УДК 7.03
Цепова Т.А. студент магистратуры 2 курса специальность «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» ВлГУ на отделении ДИИР научный руководитель: Такташова Л. Е., кандидат
искусствоведения профессор ВлГУ
Россия, г. Владимир ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО НАТЮРМОРТА.
Аннотация: Статья посвящена истории русского натюрморта. Автор раскрывает основные направления развития русского живописного натюрморта 18 века на примерах наиболее ярких его проявлений. Особое внимание обращается на натюрморты-обманки, появившиеся в 16 веке. На основе анализа живописных натюрмортов художника Г. Н. Теплова определяется, что натюрморт - "обманка" Г.Н. Теплова достойно представил этот общеевропейский стиль в русском живописном натюрморте тридцатых годов 18 века. В заключении говорится, что русский живописный натюрморт 18 столетия развивался в общем русле западно- европейского искусства, и вместе с тем отвечал интересам и особенностям жизни русского общества.
Ключевые слова: десюдепорт, рокайль, натюрморт-обманка, лессировочная живопись, рококо.
Tsepova T.A.
2-year student
graduate student of VLSU on the department of DIIR on the specialty "Pedagogical Education " profile "Fine Arts", Vladimir Taktashova L.E. Professor VLSU Candidate of Art History, Vladimir FROM THE HISTORY OF RUSSIAN STILL LIFE.
Annotation: The article is devoted to the history of Russian still life. The author reveals the main directions of development of the Russian pictorial still life of the 18th century on the examples of its most vivid manifestations. Particular attention is drawn to the still-life-blende that appeared in the 16th century. On the basis of the analysis of the pictorial still lifes of the artist G. N. Teplov, it is determined that the still life is a "trickery" by G.N. Teplov adequately presented this pan-European style in the Russian still life of the thirties of the 18th century. In conclusion, it is said that the Russian pictorial still life of the 18th century
developed in the common vein of Western European art, and at the same time met the interests and peculiarities of the life of Russian society.
Key words: desudeport, rocaille, still-life-blende, scaffold painting, chickens, rococo.
Натюрморт - один из популярных жанров изобразительного искусства. Вместе с тем история становления и развития русского натюрморта изучена далеко не достаточно. Задача настоящей статьи показать основные направления развития русского живописного натюрморта 18 века на примерах наиболее ярких его проявлений.
В России с жанром натюрморта знакомятся с появлением западноевропейских мастеров, которые приезжают сюда работать по приглашению Петра I. Особенно интересны для историка искусств так называемые десюдепорты из Екатеринингофского дворца, так как большинство из них подписаны и датированы. Примеры тому панно Алексея Бельского "Цветы, фрукты и попугай" (1754, ГРМ) и "Астрономия" Бориса Суходольского (1754, ГТГ). Подобные десюдепорты являли собой существенный элемент декоративного убранства барочно-рокайльного интерьера середины столетия. Поэтому они имеют вычурную барочную форму, в композиции не редко включены элементы архитектуры и пейзажа. Они выполняли ту же функцию, что и плафоны, - декорировали, а так же иллюзорно расширяли пространство. Иван Фирсов (1733 -1785) служил штатным придворным художником при императорском театре в Ораниенбауме. Как декоратор он исполнял панно, аллегорических картины, театральные декорации. "Цветы и фрукты" Ивана Фирсова, написанный легко, изящно, свободно, в духе рокайля, - один из лучших десюдепортов середины 18 века.
Интересными проявлениями жанра натюрморта в России 18 века были так называемые "обманки". "Обманки" появились в Европе ещё в 16 веке. Так итальянец Якопо де Барбари в 1504 году написал картину, которая называлась "Натюрморт". Он изобразил всего четыре предмета: два охотничьих атрибута, убитую птицу и бумажную записку на стене. Его главной задачей было удивить зрителя иллюзорной точностью в передаче формы, объёма, фактуры, цвета предметов, что он сделал с большим мастерством. В 17 веке "обманками" увлекались голландцы. Художники добивались такой иллюзии реальности изображённых предметов, что искушали зрителей их потрогать, снять с полки, согнать насекомое; тщетность действий вызывала у наблюдателей смех и всеобщее веселье.
