Научная статья на тему 'Участие педагогов и семьи в материально-техническом обеспечении учебно-воспитательного процесса в начале ХХ В. (на примере Охтенского коммерческого училища)'

Участие педагогов и семьи в материально-техническом обеспечении учебно-воспитательного процесса в начале ХХ В. (на примере Охтенского коммерческого училища) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КОММЕРЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА / МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОХТЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ / УЧЕНИЧЕСКИЕ ВЕЧЕРА И СПЕКТАКЛИ / BUSINESS SCHOOLS / COMMERCIAL SCHOOLS / MINISTRY OF TRADE AND INDUSTRY / ST. PETERSBURG OKHTENSKY SOCIETY OF EDUCATION AND UPBRINGING / PARENTS '' COMMITTEE / STUDENT PARTIES AND PERFORMANCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семёнова Л.Н.

В начале ХХ в. заметное место среди средних учебных заведений стали занимать коммерческие учебные заведения. По инициативе Охтенского общества образования и воспитания в 1908 г. в Санкт-Петербурге было открыто мужское Охтенское 8-классное коммерческое училище. Это было единственное учебное заведение, в котором могли получить среднее образование жители огромного района Петербурга численностью 100 тыс. чел. Открытое и содержащееся на общественные средства, в том числе за счет платы за обучение учащихся, Охтенское коммерческое училище нуждалось в средствах на материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Администрация училища, педагогический совет и родительский комитет изыскивали средства на приобретение книг и учебных пособий для библиотеки училища, оборудования (приборов и наглядных пособий) для практических занятий и учебного процесса в целом. Многочисленные ходатайства директора училища направлялись в различные общества, например, в Общество ревнителей русского исторического просвещения памяти императора Александра III и другие, с целью оказания благотворительной помощи училищу. Одним из источников добывания средств на нужды училища были ученические вечера и спектакли, которые в годы Первой мировой войны в основном были уже благотворительными. Когда возникала потребность училища в решении какого-либо частного вопроса (так было с проведением телефона в училище), в ход шли личные средства членов педагогического комитета. В свою очередь родители, главным образом матери, принимали участие в обеспечении учащихся горячими завтраками. Это была проблема, которая особо остро встала в годы войны. Санкт-Петербургское Охтенское коммерческое училище как общественное учебное заведение функционировало 10 лет и в июне 1918 г. было упразднено.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the early twentieth century, commercial schools became a prominent part of secondary education. In 1908, on the initiative of the Okhtensky Society of Education and Upbringing the eight-year male Okhtensky commercial school was started. It was the only secondary educational institution for the residents of the great Petersburg are a with the population of 100 thousand people. Supported by public money, including students’ fees, Okhtensky commercial college lacked logistic support of the educational process. School administration, the Pedagogical Council and Parents’ Committee sought funds for the purchase of books and training materials for the library, equipment (instruments and Visual Aids) for practical exercises and the teaching process as a whole. The Head of the school sent numerous petitions tovarious societies, for example, the Society of Supporters of Russian historical education in memory of Emperor Alexander III and others, with the aim of providing philanthropic assistance to the college. Students’ performances which before the outbreak and duringWorld War I were largely philanthropic became one of the sources of obtaining funding for the school. In special cases, i.e., installing the telephone, the money of the Pedagogical Committee members was used. On the other hand, parents, mostly mothers, took care of and financed hot breakfasts for students, the issue becoming particularlyimportant during the war years. Saint Petersburg Okhtensky commercial college worked asas a public institution for 10 years and was closed in June 1918.

Текст научной работы на тему «Участие педагогов и семьи в материально-техническом обеспечении учебно-воспитательного процесса в начале ХХ В. (на примере Охтенского коммерческого училища)»

УДК 377(091)(470.23-25)"19"

ГРНТИ 03:23: История России

Л.Н. Семёнова

Участие педагогов и семьи в материально-техническом обеспечении учебно-воспитательного процесса в начале ХХ в. (на примере Охтенского коммерческого училища)

В начале ХХ в. заметное место среди средних учебных заведений стали занимать коммерческие учебные заведения. По инициативе Охтенского общества образования и воспитания в 1908 г. в Санкт-Петербурге было открыто мужское Охтенское 8-классное коммерческое училище. Это было единственное учебное заведение, в котором могли получить среднее образование жители огромного района Петербурга численностью 100 тыс. чел.

