Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54
УДК 94(47) «18/19»: 377 Б01: 10.17223/19988613/54/4
О.В. Дворцова
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТОМСКЕ
Рассматривается процесс становления системы коммерческого образования в Томске, вызванный активным развитием экономики в стране и вовлечением Сибири в мировой рынок. В связи с этим возникла необходимость подготовки квалифицированных кадров, способных работать в соответствии с новыми требованиями. Особый интерес представляет анализ деятельности первой торговой школы и вечерних торговых классов, которые были составными элементами коммерческого образования, направленные обучить учащихся практической работе в торговой и промышленной сфере. Ключевые слова: предпринимательство; купечество; образование; коммерция; торговая школа; приказчики.
Социально-политические изменения на рубеже Х1Х-ХХ вв. в значительной степени затронули экономику страны. Сибирский рынок стал доступен как для крупных предпринимателей и фирм Европейской России, так и для иностранных компаний, которые открывали здесь представительства, склады и магазины. Активно появлялись посреднические конторы, занимающиеся скупкой и перепродажей разнообразных товаров. Выдающееся значение в развитии товарно-денежных отношений сыграла железная дорога, проведенная через Сибирь, которая связала самые отдаленные части Российской империи и способствовала активному развитию торговли и промышленности. Экономические изменения в стране, вызвавшие появление на сибирском рынке большого числа конкурентоспособных компаний способствовали переходу взаимоотношений между предпринимателями и их служащими на новый уровень. Возникла потребность в специалистах, имеющих более совершенное образование и способных работать в новых коммерческих условиях.
Вопросы, связанные с развитием коммерческого образования в России, историки и экономисты стали изучать еще в дореволюционный период. Профессор и издатель «Нового коммерческого журнала» М.В. Ке-черджи-Шаповалов в своих трудах представил анализ состояния коммерческого образования в России на рубеже Х1Х-ХХ вв., отметив необходимость развития образования в сфере торговли не только в столице, но и по всей стране [1]. Противоположную точку зрения выдвинул профессор А. Сахаров, указывая на недостаток общеобразовательных школ, неразвитые торговые отношения в стране и отсутствие спроса на новые кадры. По его мнению, качественное общее образование должно было воспитать специалистов для работы в сфере торговли и промышленности [2].
Статистические сведения, структура и типы коммерческих учебных заведений, функционировавших в России в конце Х1Х в., представлены в отчетах учебного отдела Министерства финансов за 1905-1906 гг. [3, 4]. В Сибири о развитии коммерческого образования говорит ряд заметок и статей, опубликованных в периодических изданиях и научных трудах. В частности,
заметки об открытии коммерческих учебных заведений в Томске, объявления о наборе учащихся и новости, связанные с учебным процессом, выходили в ежедневной газете «Сибирская жизнь» [5, 6]. В данном случае заметки в периодике использовались автором в качестве источника.
Большое значение для изучения проблемы развития коммерческого образования в Сибири имеет труд первого директора Первого сибирского коммерческого училища С.Г. Егорова, который составил подробный отчет о работе учебного заведения со дня основания и до 1909 г. Он представил учебные программы, преподавательский состав и списки учеников, получивших образование, финансирование и сметы расходов, а также расположение учебных классов и план здания целиком. Отдельное внимание уделено вечерним торговым классам, позволившим получить образование торговым служащие без отрыва от работы [7].
Из справочных изданий можно выделить труд издателей Н.С. Чиркова и Г.В. Чавыкина, представивших основные сведения (правила приема и стоимость обучения) о Томском коммерческом училище [8, 9]. Заслуживают внимания отчеты Общества взаимного вспоможения приказчиков, по инициативе которого в Томске была открыта торговая школа. В отчете, посвященному 20-летию деятельности Общества приказчиков, размещены приветственные речи архиепископа, представителей городской администрации, основателей школы и почетных членов Общества [10]. В фондах Государственного архива Томской области сохранились дела о назначении субсидии на открытие торговой школы от государства, размер пожертвований от томского купечества и сословный состав учеников [11].
