Научная статья на тему 'Из истории развития русского театра драмы и комедии карачаево-черкесской республики'

Из истории развития русского театра драмы и комедии карачаево-черкесской республики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
427
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ ТЕАТР / RUSSIAN THEATER REPERTOIRE / РЕПЕРТУАР / СПЕКТАКЛЬ / PERFORMANCE / АКТЕР / ACTOR / РЕЖИССЕР / DIRECTOR / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Боташева Зинхара Биляловна

В статье впервые последовательно проанализирован 90-летний путь республиканского театра драмы и комедии Карачаево-Черкесии. Показана роль русского театра как интеграционного фактора в сценическом пространстве республики, страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of the Development of Russian Theatre of Drama and Comedy Karachay-Cherkessian Republic

It is analyzed 90-year journey of the Republican Drama Theatre and comedy of Karachai-Cherkessia. Opened prerequisites for the formation of the theater due to the necessity of communication as Russian-speaking local population and the ideological needs of the “culturetion revolution” in Russia in the early twentieth century. Argues that the transformation of the socio-economic sphere, changed the paradigm of society (1917, 1985) have led to the modification of the internal structure of the theater. The role of Russian theater integration as a guide in the scenic space of the republic, the country.

Текст научной работы на тему «Из истории развития русского театра драмы и комедии карачаево-черкесской республики»

УДК 792.512.142

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ И КОМЕДИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

З.Б. Боташева

Примерно со второй половины ХХ века в многонациональной России начался сбор, классификация и предварительный анализ материалов, освещающих деятельность локальных театров страны. Первоначально это касалось театров советских республик, затем процесс захватил театры автономных республик и областей. Заметная активизация исследований в сфере изучения истории и теории русского театра в национальных республиках свидетельствовала о возросшем интересе общества к актуальной теме.

Деятельность Русского театра драмы и комедии Карачаево-Черкесской республики, функционирующего на протяжении чуть более 90 лет, до настоящего времени не была исследована, хотя история его возникновения и становления насыщена интересными и поучительными фактами, берущими начало в далеком прошлом. Частично она освещалась на страницах периодической печати режиссерами, актерами и журналистами. Затем появились небольшие публикации А. Иванова, З. Алемединовой, З. Поздняевой в монографиях, характеризующие отдельные этапы развития [1-3].

Отсутствие достаточного количества монографий, научных статей не позволяет пока провести четкую периодизацию как социальных преобразований в обществе, так и художественных достижений театра, которые не всегда совпадают. Истории Русского театра в КЧР еще не дана научная оценка. Данная статья - это первая попытка собрать воедино факты от рождения театра до его современного состояния.

Цель данной статьи состоит, во-первых, в том, чтобы осветить историю русского театра в Карачаево-Черкесии, соблюдая хронологическую последовательность, строго

Боташева Зинхара Биляловна - кандидат искусствоведения, заведующая отделом, доцент отдела искусств народов КЧР Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, 369000, Карачаево-Черкесия, г. Черкесск, ул. Горького, 1-а; e-mail: zmkhara@mail. га, т. 8(8782)264205.

не расчленяя ее на периоды, без чего, на наш взгляд, реконструкция была бы неполной и некорректной. Во-вторых, кроме анализа процесса образования русского театра в национальной республике, автор стремился показать закономерность историко-театрального процесса.

В XIX в. Россия продолжила освоение и заселение территорий на Северном Кавказе, что способствовало увеличению русскоязычного населения и укрупнению населенных пунктов в регионе. На территории нынешней КЧР театр отсутствовал, что объяснялось малочисленностью населения и патриархальным укладом жизни, разбросанностью станиц и плохим дорожным сообщением между ними, административно-территориальной неопределенностью, неразвитостью городской инфраструктуры и пр.

Следует отметить, что неустойчивость политической власти на юге Северного Кавказа в начале XX в., характеризуемая хаотичными переходами от одной политической коалиции к другой, мешала полноценной деятельности труппы, сказывалась на ее официальном статусе. Только после окончательной победы революции на Северном Кавказе в 1920 г. началась ускоренная работа по формированию новой системы ценностей, в которой зрелищным искусствам отводилось важное место.

