4t*
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
из истории создания железнодорожной полиции
германии
from the history of the railway police creation
УДК 343.34
ДИТЕР ШУЛЬЦЕ,
дипломированный специалист по государственному администрированию, дипломированный криминалист, главный комиссар уголовной полиции (Институт Саксонской полиции, Германия, Ротенбург) dieterj.schulze@web.de
DITER SCHULTZE,
the diplomaed expert on state administration, the diplomaed criminalist, the chief commissioner of the criminal police (Saxon police Institute, Germany, Rotenburg)
Л.С. КРАВЧУК,
доцент
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) krawtschuk@mail.ru
LYUDMILA S. KRAVCHUK,
associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: направления и методологию адаптации и внедрения зарубежного опыта организации и функционирования правоохранительных органов можно и необходимо использовать в процессе модернизации и оптимизации деятельности МВД России, так как это позволяет генерировать новые идеи и с учетом нашей действительности развивать их на практике. Аналитическое исследование мирового опыта дает возможность посмотреть со стороны на существующие концепции борьбы с преступностью, лучше понять и совершенствовать пути и способы решения научно-практических проблем обеспечения деятельности полиции, совершенствовать профессионализм сотрудников. В связи с этим насущной необходимостью является аналитическое ознакомление с теорией и практикой правоохранительных органов зарубежных стран, обобщение их передового опыта, изучение и анализ состояния практики. В этом смысле интерес представляют организационно-правовые основы, направления и пределы деятельности полиции Германии, которая является хорошо организованной, устойчивой и достаточно эффективной системой, функционирование которой обусловлено во многом всемерной государственной и общественной поддержкой, конкурсным принципом отбора наиболее способных и интеллектуально развитых кандидатов на полицейскую должность, практической направленностью образовательной деятельности. Железнодорожная полиция Федеративной Республики Германия выполняет задачи по защите транспортной инфраструктуры федерации, обеспечивает общественную безопасность и правопорядок. Данное подразделение имеет богатую историю. Авторами статьи сделан исторический обзор создания и развития структурных подразделений службы
обеспечения безопасности на железных дорогах (железнодорожная полиция) в период с 1835 по 1945 гг. В статье отражена организация системы защиты железных дорог в основные исторические периоды Германии: 1920-1923, 1923-1933, 1937-1945; приведены служебные предписания и документы, регламентирующие функционирование первых подразделений по охране железных дорог и железнодорожных сооружений, знаки отличия и униформу сотрудников железнодорожной полиции различных исторических этапов.
Ключевые слова: имперская железная дорога, железнодорожная полиция, транспортная полиция, полицейское предписание, униформа сил охраны железных дорог.
Abstract: the directions and methodology of adaptation and introduction of foreign experience in the organization and functioning of law enforcement agencies can and should be used in the process of modernization and optimization of the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as it allows generating new ideas and taking into account our reality to develop them in practice. An analytical study of world experience provides an opportunity to look at existing concepts of combating crime, to better understand and improve ways and means of solving scientific and practical problems of ensuring police activity, to improve the professionalism of police officers. In this connection, an urgent need is to get an analytical acquaintance with the theory and practice of law enforcement agencies of foreign countries, generalize their best practices, study and analyze the state of practice. In this sense, the organizational and legal bases, directions and limits of the German police are of interest, which is a well-organized, stable and sufficiently effective system whose functioning is due in many ways to the full state and public support, the competitive principle of selecting the most capable and intellectually developed candidates for the police position, practical orientation of educational activity. The Railway Police of the Federal Republic of Germany carries out tasks to protect the transport infrastructure of the federation, provides public safety and law and order. This unit has a rich history. The authors of the article made a historical review of the creation and development of structural units of the security service on the railways (railway police) in the period from 1835 to 1945. The article reflects the organization of the railway protection system in the main historical periods of Germany: 1920-1923, 1923-1933, 1937-1945; the service regulations and documents regulating the functioning of the first units for the protection of railways and railway facilities, insignia and uniform of railway police officers of various historical stages are given.
