Научная статья на тему 'История создания и деятельность первых школ-интернатов в Туве'

История создания и деятельность первых школ-интернатов в Туве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / школа-интернат / Тувинская Народная Республика / обучение / сумон / education / boarding school / Tuvan People's Republic / training / sumon

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Азияна Алтаевна

В статье автором рассматривается вопросы становления системы образования на примере школы-интерната начиная с 30 годов XX века до начала XXI века. На основе архивных материалов и работ других исследователей автор изучил историю становления образования в Тувинской Республике, какие задачи стояли перед интернатами, какая была жизнь обучающихся, условия проживания и обучения в интернате. В статье дается характеристика становления системы интернатов в Туве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the creation and activities of the first boarding schools in Tuva

In the article, the author examines the issues of the formation of the education system using the example of a boarding school from the 30s of the 20th century to the beginning of the 21st century. Based on archival materials and the works of other researchers, the author studied the history of the formation of education in the Tuvan Republic, what tasks the boarding schools faced, what the life of the students was like, living and studying conditions in the boarding school. The article describes the formation of the education system of the Republic of Tyva.

Текст научной работы на тему «История создания и деятельность первых школ-интернатов в Туве»

были награждены тремя мешками картошки. Мать Саар Хеликпеновна очень гордилась сыновьями.

Во втором классе Шериг-оол с братом пошли учиться в школу-интернат села Арысканныг сумона Ак. Во времена Н.С.Хрущева село Арысканныг подверглось репрессии, сейчас этого села не существует. Маленький Шериг-оол очень скучал по дому и родным, но вспоминал наставления бабушки, что нужно учиться. Во втором классе учились дети разных возрастов, от 8 до 15 лет, а в 3-4 классе даже были 16-17-летние. Братья Ооржаки хорошо учились, особенно по математике, помогали старшим одноклассникам в учебе. Во время учебы также научились печь хлеб, рыбачить.

Во время весенних каникул в марте 1953 года Шериг-оол с братом вернулись в Шекпээр на зимнюю стоянку. Оказалось, что дедушка Дарга-Чангы серьезно заболел. Он собрал всех детей и дал последние наставления. «Из тебя выйдет состоятельный человек, хорошо учись. Учись не только по книгам, но и жизни. Одновременно нужно развивать в себе знания и мудрость. Бывают люди образованные, но глупые. Мужчине нужно быть смелым. Присматривай за сестрой и помогай ей», — так сказал дедушка Шериг-оолу [Хертек, 2002 с.17].

Дедушка Дизижик Ооржак умер в конце марта 1953 года, но на всю жизнь запомнились его мудрые наставления. Дарга-Чангы учил, как должен вести себя мужчина, как заходить в юрту, как сидеть в юрте. Мужчина не должен быть слишком мягким. Учил, что головной убор мужчины нельзя класть на пол, надо ставить на высокое место. Учил, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых, перебивать их, отвечать им, только если спросят. Учил, не есть, не пить из разбитой чашки. Учил не бояться никакой сложной, грязной работы. Учил рано вставать, обращаться с животными так, чтобы они не страдали. Все факты из детства крепко врезались в его памяти и сопутствовали его взрослению, помогая преодолеть невзгоды и трудности, какие только пришлось испытать в своей жизни Шериг-оолу Дизижиковичу.

Список источников

1. Антуфьева Н. Мать сказала мне «Держись за свой народ, сынок»: Интервью с Президентом РТ, Главы правительства РТ, членом Совета Федерации - сенатором России Ш.Д. Ооржаком / Центр Азии. 1997. 20-26 февраля. № 8.

2. История Тувы : в 3 т. Том. Т. 3. Новосибирск : Наука, 2016. 451 с.

3. Ооржак Ш. Д. «Чооннуц чоон оруу-биле...». Москва : ООО «Буки Веди», 2017. 350 с. (На тув. яз.).

4. Хертек Т. П. Тыванын бирги президентизи : чечен-публицистика ному. Кызыл : Тыва ном ундурер чери, 2002. 288 с. (На тув. яз.).