В советский и постсоветский периоды был опубликован ряд работ, авторы которых рассматривали проблему возникновения и развития коммерческого образования в России, в частности в отдельных губерниях и городах. Исследователь Н.С. Зинченко в своей диссертации изучила коммерческие училища Санкт-Петербурга в контексте общеобразовательной школы начала ХХ в. [12], а Ю.Г. Исаев и Ю.Г. Жуков написали статью о деятельности Иркутского коммерческого учи-
28
О.В. Дворцова
лища, где они показывают специфику коммерческого образования в Восточной Сибири и Санкт-Петербурге [13]. Новосибирский исследователь Н.С. Юрцовский предпринял попытку собрать воедино разрозненную информацию о развитии просвещения в Сибири, посвятив отдельную главу специальному и профессиональному образованию, где автор акцентирует внимание на первенстве Томска в открытии коммерческого училища, а также условиях обучения в торговой школе [14].
Справочная информация о коммерческих училищах в стране представлена в Сибирской советской энциклопедии, которая отражает экономическое, политическое и культурное развитие Сибири, Урала и Дальнего Востока. Во втором томе авторы этой энциклопедии дают определение коммерческим училищам, относя их к общеобразовательным средним учебным заведениям, с преподаванием новых языков, естествознания, математики, с добавлением в качестве специальных предметов, бухгалтерии, счетоводства, экономической географии, политической экономии и товароведения [15].
Ученые начинают изучать отдельные аспекты развития коммерческого образования: учебный процесс, преподавательский состав и учеников, культурно-досуговую жизнь учащихся и др. Исследователи Т.А. Катцина, Л.Е. Мариненко в монографии «Профессиональное коммерческое образование в Сибири» исследуют организационный и научный опыт коммерческого образования, рассматривая вопросы финансирования, материально-техническую базу, кадровый вопрос, условия жизни учащихся. Следует отметить, период становления коммерческого образования рассматривается в основном на примере коммерческих училищ и сделаны общие выводы о коммерческих учебных заведениях на территории Сибири [16].
Исследуемые источники и научные работы ученых позволили выявить проблему специфики развития коммерческого образования в Томске, которая, на наш взгляд, представлена не полностью.
В данной статье будут рассмотрены дореволюционные образовательные учреждения г. Томска, главной задачей которых было предоставление знаний для работников торговли и промышленности, с целью развития торговых компетенций и повышение уровня общего образования среди населения. Объектами исследования в работе стали: Первое коммерческое училище, Сибирская торговая школа и торговые классы.
До конца XIX в. знания в сфере торговли носили практический характер и передавались работодателем своим служащим в ходе работы. Соответственно, предприниматель, обладающий богатым опытом ведения торговой деятельности, мог дать больше информации своим сотрудникам. Как правило, предприниматели брали для выполнения мелких поручений своих сыновей или мальчиков из простых семей, постепенно обучали их работе в торговом заведении (лавке или магазине). Со временем такие «мальчики» переходили в категорию помощника приказчика, приказчика и т. д.
В начале XX в. этих знаний было уже недостаточно. Член Государственной Думы от Томска Г.В. Некрасов охарактеризовал социально-экономическую обстановку в городе следующим образом: «Патриархальная купеческая школа, с ее обучением торговой науке и практическими знаниями на кухне, отжили свой век; ей на смену пришла новая школа, отвечающая потребностям времени» [10. С. 78].
Активно коммерческие учебные заведения стали открываться в центральной части страны в 18801890-е гг. и входили в ведомство Министерства финансов, но с октября 1905 г. перешли в ведение учрежденного Министерства торговли и промышленности. Ранее, по Положению от 15 апреля 1896 г., коммерческие учебные заведения были поделены на типы: торговые классы, торговые школы, коммерческие училища и курсы коммерческих знаний. Если в 1896 г. в стране действовало 14 коммерческих учреждений, то в 1900 г. их насчитывалось уже 69, из них: 35 коммерческих училищ, 21 торговая школа, 22 торговых класса и 15 курсов коммерческих знаний [4. С. 11].
