Научная статья на тему 'Деятельность педагогического комитета Санкт-Петербургского Охтенского коммерческого училища'

Деятельность педагогического комитета Санкт-Петербургского Охтенского коммерческого училища Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / УЧАЩИЕСЯ / РОДИТЕЛИ / COMMERCIAL EDUCATION / SECONDARY EDUCATION / COMMERCIAL SCHOOL / PEDAGOGICAL COMMITTEE / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / STUDENTS / PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л.Н.

С конца XIX начала ХХ века в России увеличивается число общественных, частных и государственных коммерческих учебных заведений. Одним из таких училищ было 8-классное мужское коммерческое училище Санкт-Петербургского Охтенского Общества образования и воспитания. В соответствии с Положением о коммерческих учебных заведениях в Охтенском училище действовал педагогический комитет (совет). На своих собраниях педсовет обсуждал текущие учебные дела: успехи и поведение учащихся, поощрение и награждение преуспевающих или порицание недисциплинированных и неуспевающих учеников, о внедрении 5-балльной системы оценивания, вопросы, связанные с повышением профессионального мастерства членов педагогического коллектива. Педагогический комитет принимал решения о материально-техническом оснащении училища (приобретение книг, учебных пособий, оборудования для кабинетов), а также о пожертвованиях на нужды училища. Наряду с учебной деятельностью значительное место в работе училища занимала просветительская и воспитательная работа, в том числе с родителями. Основными формами этой работы были экскурсии учащихся в музеи С.-Петербурга, пригороды и окрестности города, ученические вечера и концерты. Последние, несмотря на то, что решали учебно-воспитательные задачи, позволяли добывать и денежные средства на нужды училища. Родители учащихся привлекались к организации школьных завтраков, обеспечению учащихся учебниками. На протяжении 10 лет своего существования (1908-1918) Охтенское коммерческое училище Санкт-Петербургского Охтенского общества образования и воспитания и его педагогический комитет (совет) решали задачи обучения и воспитания юношей большого района с населением около 100 тысяч человек. Несмотря на то, что обучение в училище было платным, необходимость в нём была очевидной. Училище было единственным в Охтенском районе, которое давало среднее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Since the end of the XIX-beginning of XX century in Russia, an increasing number of public, private and public commercial establishments. One of these schools was 8-cool men's commercial school of the St. Petersburg Society of Ohtenskogo education. In accordance with the regulations of commercial institutions in Ohtenskom school acted pedagogical Committee (Board). At its meetings of pedagogical Board discussed current school business: success and behaviour of students, encouraging and rewarding successful or censure of unruly and underachieving students, about the introduction of 5-point grading system, issues related to improvement of professional skills of the members of the teaching staff. Pedagogical Committee took decisions on the logistical equipping of schools (purchase of books, teaching aids and equipment for classrooms), as well as donations for the needs of the school. Along with training activities a significant place in the work of the schools ranked education and educational work, including parents. The main forms of this work were tours of students in St. Petersburg museums, suburbs and the outskirts of the city, student nights and concerts. The latter, despite the fact that decided the educational tasks, they produce and funds on the needs of the school. Parents of the students involved in the Organization of school meals, providing textbooks. Over the 10 years of its existence (1908-1918) Ohtenskoe commercial school of the St. Petersburg Society of Ohtenskogo education and its pedagogical Committee (Council) decided the tasks of training and education of boys a large area with a population of about 100 thousand people. Despite the fact that teaching in College was pay, the need for it was evident. The school was the only one in the Ohtenskom area, which gave the secondary education.

Текст научной работы на тему «Деятельность педагогического комитета Санкт-Петербургского Охтенского коммерческого училища»

УДК 377.014.63 (470.23-25) "1908/1918"

Л. Н. Семенова

Деятельность педагогического комитета Санкт-Петербургского Охтенского коммерческого училища

С конца XIX - начала ХХ века в России увеличивается число общественных, частных и государственных коммерческих учебных заведений. Одним из таких училищ было 8-классное мужское коммерческое училище Санкт-Петербургского Охтенского Общества образования и воспитания. В соответствии с Положением о коммерческих учебных заведениях в Охтенском училище действовал педагогический комитет (совет).

