Научная статья на тему 'Из истории становления и развития школ-интернатов в России (XVIII-конец XX вв.)'

Из истории становления и развития школ-интернатов в России (XVIII-конец XX вв.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / интернат / типы школ-интернатов / воспитанники / государственная политика / history / boarding school / types of boarding schools / pupils / public policy.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чылбак-Оол Чаяна Вячеславовна

В статье даётся исторический обзор становления и развития школинтернатов в России начиная с дореволюционного периода до конца 1980-х гг. Выделены особенности и проблемы их развития в разное время, рассмотрены типология и причины изменения положения интернатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the formation and development of boarding schools in Russia (XVIII late XX centuries)

The article provides a historical overview of the formation and development of boarding schools in Russia from the pre-revolutionary period to the end of the 1980s. The features and problems of their development at different times are highlighted, the typology and reasons for the change in the position of boarding schools are considered.

Текст научной работы на тему «Из истории становления и развития школ-интернатов в России (XVIII-конец XX вв.)»

В рамках цифровых технологий приемлемо использование таких цифровых ресурсов как Архелогия.Ру, Геосинхрония Атлас всемирной истории, История. Ру, Коллекция: Исторические документы. Российский общеобразовательный портал, Российская электронная школа, Библиотека цифрового образовательного контента и т.д. Благодаря данной технологии преподавателю открываются новые возможности, например, открытие карты на электронной доске, работа с тестом, историческими уравнениями и т. д. Использование интерактивной доски делает общение более интересным и оживляет атмосферу в классе.

Таким образом, использование новых педагогических технологий, как цифровые технологии, облегчают процесс запоминания, делает урок более интересным и динамичным, «погружает» учащегося в атмосферу любого исторического периода, создает иллюзию сосуществования, сопереживания, способствует формированию объемных и ярких представлений о прошлом.

Список источников

1.Журавлева О. П. Проектно-технологическая компонента педагогической деятельности : учебное пособие. Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022. 200 с. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/310676 (дата обращения: 16.03.2024).

2.Мезенцев В. Ф. Теория и методика обучения истории : учебно-методическое пособие. Нижний Тагил : НТГСПИ, 2021. 124 с. ISBN 978-5-7186-1866-2. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/240851 (дата обращения: 16.03.2024).

3.Хаматнурова Е. Н. Методика профессионального обучения: педагогические приемы. Санкт-Петербург : Лань, 2023. 80 с. ISBN 978-5-507-45363-4. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/302849 (дата обращения: 16.03.2024).

4.Щукин Д. В. Цифровые форматы и инновационные технологии в современном образовании: понятийный аппарат, методологические основы и практики инструментов: монография. Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2023. 215 с. ISBN 978-5-00151-360-5. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://elanbook.com/book/393413 (дата обращения: 17.03.2024).

Научный руководитель - Седен Алдына Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.

Scientific supervisor - Seden Aldyna Viktorovna, candidate of History, Associate Professor of the Department of National History. Информация об авторе:

И. М. Чалбаа, студентка 5 курса бакалавриата Тувинского государственного университета. Information about the authos:

I. M. Chalbaa, 5th year bachelor's degree student at Tuvan State University.

Научная статья УДК 3.37.376

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-218-221

Из истории становления и развития школ-интернатов в России (XVШ-конец XX вв.) Чаяна Вячеславовна Чылбак-оол

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия 1 prostoyana 1@mail.ru

Аннотация. В статье даётся исторический обзор становления и развития школ-интернатов в России начиная с дореволюционного периода до конца 1980-х гг. Выделены особенности и проблемы их развития в разное время, рассмотрены типология и причины изменения положения интернатов.

Ключевые слова: история, интернат, типы школ-интернатов, воспитанники, государственная политика.