Научный руководитель - Доржу Зоя Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории Тувинского государственного университета. Scientific supervisor - Zoya Yurievna Dorzhu, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of National History of Tuvan State University. Информация об авторе:

А. О. Монгуш, студентка магистратуры Тувинского государственного университета. Information about the authors:

A. O. Mongush, master's degree student at Tuvan State University,

Научная статья УДК 37.018

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-104-107

История создания и деятельность первых школ-интернатов в Туве Азияна Алтаевна Монгуш

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

Аннотация. В статье автором рассматривается вопросы становления системы образования на примере школы-интерната начиная с 30 годов XX века до начала XXI века. На основе архивных материалов и работ других исследователей автор изучил историю становления образования в Тувинской Республике, какие задачи стояли перед интернатами, какая была жизнь обучающихся, условия проживания и обучения в интернате. В статье дается характеристика становления системы интернатов в Туве.

Ключевые слова: образование, школа-интернат, Тувинская Народная Республика, обучение, сумон.

Original article

History of the creation and activities of the first boarding schools in Tuva

Azyana A. Mongush

Tuvan State University, Kyzyl, Russia

Abstract. In the article, the author examines the issues of the formation of the education system using the example of a boarding school from the 30s of the 20th century to the beginning of the 21st century. Based on archival materials and the works of other researchers, the author studied the history of the formation of education in the Tuvan Republic, what tasks the boarding schools faced, what the life of the students was like, living and studying conditions in the boarding school. The article describes the formation of the education system of the Republic of Tyva.

Keywords: education, boarding school, Tuvan People's Republic, training, sumon.

В Тувинской Народной Республике создание школ-интернатов было обусловлено кочевым образом жизни тувинских аратов. Дети аратов-кочевников могли проживать в этих школах в течение всего учебного года. Обучение в сумонных школах обеспечивалось за счёт средств родителей, и лишь небольшая часть учащихся, испытывающих финансовые трудности, получала поддержку от государства.

К началу 1929 года в Тувинской Республике функционировали только три светские школы, где ламы обучали детей на монгольском языке. Постепенно появились школы-интернаты, школы приходящего ученичества и летние школы. В период с 1930 по 1944 годы количество школ-интернатов увеличилось с 7 до 84 [Сердобов, 1953, с. 25]. В 1930-е гг. уровень грамотности населения не превышал двух процентов. В сумонах были школы двухлетние, а хошунных центрах 4-летние.

Основным звеном в системе народного образования ТНР являлись школы-интернаты, охватывающие детей в возрасте от 8 до 17 лет. О. О. Шириндиви, один из первых просветителей, вспоминал, что в начале своей учебы не имел доступ к чернилам, ручкам и карандашам, что отражает низкий уровень образования того времени ^алчак, 1958]. До 1939 года большинство школ имели только начальные классы.

В 1952 году был принят Закон «О всеобщем семилетнем обучении в школах», который предусматривал улучшение работы школьных интернатов. Благодаря постоянному вниманию со стороны партийных и советских органов, активной поддержке трудящихся и участию комсомольских и профсоюзных организаций, закон о всеобщем семилетнем образовании был успешно реализован в 1953-1954 учебном году. В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон о введении восьмилетнего образования вместо обязательного семилетнего. В том же году была основана первая областная Кызылская школа-интернат. Республиканская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начала свою историю с принятия решения Тувоблисполкома от 29 ноября 1957 года № 507 об открытии школы-интерната.

В 1953 году в Туве существовало 76 интернатов, обеспечивающих обучение 7470 детей работников отгонного животноводства [Сердобов, 1953, с. 79]. Интернаты играли ключевую роль в реализации государственного закона о «Всеобуче».

Благодаря активной поддержке партийных и советских органов, комсомольских и профсоюзных организаций, а также участию родителей, развернулось широкое строительство школ-интернатов в Туве. В 1958 году был принят Закон о введении восьмилетнего образования. В этом же году была открыта первая областная Кызылская школа-интернат. В 1965 году ей присвоено имя Ф. Э. Дзержинского. Важным условием зачисления ребенка в интернат декларировалась добровольность этого решения. Сироты, а также дети из многодетных семей по решению органов управления народным образованием могли находиться в интернате на бесплатной основе.

В процессе реализации Закона о школьной реформе проводилась не только реорганизация семилетних школ в восьмилетние и десятилетних в одиннадцатилетние, но и создавались школы совершенно нового типа - школы-интернаты и школы с продлённым днём. За этот период значительно улучшилось оснащение учебных кабинетов и мастерских.

С 9 февраля 1958 году школа открывает свои двери, из воспоминаний выпускника Кызылского интерната Г. Диденко: «Учились мы в две смены, домашние уроки приходилось делать в общежитии. Школа была одноэтажная, столовая была далеко от школы, но позже мы переехали на красивое трехэтажное здание. Ежегодно проводились школьные соревнования. Нас часто возили смотреть на спектакли и кинофильмы...».

