выступать как признак социальной стратифи- ление общих для всех видов потребления за-
кации общества. Выделение социальных ха- кономерностей, а также изучить особенности
рактеристик процесса потребления позволяет этого процесса в различных типах общества,
проанализировать его с точки зрения эконо- разных культурах, разных странах.
мической теории, которая нацелена на выяв-
Литература
1. Грушин Б.А. Социалистический образ жизни: понятие и возможные направления эмпирического исследова-
ния образа жизни. // Вопросы философии. 1977. № 2. С. 29.
2. Ильин В.И. Поведение потребителей. Краткий курс. СПб: Питер, 2000.
3. Ильин В.И. Поведение потребителей. Сыктывкар, 1998.
4. Маркс К. Капитал. Избранные сочинения. Т.7.М.: Изд-во политической литературы, 1987.
5. Образ жизни: Теоретические и методологические проблемы социально-психологического исследования:
Монография. Авторы: Р.А. Ануфриева, М.В. Захарченко, Е.И. Головаха, Л.М. Гринчнко и др. Киев: Наукова думка, 1980.
6. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
УДК 930.85
из истории становления медико-социальной помощи в россии
И.Е.Лукьянова, кандидат медицинских наук, доцент,
Е.А.Сигида, доктор медицинских наук, профессор, академик АСО, зав. кафедрой психологии
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The development of medical and social care in Russia has the following stages: the emergence of public charity sponsored by Peter I and Catherine II; the founding of local self-government in 1864; the movement of community-based nurses; networks of charitable societies and institutions; Russian Society for Public Health with support from A.P. Dobroslavina, N. E. Vvedensky, F.F. Erisman, D. I. Mendeleyev; changes by the Grand Duchess Elizabeth Fedorovna in Moscow. As a result, the system of public medical and social care in Russia was flexible, comprehensive and efficient, which served a successful modelfor other countries.
История становления медико-социальной помощи в России представляет научно-теоретический и практико-методологический интерес. В России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественной медико-социальной помощи, которая часто служила примером для других развитых стран.
Ключевые слова: социальное призрение, медико-социальная помощь, история становления.
Интерес к истории становления социальной работы в России имеет не только научнотеоретический характер, но скорее обусловлен практико-методологическими поисками путей дальнейшего развития этого важного социального института.
История медико-социального направления социального служения начинается во
времена становления системы общественного призрения, которые относятся к эпохам царствования Петра I и Екатерины II. Так, указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под «председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения».
На эти приказы были возложены обязанности по устроению и содержанию народных школ, сиротских домов, больниц, аптек, богаделен, домов для неизлечимо больных и психически больных, работных и смирительных домов.
Постепенно государственная система социального призрения значительно расширилась за счет привлечения общественности, милосердных благотворителей и жертвователей. В дело призрения активно включались члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. Учитывались пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь была индивидуализирована, т.е. средства не просто перечислялись на статью государственного бюджета, а направлялись на воплощение конкретной заявленной ими идеи и были именными (сегодня это называется «адресной помощью»).
Великие реформы 60-х годов XIX века, способствовавшие формированию институтов гражданского общества, обозначили важный шаг вперед на пути модернизации общественно-политического устройства России, что создало благоприятный климат для развития общественного призрения.
Предшествующий опыт централизованного государственного призрения, изменения в социально-экономических отношениях, связанные с отменой крепостного права и утверждением капиталистического уклада, позволили скорректировать прежние подходы к управлению социальной сферой, сделали необходимым переход к новым принципам, формам и методам благотворительности.
Важный шаг по развитию медикосоциальной помощи в России связан с установлением местного самоуправления, утвержденного указом Александра II в 1864 году. В соответствии с этим законодательным актом на местах создавалась система всесословных выборных органов самоуправления. Она состояла из губернских и уездных собраний, избиравшихся на трехлетний срок. Наряду с другими обязанностями по развитию местного хозяйства и быта в компетенцию земств вошли «заведывание земскими лечебными и благотворительными заведениями», «попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, а также сирых и увечных и прочие меры призрения», «способы прекращения нищенства», участие в «попечении о
народном образовании, о народном здравии и тюрьмах» и др.