Возникнование предпосылок для рождения русского театра на территории нынешней КЧР совпало с идеями "культурной революции" 1918 г., отводящей театру важную роль в укреплении новой социальной парадигмы. Политика советской власти способствовала развитию театрального искусства на окраинах России через создание новых территориальных объединений с городами-столицами, требовавших развития непривычной инфраструктуры. Урбанизация привела к экономическому

Zinkhara Botasheva - Ph.D., Head of the Department, associate professor of the Department of International Folk Art KCHR at the Karachay-Cherkessia Institute for Humanities Research, 1-a Gorky Street, Cherkessk, Karachay-Cherkessia, 369000, e-mail: zinkhara@mail.ru, tel. +7(8782)264205.

развитию региона, к рождению потребности в новых культурных услугах, в удовлетворении которой важное место занимает театр.

Успех театрального движения в данном регионе во многом определяется деятельностью профессионального актера Николая Федоровича Тягни-Рядно (1880-1990), волей судьбы оказавшегося в то время в Баталпашинске. В течение 1918 г. он создал дееспособную театральную труппу, которая, благополучно избежав культурных противостояний в области искусства, характерных для революционного времени, стала необходимым элементом духовной жизни. Н.Ф. Тягни-Рядно пригласил коллег приехать со своим гардеробом, ибо театр создавался на хозрасчетных началах.

Первый спектакль назывался "Лыха искра поле спалыть сама щезнэ". Сохранилась афиша с фамилиями участников легендарного спектакля: сам Тягни-Рядно, Хмарская, Маловозова, Брянцева, Бирский, Золочевский, Зирка, Петренко [3]. Востребованность Тягни-Рядно как руководителя и актера возросла в тот период необычайно. Он добивается стационарного здания для театра и официального присвоения ему имени тогдашнего наркома просвещения А.В. Луначарского. После образования Карачаево-Черкесской автономной области труппа из областного отдела народного комиссариата просвещения (наркомпроса) передается в ведение советских профсоюзов (РАБИС).

Особенностью Русского театра Карачаево-Черкесии является тот факт, что он не имел длительного подготовительного периода, как иные театры страны, поскольку труппа Тягни-Рядно с самого начала комплектовалась профессиональными актерами, его коллегами по прежней работе и на тот момент представляла единственный драматический коллектив на территории Баталпашинского района. Творческий коллектив предлагал зрителям добротные музыкально-драматические произведения, учитывая менталитет жителей-казаков, предпочитавших украинский музыкальный репертуар.

Впоследствии музыкальный репертуар пополнялся известными пьесами "Наталка-Полтавка" И. Котляревского, "Сватанье на Гончаривцях" Г. Квитко-Основьяненко, "Макар Стодоля" Т. Шевченко, "Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовского и др. Потом зрители увидели популярные произведения классической русской драматургии: "Без

вины виноватые" А. Островского, "Дети Ванюшина" С. Найденова, "Яд" А. Луначарского, "Виринея" Л. Сейфулиной, инсценировку повести "Чапаев" Д. Фурманова и др. Важную роль сыграл призыв А.В. Луначарского "Назад к Островскому", который укрепил позиции классики на сцене [4].

Н.Ф. Тягни-Рядно был не только хорошим руководителем, умевшим найти достойное дело каждому члену коллектива, но и человеком театра. Конечно, как все творческие люди того периода он не избежал агитационно-пропагандистских представлений и постановок пьес современных советских драматургов, которым отдали дань многие театры СССР. Но основной упор в деятельности театра Тяг-ни-Рядно делал на музыкально-драматическую классику, выделяя в ней художественно-эмоциональную составляющую. Интенсивность и ритмичность работы помогла коллективу сплотиться и противостоять трудностям. Несмотря на финансовые проблемы, театр успешно функционировал все пять лет существования области, показывая по два спектакля в месяц на стационарной сцене и устраивая выезды в станицы области. Со слов Тягни-Рядно и современников известно, что труппа в сопровождении красноармейцев посетила и многие аулы. Руководство области в лице К. Курджиева и Я. Балахонова оказывало труппе заметную поддержку. Выездной характер работы обусловил напряженный ритм: иногда в течение месяца труппе приходилось ставить по 2-3 спектакля. За пять лет работы театр поставил 150 пьес, показал 13 тысяч спектаклей [3, с. 183].