Пётр I любил Голландию, ценил солёный голландский юмор, но не только юмор. В Голландии он приобрёл ценнейшие рисунки, на которых скрупулёзно представлены насекомые и растения. Их автор, Мериан Мария Сибилла, работала с микроскопом и стремилась к научной точности изображаемого; сегодня эти рисунки хранятся в архиве Академии наук в Санкт - Петербурге. Он же пригласил супругов Гзель, под их руководством
русские художники создали каталог природных "куриёзов".
Натюрморт, как жанр искусства, это, прежде всего художественный образ. Чем ярче личность мастера, тем убедительнее созданный им образ отражает своё время, его художественные идеалы. Такой яркой личностью был художник Г. Н. Теплов (1717 - 1779). Для Теплова живопись была призванием и одновременно страстным увлечением. Работы свои художник не подписывал, было не принято. Сегодня, к сожалению, известны лишь четыре полотна живописца, которые хранятся в музеях России: "Натюрморт с попугаем и нотным листом". (1737. X., м. 88 х 70. Государственный музей керамики и Усадьба Кусково ХУШ века. Инв. Ж-246); "Натюрморт" (1730-е гг. X., м. 89,5 х 71. Государственный музей керамики и Усадьба Кусково XVIII века. Инв. Ж-248); "Натюрморт" (Ок. 1737. X., м. 77 х 63,8. Государственный Эрмитаж. ЭРЖ-2222); "Старик-меняла" (1739. X., м. 87x61. Музей-усадьба Кусково. Инв. Ж-250).
В картине с попугаем, на наш взгляд, наиболее полно воплотились особенности жанра натюрморта-обманки. Картину Г.Н. Теплов выполнил на холсте, маслом в технике лессировочной живописи. Однако зритель видит перед собой не натюрморт в раме, а фрагмент стены из тщательно обработанных гладких досок с характерным для древесины золотистым цветом, рисунком разводов и тщательно заглаженных сучков. На стене -полка с книгами и нотными листами, здесь же склянка с микстурой, колокольчик, попугай. Под полкой картина. Ниже - часы, под часами лента, прибитая к дереву едва заметными гвоздями, под лентой письмо, расчёска, тетрадь. Владение лессировочной живописью и наблюдательность художника сделали настоящую "обманку"- иллюзию присутствия реальных предметов, что удивляло, вызывало восторг, воспринималось как "куриёз".
Натюрморт с попугаем Г. Теплов написал в то время когда особенно увлекались разными рода предсказаниями, гаданиями, астрологией, а за обыденными вещами хотели видеть скрытый смысл. Придавать скрытый смысл натюрморту было традицией иноземных мастеров; так чтобы понять "язык" вещей голландского натюрморта, вспоминали народные пословицы, поговорки, загадки. В русском искусстве такой традиции не знали, однако бытовали народные приметы, в моду входили разного рода сонники. Так огромной популярностью в 18 веке среди многих подобных пользовался сонник знаменитого астролога Ричарда Джеймса Моррисона.
В "прочтении" натюрморта с попугаем нужно исходить из знакомых в то время символов и особенностей композиции: главный смысл заложен в изображённом в центре и выделенном цветом. По композиционной оси расположены: картина, часы, книга. Первой привлекает внимание картина. На языке символов это означало, что человек стремится к наивысшим достижениям. Книга на полке выделена звонким алым цветом - она символ грядущей прибыли и веселья. Рассказ дополняют детали: попугай, расческа, письмо. Благодаря им узнаем, что беды прошли (склянка с лекарством),
нужно ждать поддержку влиятельного лица (расчёска), приятные вести (открытое письмо), счастливого брака (колокольчик), почёта и уважения (попугай, старая, но аккуратно сложенная толстая тетрадь). Если все символы объединить в одно содержание, то получится следующее: владельца натюрморта ожидает большое счастье. Общее мажорное содержание дополняет лист бумаги, аккуратно исписанный нотами.
