© Чжан Шо, 2023 УДК 780.6
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-175-183
ИЗ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ САКСОФОНА В КИТАЕ
Чжан Шо1
1 Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, Красноярск, 660049, Российская Федерация
Аннотация. Данная статья посвящена изучению истоков появления саксофона в Китае во второй половине XIX в. Критическому осмыслению подвергаются сведения, представленные в отечественных работах, находящихся в русле заявленной проблематики. На основе анализа и систематизации разрозненных источников характеризуются общественно-политические и социокультурные условия внедрения саксофона в музыкальную жизнь Китая. В научный обиход вводятся данные зарубежных работ, раскрывающие малоизвестные русскоязычной аудитории факты, связанные с процессом ассимиляции «голоса Сакса» в Поднебесной и личностями, благодаря которым инструмент «прижился» на специфической культурной почве. Показано, что данные процессы связаны с «движением вестернизации», охватившим все сферы общества Китая, начиная со второй половины XIX в. Важную функцию в популяризации саксофона имела деятельность приезжих европейцев. Ключевую роль в дальнейшем сыграли военно-политические реформы, происходящие в Поднебесной, результатом которых явилась модернизация армии по западному образцу. Это привело к переформированию военных оркестров, в состав которых, наряду с другими европейскими инструментами, вошел саксофон, что стало одним из факторов последующего укоренения инструмента в музыкальной инфраструктуре Китая XX в.
Ключевые слова: саксофон, музыкальная культура Китая XIX века, Али-Бен-Су-Алле, Чжан Чжидун, Юань Шикай, военный духовой оркестр Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Чжан Шо. Из истории появления саксофона в Китае // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 3. С. 175-183. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-175-183.
FROM THE HISTORY OF THE SAXOPHONE IN CHINA
Zhang Shuo1
1 Dmitry Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts, Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation Abstract. The article is devoted to the study of the origins of the appearance of saxophone in China in the second half of the XIX century. The information presented in domestic works is critically understood. Based on the analysis and systematization of disparate sources, the author characterizes the socio-political and socio-cultural conditions for the introduction of saxophone into the musical life of China. Data from foreign works are introduced into scientific use, revealing facts unknown to the Russian audience related to the process of assimilation of the "voice of Saxs" in China. It has been shown that these processes are associated with the "Westernization" movement in China since the 2nd half of the 19th century. An important function in the popularization of the saxophone was the activities of visiting Europeans. The key role in the future was played by military-political reforms, the result of which was the modernization of the army according to the Western model. This led to the reorganization of the military bands, which included the saxophone. This became one of the factors in the rooting of the instrument in the musical infrastructure of China in the 20th century. Keywords: saxophone, musical culture of 19th century in China, Ali-Ben-Su-Alle, Zhang Zhidong, Yuan Shikai, military brass band
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Zhang Shuo (2023), "From the history of the saxophone in China", Journal of
Musical Science, vol. 11, no. 3, pp. 175-183. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-3-175-183.
Появление и внедрение саксофона в китайскую музыкальную культуру представляет собой интересную страницу мировой истории, отражающую одну из граней взаимодействия культур Запада и Востока во второй половине XIX в. Огромную роль в этом сыграли общественно-политические и социокультурные условия, которые сложились в Китае в это время, обусловившие активное внедрение традиций европейской культуры. Изучение данных процессов видится интересной исследовательской задачей. Не случайно в зару-
бежном и отечественном музыкознании активизировалось внимание к этой проблематике, вследствие чего появился ряд работ, посвященных развитию искусства игры на саксофоне в Китае (Баярсайхан Сух-Очир, 2018; Гэ Мэн, 2018; Ли Мэн, 2019; Чжоу Ицюнь, 2021; Чжао Вэнькай, 2021).