Распад области по национальному признаку в конце 1925 г. отрицательно сказался на жизнедеятельности театра, который вскоре из-за экономических трудностей был расформирован. Н.Ф. Тягни-Рядно, назначенный руководителем рабочего клуба завода "Молот", нашел оригинальный способ сохранения театральной труппы, уговорив оставшихся актеров прийти в новую любительскую драматическую труппу. Для полноценного общения с публикой при клубе был создан инструментальный оркестр, хор и танцевальный коллективы, которые успешно выполняли эстетические и коммуникативные функции. Хотя периодичность выступлений была нарушена, репертуар любительской труппы соответствовал бывшему профессиональному. Помимо пьес украинской класси-

ки ставили пьесы нового времени "Любовь Яровая" К. Тренева, "Разлом" С. Лавренева, "Шторм" А. Билль-Белоцерковского, "Платон Кречет" Н. Корнейчука, "Украденное счастье" И. Франко, "Блудный сын" И. Воробиевича и многие другие, а также пьесы зарубежной и русской классики [3, с. 183].

После объединения Баталпашинского района с Черкесской автономной областью (ЧАО) в 1928 г. и утверждением Баталпашин-ска городом-столицей перед руководством новообразованной области встали вопросы возобновления деятельности русского городского и образования национального черкесского театров. В 1934 г. отмечалось, что хотя имелись все возможности для создания национального театра - помещение и артистические силы, "на самом деле работала только одна русская труппа" (подразумевается труппа Тягни-Ряд-но - З.Б) [3, с. 184].

В мае 1937 г. официально открывается ставящий пьесы на русском языке Черкесский областной драматический театр под руководством режиссера и актера Л.В. Александровича [5]. К этой труппе примкнула часть актеров Тягни-Рядно, а также артисты созданного в 1936 г. Буденновского колхозно-совхозного театра для обслуживания и жителей Батал-пашинска. Зрителям показали масштабные спектакли: "Овод" Э. Войнич, "Мария Тюдор" В. Гюго, "Коварство и любовь" Шиллера, "Овечий источник" Лопе де Вега, "Проделки Скапена" Мольера, "Касатка" А. Толстого и др. Значительное место в репертуаре занимали современные пьесы: "Платон Кречет" А. Корнейчука, "За тех, кто в море" Б. Лавренева, "Любовь Яровая" К. Тренева, "Машенька" А. Афиногенова и др.

В период оккупации в годы войны театр временно прекращает свою деятельность, женская часть труппы переезжает в г. Георгиевск, из мужского состава многие не вернулись с фронта.

В 1943 г. для восстановления разрушенного театра на должность директора вновь приглашается Н.Ф. Тягни-Рядно. Из Ставрополя в Черкесск переводятся артисты краевого театра, возглавляемые Э. Горской. Директором театра становится Валентинов, а главным режиссером вскоре назначается А.М. Соколов, имевший большую актерскую и постановочную практику. Огромную всестороннюю помощь оказывали театру В. Ширинов и Б. Кузнецов. Театральная афиша пополнялась

классикой и актуальными пьесами военного содержания. Особой популярностью пользовались произведения лауреата Сталинской премии Константина Симонова ("Жди меня", "Парень из нашего города", "Под каштанами Праги"), а также драматургов Льва Шейнина и братьев Тур ("Чрезвычайный закон", "Ночное радио").