Keywords: imperial railway road, Transport police, police order, Transport security police uniform.
В современных условиях интеграции государств, расширении международного сотрудничества, повышении мобильности все большую актуальность принимают вопросы обеспечения безопасности человека, в том числе и на транспорте.
Железнодорожная полиция Федеративной Республики Германия выполняет задачи по защите транспортной инфраструктуры федерации, обеспечивает общественную безопасность и правопорядок. Основными сферами деятельности железнодорожной полиции являются:
- защита от опасности и осуществление уголовного преследования преступлений, совершенных на вокзалах, железнодорожных путях, например, вандалилизм, преступления против собственности, преступления с применением насилия, а также опасные посягательства на безопасность железнодорожного движения;
- целенаправленное патрулирование и розыскные мероприятия в пассажирских поездах с целью усиления безопасности пассажиров и объектов;
- мероприятия на железнодорожных вокзалах и пассажирских поездах во время проведения массовых мероприятий, например, футбольных матчей.
Железнодорожная полиция имеет в своей компетенции железнодорожную сеть протяженностью 33500 км с 5700 вокзалами и станциями. Между
федеральной железнодорожной полицией и акционерным обществом «Германские железные дороги» существует способствующее повышению уровня безопасности и порядка долговременное успешное партнерство, обусловленное историческим развитием данного подразделения полиции [6].
История транспортной (железнодорожной) полиции тесно связана с историей создания и функционирования железных дорог в Германии. Развитие железных дорог и железнодорожной полиции было подвержено влиянию развития экономики и политики. С 7 декабря 1835 года начала функционировать железная дорога на участке от Нюрнберга до Фюрта. Этот участок обслуживался силами привилегированной полиции Людвига. 25 ноября 1835 года магистрат «Королевского Баварского города Нюрнберга в качестве совета полиции» принял первое распоряжение о железнодорожной полиции, это стало датой создания железнодорожной (транспортной) полиции Германии. Таким образом, железнодорожная полиция была основана ещё до введения в действие первых подразделений охраны железнодорожных дорог. 2 декабря 1835 года были внесены изменения в распоряжение о полицейских силах, т.к. недостаточными оказались критерии обеспечения высокой степени порядка и безопасности
в железнодорожном сообщении. Исполнение полицейских полномочий в общей сфере действия железных дорог передано надзорному персоналу на железных дорогах [1, с. 15].
Первые железные дорогие эксплуатировались частными предприятиями. Они взяли на себя также полномочия и задачи железнодорожной полиции. Тогдашние обозначения железнодорожного персонала:охранники вокзала, служащие вокзала и перрона - предшествовали сегодняшним обозначениям должностей в железнодорожной полиции. Эти назначаемые железнодорожными обществами вспомогательные силы полиции кроме своей униформы железнодорожной полиции в качестве знака ведомственной принадлежности имели колющее оружие, клинок или штык.
Только после основания Северогерманского союза в 1866 году началось огосударствление германских железных дорог, т.к. очень быстро развивались железнодорожные общества. Первые полицейские предписания Нюрнберга были приняты в качестве «Нюрнбергской модели» в её основе. С 1 января 1871 г. вступил в силу первый железнодорожный регламент железных дорог Северогерманского союза. Этот регламент железнодорожной полиции действовал со времени возникновения II Рейха (коронация Кайзера) с 17 января 1871 г. как общее полицейское предписание для всех железных дорог Германии [3, с. 10].
Униформа отдельных железнодорожных обществ в это время была различной, так как в некоторых федеральных государствах кайзеровского рейха также возникли собственные железнодорожные общества [2, с. 172].
В регламенте были изложены основные требования к поведению пассажиров во время пребывания в помещениях на железной дороге и в поездах. В этом документе также были прописаны задачи, обязанности и полномочия сотрудников железнодорожной полиции по постоянному проведению всех мероприятий обеспечения безопасности и порядка для защиты пассажиров и грузов.
