Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ ПОСТАНОВОК ОПЕР Дж. ВЕРДИ В ТОМСКЕ (XIX–XX вв.)'

ИЗ ИСТОРИИ ПОСТАНОВОК ОПЕР Дж. ВЕРДИ В ТОМСКЕ (XIX–XX вв.) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Томск / антреприза / Дж. Верди / опера / дирижер / Tomsk / enteprise / G. Verdi / opera / conductor

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вавилов Станислав Платонович, Маликов Евгений Валерьевич

В статье приведены сведения о постановках опер Дж. Верди, которые были осуществлены в Томске на протяжении XIX–XX вв. Проанализированы архивные материалы, хроники местных изданий. Отмечено, что провинциальные театры, в частности, театры Сибири и Дальнего Востока, начали знакомство с операми Верди в последней четверти XIX в. Оперные спектакли ставились многочисленными передвижными оперными и опереточными антрепризами. Сведения о первых постановках опер Верди относятся к сезону 1890 / 91 г. В работе содержатся редкие и малоизвестные факты о деятельности оперных трупп, работе крупных дирижеров того времени А.С. Апрельского, А.Э. Маргуляна, Б.А. Гесса, а также об исполнителях, участвовавших в постановках опер, среди них имена выдающихся отечественных вокалистов: М.К. Максакова, Н.Т. Ван-Брандт, Е.Я. Снегурской, С.Х. Егизарова. Сообщается и о существенных недостатках, присущих ряду спектаклей. Большинство исполнителей являлись довольно слабыми провинциальными певцами и актерами, малыми по составу были хоры, оркестры порой не имели нужных музыкальных инструментов. Режиссеры и антрепренеры допускали изрядные купюры из оперных текстов. Представленные материалы позволили сделать вывод, что оперы великого итальянского композитора были на протяжении многих десятилетий основой оперного репертуара в Томске. Авторы работы уверены, что изучение истории постановок опер самого востребованного и по сей день оперного композитора поможет более полно воссоздать картину развития музыкальной культуры Томска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF PRODUCTIONS OF OPERAS BY G. VERDI IN TOMSK (XIX–XX century)

The article provides information about the productions of operas by G. Verdi, which were carried out in Tomsk during the XIX–XX centuries. Analyzed archival materials, as well as chronicles of provincial publications. It is noted that provincial theaters, in particular, theaters of Siberia and the Far East, began to get acquainted with Verdi's operas in the last quarter of the XIX century. These opera performances were staged by numerous mobile opera and operetta entreprises. Information is given about the first productions of Verdi's operas, which relate to the season of 1890 / 91. The article contains rare and littleknown facts about the activities of opera companies, work of major conductors of that time A.S. Aprelsky, A.E. Margulyan, B.A. Hess and also contains information about the performers who participated in the productions of operas, among them the names of outstanding domestic vocalists: M.K. Maksakova, N.T. Van-Brandt, E.Ya. Snegurskaya, S.Kh. Egizarov. The article also reports on the significant shortcomings that were inherent in a number of performances. Most of the performers were rather weak provincial singers and actors, choirs were small in composition, orchestras sometimes did not have the necessary musical instruments. Directors and entrepreneurs allowed hefty notes from opera texts. The presented information made it possible to conclude that the operas of the great Italian composer were for many decades the basis of the opera repertoire in Tomsk. The authors of the work are confident that the study of the history of the productions of operas by the most popular and to this day opera composer will help to more fully recreate the picture of the development of the musical culture of Tomsk.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ ПОСТАНОВОК ОПЕР Дж. ВЕРДИ В ТОМСКЕ (XIX–XX вв.)»

МУЗЫКАЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

© Вавилов, С.П., Маликов, Е.В., 2022 УДК 78.071.22

DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-153-160

ИЗ ИСТОРИИ ПОСТАНОВОК ОПЕР Дж. ВЕРДИ В ТОМСКЕ

(XIX-XX вв.)

