НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Кальсина А. А. Из истории развития частного образования в России // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 2 (74). C. 68-72.
Kalsina A. A. From the history of the development of private education in Russia. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2016. No. 2 (74). Pp. 68-72. (In Russ.)
УДК 94 (47)
А. А. Кальсина
Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермь, Россия
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Кальсина Алла Алексеевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и практики управления.
E-mail: [email protected]
В статье представлен краткий исторический обзор развития в России частного образования, особенности частной общеобразовательной школы и негосударственной системы высшего образования.
Ключевые слова: частное образование, частные школы, негосударственные вузы, история частного образования.
A. A. Kalsina
Perm Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Perm, Russia
FROM THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF PRIVATE EDUCATION IN RUSSIA
Kalsina Alla A. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Practice Management.
The article presents a brief historical overview of the development of private education in Russia. Features of private secondary schools and non-state higher education system.
Key words: private education, private schools, private universities, the history of private education.
Частное образование как институт имеет давнюю историю. В России к концу XIX -началу XX в. сложилась устойчивая традиция частного образования. Оно возникло до создания государственной системы образования и к началу рассматриваемого периода прошло пять этапов своего развития: первый - до петровских преобразований; второй -до реформы Александра I по созданию государственной системы образования; третий -до реформ 60-х гг. XIX в.; четвертый - до рубежа XIX-XX вв.; пятый этап связан с реалиями постсоветской России.
Частные учебные заведения в России нередко играли роль недостающего звена, предлагая образовательные услуги тем, кто нуждался в образовании до появления го-
© Кальсина А. А., 2016
сударственных учебных заведений, и тем, кому не хватало в них места в связи с медленным ростом государственной образовательной сети.
Под частной школой обычно понимают негосударственное общеобразовательное учреждение, принадлежащее частным лицам, благотворительным, религиозным, просветительским организациям, фондам. Данное определение подразумевает школы, финансово независимые от государства, образовательная деятельность которых финансируется из различных социальных источников [4, с. 4].
Частные средние школы удовлетворяли потребность в многообразии типов подготовки различных социальных и социально-демографических групп. С 60-х гг. XIX столетия это касалось прежде всего реального, коммерческого, технического, а также женского образования. В сложной политической, социально-психологической и социально-культурной обстановке резко возрос запрос на образование, что стимулировало развитие частных учебных заведений.
Частные средние учебные заведения могли быть организованы общественными организациями и отдельными лицами. Они различались по содержанию (гимназии, реальные, коммерческие и профессионально-технические училища), по разрядам (I разряд - шесть классов, II разряд - три класса, III разряд - один или два класса), по составу (женские, мужские, смешанные). Важным стимулом в организации и деятельности частных школ было получение правительственных прав для учащихся и педагогов. Разнообразный контроль над содержанием обучения, преподавательскими кадрами ставил частные школы в зависимость от Министерства народного просвещения. Но в силу сложившихся традиций контроль часто осуществлялся формально, кроме того, частные учебные заведения выработали способы уклонения от государственных ограничений.
Финансирование государственных и частных школ в России значительно не отличалось, т. к. государственные средние учебные заведения правительство финансировало менее чем на 50 %. В частных учебных заведениях плата за обучение была основным источником дохода, но лишь в лучших из них она существенно отличалась от казенной. Доход включал также пожертвования и отдельные небольшие денежные поступления от вечеров, концертов, для чего и создавались общества доставления средств учебному заведению. Государственных налогов с частных учебных заведений не взималось [5, с. 22-24].
Контингент учащихся частных средних учебных заведений России рубежа веков не отличался существенно от контингента казенных школ. Это было связано с тем, что обучение везде было платным. Дети бедных родителей, при условии прилежной учебы, освобождались от оплаты или получали различные пособия. Существовали общества вспомоществования бедным или недостаточным ученикам и ученицам. И по уровню преподавания, и по оплате все средние частные учебные заведения (гимназии, реальные и коммерческие училища) сильно различались. Популярные учебные заведения с традициями имели довольно высокую плату за обучение и конкурс.