В 1961 году функционировало четыре школы-интерната, включая учреждение в городе Кызыле. Были открыты многочисленные столярные и швейные мастерские. За этот период укрепилась материальная база школ, увеличилось количество учебного оборудования и наглядных материалов. Учреждения приобрели более ста киноустановок, радиоузлов, магнитофонов и других устройств.

В 1964 году школа была преобразована в среднюю школу-интернат общего типа с восьмилетним обучением, а в 1968 году снова стала средней школой-интернатом общего типа.

С 1986 года школа получила статус: школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Волохова, 1998]. Учреждение относилось к адаптивно-реабилитационной школе, обеспечивающей государственные гарантии защиты интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За все годы развития школа являлась в своем роде единственной в республике, основными задачами которой были обеспечение социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий последующей социализации обучающихся.

В конце XX - начале XXI века в стране появились новые типы общеобразовательных учреждений, такие как частные детские сады, школы с углублённым изучением предметов, лицеи и гимназии. В России школы-интернаты представляют собой государственные и муниципальные образовательные учреждения, которые оказывают помощь семьям в воспитании детей, развивают навыки самостоятельной жизни и обеспечивают социальную защиту. Они функционируют на основе принципов демократии, гуманизма и доступности образования. В настоящее время в Туве осталось несколько школ-интернатов, среди них и новое Президентское училище, находящееся на попечении Минобороны РФ.

Список источников

1. Будет школа-интернат / Тувинская правда, 2002 г. 17 октября

2. Волохова Н. Школе-интернату - 40 лет // Башкы. 1998. №3. С.15

3. Межов В. В. Первая школа-интернат в Туве (Об открытии) // Тувинская Правда. 1958. 5 февраля.

4. Салчак С. О самом первом школе-интернате // Шын. 1958. Февраль 8.

5. Семенов В. В ребячьей республике. О Кызылском школе-интернате // Тувинская Правда 1963. 16 июня.

6. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953.

7. Сорокина И. День рождения школы; о школе-интернате для детей сирот в г. Кызыле // Тувинская правда. 2007. 8 февраля.

Научный руководитель - Дамдынчап Вера Монгушевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории, археологии и документоведения Тувинского государственного университета.

Scientific supervisor - Vera Mongushevna Damdynchap, Candidate of History, Associate Professor, Head of the Department of General History, Archeology and Documentation of Tuvan State University. Информация об авторе:

А. А. Монгуш, студентка 1 курса магистратуры Тувинского государственного университета. Information about the author:

A. A. Mongush, 1st year master's student at Tuva State University.

Научная статья

УДК 069.013(571.52)

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-107-113

Вехи истории с. Кочетово Тандинского района Республики Тыва как колыбели

тувинской государственности

Виктория Чарызоловна Монгуш1, Саглана Омаковна Монгуш2

1,2Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

1monvik72@mail.ru

2saglana konga@mail.ru

Аннотация. В статье проводится обзор истории становления и развития села Кочетово Тандинского района Республики Тыва с момента основания в начале двадцатого века вплоть до настоящего времени. В работе показано, что село в своем развитии прошло ряд этапов, обусловленных конкретно-историческими условиями развития населенных пунктов. Также рассмотрена роль Кочетовского филиала Национального музея РТ им. Алдан-Маадыр как историко-мемориального комплекса, отражающего историю создания суверенного государства в Центре Азии.

Ключевые слова: с. Кочетово, филиал музея Национальный музей РТ им. Алдан-Маадыр, историко-мемориальный комплекс, суверенное государство в Центре Азии.

Milestones in history Kochetovo, Tandinsky district of the Republic of Tyva as the cradle of Tuvan statehood (to the 103rd anniversary of the creation of a sovereign state in the Center of

Asia)

Victoria Ch. Mongush1, Saglana O. Mongush2

1,2Tuvan State University, Kyzyl, Russia 1monvik72@mail.ru 2saglana_konga@mail .ru

Abstract. The article reviews the history of the formation and development of the village of Kochetovo in the Tandinsky district of the Republic of Tyva from its foundation at the beginning of the twentieth century until the present. The work shows that the village in its development went through a number of stages, determined by the specific historical conditions of the development of settlements. The role of the Kochetovsky branch of the National Museum of the Republic of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.