Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ПРОТОРЕНЕССАНСА. БЕРНАРДО ДАДДИ - МАСТЕР ЖИВОПИСИ XIV СТОЛЕТИЯ'

ИЗ ИСТОРИИ ПРОТОРЕНЕССАНСА. БЕРНАРДО ДАДДИ - МАСТЕР ЖИВОПИСИ XIV СТОЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ФЛОРЕНЦИЯ / XIV / БЕРНАРДО ДАДДИ / ДЖОТТО / ПОЛИПТИХ / ПРОТОРЕНЕССАНС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Парфенова Е.В.

Влияние Джотто ди Бондоне простирается на столетия. Наиболее последовательно художественные принципы великого художника осуществляли безымянные мастера, работавшие в первые два десятилетия XIV в., а его прямыми учениками и помощниками были ведущие флорентийские живописцы первой половины века - Таддео Гадди, Мазо ди Банко. Однако в истории искусства Флоренции XIV в. остается достаточно много вопросов, требующих изучения и освящения. Науке мало известно о живописцах, работавших в относительной независимости от Джотто: Липпо ди Бенивиени, Пачино ди Бонагуида, Якопо дель Казентино, Бернардо Дадди, братья ди Чьоне, Пуччо ди Симоне. В то время как это были мастера, в целом формировавшие различные течения в развитии флорентийской живописи второй четверти и второй половины XIV века. В настоящем исследовании приоткрываются некоторые страницы жизни и творчества художника Бернардо Дадди - одного из выдающихся живописцев Флоренции 30-40-х гг. XIV века. Рассматриваемый вопрос представляет еще большую значимость в свете того факта, что о творчестве этого мастера эпохи Проторенессанса в российском искусствознании нет значительных исследований, за исключением редких упоминаний о нем в литературе, посвященной истории итальянского искусства, как о последователе Джотто.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Парфенова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE ITALIAN PROTO-RENAISSANCE. BERNARDO DADDI - MASTER OF PAINTING OF THE XIV CENTURY

The influence of Giotto di Bondone stretches through the centuries. The most consistent artistic principles of the great artist were carried out by nameless masters who worked in the first two decades of the XIV century, and his direct students and assistants were the leading Florentine painters of the first half of the century - Taddeo Gaddi, Maso di Banco. However, in the history of the art of Florence of the XIV century, there are quite a lot of issues that require study and consecration. Little is known to science about the painters who worked in relative independence from Giotto: Lippo di Benivieni, Pacino di Bonaguida, Jacopo del Casentino, Bernardo Daddi, the brothers di Chione, Puccio di Simone. While these were masters who generally formed various trends in the development of Florentine painting in the second quarter and the second half of the XIV century. This study reveals some pages of the life and work of the artist Bernardo Daddi - one of the outstanding painters of Florence in the 30-40s of the XIV century. The issue under consideration is even more important in light of the fact that there is no significant research on the work of this master of the Proto-Renaissance era in Russian art studies, with the exception of rare mentions of him in the literature devoted to the history of Italian art as a follower of Giotto.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ПРОТОРЕНЕССАНСА. БЕРНАРДО ДАДДИ - МАСТЕР ЖИВОПИСИ XIV СТОЛЕТИЯ»