Первые коммерческие заведения в Сибири появились именно в Томске - крупном губернском торговом городе, в котором предприниматели осознавали необходимость развития и воспитания новых кадров. С инициативой открытия в Томске коммерческого училища томское купечество выступило еще в 1896 г. Была образована специальная комиссия под руководством купеческого старосты И. Д. Сычева, которая занималась вопросом создания учебного заведения, документации и финансирования. Торжественное открытие училища состоялось в 1901 г., впоследствии получившее имя Цесаревича Алексея.
Большой вклад в организацию и развитие Училища внес Торговый Дом «Е. Кухтерин и сыновья» в лице купца Алексея Евграфовича, который пожертвовал для нужд заведения два деревянных дома по ул. Магистратской (здания не сохранились). Общая стоимость зданий составила 30 тыс. руб. [7. С. 3]. На следующий год наследник известного сибирского купца ходатайствует о строительстве отдельного специального здания для учебного заведения на пл. Соляной, открытие которого состоялось 16 сентября 1904 г. За активное участие Алексей Евграфович вошел в Попечительский совет Училища и был назначен его председателем и удостоен ряда наград. Помимо Кухтерина в Попечительский совет вошли томский купец 2-й гильдии Иван Сычев, потомственный почетный гражданин Андрей Карнаков, томские купцы Николай Тряпицын и Иван Еренев. Членом Попечительского совета от Министерства финансов стал управляющий Томской казенной палатой - надворный советник Иван Хроновский. Директором училища был назначен выпускник Санкт-Петербургского Императорского университета, преподаватель и ученый Сергей Георгиевич Егоров [Там же. С. 5].
Содержалось коммерческое училище за счет субсидий государства, сборов с промысловых свидетельств и
пожертвований. Большие суммы денег жертвовал Торговый дом «Е. Кухтерин и сыновья»: от 522 руб. 67 коп. до 35 тыс. руб. за период с 1902 по 1908 г. [7. С. 110-111].
По статусу коммерческое училище приравнивалось к реальному училищу, другими словами это было среднее заведение, по окончанию которого учащийся мог поступить в высшее учебное заведение. Обучение в училище осуществлялось в течение восьми лет, для начинающих подготовку к обучению был открыт специальный класс. В подготовительный класс брали детей от 8 до 11 лет, в первый класс - от 10 до 12 лет и во второй класс - от 11 до 13 лет. Поступить в училище мог ребенок из любого сословия и любого пола, предварительно сдав вступительные экзамены. Обязательным условием при поступлении было предоставление метрического свидетельства, свидетельство врача о привитии оспы, обязательство от родителей или опекунов, указание рода деятельности. Несмотря на доступность образования в Коммерческом училище, преимущество было на стороне купеческих детей и лиц, проживающих в Томске [8. С. 41-42].
Доказательством этому служит плата за обучение, которая для жителей Томска в подготовительном классе составляла от 60 до 80 руб., в других классах -120 руб. в год, а для иногородних учащихся плата была на 20 руб. выше во всех классах.
Первые шесть лет учащиеся получали в основном базовые знания. Единственный специальный предмет «История, в связи с историей торговли» начинали осваивать с 3-го класса. Такие специальные дисциплины, как коммерческая география и статистика, товароведение с технологией, законоведение, политическая экономия, счетоводство с коммерческой арифметикой и корреспонденцией, начинали изучать лишь с седьмого класса. Большое внимание уделялось математике и счетоводству, на их изучение выделяли от 3 до 5 часов в неделю. В первые годы обучения акцент делали на изучении русского и иностранных языков (4-5 часов в неделю) [7. С. 118].
Большое внимание уделяли не только процессу обучения, но и воспитанию. Это объяснялось тем, что «во многих случаях семья является сильно отсталой в духовном отношении» [3. С. 25]. Одной из главных задач было «приучить детей к правдивости и поселить в них доверие к наставникам <...>, воспитание в детях привычки к сознательному и добросовестному труду» [3. С. 26].
Известно, в 1911/12 учебном году в училище обучались 365 учащихся в 8 классах: 6 основных и 2 со специальными отделениями (коммерческое и землемерное) [14. С. 106-107].
