Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В КАБАРДЕ'

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В КАБАРДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / ЗАКОН / ШАРИАТ / ФЕОДАЛЫ / КРЕСТЬЯНЕ / ДУХОВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абазова Марьяна Вячеславовна, Бечелов Заур Шабасович

Вопрос о судопроизводстве имеет большое научное значение. Его разработка даст возможность глубже понять сложные процессы, происходившие в политической жизни кабардинцев в конце XVIII-XIX веков. Ведь на протяжении 80 лет в Кабарде сменилось пять судебных учреждений (родовые суды и расправы, мехкеме, Временный кабардинский суд, кабардинский окружной суд, словесный суд Нальчикского округа). В 1793 г. в Кабарде были учреждены «родовые суды» и «родовые расправы». Они разбирали гражданские дела и мелкие уголовные преступления и подчинялись Верхнему пограничному суду в Моздоке. Только последний мог рассматривать крупные уголовные дела (убийства, грабежи, разбои и т.д.) на основе законов Российской империи. По существу, можно говорить о начале разрушения традиционного уклада жизни кабардинцев. Действуя под непосредственным руководством и контролем царских чиновников, суд в их руках стал, по существу, исполнительным органом правительства. Авторы делают попытку осветить вкратце историю зарождения системы судопроизводства, ее первые шаги, не касаясь процессуальных сторон и вопросов судебной практики. Наряду с ранее опубликованными материалами в статье приводятся и новые источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF FORMATION OF JUDICIAL SYSTEM IN KABARDA

The question of legal proceedings has great scientific value. His study will enable a better understanding of the complex processes taking place in the political life Kabardians at the end of XVIII-XIX centuries. After over 80 years in Kabarda had five judicial institutions (courts and tribal violence, mehkeme, Temporary Kabardian Court, Kabardian District Court, and verbal Court of Nalchik District). In 1793 Kabarda were established «tribal court» and «tribal violence». They hear civil cases and minor criminal offenses and submitted to the Upper border Court in Mozdok. Only this Court could deal with major criminal cases (murder, robbery, etc.) on the basis of the laws of the Russian Empire. In essence, it is possible to speak about the beginning of destruction of a traditional way of life of kabardians. Courts in Kabarda acted under the direction of Russian officials. Therefore, very soon they will become the executive institution of the Russian government. The authors attempts to highlight a brief history of origin the court system, but does not study the procedural side, and questions of judicial practice. Along with earlier published materials, new sources also are given in article.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В КАБАРДЕ»

УДК 340.13

Абазова М. В., Бечелов З. Ш. Abazova M. V., Bechelov Z. Sh. ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В КАБАРДЕ FROM THE HISTORY OF FORMATION OF JUDICIAL SYSTEM IN KABARDA

Вопрос о судопроизводстве имеет большое научное значение. Его разработка даст возможность глубже понять сложные процессы, происходившие в политической жизни кабардинцев в конце ХУШ-ХГХ веках. Ведь на протяжении 80 лет в Кабарде сменилось пять судебных учреждений (родовые суды и расправы, мехкеме, Временный кабардинский суд, кабардинский окружной суд, словесный суд Нальчикского округа).

В 1793 г. в Кабарде были учреждены «родовые суды» и «родовые расправы». Они разбирали гражданские дела и мелкие уголовные преступления и подчинялись Верхнему пограничному суду в Моздоке. Только последний мог рассматривать крупные уголовные дела (убийства, грабежи, разбои и т.д.) на основе законов Российской империи. По существу, можно говорить о начале разрушения традиционного уклада жизни кабардинцев.

Действуя под непосредственным руководством и контролем царских чиновников, суд в их руках стал, по существу, исполнительным органом правительства. Авторы делают попытку осветить вкратце историю зарождения системы судопроизводства, ее первые шаги, не касаясь процессуальных сторон и вопросов судебной практики. Наряду с ранее опубликованными материалами в статье приводятся и новые источники.

Ключевые слова: суд, закон, шариат, феодалы, крестьяне, духовенство.

The question of legal proceedings has great scientific value. His study will enable a better understanding of the complex processes taking place in the political life Kabardians at the end of XVIII-XIX centuries. After over 80 years in Kabarda had five judicial institutions (courts and tribal violence, mehkeme, Temporary Kabardian Court, Kabardian District Court, and verbal Court of Nalchik District).

In 1793 Kabarda were established «tribal court» and «tribal violence». They hear civil cases and minor criminal offenses and submitted to the Upper border Court in Mozdok. Only this Court could deal with major criminal cases (murder, robbery, etc.) on the basis of the laws of the Russian Empire. In essence, it is possible to speak about the beginning of destruction of a traditional way of life of kabardians.

Courts in Kabarda acted under the direction of Russian officials. Therefore, very soon they will become the executive institution of the Russian government. The authors attempts to highlight a brief history of origin the court system, but does not study the procedural side, and questions of judicial practice. Along with earlier published materials, new sources also are given in article.

