Научная статья на тему 'Из истории развития начального профессионального образования Кубани в конце ХIХ - начале ХХ в'

Из истории развития начального профессионального образования Кубани в конце ХIХ - начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ / ОТКРЫТИЕ ПРОФТЕХШКОЛ / РЕМЕСЛЕННЫЕ УЧИЛИЩА / УЧИТЕЛЬСКАЯ СЕМИНАРИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА / ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / TRANSFORMATIONS IN EDUCATION SYSTEM / ESTABLISHMENT OF VOCATIONAL SCHOOLS / TRADE SCHOOLS / TEACHER'S SEMINARY / AGRICULTURAL SCHOOL / SUNDAY SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дианова Наталья Федоровна

В статье рассматривается история становления и развития начального профессионального образования Кубани в конце ХIХ начале ХХ в. В этот период вопрос образования становится одним из приоритетных как у представителей системы просвещения, так и у общественных деятелей Кубани. Показано, что в условиях быстрого роста капиталистических отношений с возникновением необходимости в квалифицированных рабочих важное место в общественной жизни Кубани занимали профтехшколы, училища и другие учебные заведения. Актуальность данной темы определяется проведением на современном этапе реформирования в системе образования и целесообразностью обращения к опыту прошлых лет. Тема развития начального профессионального образования Кубани является мало исследованной. Автор представил данные об открытии учебных заведений медицинского, сельскохозяйственного профиля, учительской семинарии, воскресной школы для трудящегося населения, частной музыкальной школы, коммерческого училища, курсов для взрослых по электричеству, сети профтехшкол. Отмечается развитие женского образования преобразования Мариинского женского училища в институт. Подчеркивается, что образованию у казаков уделялось особое внимание, школа представляла историческую традицию, органическую потребность казачьей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Glimpses of History of Initial Vocational Education in Kuban Region in the Late 19th - Early 20th Centuries

The study examined the historical background to initial vocational education in Kuban region in the late 19th early 20th centuries. In this period, education was the first priority for both educators and public figures of Kuban region. Vocational, trade schools and other educational institutions played an important role in the region’s public life against the background of the rapid growth of capitalist relations and the need for skilled workers. In the author’s opinion, it is reasonable to learn from previous educational experience at the current stage of education reforms. Due to the lack of research into initial vocational education in Kuban region, the author discussed the establishment of medical and agricultural educational institutions, teacher’s seminary, Sunday school for workers, private music school, commercial school, electricity courses for adults, and the network of vocational schools. The following facts were revealed. The significant developments took place in women’s education, in particular the Mariinsky Women’s School was transformed into the institute. As for Cossacks’ education, the Cossack community regarded school as a historical tradition and a fundamental need.

Текст научной работы на тему «Из истории развития начального профессионального образования Кубани в конце ХIХ - начале ХХ в»

УДК 908(282.247.38)

https://doi.org/10.24158/fik.2019.8.19

Дианова Наталья Федоровна

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры технологий сервиса и деловых коммуникаций Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ, Краснодар

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУБАНИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.

Dianova Natalya Fedorovna

PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Service Technology and Business Communication Department, Academy of Marketing and Social Information Technology, Krasnodar

GLIMPSES OF HISTORY OF INITIAL VOCATIONAL EDUCATION IN KUBAN REGION IN THE LATE 19TH -EARLY 20TH CENTURIES

Аннотация:

В статье рассматривается история становления и развития начального профессионального образования Кубани в конце XIX - начале ХХ в. В этот период вопрос образования становится одним из приоритетных как у представителей системы просвещения, так и у общественных деятелей Кубани. Показано, что в условиях быстрого роста капиталистических отношений с возникновением необходимости в квалифицированных рабочих важное место в общественной жизни Кубани занимали профтехшколы, училища и другие учебные заведения. Актуальность данной темы определяется проведением на современном этапе реформирования в системе образования и целесообразностью обращения к опыту прошлых лет. Тема развития начального профессионального образования Кубани является мало исследованной. Автор представил данные об открытии учебных заведений медицинского, сельскохозяйственного профиля, учительской семинарии, воскресной школы для трудящегося населения, частной музыкальной школы, коммерческого училища, курсов для взрослых по электричеству, сети профтехшкол. Отмечается развитие женского образования - преобразования Мариинского женского училища в институт. Подчеркивается, что образованию у казаков уделялось особое внимание, школа представляла историческую традицию, органическую потребность казачьей среды.

