УДК 351.758.5 (571.531)
ИЗ ИСТОРИИ ПРИБАЙКАЛЬСКИХ ДАЦАНОВ Е.В.Асалханова1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Основным источником для статьи послужили архивные материалы, хранящиеся в Усть-Ордынском филиале Государственного архива Иркутской области в папках Эхирит-Булагатского райисполкома. Исследуются документы, связанные с деятельностью и ликвидацией дацанов, находившихся на территории современной Иркутской области. Документы датируются 1925-1930 гг. Рассматриваются некоторые подробности деятельности Агвана Дор-жиева, видного буддийского деятеля и дипломата в Иркутской губернии. Табл. 1.
Ключевые слова: буддизм; история; Агван Доржиев; Иркутская губерния; буддийские храмы.
FROM THE HISTORY OF TRANSBAIKAL DATSANS E.V. Asalhanova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The archival materials stored in the Ust-Orda branch of the State Archives of the Irkutsk region in the files of Ekhirit-Bulagat executive committee serve as the main source for this article. The author studies the documents relating to the activities and the liquidation of datsans, located on the territory of modern Irkutsk region: Kyrmensky, Murinsky, Harant-sinsky (Olkhon) ones. The documents are dated back to 1925-1930 years. In this regard, the article deals with some aspects of Aghvan Dorjiev's activity. He was a prominent Buddhist leader and a diplomat in the Irkutsk region. Also the author examines the current state of the Buddhist religion in the Irkutsk region. 1 table.
Key words: Buddhism; history; Aghvan Dorjiev; Irkutsk province; Buddhist temples.
Целью данной статьи является введение в научный оборот новых сведений из истории прибайкальских дацанов, которые были построены благодаря выдающемуся религиозному и политическому деятелю Агвану Доржиеву. О его деятельности среди иркутских бурят писал исследователь Г.Г. Чимитдоржин2, а также автор данной статьи3. Известно, что в первой трети XX в. в Прибайкалье были основаны Кырмен-ский (1912-1917), Унгинский (1918), Алятский (1922), Муринский (1919), Харанцинский (1918), Бильчирский, Харанутский дацаны и дуганы.
В Усть-Ордынском филиале Государственного архива Иркутской области в папках Эхирит-Булагатского райисполкома хранятся документы, проливающие свет на печальные события, связанные с ликвидацией дацанов, находившихся на территории современной Иркутской области: Кырменского, Муринского, Харан-цинского (Ольхонского). Документы датируются 19251930 гг. Описи дацанов позволяют составить представление о том, какие здания входили в их комплекс, каким имуществом они владели. На данный момент пока не удалось найти сведения о деятельности других дацанов, действовавших в Прибайкалье.
Согласно постановлению ЦИК и СНК Бурятской республики от 17 декабря 1925 г. об отделении от государства буддийско-ламаистской церкви и Инструкции по его применению все имущество дацанов было объявлено достоянием народа. 1 декабря 1925 г. заместитель председателя Эхирит-Булагатского Аймачного исполнительного комитета Костржановский направил отношение Эхирит-Булагатскому, Хоготовско-му и Кутульскому хошунным исполнительным комитетам: «Предлагается немедленно представить в Ай-мисполком опись имущества Муринского, Кырменского и Ольхонского дацанов в одном экземпляре»4.
Председатель Муринского булучного совета Лазарев произвел опись имущества Муринского дацана в улусе Алужино 27 января 1926 г. (табл. 1,2).
Согласно сведениям об обществах и группах верующих, молитвенных зданиях религиозного культа по Эхирит-Булагатскому аймаку, по состоянию на 1928 г. Муринский дацан состоял из собственно молитвенного здания («деревянное одноэтажное здание») и 5 «отдельных домиков». Страховая оценка здания - 5.807 рублей. Число жителей - 160, число членов религиозного общества в момент регистрации в 1924 г. - 50, в
1Асалханова Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры дизайна, тел.: (39541) 31032, e-mail: [email protected]
Asalhanova Ekaterina, Senior lecturer of the chair of Design, tel.: (39541) 31032, e-mail: [email protected]
2Чимитдоржин Г.Г. О деятельности Цаннид-хамбо Агвана Доржиева среди иркутских бурят. // Буддийская традиция: история и современность. Юбилейные чтения, посвященные 150-летию со дня рождения А. Л. Доржиева. СПб., 2005,С. 40-45.
