Научная статья на тему 'Новые педагогические технологии и научно-методическое обеспечение в историческом образовании'

Новые педагогические технологии и научно-методическое обеспечение в историческом образовании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая технология / технология дистанционного образования / технология «смешанного обучения» / технология «перевёрнутое обучение» / pedagogical technology / distance education technology / "mixed learning" technology / «inverted learning» technology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чалбаа Идегел Мергеновна

В статье рассматриваются новые педагогические технологии в связи с цифровизацией образования, а также методическое обеспечение в историческом образовании. Приводятся примеры новых педагогических технологий, раскрываются их характеристики, а также учебно-методическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New pedagogical technologies and scientific and methodological support in history education Chalbaa Idegel Mergenovna

The article discusses new pedagogical technologies in connection with the digitalization of education, as well as methodological support in historical education. Examples of new pedagogical technologies are given, their characteristics are revealed, as well as educational and methodological support.

Текст научной работы на тему «Новые педагогические технологии и научно-методическое обеспечение в историческом образовании»

Р. Ш. Харунов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

М. М.-Б. Харунова, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Востока Института востоковедения Российской академии наук. R. Sh. Kharunov, Candidate of History, researcher at the National Museum Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva.

M.M.-B. Kharunova, Candidate of History, senior researcher at the Department of Oriental History at the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. Вклад авторов:

Харунов Р.Ш. - сбор архивных материалов, концепция исследования; развитие методологии; итоговые выводы.

Харунова М.М.-Б. -обработка текста, итоговые выводы. Contribution of the authors:

Kharunov R. Sh. - collection of archival materials; research concept; development of methodology; final conclusions.

Kharunova M.M.-B. - text processing, final conclusions.

Научная статья УДК 378

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-216-218

Новые педагогические технологии и научно-методическое обеспечение в историческом

образовании

Идегел Мергеновна Чалбаа

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия chalbaa08032000@icloud.com

Аннотация. В статье рассматриваются новые педагогические технологии в связи с цифровизацией образования, а также методическое обеспечение в историческом образовании. Приводятся примеры новых педагогических технологий, раскрываются их характеристики, а также учебно-методическое сопровождение.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология дистанционного образования, технология «смешанного обучения», технология «перевёрнутое обучение»

Original article

New pedagogical technologies and scientific and methodological support in history education

Chalbaa Idegel Mergenovna

Kyzyl, Republic of Tyva, Russia chalbaa08032000@icloud.com

Abstract. The article discusses new pedagogical technologies in connection with the digitalization of education, as well as methodological support in historical education. Examples of new pedagogical technologies are given, their characteristics are revealed, as well as educational and methodological support.

Keywords: pedagogical technology, distance education technology, "mixed learning" technology, «inverted learning» technology

Проблема технологии в образовательном процессе до сих пор является дискуссионной, несмотря на постоянное изучение, а также научное внимание со стороны педагогического сообщества [Щукин, 2023, c. 7]. Уже не одно десятилетие ведущей концепцией является

личностно-ориентированное обучение. В историческом образовании это личностно--деятельностный подход.

С другой стороны, стремительное развитие и совершенствование средств новых информационных технологий и компьютерных телекоммуникаций и проникновение их во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование, также вынуждают учителей истории овладевать новыми формами организации учебного процесса, новыми методами и средствами обучения. Исходя из этого, целью данной статьи является изучение новых педагогических технологий и учебно-методического обеспечения в историческом образовании.

В разное время большую роль в изучение педагогических технологий сыграли такие ученые как К. Селевко, В. А. Сластении, В. П. Беспалько, Б. Т. Лихачёв, В. М. Монахов, М. В. Кларин и др. При этом их взгляды не всегда совпадают, а это значит, что понятие «педагогическая технология» многообразно [Журавлева, 2022, с. 33].

В рамках данной статьи используется определение В. А. Сластёнина о том, что «педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [Журавлева, 2022, c. 34].

На современном этапе образования отношение между учителем и учеником строятся не субъект - объектные отношения, а как субъект - субъектные отношения. Безусловно, такие изменения в образовательной системе требуют смены позиции учителя. Учитель перестаёт быть транслятором знаний, он становится организатором учебной деятельности.

Новыми педагогическими технологиями на этапе цифровизации образования выступают цифровые технологии. Они, по мнению М. Е. Вайндорф-Сысоевой, Н. А. Кузнецовой и Р. В. Дражан, С. Д. Каракозова. А. Ю. Уварова и Н. И. Рыжовой напрямую поддерживают процесс разработки принципиально новых методических подходов в системе общего образования [Щукин, 2023, c.12].