С.П. Вавилов1, Е.В. Маликов2

1 Томский политехнический университет, 634050, Томск, Российская Федерация

2 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, 109004, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье приведены сведения о постановках опер Дж. Верди, которые были осуществлены в Томске на протяжении XIX-XX вв. Проанализированы архивные материалы, хроники местных изданий. Отмечено, что провинциальные театры, в частности, театры Сибири и Дальнего Востока, начали знакомство с операми Верди в последней четверти XIX в. Оперные спектакли ставились многочисленными передвижными оперными и опереточными антрепризами. Сведения о первых постановках опер Верди относятся к сезону 1890 / 91 г. В работе содержатся редкие и малоизвестные факты о деятельности оперных трупп, работе крупных дирижеров того времени А.С. Апрельского, А.Э. Маргуляна, Б.А. Гесса, а также об исполнителях, участвовавших в постановках опер, среди них имена выдающихся отечественных вокалистов: М.К. Максакова, Н.Т. Ван-Брандт, Е.Я. Снегур-ской, С.Х. Егизарова. Сообщается и о существенных недостатках, присущих ряду спектаклей. Большинство исполнителей являлись довольно слабыми провинциальными певцами и актерами, малыми по составу были хоры, оркестры порой не имели нужных музыкальных инструментов. Режиссеры и антрепренеры допускали изрядные купюры из оперных текстов. Представленные материалы позволили сделать вывод, что оперы великого итальянского композитора были на протяжении многих десятилетий основой оперного репертуара в Томске. Авторы работы уверены, что изучение истории постановок опер самого востребованного и по сей день оперного композитора поможет более полно воссоздать картину развития музыкальной культуры Томска. Ключевые слова: Томск, антреприза, Дж. Верди, опера, дирижер Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Вавилов С.П., Маликов Е.В. Из истории постановок опер Дж. Верди в Томске (XIX-XX вв.) // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 3. С. 153-160. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-153-160.

FROM THE HISTORY OF PRODUCTIONS OF OPERAS BY G. VERDI IN TOMSK (XIX-XX century)

S.P. Vavilov1, E.V. Malikov2

1 Tomsk Polytechnic University, 634050, Tomsk, Russian Federation

2 K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management, 109004, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article provides information about the productions of operas by G. Verdi, which were carried out in Tomsk during the XIX-XX centuries. Analyzed archival materials, as well as chronicles of provincial publications. It is noted that provincial theaters,

in particular, theaters of Siberia and the Far East, began to get acquainted with Verdi's operas in the last quarter of the XIX century. These opera performances were staged by numerous mobile opera and operetta entreprises. Information is given about the first productions of Verdi's operas, which relate to the season of 1890 / 91. The article contains rare and little-known facts about the activities of opera companies, work of major conductors of that time A.S. Aprelsky, A.E. Margulyan, B.A. Hess and also contains information about the performers who participated in the productions of operas, among them the names of outstanding domestic vocalists: M.K. Maksakova, N.T. Van-Brandt, E.Ya. Snegurskaya, S.Kh. Egizarov. The article also reports on the significant shortcomings that were inherent in a number of performances. Most of the performers were rather weak provincial singers and actors, choirs were small in composition, orchestras sometimes did not have the necessary musical instruments. Directors and entrepreneurs allowed hefty notes from opera texts. The presented information made it possible to conclude that the operas of the great Italian composer were for many decades the basis of the opera repertoire in Tomsk. The authors of the work are confident that the study of the history of the productions of operas by the most popular and to this day opera composer will help to more fully recreate the picture of the development of the musical culture of Tomsk. Keywords: Tomsk, enteprise, G. Verdi, opera, conductor

Conflict of interests. The authors declare the absence of conflict of interests. For citation: Vavilov, S.P., Malikov, E.V. (2022), "From the history of productions of operas by G. Verdi in Tomsk (XIX-XX century)", Journal of Musical Science, Vol. 10, no. 3, pp. 153-160. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-3-153-160.

Оперные шедевры великого итальянского композитора Джузеппе Верди более полутора веков входят в сокровищницу мирового музыкального искусства, и более ста лет оперы Верди идут в России. Первые постановки опер Верди были осуществлены в оперных театрах российских столиц в Петербурге и Москве. Провинциальные театры, в частности, театры Сибири и Дальнего Востока, начали знакомство с операми Верди в последней четверти XIX в. Эти оперные спектакли ставились многочисленными передвижными оперными и опереточными антрепризами. Исследователи музыкальной культуры провинциальных городов России отмечают важную роль оперных постановок этих трупп в развитии культуры городов Зауралья и Западной Сибири (Козловская И., 2008; Харке-евич И., 1976).

