ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ в РОССИИ
С.В. Иванников
В начале VIII века, после установления единовластия Петра I, в России начались глубокие преобразования, которые оказали большое позитивное воздействие на армию. В ходе решения вопроса по созданию регулярной армии и флота остро встала проблема подготовки большого количества квалифицированных специалистов. Петром I было учреждено несколько школ, сыгравших огромную роль в подготовке отечественных командных кадров, послуживших впоследствии основой для создания системы военных учебных заведений России. Однако эти школы не давали глубокого и всестороннего образования. Большинство должностей по военному ведомству занимали иностранцы. Предпочтение, оказываемое специалистам из-за границы, было мерой необходимости. Но в России велась длительная работа по созданию учебного заведения, где дворяне могли бы получить образование, позволяющее занимать командные должности. Ряд прогрессивных деятелей, в первую очередь известный военный деятель, граф П.И. Ягу-жинский, в начале тридцатых годов VIII века высказывали мысль о создании учебного заведения. которое готовило бы для армии высокообразованных офицеров, причем с раннего возраста.
В начале 1731 года фельдмаршал Б.К. Миних представил императрице Анне Иоанновне проект об учреждении в Санкт-Петербурге кадетского корпуса на 200 дворянских детей. Указом императрицы от 29 июля 1731 года этот проект был утвержден. Так был образован первый отечественный шляхетский кадетский корпус как закрытое учебно-воспитательное заведение для подготовки дворянских детей к военной службе. Следует отметить, что в Европе кадетский корпус впервые появился в Пруссии в 1653 году.
Одновременно с подписанием указа Анна Иоанновна пожаловала для размещения корпуса бывший дом А.Д. Меньшикова на Васильевском острове и 15 тысяч рублей. 17 февраля 1732 года корпус был торжест-
венно открыт. В 1743 году при учреждении императрицей Елизаветой Петровной Морского кадетского корпуса он был для отличия переименован в Сухопутный кадетский корпус, а 10 марта 1800 года преобразован в 1 кадетский корпус.
В первые годы XIX столетия, в преддверии войны с Францией, был принят ряд мер по обеспечению государственной безопасности, в том числе и по подготовке офицерских кадров. Количество существующих кадетских корпусов было признано недостаточным.
В 1801 году начальник 1 кадетского корпуса князь П.А. Зубов представил Александру 1 проект учреждения губернских военных училищ с целью подготовки детей дворян к поступлению в кадетские корпуса. В соответствии с этим проектом рекомендовалось открыть училища в 17 губернских городах. В каждом училище планировался набор по 120 учащихся, разделенных на 2 роты. В училище должны были приниматься мальчики в возрасте от 7 до 10 лет сроком обучения 5 лет. Они изучали русский, французский и немецкий языки, арифметику и рисование. Лучших по окончании училищ переводили в столичные кадетские корпуса. Там обучение длилось еще 5 лет, и в 17-20 лет кадеты выпускались в офицерских званиях [3].
После рассмотрения комиссией «Плана военного воспитания», предложенного князем П.А. Зубовым, 21 марта 1805 года он был утвержден императором Александром I. В соответствии с этим планом военные училища намечено было открыть в 10 губерниях: Петербурге. Москве, Киеве. Смоленске, Воронеже, Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Казани и Тобольске.
С вступлением на престол императора Николая I число военных учебных заведений России стало возрастать. 11 мая 1826 года был создан особый комитет под председательством К.Н. Оппермана и с участием в нем директоров столичных кадетских корпусов. Комитету было поручено рассмотреть учебные планы этих заведений и распреде-
лить по классам предметы преподавания. Кроме этого требовалось введение во всех учебных заведениях единых требований, так как отсутствие их было главной причиной недостатков воспитания юношества.
Важное значение имело утвержденное 1 февраля 1830 года Положение о губернаторских кадетских корпусах. Общее руководство всеми кадетскими корпусами было поручено созданному в 1832 году штабу управления военно-учебными заведениями, позднее переименованному в Главный штаб. Полномочия начальника штаба приравнивалась к министерским, и все руководство корпусами централизовалось в одних руках. При штабе был создан учебный комитет под председательством графа Я.И. Ростовцева. Комитет занимался разработкой вопросов, относящихся к преподаванию общих и специальных предметов, просмотром педагогических пособий и книг, рекомендуемых учителям [ 1
В целях единства в организации обучения и жизни кадетов в расположении корпусов, штабом управления был разработан единый для всех план и распорядок дня. В летнее время в распорядок дня вносились изменения в связи с пребыванием в лагерях.
Все корпуса, существовавшие в России в период с 1825 по 1856 год, выпустили 17563 офицера. Число желающих поступить в кадетские корпуса постоянно возрастало, часто результат поступления был обусловлен служебными заслугами родителей. Среди дворян сложилась прочная традиция считать кадетские корпуса основным учреждением для своих сыновей. Кроме того, в них предоставлялась возможность получать образование и содержание детям неимущих и умерших офицеров и дворян.