На своих собраниях педсовет обсуждал текущие учебные дела: успехи и поведение учащихся, поощрение и награждение преуспевающих или порицание недисциплинированных и неуспевающих учеников, о внедрении 5-балльной системы оценивания, вопросы, связанные с повышением профессионального мастерства членов педагогического коллектива.

Педагогический комитет принимал решения о материально-техническом оснащении училища (приобретение книг, учебных пособий, оборудования для кабинетов), а также о пожертвованиях на нужды училища.

Наряду с учебной деятельностью значительное место в работе училища занимала просветительская и воспитательная работа, в том числе с родителями. Основными формами этой работы были экскурсии учащихся в музеи С.Петербурга, пригороды и окрестности города, ученические вечера и концерты. Последние, несмотря на то, что решали учебно-воспитательные задачи, позволяли добывать и денежные средства на нужды училища. Родители учащихся привлекались к организации школьных завтраков, обеспечению учащихся учебниками.

На протяжении 10 лет своего существования (1908-1918) Охтенское коммерческое училище Санкт-Петербургского Охтенского общества образования и воспитания и его педагогический комитет (совет) решали задачи обучения и воспитания юношей большого района с населением около 100 тысяч человек. Несмотря на то, что обучение в училище было платным, необходимость в нём была очевидной. Училище было единственным в Охтенском районе, которое давало среднее образование.

© Семенова Л. Н., 2017

Since the end of the XlX-beginning of XX century in Russia, an increasing number of public, private and public commercial establishments. One of these schools was 8-cool men's commercial school of the St. Petersburg Society of Ohtenskogo education. In accordance with the regulations of commercial institutions in Ohtenskom school acted pedagogical Committee (Board).

At its meetings of pedagogical Board discussed current school business: success and behaviour of students, encouraging and rewarding successful or censure of unruly and underachieving students, about the introduction of 5-point grading system, issues related to improvement of professional skills of the members of the teaching staff.

Pedagogical Committee took decisions on the logistical equipping of schools (purchase of books, teaching aids and equipment for classrooms), as well as donations for the needs of the school.

Along with training activities a significant place in the work of the schools ranked education and educational work, including parents. The main forms of this work were tours of students in St. Petersburg museums, suburbs and the outskirts of the city, student nights and concerts. The latter, despite the fact that decided the educational tasks, they produce and funds on the needs of the school. Parents of the students involved in the Organization of school meals, providing textbooks.

Over the 10 years of its existence (1908-1918) Ohtenskoe commercial school of the St. Petersburg Society of Ohtenskogo education and its pedagogical Committee (Council) decided the tasks of training and education of boys a large area with a population of about 100 thousand people. Despite the fact that teaching in College was pay, the need for it was evident. The school was the only one in the Ohtenskom area, which gave the secondary education.

Ключевые слова: коммерческое образование, среднее образование, коммерческое училище, педагогический комитет, учащиеся, родители.

Key words: commercial education, secondary education, commercial school, the pedagogical Committee, pedagogical experience, students, parents.

С конца XIX - начала XX века в структуре российского образования росла популярность коммерческих учебных заведений и прежде всего коммерческих училищ. Коммерческие училища давали среднее образование, чем были привлекательны для представителей различных социальных слоёв. Большую роль в развитии коммерческого образования в России сыграли коммерческие училища Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской губернии. Их опыт стал примером для создания коммерческих учебных заведений в провинциальных городах Российской империи.

Перед коммерческими учебными заведениями ставились высокие задачи, на них возлагались большие надежды. Современники писали: «... профессиональная школа есть создание господствующих социально-экономических условий, а специальное образование, даваемое такой школой, является необходимым условием упрочения и поддержания материального благосостояния массы лиц» [1, с. 246]. Коммерческие училища были первыми средними учебными заведениями в России, где действовал принцип «академической автономии». Учебное заведение данного типа было вправе самостоятельно заниматься постановкой учебно-воспитательного процесса, а педагогический коллектив имел широкий спектр возможностей для творческой и экспериментальной деятельности. Здесь шире, чем в министерских учебных заведениях, отрабатывались передовые педагогические идеи и методы обучения.