Опубликованное в 1946 г. Постановление ВКП(б) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", ограничившее свободу творчества и ужесточавшее цензуру, предлагавшее расширить репертуар пьесами советских авторов, внесло коррективы в качество и стиль работы коллектива; избегающие принуждения творческие люди покинули театр. Положение спасают А. Соколов, Э. Горская, В. Беляков, А. Мадатов, А. Минаев, А. Подобед, А. Бравич и др. Годовой нормой для коллектива тех лет становится выпуск 10-15 спектаклей. В театре продолжалась смена директоров и главных режиссеров: долго никто не задерживался на этих должностях.

Приезд в 1948 г. ансамбля актеров из Георгиевска во главе с режиссером Е.И. Скляровым сказался на репертуарной политике. Приезд новой труппы со сложившимся репертуаром и статусными актерами вызвал уход из театра группы хороших актеров, не увидевших для себя в сложившихся обстоятельствах перспектив для творческого роста, поскольку Скляров приехал с актерами однотипного амплуа. Исполнительская манера актеров и режиссерский стиль основывались на приоритетах русской реалистической и романтической школы. Репертуар подбирался на опытных актеров Е. Измиро-ву, В. Василевскую, З. Голубеву, А. Дарлинг, А. Волкова, М. Астрова, Б. Астанкова, Т. Калугина, Д. Моргунова, А. Марковского и др. Внимание прессы способствовало контактам с публикой, оценившей стремление руководства театра к укреплению творческих связей.

Весной 1948 г. театр в составе георгиевской и черкесской трупп дал несколько спектаклей "Хлеб наш насущный" Н. Вирта, "Дама-невидимка" Кальдерона, "Жди меня" К. Симонова [6]. При Склярове продемонстрировал свои режиссерские возможности П. Поддубный - актер данного театра, получивший режиссерскую стажировку во МХАТе. В анализируемый период вместе с ним работали режиссеры Г. Гончаров, Ф. Жабров и др. После нескольких лет работы Склярова

сменил Р. Романовский, который внес в репертуар, кроме классики, современные пьесы. Показателем творческой зрелости коллектива стали крупные постановки русской и зарубежной классики, остросовременных драм, которые позднее обусловили проведение успешных гастролей в Куйбышеве, Абхазии и Краснодаре. Коллегами Р. Романовского являлись режиссеры А.Г. Кастеров, И.Г. Петрухин и др. К сожалению, в 1956 г. Романовскому пришлось уволиться из театра из-за интриг коллег и политиков [2, с. 168-170]. Анализ репертуарного плана свидетельствовал, что он сам и будущий диссидент В. Максимов, служивший на тот момент в местной газете, могли стать лидерами в период "оттепели" (середина 1950-х - середина 1960-х годов). В структуре многих театров страны произошли заметные изменения. Появление таких произведений, как "Старший сын" А. Арбузова, "Пять вечеров" А. Володина, "Океан" А. Штейна, инсценировки по роману "Совесть" Д. Павловой и др., обогатило театр новыми идеями и новыми героями современности.

Осенью 1962 г., когда театр остался без главного режиссера, директора и художника, в него вернулись выпускники карачаево-черкесской актерской студии ЛГИТМиК -представители коренных народов области, которых специально готовили для создания национальных театров. Они были из поколения "шестидесятников", нацеленные на создание театра, жаждущие модификации театральной сферы области. Неподготовленность местного управления культуры и партийных органов, курировавших искусство, решать вопросы дальнейшей судьбы национального театра спровоцировала отлучение от профессии части молодых актеров из-за акцента в произношении. Артистов, оставленных в театре по решению художественного совета и профсоюзного комитета, постепенно вводят на роли в спектаклях "Мария Стюарт" Шиллера, "Повесть о матери" Б. Биджиева (реж. С. Берхин), "Тополек мой в красной косынке Ч. Айтматова (реж. П. Поддубный), "В ночь лунного затмения" М. Карима (реж. Б. Тохчу-ков), "Панфиловцы" (реж. А. Нагайцев) и др. Через несколько лет А. Аджиев, Б. Сонов, Х. и Т. Кишмаховы, Л. Озова, Дж. Кумратова стали ведущими актерами русского театра.