ВЕСТНИК КАЗГУКИ №3 2022 Раздел II. Искусствоведение

УДК: 7.033.54

Е.В. Парфенова

ИЗ ИСТОРИИ ПРОТОРЕНЕССАНСА. БЕРНАРДО ДАДДИ -МАСТЕР ЖИВОПИСИ XIV СТОЛЕТИЯ

Влияние Джотто ди Бондоне простирается на столетия. Наиболее последовательно художественные принципы великого художника осуществляли безымянные мастера, работавшие в первые два десятилетия XIV в., а его прямыми учениками и помощниками были ведущие флорентийские живописцы первой половины века - Таддео Гадди, Мазо ди Банко. Однако в истории искусства Флоренции XIV в. остается достаточно много вопросов, требующих изучения и освящения. Науке мало известно о живописцах, работавших в относительной независимости от Джотто: Липпо ди Бенивиени, Пачино ди Бонагуида, Якопо дель Казентино, Бернардо Дадди, братья ди Чьоне, Пуччо ди Симоне. В то время как это были мастера, в целом формировавшие различные течения в развитии флорентийской живописи второй четверти и второй половины XIV века. В настоящем исследовании приоткрываются некоторые страницы жизни и творчества художника Бернардо Дадди - одного из выдающихся живописцев Флоренции 30-40-х гг. XIV века. Рассматриваемый вопрос представляет еще большую значимость в свете того факта, что о творчестве этого мастера эпохи Проторенессанса в российском искусствознании нет значительных исследований, за исключением редких упоминаний о нем в литературе, посвященной истории итальянского искусства, как о последователе Джотто.

Ключевые слова: искусство, Флоренция, XIV, Бернардо Дадди, Джотто, полиптих, Проторенессанс

Elena V. Parfenova FROM THE HISTORY OF THE ITALIAN PROTO-RENAISSANCE. BERNARDO DADDI -MASTER OF PAINTING OF THE XIV CENTURY

The influence of Giotto di Bondone stretches through the centuries. The most consistent artistic principles of the great artist were carried out by nameless masters who worked in the first two decades of the XIV century, and his direct students and assistants were the leading Florentine painters of the first half of the century -Taddeo Gaddi, Maso di Banco. However, in the history of the art of Florence of the XIV century, there are quite a lot of issues that require study and consecration. Little is known to science about the painters who worked in relative independence from Giotto: Lippo di Benivieni, Pacino di Bonaguida, Jacopo del Casentino, Bernardo Daddi, the brothers di Chione, Puccio di Simone. While these were masters who generally formed various trends in the development of Florentine painting in the second quarter and the second half of the XIV century. This study reveals some pages of the life and work of the artist Bernardo Daddi - one of the outstanding painters of Florence in the 30-40s of the XIV century. The issue under consideration is even more important in light of the fact that there is no significant research on the work of this master of the Proto-Renaissance era in Russian art studies, with the exception of rare mentions of him in the literature devoted to the history of Italian art as a follower of Giotto.

Key words: art, Florence, XIV, Bernardo Daddi, Giotto, polyptych, Proto-Renaissance

Введение

Флоренция первой половины XIV столетия представляет собой исторически уникальную эпоху, ценностные и художественные ориентиры которой стали фундаментом искусства Возрождения. Это время характеризовалось раскрытием небывалого творческого импульса: за несколько десятилетий был пройден путь от разрыва с традициями средневекового искусства до начала современной школы живописи. Традиционно рассматриваемое время связывается с творчеством Джотто ди Бондоне и его ближайших соратников, в частности, Мазо ди Банко, Таддео Гадди. Однако долгое время не уделялось должного внимания изучению искусства других живописцев, в частности, не являвшихся прямыми последователями великого мастера. К ним можно от-

нести Бернардо Дадди, творчество которого повлияло на искусство нескольких поколений мастеров Тосканы.

В ряду деятелей, определивших искусство Флоренции изучаемого периода, Бернардо Дадди принадлежит особое место. Он оставил богатое живописное наследие и стал проводником той линии в искусстве, которая отличалась лиричностью и декоративностью, продолжилась в творчестве многих живописцев второй половины XIV столетия: Алегретто Нуцци, Нардо ди Чьоне, Пуччо ди Симоне, Ан-дреа Бонаиути и других. Искусство Бернардо Дадди имеет важное значение для формирования объективного представления о художественной жизни Флоренции XIV века. На протяжении долгого времени Дадди оставался художником, творческое наследие которого

было почти не исследовано.