Наряду с общеобразовательными предметами в учебный план этих учебных заведений были включены специальные предметы, готовящие выпускников к торговой и коммерческой деятельности. Главной задачей коммерческих учебных заведений было предоставление учащимся обширных «технических, экономических, юридических и конторских знаний.., чтобы учащийся сжился с образом коммерческого предприятия, мог бы с любовью относиться к своей будущей профессии» [2, с. 297]. Таким образом, учащиеся коммерческих училищ практически готовились к торгово-промышленной деятельности в местной торговле и промышленности.

Охтенское коммерческое училище Санкт-Петербургского Охтенского общества образования и воспитания относилось к учебным заведениям нового поколения. Это было единственное среднее учебное заведение громадного района Большой и Малой Охты, Полюстрово и Пороховых заводов Петербурга с населением около 100 тыс. жителей. Охтенское 8-классное мужское коммерческое училище было учреждено в 1908 г. и просуществовало до закрытия учебных заведений данного типа 5 июня 1918 г. Существовало училище на средства членских взносов Охтенского общества образования и воспитания, платы за обучение (60-150 р. в месяц), пожертвования, доходы от спектаклей и вечеров в пользу училища. Училище находилось в ведении Министерства торговли и промышленности. Целью Охтенского коммерческого училища было предоставление юношам общего и коммерческого образования.

В соответствии с Положением о коммерческих учебных заведениях в Охтенском училище действовали попечительный совет и педагогический комитет, состоящий из преподавателей училища. Попечительный совет

избирался из лиц, имеющих высшее образование. Один из членов совета входил в педагогический комитет. Педагогический комитет создавался «для обсуждения дел по учебной части и для решения вопросов, касающихся успехов и поведения учащихся» [4, с. 16] Председательствовал в педагогическом комитете директор училища.

Педагогический комитет училища, или педагогический совет, как часто он именовался в протоколах заседаний, начал свою работу одновременно с открытием училища, однако первые протоколы заседаний датированы 1910 г. Он рассматривал и решал насущные вопросы функционирования училища. Это были вопросы различного характера. Среди организационных вопросов были оснащение библиотеки училища, оборудование учебных помещений, строительство собственного учебного здания, устройство горячих завтраков для учащихся, к организации и продаже которых комитет привлекал матерей учащихся. Вопросами учебно-воспитательной деятельности в училище педагогический совет занимался постоянно.

Практика повседневной жизни училища и деятельность педагогического совета были сосредоточены на решении главных вопросов: поведении и учебных успехах учащихся. На заседаниях педагогического совета обсуждались текущие, четвертные и годовые результаты успеваемости учащихся, их дисциплина, выносились решения о порицании и поощрении учащихся, а также результаты приёмных и переводных экзаменов.

Протоколы заседаний педагогического совета свидетельствуют о постоянном внимании учителей к вопросам дисциплины, и прежде всего предупреждению нарушений дисциплины и порицанию недисциплинированных. Наиболее часто взыскания определялись в виде снижения оценки за поведение. Оценка снижалась за неаккуратное или за упорное нежелание аккуратно вести дневник, ложь, кривляния во время замечаний преподавателей, частые опоздания, драки [8. Л. 12]. К примеру, в протоколе № 55 от 29 октября 1914 г. педагогический совет высказался за оценку «3» учащемуся 1 класса Пацкевичу за «неоднократное нарушение классной дисциплины, ложь и за присвоение чужого имущества» [9. Л. 14-15]. Следует отметить, что прежде, чем вынести учащемуся порицание, его неоднократно предупреждали о недопустимости неудовлетворительного поведения, или плохой успеваемости.

На заседаниях педагогического совета звучали предложения добавлять словесные внушения учащимся вызовом родителей в училище, а в особо важных случаях нарушения классной или внеклассной дисциплины

администрация училища отсылала «виновного ученика домой с письмом к родителям и предложением к родителям - без них в училище не являться» [8. Л. 43]. Предлагалось также «в исключительных случаях - лишение учащихся праздничной свободы (отдыха) до 4 часов при условии наблюдения за ним кого-нибудь из преподавателей» [8. Л. 35-36].