В 1967 г. главным режиссером театра назначается Хайдар Бариевич Гима (Гималет-динов), который за короткое время обогатил

репертуар качественными постановками: "Третья патетическая" Н. Погодина, "Именем революции" М. Шатрова, "Иркутская история" А. Арбузова, "На дне" М. Горького, "Мораль пани Дульской" Г. Запольской и др. В период его руководства к режиссерской работе привлекались П. Поддубный, А. Нагайцев, Б. Тохчуков. Спектакль "Заира" Вольтера в постановке Б. Тохчукова даже стал визитной карточкой театра. При Х.Б. Гима были поставлены пьесы "Ленинградский эшелон" черкесского писателя Х. Карданова и "Пробуждение гор", созданный по мотивам произведений карачаевских авторов. Оба спектакля демонстрировались в Ленинграде.

В конце 1960-х годов в стране предпринималась попытка расширения самостоятельности театров, но у партийных чиновников, напуганных последствиями хрущевской "оттепели", она не получила поддержки. Мысли и предложения Х.Б. Гима не всегда совпадали с представлениями идеологических работников. В 1976 г. Гима уезжает на работу в Ставропольский краевой драматический театр. Учитывая опыт взаимоотношений с Р. Романовским, Х. Гимой и некоторыми другими режиссерами, а также для усиления административно-художественного ресурса театра, руководство области принимает решение назначить на руководящие должности представителей коренных народов. Так, директором театра стал актер К. Клы-чев, а главным режиссером - Б. Тохчуков, окончивший Высшие режиссерские курсы в ГИТИСе у народных артистов СССР Ю. Завадского, а затем - А. Гончарова, активно проявивший себя как режиссер во время службы Х.Б. Гима. Под влиянием выпускников ЛГИТМиК на длительное время определилась репертуарная линия театра. Главными сценическими приоритетами стали утверждение идеологических основ советского образа жизни, героизм советских людей в революцию и годы войны, интернационализм и дружба народов, критика буржуазных тенденций, морально-этические проблемы, присутствующие в пьесах как классического, так и современного репертуара: "Бесприданница", "Таланты и поклонники", "Женитьба Бальзаминова" А. Островского, "Дядя Ваня" А. Чехова, "Коварство и любовь" Шиллера, "Чилийская трагедия" Ю. Чепурина, "Мария" А. Салынского, "Проделки Ханумы" А. Цагарели, "Русские люди" К. Симонова,

"Энергичные люди" В. Шукшина и другие. Приоритетным направлением для театра Карачаево-Черкесии всегда оставалась этическая тема. Успехом труппы тех лет считались постановки: "Пока арба не перевернулась" и "Шесть старых дев и один мужчина" О. Иоселиани, "Звоните и приезжайте" А. Алексина, "Вызов богам" А. Дилендика, "Ночь перед дуэлью" А. Кузнецова, "Муж и жена снимут комнату" М. Рощина, "Машенька" А. Афиногенова, "Деревья умирают стоя" А. Касона, "Мои надежды" М. Шатрова, "Восемь любящих женщин" Р. Тома, "Фантазии Фарятьева" А. Соколовой, "Ретро" А. Галина, "Наедине со всеми" А. Гельмана и др. Режиссерами вышеперечисленных спектаклей являлись Б. Тох-чуков, А. Коленко, А. Нагайцев, Е. Скляров, Х. Гима, А. Байрамкулов, Ш. Алиев, В. Пре-дыбайло и др.

В репертуаре сосуществовали и обязательные так нанзываемые "датские спектакли", приуроченные к знаковым событиям страны, ответственность за которые нес главный режиссер Б.Х. Тохчуков. Как известно, такие постановки позволяли как главному режиссеру, так и другим работать более свободно, кроме того, появлялась возможность получения званий и наград. Через некоторое время к заслуженным артистам РСФСР Е. Измировой, П. Поддубному, Н. Уколовой, А. Козел присоединились Л. Озова, А. Ад-жиев, Т. Кишмахова и др. Пример семейной преемственности демонстрировали зрителям и публике актерские династии А. Козела, а затем и Г. Мерца, хорошо владевшие актерской техникой. В целом уровень актерского мастерства в областном театре можно охарактеризовать как высокий, тогда как режиссерские работы оставались малоубедительными, даже шаблонными. Исключение составляет спектакль "Муж и жена снимут комнату" М. Рощина в постановке выпускника режиссерского факультета ЛГИТМиК А. Байрам-кулова [7].