В 1905 г. при училище были открыты торговые классы в Сибири, знания в которых мог получить любой желающий, независимо от возраста и пола, единственным критерием был возраст - не моложе 12 лет [4. С. 5]. На занятиях учащимся преподавали курсы по
бухгалтерии, коммерческой арифметике и корреспонденции, русскому и иностранным языкам. Прохождение курса бухгалтерии с коммерческой арифметикой и корреспонденцией стоило 25 руб., иностранных языков - по 20 руб. и русского языка - 10 руб. [9. С. 5657]. Продолжительность курсов составляла два года, занятия проходили в будние дни в вечернее время с 7 до 10 часов, а в праздники обучение проходило в дневное время. Необходимым условием обучения были своевременная оплата и предоставление основных сведений о себе.
Личные данные, представленные слушателями при поступлении, показывают число слушателей с 1905 по 1909 г., половозрастной и сословный состав, а также вероисповедание, род деятельности и наличие образования. Торговые классы вызвали в обществе большой ажиотаж, уже в первый год записалось около 130 слушателей, из них 4 группы проявили интерес к курсу по бухгалтерии, 2 группы были сформированы по изучению немецкого языка, 1 группа по русскому языку и 1 группа по английскому [5. С. 2].
Суммарно в вечерние торговые классы за пять лет поступили 223 человека, из них по ряду причин выбыло 111 человек, что составляет 49,8% отсева. Большое количество отчисленных объясняется нестабильной ситуацией в стране (Революция 1905 г.), перемещением по службе, недостатком времени на обучение и пропусками занятий, способствовавшими отставанию от программы обучения [16. С. 76]. Женщины имели право прослушать курсы наравне с мужчинами, хотя за 5 лет в торговых классах обучились всего 14 женщин, или 6,6% от общего числа учащихся [7. С. 75].
По сословному составу большинство слушателей составили мещане - 102 человека (45,7%), крестьяне -92 (41,2%), купечество - 17 человек (7,6%); 12 человек (5,4%) были представителями других сословий. Преобладающее число слушателей служили приказчиками и конторщиками (53,8%), на втором месте по численности были чиновники (15,2%), 21,5% учащихся вели домашнее хозяйство. Среди слушателей 9,4% составляли торговцы, которые повышали свой уровень образования. Преобладающее большинство слушателей курсов были православного вероисповедания в возрасте от 20 до 30 лет и имели в основном начальное образование и городского училища [Там же].
Слушатели вечерних торговых классов могли выбирать необходимые для них курсы. По статистике, спросом пользовались следующие предметы: бухгалтерия, арифметика и корреспонденция. Среди языковых курсов за 5 лет больше всего учащихся выбирали изучение немецкого языка - 40 человек, на втором месте был русский язык - 34 человека, и на третьем - английский (23 человека) [Там же].
В торговых классах обучение проводили преподаватели коммерческого училища: по бухгалтерии, коммерческой арифметике и корреспонденции - П.И. Хва-ловский и И. А. Стипрайс, по русскому языку -
30
О. В. Дворцова
Ф.Ф. Романов и П.Ф. Федорченко, по немецкому языку - Ф.Я. Брейтигам и А.Р. Фридман, по английскому -Э.О. Кетли и К.Г. Фрайер [7. С. 80].
С ростом численности новых компаний и предприятий в Томске и Томской губернии коммерческое училище перестало «удовлетворять запрос общества по выпуску практических коммерческих работников» [10. С. 76]. Это связано с тем, что большинство выпускников продолжали обучение в высшем учебном заведении: в 1909 г. из 23 выпускников училища 19 человек поступили в Томский технологический институт, что в то же время указывает на высокий уровень знаний, преподаваемый в училище [14. С. 106].
Восполнить этот пробел должна была торговая школа, открытие которой состоялось в 1911 г. Инициатором создания новой школы выступило Общество взаимного вспоможения приказчиков, которое обратилось в ноябре 1910 г. в городскую Управу с предложением об открытии школы, где преподаваемый курс наук позволит восполнить пробел нехватки сотрудников в коммерции.