3Асалханова Е.В. Деятельность Агвана Доржиева в Иркутской губернии (1907-1908 гг.) // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. М. 2009. № 6. С. 58-64; Агван Доржиев и строительство буддийских храмов в Иркутской губернии // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Вторые Доржиевские чтения. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 8-19.
4Усть-Ордынский филиал Государственного архива Иркутской области (ГАИО). Ф. 26. Оп. 1. Д. 26. Л. 62.
Таблица 1
Наименование строений на 1926 год В саженях длиною Шириною
1.Главное здание дацана 4 3
2.Дом для жилья лам
3.Дом пятистенный, крытый на два ската для жилья лам и приезжающих 4 2
4.Дом под квартиру, крытый на четыре ската 4 3
5. Дом под аптеку, крытый на два ската 3 2 с 2 аршинами
6.Дом под общую кухню, крытый на два ската 3 2 с 2 аршинами
7.Амбар с погребом, как кладовая, крытый на два ската 2 2
8.Восьмистенная летняя юрта
9. Баня без крыши для служащих лам 2 с 1 аршином 2
Таблица 2
Наименование предметов культа при дацане Штук
Священные книги разного религиозного и философского содержания и называющиеся по-бурятски номами 39
Медные изображения бурханов 12
Рукописные изображения бурханов на шелке и полотне 32
Медные подсвечники разных размеров (насата) 10
Медные жертвенные чаши (суксо) разных размеров 63
Медные кувшины (бумбо) 2
Медная чаша (тодбо) 1
Маленькие медные литавры (дельчик) 1 пара
Большие медные литавры (сити и сан) 6 пар
Два медных колокольца (хонхо) 2
Две музыкальные раковины (дунгор) 2
Две музыкальные трубы (птихур) 2
Маленькие ручные барабаны (дамара) 1
Большие барабаны 2
настоящее время - 351К сожалению, пока не удалось найти более подробной информации об архитектуре Муринского дацана и истории его строительства. Сохранилось прошение в отдел Правления Эхирит-Булагатского АИКа от Правления комитета Муринского хита с просьбой разрешить проведение общего собрания членов буддийской общины Хита 8 февраля 1925 г. для обсуждения вопросов, касающихся внутренней жизни общины: «о перевозке из г. Верхнеудин-ска внешних украшений дацана в количестве 20 и командировке для этой цели человека; о приобретении тибетских медикаментов; о деятельности фельдшерского пункта при дацане; об устройстве водолечебницы на ключе «Мулар булак»6. По словам Бочкиной С.А., ее мать, уроженка улуса Алужино, вспоминала, что в Муринском дацане была девочка, которая не моргала, и все жители окрестных сел приезжали в дацан посмотреть на это чудо.
Благодаря сохранившемуся протоколу общего собрания прихожан Кырменского дацана Эхирит-Булагатского аймака Бурят-Монгольской Республики от 16 февраля 1925 г. нам становятся известны имена лам Кырменского дацана. «Собрание открывает в 12 ч. дня ширетуй Кырменского дацана Галсан Седэнов. Слушали о перевыборе духовного совета и общины. Постановили, избрали из духовных лиц: Галсан Сы-
5Усть-Ордынский филиал ГАИО. Ф. 26. Оп.1. Д. 27. Л.60. 6 Там же. Л. 3.
дэнов [так в документе - Е.А.], Шираб жалсан Гарма-ев, Лыгсык Очиров, Жамса Ирдынеев, Тубдан дорже Егоров, Сыдып Дондуков, Доржи Дашиев, Дабма Ту-луев, Дугар Доржиков7. Надо заметить, что все эти фамилии позднее были подчеркнуты карандашом и напротив них поставлен восклицательный знак.