Анализируемый период был довольно продолжительным (1964-1986 гг.) и характеризовался использованием так называемого "эзопова языка", позволявшего говорить о просчетах и перегибах советского строя, используя возможности своей профессии. Часто спектакли напоминали сценические пересказы ролей с элементарными мизансценами, бытовым подобием сценографии, но они не задевали глубоко эмоции зрителей.

Алгоритм основных показателей деятельности театра (количество спектаклей и количество зрителей) свидетельствовал о снижении художественного уровня не только спектаклей, но и публики. Потеря зрителей объяснялась болезненным предчувствием приближающихся перемен, отъездом части ведущих артистов и самое главное - отсутствием стратегии репертуарной политики, особенно ощутимым в первой половине 1980-х годов.

В конце 1980-х годов зрителям были предложены спектакли "Нью-Йорк тоже красивый город" З. Дремова, "Ночные забавы" В. Мережко, "Забыть Герострата" Г. Горина, "Под одной крышей" Л. Разумовской, "Утиная охота" А. Вампилова, "Медея" Еврипида, "Игра в фанты" Н. Коляды, "Звезды на утреннем небе" А. Галина, "Мандат" Н. Эрдмана, "Белый холст" Г. Цыбульского и др., которые вызвали неоднозначную реакцию публики и продемонстрировали амплитуду интересов как драматургов, так и режиссеров (В. Волко-морова, Б. Тохчукова, Ю. Дежкина, Х. Гима, Г. Коткина, А. Байрамкулова и др.).

Перестройка обусловила необратимые перемены и в театральной системе КЧАО. Из-за накопившихся претензий в ноябре 1986 г. все три труппы отделяются друг от друга, оставаясь пока в составе единого областного театра [8], через три года театр был реорганизован и образовались два самостоятельных учреждения: Русский областной драматический театр Карачаево-Черкесии и Карачаево-Черкесский областной драматический театр (национальный) [9]. После обретения независимости театры переводятся на новые условия хозяйствования.

Девяностые годы были самыми драматичными для театров, ориентированных на выездной характер работы. Развал Советского Союза, "парад суверенитетов", закрытие всех контролирующих организаций в сфере культуры и искусства и т. д. - эти акции уничтожали привычные стереотипы жизни. В 1991 г. произошла смена областного статуса Карачаево-Черкесии в республиканский, что внесло изменения и в театральную жизнь. 27 июля 1992 г. указом главы города Черкесска театр был зарегистрирован как Русский театр драмы и комедии КЧР [10].

Реформаторские кадровые перестановки сказались на планировании работы театра, вновь переживающего смены режиссеров и директоров, редение труппы, сокращение

финансирования. На репертуарной афише тех лет отражалась драма времени, переживаемая обществом: растерянность и неизвестность перед будущим, нехватка денег и апатия, повышенный интерес к драматургии и жизни западноевропейского общества. Репертуар зависел от творческих возможностей коллектива и платежеспособности потребителей театрального искусства. Тем не менее публике предлагались драмы и комедии как классического, так и современного содержания: "Женитьба Бальзаминова" А. Островского, "Изобретательная влюбленная" Лопе де Вега, "Ан-джело - тиран Падуанский" В. Гюго, "Блэз" К. Мане, "Гусар из КГБ" Б. Рацера и В. Константинова, "Дорогая Памэла" Дж. Патрик, "Моя жена - лгунья" М. Мэйо и М. Эннекен, "Генералы в юбках" Ануя, "Утешитель вдов" Д. Маротта, Б. Рандоне, "Ах, бэби..." Ш. Ле-траз и др. Показательно, что с новыми пьесами Н. Коляды, С. Белозерова соседствовали зарубежные комедии, демонстрирующие размах режиссерских интересов. Показ лучших произведений известных классиков, российских и иностранных авторов помог зрителям составить мнение о современной драматургии (режиссеры В. Бирюков, В. Липовецкий, М. Солцаев, Г. Цветков, А. Рубан, Г. Коткин, В. Мухин и Р. Хакишев).