Учителя частных средних учебных заведений России были в основном совместителями, штатных среди них был небольшой процент, при этом многие совмещали с гимназическим преподаванием научную и литературную деятельность. Будущие ученые нередко начинали свою профессиональную карьеру с преподавания в частных учебных заведениях. Оплата труда педагогов в частных гимназиях в большинстве случаев незначительно превышала оплату в государственных учебных заведениях, а иногда была и ниже. Отличительной особенностью лучших частных учебных заведений был подбор коллектива талантливых, увлеченных педагогов, что создавало научно-творческую обстановку и вызывало отклик у значительной части ученической аудитории.
Первые частные высшие учебные заведения появились также в начале XIX в. Это Московская практическая академия коммерческих наук и Лазаревский институт восточных языков. Долгое время их статус не был определен. В их деятельности сочетались элементы высших и средних специальных учебных заведений, и только через двадцать лет после основания последний официально получил статус высшего учебного заведения [1, с. 38-39]. Эти два учебных заведения, созданные в середине царствования Александра I, можно в определенной степени считать предшественниками многочисленных высших негосударственных учебных заведений, которые появились в России во второй половине XIX столетия.
В становлении и развитии частного высшего образования в России можно отметить следующие тенденции: 1) процесс эволюции частных учебных заведений проходил спонтанно, согласуясь только с потребностями конкретных слоев населения в образовании, без долговременных программ развития; 2) на протяжении длительного времени система частного образования развивались достаточно автономно.
Наиболее существенный импульс развития частное образование в России получило после введения Положения о частных учебных заведениях (1868 г.). Вместе с тем следует отметить сложность отношений негосударственной частной системы образования и государственной, поскольку первая вела постоянную борьбу за выживание, за равный юридический статус выпускников и преподавателей частных учебных заведений, а также за сохранение льгот по поводу несения воинской повинности. Учебная деятельность частных заведений была под пристальным вниманием Министерства народного просвещения и других ведомств до 1905 г.
Первая российская революция временно ослабила давление властей на высшую школу. 3 декабря 1905 г. был утвержден «всеподданнейший» доклад министра народного просвещения И. И. Толстого, разрешавший открытие «частных» (официальное название негосударственных высших учебных заведений) курсов с программой выше среднего [3, с. 7].
Модернизация российского общества, все возрастающая потребность капиталистической России в дипломированных специалистах вызвали к жизни негосударственную («вольную») высшую школу, созданную инициативной буржуазной интеллигенцией на средства торгово-промышленных кругов. Накануне 1905 г. в России было уже 14 негосударственных высших учебных заведений. В 1905-1907 гг. количество неправительственных высших учебных заведений возросло до 50 [3, с. 7]. В последующий период (19081913 гг.) возникло еще 26 «вольных» высших учебных заведений, причем 13 из них -только в 1908-1909 гг. Открытие их в условиях гонений на студенчество и профессуру явилось одним из проявлений столыпинского «бонапартизма» в отношении буржуазии. Последняя проявляла растущий интерес к проблемам высшего образования. Не случайно 11 (44 %) из созданных учебных заведений были профессионально-техническими. Уступки властей в этом направлении выглядели и своеобразной «платой за услуги» торгово-промышленных кругов в борьбе с революцией.
Сеть созданных учебных заведений обеспечивала подготовку специалистов практически по всем направлениям жизни общества, за исключением тех сфер, которые традиционно были прерогативой государства (военное, морское ведомства, министерства путей сообщения, юстиции (частично), иностранных дел, императорского двора). Негосударственная высшая школа существовала за счет средств учредителя (физического лица или общественной организации) и со стороны государства не получала никаких капиталовложений. Финансовая независимость определяла относительную свободу образовательных действий. В частных учебных заведениях впервые было введено разноуровневое образова-
ние и совмещение специальностей; у студентов было право комбинировать предметы в рамках учебного плана и сдавать экзамены по мере готовности.
Исторической заслугой частной школы является привлечение в сферу образования женщин. Систему высших женских учебных заведений в России можно классифицировать по двум признакам: как государственную структуру и негосударственную, общественно-частную. Основу высшей женской школы составляли неправительственные высшие учебные заведения, которые, в свою очередь, подразделялись по профессиональному признаку: медицинские, юридические, сельскохозяйственные, технические и педагогические. Систему высшего женского образования представляли: общественные (содержались на средства общественности), частные (содержались на счет частных пожертвований), общественно-частные заведения.