В контексте избранной темы ценность представляет статья Цзян Минхуэя и Е.Н. Яковлевой (2021), где авторы предлагают периодизацию развития саксофонного образования в Китае:
Она включает в себя пять этапов, которые помимо образовательной «линии» демонстрируют хронограф внедрения и ассимиляции саксофона в музыкальном пространстве Поднебесной. Нельзя не отметить, что описание каждого периода у авторов носит в большей степени констатирующий, обзорный характер, многие важные детали и факты остались за пределами работы. Особенно это касается начального этапа - с середины XIX в. до 1911 г. Проанализировать первый период истории появления и развития саксофона в Китае - са-176
мый неоднозначный в плане имеющихся сведений - представляется интересной исследовательской задачей, которая и обусловливает цель статьи.
Практически все ученые, рассматривающие истоки саксофонного искусства в Китае, в качестве условной точки отсчета выделяют середину XIX в. Это справедливо объясняется начавшимся «движением вестерни-зации», оказавшим мощное влияние на экономику, политику и культуру Китая. Страна с 1840 г. находилась в состоянии конфликта с западными
странами (опиумные войны). Как заключает Ло Шии, «несмотря на то, что западные державы пушками и ружьями превратили Китай в полуфеодальную-полуколониальную страну, вместе с современной военной мощью и западной материальной культурой в Китай попала и европейская музыка, и благодаря этому китайцы увидели иной, не менее яркий мир...» (2003, с. 16). Данное обстоятельство определило последующее «укрепление военной отрасли, что привело к переменам в военной музыке» (Чжоу Ицюнь, 2021, с. 2427), связанным с обновлением инструментария, следствием чего и становится появление саксофона в Китае.
Одной из первых дат, фиксирующих историческое знакомство китайцев с западным духовым оркестром, может быть названо 29 августа 1842 г. В этот день в Нанкине на церемонии подписания договора, заключенного между правительством Цин и Великобританией в результате поражения Китая в Первой опиумной войне, духовой оркестр 18-го Королевского полка Англии сыграл гимн «Боже, храни короля». Конечно, саксофоны тогда еще не входили в состав коллектива, но важно отметить данный факт, сыгравший определенную роль в «вестернизации» китайских военных оркестров, которая войдет в активную фазу с 1890-х гг. Отсюда возникает вопрос, почему же точкой отсчета появления саксофона исследователи называют середину XIX в.? Попробуем разобраться и создать относительно полную панораму вхождения саксофона в музыкальную инфраструктуру Китая второй половины XIX - начала XX в.
Исходной точкой послужила информация, представленная в статьях
Цзян Минхуэя, Е.Н. Яковлевой и Чжоу Ицюня. Авторы упоминают, что саксофон появился в Китае с подачи французского композитора, выступавшего под псевдонимом Али-Бен-Су-Алле (Ali Ben Sou Alle), который дал в 1856 г. концерт в Шанхае (Цзян Минхуэй, 2021, с. 4; Чжоу Ицюнь, 2021, с. 2427). Остановимся на этом подробнее, опираясь на зарубежные источники, которые помогут уточнить и дополнить сведения, раскрывающие историческую роль французского музыканта в дебютном представлении саксофона публике Поднебесной.
Али-Бен-Су-Алле (настоящее
имя Шарль-Жан-Батист Суале, фр. Charles-Valentin Soualle) вошел в историю музыки как одна из самых загадочных фигур, вокруг которой возникло множество легенд. В диссертации Дж. Покруса (Pock-rus J., 2018), не переведенной на русский язык, реконструированы вехи творческого пути французского саксофониста, проливающие свет, в том числе, на «китайский» период его биографии. Обобщая сведения, почерпнутые из работы Покруса, а также зарубежных интернет-порталов, можно заключить, что Суале родился в Арасе (Франция) в семье турецкого дипломата. Талантливый выпускник Парижской консерватории по классу кларнета (1844) два года работал музыкальным руководителем Французского морского оркестра в Сенегале, а в 1846 г. стал первым кларнетистом театра Опера-Комик.
