Научная статья на тему 'Из истории русско-китайских культурных связей: Л. Тихомиров и его роль в пропаганде православия в Китае в конце XIX - начале XX веков'

Из истории русско-китайских культурных связей: Л. Тихомиров и его роль в пропаганде православия в Китае в конце XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ХРИСТИАНСТВО / КОНСЕРВАТИЗМ / РОССИЯ / Л.ТИХОМИРОВ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Милевский О. А.

В статье рассматривается практическая и публицистическая деятельность Л.Тихомирова по распространению в Китае православной веры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of russian-chinese relations: L. Tikhomirov and his role in orthodox propaganda in China at the end of XIXth - beginning of XXth centuries

This article describes the activity of Russian Orthodox mission in China at the end of XIXth beginning of XXth centuries. The special attention is granted to the events of antiforeigner revolt in China, 1898-1901 years. In connection with those facts, the author concentrates his investigation on societies especially on political activity of conservative journalist L. Tikhomirov. The article contains the analysis of his ideas about intensification of Orthodox propaganda in China. A considerable passage of the article is devoted to the study of his efforts directed towards restoration of orthodox mission destroyed during the revolt,

Текст научной работы на тему «Из истории русско-китайских культурных связей: Л. Тихомиров и его роль в пропаганде православия в Китае в конце XIX - начале XX веков»

О. А. Милевский

ИЗ ИСТОРИИ РУССКО-КИТАЙСКИХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ: Л. ТИХОМИРОВ И ЕГО РОЛЬ В ПРОПАГАНДЕ ПРАВОСЛАВИЯ В КИТАЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Томский государственный педагогический университет

История существования православной миссии в Китае берет свое начало с 1715 г. Однако, вплоть до 1858 г. миссия изучала в основном историю Китая, почти не занимаясь активной пропагандой православия. По Айгунскому мирному договору 1858 г. Китайское правительство предоставило миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства.

К 1885 г. имелись две православные церкви в Пекине, храм на юге Китая в ХАНЬКОУ. Существовала также небольшая церковь в деревне Дунь-Диньан1>, построенная при отце Исайе (умер в 1871 г.), усилиями которого 400 человек жителей деревни стали православными.

Россия начала проявлять особенный интерес к дальневосточному вопросу в 90-х гг. XIX в. Осваивая территорию своего Дальнего Востока, русское правительство не могло не контактировать с соседями - Японией и, особенно, с Китаем. Толчком к активизации российской политики по отношению к Китаю стала японо-китайская война 1894 - 1895 гг. и последовавший за ней Симоно-секский мирный договор, затронувший интересы России. Интенсивная деятельность российской дипломатии в Китае привела и к более широкой миссионерской работе по пропаганде православия, особенно при' архимандрите Иннокентии, который стал во главе миссии в 1896 г.

Особый интерес к деятельности православной миссии в Китае возник в России после восстания ихэтуаней, начавшегося в 1898 г. (его еще называют «боксерским») и носившего ярко выраженный антииностранный характер. Причиной восстания было активное вмешательство западных держав в Китайские дела, сопровождавшееся насаждением чуждой Китаю европейской культурной традиции. Восстание вылилось в акты вандализма против христианских религиозных миссий и сопровождалось убийствами китайцев, принявших христианство. События в Китае нашли отклик в России и

привлекали внимание не только политических деятелей, но и публицистов. В их ряду интересна позиция Л: Тихомирова, консервативного журналиста, придерживавшегося монархических воззрений и писавшего по религиозной тематике в «Русском Обозрении», «Московских ведомостях», «Колоколе» и других изданиях.

Будучи монархистом, по убеждениям, он был сторонником активной пропаганды православия и выступал за активизацию церковной политики не только в России, но и за ее пределами. В связи с этим Л. Тихомиров считал, что этому будет способствовать более энергичная деятельность заграничных православных миссий. Большой интерес в этом вопросе вызывала у него российская дальневосточная политика и особенно пропаганда православия в Китае, который являлся ближайшим соседом России на Дальнем Востоке.