Министерство торговли и промышленности назначило на развитие новой школы ежегодную субсидию в размере 3 тыс. руб. Следует отметить, данная сумма была недостаточна, так как ежегодный бюджет школы составлял 15 тыс. руб., а плата с учеников - около 7,5 тыс. руб. в год [11. Л. 1]. На заседании городской Думы в 1911 г. вопрос был рассмотрен и выделена субсидия в размере 3 тыс. руб. в год, купеческое общество пожертвовало 800 руб., а размер субсидии от государства составил 3,5 тыс. руб., что на 500 руб. больше, чем планировалось изначально [11. Л. 2].
Торговая школа действовала на основании Устава, разработанного профессором Императорского Томского университета и известным экономистом М. Н. Соболевым. В попечительский совет школы вошли: председатель И. Н. Попов, товарищ председателя К. Р. Эман, казначеем был назначен П. И. Иванов, секретарем -Л.Е. Зенков, членами - А.А. Евсеев, В.П. Вытнов и Н. А. Твардовский. На должность инспектора был приглашен преподаватель московских коммерческих училищ В.Н. Ченцов [10. С. 75].
Главной задачей школы ее учредители ставили подготовку новых кадров, которые будут стоять «на страже интересов торговли и промышленности Сибири». Для этого необходимо было перекрыть «повсеместную нужду в образованных работниках и интеллигентных специалистах» [Там же. С. 76]. В школу принимали молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет. Продолжительность обучения составляла 4 года, в течение которых учащиеся получали как специальные знания, так и общие: Закон Божий, русский язык и литература, история, география, естествоведение, математика и немецкий язык. Общеобразовательные предметы выступали в качестве вспомогательных материалов и помогали подготовить к изучению коммерческих знаний. Объем общеобразовательных знаний соответствовал Положению
о городских училищах от 31 мая 1872 г. и четырехклассному городскому училищу. Из специальных предметов преподавали общее и торговое счетоводство, коммерческую арифметику, конторские вычисления, торговое и промышленное законодательство, сведения о товарах местного рынка.
В 1911 г. школа в составе двух классов располагалась по ул. Миллионной, 20 в доме С. Г. Попова. Взимаемая с учащихся плата за обучение отличалась в зависимости от того, являются они детьми членов Общества приказчиков или нет, а также от того, в каком классе обучается ученик (подготовительном или основном). Стоимость обучения в подготовительном классе для детей членов Общества приказчиков составляла 30 руб. в год, для остальных - 40 руб. в год. Обучение в основном классе стоило соответственно 40 и 60 руб. в год.
На следующий учебный год Обществом приказчиков было приобретено здание по ул. Магистратской, 28 (ныне ул. Р. Люксембург, здание не сохранилось), принадлежавшее первоначально Коммерческому училищу. В новом здании был открыт набор во второй основной класс. Помимо преподавательского состава, который в первый год насчитывал 13 человек, в школе работали секретарь, библиотекарь, врач и врач-стоматолог.
В первый год обучения не все желающие смогли поступить в торговую школу. Всего было подано 75 заявлений, а мест выделили 66, из которых 36 в подготовительном классе и 30 - в первом [6. С. 3]. В связи с большим интересом и большим количеством заявлений, на следующий учебный год количество мест было увеличено.
За 1911/12 учебный год общее число учащихся составило 72 человека: в подготовительном классе -43 человека и в основном - 29. К концу учебного года по ряду причин в подготовительном классе осталось 33, в первом - 24. Из 15 выбывших только двое отчислены за неуплату взносов и один за плохую успеваемость. На следующий учебный год общее число учащихся составило 104 человека, из них вновь поступили 47. Обучение в торговой школе было доступно детям из разных сословий. В первый год среди учащихся 3 человека были из дворян, 5 - почетных граждан и купцов, 27 - из мещан, 16 - из крестьян, 1 - духовного звания и 3 - из других сословий. По роду занятий родителей большинство учащихся были из семей торгово-промышленных служащих - 23 учащихся, служивых или вольных профессий - 15, детей владельцев торгово-промышленных предприятий числилось 9 человек, меньше по числу учащихся из семей ремесленников, рабочих и прислуги - 6 человек [11. Л. 20-20а].