К общественным вузам относились Женский политехнический институт (1906 г.), Бестужевские высшие женские курсы (1878 г.), Московский женский политехнический институт (1917 г.); к частным вузам - Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования при женской гимназии М. Н. Стоюниной (1882 г.), Петербургские женские курсы новых языков М. М. Бобрищевой-Пушкиной (1889 г.), Екатеринославские высшие женские курсы, учрежденные Копыловым и Тихоновой (1896 г.), Петербургские временные курсы для приготовления руководительниц физического воспитания и игр П. Ф. Лесгафта (1896 г.), Петербургские высшие коммерческие курсы М. В. Побединского (1897 г.), преобразованные в 1917 г. в торгово-промышленный институт, Петербургские женские сельскохозяйственные курсы Общества содействия женскому сельскохозяйственному образованию (Стебутовские курсы) (1904 г.) и др.
Всего в России к февралю 1917 г. в государственном секторе функционировали 65 высших учебных заведений, из которых 61 учебное заведение было мужским. Только три высших учебных заведения были рассчитаны на обучение женщин: медицинский и педагогический институты в Санкт-Петербурге и Высшие женские богословско-педагогиче-ские курсы в Москве. В Высшее художественное училище живописи, скульптуры, архитектуры Императорской Академии художеств принимались лица обоего пола. Из 65 тыс. студентов государственной высшей школы около 3 тыс. человек, или немногим больше 4 %, представляли женщины. Из 89 неправительственных вузов к этому времени осталось 59, в которых обучались 45 тыс. студентов. Основная часть высших учебных заведений находилась в столичных городах. В Петербурге работали 19 неправительственных вузов, в Москве - 13, в Киеве - шесть. Негосударственную высшую женскую школу к этому времени представляли до 30 общественных и частных высших женских учебных заведений, в которых обучались около 34 тыс. женщин [2, с. 14]. Самыми многочисленными по количеству слушательниц из негосударственных высших учебных заведений были Московские высшие женские курсы под руководством профессора московского университета В. И. Ге-рье. За 1872-1917 гг. курс обучения прослушали 20 тыс. женщин, свидетельства об окончании получили свыше 5 тыс. курсисток [2, с. 14].
Таким образом, государственная и негосударственная женская школа занимала особое место в системе народного образования, имела свои цели, статус, ведомственную принадлежность, особенности организации, управления, функционирования.
Оформившись к 1917 г. в систему, негосударственная высшая школа не успела создать в должном объеме образовательную инфраструктуру и собственный профессорско-преподавательский корпус. Дальнейший процесс этого необычного социокультурного феномена временно был прерван в силу известных исторических обстоятельств, и только в современных условиях появились возможности для возрождения негосударственного высшего образования в Российской Федерации. Легализация негосударственного образо-
вания произошла после принятия в 1992 г. Закона РФ «Об образовании». Согласно государственной статистике около 40 % вузов России составляют негосударственные высшие учебные заведения, в которых обучается почти 1 млн студентов [6, с. 1].
С одной стороны, негосударственное образование как таковое получило признание, с другой - до конца не определено, какая реформа образования нужна России и какое место в ней должно занимать негосударственное образование.
В настоящее время негосударственное образование сталкивается с множеством препятствий: существуют проблемы правового регулирования деятельности вузов, имеет место недобросовестная конкуренция на рынке образовательных услуг, отсутствует четкая государственная политика в этой сфере, в том числе с учетом вхождения России в Болон-ский процесс. Думается, что опыт деятельности негосударственных высших учебных заведений, особенно второй половины XIX - начала XX в., значим и для современного образования. Требуется особая работа по теоретической реконструкции и осмыслению исторической динамики становления и развития негосударственного высшего образования в Российской Федерации. Использование данного опыта для сферы образования, несомненно, окажет влияние на повышение конкурентоспособности нашей страны и упрочение ее положения в мире.
Библиографический список
1. Демидова Л. А. Зарождение и формирование высшей школы как социокультурного института // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 53. С. 37-42.
2. Зотова Л. М. Система женского образования в России в начале ХХ века в связи с проблемой востребованности и перспектив женского труда: историко-социальный аспект // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 5. С. 11-15.
3. Каганович А. А. Становление и развитие негосударственного высшего образования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005.
4. Кодрле С. В. Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2007.
5. Литарова Н. В. Частные средние учебные заведения в системе образования России конца
XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1994.
6. Растопшина И. А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце
XX - начале XXI века: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2006.