События французской революции 1848 г. вынудили музыканта бежать в Лондон, где он поступил на службу в оркестр Королевского театра Ковент-Гарден. В Англии Суале
начал сотрудничать с французским эмигрантом, композитором и дирижером Луи-Антуаном Жюльеном, который был известен в Лондоне благодаря организации «прогулочных» концертов со смесью легкой развлекательной музыки и классического репертуара. Жюльен призвал Суале заняться саксофоном, появившимся в то время на музыкальном «горизонте».
После модификации конструкции саксофона-альта1 Суале назвал его «тюркофоном» и начал гастролировать со «своим изобретением» по Европе. Его известность подтверждается публикациями в прессе. Например, в газете «Revue et Gazette Musicale de Paris» от 1851 г. сообщается: «Мы знали, что саксофон обладает особым тембром, певучестью, - и, как следствие, идеально подходит для исполнения кантилены и выразительных мелодий -но что он также приспособлен для стаккато, сложных приемов и быстрых темпов, это то, что г-н Суале доказал нам»2. Примерно в 1852 г. Суале отправляется в турне по столицам «дальних и полудиких мест», куда вошли Австралия, Новая Зеландия, Филиппины, Китай, Индия и другие страны. Доподлинно неизвестно, когда музыкант сменил имя, но уже на концерте 10 июля 1853 г. в Мельбурне его представляли как Али-Бен-Су-Алле3 (Pockrus J., 2018, р. 20).
В Китае виртуоз появился спустя три года. Он прибыл в Гуанчжоу 31 июля 1856 г., о чем оповещала газета «The Canton Community», где дал в течение недели два концерта. После Гуанчжоу Али-Бен-Су-Ал-ле отправляется для выступлений в Гонконг (11 и 18 августа). За ним
внимательно следила пресса Поднебесной, опубликовав лестную характеристику приезжему виртуозу, который «должен занять почетное место по мнению знатоков искусства» (Pockrus J., 2018, р. 21). Следующим пунктом был Шанхай.
Резонанс Али-Бен-Су-Алле в музыкальном мире очевиден из газетных обзоров, где обсуждалось «продвижение» виртуоза по Китаю, эффектно анонсировались его выступления: «Чтобы оживить унылую монотонность нашей жизни в Шанхае, мы уполномочены обещать музыкальное "угощение" в концертах прославленного Али-Бен-Су-Алле на Тюркофоне и Тюр-кофини4, инструментах его собственного изобретения, которые блистательно звучат в руках артиста. Он сейчас в Гонконге дает серию концертов и намерен посетить нас в конце месяца...» (Pockrus J., 2018, рр. 21-22). В Шанхае Али-Бен-Су-Алле представил в сентябре две программы, включающие переложения популярных классических
о к
произведений и свои сочинения5. Концерты получили разные отзывы в китайской прессе («North China Herald»), в целом благожелательно характеризующей «прекрасные качества игры музыканта, заслужившего блистательную репутацию в нашей стране» (Pockrus J., 2018, рр. 22-23).
Таким образом, не концерт в Шанхае, указываемый исследователями, а целая серия выступлений Али-Бен-Су-Алле в августе-сентябре 1856 г. (Гуанчжоу, Гонконг, Шанхай) стали исторически первой звуковой репрезентацией саксофона для китайской аудитории, познакомившейся с диковинным западным
инструментом, «похожим на большую курительную трубку» (имелся в виду саксофон-альт) и издававшим полные «сладости» звуки. Однако дебют саксофона три десятилетия оставался одиноким культурным явлением в силу специфических факторов, определяющих постепенное вхождение западного инструментария в музыкальный мир Китая. Среди них назовем ориентацию на традицию и консервативность восточной культуры в целом.
Все исследователи отмечают, что активизация процесса распространения саксофона связана с деятельностью военных духовых оркестров. Но приводимые ими сведения противоречивы, а некоторые ошибочны. Например, Чжоу Ицюнь называет 1912 г. датой появления саксофонов в военном оркестре Китая в числе инструментов «Новой армии» (Чжоу Ицюнь, 2021, с. 2427), однако это не совсем верно.