Первые два года, согласно программе, учащиеся осваивали общеобразовательные предметы, после чего вводились специальные дисциплины, подготавливавшие учащихся к будущей работе в торговле или на предприятии. Выпускники торговой школы и коммерческого училища в дальнейшем могли не только быть наемными работниками, но и самостоятельно вести торговую деятельность.
Томск стал одним из первых городов Сибири заниматься развитием коммерческого образования. В первое десятилетие XX в. была создана система образования, направленная на воспитание новых кадров среднего звена для работы в торговле и промышленности. Общество коммерческого образования представило проект по созданию «Коммерческой академии», которая должна была стать первым высшим коммерческим заведением в городе. Академию планировали открыть на базе Коммерческого училища, но революционные настроения и начало Первой мировой войны не позволили осуществить задуманную идею. Ближе всего к намеченной цели подошел Омск, где осенью 1917 г. был открыт Коммерческий институт в составе двух отделений [14. С. 106].
Стремление открывать учебные заведения объясняется не только торговым статусом города, но и активному взаимодействию профессоров Императорского Томского университета с городскими властями. Предприниматели видели необходимость в новых образованных кадрах и первыми выступили с предложением о создании специализированных учебных заведений: купеческое общество открыло коммерческое училище, общество приказчиков - торговую школу. Новые учебные заведения имели ряд характерных черт:
- инициатива развития коммерческого образования исходила от частных лиц, представителей бизнеса г. Томска;
- у предпринимателей появилась возможность обучить своих детей и передать в дальнейшем дела, одновременно с этим нанять квалифицированных работников, образование которых соответствовало современным реалиям;
- образование становится доступным представителям всех сословий и независимо от пола (женщины могли получить образование наравне с мужчинами);
- коммерческие заведения в отличие от прочих учебных заведений входили в ведомство Министерства торговли и промышленности;
- субсидирование от государства было не достаточным, большая часть денежных средств собиралась в городе: от Городской Думы, учредителей, за счет повышения сбора с промысловых свидетельств и пожертвований от населения (предпринимателей);
- численность учащихся в коммерческих заведениях демонстрирует большой интерес к образованию;
- Томск стал первым городом за Уралом, где были открыты профессиональные коммерческие учебные заведения. Для сравнения: второе коммерческое училище в Сибири было открыто в Омске в 1910 г.
Следствием стали увеличение числа образованных сотрудников на предприятиях и в организациях, а также общее улучшение качества обслуживания и ведения делопроизводства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кечерджи-Шаповалов М.В. Коммерческое образование, его значение, методы и организация. Статьи. Доклады. Речи. 1902. СПб., 1911.
2. Сахаров А. Наши коммерческие школы и их общественное значение. СПб., 1906.
3. Материалы по коммерческому образованию / М-во фин. Учеб. отд. Коммерческие училища / Отчет о состоянии коммерческого образования
в России за 1903-4 учебный год в учебных заведениях ведомства Министерства финансов. СПб. : Типография А.В. Орлова, 1905. Вып. 4.
4. Материалы по коммерческому образованию / М-во фин. Учеб. отд. Коммерческие училища / Отчет о состоянии коммерческого образования
в России за 1904-5 учебный год в учебных заведениях ведомства Министерства финансов. СПб. : Типография А.В. Орлова, 1906. Вып. 5.
5. Сибирская жизнь. 1905. № 206.
6. Сибирская жизнь. 1911. № 183.
7. Первое сибирское коммерческое училище цесаревича Алексея в г. Томске 1901-1909 / Томск. гос. архит.- строит. ун-т ; сост. С.Г. Егоров.
Факс. изд. 1910 г. Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2012.
8. Чирков Н.С. Путеводитель по Томску и его окрестностям. Томск : Паровая типография Н.И. Орловой, 1905.
9. Чавыкин Г.В. Весь Томск на 1911-1912 гг.: адресно-справочная книжка. Год изд. 1-й. Томск, 1911.
