbia University, New York City, (въ Journal of the American Oriental Society, vol. xvii, 1896, но статья „presented to Society. April 18th, 1895“), pp. 19. 20.—Въ 1899 г. явилось сочиненіе „А. V. W. Jackson, Zoroaster, the prophet of ancient Iran, New York 1899 in 8°“ with pi. and 1 map, pp. 23+314. Я не имѣлъ этой книги въ рукахъ; но ее называютъ „eine sehr gründliche und erschöpfende Arbeit“.

34*

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризаіщи Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академической интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.