Развитие железных дорог приобретало в следующие годы всё большее значение и развитие. Создавались железнодорожные пути, расширялась сеть железных дорог, осуществлялось строительство железнодорожно-технических сооружений и защитных сооружений.
Первые отличительные знаки железнодорожной полиции были приняты в «Определении по униформированию в прусском государственном железнодорожном управлении» от 12 декабря 1887 г. Знак был в виде таблички, размещаемой на груди с надписью «Сотрудник железнодорожной полиции» [4, с. 12].
Начало Первой мировой войны 1914 года повысило также требования к функционированию системы германских железных дорог, их защите и обеспечению безопасности.
По мере развития железных дорог увеличивался объем задач железнодорожной полиции. Германской железной дорогой осуществлялась транспортировка войск, военных грузов и техники по всей территории Германии и обеспечивались непрерывные военные и гражданские перевозки.
Для военных противников немецкие железные дороги были большой проблемой. Возрастали атаки на железнодорожные сооружения, здания вокзалов и движущиеся объекты. Воздушные силы осуществляли бомбардировку преимущественно железнодорожных сооружений. Кроме того, увеличилось количество случаев саботажа. Военное руководство быстро пришло к заключению, что обеспечение безопасности и защита транспортных сооружений и движущего состава железной дороги незамедлительно должно быть реформировано. Железнодорожная полиция получила также военные задачи.
В 1917 году наряду с железнодорожной полицией проводилось дополнительное патрулирование сотрудниками железной дороги, осуществляемое преимущественно с применением служебных собак. Их задачей была охрана железнодорожных путей, сооружений железной дороги и поездов.
После окончания Первой мировой войны в 1918 году произошли изменения в системе германских железных дорог. Имперская конституция 1919 года в статье 89 закрепила объединение государственных
железных дорог. С 1 апреля 1920 года надзор над железными дорогами общего движения перешёл в компетенцию Имперского министерства транспорта в соответствии с Имперским законом.
Указом от 28 февраля 1919 года министром вынесено предписание о введении вооружения персонала железных дорог, чтобы обеспечить безопасность железнодорожного транспорта. Этот указ был издан по распоряжению тогдашнего прусского управления железных дорог от 24 февраля 1919 года для создания защиты железнодорожного сообщения [7].
Железнодорожное управление Аугсбург, Карл-срус и Штуттгардт примкнули к управлению железных дорог Эльберфельд. Служба защиты железных дорог просуществовала недолгое время. Только управление железных дорог Штуттгардта ввело и расширяло службу защиты железнодорожных сооружений и подвижного состава. Правительственный советник Карл Хайгес основал 18 апреля 1919 года подразделение сил защиты железных дорог Штуттгардта, численность которых возросла за короткое время до 5000 человек [4].
Эти подразделения охраны железных дорог получили название «Железнодорожная защита». Отдел железнодорожной защиты под названием «Уланд» в последующем получил в распоряжение мощное вооружение, например бронированные поезда и тяжелое автоматическое оружие. Это подразделение было использовано при подавлении путча и коммунистического восстания в Тюрингии в 1921 году.
После перевода железных дорог в ведение государства в форме германского имперского общества как высшего ведомства железнодорожной полиции было создано ведомственное подразделение «Служба надзора за железными дорогами», которое подразделялось на отделы
розыска, патрульную службу и службу охраны. Сотрудники, которые выполняли задачи уголовного преследования, были введены в состав прокуратуры в качестве вспомогательных сотрудников.