10. Отчет Общества взаимного вспоможения приказчиков в Томске. Двадцатигодичный отчет за 1911 год. Томск : Типо-литография Сибирского товарищества печатного дела, 1912.
11. Государственный архив Томской области. Ф. 233. Оп. 2. Д. 3357.
12. Зенченко Н.С. Коммерческие училища как общеобразовательная школа России в начале XX века (на материалах Санкт-Петербургских коммерческих училищ) : дис. ... канд. пед. наук. М., 1953.
13. Исаев Ю.Г. Жуков К.С. Иркутское коммерческое училище на Почтамтской // Исаев Ю.Г., Жуков К.С. Коммерческое образование в России (1773-1917). История. Традиция. Опыт. Иркутск, 1995. С. 32-38.
14. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири 1703-1917 гг. Новониколаевск : Сибирское областное государственное издательство, 1923.
15. Сибирская советская энциклопедия : в 4 т. Т. 2: З-К / под общ. ред. М.К. Азадовского [и др. ]. М. : Зап.-Сиб. отд-е ОГИЗ, 1931.
16. Профессиональное коммерческое образование в Сибири в XX в. Очерки истории [Электронный ресурс] / Т.А. Катцина, Л.Е. Мариненко, О.Г. Алексеев, А.И. Погребняк. 2-е изд., стереотип. М. : ФЛИНТА, 2014.
Dvortsova Olga V. Municipal autonomous institution «Museum of Tomsk history». E-mail: [email protected] FROM THE HISTORY OF THE FORMATION OF THE SYSTEM OF COMMERCIAL EDUCATION IN TOMSK.
Keywords: entrepreneurship; merchants; education; commerce; a trading school; clerks.
The purpose of this paper is to cover the history of the emergence of primary and secondary commercial education in Tomsk. To achieve this goal, the reasons for the formation of commercial education, its significance for the Tomsk trade and industrial world, the analysis of the specific features of the educational process: the composition of students, the taught disciplines, the reporting documentation of educational institutions, were considered. The sources of research were the "Reports on the state of commercial education in Russia" (1905, 1906), archival documents and notes in the daily newspaper "Siberian Life". The main source for studying the activities of the First Siberian Commercial School and evening trading classes was the work of the director of the school S.G. Egorov for 1910, which presents training programs and information about teachers and students. In the article, special attention is paid to the establishment of the trade school, the information about which is presented in the annual reports of the Society of Mutual Assistance of Clerks in Tomsk. In the course of the research, the author came to the following conclusions: in the first decade of the 20th century, a system for
32
O.B. fleop^ea
commercial education was created in Tomsk, which allowed students to study, regardless of class and gender. The initiative to create commercial schools came from private business, which was caused by production's need. Tomsk for two centuries had the status of a trading city, where trade routes were connected - river and land. The implementation of the Trans-Siberian railway affected the economy of the country and provincial Tomsk in particular. The Siberian market became available to entrepreneurs in Central Russia and to commercial and industrial companies from abroad, which in turn caused, on the one hand, active development of trade and industry, on the other - the growth of competition not only between local entrepreneurs, but also among all-Russian and foreign companies. In the current situation it was only possible to be competitive by reconsidering previous approaches to dealing with business matters, including personnel, professionalism and educational level. The opening of new enterprises and shops caused the need for qualified specialists. The required college education was to be provided by the Commercial College, created in 1901. But already the first issue revealed a new problem - graduates preferred to continue their studies and entered a higher education institution. This issue was resolved by the opening of evening trading classes, which allowed to combine training with work. To fill the gap in the shortage of personnel, a trading school was opened in 1911. Private business in Tomsk needed skilled personnel, it was very important in the face of tough competition. Entrepreneurs could give their children not only a general education, but also a special commercial one, which ensured continuity in the conduct of the family business.
REFERENCES
1. Kecherdzhi-Shapovalov, M.V. (1911) Kommercheskoye obrazovaniye, yego znacheniye, metody i organizatsiya. Stat'i. Doklady. Rechi. 1902 [Com-
mercial education, its importance, methods and organization. Articles. Reports. Speeches]. St. Petersburg: Uley.