Материалы и методы

Обращает на себя внимание представление о сложном, двойственном творческом пути художника - от последователя Джотто в начале своей деятельности, к традициям Сиены и готики в более позднем творческом периоде. В связи с этим в качестве основных в работе использовались следующие методы исследования: формально-стилистический метод, который помог выявить основные этапы эволюции творчества художника, и исто-рико-культурологический, который способствовал обозначению художественной, исторической и культурной специфики периода, в котором жил Бернардо Дадди, что позволило представить предмет и объект исследования в его «реальном измерении».

Литературный обзор

Впервые реконструировать основные жизненные этапы художника и выявить его художественное наследие попытались Пассери-ни Л. и Миланези Г., которые в XIX веке опубликовали многие документы из архивов Флоренции и сделали известными обстоятельства жизни и деятельности многих итальянских живописцев. В 1878 г. Миланези на основе установленных произведений Дадди изложил основные стилистические особенности его искусства.

Качественно новый период в изучении и осмыслении творчества Бернардо Дадди наступил благодаря работе американского историка Ричарда Оффнера, расширившего каталог произведений художника [7, 8].

Результаты

Предположительно, исходя из периодизации творческой активности и немногочисленных дат биографии, Бернардо Дадди родился во Флоренции не ранее 1280-1290 гг. [6, p. 21] Бернардо был сыном Даддо ди Симоне (Daddo di Simone), о котором не известно ни происхождение, ни род занятий за исключением того, что он был уроженцем Муджелло, области, расположенной в тридцати километрах от Флоренции. Вероятно, художник оказался одним из сотен юношей, которые приезжали во Флоренцию в поисках подходящей художественной мастерской для обучения. Бернардо Дадди можно смело отнести к так называемым «la gente nuova», которые, по словам Данте, «так изменили облик города, что старожилы с трудом в нем ориентируются» [1, с. 86], и которых по этой причине так недолюбливал поэт.

Условно творчество Бернардо Дадди мож-

но разделить на несколько периодов, учитывая, как хронологию, так и эволюцию его стиля.

Ранний этап творчества Дадди, тесно связанный со временем исторического перехода от Средневековья к Возрождению, характеризуется произведениями: полиптихом из Национальной галереи Пармы, панелью с изображением Св. Епископа из Музея Феш в Аяччо (Франция) и завершается работой, явившейся вершиной в творчестве мастера, -триптихом «Мадонна с младенцем, Св. Матфеем и Св. Николаем» 1328 г. (илл. 1). Эти произведения характеризуются достаточно ясно обнаруживающей себя индивидуальностью. Прослеживается стремление мастера к приданию в своем творчестве нового содержания идеям прошлого, к созданию больших ярких цветовых пространств и контрастов, четкой организованности, упорядоченности пространственных решений. Анализируя раннее творчество Дадди, можно убедиться в том, что он обращался к творчеству Джотто. Некоторые черты, характеризующие произведения этого этапа (психологизм образов, особенности объемно-пространственного построения), свидетельствуют о следовании зрелому стилю Джотто.

Данные о времени ученичества и раннем творчестве Бернардо Дадди история не сохранила. Изучение произведений итальянских художников рассматриваемого периода позволило установить, что в своих произведениях Дадди использует технику, напоминающую живописную манеру Мастера Св. Цецилии. Некоторые принципы работы двух художников имеют сходства, их произведения обладают чертами искусства Джотто. Это сравнение подтвердило гипотезу венгерского историка искусства М. Прокопп о том, что творческий путь Бернардо Дадди начался в мастерской Мастера Св. Цецилии [9]. В любом случае, вне зависимости от боттеги, в которой обучался мастерству Бернардо Дадди, творчество художников рассматриваемого периода формировалось под влиянием Джотто, а также сиенских живописцев. Художественные школы Флоренции и Сиены имели в Италии наибольшее значение на рубеже XШ-XIV столетий.