Предоставление местам более широких прав принесло заметные плоды, прежде всего в области народного образования. Благодаря земствам в такой жизненно важной социальной области, как здравоохранение, положение также заметно изменилось в лучшую сторону.
Приняв от приказов общественного призрения около 100 богаделен, сиротских домов и других учреждений, земские органы к началу 90-х годов значительно расширили сеть заведений общественного призрения. Они содержали более 300 богаделен, 318 сиротских домов и прочих детских учреждений. Общее количество различного рода земских заведений социальной помощи составляло 1090. Их попечением в тех или иных формах было охвачено почти 1 млн 100 тыс. человек. В конце XIX в. в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний действовало более 5 тыс. благотворительных учреждений.
«Городская реформа» 1870 года оказала существенное влияние на развитие социальной помощи в городах. В июне 1870 года Александр II утвердил «Городовое положение», в соответствии с которым в 509 городах России были образованы выборные и бессословные органы городского самоуправления — городские думы. Исполнительными органами этих выборных институтов являлись городские управы, работавшие на постоянной основе под руководством городского головы.
В компетенцию городских дум входили продовольственное обеспечение горожан, развитие народного образования и культуры, забота о здравоохранении жителей. Особой статьей «Городового положения» институтам городского самоуправления поручалось «попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства; устройство благотворительных и лечебных заведений и заведывание ими на одинаковых с земскими учреждениями основаниях». Объектом постоянной заботы само-управленческих органов являлось народное образование.
Одним из основных направлений попечительской деятельности городских дум и управ являлась медико-социальная помощь неимущим больным. Не располагая достаточными средствами для полного финансирования здравоохранения, они активно сотрудничали
с благотворительными обществами и частными лицами в целях расширения сети медицинских учреждении. В 1894 г. на частные пожертвования, собранные по инициативе городского головы Н.А. Алексеева, в Москве была открыта Алекеевская психиатрическая больница. Под строительство Клинического городка Московской городской думой был выделен принадлежавший ей участок земли. На средства благотворителей были построены Алексеевская, Бахрушинская, Солдатенков-ская больницы, Владимирская и Морозовская детские больницы.
Памятником благотворительности является Странноприимный дом графа Шереметьева (в настоящее время — Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского и Центральный музей медицины). Странноприимный дом состоял из больницы на 50 коек и богадельни на 100 мест. Особый интерес представляла медицинская касса при больнице, целью которой являлось оказание денежного пособия больным, обеспечение одеждой больного при выписке в зимнее время, оплата дороги из больницы домой, снабжение больного при выписке костылями или бандажом, выплаты пособия семьям во время пребывания больных на лечении или после их смерти.
Наряду с больницами в городах развертывалось амбулаторное лечение населения, открывались учреждения или отделения «родовспоможения», создавались специализированные санатории, формировалось медицинское страхование и др. Городские органы самоуправления вели многогранную работу в области социальной помощи нуждающимся.
Среди городских самоуправленческих институтов значительное улучшение организации социального призрения связано с деятельностью Московской городской думы, в марте 1897 г. она приняла постановление о создании участковых попечительств о бедных и нетрудоспособных. В конце года в Москве действовало уже 27 участковых попечительств, в советах которых работали 250 выборных лиц и 1506 сотрудников. Под опекой участковых структур находились 21 богадельня с 700 призреваемых и 480 детей приютах.
С учетом опыта Московской городской думы правительство приняло меры по упорядочению управления делом социальной помощи в городах. Участковые попечитель-
ства оказывали нуждающимся различные формы услуг, в т.ч. выдачу денежных пособий, устройство на работу, помещение в богадельни, направление в детские санатории, предоставление ночлежных мест и др. В 1903 году подобного рода участковые попечительства действовали почти в 60 городах России. Богатый опыт построения системы оказания медико-социальной помощи по участковому принципу, заложенный еще во времена земского самоуправления, оказал значительное влияние на развитие медицинского обслуживания в России и должен быть сегодня активно использован в сфере социальной работы.