Среди неблагопристойных были следующие проступки учащихся: курение, которое определялось как «предосудительное поведение», «грубая расправа с товарищами» (драки), дурное поведение на уроках. За систематические нарушения дисциплины крайней мерой наказания было увольнение (исключение) ученика из училища, что делалось не так часто. В декабре 1914 г. по решению педагогического совета из училища был уволен ученик 2 класса Николаев с формулировкой: «В виду целого ряда крайне некрасивых поступков Николаева (уличные драки, нарушение училищного порядка, безобразное поведение в уборной и пр.), указывающих на его разнузданность и нравственную испорченность, - во избежании вредного влияния Николаева на учеников, педагогический совет принимает предложение г. председателя (директор училища Ф.В. Гобанов) -уволить Николаева из училища» [9. Л. 19].

Следует учесть, что возраст поступления учащихся в коммерческие училища определялся Положением с 10 лет [4, с. 14]. Так как в Охтенском училище учились юноши-подростки 10-18 лет, то и вопрос дисциплины, особенно старших подростков, неоднократно становился предметом особого внимания руководства. В конце октября (31) 1914 г. [9. Л. 17-18], когда в очередной раз рассматривался вопрос о классной дисциплине, педсоветом было рассмотрено Положение о классной дисциплине, выработанное попечительным советом училища (протокол № 58, 11 февраля 1915 г.). В Положении были сформулированы правила и для учеников, и для учителей. Среди них: «Ученики обязаны приветствовать преподавателя вставанием, никаких словесных приветствий быть не должно» [9. Л. 17]. Учителя призывались «по возможности, избегать наказаний (высылки из класса, лишения свободы во время перемены. ). Ученик лишь в крайнем случае может быть задержан в училище после 6-го урока» [9. Л. 17-18].

Педсовет в своём решении потребовал строгого соблюдения Положения о классной дисциплине [9. Л. 23], при этом члены комитета признали, что Положение работает и дисциплина учащихся в целом удовлетворительная и что ещё большую пользу оно принесёт, если своевременно вызывать родителей в училище. Практически речь шла о необходимости более тесного взаимодействия училища с родителями учеников.

Одним из вопросов, к которому постоянно возвращался педагогический совет училища, был вопрос о системе оценивания учащихся. Ещё в 1910 г. были опубликованы «Правила об испытаниях, о переводе учащихся в следующие классы и о награждениях окончивших курс в коммерческих учреждениях Министерства торговли и промышленности», в соответствии с которыми переводные и окончательные экзамены проводились ежегодно с 15 апреля и устанавливалась 5-балльная система оценивания без дробей: «5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - неудовлетворительно, 1 - слабо» [5].

Момент открытия Охтенского коммерческого училища совпал с обсуждением в широких педагогических кругах вопроса о внедрения 5-балльной системы оценивания в образовательный процесс. На первом училищном педсовете нового 1910-1911 учебного года (сентябрь 1910 г.) говорилось о том, что каждый преподаватель должен иметь собственную книжечку для выставления отметок ученикам по пятибалльной системе. При этом родители учеников оповещались лишь словами: «успевающий» или «неуспевающий». Эти же формулировки использовались и в четвертных ведомостях. По пятибалльной шкале оценивалось и поведение учеников училища, при этом прилежание характеризовалось словами «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Весной 1913 г. внедрение балльной системы оценивания рассматривалось как мера награждения успевающих учеников, наиболее способных и примерных по трём степеням успешности. О переходе на 5-балльную систему педагогический комитет Охтенского коммерческого училища принял решение на своём заседании 29 сентября 1914 г. (протокол № 54). Это решение было принято с небольшим перевесом голосов: 7 голосов - «за», 5 - «против» [9. Л. 13]. В дальнейшем педсовет отмечал, что 5-балльная система оценивания «является только показателем успешности учеников в целях осведомления родителей». Поэтому рекомендовал осторожно обращаться с отметками и не прибегать к ним «как средству воздействия на слабых учеников, так как это вредно отражается на психике их, вызывая иногда озлобление» [9. Л. 48-49].