From the history of the formation and development of boarding schools in Russia (XVIII -

late XX centuries)

Chayana V. Chilbak-ool

Tuvan State University, Kyzyl, Russia 1prostoyana 1@mail.ru

Abstract. The article provides a historical overview of the formation and development of boarding schools in Russia from the pre-revolutionary period to the end of the 1980s. The features and problems of their development at different times are highlighted, the typology and reasons for the change in the position of boarding schools are considered.

Keywords: history, boarding school, types of boarding schools, pupils, public policy.

Школы-интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей [Педагогический энциклопедический словарь, 2003, с.320] Учащиеся, находящиеся в школах-интернатах, называются воспитанниками.

Выделяют следующие типы школ-интернатов:

- общего типа - для детей из семей, не имеющих возможностей обеспечить детям нормальное воспитание (в том числе неполные, многодетные семьи, семьи, где родители страдают тяжелыми заболеваниями и пр.);

- санаторного типа - для детей с различными заболеваниями;

- специальные (коррекционные) - для детей с нарушениями в психофизическом развитии;

- специализированные - с углублённым изучением отдельных предметов для одарённых детей;

- спортивные школы-интернаты - школы-интернаты олимпийского резерва.

В России первые учебные заведения интернатного типа появились в начале XVIII в. по указу Петра I. В Санкт-Петербурге была открыта Морская академия, где дворянские юноши принудительно получали образование. В 1731 г. появился первый кадетский корпус в Санкт-Петербурге, завоевавший популярность среди дворян. К 1917 г. число кадетских корпусов в России достигло 29, в них учились около 10 тыс. воспитанников.

Появление частных женских пансионов в России связано с просветительскими преобразованиями Екатерины II. Императрица была ярым сторонником развития женского образования. В программных документах отмечалось: «С таким же порядком как мужской, так и женский пол воспитывать быть имеет» [Учреждения и устава, 1774, с.94]. Воплотить эту идею должны были закрытые учебные заведения, институты благородных девиц. Однако их основание предполагало большие капиталовложения, поэтому императрица обратилась к губернским властям, чтобы они призвали общество к развитию частной образовательной инициативы. Это послужило предпосылкой к распространению частных женских пансионов в провинции, содержательницы которых во многом копировали внутреннее устройство столичных благородных институтов.

Смольный институт благородных девиц Санкт-Петербурга, является первым учебным заведением, предусмотренным для женского образования. В мае 1764 г. указом Екатерины II в Санкт-Петербурге было создано «Воспитательное общество благородных девиц». Оно

было основано по инициативе И.И. Бецкого. Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

По уставу дети должны были поступать в заведение не старше шестилетнего возраста и оставаться там двенадцать лет, причём с родителей бралась расписка, что они не будут требовать их назад ни под каким предлогом до истечения этого срока. Императрица надеялась, удалив детей на долгий срок от невежественной среды и вернув туда уже развитую и облагороженную девушку, способствовать смягчению нравов и создать «новую породу людей». Позже подобные дома были открыты и в других городах.

В 1830-1840-х гг. правительство, в соответствии с консервативным курсом реформ, стремилось ограничить развитие частного образования.

После Октября 1917 г. необходимость борьбы с беспризорностью и сиротством привела к созданию детских домов, трудовых колоний, школ- коммунов. Они открывались в здании монастырей, музеев, на месте помещичьих имений.

В 1930-е гг. происходит сокращение интернатных учреждений. Это было связано с повышением жизненного уровня населения, ликвидацией массовой беспризорности и снижением финансирования государством этих учреждений.

В годы Великой Отечественной войны снова увеличилось количество беспризорных и безнадзорных детей. 23 января 1942 г. вышло Постановление СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», которое регламентировало меры по решению проблемы беспризорности [Народное образование в СССР, 1974, с. 353-354]. После войны появились суворовские и нахимовские училища, где обучали детей погибших военнослужащих. Постепенно данные учебные заведения стали превращаться в элитные школы советской армии.