Прежде чем охарактеризовать процессы, происходящие в военных оркестрах Китая, необходимо проанализировать промежуточные события, отмечаемые разными авторами. Так, Цзян Минхуэй и Е.Н. Яковлева пишут, что историю практического использования саксофона следует начинать с 1879 г., когда «в Шанхае был создан первый духовой оркестр, игре на инструменте начали учить студентов» (Цзян Минху-эй, 2021). Рассмотрим это подробнее. В указанном году в Шанхае действительно произошло историческое событие - сформирован коллектив из 15 филлипинских музыкантов -Шанхайский общественный духовой оркестр, дирижером назначен талантливый французский флейтист Жан Ремюза (Лу Луин, 2021, с. 24).
Репертуар был ориентирован на европейскую публику (проживающих в Китае дипломатов, предпринимателей и членов их семей).
Оркестр организован в Шанхае не случайно, ибо со второй половины XIX в. здесь происходят масштабные перемены в социально-экономическом плане. Занимаемое Шанхаем стратегическое морское положение сделало его «форпостом» Китая во внешней торговле с Западом. После подписания Нанкинского договора в 1842 г., в Шанхае начинают работу первые иностранные концессии, со всего мира приезжают представители разных социальных слоев. Вследствие глобальных изменений Шанхай к концу XIX в. постепенно превращается в экономически процветающий «город-космополит», приобретает статус «центра межкультурной коммуникации».
Можно предположить, что коллектив в Шанхае был создан по принципу западных духовых оркестров, куда с середины XIX в. в обязательном порядке входили представители «семейства» саксофонов. Однако никаких сведений об изначальном составе инструментов Шанхайского оркестра обнаружить не удалось. Поэтому утверждение, что «саксофон появился в Шанхайском оркестре...», не имеет веских аргументов. Противоречивой является информация и о том, что в 1885 г. его руководителем назначен «Роберт Харт, работающий в то время в Управлении общих дел таможенной службы Китая» (Цзян Минхуэй, 2021). Попробуем прояснить этот момент.
Согласно официальным источникам, сэр Роберт Харт (Robert Hart, 1835-1911) - известный британский
дипломат, долгое время являлся официальным представителем своей страны при правительстве Китая, с 1863 по 1911 гг. занимал пост второго генерального инспектора Императорской морской таможенной службы Китая. Харт был большим любителем искусства, прекрасно владел фортепиано, скрипкой, виолончелью, сочинял музыку, о чем свидетельствуют личные письма ди-пломата6.
Желание Харта организовать музыкальный «европейский островок» вылилось в идею создания духового оркестра в 1886 г., но не в Шанхае, а в Пекине, где он в то время жил и работал: дипломат даже специально выписал из Европы инструменты. Коллектив предназначался для игры в парке, на балах и других увеселительных мероприятиях (в том числе во дворце), где исполнялась западная классическая музыка (Бугрова М., 2006). Тем самым, обнаруживается факт создания еще одного духового оркестра, не связанного с военной структурой, и к Шанхайскому оркестру Харт никакого отношения не имел.
Обозначим здесь важное в исторической ретроспективе обстоятельство - Харт, по сути, создал первый китайский духовой оркестр, так как в его коллективе начали играть китайцы (14 юношей) (Pockrus J., 2018, рр. 44-45). К сожалению, письма дипломата не содержат каких-либо упоминаний о саксофоне в противовес его запросам в период 1886-1898 гг. о замене / обновлении инструментов, высылке нот и др. Это скорее всего означает, что саксофон в состав оркестра не входил, а потому для истории распространения инструмента коллектив
Харта (как и Шанхайский духовой оркестр) имеет косвенное отношение - лишь в плане постепенной «европеизации» музыкального пространства Китая. Таким образом, можно заключить, что реальное продвижение в музыкальной инфраструктуре Китая саксофон действительно начинает в военных духовых оркестрах династии Цин в конце XIX в.