Образование и деятельность городских органов самоуправления способствовали расширению сети благотворительных учреждений. В конце 90-х годов XIX в. на средства благотворительных обществ, частных лиц и городских дум в губернских и областных городах содержалось 5270 благотворительных учреждений, а в уездных городах и других поселениях — 9584 богаделен, детских приютов, больниц училиш и прочих благотворительных заведений.
В истории развития медико-социальной помощи особую роль играло движение общинных сестер милосердия, задачей которых являлась подготовка опытных сестер милосердия и помощь в обслуживании раненных и больных. При первой Свято-Троицкой общине в Петербурге функционировало несколько самостоятельных учреждений: отделение сестер милосердия, больница, богадельня, детский приют, исправительная детская школа и так называемое отделение кающихся. В период Крымской войны 1853—1856 гг. под руководством великого русского хирурга Н.И. Пирогова была учреждена первая в Европе община сестер милосердия, специально предназначенная для работы в действующей армии.
Во второй половине XIX века в Москве создаются многочисленные общества врачей, неотъемлемой частью их работы являлась благотворительная деятельность. Общество русских врачей, созданное под руководством замечательного хирурга и терапевта, профессора Московского университета Ф.И. Иноземцева, создало лечебницу для приходящих больных, в котором члены общества дежурили бесплатно. В 1883 г. было организовано Русское общество охранения народного здравия. В числе активных его членов — А.П. До-
брославин, Н.Е. Введенский, Ф.Ф. Эрисман, Д.И. Менделеев. Целью общества являлось содействие улучшению общественного здоровья и санитарных условий.
Заметный след в истории становления медико-социальной помощи в Москве и России оставила Великая Княгиня Елизавета Федоровна, причисленная Русской Православной Церковью к лику святых. Вся ее жизнь была связана с благотворительностью, освящена делами милосердия и человеколюбия: Елизаветинское общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, с многочисленными приютами, воспитательными домами и больницами для детей, Комитет Великой Княгини в помощь русским воинам в годы войны с Японией (организация мастерских по пошиву обмундирования, сбор пожертвований, создание мемориала памяти), Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на Первую мировую войну, Марфо-Мариинская обитель милосердия с больницей, домом для неизлечимо больных туберкулезом женщин из беднейшего класса. Даже в последние часы жизни Преподобномученица Елизавета, сброшенная в глубокую шахту на Урале возле города Алапаевска, оказывала первую помощь пострадавшим вместе с ней Великим Князьям, она перевязывала «бинтами», сделанными из своего апостольника.
Результатом перехода дела призрения в руки городских органов самоуправления стало расширение масштабов, возникновение новых форм оказания поддержки, повышение общего уровня организации помощи неимущим и больным. Имевшиеся в их деятельности слабые стороны не могут служить основанием для недооценки социальной практики дореволюционной России.
В относительно короткое время в России сложилась широкая многопрофильная сеть частных и сословных благотворительных обществ и учреждений. Наряду с ними функционировали общества с определенным финансовым участием государства. Ведущее место среди таких государственно-общественных благотворительных объединений занимали «Ведомство учреждений императрицы Марии» и «Императорское человеколюбивое общество». К середине XIX века в России действовало 365 «учреждений императрицы Марии». В конце 90-х годов под эгидой этого общества функционировало около 700 благо-
творительных обществ и учреждений, из них только в 160 детских приютах находились на полном содержании 6,5 тыс. и получали разовую помощь свыше 13 тыс. детей.
К концу XIX столетия сеть благотворительных обществ и заведений в стране составляла более 14 тыс. институтов социального призрения, в т.ч. в губерниях европейской России их было почти 11 тыс. Они охватывали различными видами медико-социальной помощи значительную часть бедных, больных, находившихся в трудном положении людей. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную постоянную социальную помощь 7 млн человек. В том же году они удовлетворили 20 млн разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тыс. человек. Общая сумма средств благотворительных учреждений к концу прошлого века выражалась огромным числом — 404 843 798 руб., из которых стоимость недвижимости составляла около 35%, остальное — денежные суммы. Они складывались из процентов с капиталов, дохода от недвижимой собственности, членских взносов, случайных поступлений от жертвователей, от концертов, лотерей и т.д. Повышение роли благотворительных обществ и заведений в деле социальной помощи сопровождалось существенными качественными изменениями в его организации, усилением индивидуализации и возникновением новых форм призрения. Ведущее место стало занимать «открытое» призрение, в то время как призрение в учреждениях «закрытого» типа отодвинулось на второй план.