Дадди заимствует, творчески перерабатывая, многообразные художественные детали произведений Джотто, пользуется его опытом в области построения объемов, пространственных решений, использует разнообразные наработки мастера для обогащения об-

разной выразительности своих произведений. Это, в целом, сыграло значительную роль в формировании основных художественных принципов живописи Дадди.

Триптих «Мадонна с Младенцем, Св. Матфеем и Св. Николаем» 1328 г. знаменует начало нового этапа в творчестве Дадди, являясь первым известным датируемым произведением. По своей стилистике эта работа близка пятичастному полиптиху, который был написан Джотто около 1300 г. для флорентийской церкви Бадиа. Сходство триптиха Дадди и «полиптиха Бадиа» Джотто особенно проявляется в манере пластической моделировки персонажей, в решении их движений.

Сравнение триптиха Дадди и «полиптиха Бадиа» Джотто со схожими произведениями времени, например, с полиптихом из церкви Санто Спирито Мазо ди Банко (ок. 1340 г.), с композицией «Святой Августин» Симоне Мартини из ГМИИ им. А.С. Пушкина, «триптихом Сан Проколо» Амброджо Лоренцетти 1332 г., свидетельствует о том, что в этот период на первое место выдвигается творческое начало и индивидуальность мастера. По своему характеру эти работы отличались от традиционной средневековой живописи. Важной тенденцией эпохи стало стремление живописцев противопоставить эстетике Средневековья новый художественный идеал.

К этому периоду в изображениях Мадонн в исполнении Бернардо Дадди начинают появляться черты, отражающие индивидуальное понимание этого образа художником. Мадонны Дадди круглолицы, с щелевидными выразительными глазами, небольшим ртом и маленьким остреньким подбородком. Образы Мадонн романтичны, очаровательны, красивы.

Постепенно отказываясь от суровости и монументальности, которая была присуща произведениям предыдущего этапа, живописец привнес в свой стиль существенные изменения. В триптихе заметно появление нового: внимание к жизненной убедительности, в его живописи становится легче, нежнее характер линии, смягчается пластика персонажей.

Можно сказать, что 1328 г. становится переходным в творчестве художника. Он обращается к формам монументального искусства: в 1320-1330 годах Дадди были созданы фрески «Мученичество архидиаконов Лаврентия и Стефана» для капеллы Пульчи-Берарди базилики Санта Кроче.

Вероятнее всего, Бернардо Дадди редко занимался фресковой живописью, что можно

объяснить несколькими причинами. Признанными мастерами в области фресковой живописи во Флоренции в рассматриваемое время были Джотто, Таддео Гадди, Мазо ди Банко. Во-вторых, можно принять во внимание распространенное среди исследователей, в частности Р. Лонги, мнение о Дадди как о весьма прагматичном, предприимчивом художнике. Также, вероятно, в это время между флорентийскими мастерами заключались договоры о разделении сфер деятельности. Следовательно, становится очевидно, почему в творческом наследии Дадди обнаруживаются две фресковые работы и достаточное количество станковых произведений.

Обсуждение

Работа над росписями также способствовала формированию индивидуального стиля Бернардо Дадди. Безусловно, он, создавая фрески, в определенной степени еще ориентируется на искусство Джотто, например, в формировании пространства, развивающегося в глубину с использованием не традиционного для Средневековья золотого, а синего фона. Достижением Дадди в этой работе явилось то, что ему удалось продемонстрировать понимание возросшей роли архитектуры и возможности использования ее изображений в живописи, умение расположить фреску в архитектурном пространстве.

В 1330-е годы Бернардо Дадди становится успешным живописцем и получает значительные заказы. Вероятно, в 1332-1335 годы Дадди работал над созданием пятичастного полиптиха из собрания Городского музея Прато, который предназначался для алтаря больницы Мизерикордия. Несмотря на очевидное первоначальное сходство можно отметить существенные различия между полиптихом и триптихом Оньисанти. Дадди удлиняет пропорции персонажей, изображает их плечи мягко опущенными, дает фигуры с характерными легкими з-образными изгибами и проявляет стремление к выражению весомости человеческого тела.