На текущее время, всё же можно суммировав представленные в публичном пространстве мнения выделить следующие основными педагогические технологии в пространстве построения цифрового образовательного процесса. Это [Щукин, 2023, c.12]:

1) Технология дистанционного (онлайн) обучения, в том числе с использованием адаптивных систем обучения;

2) Технология «смешанного обучения» (blended learning), в том числе «перевёрнутое обучение» (flipped learning). Суть смешанного обучения состоит в том, что, например, традиционные аудиторные лекции или же выполнение самостоятельных работ замещаются изучением материала в электронном виде и прохождением тестирования в онлайн-режиме. На практике чаще всего в смешанном обучении доля обучения в электронной среде может составлять до восьмидесяти процентов.

3) Технология «перевёрнутое обучение» (flipped learning). Это форма «смешанного обучения», в основу которой положена следующая формула «самостоятельное онлайн-освоение нового материала + закрепление в ходе аудиторной работы». Перевернутый класс - это технология, которая позволяет более эффективно использовать учебное время за счет того, что прямые инструкции учителя выводятся в онлайн-среду. Ученики могут не только узнать что-то дома вместо того, чтобы слушать это в классе, но и задать вопрос учителю, не дожидаясь урока, обсудить новый материал с одноклассниками в специально созданной цифровой среде, сравнить свой результат с другими обучающимися. Цифровизация образовательного процесса предполагает использование инновационных технологий, а также разработку интегрированных уроков по истории.

Например, в рамках технологии «перевернутое обучение» можно организовать урок по теме «Внешняя политика СССР в условиях «холодной войны». Учебно-методическим обеспечением организации изучения теоретической части является использование цифрового образовательного ресурса Российская электронная (РЭШ). Переходя по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/6090/main/175295/ учащийся изучает основную торию по теме, а в аудитории учителем будет организовано задание по изученной теме.

В рамках цифровых технологий приемлемо использование таких цифровых ресурсов как Архелогия.Ру, Геосинхрония Атлас всемирной истории, История. Ру, Коллекция: Исторические документы. Российский общеобразовательный портал, Российская электронная школа, Библиотека цифрового образовательного контента и т.д. Благодаря данной технологии преподавателю открываются новые возможности, например, открытие карты на электронной доске, работа с тестом, историческими уравнениями и т. д. Использование интерактивной доски делает общение более интересным и оживляет атмосферу в классе.

Таким образом, использование новых педагогических технологий, как цифровые технологии, облегчают процесс запоминания, делает урок более интересным и динамичным, «погружает» учащегося в атмосферу любого исторического периода, создает иллюзию сосуществования, сопереживания, способствует формированию объемных и ярких представлений о прошлом.

Список источников

1.Журавлева О. П. Проектно-технологическая компонента педагогической деятельности : учебное пособие. Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022. 200 с. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/310676 (дата обращения: 16.03.2024).

2.Мезенцев В. Ф. Теория и методика обучения истории : учебно-методическое пособие. Нижний Тагил : НТГСПИ, 2021. 124 с. ISBN 978-5-7186-1866-2. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/240851 (дата обращения: 16.03.2024).

3.Хаматнурова Е. Н. Методика профессионального обучения: педагогические приемы. Санкт-Петербург : Лань, 2023. 80 с. ISBN 978-5-507-45363-4. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/302849 (дата обращения: 16.03.2024).

4.Щукин Д. В. Цифровые форматы и инновационные технологии в современном образовании: понятийный аппарат, методологические основы и практики инструментов: монография. Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2023. 215 с. ISBN 978-5-00151-360-5. Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://elanbook.com/book/393413 (дата обращения: 17.03.2024).

Научный руководитель - Седен Алдына Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.

Scientific supervisor - Seden Aldyna Viktorovna, candidate of History, Associate Professor of the Department of National History. Информация об авторе:

И. М. Чалбаа, студентка 5 курса бакалавриата Тувинского государственного университета. Information about the authos:

I. M. Chalbaa, 5th year bachelor's degree student at Tuvan State University.

Научная статья УДК 3.37.376

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-218-221

Из истории становления и развития школ-интернатов в России (XVШ-конец XX вв.) Чаяна Вячеславовна Чылбак-оол

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия 1 prostoyana 1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.