Ключевые слова:

преобразования в системе образования и просвещения, открытие профтехшкол, ремесленные училища, учительская семинария, сельскохозяйственная школа, воскресная школа.

Summary:

The study examined the historical background to initial vocational education in Kuban region in the late 19th -early 20th centuries. In this period, education was the first priority for both educators and public figures of Kuban region. Vocational, trade schools and other educational institutions played an important role in the region's public life against the background of the rapid growth of capitalist relations and the need for skilled workers. In the author's opinion, it is reasonable to learn from previous educational experience at the current stage of education reforms. Due to the lack of research into initial vocational education in Kuban region, the author discussed the establishment of medical and agricultural educational institutions, teacher's seminary, Sunday school for workers, private music school, commercial school, electricity courses for adults, and the network of vocational schools. The following facts were revealed. The significant developments took place in women's education, in particular the Mariinsky Women's School was transformed into the institute. As for Cossacks' education, the Cossack community regarded school as a historical tradition and a fundamental need.

Keywords:

transformations in education system, establishment of vocational schools, trade schools, teacher's seminary, agricultural school, Sunday school.

В конце XIX - начале ХХ в. в условиях быстрого роста капиталистических отношений, с появлением предпосылок для развития промышленности, с увеличением роли сельского хозяйства, возникновением необходимости в квалифицированных рабочих вопрос образования становится одним из приоритетных как у представителей системы просвещения, так и у общественных деятелей Кубани. Актуальность темы определяется проведением на современном этапе реформирования в системе образования. В связи с этим представляется целесообразным обращение к опыту прошлых лет, а именно к истории развития начального профессионального образования Кубани на рубеже прошлого и позапрошлого веков.

Проблема развития системы образования в целом и профессионального образования в частности в той или иной степени рассматривалась в трудах таких исследователей, как Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын, П.П. Короленко, И.М. Максин, А.Г. Небольсин, А. Веселов, В.А. Бар-дадым, И.Я. Куценко и др. В постсоветский период Ю.Н. Емельянов, И.И. Горлова, А.И. Манаен-ков, В.И. Лях характеризуют динамику развития просвещения в кубанских станицах, поэтапное

становление образования. Однако тема развития профессионального начального образования остается мало исследованной, в связи с чем представляется нам актуальной. Очевидной является практическая и теоретическая значимость темы исследования, материалы которого могут быть использованы при совершенствовании современной системы профессионального образования и при изучении истории родного края, истории казачества.

В условиях военного времени рубежа XVIII-XIX столетий многие проблемы культурной жизни Екатеринодара стояли на втором месте. И лишь в 60-е гг. XIX в., когда с момента основания города прошло почти сто лет, наметились изменения в системе образования и просвещения. В общественной жизни Кубани во второй половине XIX в. получило развитие профессиональное начальное образование, что было обусловлено экономическими и социальными условиями, остро ощущалась необходимость в квалифицированных работниках. Много сил к созданию и развитию учебных заведений приложила войсковая администрация, атаманы Ф.Н. Сумароков-Эльстон и Н.Н. Кармалин.

Рост количества учебных заведений начался с 1863 г., когда наказной атаман казачьего войска Ф.Н. Сумароков-Эльстон подписал циркуляр, в котором приглашал духовенство, станичных и окружных начальников, бригадных и полковых командиров принять участие в открытии школ в станицах. «Только при совместном распространении в войсковом населении элементарного образования, грамотности, под которой разумеется не только ее механический смысл, но и поучительные беседы, чтения с учащимися всех возрастов, можно надеяться на возвышение казаков в нравственном и хозяйственном их положении» [1, с. 2]. Численность населения Екатеринодара к 1 января 1867 г. составила 14 167 чел., в том числе казачьего сословия 9 632 чел., других сословий 4 535 чел.

Необходимость в медицинских работниках обусловила открытие Кубанским управлением Российского Красного Креста при Екатеринодарской войсковой больнице курсов по подготовке сестер милосердия в мае 1880 г. [2]. В октябре того же года в здании Екатеринодарской войсковой больницы была открыта военно-фельдшерская школа, которая приступила к подготовке медицинских и аптечных фельдшеров для службы в строевых частях и лечебных заведениях Кубанского и Терского казачьих войск. В школе обучались 45 воспитанников от Кубанского и 15 от Терского войск [3]. Следует заметить, что льготами пользовались уже тогда круглые сироты и дети погибших на войне казаков. В том же году торжественно было открыто Кубанское Александровское реальное училище, временно разместившееся в частном доме, в которое было принято 60 учащихся [4].