В 1330-е годы Дадди работал над созданием монументальных алтарных образов. Анализ произведений этого периода показывает, что в работах этого этапа сочетаются две традиции: при создании центрального образа, общего композиционного строя произведения, использовании светотени Дадди остается верен школе Джотто, новым идеям времени, а в моделировке фигур второстепенных персонажей отражены в большей степени готические мотивы.

Рассматривая работу из Прато и последующие, сопоставляя их с более ранними произведениями, можно предположить, что перемены в творчестве мастера имели глубоко личностный характер. Собственно, жизнь художника к этому времени вступила в качественно новый период и, как показывают изученные материалы, складывалась вполне благополучно: в 1335 г. он приобрел треть дома на одной из важнейших улиц города; в созданной Дадди боттеге исполнялось большое количество заказов. Художник работал по поручению частных лиц и городских организаций. Из этого следует, что талант художника и деловые способности обеспечили ему определенное состояние и статус в обществе. В арсенале Дадди появляется все больше произведений малого формата, приобретение которых было рассчитано на частных лиц среднего уровня достатка.

В начале третьего десятилетия Бернардо Дадди обращается к созданию портативных алтарей. Эта деятельность была самостоятельной частью художественной практики мастера и ее можно рассматривать как важный этап в его творческом развитии. В процессе создания небольших алтарных композиций Дадди окончательно раскроется как художник малых форм.

Портативные алтари приобретали для дома и хранили в домашних молельнях, реже в фамильных капеллах. Их также брали с собой в путешествия и военные походы. Спрос на них был значительным и, надо полагать, что из мастерской Дадди выходили десятки подобных.

Открывает серию 1330-х гг. триптих, называемый «триптихом Бигалло». Эта работа дает представление об очередных изменениях в стиле.

Это более развитая форма флорентийских портативных алтарей. В отличии от ранних работ Дадди он выделяется виртуозным мастерством, богатством использования декоративных средств как живописных, так и конструктивных, усложнением художественно-образного языка мастера. Проявившаяся на этом этапе склонность к декоративности, плавности линии в творчестве Дадди указывает, по мнению исследователей, на контакты с мастерами сиенской школы. Американский историк Б. Бернсон в своей книге «Очерки по

что из всех флорентийских живописцев именно в искусстве Бернардо Дадди ярче всего прослеживается связь с сиенской традицией [4, p. 42].

На фоне производства небольших алтарных композиций между Бернардо Дадди и флорентийскими живописцами были установлены профессиональные контакты. Так, несколько портативных алтарей-складней, приписываемых кисти Мазо ди Банко, были выполнены совместно с Дадди. Среди мастеров, сотрудничавших с Дадди и его мастерской, был также Таддео Гадди, Пуччо ди Симоне [8, p. 74].

К началу 1340-х гг. Бернардо Дадди остается верен своему художественному стилю: лирическое настроение, гармоничное построение в соединении с изысканными и тончайшими декоративными эффектами. Он исполнил ряд монументальных произведений, среди которых, Распятие из музея Бардини (ок. 1340 г.), алтарный образ для Орсанмикеле (1346-1347 гг.), полиптих из Санта Мария Новелла (1344 г.), полиптих, находящийся в Институте искусств Курто в Лондоне (1348 г.). Надо полагать, что, достигнув своей творческой зрелости и имея учеников, мастер в 1340-е годы в ряде случаев самостоятельно выполнял только самые значительные заказы.

Заключение

Достоверно известно, что у Бернардо Дад-ди была своя мастерская. Из нее выходили произведения, пользовавшиеся популярностью у современников, а также то, что продолжателем его традиции стал его сын, а возможно и внук, у него были свои ученики и последователи. Соответственно его творчество влияло как на формирование вкуса у флорентийцев XIV века, так и на развитие флорентийского искусства XIV столетия.