В 1919 г. с нагрудного знака сотрудника железнодорожной полиции была удалена корона. После падения монархии кайзеровская корона была удалена со всех официальных знаков. С принятием Указа от 5 апреля 1921 г. предприятие «Германская имперская железная дорога» дала согласие на осуществление защиты железных дорог и поддержание безопасности и порядка на объектах транспорта и вне транспортной инфраструктуры. Вследствие этого были введены в действие подразделения железнодорожной защиты имперских управлений железных дорог Берлин, Бреслау, Галле/Заале, Оппельн и Штуттгардт при имперской исполнительной службе в земле Саксонии осенью 1923 г. Охрана пограничных вокзалов в областях Верхней Лужии обеспечивалась до конца 1923 г. различными подразделениями железнодорожной полиции. Законом об имперских железных дорогах от 30 августа 1924 года предприятие «Германские имперские железные дороги» было преобразовано в «Имперское ж-д общество» [4, а 47]. С этим преобразованием было завершено объединение железных дорог всех германских земель. Новое главное управление имперского общества железных дорог приняло новую организацию сил обеспечения безопасности и порядка с изданием нового распоряжения о служебном обмундировании.
Новая администрация Имперского общества железных дорог учредила новую инструкцию для сил обеспечения безопасности и порядка. С принятием нового предписания о форме одежды от 9 мая 1924 года была введена новая единая униформа для всех служащих железной дороги. Для сотрудников железнодорожной полиции были установлены в частности: нагрудный знак для служащих вокзалов, нарукавные повязки для сотрудников железнодорожной полиции, нарукавные повязки для сотрудников патрульно-постовой службы [2, а 15].
До полного введения новых знаков отличия железнодорожной полиции сотрудники носили нагрудный знак «сотрудник железнодорожной полиции», но без короны.
Специальная униформа для железнодорожной полиции была не предусмотрена. Охранники носили обычную служебную униформу имперской железной дороги со специальным знаком. В качестве головного убора была фуражка с черной бархатной окантовкой с двумя красными полосками и кокардой. Германская империя, известная в те времена под именем «Веймарская республика», была разделена на 17 земель.
По распоряжению главного управления Германской имперской железной дороги от 17 июля 1927 года была вновь сформирована служба безопасности железной дороги. Униформа ведомственной железнодорожной полиции претерпела изменения. Мундир имел покрой военного образца. Петлицы были окантованы черной бархатной тканью с пуговицами серебряного цвета в тон пуговицам мундира. На левом предплечье позже была размещена нашивка «железнодорожная полиция», выполненная готическим шрифтом. Знаки различия в то время еще не носились. Для добровольных помощников железнодорожной охраны изменения не были внесены. Они носили униформу железнодорожной полиции только при участии в операциях.
В начале 30-х годов в железнодорожной полиции было введено кожаное обмундирование черного цвета. Оружие (карабин) и стальной шлем завершали внешний облик полицейского железнодорожной полиции Веймарской республики.
С приходом к власти национал-социалистов в 1933 году произошли изменения как в штатном составе, так и в униформе полицейских. Из-за большого количества массовых мероприятий к железнодорожной охране предъявлялись высокие требования. Служба безопасности все чаще привлекалась к широкомасштабным мероприятиям. Распоряжением от 12 апреля 1933 года установлены отличительные знаки руководящего состава службы охраны имперской железной дороги. Существующие до этого времени петлицы службы охраны были дополнены внесением различного количества галунов. Согласно официальному вестнику № 22/1933, страница А 46, введено обязательное отдание чести для сотрудников железнодорожной полиции [2, с. 27].
В ноябре 1934 года вышел приказ о новой служебной униформе для железнодорожной полиции. Сотрудники носили отныне синие мундиры, синие фуражки и черные брюки. Фуражки были окантованы тканью бело-серого цвета по единому образцу для всех рангов. Знаки различия напоминали знаки прусской охранной полиции, но на основе черного цвета. Форму дополняла черная портупея с наплечным ремнем. Наименования должностей соответствовали имеющимся в штате имперской железной дороги. На фуражках всех воинских чинов был размещен атрибут власти третьего рейха. Начиная со звания «инспектор», железнодорожные полицейские имели на фуражках серебряные тренчики и черные лакотканевые подбородные ленты. Офицеры носили вышитый вручную нарукавный знак с серебряной нитью на черном фоне. У низших чинов были нарукавные знаки машинной вышивки. Между звездами цвета серебра или золота, обозначающими звания, были размещены цифры, обозначающие номера управлений имперской железной дороги, которые были присвоены им в 1929 году [3].