4 декабря 1928 г. в Кырменском дацане помощник Начальника Административного отделения и начальника милиции Эхирит-Булагатского аймака Бурят-Монгольской Республики Белоусов М. в присутствии представителя от местной советской власти председателя Кырменского булучного совета Инхимчинова М. и зав. Тукумской избой-читальней Малхатаева А., зам. пред. духовного Совета Кырменского дацана Ты-хеева Б., ламы Сойсорона и др. «на основании постановления ЦИК СНК Бур. республики от 17/Х11 25 г. с соблюдением инструкции Наркомюста Бур. республики от 31/Х11 25 г. произвел опись и оценку всего имущества», имущество объявлено «не священнослужеб-ным, а народным достоянием»8. Согласно этой описи, комплекс Кырменского дацана состоял из собственно молитвенного дома («деревянный двухэтажный на каменном фундаменте, крашеный»9, оценен в 6 тысяч рублей), «деревянного шестистенного дома с сенями с 6-ю дверями, с 17 окнами с двойными рамами со стек-
7 Там же. Л. 21.
8 Там же. Л. 22.
9Там же. Л. 21.об.ст.
лом» , оценен в 500 рублей. Также в дацане находились три деревянных четырехстенных дома стоимостью в 100, 50 и 20 рублей, два четырехстенных амбара стоимостью в 15 и 6 рублей, сарай стоимостью 30 рублей, юрта - 20 рублей, погреб - 15 рублей, уборная - 5 рублей. Дацан был обнесен оградой: «деревянный заплот обнесен кругом постройки как дацана (имеется в виду собственно молитвенный дом -Е.А.), так и остальных домов 150 звеньев со столбами, заплот не старый, кругляк»11, оценен в 450 рублей. В ограде было «двое ворот деревянных, одни ворота крашеные»12, оценены в 40 рублей. Ранее, согласно сведениям об обществах и группах верующих, молитвенных зданиях религиозного культа по Эхирит-Булагатскому аймаку, составленному в 1928 г., страховая оценка молитвенного здания составляла 8.424 р., кроме него, указаны еще 2 дома.
Кырменский дацан располагал довольно богатым собранием икон-танка и книг: на первом этаже молитвенного дома - «шелковых икон р/ц (разного цвета -Е.А.) - 70» (оценены в 70 рублей), на верхнем этаже «икон разного цвета из хорошего шелкового и сатинового материала - 36» (оценены в 22 р.70 коп.); «материал на обертывание богослужебных книг р/ц» - 130 (оценены в 39 р.), на верхнем этаже его же - 14 (оценены в 4 р. 20 к.). В примечании указано, что «за исключением молитвенного дома остальная постройка принадлежит не для богослужебной цели, а для жизни священнослужителей (лам). Всего ценность на общую сумму восемь тысяч двести одиннадцать рублей 40 коп.»13.
После совершенной описи Помощник Начальника Административного отдела и милиции Белоусов М. 4 января 1929 г. направил Кырменскому булучному совету «3 экземпляра объявлений... с просьбой вывесить таковые: 1)на дверях /воротах/ дацана; 2) в бул-совете и 3) вообще, на видном месте»14. Текст объявления гласил следующее: «Административный отдел Эхирит-Булагатского Аймисполкома настоящим приглашает граждан буддийско-ламонического вероучения, желающих взять в бессрочное и бесплатное пользование молитвенный дом Кырменского дацана и принадлежащее ему богослужебное имущество всего на сумму восемь тысяч двести одиннадцать рублей 40 коп. Желающая группа верующих, но не менее 20 человек, подают о том письменное заявление в АО АИК'а для заключения договора»15.
1 февраля 1929 г. Председателю Эхирит-Булагатского Аймачного исполнительного комитета поступило прошение от Временного председателя Кырменского Хида (дацана - Е.А.) Балдару Бахеева: «Имею честь просить Вас выдать разрешение прихожанам нашего Хида о проведении буддийского молебна «Сагаалгана», имеемого быть с 6 по 8-е февраля с/г, совместно с тем разрешить провести собрание
прихожан верующих о приеме хидского имущества, в числе двадцати человек»16.