Представленная работа продолжает тематику работ (Вавилов С., 1994; 2004; 2016а, б), посвященных

истории оперного и симфонического исполнительства в Томске. Томск в конце XIX в. был одним из наиболее «музыкально-развитых» городов (Куперт Т., 2006). Антрепризы, работавшие в Томске в 1880-е гг., ставили преимущественно оперетты, водевили и драматические спектакли. Оперные партии и сцены из опер практически отсутствовали в программах этих трупп.

Имеются сведения о концертном исполнении томскими любителями музыки нескольких номеров из опер Верди. В конце апреля 1887 г. в театре купца Е. Королева состоялся оперный спектакль из трех больших оперных фрагментов, в том числе из опер Верди. Постоянный интерес к оперному творчеству Верди наблюдался и в деятельности Томского отделения Императорского русского музыкального общества, которое возникло в Томске в 1879 г. Опубликованные отчеты о деятельности Отделения приводят немало интересных фактов о концертах, в которых

звучали арии и ставились сцены из опер Верди. Например, в 1887 г. состоялись два оперных спектакля в исполнении томских любителей музыки. Были исполнены второй акт из оперы «Аида» и первая картина из четвертого акта оперы «Трубадур» - самая драматичная, где Манрико исполняет свою арию «Тянется ночь уныло...». Сцены шли в сопровождении оркестра, которым дирижировал талантливый любите ль Андрей Андреевич Ауэрбах. Для постановок были даже изготовлены декорации. Партии Аиды и Леоноры исполнила преподавательница музыки Камилла Ивановна Томашинская (рис. 1). Оперный спектакль имел шумный успех и долго обсуждался среди поклонников музыки в Томске.

Первые упоминания о постановках опер Верди в полном объеме относятся к сезону 1890 / 91 г., который был довольно продолжительным - с сентября 1890 по февраль 1891 г. Труппой известного в те годы антрепренера и певца А. Кравченко была поставлена в конце 1890 г. опера «Травиата». Это было первое полное ее исполнение в Томске. Среди артистов, участвовавших в постановке, выделялись тенор В.А. Доверин-Кравченко и сопрано М.Э. Мондшейн.

На протяжении нескольких лет «Травиата» оставалась единственной оперой Верди, которую представляли томичам. Но, уже с середины 1890 гг., репертуар заезжих трупп начинает расширяться, и за «Травиатой» последовал «Трубадур».

Конечно, анализируя с позиций сегодняшнего дня постановки опер Верди, нельзя не сказать о суще-

У

Рис. 1. Камилла Ивановна Томашинская ственных недостатках этих спектаклей. За исключением отдельных солистов, большинство исполнителей являлись довольно слабыми провинциальными певцами и актерами, малыми по составу были хоры, оркестры порой не имели нужных музыкальных инструментов. Режиссеры и антрепренеры допускали изрядные купюры из оперных текстов. И, все же, деятельность оперных антреприз в 1890-1920-е гг. в Томске была значительным элементом городского музыкального быта, оказавшим влияние на развитие музыкальной культуры города и способствовавшей появлению и воспитанию местных оперных исполнителей.

Постепенно оперы Верди начинают занимать основное место в зарубежном оперном репертуаре приезжих коллективов. В сезоне 1897 / 98 г. в театральной афише появляются «Трубадур», «Травиата», «Риголетто», «Аида». Эти оперы были поставлены труппой Н.А. Корсакова под его руководством (его труппы с разными составами бывали

в Томске более пяти раз!), в которой ему удалось собрать прекрасных артистов. Для томичей пели сопрано Ю.А. Редер и Е.Я. Снегур-ская, тенор С.И. Гарденин, баритон С.Х. Егизаров, бас И.А. Парамонов. Спектакли шли под управлением дирижера А.С. Апрельского. Чуть позднее томские любители музыки знакомятся с операми «Эрнани», «Бал-маскарад», «Отелло». Апофеозом вердиевского репертуара стал сезон 1899 / 1900 г., когда труппой Корсакова были поставлены семь (!) опер Верди. Этот своеобразный «рекорд» для одного оперного никогда более не был превзойден.