В начале Второй мировой войны по состоянию на 1 ноября 1939 года имелось 31 управление имперской железной дороги (включая Польшу и Австрию). Каждое управление имело отделение охраны и группу железнодорожной полиции.
С апреля 1935 года для 27 отделений службы охраны железных дорог были введены знамена частей. Перед этим знамена были освящены «Кровавым знаменем» (знаменем фашистского мюнхенского путча в 1923 году) штурмового отряда Норста Везеля. Присяга принималась сотрудниками службы охраны железной дороги перед этим знаменем.
В 1935 году Германская имперская железная дорога праздновала 100-летний юбилей. В ходе подготовки к этому национальному празднику служащие железной дороги были оснащены новой служебной одеждой. Она была военного образца и называлась также «униформой». Сотрудники железнодорожной полиции сохранили свою униформу, она только дополнялась нарукавной повязкой со свастикой на парадах.
17 июня 1936 года рейсфюрер СС Генрих Гиммлер принял под свое командование всю германскую полицию, получив должность «рейхсфюрер СС и шеф германской полиции». Вследствие этого последовало изменение униформы. Вся германская полиция получила форму зеленого цвета. Униформа и знаки отличия железнодорожной полиции были военного образца. 14 декабря 1937 года министром Пруссии и имперским министром внутренних дел издан приказ «О реорганизации полицейской власти рейха». В этом приказе были указаны обозначения «полиция охраны железных дорог» и «резерв полиции охраны железных дорог» [5].
В 1938 году в честь празднования 20-летия службы охраны железных дорог в Германии для всех служб безопасности железной дороги была введена единая униформа. Петлицы, имевшие форму петлиц СС, были изменены на типичные полицейские.
Во время Второй мировой войны резервы железнодорожной полиции использовались преимущественно на оккупированных областях и носили униформу вермахта.
В 1941 году была введена должность «шеф железнодорожной полиции», который получил особый головной убор. В это время снова был введен символ железной дороги - рулевое колесо. Нарукавный знак «железнодорожная полиция» дополнялся в зависимости от звания (окаймление серебряного или золотого цвета).
Однако недостаток материальных средств во время второй мировой войны привел к тому, что сотрудники железнодорожной полиции получили униформу вермахта и военные знаки отличия. Колесо с лопастями, цифры обозначения номера управления имперской железной дороги на погонах были упразднены.
После окончания Второй мировой войны большинство строений имперской железной дороги были разрушены, и железнодорожная сеть находилась в руках союзных держав-победителей. Было начато незамедлительное строительство железнодорожных сооружений.
Иллюстрации любезно предоставлены Дитером Шульце.
W'SB
Литература
1. Fischer, Thomas. Polizeisoldaten / Kasernendienst - Straßenkämpfe -Atombunker. Helios-Verlag, Aachen, 2006. 150 S.
2. Rettinghaus, Helmut. Die Bahnpolizei deutscher Eisenbahnen. Geschichte, Uniformen, Organisation. Stuttgart (Transpress Verlag), 2012. 240 S.
3. Schulze, Dieter. Das Große Buch der deutschen Volkspolizei. Geschichten - Aufgaben - Uniformen. Berolina-Verlag. Berlin, 2006.
4. Schulze, Dieter. Das Große Buch der Transportpolizei. Geschichten Aufgaben - Uniformen. Kriminalistik-Verlag. Berlin, 2016.
5. ddr-geschichte.de - Volkspolizei
6. bundespolizei.de/bahnpolizei_node.html
7. polizei-historie.de/ddr.html
(статья сдана в редакцию 23.05.2017)