Ведущими актерами в этих спектаклях выступали Л. Ширинова, Л. Озова, Т. Кишма-хова, Дж. Кумратова, Л. Петрова, И. Шульга, Л. Кубанова, О. Ивашова, А. Аджиев, Ю. Кибирев, В. Вартанов, В. Михеев, В. Беляев, К. Челомбитько, Г. Авилов и др.

Дирекцию театра заинтересовало режиссерское осмысление современной русской драматургии ставропольским режиссером В. Бирюковым, классики - лауреатом государственной премии РСФСР Р. Хакишевым. С ними заключили длительные контракты. В 1996 г. Хакишев был назначен главным режиссером Русского театра. Он пришел в театр в самое трудное время и сумел ритмичной работой увлечь актеров: четыре спектакля в сезон стало нормой девяностых годов. Спектакли Хакишева "Выходили бабки замуж" Ф. Бу-лякова, "Бесприданник" Л. Разумовской, "За чем пойдешь, то и найдешь" А. Островского, "Эзоп" Фигейредо, "Плутни Скапена" Мольера, "Брак по-итальянски" Э. дэ Филиппо и др. призывали к поиску добра, справедливости. Режиссер В. Бирюков в атмосфере разрушения и апатии воспевал красоту простого человека,

взаимоотношений между людьми ("Именины на костылях" С. Лобозерова, "Мурлин Мурло" Н. Коляды, "На бойком месте" А. Островского, "Анка из Америки" О. Данилова, "Кадриль моя сердечная" В. Гуркина, "Хозяйка гостиницы" Гольдони и др.).

Новый виток в развитии Русского театра связан с началом деятельности в должности директора выпускника режиссерского факультета ГИТИСа и актерского факультета Грузинского театрального института Х.Я. Бид-жиева (2002 г.). Такой выбор был обусловлен не только профессиональной актерской и режиссерской подготовкой, но и человеческими качествами Х.Я. Биджиева: чтящий традиции Русского театра КЧР и его художественные завоевания, любящий и понимающий актеров, имеющий обширный круг театральных знакомств, он начал возрождать утерянные творческие контакты. Это было непростое время для театров страны: продолжающийся отток актеров и режиссеров в поисках лучшей жизни, однообразный репертуар и творческая неудовлетворенность стали характерной приметой времени. В этих условиях Биджиев привлек в театр режиссеров со стороны с разной методикой и опытом работы, которые сумели оживить творческую жизнь театра, заинтересовать актеров и зрителей собственным видением жизненных ситуаций.

Постепенно театр стал выходить из кризиса: впервые после перестройки были восстановлены обменные гастроли, театр принял участие в нескольких фестивалях, в которых спектакли театра получили призы и большой художественный резонанс. Укрепились связи театра с другими коллективами, была заложена практика пополнения труппы актерами, получившими образование в республиканском колледже культуры и искусств им. А. Даурова.

Значительную роль в успехах театра в новом десятилетии сыграл ленинградский режиссер А.Р. Байрамкулов, чьи спектакли стали художественными событиями в театральной жизни не только КЧР, но и всего Северного Кавказа. В течение десятилетия им поставлены спектакли "Васса Железнова" Горького, "Вниз с горы" А. Миллера, "Восемь любящих женщин" Р. Тома, "Дорогая Елена Сергеевна" Л. Разумовской, инсценировка по мотивам произведений Чехова "Колдовское озеро". В центре всех его постановках - человек как тайна Вселенной, своего рода "черный квадрат", который он пытается осмыслить

и разгадать. А.Р. Байрамкулов умеет пробуждать в актерах скрытый потенциал, создавать атмосферу единения с режиссерским замыслом.