Открытое и содержащееся на общественные средства, в том числе за счет платы за обучение учащихся, Охтенское коммерческое училище нуждалось в средствах на материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Администрация училища, педагогический совет и родительский комитет изыскивали средства на приобретение книг и учебных пособий для библиотеки училища, оборудования (приборов и наглядных пособий) для практических занятий и учебного процесса в целом. Многочисленные ходатайства директора училища направлялись в различные общества, например, в Общество ревнителей русского исторического просвещения памяти императора Александра III и другие, с целью оказания благотворительной помощи училищу.

Одним из источников добывания средств на нужды училища были ученические вечера и спектакли, которые в годы Первой мировой войны в основном были уже благотворительными. Когда возникала потребность училища в решении какого-либо частного вопроса (так было с проведением телефона в училище), в ход шли личные средства членов педагогического комитета. В свою очередь родители, главным образом матери, принимали участие в обеспечении учащихся горячими завтраками. Это была проблема, которая особо остро встала в годы войны.

Санкт-Петербургское Охтенское коммерческое училище как общественное учебное заведение функционировало 10 лет и в июне 1918 г. было упразднено.

Ключевые слова: коммерческие учебные заведения, коммерческие училища, Министерство торговли и промышленности, Санкт-Петербургское Охтен-ское общество образования и воспитания, родительский комитет, ученические вечера и спектакли.

© Семёнова Л.Н., 2018

L.N. Semionova

Teachers' and Families' participation in the logistic support of the educational process in the early XX century (the Okhtensky Commercial College)

In the early twentieth century, commercial schools became a prominent part of secondary education. In 1908, on the initiative of the Okhtensky Society of Education and Upbringing the eight-year male Okhtensky commercial school was started. It was the only secondary educational institution for the residents of the great Petersburg are a with the population of 100 thousand people.

Supported by public money, including students' fees, Okhtensky commercial college lacked logistic support of the educational process. School administration, the Pedagogical Council and Parents' Committee sought funds for the purchase of books and training materials for the library, equipment (instruments and Visual Aids) for practical exercises and the teaching process as a whole. The Head of the school sent numerous petitions tovarious societies, for example, the Society of Supporters of Russian historical education in memory of Emperor Alexander III and others, with the aim of providing philanthropic assistance to the college.

Students' performances which before the outbreak and duringWorld War I were largely philanthropic became one of the sources of obtaining funding for the school. In special cases, i.e., installing the telephone, the money of the Pedagogical Committee members was used. On the other hand, parents, mostly mothers, took care of and financed hot breakfasts for students, the issue becoming particularlyimportant during the war years. Saint Petersburg Okhtensky commercial college worked asas a public institution for 10 years and was closed in June 1918.

Key words: business schools, commercial schools, the Ministry of Trade and Industry, St. Petersburg Okhtensky Society of education and upbringing, parents ' Committee, student parties and performances.

Охтенское коммерческое училище Санкт-Петербургского Ох-тенского общества образования и воспитания, открытое в 1908 г., относилось к одному из двухсот коммерческих учебных заведений С.-Петербургской губернии. Это училище находилось в ведении Министерства торговли и промышленности и существовало в основном на общественные средства. Училище было открыто в период быстрого роста количества коммерческих учебных заведений, который был обусловлен укрепившимся в среде торгово-промышленных деятелей мнением, что экономическое преуспевание страны зависит «от развития коммерческого образования» [1, с. 243].

В первые три года существования в Охтенском коммерческом училище было три класса: приготовительный, первый и второй классы. Обучение было платным, его стоимость была довольно значительной и составляла 60-150 р. в год. Количество учащихся не было постоянным и в среднем колебалось в пределах 90-100 чел.