5 февраля 1929 г. было дано разрешение Административного отдела (АО) Эхирит-Булагатского Аймисполкома «на проведение буддийской общиной молебствия «Сагаалган» и собрания верующих (в числе 20 человек) с повесткой дня: «О приеме хидского имущества» в период с 6 по 8-е февраля 1929 г.»17. Сохранился протокол № 2 общего собрания верующих Кырменского дацана, «состоявшегося февраля 8 дня 1929 г. Присутствовало 20 человек. Председатель Осодоев Роман, секретарь Бороев Буентар»18.
В момент утверждения число членов Кырменской религиозной общины составляло 212 человек, в 1928 г. - уже 726 человек19. Согласно составленному 21 апреля 1929 г. поименному списку Кырменская религиозная община увеличилась до 769 верующих буддистов20. В архиве хранятся Устав Кырменской буддийской общины верующих при Кырменском Хиде (дацане)21, а также список учредителей Кырменского Буддийского религиозного Хида из 20 человек22. Из Устава Кырменской буддийской общины: «Общество может быть закрыто: 1) по постановлению. Аймисполкома или БурЦИКа; 2) вследствие ареста членов общества; 3) по постановлению общего собрания членов общества».
16 марта 1929 г. начальнику Административного Отделения Эхирит-Булагатского Аймисполкома поступило заявление от граждан Кырменского б/совета Бо-роева Буента, Тыхеева Балдару и Алсаева Абгади: «Общиной верующих-ламаистов Кырменского дацана мы избраны в президиум духовного совета, община наша состоит из 20 человек, избраны мы против своей воли, т.е. мы категорически в момент выборов отказывались, но несмотря на это нас избрали и уполномочивают взять, т.е. заключить, договор на содержание Дацана, мы же категорически отказываемся от общины верующих и Дацана, а посему просим сложить всякую с нас ответственность за Дацан, взяв таковой под свое ведение, все дела и печать Дацана нами сданы ламе Дацана Шойторой Шойбонову, кроме того, прилагаем при сем Правление наших членов общины, каковые также выходят из состава общины, т.е. всего желающие выйти из общины 7 человек, а остается в общине 13 человек, о чем и просим не отказать»23.
20 февраля 1929 г. на заседании членов президиума Эхирит-Булагатского Аймисполкома в с. Усть-Орда «слушали об изъятии из ведения Кырменского дацана дома, построенного на общественные средства, ныне занимаемого ламами». Постановили «на основе постановления ВЦИК изъять из ведения Кырменского дацана 5-стенный дом, занимаемый ламами, и передать под местную избу-читальню»24. Как стано-
18-
Усть-Ордынский филиал ГАИО. Ф.26. Оп.1. Д.27. Л.21.об.ст. 19ф 26 Оп 1 ' Д 27 Л 60
Там же. Л.6.
Усть-Ордынский филиал ГАИО. Ф. 26. Оп. 1. Д. 29. Л. 5.
Там же. Л.7.
15'
Там же. Там же. Там же. Там же. Л. 8. Там же. Л. 9.
24
Ф. 26. Оп. 1. Д. 29. Л. 28. Там же. Л. 51. Там же. Л.34. Там же. Л.13. Там же. Л.3.
10
вится ясно из нижеследующих документов, этот дом принадлежал Агвану Доржиеву.
22 марта 1929 г. состоялось общее собрание граждан верующих Кырменского дацана. Согласно протоколу № 3, на собрании присутствовал 41 человек, председатель собрания - Осодоев Роман, секретарь -М.Иванов. В повестке дня первым пунктом был «доклад Хамба Доржеева», а также среди прочих значились вопросы «о дополнительном избрании 7 человек доверенных взамен отказавшихся для заключения договора с АО об аренде дацана» и «относительно отобрания дома, находящегося при дацане»25.