Несмотря на трудности, в театре придерживаются традиций: стараются сохранять баланс между классикой зарубежной и отечественной, современными комедиями и драмами. Важная роль отводится детскому репертуару. На осенних каникулах по-прежнему функционирует Неделя "Театр и дети" (театр таким образом выполняет еще обязанности ТЮЗа). Репертуар каждый раз пополняется новыми постановками, созданными в разных стилях и жанрах при участии нового поколения актеров: О. Кибирева, А. и И. Комаревце-вых, С. Дубицкого, А. Астежева, Ш. Алиева, И. Бостанова, С. Аджиевой, Н. Захаровой и др., представляющих лицо Русского театра драмы и комедии КЧР начала ХХ1 века.

Подводя итог, отметим, что история развития Русского театра драмы и комедии Карачаево-Черкесии свидетельствует, что он по-прежнему остается центром духовного притяжения общества, был и остается инте-

грационным ориентиром в сценическом пространстве республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. История советского драматического театра. В 6 т. Т. 6. М.: Наука, 1917-1967. 740 с. С. 622-625.

2. Алемединова З.Н. Художественная культура черкесов. История русского драматического театра Карачаево-Черкесии. Нальчик: Б.и., 1998. 194 с.

3. Поздняева З.М. Живая душа искусства. Страницы история Ставропольского края. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2002. 316 с.

4. История советского драматического театра. В 2 т. Т. 1 (1917-1945). М.: Просвещение, 1984. 336 с. С. 131.

5. Тохчуков Б.Х. Наш национальный театр // Уголок большой России - горный край родной (1922-1981). Черкесск: Кн. изд-во Карачаево-Черкесии, 1982. 288 с. С. 199-202.

6. ГА КЧР. Фонд 615. Оп. 2. Д. 1. 186 листов.

7. ГА КЧР Ф. 615. Оп. 1. Д. 67. Л. 26-31.

8. ГА КЧР Ф. 615. Оп. 1. Д. 221. Л. 13.

9. ГА КЧР Ф. 408. Оп. 1. Д. 464. Л. 117-119.

10. Текущий архив МК КЧР. Справка о финансировании расходов на содержание театрально-зрелищных предприятий за 2000 г. С. 1.

8 октября 2013 г.

УДК 81'42

ИНТЕРДИСКУРСИВНАЯ ПАРАДИГМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СМИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

Л. В. Витковская, И.Ф. Головченко

Уровень развития современных средств массовой коммуникации позволяет открывать неизведанные возможности функционирования языка в нетрадиционном, в частности - интердискурсивном формате, что обусловливает актуальность изучения причинно-следственных связей деятельности человека, мотивированных характером коммуникации и направляющих типологию используемых материалов.

Витковская Леокадия Васильевна - доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской филологии Пятигорского государственного лингвистического университета, 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, e-mail: lvv23@yandex.ru, т. 8(8793)400186;

Головченко Игорь Федорович - кандидат юридических наук, начальник научно-исследовательского отдела Управления научной работы того же университета, e-mail: cabezchenko@gmail.com, т. 8(8793)400275.

В медиатексте очевидна значимость феномена "дискурс", который после его введения в 60-е годы XX века американским лингвистом З.С. Харрисом [1] претерпевает множественные изменения и толкования. Исследования дискурса продолжают Якоб Тор-финг и Норманн Фэркло в 70-е годы. В это же время публикуются работы европейской школы лингвистики текста (Т.А. ван Дейк, В. Дресслер, Я. Петефи и др.) и труды аме-

Leokadia Vitkovskaya - Doctor of Philology, Professor, the Head of the Russian Philology Department at the Pyatigorsk State Linguistic University, 9, Kalinina Avenue, Pyatigorsk, Stavropol region, 357532, e-mail: lvv23@ yandex.ru, tel. +7(8793)400186;

Igor Golovchenko - Ph.D. of Legal sciences, Head of Research Division of the Scientific Work Management at the Same University, e-mail: e-mail: cabezchenko@gmail. com, tel. +7(8793)400275.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.