Медико-социальная помощь отличалась многообразием форм. Благотворительные общества и государственные социальные институты стремились дифференцировать оказание поддержки и придать адресный характер. Широкое распространение получили бесплатное медицинское обслуживание неимущих больных в построенных на благотворительные средства лечебницах, профессиональное обучение и трудоустройство, общеобразовательная подготовка в вечерних и воскресных школах, призрение сирот, инвалидов, вдов; помощь голодающим, погорельцам, бездомным; социальное страхование в городе и деревне и др.
От «нищелюбов» и бесплатных больниц, через систему церковно-монастырского призрения и земство, от благотворительности и меценатства, составлявшим основу социального служения на Руси, системы социальной защиты, льгот и социального обеспечения, выполнявшей функции социальной работы в советском периоде, необходимо перейти, не потеряв при этом национального содержания социальной работы, к новым формам оказания дифференцированной социальной помощи социально незащищенному человеку, не способному к оптимальной жизнедеятельности в связи с инвалидностью, болезнью или по другой причине.
Таким образом, в России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственнообщественной медико-социальной помощи, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто служила примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась.
В условиях стремительного становления социальной работы как профессионального вида деятельности необходимо спокойное и взвешенное переосмысление социального развития, социального обеспечения и социальной защиты населения. Опыт социального служения, накопленный в Российском обществе, следует изучать и бережно внедрять.
Литература
1. Акчурин Б.Г. Социальные проблемы российского общества. История и современность: сборник научных трудов преподавателей кафедры социальной работы БашГУ. Уфа: Гилем, 2007. 168 с.
2. Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг Великой Княгини Елизаветы Федоровны. М.: АНО ИЦ «Москвоведение», 2004. 272 с.
3. Мартыненко А.В. Теория и практика медико-социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки и специальности «Социальная работа». М.: Гардарики, 2007. 126 с.
4. Нужда и порядок: история социальной работы в России, XX в. Сб. науч. ст. Сарат. гос. техн. ун-т, Центр соц. политики и гендер. исслед. / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. Саратов: ЦСПГИ, Научная книга, 2005. 146 с.
5. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: избранные работы: Учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2008. 340 с.
6. Проблемы благотворительности в современном мире: материалы 13 Международного конгресса, 22-24 ноября 2005 г. / Под ред. Е. А. Вороновой. СПб.: СПб. ун-т, 2005. 232 с.
7. Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность // Статьи V Международной научно-практической конференции, сентябрь 2007 г. / Под общ. ред. С.Д. Морозова, В.Б. Жиромской. Пенза: МНИЦ ПГСХА, 2007. 116 с.
8. Социальная работа: история и современность (региональный аспект): Коллективная монография / Под ред. Р.И. Даниловой. Архангельск: Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 216 с.
9. ФирсовМ.В. История социальной работы. М.: Трикста, Академический проект, 2004. 238 с.
Проектирование процесса оказания услуг: Учебное пособие / Г.В Верхов,
И.М. Коваленко, Н.М. Комаров, А.В. Максимов, Л.В. Сумзина, В.А.
Титов. Под общ. ред. Н.М. Комарова. М.: Дело и Сервис, 2009. 288 с.
Книга посвящена всестороннему анализу организации процесса оказания услуг в сервисных центрах по ремонту и техническому обслуживанию бытовой и офисной техники, а также анализу современного состояния рынка по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники. Рассмотрены вопросы взаимодействия между сервисными центрами и фирмами-производителями бытовой техники. Большое внимание уделено прогрессивным технологиям организации и управления сервисными предприятиями. Отдельные главы посвящены вопросам организации работы контактной зоны, управления качеством услуг, разработке критериев эффективности сервисных услуг предприятий по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники. Рассмотрены особенности экономики, авпекты безопасности и гражданско-правовой ответственности, определены стратегические направления развития фирм в сфере технического сервиса.