Вместе с тем Крымская война, закончившаяся поражением Русской армии, выявила неудовлетворительное состояние Вооруженных Сил и поставила вопрос о необходимости военных преобразований, в том числе системы военных учебных заведений.
На должность главного начальника во-енно-учебных заведений был назначен великий князь Михаил Николаевич". Он обратил-
' Великий князь Михаил Николаевич был четвертым сыном Николая 1. В 1877-1878 годах - командующий Кавказской армией.
ся к военному министру Д.А. Милютину и министру народного просвещения А.В. Головину с просьбой высказать свои суждения
о системе военного образования.
10 февратя 1862 года Д.А. Милютин представил обстоятельную записку «Мнение
о военно-учебных заведениях», в которой подробно излагал свою точку зрения на существующую проблему , а также план преобразований в этой области. Основной мыслью этого плана было уничтожение профессио-назьной средней школы, соединявшей в себе общее и специальное образование. Вместо них предусматривалось создание средних учебных заведений гражданского характера, а также специатьных военных училищ [4].
Д.А. Милютин, предлагая упразднить военные корпуса, исходил из того, что они к середине 60-х гг. XIX века имели существенные недостатки в организации:
- смешение общего образования со специальным:
- смешение разных возрастов (от 10 до 20 лет) и отсутствие индивидуального возрастного подхода;
- отсутствие подготовленных кадров, соединявших в себе качества педагога с качествами строевого офицера:
- большая учебная программа при недостатке времени на ее освоение.
В результате работы особого комитета и позднее созданной организационной комиссии был составлен доклад, содержащий де-тазьный план реорганизации военно-учебных заведений.
Следует отметить, что к тому времени в России было 3 академии (Генератьного штаба, Артиллерийская и Инженерная), 4 военных училища, 16 кадетских корпусов, 19 начальных училищ военного ведомства и юнкерские школы.
Сразу после утверждения Александром II этого доклада военное министерство приступило к реорганизации всей системы военно-учебных заведений. Все они были распределены на 4 категории:
- военные академии и педагогические курсы при 2 Петербургской военной гимназии;
- Пажеский и Финляндский кадетские корпуса, военные и юнкерские училища, готовившие офицеров для всех родов войск:
- общеобразовательные учебные заведения. военные гимназии и прогимназии;
- специальные военные школы: технические, оружейные, фельдшерские, топографические.
Период очередных преобразований в начальном военном образовании пришелся на начало 80-х гг. XIX века. Тогда сложилось крайне негативное отношение к реформам 60-х годов и, особенно, к военным гимназиям. Опыт их работы показал, что игнорирование первоначального военного воспитания приводит к ухудшению подготовки офицерского состава, т. к. отделяет интерес детей от их будущей деятельности. К тому же военные гимназии были ближе к гражданским, чем к военными школам, вызывая при этом забвение задач военного воспитания и элементарной военной подготовки молодежи.
С уходом Д.А. Милютина с поста военного министра вообще было признано, что обучение в военных гимназиях слишком либерально и не соответствует требованиям военной службы.
Новый военный министр П.С. Ваннов-ский определил основные направления реформ, и царь Александр III с ними согласился. Было признано целесообразным сохранить за военными училищами специальную подготовку, а кадетские корпуса ориентировать на подготовку к ним молодежи. Во исполнение Указа от 22 июля 1882 года военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса [5].
После февраля 1917 года военно-учеб-ные заведения разделили трагическую судьбу всей Русской армии. Воспитанники кадетских корпусов оказались в водовороте вооруженной борьбы. После разгрома кадетских корпусов, расположенных на Волге, воспитанники Ярославского, Симбирского и Нижегородского корпусов пробились к Оренбургу и там влились в состав местных кадетских корпусов. Псковский кадетский корпус, переведенный в 1917 году в Казань, во время октябрьских событий в полном составе присоединился к отряду оренбургских казаков атамана Дутова. Вскоре кадетская рота вошла в состав Оренбургского кадетского училища, образовав экипажи бронепоездов «Витязь», «Слава офицера», «Россия».
Вступив в должность главнокомандующего на юге России, генерал Врангель издал приказ об отзыве из армии добровольцев с незаконченным средним образованием. Аналогичные приказы были отданы войсковыми атаманами Дона, Кубани и Терека.
Откомандированные из действующих армий направлялись на создание нового Крымского кадетского корпуса. В Феодосии на базе Сумского кадетского корпуса был открыт интернат для юных кадетов. Казачья молодежь направлялась во II Донской кадетский корпус в Евпаторию. Гардемарины продолжат и свое образование в новом морском кадетском корпусе, который открылся в Севастополе.