Гэ Мэн указывает, что «первый в истории Китая военный оркестр создал в 1896 г. музыкант и политик Ли Ингэн (1845-1916)» (2018, с. 19). Эта информация нуждается в корректировке и дополнениях. В диссертации Ло Шии, без ссылки на какой-либо документальный источник, есть информация, что в 1879 г. (т.е. параллельно с Шанхайским коллективом), появляется военный оркестр по европейскому образцу «из 15 человек, созданный под руководством Чжана Чжидуна» (2003, с. 19). Данные сведения тиражируются в ряде русскоязычных статей со ссылкой на исследователя, однако подтверждения информации нами не найдено. Добавим к этому и явное противоречие историческим фактам - военные реформы в Китае, в рамках которых модернизировался и военный оркестр, начали осуществляться лишь к концу XIX в.
Чжан Чжидун (Zhang Zhidong, 1837-1909) был одной из ключевых фигур «движения вестернизации», министром-новатором Цинского правительства. Он призывал к тому, чтобы страна перенимала передовые технологии Европы, выступив инициатором создания в Китае фабрик, сталелитейных заводов, университетов. В конце 1895 г. Чжан Чжидун создал в Нанкине армию, которая была ориентирована на модель не-
мецкой армии и включала духовой оркестр, куда уже вошли саксофоны.
Вернемся к разговору о военном оркестре под управлением Ли Ингэ-на. Согласно информации из различных источников, Ли Ингэн (Li Ying geng, 1845-1916) - известный политический деятель, осуществил важные изменения в военной музыке Китая. После очередного поражения Китая в конфликте (китайско-японская война 1895 г.), ставшего национальным позором, правительство Цин начало проводить масштабные военные реформы.
Командующим нового «армейского корпуса», размещенного в Сяо-чжане под Тяньцзинем, был назначен Юань Шикай (Yuan Shikai) -выдающийся политик, вошедший в историю как основатель «Новой армии» и «отец» китайского милитаризма (Ли Цзунъи, 2006, с. 15). Он навел жесткую дисциплину, взял под личный контроль бюджет. В плане организации Юань Шикай полностью скопировал систему устройства немецкой армии (лучшей, по его мнению), вследствие чего модернизировал и военный оркестр по западному образцу: он выкупил партию духовых инструментов из Германии, пригласил преподавателей из Европы, организовав обучение китайских исполнителей.
Поскольку Ли Ингэн (в то время губернатор Тяньцзиня и его политический соратник) был образованным музыкантом, Юань Шикай назначил его руководителем военного духового оркестра «Новой армии». В дальнейшем количество оркестров росло, так как формирующиеся армейские батальоны обязательно обеспечивались музыкантами. Каждый военный оркестр был оснащен 14 духовыми ин-
струментами (два корнета, четыре трубы, кларнет, два баритона, две валторны, саксофон-тенор, два тромбона), четырьмя барабанами и двумя гонгами. Музей военного духового оркестра китайской императорской армии Бэйян (второе название «Новой армии») хранит инструменты, по которым можно определить состав оркестра того времени. Среди них -саксофон-тенор (рисунок).
Инструмент музея военного духового оркестра
китайской армии Бэйян (саксофон-тенор) Instruments of the Military Brass Band Muséum Chinese Army Beiyang (ténor saxophone)
Для формирования кадрового состава «Новой армии» в 1903 г. в Тяньцзине было открыто военно-музыкальное учебное заведение -«Школа военной музыки», директором и преподавателем которой стал Ли Ингэн. Школа обучала по 80 человек в одном «потоке», которые затем распределялись на службу. Весной 1909 г. был опубликован сборник «Военная музыка» («Военно-музыкальная рукопись»), который считается первым в современной истории Китая, а Ли Ингэн -основателем новой военной музыки Китая. В сборник вошли выполненные Ли Ингэном переложения для духового оркестра европейских, японских маршей и революционных
7 "
песен7, а также китайских народных песен с целью поднятия боевого духа солдат. В целом, «Военная музыка» включает в себя 85 произведений, предназначавшихся для обеспече-
ния музыкального «быта» армии: подъем, поднятие флага, строевые марши, праздничные и мемориальные церемонии и т.д. Разрастание сети военных духовых оркестров императорской армии дало импульс к развитию духового образования и появлению гражданских духовых оркестров в разных городах Китая. Например, в 1907 г. музыкант Цзэн Чжифань основал в Шанхае образовательное учреждение для детей, где функционировал духовой оркестр.