Key words: court, law, sharia, feudal lords, peasants, clergy.

Абазова Марьяна Вячеславовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры истории, философии и права, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 692 19 79 E-mail: shmv1978@yandex.ru

Abazova Mariana Vyacheslavovna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Law, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik

Tel.: 8 928 692 19 79 E-mail: shmv 1978@vandex.ru

Бечелов Заур Шабасович -

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, философии и права, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 080 03 10 E-mail: beck2006@mail.ru

Bechelov Zaur Shabasovich -

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History, Philosophy and Law, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik

Tel.: 8 928 080 03 10 E-mail: beck2006@mail.ru

До конца XVIII века в Кабарде не было администрации царского правительства. Административная и судебная власть здесь принадлежала князьям. Подобное положение не соответствовало интересам монархии. Поэтому, начиная с конца XVIII века, правительство империи делает серьёзные попытки, направленные на то, чтобы управление Кабардой сосредоточить в руках своих чиновников. Прежде всего было введено приставство. Кабардинские князья и дворяне отныне были обязаны свои действия согласовывать с назначенным правительством приставом, который осуществлял контроль за их деятельностью. Затем кавказская администрация решила преобразовать судопроизводство. Главная цель этого мероприятия состояла в том, чтобы постепенно, прибрав к своим рукам основные рычаги управления краем, ослабить влияние местной феодальной верхушки и прочно укрепить свою колониальную позицию. Такова была основная задача судебной реформы, к проведению которой правительство приступило в начале 90-х годов XVIII века.

В центральных и местных учреждениях вынашивались различные проекты. Одни авторы предлагали упразднить существующий порядок судопроизводства и установить «общий» для всей Кабарды суд, во главе которого должен был стоять представитель военной власти, другие считали целесообразным создание здесь нескольких судебных органов. Если иметь в виду обстановку, сложившуюся в крае в ту пору, то первый вариант выглядит слишком авантюристично. Именно так он был расценен главной кавказской администрацией. Большинство склонилось к тому, чтобы учредить в Кабарде несколько родовых судов и расправ. Авторы этого проекта исходили из своеобразия политического строя Кабарды. Как известно, она состояла из нескольких самостоятельных феодальных уделов. Большая Кабарда была разделена на четыре удела или

фамилии: Атажукинская, Мисостовская, Бек-мурзинская и Кайтукинская, а Малая Кабарда - на два: Таусултановская и Гиляхстановская [3, ф. 29, оп. 1, д.10, л. 55]. Эти шесть фамилий вершили судьбы народа. Между ними часто происходили столкновения из-за пастбищных и сенокосных мест. Главенствующая роль в фамилии принадлежала старшему по возрасту. Все дела, касающиеся той или иной фамилии, решал он и приближенная его свита.

В основу судебной реформы был положен родовой принцип. Решено было создать в Ка-барде три родовых суда и три родовые расправы: один родовой суд (княжеский суд) и одна родовая расправа (дворянский суд) на две княжеские фамилии. Председатели и члены избирались из княжеской и дворянской среды. Кроме того, создавался «Верхний пограничный суд» с местопребыванием в Моздоке под председательством царского чиновника. В компетенцию родовых судов и расправ входил разбор дел, касающихся семейных и холопских вопросов. «Родовым судам и расправам предоставлено судить тяжебные дела и малые проступки подсудных им кабардинцев, по их обыкновениям», - сказано в положении о родовых судах [1, т. 2, с. 1130]. Последние подчинялись Верхнему пограничному суду, который обязан был рассматривать апелляции на решения родовых судов и расправ. Разбор политических и уголовных дел входил в компетенцию Верхнего пограничного суда. Важные преступления, как то: измена, «убийство и разбой... должны быть рассматриваемы прямо в Верхнем пограничном суде по законам Империи», - говорится в положении о Верхнем пограничном суде. Он подчинялся астраханскому генерал-губернатору. Заседатели, за исключением царских офицеров, должны были переизбираться каждые три года, как и заседатели родовых судов и расправ.

Верхний пограничный суд стоял во главе родовых судов и расправ. Особо важные вопросы были изъяты из ведения местных судов. Это не могли не почувствовать князья и дворяне, хотя они не были слишком обижены. Разгорелась предвыборная кампания. Каждая княжеская группа стремилась обеспечить себе больше места в родовых судах. Эта борьба носила тем более ожесточённый характер, что для двух княжеских фамилий создавался лишь один суд. Кто должен быть председателем? Этот вопрос волновал всех. Три дня, с 1 по 3 сентября 1793 г., продолжались выборы родового суда для Атажукинской и Мисостовской фамилий. По этому поводу военные власти докладывали: «По учинении 30 числа прошедшего августа Атажукова и Мисостова роду владельцам присяги на выбор судей за поздним в тот день временем начался оной владельцем по голосам на другой день... и продолжался три дня и по нынешнее число все судьи как в родовой, так и в пограничный суды того роду из владельцев равно и в узден-ские расправы почти всех выбраны...» [3, ф. 29, оп. 1, д.10, л. 59 ].