В ноябре 1920 года вместе с частями белой армии за границу был выведен ряд кадетских корпусов: Крымский и II Донской -в Югославию; Морской кадетский корпус вместе с флотом ушел в Тунис; I Донской кадетский корпус обосновался в Египте.
В марте 1920 года из остатков Владимирского, Киевского и Одесского корпусов в Югославии был образован I Русский кадетский корпус великого князя Константина Константиновича. При корпусе имелся музей военно-учебных заведений. В этом музее хранились 48 знамен кадетских корпусов, вывезенных из России.
Первый русский кадетский корпус просуществовал до 1944 года. При подходе советских войск к Белграду корпус был передислоцирован из Сараево в Чехословакию, а затем на немецкую территорию, оккупированную американскими войсками.
В 1922 году, после установления советской власти в Приморье, с Русского острова были выведены кадеты Омского и Хабаровского кадетских корпусов. До 1924 года они обучались в Китае (Шанхай), а затем переведены в Югославию и распределены в Донской и 1 Русский кадетские корпуса.
Дольше других просуществовал кадетский корпус-лицей государя императора Николая II. Он был основан в январе 1922 года во Франции. Обучение и воспитание проводилось в дуле лучших традиций российских кадетских корпусов. В корпус принимались дети и внуки российских эмигрантов, имевших отношение к белому движению. Корпус-лицей функционировал до конца 60-х годов
на пожертвования Лидии Павловны Детер-линг, известной в Европе общественной деятельницы.
Накопленный богатый опыт в воспитании и обучении подрастающего поколения в кадетских корпусах России был использован в советское время.
В первые годы Советской власти в стране был создан ряд военно-подготовительных учебных заведений, готовящих грамотное пополнение для военных училищ.
1 декабря 1921 года по инициативе Бакинского пролетариата и при активном участии члена РВС, секретаря ЦК КП(б) Азербайджана А.Г. Караева была организована 1-я Азербайджанская школа 2 ступени. В школу было принято 150 воспитанников в возрасте от 8 до 18 лет. Занятия велись на тюркском языке с одновременным изучением русского языка. В 1922 году ее переименовали в Закавказскую военную пролетарскую школу, открыв дополнительно русское, грузинское и армянское отделения. Эта школа отличалась от других тем, что была создана для детей-сирот, родители которых погибли в Гражданской войне. Срок обучения составлял 8 лет. Примерно в то же время была создана Узбекская военно-трудовая школа.
К концу 1924 года все военно-подготовительные школы были переведены на трехгодичный срок обучения. Это ускорило процесс подготовки военных кадров. Принимались подростки в возрасте 15-17 лет. В процессе подготовки воспитанники получали законченное среднее образование, трудовые навыки, военную подготовку. Направлялись они преимущественно в технические военные училища. Военно-подготовительные школы просуществовали около 10 лет и внесли большой вклад в процесс подготовки командных кадров для армии.
Однако в 1931 году было принято необоснованное решение о закрытии военноподготовительных школ. Только в 1938 году' были созданы специальные средние артиллерийские, авиационные и военно-морские школы.
Это произошло в связи с поступлением на вооружение армии большого количества новой военной техники, требующей более высокой технической квалификации кадров.
Вся жизнь этих школ регламентировалась общим школьным уставом и правилами внутреннего порядка. Учащиеся и преподавательский состав носили установленную для родов войск форму одежды. Существовали интернаты для иногородних.
Специальные средние военные школы стали одним из важнейших источников комплектования артиллерийских, авиационных и военно-морских училищ и школ. С 1938 по май 1942 года эти школы подготовили и передали в военные училища свыше 15 тысяч юношей, хорошо подготовленных в общеобразовательном и военном отношении.
Специальные средние военные школы испытывали немалые трудности, вызванные двойственностью подчинения Министерству просвещения и Управлению военно-учебных заведений. Существовали большие грудно-сти в организации быта, санитарном и хозяйственном обслуживании. Обстановка требо-ваза создания училищ закрытого типа с непосредственным подчинением военному ведомству. В результате этого в 1943 году были созданы Суворовские военные училища.
Так, на протяжении длительного исторического периода в России самое пристазьное внимание уделялось военной подготовке подрастающего поколения. Активно развивалась система подготовки кадров в военных гимназиях. юнкерских и кадетских корпусах, суворовских училищах.
Исторический опыт организации учебной деятельности и внутреннего порядка используется в современных кадетских лицеях, которые дают необходимую первоначальную базу и ориентируют молодежь на обучение в высших военных учебных заведениях России.
1. Бескровный А.Г. Строительство русской армии в XIX и начале XX века. М., 1995.
2. Бордунов С.В. Теория и практика подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX -начале XX века. М., 1991.
3. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.
4. Заиончковскии П.А. Военные реформы 1860 1870 годов в России. М.. 1952.
5. Колесников А.А., Голушко Ю.А. Школа российского офицерства. М.. 1993.
Поступила в редакцию 12.02.2003.