Большая труппа с составом около 100 человек работала в Томске с сентября по декабрь 1906 г. Антрепренером труппы был известный предприниматель Н.А. Бубнов, главным дирижером выступил Арнольд Маргулян, служивший позднее в оперном театре Свердловска (ныне Екатеринбурга). Танцы в оперных спектаклях были поставлены С. Люзинским, весьма популярным томским танцовщиком и балетмейстером. Местные газеты называли Люзинского артистом варшавских театров. Подробными сведениями о жизни балетмейстера, к сожалению, авторы не располагают.

Заметим, что о танцах в итальянской опере следует говорить не только как о вставных номерах, отрабатываемых русской актерской труппой в рамках чуждого культур но го наследия. Сегодня трудно сказать, как были реализованы хореографические номера в томских постановках опер Верди, однако следует отметить, что они с неизбежностью должны были опираться либо на классический экзерсис

(в чем русский балет был и остается особенно силен), либо на более популярные (в балете их называют народно-сценическими) формы танца. В пользу последнего как будто свидетельствует то, что работавший в Томске хореограф - упомянутый выше С. Люзинский - отметился постановками варьете, что не кажется удивительным при отсутствии в Томске балетной школы.

Самые известные танцевальные сцены у Верди появляются в операх, о которых мы, к счастью, ведем речь как об итальянских феноменах в русской культуре, и что еще важнее - как о произведениях, поставленных у нас провинциальными силами. Это «Травиата» и «Бал-маскарад». Не нужно думать, что постановка хореографических номеров была не по силам при отсутствии «танцувальных школ»: в обоих случаях речь должна идти не о классическом, а о народно-характерном и / или историко-бытовом танце.

По жанру «Травиата» - один из первых образцов лирико-психоло-гической оперы, ее, как правило, хотя и небесспорно, относят к опере веризма, хотя сам веризм созрел и оформился только к концу XIX в. («Травиата» написана в его середине, а первая в ряду opera vera -«Сельская честь» П. Масканьи -только в 1890 г.). Однако использование «народных» танцевальных элементов в «операх о жизни» началось еще ранее: с «Кармен» (станем говорить о бергамасках площадных театров, естественным образом обогативших балет), и эти танцы смело можно отнести к народно-сценическим. «Танец матадора» не оставляет выбора даже постановщику кафешантанных бергамасок.

Танцевальная стихия «Бала-маскарада» также не дает возможности слишком далеко уйти от исто-рико-бытовой хореографической канвы, пусть и смягченной карна-вальностью. В обоих случаях мы говорим о том, что провинциальному танцмейстеру должно было быть хорошо известным в силу как исторических обстоятельств европейского культурного обмена, так особенностей профессиональной подготовки. Конечно, выяснить конкретные постановочные детали танцевальных номеров сейчас решительно невозможно, но по косвенным признакам, на которые мы указали, следует считать, что и танцевальная часть оперных постановок Верди в Томске была обязана идти по « итальянскому следу». Качество танцовщика позволяло, ибо оперная часть (неотъемлемым компонентом которой является сам балет) местного «культурного промысла» всегда старалась быть на высоте.

В качестве примера оперной антрепризы самого высокого качества приведем оперу под руководством знаменитого русского певца и антрепренера Максимилиана Карловича Максакова, чья артистическая фамилия жива и по сей день. В середине 1912 г. Максаков сформировал громадную по тогдашним меркам труппу, в которой, помимо двадцати с лишним солистов, были хор, оркестр, балет. Для руководства оркестром были приглашены три дирижера во главе с главным дирижером Б.А. Гессом. Кроме самого М.К. Максакова, большой известностью у зрителей Томска пользовался артист Московской частной русской оперы лирико-драматический тенор А.В. Секар-Рожанский. Отлич-

ный ансамбль составляли опытные певцы - сопрано В.А. Туманская и К.В. Иорданская, тенор Р.С. Саянов, бас Б.И. Гарцуев. В группе баритонов выделялись сам Максаков и Константин Александрович Арда-тов, который после этих гастролей остался в Томске и впоследствии некоторое время работал директором Томского музыкального техникума. Антреприза Максакова имела обширный репертуар - более 30 опер, в том числе три оперы Верди: «Травиата», «Аида» и «Риголетто». В этих операх блистал сам руководитель труппы, в репертуаре которого партии Жермона, Амонасро и Риголетто были самыми запоминающимися.