© Semionova L.N., 2018

По роду занятий родители учащихся представляли в основном торговлю, промышленность и капиталы. Среди учащихся были дети торгово-промышленных служащих, рабочих и ремесленников, крестьян. По вероисповеданию большинство составляли православные [2. Л. 31а]. К весне 1917 г. это было полноценное 8-классное училище, в котором обучалось около 90 чел.

В соответствии с Положением о коммерческих учебных заведениях (ст. 7) плата за обучение, пожертвования и другие доходы коммерческих училищ составляли их собственность [3]. Государство, проявлявшее заинтересованность в развитии коммерческого образования, как свидетельствует журнал «Коммерческое образование», участвовало в финансировании этого типа учебных заведений. В хронике коммерческого образования журнала сообщалось, что только в 1913 г. Министерство торговли и промышленности в среднем выдавало коммерческим училищам пособия в размере от 3 до 8 тыс. р. [4, с. 126].

Охтенское 8-классное коммерческое училище, являясь общественным, постоянно нуждалось в средствах. В феврале 1913 г. Совет Министров выделил ему пособие в сумме 7 тыс. р. [5, с. 296]. В следующем 1914 г., уже в ходе начавшейся Первой мировой войны, было принято решение об отпуске средств на его содержание по 5 тыс. р. в течение трех последующих лет [6, с. 103].

Несмотря на поступающие пособия, руководство училища постоянно стремилось пополнить средства на материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса, изыскивая новые возможности и используя внутренние и внешние ресурсы. Одним из таких ресурсов были ученические вечера и спектакли.

Школьные вечера и спектакли проводились в случае положительного ответа градоначальника на ходатайство училища об устройстве вечера, либо концерта с целью увеличения средств, о чём выдавалось свидетельство. В соответствии с циркуляром училище обязательно должно было выполнить ряд условий (распоряжений). Например, вход на концерт или спектакль осуществлялся только по печатным билетам с обозначенной на них ценой и отрывными талонами для контроля. Корешки от проданных билетов должны были быть представлены сразу после окончания вечера в полицейский участок. Программа вечера должна была быть заранее утверждена. Не допускались речи и чтения, не включённые в программу, денежные сборы.

Обычно в свидетельстве оговаривалось и число участников вечера или концерта. Так, например, при устройстве вечера в ноябре 1912 г. в Свидетельстве было указано, что число одновременных посетителей не должно было превышать 450 чел. [2. Л. 10]. Педагогический совет училища рассылал билеты членам Охтенской упра-

вы, попечительного совета и всем членам Охтенского общества образования и воспитания. В одном из архивных дел по устройству ученических спектаклей и вечеров в пользу училища сохранились данные о посылке почётных билетов в количестве 26 штук [7. Л. 7].

Вечера могли проходить и вне стен училища. Первый ученический вечер училища был проведён 21 ноября 1912 г. в зале Городского училища им. Петра Великого, находившегося на Большой Охте (ул. Конторская, 6). Программа вечера включала в себя выступление хора учеников, сольные вокальные (романсы) и инструментальные (фортепиано и скрипка) номера, декламацию стихов, басен И. Крылова, сцены из комедии Фонвизина (Фон-Визина) «Недоросль» [8. Л. 16-17].

После ноябрьского вечера начиналась подготовка к празднованию приближающегося Нового года и Рождества. И вновь в адрес градоначальника было направлено ходатайство о проведении новогодней ёлки уже в помещении Охтенского начального училища на Большой Охте [8. Л. 19]. Несмотря на войну, 19 декабря 1914 г. на своём заседании педагогический совет (протокол № 57) среди пяти вопросов вновь обсуждал вопрос об устройстве ученического вечера на рождественских праздниках [9. Л. 19-20].

Практиковались ученические вечера и в дни пасхальных каникул. На одном из таких вечеров учащиеся поставили пьесу А.П. Чехова «Трагик по неволе» и сыграли сценку из жизни «Тяжёлые дни» А.Н. Островского. Оркестр балалаечников исполнил народные песни [9. Л. 54].