5 апреля 1929 г. в Административное управление СНК БМР отношение № 11 от начальника АО Гончаровой, п. Усть-Орда: «Направляя при сем материал по передаче одного 5-стенного дома, находящегося при Кырменском дацане, как то: копия выписки из протокола заседания президиума АИКа от 20/11 -с/г за № 19, акт технического осмотра здания от 11/У11 - 28 г. и заявление Доржиева, заявляющего, что этот дом выстроен на его, Доржиева, средства - А.О. ходатайствует об утверждении постановления АИКа, т.к. из всего материала видно, что дом выстроен не на средства Доржиева, а на общественные средства»26.
Отношение № 12 от 8 апреля 1929 г. в Административное Управление СНК БМР от начальника АО Гончаровой на № 1258: « В дополнение к нашему № 11 от 5/1У с/г сообщаем, что дом, о котором возбуждено ходатайство, неотъемлемой частью дацана не является, что видно из имеющегося и представленного Вам материала. Дом частью занимается ламами, но частью пустует (выписка из протокола собрания гр-н Кырменского булука от 10/11 с/г). Никакой платы за эксплуатацию дома не взимается. Если допустить выселение оставшихся лам из вышеупомянутого дома, то это нисколько не повлияет на ход функционирования дацана в смысле богослужения»27.
19 мая 1930 г. из Верхнеудинска от начальника административного управления в милицию Усть-Орды поступила телеграмма: «Приостановите изъятие дома Агван Доржиева Кырменском дацане зпт вышлите доклад - причины изъятия»28.
26 мая 1930 г. - председателю Кырменского бу-лучного совета: «По постановлению БурЦИКа от 9.У111.1929 г. за № 20 в Кырменском дацане муниципализирован лишь один дом деревянный, на каменном фундаменте, в 15 окон, с которым Вам и надлежит иметь дело, всех же остальных домов не касаться, а если это имело место, то прекратить. Одновременно сообщите, кому принадлежал этот муниципализированный дом и не производили ли Вы изъятие дома Агвана Доржиева, если производили, то по какой при-
29
чине» .
8 июля 1930 г. поступило вторичное отношение Кырменскому булучному совету с пометкой «срочно»: «Настоящим АО предлагает в двухдневный срок по-
25 Ф. 26. Оп. 1. Д. 29. Л. 45. 26Там же. Л.38. 27Там же. Л. 40. 28Там же. Л. 135. 29Там же. Л. 133.
сле получения сего исполнить наш № 504 от 26 мая с/г о сообщении, кому принадлежал муниципализированный дом Кырменского дацана в 15 окон и производилось ли отчуждение других домов и дать объяснение, почему до сего времени не выполнен этот № 504»30.
30 июля 1930 г. из с. Кырма в Административный отдел Эхирит-Булагатского АИКа: «Булсовет сообщает, что отношение Ад. Отдела от 26 мая 1930 г. было исполнено булсоветом 25.У1. с/г за № 1079. Дополнительно булсовет сообщает, что он самолично дома в 15 окон в Тукумском дацане не муниципализировал, а исполнил только постановление ЦИК БМАССР от 9.У111.1928 г. за № 20 и постановление Президиума УО АИКа от 24. У111.1930 г. за № 30. Дом этот и сейчас находится в ограде дацана, заколочен наглухо, кроме этого дома, более никаких домов не отчуждалось»31.
8 августа 1930 г. в АУ СНК отношение № 798 на телеграмму от 20 мая 1930 г.: «В дополнение нашего № 503 от 25. У. с/г АО сообщает, что из полученного отношения от Кырменского б/с за № 1340 30. VII. с/г видно, что в Кырменском дацане изъят только один дом, согласно постановлению БЦИКа от 9.У111.1929 г. за № 20, каковой находится там же в заколоченном виде, другие дома не тронуты»32.