2. Sakharov, A. (1906) Nashi kommercheskiye shkoly i ikh obshchestvennoye znacheniye [Our commercial schools and their social significance]. St.
Petersburg: [s.n.].
3. Ministry of Finance. (1905) Otchet o sostoyanii kommercheskogo obrazovaniya v Rossii za 1903-4 uchebnyy god v uchebnykh zavedeniyakh vedom-
stva Ministerstva Finansov [Report on the state of commercial education in Russia for the 1903-1904 academic year in the educational institutions of the Ministry of Finance]. St. Petersburg: A.V. Orlov.
4. Ministry of Finance. (1906) Otchet o sostoyanii kommercheskogo obrazovaniya v Rossii za 1904-5 uchebnyy god v uchebnykh zavedeniyakh vedom-
stva Ministerstva Finansov [Report on the state of commercial education in Russia for the 1904-5 academic year in the educational institutions of the Ministry of Finance]. St. Petersburg: A.V. Orlov.
5. Sibirskaya zhizn'. (1905). 206.
6. Sibirskaya zhizn'. (1911). 183.
7. Yegorov, S.G. (2012) Pervoye sibirskoye kommercheskoye uchilishche tsesarevicha Alekseya v g. Tomske 1901—1909 [Tsarevich Alexei's First Siberi-
anCommercial School in Tomsk in 1901-1909]. Tomsk: Tomsk State University of Architecture and Building.
8. Chirkov, N.S. (1905) Putevoditel'po Tomsku iyego okrestnostyam [A Guide to Tomsk and Its Environs]. Tomsk: N.I. Orlova.
9. Chavykin, G.V. (1911) Ves' Tomsk na 1911—1912 gg.: adresno-spravochnaya knizhka [The whole of Tomsk for 1911-1912: An address and reference
book]. Tomsk: [s.n.].
10. The Society of Mutual Assistance of Clerks in Tomsk. (1912) Otchet Obshchestva vzaimnogo vspomozheniya prikazchikov v Tomske. Dvadtsatigodichnyy otchet za 1911 god [Report of the Society of mutual assistance of clerks in Tomsk. Twenty-year report for 1911]. Tomsk: Tipo-litografiya Sibirskogo tovarishchestva pechatnogo dela.
11. The State Archives of the Tomsk Region. Fund 233. List 2. File 3357.
12. Zenchenko, N.S. (1953) Kommercheskiye uchilishcha kak obshcheobrazovatel'naya shkola Rossii v nachale XX veka (na materialakh Sankt-Peterburgskikh kommercheskikh uchilishch) [Commercial schools as a comprehensive school in Russia in the early 20th century (a case study of St. Petersburg commercial schools)]. Pedagogy Cand. Diss. Moscow.
13. Isayev, Yu.G. & Zhukov, K.S. (1995) Kommercheskoye obrazovaniye v Rossii (1773-1917). Istoriya. Traditsiya. Opyt [Commercial Education in Russia (1773-1917). History. Tradition. Experience]. Irkutsk: Uliss. pp. 32-38.
14. Yurtsovskiy, N.S. (1923) Ocherki po istorii prosveshcheniya v Sibiri 1703—1917 gg. [Essays on the history of enlightenment in Siberia in 17031917]. Novonikolayevsk: Sibirskoye oblastnoye gosudarstvennoye izdatel'stvo.
15. Azadovskiy, M. K. l. et. Al. (eds) (1931) Sibirskaya sovetskaya entsiklopediya: v 4 t. [Siberian Soviet Encyclopedia: in 4 vols]. Vol. 2. Moscow: Zap.-Sib. otd-niye OGIZ.
16. Kattsina, T.A., Marinenko, L.Ye., Alekseyev, O.G. & Pogrebnyak, A.I. (2014) Professional'noye kommercheskoye obrazovaniye v Sibiri v XX v. Ocherki istorii [Professional commercial education in Siberia in the 20th century. Essays on History]. Moscow: FLINTA.