Все организационные вопросы, связанные с проведением спектаклей и вечеров, рассматривались на заседаниях педагогического совета. Здесь утверждалась программа, назначались ответственные за проведение вечера или спектакля, определялись списки приглашённых и почётных гостей. В ноябре 1913 г. училище ходатайствовало перед начальством об устройстве благотворительного спектакля в пользу своего учредителя - Охтенского общества образования и воспитания [8. Л. 22].

Вечера, проводимые учителями и учащимися училища, отличались своей направленностью. По решению педагогического совета училища в течение учебного года проводились литературно-музыкальные или учебно-литературные вечера и концерты, главным образом, посвящённые юбилейным датам. В 1910-1911 уч. г. в училище тщательно готовились к мероприятиям, в том числе и к вечеру, посвящённому Манифесту 19 февраля 1861 г. Ключевым событием 1912 г. было празднование 100-летия Отечественной войны 1812 г., в 1913 г. - 300-летия дома Романовых. Программа торжеств была предписана соответствующими циркулярами, например, от 31 мая 1912 г. № 1304 [2. Л. 22].

В декабре 1914 г. первое отделение декабрьского вечера началось с исполнения участниками вечера российского гимна «Боже, царя храни». Ученический хор исполнил русские народные песни «А мы просо сеяли», «Выйду ль я на реченьку», «Гей, славяне», «Я пришёл к тебе с приветом». В третьем отделении великорусский оркестр исполнил «Марсельезу», английский и сербский гимны [2. Л. 26-27]. В следующем 1915 г. программа вечера 28 декабря 1915 г. также состояла из трёх отделений, в которых прозвучали гимн, русские народные песни «Светит месяц ясный», «Как пошли наши подружки» в исполнении оркестра и комедия А.Н. Островского «В чужом пиру похмелье» [9. Л. 46].

В условиях военного времени администрацией училища с определённой периодичностью направляются ходатайства приставу Ох-тенского участка об устройстве бесплатных концертов и вечеров: 19 февраля 1916 г., 14 апреля 1916 г.; 6 января 1917 г.; 9 февраля 1917 г. [8].

В начале февраля 1914 г. в Охтенском коммерческом училище Санкт-Петербургского Охтенского общества образования и воспитания было проведено первое родительское собрание. Его открытие прошло в торжественной обстановке. Каждому участнику было вручено приглашение следующего содержания:

Приглашение на 1-е родительское собрание 2 февраля 1914 г.

Программа:

1) Декламация учеников произведений Некрасова.

2) Хор.

3) Оркестр балалаечников.

4) Сообщение наблюдателей об успехах учеников за 1-ое полугодие.

5) Об организации продажи письменных принадлежностей в училище.

6) О завтраках.

7) Об экскурсиях.

Проходило собрание под председательством директора училища И. А. Егунова. Присутствовали на собрании 39 родителей и 7 преподавателей училища [10. Л. 5-6]. Учитель словесности А.Н. Волковский рассказывал о жизни и значении поэзии Н.А. Некрасова, 16 учащихся прочитали произведения поэта: «Внимая ужасам войны», «Русь», «Сеятель», «Мать», «Размышления у парадного подъезда», «Школьник», «Рубка леса», «Влас», «На Волге», «Дедушка Мазай и зайцы» [11]. Сценарий вечера был составлен таким образом, чтобы, обращаясь к ученикам и их родителям, показать важные черты духовного и общественного облика русского народа, в том числе в необходимости получения образования словами поэта.

Родительский комитет училища в своей деятельности руководствовался предписаниями Учебного комитета Министерства торговли и промышленности, который поставил задачу «единения школы с семьёй» указав, что формами такого единения могут служить родительские совещания и родительские комитеты. В выписке из журнала заседания Учебного комитета Министерства торговли и промышленности от 14 марта 1912 г. говорилось: «Деятельность родительских комитетов выражается, во-первых, в заботах об удовлетворении нужд учащихся и учебного заведения материального характера, как-то: изыскание средств для взноса платы за право учения неимущих учеников, для приобретения учебных пособий и книг / особенно для внеклассного чтения /, в устройстве горячих завтраков, улучшении постановки физического воспитания, организации бесед по гигиене, организация экскурсий, полезных развлечений и т. п., во-вторых, в содействии учебно-воспитательному делу путём нравственного воздействия на учащихся, как относительно учения, так и поведения, особенно вне стен школы» [10. Л. 4]. Об этом же говорил и журнал «Коммерческое образование» в разделе «Хроника», где перечислялись важнейшие вопросы, которые мог решать родительский комитет [5. Л. 127]. Все они нашли отражение в принятых Министерством торговли и промышленности 19 ноября 1915 г. Правилах об организации и деятельности собраний родителей и родительских комитетов при коммерческих училищах. Второй раздел Правил «Собрания родителей» включал в себя перечень полномочий родительских комитетов [12. Л. 61].