Значительность места, занимаемого Бер-нардо Дадди в истории живописи Проторенессанса, доказывается и наличием целого ряда художников, о которых, вне зависимости от их прямых отношений с Дадди, можно говорить, как о «круге» мастера, художников, близких ему по пониманию задач искусства, по стилю, по характеру живописи. Своим творчеством он, безусловно, повлиял на поколение итальянских живописцев середины и второй половины столетия.

изучению сиенской живописи» говорит о том,

Литература:

1. Антонетти П. Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте / пер. с фр. и предисл. В.Д. Балаки-на. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 287 с.

2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том 1.- М.: Искусство, 1956.- 636 с.

3. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. T.I : Искусство проторенессанса. - М., 1956. - 438 с.

4. Berenson B. Essays in the study of sienese painting. - New York : Frederic Fairchild Sherman, 1918. - 112

P.

5. Meiss M. Painting in Florence and Siena After the Black Death: The Arts, Religion and Society in the Mid-Fourteenth Century.- Princeton : Princeton University Press, 1979. - 212 p.

6. Siren O. A descriptive catalogue of the pictures in the Jarves Collection belonging to Yale University.-New Haven: Yale University Press; London : Humphrey Milford Oxford University Press, 1916. - 292 p.

7. Offner R. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. The Fourteenth Century: Bernardo Daddi and His Circle. Florence. - Guinti, 2002. - 640 p.

8. Offner R., Steinweg K. continued under the direction of Boscovits M. and Gregori M. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. The Fourteenth Century: The Painters of the Miniaturist Tendency. - Florence : Guinti Barbera, 1984. - 618 p.

9. Прокопп М. Итальянская живопись XIV века [Электронный ресурс] // Будапешт: Корвина, 1988. -Режим доступа : http://krotov.info/libr_min/16_p/ro/kopp.htm (дата обращения : 03.05.2022).

References:

1. Antonetti P. Povsednevnaya zhizn' Florencii vo vremena Dante / per. s fr. i predisl. V.D. Balakina. - M.: Mo-lodaya gvardiya, 2004. - 287 s.

2. Vazari Dzh. ZHizneopisaniya naibolee znamenityh zhivopiscev, vayatelej i zodchih. Tom 1.- M.: Iskusstvo, 1956.- 636 s.

3. Lazarev V.N. Proiskhozhdenie ital'yanskogo Vozrozhdeniya. T.I : Iskusstvo protorenessansa. - M., 1956. -438 s.

4. Berenson B. Essays in the study of sienese painting. - New York : Frederic Fairchild Sherman, 1918. - 112

p.

5. Meiss M. Painting in Florence and Siena After the Black Death: The Arts, Religion and Society in the Mid-Fourteenth Century.- Princeton : Princeton University Press, 1979. - 212 p.

6. Siren O. A descriptive catalogue of the pictures in the Jarves Collection belonging to Yale University.-New Haven: Yale University Press; London : Humphrey Milford Oxford University Press, 1916. - 292 p.

7. Offner R. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. The Fourteenth Century: Bernardo Daddi and His Circle. Florence. - Guinti, 2002. - 640 p.

8. Offner R., Steinweg K. continued under the direction of Boscovits M. and Gregori M. A Critical and Historical Corpus of Florentine Painting. The Fourteenth Century: The Painters of the Miniaturist Tendency. - Florence : Guinti Barbera, 1984. - 618 p.

9. Prokopp M. Ital'yanskaya zhivopis' XIV veka [Elektronnyj resurs] // Budapesht: Korvina, 1988. - Rezhim dostupa : http://krotov.info/libr_min/16_p/ro/kopp.htm (data obrashcheniya : 03.05.2022).

Илл. 1. Бернардо Дадди. Триптих Мадонна с младенцем, св. Матфеем и св. Николаем, 1328 г., Уффици.

Флоренция

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.