Начальнику Эхирит-Булагатского административного отделения отношение № А-250-83 от 25. У111.1930 г.: «АУ СНК просит поспешить исполнением телеграммы от 19.У. с/г по вопросу изъятия дома, принадлежащего Хамбо-ламе Агвану Доржиеву при Кырмен-ском дацане»33. Это последний документ, относящийся к делу об изъятии дома Агвана Доржиева в Кыр-менском дацане.
Постановление председателя АИКа о закрытии и ликвидации Кырменского дацана было принято 1.Х11. 1929 г. 18 декабря 1929 г. на заседании оргбюро Эхи-рит-Булагатского айкома ВКП(б) слушали вопрос о закрытии Кырменского и Муринского дацанов. «Ламы Кырменского дацана скрылись, оставив таковой без всякого надзора... председатель общины верующих гр-н Осодоев на вызова не явился»34. Согласно копии акта от 22 июля 1929 г. с припиской, что подлинный акт находится в деле по обвинению Осодоева Романа, «здание дацана и находящиеся при дацане три дома
35
заперты на замки» .
Решение о строительстве дугана в улусе Харан-цинском на средства Агвана Доржиева было принято в результате общественного приговора от 17 июня 1917 г. в улусе Харанцинском в доме Хулута Урбазаева в присутствии Агвана Доржиева и 32 человек ольхон-цев В 1918 г. было построено небольшое сумэ (молитвенный дом), позволявшее проводить буддийские службы, пока строился большой храм, возведение которого завершилось в 1923 г. С. П. Балдаев зафик-
30Там же. Л. 134.
31 Там же. Л. 131.
32Там же. Л. 130.
33Там же. Л.137.
34Там же. Л. 66.
35Там же. Л. 72.
36Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхон-
ских бурят (Х1Х-ХХ вв.). - Новосибирск: Наука. Сибирская
издательская фирма РАН, 2000. Указ.соч. С. 238.
сировал, что в дацане улуса Харанцы было пять лам и часто приезжали ламы из Хоринского дацана. Они жили в дацане, ездили и ходили по улусам, беседовали с бурятами о переходе в буддизм. Бывал здесь лхарамба Агван Доржиев. Ламы лечили людей от всех болезней. Были некоторые семьи, которые перешли в буддизм. С.П. Балдаев в 1914 г. на масленицу (которая часто совпадает с Сагаалганом) гостил у учителя М.В. Баганова на острове. Он пишет: «Около русской масленицы ламы приезжают на о-в Ойхон, садятся вокруг скалы Шаман-камень и совершают молебствия. Вокруг шаманского камня мы насчитали более сотни лам из дацанов Забайкалья. Все молились и не обращали на людей никакого внимания. Они все были без штанов, сидели в снегу, завернув себя широкими подолами. Они жили у бурят улуса Харанцы. Кушали в сутки один раз, усердно молились. Говорили, что в гроту живет какой-то бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения. Ламы говорили, что все ламы со всех 34 дацанов обязательно приезжают сюда молиться»37.
По личным наблюдениям К. Риттера, В.А. Обручева, А.М. Станиловского и др., во второй половине XIX-начале XX вв. в пещере скалы мыса Бурхан находились предметы буддийского культа: иконы, хадаки, жертвенные чашечки и сосуды, символические изображения оружия (сабля, ружье, копье)38. Хозяин Оль-хона Хан Хото бабай был включен в буддийский пантеон под именем Жамцаран. По сведениям П.П. Хороших, в 1915 г. лама с острова сделал тибетскими буквами надпись Ом мани падме хум у входа в одну из пещер у с. Култук39. У других пещер Ольхона были также начертаны буддийские символы.
Агван Доржиев неоднократно бывал на Ольхоне. В 1924 г. он проехал, близко общаясь с людьми во время многочисленных встреч, по всем селениям ост-
рова и материковой части региона. Его приезд на остров в 1929 г. в сопровождении другого ламы помнят информаторы 1913 и 1924 гг. рождения из улуса Ха-ранцы. Они говорят, что «Большой лама из Питера»,
37ОППВ ИМБиТ СО РАН, фонд С.П. Балдаева, оп. 1, д. 401(603), л. 32. - в кн. Жамбалова С.Г. Указ.соч. С. 38Там же. С.236.