Итальянские оперы пользовались огромной популярностью еще и потому, что в составе исполнителей всегда были выдающиеся отечественные певцы, чье пение вызывало бурный восторг томичей. Приведем имена знаменитых певцов Комиссаржевского (тенор), Пиотро-вич (сопрано), А.В. Секар-Рожан-ского (тенор), Е.В. Де-Вос-Соболевой (сопрано). В 1915 и 1917 г. в Томске побывала Надежда Тимофеевна Ван-Брандт (колоратурное сопрано), заслужившая в Европе громкую славу «русского соловья». В январе 1917 г. певица участвовала в постановке итальянских опер в составе труппы Л. Федорова и В. Склярова и провела в Томске неделю, с блеском исполнив, в том числе партию Виолетты в «Травиате».

Интерес томской публики к оперным постановкам поддерживался публикациями в прессе. Ведущие городские газеты «Сибирская жизнь» и «Сибирский вестник» регулярно помещали информацию

Рис. 2. Ноты арии Радамеса

о предстоящих гастролях оперных трупп, приводили их составы. При этом неизменно подчеркивались фамилии певцов, которые ранее бывали в Томске и нравились поклонникам оперы. Через день-два после представления в газетах появлялись обстоятельные рецензии томских музыкантов-критиков. Среди них в первые десятилетия века выделялись скрипач Я.С. Медлин и пианистка А.Я. Александрова-Ле-венсон. Их рецензии отличались меткостью и тонкостью суждений. Недочеты и промахи в исполнении певцов, оркестра, дирижеров отмечались с удивительной интеллигентностью и добродушием.

Определенный вклад в популяризацию постановок опер Дж. Верди вносил и музыкальный магазин купца П.И. Макушина, где можно было найти ноты с мелодиями из этих опер. Особой популярностью, например, пользовались компакт-

Рис. 3. Ноты арии Жермона

ные выпуски российского издательства С.Я. Ямбор (рис. 2, 3).

Анализ репертуара гастролировавших в Томске трупп в период с конца XIX в. и по 1920-е гг. показывает, что наиболее исполняемыми были «Травиата», «Трубадур», «Аида». К числу редких постановок относились «Эрнани» и «Бал-маскарад».

Создание в 1946 г. Томской филармонии вновь стимулировало приезд на гастроли оперных театров из городов, которые к этому времени буквально «окружили» Томск, оставшийся без консерватории, без оперного театра. На протяжении последующих 25-30 лет в Томске побывали коллективы оперных театров из Свердловска, Новосибирска, Улан-Удэ, Ташкента, Душанбе, Саратова, Перми, Красноярска.

Политическая и общественная жизнь России в конце XX в. существенно изменила «ландшафт»

оперной сцены страны. Практически прекратились гастрольные поездки театральных столичных коллективов, замерла оперная жизнь в провинции. В репертуаре провинциальных оперных театров остались буквально две-три оперы Дж. Верди: «Аида», «Травиата» и «Риголетто».

И, все же, заслуживают упоминания попытки некоторых оперных театров обратиться к постановке редко исполнявшихся в России опер Верди. В 1981 г. Бурятский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета поставил оперу Верди «Аттила», созданную композитором в 1846 г. Она была исполнена во время гастролей театра в Томске единственный раз. Интересно отметить, что редактором постановки оперы стал выпускник Томского музыкального училища музыковед Олег Иосифович Куни-цын. Этот же театр исполнил оперу «Отелло» во время гастролей 1965 г. Дирижером спектакля был заслуженный деятель искусств В.М. Маймескул (Вавилов С., 2004), возглавивший позднее музыкальный

ЛИТЕРАТУРА

Вавилов С. Возвращение «Травиаты» // Томский вестник. 1994. № 24. 5 февр.

Вавилов С.П. Маймескул В.М. // Энциклопедия Томской области. Томск, 2004. Т. 1.