Исследование позволяет сделать следующие выводы. Первый период в истории развития саксофона в Китае, выделенный исследователями,
наполнен интересными событиями. Деятельность приезжих европейцев (гастроли Али-Бен-Су-Алле, организация духовых оркестров в Шанхае и Пекине) определила начало вхождения инструмента в музыкальную жизнь Поднебесной в общем потоке «вестернизации». Однако активная фаза внедрения саксофона приходится на 1890-е гг., когда инструмент начинает функционировать в составе духовых коллективов как военных, так и гражданских духовых оркестров, которые оказали большую помощь в ассимиляции саксофона в музыкальную инфраструктуру Китая.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Суале добавил однооктавный механизм (современная система, используемая сегодня), а также клапаны для нижнего регистра.
2 Chouraki F. Soualle Charles J.B. dit Ali Ben Sou Alle // The home Henry Lemoine. An history of more than two centuries. URL: https://www.henry-lemoine.com/en/ compositeurs/346-soualle-charles-jb-dit-ali-ben-sou-alle (дата обращения: 13.03.2023).
3 В разных источниках приводится информация, что смена имени обусловлена переходом Суале в ислам. Судя по биографии, причины могли заключаться в создании эффектного сценического «восточного» образа, что подчеркивалось внешним видом, одеждой и поведением музыканта.
4 Тюркофини - саксофон-сопрано. В китайской прессе по незнанию приписывали изобретение саксофона Али-Бен-Су-Алле.
5 Специально для шанхайских концертов он сочинил для саксофона-сопрано «Шанхайский вальс-редова» и «Сувенир из Китая».
6 The I. G. in Peking: Letters of Robert Hart Chinese Maritime Customs 1868-1907 / еd. John King Fairbank, Katherine Frost Bruner, Elizabeth MacLeod Matheson. Cambridge, Harvard University Press, 1975. 1625 p.
7 Французская «Марсельеза», японские марши: «Я армия» Шуджи Изава, «Храбрые моряки» Окуёши и др.
ЛИТЕРАТУРА
Баярсайхан Сух-Очир. Трактовка саксофона в произведениях для симфонического и духового оркестров: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2018. 334 с.
Бугрова М.С. Роберт Харт и китайские морские таможни // Известия Восточного института. 2006. № 13. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/robert-hart-i-kitayskie-morskie-tamozhni (дата обращения: 14.03.2023).
Гэ Мэн. Музыка для саксофона в творчестве китайских и белорусских композиторов второй половины XX - начала XXI века: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Минск, 2018. 28 с.
REFERENCES
Bayarsajhan, Suh-Ochir (2018),
Traktovka saksofona v proizvedeniyakh dlya simfonicheskogo i dukhovogo orkestrov [Interpretation of saxophone in works for symphony and brass bands]. Cand. Sc. Thesis, Moscow, 334 p. (in Russ.)
Bugrova, M.S. (2006), "Robert Hart and Chinese maritime customs", Izvestiya Vostochnogo instituta [News of the Oriental Institute], no. 13, Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ robert-hart-i-kitayskie-morskie-tamozhni (Accessed 14 March 2023). (in Russ.)
Ge Meng (2018), Muzyka dlya saksofona v tvorchestve kitaiskikh i belorusskikh
Ло Шии. Симфонические жанры в контексте китайской музыкальной культуры: Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2003. 275 с.