Для подготовки специалистов в области сельского хозяйства была открыта земледельче-ско-ремесленная школа Кубанского экономического общества на х. Пришиб. Основан хутор был в 1878 г. на правом берегу р. Кубани, рядом с Екатеринодаром, имел 157 дес. земли, специально отведенной городом экономическому обществу для устройства образцового хозяйства, где располагались: метеорологическая станция, мастерские, кузница, скотный двор, фруктовый сад, виноградник, пчельник, поля, пашни, лесонасаждения, выгон [5].

В 1906 г. открылась Кубанская войсковая сельскохозяйственная школа. Были возведены двухэтажный учебный корпус с интернатом, два дома для преподавателей, хозяйственные постройки, коровник, конюшня, свинарник, зерновой амбар, оранжерея, хата для рабочих на территории Круглика, имелось 97 дес. земли. Из юрта ст. Пашковской были выделены 200 дес. земли. В 1908 г. в школу пришли молодые преподаватели, возглавил коллектив ученый-агроном В.Д. Савицкий, родом из ст. Новоминской, его помощником стал В.С. Пустовойт. В сельскохозяйственной школе преподавали как общеобразовательные, так и специальные дисциплины: земледелие, сельскохозяйственная механика, землемерие, лесоводство, садоводство, огородничество, виноградарство, пчеловодство, шелководство, скотоводство, животноводство, скотоврачевание и т. д. В основном учились юноши в возрасте от 13 до 20 лет, дети казаков. Интересен тот факт, что воспитанники имели свою форму: зимой - шинели серого солдатского сукна с зелеными кантами и белыми пуговицами на петлицах, темно-серые блузы с зелеными погонами, черные брюки, для работы надевали серые блузы и брюки; летом выдавались синие рубахи, черные брюки из дешевой ткани и черевики. В 1912 г. В.С. Пустовойт организовал на территории школы опытно-селекционное поле, которое вскоре приобрело известность за пределами Кубани как образцовое хозяйство [6]. Эта школа пользовалась авторитетом среди населения, здесь приобретали сортовые семена и породистый молодняк.

Для подготовки учительских кадров в 1871 г. была основана Кубанская учительская семинария в ст. Ладожской. В 1900 г. в июле она была переведена в Екатеринодар. Новым директором ее стал С.Ф. Мельников-Разведенков (брат известного врача Н.Ф. Мельникова-Разведенкова). Сначала семинария арендовала здания у табачных предпринимателей братьев Азвестопуло на углу улиц Рашпилевской и Гимназической. Затем в 1911 г. перешла в бывшее здание Кубанского женского Мариинского института, расположенного на углу улиц Постовой и Посполитакинской.

В семинарии учились стипендиаты Кубанского казачьего войска, а также многих губерний и областей Юга России. Выпускники семинарии после ее окончания должны были отработать в должности учителя 6 лет по назначению.

По распоряжению министерства народного просвещения от 4 июня 1909 г. на Кубани была открыта женская учительская семинария. Это было первое учебное заведение подобного типа на Кавказе. На его содержание отпускалось из средств государственного казначейства 24 тыс. р. Ходатайство по этому вопросу подавалось еще в 1903 г. Кубанское войско ассигновало ежегодно 6 тыс. р. на 40 стипендий для студенток казачьего сословия, обучавшихся в семинарии, и 40 тыс. р. для постройки здания семинарии. Но собственного здания так и не построили, а арендовали большой двухэтажный особняк по ул. Красной, 166 [7]. Семинария готовила хороших специалистов. Занятия проводились по передовой методике, значительное внимание уделялось эстетическому, физическому, трудовому воспитанию. Директором был назначен Д.Д. Семенов. Он был организатором и руководителем пяти съездов учителей Кубани. При семинарии были открыты женские педагогические курсы, вечерняя школа для взрослых, образцовая начальная школа [8].

С целью повышения уровня образования среди трудящегося населения города для взрослых, не получивших образования, а также для лиц призывного возраста 21 ноября 1909 г. в помещении городского шестиклассного училища была открыта воскресная школа Кубанского общества народных университетов, чтобы «дать возможность лицам, занятым в течение дня трудом и службой, получить начальное образование, пользуясь свободным вечерним временем и воскресными днями» [9]. Руководили школой А.Г. и К.К. Газенбуш. В 1911/12 учебном году данную школу посещали 698 учеников.