Судьи и заседатели избирались на общем сходе открытым голосованием сроком на три года. В голосовании принимали участие лица, имеющие лишь княжеское и дворянское происхождение. Сохранились ценные документы, характеризующие ход выборов. При выборе родового суда для Атажукинской и Мисо-стовской фамилий было выдвинуто 20 человек. Они, в свою очередь, должны были избрать председателя и заседателей. Председателем родового суда был избран князь Жанхот Сидаков, получивший 18 голосов из 20. Заседателями были избраны: Муса Карамурзин, Темрюк Аджиев; в верховный пограничный суд (заседателями) - Росламбек Мисостов, Девлет-Мурза Касаев. В родовую расправу были избраны: Камбулат Куденетов (председатель), Ислам Тамбиев, Бекмурза Безиев, Девлетуко Агубеков, Мамат-Гирей Жентими-ров, Камбулат Пшицуков, Генардуко Кудене-тов (заседатели). Кроме них в состав суда входили также кади, мулла и помощник председателя. Учреждение родовых судов и расправ было встречено духовенством и частью феодалов отрицательно и даже враждебно. В судебной реформе они усматривали ограничение их политических прав. Так оно и было. Духовенство при поддержке антирусски на-

строенных князей развернуло активную деятельность против введённого царскими властями судопроизводства. Оно добивалось полного сосредоточения судебной власти в своих руках и тем самым стремилось обеспечить себе в кабардинском обществе привилегированное положение навсегда. Последующие события являются ярким свидетельством намерений духовных лиц. Представители мусульманского духовенства (разумеется, не все) совместно с той частью феодальной верхушки, которая ещё не сумела установить тесный союз с царским правительством, делали, используя недовольство масс судебной реформой, отчаянные попытки ликвидировать родовые суды и расправы. Надо сказать, что в некоторых случаях дело доходило до открытого выступления.

К рассматриваемому периоду нормы обычного права подверглись глубокой трансформации. Народные обычаи были приспособлены к феодальному порядку. В результате между шариатом и обычным правом не стало каких-либо противоречий. Обычное право и шариат почти в одинаковой степени обслуживали интересы князей и дворян. Для духовенства нормы шариата стали наиболее приемлемы ввиду того, что народ и российские чиновники знали их плохо. Последнее обстоятельство давало служителям мусульманского духовенства произвольно решать судебные дела.

Спекулируя на освободительных тенденциях народа, духовенство требовало ликвидации родовых судов и расправ. В 1807 г. последние перестали существовать. «...С уничтожением родовых судов вся власть перешла в руки неблагомыслящего России духовенства, которому предоставлен суд. Духовные во всей Азии, а кольми-паче в Кабарде всегда имели немалое действие над народом, который много в них верует. С предоставлением же им права разбирать все дела духовным судом можно сказать, что они вовсе поработили кабардинцев», - писал граф Гудович князю Куракину 16 мая 1808 г. [1, т. 3, док. 1122].

В «Народных условиях», составленных в 1807 г., прямо сказано: «а на будущее время всякое дело в народе решать по шариату» [2, с.190]. Взамен родовых судов и расправ учреждался суд мехкеме в составе: председателя -

валий, 2 или 3 князей, 8 членов от дворян, секретаря и кадия.

В большой Кабарде создавались три духовных суда (мехкеме): по одному для каждой княжеской фамилии. Он состоит из «одного первосвященника и из нескольких при нем находящихся духовных особ; они судят по алкорану», - сказано в одном документе, составленном в 1815-1818 гг. неизвестным автором. При мехкеме действовало «собрание из нескольких князей», на котором председательствовал старший или главный князь, который именовался уалием.

Судебные дела, касающиеся двух или трёх лиц, принадлежащих разным княжеским фа-

Литература

1. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1868. Т. 2; 1869. Т. 3.

2. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик: Эльбрус, 1994.

3. Центральный Государственный Архив Кабардино-Балкарской Республики.

милиям, рассматривались на совместных заседаниях мехкеме. В своей деятельности муллы были бесконтрольны. «Если мулла решит дело в ауле, - говорится в § 16 «Народных условий», - то решение это считается равным решению в мехкеме, и никто оному противиться и перерешать не может». В вышеупомянутом постановлении нашла отражение и крестьянская идеология. По требованию «чёрного народа» некоторые дела были изъяты из ведения шариатского суда и «предоставлены разбирательству по древним обрядам» [2, с.190]. Так что самовластие князей было несколько ограничено.

References

1. Akty, sobrannye Kavkazskoj arkheografi-cheskoj komissiej. Tiflis, 1868. Т. 2; 1869. Т. 3.

2. Nogmov Sh.B. Istoriya adygejskogo naroda, sostavlennaya po predaniyam kabardintsev. Nalchik: Elbrus, 1994.

3. Tsentralnyj Gosudarstvennyj Arkhiv Ka-badino-Balkarskoj Respubliki.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.