Наиболее достойные и успевающие ученики награждались по решению педагогического совета. Для поощрения лучших учеников попечительный совет училища учредил стипендию в память 300-летия Дома Романовых. В 1913 г. впервые этой премии удостоился ученик IV класса Степанов Николай [8. Л. 64]. Он же был назван кандидатом на получение

стипендии Охтенского Общества взаимного кредита [8. Л. 72]. Иногда лучшие учащиеся награждались бесплатными билетами в петербургские театры. Существовали награды при переходе в следующий класс (отменены решением педагогического комитета 11 февраля 1915 г., протокол № 58).

Последний выпуск в Охтенском 8-классном коммерческом училище состоялся 3 марта 1918 г. Из 10 человек двое - Власов Георгий Дмитриевич и Степанов Николай Дмитриевич - были награждены золотой медалью и удостоены звания кандидата коммерции [9. Л. 100].

Одновременно с обсуждением системы оценивания учащихся стоял вопрос о занятиях с малоуспевающими. Педагогическим комитетом училища были определены периодичность и время проведения занятий. Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 ч после уроков, в 6-8 ч вечера (уроки в училище заканчивались в 3 ч 10 мин.). Услуга была платной. За обучение и помощь ученику родители доплачивали 2 р. в месяц [9. Л. 15].

Дискуссионным для педагогов Охтенского училища был вопрос о домашнем задании для учащихся по учебным предметам, на необходимости которого настаивало Министерство торговли и промышленности. Чтобы облегчить учение, представители коммерческого образования на страницах своего профессионального журнала «Коммерческое образование» предлагали ряд мер, среди которых была рекомендация задавать такой материал, который учащиеся «могли бы исполнить при наименьшей затрате энергии и с наибольшей для себя пользой» [3, с. 108]. В случае невыполнения домашнего задания педсовет рекомендовал педагогам выяснить, с чем это связано и «сообразно с этим применить меры воздействия» [9. Л. 42]. Ставилась задача бережного отношения к внутреннему миру учащихся, «сообразуясь с характером и запросами каждого питомца», для чего учитель должен был познакомиться с условиями домашней жизни каждого ученика [9. Л. 42].

Об оповещении родителей об успехах учеников говорилось неоднократно. На заседании Педагогического комитета 29 сентября 1914 г. было решено ввести ведомости-недельники, а сохранение четвертных ведомостей признано крайне желательным [9, Л. 12].

Педагогический комитет уделял внимание и повышению профессионального мастерства педагогов, и методике преподавания учебных дисциплин, и обмену опытом. 26 апреля 1915 г. повестка дня одиннадцатого заседания педагогического комитета в учебном 1914-1915 году (протокол № 61) включала вопрос о желательности большей самостоятельности пре-

подавателей в области воспитания и обучения и согласованности действий, касающихся жизни школы, на основе взаимного доверия и сотрудничества. Отметив, что преподавателей училища следует рассматривать как «членов единой педагогической корпорации», комитет признал необходимым:

1) организовать посещение уроков товарищей по училищу;

2) создать предметные комиссии и проводить классные совещания (собрания);

3) осуществить знакомство с постановкой учётного дела в иных учебных заведениях;

4) «установить непосредственную связь с ближайшими учебными заведениями на почве совместного разрешения методических вопросов и т. д.» [9. Л. 31].

Члены комитета обратили внимание и на то, что к началу следующего учебного года необходимо подготовить материал по поставленным вопросам, чтобы рассмотреть их на педагогическом совете. Сохранившиеся протоколы педагогических собраний свидетельствуют, что до конца существования училища педсовет к обсуждению этого вопроса так и не вернулся. Он продолжал работу в прежнем режиме и по текущим вопросам. Однако из этого не следует, что у преподавателей училища пропал интерес к поднятой проблеме. Так, например, на августовском педсовете 1916 г. говорилось о том, что крайне желательным является посещение наблюдателями уроков в вверенных им классах, а также обмен мнениями «по вопросу работоспособности, успехам и поведению учеников, обращающих на себя внимание...» [9. Л. 71].