Вавилов С.П., Ткаленко Я.В. Симфоническое и оперное исполнительство в Томске в XIX веке // Музыкальный альманах Томского государственного университета. 2016а. № 1. С. 44-51.

Вавилов С.П., Ткаленко Я.В. Дирижеры провинциального Томска на рубеже XIX-XX вв. // Вестник музыкальной науки. 2016б. № 3. С. 108-116.

Козловская И.П. Музыкальная жизнь Уральской провинции конца XIX- начала XX веков (на примере Пермского края): Ав-тореф. ... канд. дис. искусствоведения. Новосибирск, 2008.

театр в г. Северске (Томская область). В этом театре в 1971 г. была поставлена опера «Травиата», но спектакль не удержался в репертуаре, хотя критики отмечали голос и обаяние молодой певицы Светланы Скоровой в роли Виолетты. Через двадцать лет была осуществлена вторая постановка «Травиаты» с певицей Верой Семиной. А еще через несколько лет вышла третья постановка «Травиаты» с великолепной артисткой Людмилой Травкиной, единственной на тот период народной артисткой России в жанре оперетты в театрах Зауралья и Сибири. Исполнение партии Л. Травкиной партии Виолетты было высоко оценено зрителями и критиками (Вавилов С., 1994).

Подготовка профессиональных музыкантов в области оперного исполнительства требует глубокого знакомства с историей оперных постановок прошлого. Изучение истории постановок опер самого востребованного и по сей день оперного композитора позволяет более полно воссоздать картину развития музыкальной культуры Томска.

REFERENCES

Kharkeevich, I. (1976), Muzykal'naya kul'tura Irkutska dooktiabr'skogo perioda [Musical culture of Irkutsk in the pre-October period], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Moscow. (in Russ.)

Kozlovskaya, I.P. (2008), Muzykal'naya zhizn' Ural'skoi provintsii kontsa XIX -nachala XX vekov (na primere Permskogo kraya) [Musical life of the Ural province of the late XIX- early XX centuries (on the example of the Perm Region)], Abstract of Cand. Sc. Thesis, Novosibirsk. (in Russ.)

Kupert, T.Yu. (2006), Muzykal'noeproshloe Tomska (v pis'makh k A.G. Rubinsteinu) [Musical past of Tomsk (in letters to A.G. Rubinstein)], Tomsk, 788 p. (in Russ.)

Vavilov, S.P. (1994), "The return of «La Traviata»", Tomskii vestnik [Tomsk Bulletin], no. 24, 5 February. (in Russ.)

Куперт Т.Ю. Музыкальное прошлое Томска (в письмах к А.Г. Рубинштейну). Томск, 2006. 788 с.

Харкеевич И. Музыкальная культура Иркутска дооктябрьского периода: Автореф. ... дис. канд. искусствоведения. М., 1976.

Vavilov, S.P. (2004), "Maimeskul, V.M.", Entsiklopediya Tomskoi oblasti [Encyclopedia of the Tomsk region], Vol. 1, Tomsk. (in Russ.)

Vavilov, S.P., Tkalenko, Ya.V. (2016a), "Symphonic and opera performance in Tomsk in the XIX century", Muzukal'nyi al'manakh Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Musical almanac of Tomsk State University], no. 1, pp. 44-51. (in Russ.)

Vavilov, S.P., Tkalenko, Ya.V. (2016b), "Conductors of provincial Tomsk at the turn of the XIX-XX centuries", Journal of Musical Science, no 3, pp. 108-116. (in Russ.)

Сведения об авторах

Вавилов Станислав Платонович, кандидат технических наук, доцент Томского политехнического университета E-mail: baron@tpu.ru

Маликов Евгений Валерьевич, старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского E-mail: eugene@malikow.ru

Authors information

Stanislav P. Vavilov, Cand. Sc. (Technical Sciences), associate professor at the Tomsk Polytechnic University E-mail: baron@tpu.ru

Evgeniy V. Malikov, Senior Lecturer at the K.G. Razumovsky Moscow State University of Technology and Management E-mail: eugene@malikow.ru

Поступила в редакцию 17.04.2022 После доработки 12.07.2022 Принята к публикации 14.07.2022

Received 17.04.2022 Revised 12.07.2022 Accepted for publication 14.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.