На родительских собраниях рассматривались внутренние вопросы: посещаемость и успеваемость учеников училища, их прилежание, состояние духовно-нравственного и религиозного воспитания в училище и в доме, посещение храма в воскресные и праздничные дни, подготовка домашнего задания. Сначала на педагогическом совете, а затем и на родительском собрании в начале 1914 г. был поставлен вопрос о горячих завтраках учащихся и расширении школьного буфета. При этом, как отмечал педсовет, первоначально откликнулись 22 матери учащихся, но только десять из них изъявили согласие на организацию продажи завтраков [13. Л. 82]. Вопрос о горячих завтраках поднимался родителями неоднократно, в том числе на собрании 12 октября 1914 г., когда одновременно было принято и решение «о содержании на средства учеников 2-3 кроватей для раненых в лазарете, устроенном коммерческими учебными заведениями города» [13. Л. 12]. Это решение было принято в ответ на предложение педсовета [15. Л. 11-12].

Родители принимали деятельное участие в устройстве ученических экскурсий и поддержали решение педсовета о создании экскурсионного фонда училища и взымании с каждого ученика по 2 р. в

полугодие на эти нужды. Поддержали родители и предложение директора училища об учреждении при училище Общества вспомоществования «недостаточным ученикам» [13. Л. 10-11].

Несмотря на то, что решения родительского комитета носили рекомендательный характер, они имели большое значение в организации жизнедеятельности училища в совокупности с решениями педагогического комитета (совета). Родители принимали участие и в пополнении книжного фонда библиотеки училища, и в приобретении учебных пособий.

На создание книжного фонда библиотеки училища средств не хватало, поэтому сами преподаватели принимали участие в финансировании приобретения отдельных изданий. Так, в декабре 1911 г. педагогический комитет на своём собрании принял решение выписать два журнала для чтения: «Русское богатство» и «Современный мир», для чего каждый преподаватель должен был внести в журнальный фонд училища 10 к., а директор - 20 к. [13. Л. 7]. Когда комитет признал необходимым провести в училище телефон, то в октябре 1911 г. на его заседании было принято решение о вычете из жалования преподавателей от 20 до 30 к. в месяц [14. Л. 21].

Для создания библиотечного фонда руководство училища рассылало многочисленные прошения в различные учреждения и общества. Среди них были императорские общества: Русское военно-историческое, Вольное экономическое и палестинское православное, Общество ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. В октябре 1910 г. Технический отдел собрания инженеров путей сообщения выразил свое согласие на безвозмездную высылку изданий собрания книг и брошюр [9. Л. 4]. Из упомянутых выше обществ отказалось бесплатно выслать какие-либо издания только военно-историческое общество. Общество любителей древней письменности также не признало возможным удовлетворить ходатайство в безвозмездной высылке в адрес училища изданий общества [9. Л. 8].

Наиболее щедрым оказалось императорское Российское общество плодоводства. Среди высланных им 6 изданий были книги для крестьянина-хозяина, такие как «Плодовый и ягодный садик крестьянина И. Никитина и А. Полосухиной», «Как выбиться из нужды к достатку посредством сада» С. Череватенко, «Крестьянский огород» Гетнера и др. [9. Л. 11].