Изучая проблемы освоения Дальнего Востока, Тихомиров пытался рассматривать их в единстве геополитического и религиозного факторов. Уже в 1894 г. в «Российском Обозрении» публикуется его обзор «Япония и Китай в Корее», где заостряется внимание на русских интересах в этом регионе [1]. А незадолго до этого, в 1891 г., в «Московских ведомостях», призывая к более активному освоению Дальнего Востока, Л. Тихомиров увязывал это с пропагандой православных ценностей не только у русских подданных, но и на соседних территориях, особенно в Китае, дабы изолировать русское население от чужеродного религиозного влияния, а кроме того, расширить сферу влияния православия. Сходного с Л. Тихомировым взгляда придерживался и Э. Ухтомский, редактор «Санкт-Петербургских ведомостей», управляющий Китайско-Российским банком и имеющий заметное влияние на Николая II и всю дальневосточную политику России.

Восстание в Китае привлекло внимание Л. Тихомирова, о чем свидетельствуют как записи в его дневнике, так и публицистика. Так, в 1900 г. в се-

Вестник ТГПУ. 1999. Выпуск 1(10). Серия: ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ

рии статей «Китай, Россия и Европа» он не только оправдывал миссию европейских держав по наведению порядка в Китае, но и призывал Россию активнее играть мировую роль, опираясь на религиозные рычаги. Он резко выступал против убеждения, что России не нужно вести активной политики на Дальнем Востоке в угоду мнению, что ее истинная деятельность должна развиваться на Ближнем Востоке и Балканах.* Тихомиров считал, что эти две задачи неразделимы, так как и в том, и в другом случае «мировое значение России» определялось, по его мнению, тем, что именно Россия оставалась «хранительницей неразделенного христианства» в отличие от Европы, расколовшейся на католичество и протестантизм. Но мировую роль России Л. Тихомиров видел не только в сохранении истиной православной веры, но и в активном распространении ее на Дальнем Востоке. Только в этом случае Россия, считал он, может стать в будущем объединяющим элементом для христианского мира на всем Востоке [2].

Однако идеи Тихомирова об активной «православной экспансии» в Китае разделялись далеко не всеми, даже в консервативных кругах. Так, славянофил А. Киреев, близкий к императорскому двору, в письме Л. Тихомирову прямо заявлял, что его идеи несвоевременны, так как отвлекают силы России от решения истинных православных задач на Ближнем Востоке, и что переориентация всей религиозной русской политики в данное время стране непосильна, и потому Тихомиров будит только неосуществимые желания [3, л. 72]. Холодно отнесся к предложениям Л. Тихомирова и К. Победоносцев. Однако это не остановило Л. Тихомирова, и он пишет следующую серию статей «Христианские задачи России на Дальнем Востоке», во многом опираясь на книгу Э. Ухтомского «К событиям в Китае в 1900 г.». В этих публикациях он продолжает развивать взгляды, высказанные ранее, делая основной упор на религиозный аспект. И утверждая, что православие имеет перспективы привиться в Китае. Более того, Тихомиров считает, что «осознание своей мировой роли в распространении православия для России не менее, а даже более важно, нежели чем для самого Китая». Это утверждение он объясняет тем, что Россия, оказавшись на перекрестии Запада и Востока, может выжить, только «подняв свое собственное содержание над ними», а

это собственное содержание у России, по его мнению, сводится к православию, как во внутренней жизни, так и во внешней [4].

Особую же активность в делах пропаганды в Китае он развил после разгрома восставшими Пекинской православной миссии в 1900 г. и убийства более 300 православных китайцев в деревне Динь-Диньань. Л. Тихомиров вступает в переписку с К. Победоносцевым по поводу восстановления миссии. В редакции «Московских ведомостей» он организует сбор средств на это восстановление, стараясь обратить на это внимание и высших иерархов православной церкви. К сбору средств он привлек и всю свою семью, немало пожертвовав на это дело лично. Активно по этому вопросу он работает и в печати. Так, в начале 1901 г. в «Московских ведомостях» появляется статья Л. Тихомирова «Православие на Дальнем Востоке в 1900 г.», она написана в пику статье, опубликованной отцом Сергием в «Церковных Ведомостях» № 31-32 за 1900 г. В статье, повествуя о разуме православной миссии в Пекине, Тихомиров призывал не впадать в уныние и в доказательство приводил факты успешной работы миссии отца Николая в Японии, подчеркивая, что дело развития православия в Китае отнюдь не безнадежно.

Невзирая на то, что решение по восстановлению миссии поддержали не все представители церковных кругов, Л. Тихомиров и отец Иннокентий (Пекинский) смогли сдвинуть дело с мертвой точки, а митрополит Атноний пожертвовал на это дело 1000 р. Наконец, в 1901 г. удалось добиться сохранения миссии в Пекине. В своем дневнике в октябре 1901 г. Тихомиров запишет: «Письмо от о.Иннокентия очень радует. Он убедил митрополита Антония и К. Победоносцева, и китайская миссия сохранится» [3, л. 1361.