Лу Луин. Марио Пачи (Мэй Байчи) -дирижер Шанхайского симфонического оркестра (1919-1942) // Музыкальное образование и наука. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mario-pachi-mey-baychi-dirizher-shanhayskogo-simf onicheskogo-orkestra-1919-1942 (дата обращения: 14.03.2023).
Цзян Минхуэй, Яковлева Е.Н. К вопросу о генезисе саксофонного образования в Китае // Ученые записки. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZk-voprosu-o-genezise-saksofonnogo-obrazovaniya-v-kitae (дата обращения: 13.03.2023).
Чжао Вэнькай. Развитие искусства игры на саксофоне в Китае в XX веке // Трибуна молодого ученого. 2021. № 3. С. 129-136.
Чжоу Ицюнь. Основные этапы становления исполнительства на саксофоне как инструменте военного оркестра в Китае // Манускрипт. 2021. Т. 14, вып. 11. С. 24262429.
Pockrus J. The saxophone in China: historical performance and development. Doctor of Musical Arts Dissertation. University of North Texas, 2018. 230 p.
mm-
2019. № 11 (Ли Мэн. О развитии и применении саксофонной музыки // Голос Хуанхэ. 2019. № 11. С. 47-48).
mm-. шшзл^. - it»: шкйьщжя
s], 2006 (Ли Цзунъи. Юань Шикай Чжуань. Биография Юань Шикая. Пекин: Гоцзи, 2006. 321 с.)
kompozitorov vtoroi poloviny XX - nachala XXI veka [Music for saxophone in the works of Chinese and Belarusian composers of the second half of the XX - early XXI centuries], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Minsk, 28 p. (in Russ.)
Jiang Minghui, Yakovleva, E.N. (2021), "On the genesis of saxophone education in China", Uchenye zapiski [Academic notes], no. 4, Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ k-voprosu-o-genezise-saksofonnogo-obrazovaniya-v-kitae (Accessed 13 March 2023). (in Russ.)
Lee Meng (2019), Lùn sàkèsï yïnyuè de fa zhan yu yingyông [On the development and application of saxophone music], Huanghé zhï Sheng [Voice of Huanghe], no.11, pp. 47-48. (in Chin.)
Li Zongyi (2006), Yuânshikâi chuan. Yuânshikâi chuan [Yuan Shikai zhuan. Biography of Yuan Shikai], Goji, Beijing, 321 p. (in Chin.)
Lo Shii (2003), Simfonicheskie zhanry v kon-tekste kitaiskoi muzykal'noi kul'tury [Symphonic genres in the context of Chinese musical culture], Cand. Sc. Thesis, Moscow, 275 p. (in Russ.)
Lu Luing (2021), "Mario Pachi (May Baichi) - Conductor of the Shanghai Symphony Orchestra (1919-1942)", Muzykal'noe obrazovanie i nauka [Music education and science], no. 1, Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mario-pachi-mey-baychi-dirizher-shanhayskogo-simfonicheskogo-orkestra-1919-1942 (Accessed 14 March 2023). (in Russ.)
Pockrus, J. (2018), The saxophone in China: historical performance and development, D. Sc. Thesis, University of North Texas, 230 p. (in Eng.)
Zhao Wenkai (2021), "The development of the art of playing the saxophone in China in the 20th century", Tribuna molodogo uchenogo [Tribune of a young scientist], no. 3, pp. 129-136. (in Russ.)
Zhou Yiqun (2021), "The main stages of the formation of saxophone performance as an instrument of a military orchestra in China", Manuscript, vol. 14, no. 11, pp. 2426-2429. (in Russ.)
Сведения об авторе
Чжан Шо, аспирант Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хво-ростовского (Красноярск) E-mail: [email protected]
Author Information
Zhang Shuo, postgraduate of Dmitry Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 22.03.2023 Received 22.03.2023
После доработки 14.08.2023 Revised 14.08.2023
Принята к публикации 20.08.2023 Accepted for publication 20.08.2023