Регулярно педагогический комитет обсуждал вопросы обеспечения учебного процесса средствами обучения и выделения средств на эти нужды. Среди них: выбор учебников и приобретение учащимися учебных пособий на текущий учебный год, о пополнении библиотеки книгами, в том числе для внеклассного чтения, о приобретении исторических карт, оборудование кабинетов [9. Л. 7-9].

Заслуживает интереса и эпизод, нашедший отражение в одном из заседаний педагогического комитета. Так, обсуждая вопрос о необходимости проведения телефона в училище, в октябре 1911 г. педагогический комитет принял решение (протокол № 15) о вычетах из жалования учителей в размере от 20 до 30 копеек в месяц [8. Л. 21]. Таким образом, преподаватели училища лично участвовали в материально-техническом обеспечении училища.

В 1911 г. попечительный совет училища вынес на обсуждение педагогического комитета вопрос о постройке собственного здания училища. Члены комитета, обсудив это предложение, высказали пожелание, чтобы здание было не выше трех этажей при возможной «изоляции старшего возраста от младшего» [8. Л. 22]. В учебном здании должны были быть актовый и гимнастический залы, кабинеты «физический, химический, товароведения, физики и химии; лаборатории - химическая, естественно-историческая и товароведения,.. мастерская ручного труда, две страховые комнаты для разных возрастов». Планировалось помещение для библиотеки: фундаментальной, специальной и ученической [8. Л. 23]. Однако решение вопроса о постройке собственного здания растянулось на долгие годы.

С момента учреждения Охтенское коммерческое училище находилось на Траурной улице, д.1 Большой Охты. С февраля 1913 года началась переписка с Петербургской земской управой о продаже земли под учебное здание по Старомалиновской дороге. Для постройки здания был выбран Полюстровский участок (№ 114 и 69) на Большой Охте по Малиновской улице. Несколько лет решался вопрос об освобождении училища от платы крепостной пошлины за землю. Несмотря на то, что в апреле 1915 г. император высказал положительное мнение по этому вопросу, только в феврале 1916 г. Охтенское коммерческое училище было освобождено от платы, как просветительское учреждение [6. Л. 1-27]. Однако здание для училища так и не было построено.

Отдельным направлением учебно-воспитательной работы педагогического комитета была организация экскурсий для учеников училища. Родители учеников обязывались сдавать в экскурсионный фонд 5 р. в год. Обычно экскурсии проводились в конце учебного года. Учащиеся младших классов посещали ближайшие окрестности Петербурга: Саблино, Юкки, Поповка и др. Ежегодно ученики училища бывали в Ботаническом саду, Зоологическом музее, Эрмитаже, Горном институте. В марте 1914 г. педагогический комитет высказал идею о желательности проведения совместных (II и III кл.) экскурсий по городу с исторической целью, а для III и IV кл. - на заводы [8. Л. 91]. В 1917 г. наряду с традиционными экскурсионными учебными объектами появились Стеклянный и Кожевенный заводы, Бумагопрядильная фабрика.

Педагогический комитет большое внимание уделял вопросам воспитания учащихся училища, в том числе в каникулярное летнее время. В условиях военного времени, например, на лето 1916 и 1917 года, педсовет рекомендовал организовать учащихся старших классов на приобретение ими «практических знаний (работа на фабриках, заводах, книговодство и пр.)» [9. Л. 79].

Одним из направлений воспитательной работы и одновременно добыванием средств на нужды училища было устройство вечеров и спектаклей силами преподавателей и учащихся училища. Подобные мероприятия проходили после согласования программы их проведения с градоначальником и главным инспектором по учебной части Министерства торговли и промышленности, получения соответствующего свидетельства. В соответствии с узаконениями и распоряжениями не допускались речи и чтения, не вошедшие в программу, денежные сборы [7. Л. 9].

В программу вечеров включались выступления хора учеников училища и оркестра балалаечников, декламация стихов, фрагменты театральных пьес и инсценировок известных произведений, музыкальные произведения на фортепиано и скрипке. Так, в условиях Первой мировой войны в программу вечера, который состоялся 20 декабря 1914 г., были включены российский, английский и сербский гимны, «Марсельеза», русские народные песни «А мы просо сеяли», «Выйду ль я на реченьку», «Гей, славяне» [6. Л. 26-27].