В Екатеринодаре большое внимание уделялось музыкально-просветительской деятельности. Так, в 1889 г. была открыта частная музыкальная школа Евгенией Францевной Кассан (в замужестве Ширинская), дочерью керченского скрипача, получившей образование в Венской консерватории. Ее музыкально-педагогическая деятельность продолжалась до 1913 г. Ее сыновья впоследствии стали организаторами знаменитого квартета им. Бетховена, лауреатами Государственной премии.

Для торговли готовили специалистов коммерческие училища в г. Екатеринодаре и ст. Тихорецкой. В Екатеринодаре коммерческое училище было основано в 1908 г. по ходатайству купеческого общества. Это было первое учебное заведение такого рода не только в Кубанской области, но и на Северном Кавказе. Следует отметить, что, помимо общеобразовательных предметов, в нем преподавались следующие дисциплины: коммерческая арифметика, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция на русском и иностранном языках, политэкономия, история торговли, законоведение, товароведение, коммерческая география, стенография, письмо на пишущей машинке, черчение, пение, танцы, иностранные языки, за дополнительную плату - каллиграфия. Полный курс обучения составлял 8 лет. В училище принимались преимущественно дети лиц купеческого сословия, участвующих в его содержании. В приеме на свободные места отдавалось предпочтение детям служащих промышленных и торговых предприятий, а затем лиц других сословий. Согласно уставу училища, выпускники, окончившие полный курс, получали аттестаты и удостаивались звания «личного почетного гражданина», а окончившие курс с отличием -звания «кандидата коммерции» [10].

В связи с быстрым распространением электричества остро чувствовалась необходимость в специалистах соответствующего профиля, поэтому в 1911 г. попечителем Кавказского учебного округа было разрешено открыть в Екатеринодаре курсы для взрослых по электричеству.

В 20-е гг. ХХ в. в городе развивалась сеть профтехшкол. Так, в октябре 1922 г. было пять рукодельных школ - две в центре и три на окраинах: на Дубинке, Покровке и в районе кожевенных заводов. Выпускались квалифицированные работницы игл, изящных рукоделий. Во 2-й политехнической школе, образованной из бывшего ремесленного училища, обучалось 200 учеников, большинство - круглые сироты из детских домов и трудовых колоний. Они приобретали специальности слесаря, плотника, столяра [11].

Первое женское учебное заведение - Мариинское женское училище было открыто в 1863 г., в 1902-м оно было преобразовано в Мариинский женский институт, дававший среднее образование. В семьях купцов, лавочников, мещан считалось престижным дать дочерям среднее образование.

В конце XIX - начале ХХ в. были открыты школы во многих населенных пунктах Кубани определенной направленности: в ст. Вознесенской - школа садоводства, в ст. Варваринской -училище плодоводства, виноградарства и виноделия; ремесленные, технические училища и школы - в городах Екатеринодаре, Ейске, Майкопе, Новороссийске, Темрюке, станицах Брюхо-вецкой, Уманской, Лабинской.

Образованию у казаков уделялось особое внимание. Школа представляла историческую традицию, органическую потребность казачьей среды.

Ссылки:

1. Зажаев П. Прошлое и настоящее кубанской начальной школы. Екатеринодар, 1907. С. 2.

2. Кубанские областные ведомости (КОВ). 1880. 13 сент.

3. КОВ. 1880. 4 окт. ; 11 окт.

4. Там же. 18 окт.

5. Там же. 18 нояб. ; 22 нояб.

6. Отчет Кубанской войсковой сельскохозяйственной школы 1-го разряда за 1909 г. Екатеринодар, 1910.

7. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 498. Оп. 1. Д. 15.

8. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 2361. Л. 5 ; Д. 2406. Л. 82.

9. ГАКК. Ф. 498. Оп. 1. Д. 18. Л. 42-43.

10. ГАКК. Ф. 454. Оп. 2. Д. 3968. Л. 1-17.

11. ГАКК. Ф. Р-157. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.

References:

The Report of the Kuban Army Agricultural School of the 1st Category for 1909 1910, Ekaterinodar, (in Russian). Zazhaev, P 1907, Past and Present of Kuban Elementary School, Ekaterinodar, p. 2, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.