39Хороших П.П. Исследования каменного и железного века Иркутского края Иркутск, 1924. С. 19. - в кн. Жамбалова С.Г. Указ.соч. С. 238.
так его называли здесь, дарил детям «красивые ка-
40
рандаши и вкусные сладости» .
10 января 1926 г. на основании предписания Ку-тульского хошунного исполнительного комитета была составлена опись имущества Ольхонского дацана Ольхонского булука Кутульского хошуна. Недвижимое имущество: «здание дацана деревянное, глухой забор кругом здания дацана, 2 деревянных одноэтажных дома для помещения лам, кухня и баня, амбар». Предметы обихода культа: Задба-жун бурхан - 1, Ты-лык бурхан - 17, Замсаран бурхан медный - 1, Задан-же бурхан - 1, Мад бурхан - 1, Мадар бурхан небольшого размера - 1, Зугдыр Намжил бурхан - 1, Суборго бурхан - 1, Дорихе бурхан - 1, Болдо - 1, книг богослужебных - 21, голто медных - 2, нолшно для свечей
- 12, толи мандал, курдэ деревян., бубны - 2, бишкур
- 2, сан - 2, ольбок - 15, тушелха шелковых - 3, столы
- 10, колоколец медный - 1. Предметы домашнего обихода: столы простые - 3, чаша чугунная - 1, само-
_ 41
вары медные старые - 2» .
Из списка на различные сведения по обществам и группам верующих по Эхирит-Булагатскому аймаку по состоянию на 1928 г.: Ольхонский дацан. Страховая оценка здания - 6 113 рублей, кроме самого молитвенного здания, имеются 3 дома. Местонахождение -Ольхон, число жителей - 120, число членов данного общества - 616, в настоящее время - 637.
Харанцинский дацан был закрыт в июне 1929 г. по распоряжению Председателя Эхирит-Булагатского АИКа Буинова42. Со слов информаторов, дацан прекратил свою деятельность в связи с арестом лам. В архиве обнаружен список учета предметов религиозного культа из благородных металлов, составленный 27 декабря 1929 г. председателем Ольхонского бу-лучного совета для Эхирит-Булагатского аймачного АО43 (табл. 3).
Таблица3
В народе еще живы предания о дацане. Местные жители называют его Горхон или Шулун дацан, помнят, что строили его мастеровитые люди из Ымыкса бууса (у с. Тонты), одного из них звали Ербэлтхэйн Эстэрэк. Имеются сведения, что в те годы половина ольхонцев были буддистами. ольхонцы одного из трех сыновей отдавали учиться в буддийскую школу,
40Жамбалова С.Г. Указ.соч. С. 239.
41Ф. 26. Оп. 1. Д. 26. Л.71.
42Там же. Л. 78.
43Там же. Л. 84-85.
№ Название Позолоченные, посеребренные Кол-во Размер Вес Стоимость Название здания культа
1 Суксо Посеребр. 3 % см % ф. 30 р. Харанцинский дацан
2 Голто Посеребр. 2 Полсм % ф. 10 р. То же
3 Суборго Позолоч. 1 0,9 дм 9 ф. 30 р. - // -
4 Буда То же 1 0,16 дм 1 п. 50 р. - // -
5 Аюша - // - 1 6 дм. 3 ф. 10 р. - // -
6 Майдар - // - 1 5 дм 2 / 8 р. - // -
7 Зандан Жуу - // - 1 8 дм 5 1/2 15 р. - // -
8 Тозе - // - 1 Кругом в 3 дм 1/2 1 р. - // -
9 Манден Серебр.под золотом 1 4 дм 3 ф. 2 р. - // -
но эти хувараки из-за событий 1930-х годов ламами стать не успели44.