Однако, что это: пожелания заказчику картины, а может быть автобиография художника, изложенная столь необычным способом? О Г.Н. Теплове известно, что он прожил счастливую жизнь. Не знатностью происхождения, но своими талантами он добился многого: стал сенатором, действительным тайным советником, царедворцем Екатерины Второй, но более того, вошёл в историю русской культуры как учёный ботаник, экономист, философ, музыкант-композитор и художник. Однако правомерно и другое предположение. Перечисленные нами атрибуты натюрморта Г. Теплова повторяются и в работах других авторов "обманок", хотя при жизни они не прошли дорогами славы. Очевидно, "обманки" своего рода игра, по завершении которой зритель получал самые добрые предсказания. Этим, очевидно, объяснима их необычайная популярность в 18 веке.
С одной стороны живопись "обманки" Теплова - игра без тяжёлых раздумий и забот, с мимолётным намёком на флирт (счастливый брак). С другой - труд художника, требующий таланта и крепких профессиональных знаний. Работа Теплова лёгкая и одновременно декоративная по колориту, она кажется непринуждённой по композиции, хотя в действительности строго продумана. Художник свободно владеет техникой лессировочной живописи и до иллюзии точно передаёт тон и фактуру предметов. Перечисленные качества характерны для стиля рококо. Натюрморт -"обманка" Г.Н. Теплова достойно представил этот общеевропейский стиль в русском живописном натюрморте тридцатых годов 18 века.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что русский живописный натюрморт 18 столетия развивался в общем русле западноевропейского искусства, и вместе с тем отвечал интересам и особенностям жизни русского общества. Лучшие образцы этого жанра представлены достойными образцами живописи.
Использованные источники:
1. Болотина, И. С. Проблемы русского и советского натюрморта/ И. С. Болотина. — М.: Советский художник, 1989. — 192 стр. ISBN 5-269-00055-5
2. Вдовин, Г.В. Две «обманки» 1737 года: опыт интерпретации // Советское искусствознание. Вып. 24. М.: Советский Художник, 1988.
3. Герчук, Ю. Я. Живые вещи/ Ю. Я. Герчук. — М.: Советский художник, 1977. — 144 стр.
4. Глозман, И.М. К истории русского натюрморта // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. М.: Искусство, 1968. — С. 53-71.
5. Гусев, Г.В. "Обманка" Г. Н. Теплова и неизвестные факты его биографии.// Исторический формат. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2016. № 1- С. 303-324.
6. Дятлева, Г. В. Мастера натюрморта/ Г. В. Дятлева. М.: Вече, 2002. — 272 стр. ISBN 5-7838-1131-9
7. Мочалов, Л. В. Три века русского натюрморта/ Л. В. Мочалов. — М.: Белый город, 2012. — 512 стр. ISBN 978-5-7793-2007-8
8. Пружан, И. Н. Натюрморт русской и советской живописи/ И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев. — Ленинград: Аврора, 1970— 164 стр.
9. Ракова, М. М. Русский натюрморт конца 19 века/ М. М. Ракова. — М.: Искусство, 1970 — 112 стр.
10.Ягодовская, А. Т. О натюрморте/ А. Т. Ягодовская. — М.: Советский художник, 1965. — 70 стр.
УДК 33
Шанусь А. В. студент магистратуры факультет: 38.04.08 Финансы и кредит Институт заочного и очно-заочного образования ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
И.С. ТУРГЕНЕВА» ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА Аннотация: Статья посвящена прогнозированию развития отечественного рынка имущественного страхования на основании анализа предшествующего периода.
Ключевые слова: Страхование имущества, стагнация, динамика,
рост.
Shanus A. V. master student Faculty: 38.04.08 Finance and credit Institute of correspondence and full-time education Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
«Orel State University named after I.S. Turgenev» PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF PROPERTY INSURANCE Annotation: The article is devoted to forecasting the development of the domestic property insurance market on the basis of the analysis of the previous period.
Keywords: property insurance, stagnation, dynamics, growth.