Во второй половине 1950-х-начале 1960-х гг. отчетливо проявилась тенденция к усилению общественного характера воспитания, которая была обусловлена переходом к строительству коммунизма. Распространялось мнение о том, что семья, как институт социализации, имеет ограниченные возможности в коммунистическом воспитании подрастающих поколений и поэтому часть её функций должно взять на себя государство.

15 сентября 1956 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ-интернатов» [Хрестоматия, 1972, с. 304-306]. В соответствии с этим документом школы-интернаты должны были стать образцовыми учреждениями, которые будут осуществлять социальное воспитание детей, заменяя семью, и готовить учащихся к практической деятельности в народном хозяйстве. В интернатах улучшились условия проживания и питания, большое внимание стали уделять воспитанию и организации режима дня: разумного сочетания труда, учёбы, отдыха и спорта. К 1961 г. в СССР функционировало свыше 3 тыс. школ-интернатов, в них обучалось более 700 тыс. воспитанников. Позже появились профильные школы-интернаты: музыкальные, художественные, математические, спортивные для талантливых и одарённых детей.

В 1970-е гг. меняется подход к набору воспитанников школ-интернатов. Туда стали определять детей, не имеющих условий для воспитания в семье, в первую очередь, нуждающихся в общественном воспитании - это дети, над которыми была установлена опека и попечительство, дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей и дети-сироты.

К началу 1980-х гг. изменились численность и социальный состав воспитанников школ-интернатов. В интернаты все чаще стали попадать дети с девиантным поведением, рождённые вне брака, «отказные», резко возросло количество детей, отобранных у родителей по суду. Интернаты постепенно превращались в учреждения закрытого типа. Социальные проблемы общества, которые выявились в результате кризиса 1990-х гг. тоже сказались на содержании и деятельности школ-интернатов.

Таким образом, государственная политика заботы о детей началась в дореволюционный период. Многие идеи, формы и методы большевики заимствовали из

прошлого. Дальнейшее развитие школ-интернатов как института социализации в советское время было подчинено государственной политике. Интернаты помогали детям, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, раскрывали их творческие и физические возможности через спорт, музыку, военное дело и активизировала их общественную деятельность.

Список источников

1. Педагогический энциклопедический словарь. Москва : Большая Рос. энцикл.: Дрофа, 2003. 675 с.

2. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола / сост. И.И. Бецкой. Санкт-Петербург,1774. Т. 1.

3. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917-1973 гг. / сост.: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин. Москва : Педагогика, 1974. 562 с.

4. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики: учебное пособие / ред. А.Н. Алексеев, Н.П. Щербов. Москва : Просвещение, 1972. 407 с.

Научный руководитель - Очур Надежда Михайловна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Тувинского государственного университета. Scientific supervisor - Nadezhda Mikhailovna Ochur, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of National History of Tuvan State University. Информация об авторе:

Ч. В. Чылбак-оол, студентка 2 курса бакалавриата Тувинского государственного университета.

Information about the author:

Ch. V. Chilbak-ool, 2nd year bachelor's degree student at Tuvan State University.

Научная статья УДК 930.253

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-221 -227

Эвристический потенциал информационных ресурсов Национального архива

Республики Тыва

Лариса Анатольевна Шепелева

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия shepeleva_lara@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены информационные ресурсы Национального архива Республики Тыва. Оцифрованные документы, содержащиеся на сайте архива, в информационных ресурсах и интернет-порталах, представляют интерес для исследователей, историков и студентов в их научной деятельности. Сотрудники архива провели большую работу по оцифровке архивных документов исторического содержания. Большой массив документов, в том числе фотографий, периода ВОВ систематизирован и опубликован для общего доступа пользователей.

Ключевые слова: Национальный архив Республики Тыва, оцифрованные архивные документы, интернет-портал, электронные фонды, автоматизированная информационная система.

Original article

Heuristic potential of information resources of the National Archive of the Tyva Republic

Larisa A. Shepeleva

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.