Л. Тихомиров и после восстановления миссии продолжал следить за ее работой, причем не с позиций созерцателя. Своими статьями он всячески пытался привлечь внимание официальных лиц к ее нуждам и проблемам, о коих был хорошо осведомлен, так как поддерживал переписку с отцом Иннокентием. Не раз, добиваясь чего-либо для нужд миссии, Тихомиров напрямую пытался лоббировать высшие правительственные сферы, обычно через контакты с К. Победоносцевым, либо обращаясь за помощью к высшим представителям церкви. Благодаря стараниям Л. Тихомирова, газета

«Московские ведомости» сделалась как бы рупором православной миссии в Китае.

Обратим внимание и на тот факт, что после интервенции 8-ми держав, приведшей к подавлению восстания «боксеров», был подписан «Заключительный протокол 1901 г.», который предусматривал большие уступки пинского правительства и, соответственно, открывал новые возможности для «великих держав» в Китае, в том числе и в плане миссионерской работы.

Значительно расширила свою деятельность и православная миссия, тем более что Россия активно укреплялась в Маньчжурии. Так, из статьи Л. Тихомирова, помещенной в 1904 г., мы можем узнать, что в Успенском соборе в Пекине была открыта типография, и отец Иннокентий благодаря этому перевел в Пекин редакцию «Известий братства Православной церкви в Китае», до этого первые 9 номеров «Известий...» вышли в Харбине. Достигло русское православие и крупнейшего открытого порта Китая г. Шанхая, где на средства Пекинской миссии был куплен участок земли и открыта школа (24 ученика) и православная церковь [6].

К освещению работы православной миссии в Китае Л. Тихомиров привлек и свою дочь Веру, также написавшую несколько статей по этому поводу.

Однако идеям Тихомирова по широкому распространению православия в Китае в полном объе-

I

ме не суждено было сбыться. Русско-японская война ограничила русское влияние в Китае. Нужно было думать не о политической и религиозной экспансии вглубь Дальнего Востока, а о сохранении

«статус-кво». Во многом мысли Л. Тихомирова были романтическими, проникнутыми духом «русского мессианства», без учета не только политических, но, в первую очередь, культурных реалий Китая, где конфуцианские традиции были чрезвычайно сильны. Заметим, что даже лица, напрямую причастные к иностранной интервенции в Китай 1900-190Т гг., такие, например, как лорд Керзон, прямо признавали провал миссионерской деятельности в стране, приводя следующие цифры: «на 1902 г., миссионеров было 1300 человек, а китайцев-христиан только 37 300 человек, т. е. на каждого миссионера приходилось по 30 учеников. При сопоставлении с общей численностью населения на каждые 100 тысяч человек приходится только 1 христианин... Ясно, что работа миссионеров не принесла большой пользы» [7, с. 579-580]. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что как в миссионерской деятельности, так и при подавлении ихэтуаней, представителями русской стороны проявлялось намного больше гуманности и уважения к местному населению, нежели представителями других держав.

В заключение отмечу, что, несмотря на большие трудности, православная миссия в Пекине, в том числе и стараниями Л. Тихомирова, продолжала свою деятельность. Отец Иноккентий (Фигуров-ский), возглавлявший ее, в 1902 г. был возведен в сан епископа и закончил свой жизненный путь в Пекине в сане митрополита в 30 гг. нашего века. В настоящее время миссия как подразделение русской православной церкви в Китае не существует.

Литература

1. Тихомиров Л.А. Япония и Китай в Корее.// Русское обозрение, 1894, №12. С.1050-1053.

2. Тихомиров Л.А. Китай, Россия и Европа. II Московские ведомости. 1900, 8 октября

3. ГАРФ. Ф.634, Оп.1. Д.8. Л.72.

4. Тихомиров Л.А. Христианские Задачи России на Дальнем Востоке. II Московские ведомости. 1900. 21 октября.

5. ГАРФ. Ф.634. Оп.1. Д.8.Л.136

6. Тихомиров Л.А. Вести о китайском православии.// Московские ведомости. 1904.3 июля.

7. Цит. по: Фань Вэньлань. Новая история Китая. М.: Политическая литература, 1955.600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.