Первая мировая война вызвала в сознании российских подданных глубокие патриотические чувства. Всё дело воспитания и обучения было подчинено идее защиты Отечества и личного участия в оборонном деле.

10 сентября 1914 г. педагогический комитет Охтенского коммерческого училища под пунктом 6 принимает решение об отчислении 2 % из жалования преподавателей на содержание лазарета имени Петроградского коммерческого учебного заведения. Ещё ранее по решению комитета в зале училища появилась большая карта военных действий. Также в училище была вывешена кружка для сбора добровольных пожертвований. Параллельно с этим учащиеся и их родители были проинформированы о сборе пожертвований вещами, организатором которого выступила учительница образовательного чтения А.В. Мачерет [9. Л. 7-9].

В конце сентября (протокол № 54) педагогический комитет среди 19 намеченных вопросов рассмотрел вопрос об учреждении 1-2 кроватей в лазарете Петроградского коммерческого училища с привлечением к этому благородному делу родителей [9. Л. 10-13]. Комитет принял решение о передаче собранных денег и вещей лазарету на Охте. Ровно через месяц 29 октября на заседании комитета обсуждался вопрос: «В каком из лазаретов целесообразно и удобнее содержать кровати для раненых на собранные учениками и их родителями средства». Для передачи собранных средств участниками собрания был выбран лазарет Технического училища на Малой Охте [9. Л. 15].

На протяжении 10 лет своего существования Охтенское коммерческое училище Санкт-Петербургского Охтенского общества образования и воспитания и его педагогический комитет (совет) решали задачи по обучению и воспитанию молодого поколения. Усилия педагогического комитета были направлены на организацию чёткого функционирования учебного заведения, поддержание дисциплины и прилежания учащихся, их воспитание и всестороннее развитие. Педсоветы проходили регулярно, 8-10 раз в год. Повестка заседаний педсовета была обширной. Порой она включала от 8 до 19 вопросов. Заседания назначались после шести, а порой и в 78 ч вечера. Преподаватели оповещались о собрании за 5 дней до его проведения под личную подпись. Несмотря на то, что слово «коммерческое» в названии училища не нашло широкого подтверждения в учебном плане и учебных программах данного учебного заведения, в целом оно предоставляло возможность получить общее среднее образование определённой части населения обширного района С.-Петербурга - Петрограда 19081918 гг.

Последний протокол педагогического комитета Охтенского коммерческого училища № 54 датирован 9 мая 1918 г. Это было самое многочисленное по количеству участников собрание - 17 человек. Решались три вопроса: проект Устава училища, выборы членов хозяйственного комитета и председателя педагогического комитета, текущие дела. Впервые за всю историю собрание проводилось утром. Декретом Наркомпроса от 5 июня 1918 г. училище было упразднено. В преобразованном виде его история продолжилась в рамках Единой трудовой школы (двух ступеней), где школу II ступени и представляло бывшее Охтенское коммерческое училище.

Список литературы

1. Будде Б. Задачи среднего коммерческого образования и его современное состояние в России // Коммерческое образование. 1914. - № 6. - С. 243-248.

2. Будде Б. Задачи среднего коммерческого образования и его современное состояние в России // Коммерческое образование. - 1914. - № 7. - С. 295-301.

3. Нестерова Н. О задавании уроков учащимся // Коммерческое образование. -1911. - №3. - С. 105-108.

4. Положение о коммерческих учебных заведениях. Правила и подробные программы для поступления в коммерческие училища. Сост. по официальным данным З.П. Евзлин. - СПб., 1905. - 145 с.

5. Правила об испытаниях, о переводе учащихся в следующие классы и о награждениях окончивших курс в коммерческих учреждениях Министерства Торговли и Промышленности // Коммерческое образование. - 1910. - № 7. - С. 388-391.

6. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее - ЦГИА СПб). Фонд 106. Оп. 1. Д. 13.

7. ЦГИА СПб. Фонд 106. Оп. 1. Д. 39.

8. ЦГИА СПб. Фонд 106. Оп. 1. Д. 94.

9. ЦГИА СПб. Фонд 106. Оп. 1. Д. 95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.