Училищу приходилось прибегать к пожертвованиям и при устройстве учебных кабинетов, требующих наглядных пособий. Целый год (с февраля 1912 по март 1913 г.) ушёл на получение бесплатной минералогической коллекции в Горном институте. Училищу удалось приобрести материалы для выделки фарфоровых и стеклянных изделий с Императорского фарфорового и стеклянного за-

водов [12]. Для приобретения набора лыж в музей по товароведению училище обратилось с ходатайством на фабрику по производству карандашей, указав, что «помещение подобных моделей будет не бесполезно и для популяризации изделий ... фирмы» [12. Л. 10]. Обращалось училище с ходатайством о предоставлении образцов производства и в Товарищество Романовской льняной мануфактуры в г. Романов-Борисоглебский Ярославской губернии.

На все полученные пожертвования училище отвечало письменными благодарностями. Например, при получении минералогической коллекции в адрес Совета съезда горнопромышленников была направлена благодарность за содействие в приобретении оборудования для учебного заведения [13. Л. 6]. Именными благодарностями были отмечены Фёдор Данилович Волков за подаренное пианино (от 22 января 1914 г. № 90), Иван Андреевич (фамилия не указана - Л.С.) за коллекцию насекомых и чучела птиц [14. Л. 18, 19].

Приходилось порой обращаться и к зарубежным производителям необходимых приборов. Так, в марте 1914 г. училище ходатайствовало перед Министерством торговли и промышленности о приобретении физических приборов для оборудования физического кабинета, о их беспошлинной выписке из Хемницы от Макса Коля. В мае того же года приборы были получены на сумму 717 р. 60 к. [14. Л. 21, 24].

Приведём пример ещё одного прошения, удовлетворение которого способствовало проведению практических учебных занятий в училище [14. Л. 26].

«Г[осподину] Приставу Охтенского пригородного участка 15 января 1915 г.

"Покорнейше прошу Ваше Высокородие выдать разрешение на приобретение % ведра винного спирта 970 для физических опытов во вверенном мне Охтенского коммерческого училища".

Директор Гобанов»

Несмотря на то, что Охтенское коммерческое училище не входило в число популярных учебных заведений этого типа и о нём практически ничего не писали в прессе, училище стремилось выполнить задачи, которые были поставлены перед российским образованием начала ХХ в. [15]. Открытое, как общественное учебное заведение, училище не обходилось и без государственной поддержки. Не только Санкт-Петербургское Охтенское общество образования и воспитания, но и Министерство торговли и промышленности в начале ХХ в. финансировали этот тип учебных заведений. При этом за период недолгого своего существования (10 лет) важнейшей задачей администрации Охтенского училища было добывание средств на организацию учебно-воспитательного процесса, его материаль-

но-техническое обеспечение. Плата за обучение, субсидии государства, общественные пожертвования не всегда покрывали расходы училища. Поэтому администрация училища прибегала к привлечению дополнительных средств, среди которых были платные ученические спектакли и вечера, средства преподавателей училища и родителей учеников.

Список литературы

1. Резолюция VII Съезда представителей биржевой торговли и сельского хозяйства по вопросам коммерческого образования // Коммерческое образование. - 1912. - № 5. - С. 243-244.

2. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (далее ЦГИА СПб). Ф.106. - Петроградское Охтенское коммерческое училище Охтенского общества образования и воспитания. Оп. 1. Д. 28.

3. Положение о коммерческих учебных заведениях. Правила и подробные программы для поступления в коммерческие училища / сост. З.П. Евзлин. -СПб., 1905. - 145 с.

4. Хроника коммерческого образования // Коммерческое образование. -

1913. - № 3. - С. 126-127.

5. Хроника коммерческого образования // Коммерческое образование. -1912. - № 6. - С. 296.

6. Хроника коммерческого образования // Коммерческое образование. -

1914. - № 2. - С.103.

7. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 10.

8. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 13.

9. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 95.

10. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 31.

11. Некрасов Н.А. Избранные сочинения / редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Пузиков; сост., вступ. ст., примеч. О. Проскурина. - М.: Худож. лит., 1989. - 591 с.

12. Правила об организации и деятельности собраний родителей и родительских комитетов при коммерческих училищах, утверждённых Министерством торговли и промышленности 19 ноября 1915 г. // Коммерческое образование. -

1915. - № 3-4. - С. 58-62.

13. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 94.

14. ЦГИА СПб. Ф. 106. Оп. 1. Д. 30.

15. Семенова Л.Н. Сведения о коммерческих учреждениях С.-Петербургской губернии начала ХХ века (по материалам журнала «Коммерческое образование») // Столица и провинции: взаимоотношения центра и регионов в истории России: материалы Всерос. науч. конф. с междунар. участием / отв. ред. В.В. Карпова. - Вып. 7. - СПб., 2016. - С. 85-88.

Reverences

1. Rezolyuciya VII S"ezda predstavitelej birzhevoj torgovli i sel'skogo hozyajstva po voprosam kommercheskogo obrazovaniya [Resolution VII Congress of representatives of Exchange trade and agriculture business education] // Kommercheskoe obrazovanie [Commercial education]. - 1912. - № 5. - P. 243-244.

2. Central'nyj gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Sankt-Peterburga (dalee CGIA SPb). F. 106. - Petrogradskoe Ohtenskoe kommercheskoe uchilishche Ohtenskogo obshchestva obrazovaniya i vospitaniya [The central State Historical Archives of

St. Petersburg (hereinafter CGIA). F. 106 - the creation of the Ohtenskoe commercial college Ohtenskogo education society]. Op. 1. D. 28.

3. Polozhenie o kommercheskih uchebnyh zavedeniyah. Pravila i podrobnye programmy dlya postupleniya v kommercheskie uchilishcha [Regulation of commercial establishments. Rules and detailed programmes in commercial colleges] / compl. Zinaida Evzlin. - St. Petersburg, 1905. - 145 s.

4. Hronika kommercheskogo obrazovaniya [Chronicle business education] // Kommercheskoe obrazovanie [Commercial education]. - 1913. - № 3. - P. 126-127.

5. Hronika kommercheskogo obrazovaniya [Chronicle of commercial education] // Kommercheskoe obrazovanie [Commercial education]. - 1912. - No. 6. - S. 296.

6. Hronika kommercheskogo obrazovaniya [Chronicle of commercial education] // Kommercheskoe obrazovanie [Commercial education]. - 1914. - № 2. - S. 103.

7. CGIA SPb. F. 106. Op. 1. D. 10.

8. CGIA SPb. F. 106. Op. 1. D. 13.

9. CGIA SPb. F. 106. Op. 1. D. 95.

10. CGIA SPb. F. 106. Op. 1. D. 31.

11. Nekrasov N.A. Izbrannye sochineniya [Selected works] / Editorial Board: g. Belenky, p. Nikolaev, a. Puzikau; Compl., Gianni Vattimo. Article, rem. A. Proskurin. -Moscow: Khudozhestvennaya Literatura. lit., 1989. - 591 s.

12. Pravila ob organizacii i deyatel'nosti sobranij roditelej i roditel'skih komitetov pri kommercheskih uchilishchah, utverzhdyonnyh Ministerstvom Torgovli i Promysh-lennosti 19 noyabrya 1915 g. [Rules on the organisation and functioning of meetings of parents and parent committees at commercial schools, established by the Ministry of trade and industry of November 19, 1915] // Kommercheskoe obrazovanie [Commercial education]. - 1915. - No. 3-4. - C. 58-62.

13. CGIA SPb. F. 106. Op. 1. D. 94.

14. CGIA SPb. F. 106. Op. 1. D. 30.

15. Semenova L.N. Svedeniya o kommercheskih uchrezhdeniyah S.-Peterburgskoj gubernii nachala XIX veka (po materialam zhurnala «Kommercheskoe obrazovanie») [Information about commercial establishments of the St.-Petersburg province at the beginning of XX century (on materials of the magazine "Commercial entity")] // Stolica i provincii: vzaimootnosheniya centra i regionov v isto-rii Rocsii: materialy Vseros. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem [Capital and province: relationship between the Centre and regions in Russia's history: All materials. researcher. conf. with the intern. participation / O. ed. V. Karpova. V. 7. - SPb., 2016. -C. 85-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.