Здание Харанцинского дацана сохранилось до наших дней и находится в п. Хужир (ул. Обручева, 2),
считаются муниципализированными, на основании чего они и отбираются, дома перевозятся в аймцентр по сооружению нужных построек школы и больни-цы»45.
ранее там располагался детский сад, теперь - жилой дом. На о. Ольхон планируется строительство нового дацана, на месте старого в улусе Харанцы расчистили большую свалку мусора и теперь там зеленый луг.
Здания Муринского дацана после его закрытия 10 февраля 1930 г. были перевезены из улуса Алужино в п. Усть-Ордынский: «дома и юрты Муринского дацана
44Жамбалова С.Г. Указ.соч. С. 239.
Так были ликвидированы все прибайкальские дацаны, и тем ценны сейчас немногие сохранившиеся архивные материалы, немые свидетели истории, благодаря которым мы можем узнать подробности о деятельности дацанов Предбайкалья и пытаться способствовать их восстановлению для возрождения буддийского учения в нашем регионе на благо всех живых существ.
45Ф. 26. Оп. 1. Д. 29. Л. 138.
УДК 950
АРХИТЕКТУРА И ПЛАНИРОВКА ГОРОДОВ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕРЛИНА И НЮРЕНБЕРГА)
В.В.Есипов1, О.А.Игнатьева2
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Представлены материалы по планировке городов и строительству в Третьем рейхе по застройке и реконструкции Берлина - «величайшего города рейха». Дается анализ строительства в столице нацистского государства и в городе съездов НСДАП. В итоговой части сформулированы основные приемы воплощения идеологических постулатов в архитектурных формах. Библиогр. 29 назв.
Ключевые слова: архитектура; Третий рейх; строительство; проектирование городов.
ARCHITECTURE AND URBAN PLANNING IN THE THIRD REICH (ON EXAMPLE OF BERLIN AND NUREMBERG) V.V. Esipov, O. A. Ignatieva
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article presents the materials on urban planning and construction during the Third Reich on building up and reconstruction of Berlin - "the greatest city of the Reich". It provides the analysis of construction in the capital of the Nazi state and in the city of NSDAP congresses. In conclusion the authors formulate basic techniques of translating the ideological tenets into architectural forms. 29 sources.
Key words: architecture; Third Reich; construction; urban design.
Если провести даже простое механическое сопоставление долей архитектуры и изобразительного искусства в общем объеме художественной продукции Третьего рейха, то легко можно убедиться, что строительное искусство значительно превалировало над изобразительным. Архитектура была несомненным фаворитом в политике нацистской партии в области культуры. В этом отдавали себе отчет сами нацисты, это очевидно и теперь [1].
С 1934 по 1940 г. в Германии строили все - начиная от грандиозных официальных зданий и заканчивая жильем для народа. На праздновании пятой годовщины прихода к власти А.Гитлер сказал по этому поводу: " Никогда еще в немецкой истории не плани-
ровали, не начинали и не осуществляли столь величественных построек как в наше время" [2]. И это, несомненно, было так. Известный исследователь архитектуры Третьего рейха Анна Тент так выразила эту мысль: "В то время когда думаешь, сочиняешь или пишешь о Германии 1933-1945 гг., то без преувеличения можешь сказать, что низкое качество многочисленных строений сегодня забыто, как забыты различные картины, учебники по архитектуре от "Букваря строителя" до "Искусства строительства". Здания пережили 12 лет господства "тысячелетнего рейха" и используются после разного рода модификации в наши дни" [3]. Подобная оценка архитектурного наследия тоталитарного государства присуща не только
1Есипов Владислав Витальевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой искусствоведения факультета изобразительного искусства, тел.: (3952) 405480.
Esipov Vladislav, Doctor of History, Professor, Head of the chair of Studies of Art, Fine Arts Department, tel.: (3952) 405480.
2Игнатьева Ольга Анатольевна, доцент кафедры дизайна, декан факультета изобразительного искусства, тел.: (3952) 405480. Ignatieva Olga, Associate professor of the chair of Design, Dean of the Fine Arts Department, tel.: (3952) 405480.