Научная статья на тему 'Из истории переселенческого движения в Приуралье во второй половине XIX века: встречи на Каме'

Из истории переселенческого движения в Приуралье во второй половине XIX века: встречи на Каме Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛГО-КАМСКИЙ ПУТЬ / КАЗАКИ / КРЕСТЬЯНЕ / МИГРАЦИИ / ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПУБЛИЦИСТИКА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / УКРАИНЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черниенко Денис Аркадьевич

В статье с опорой на литературные источники показаны некоторые примеры процесса переселенческого движения во второй половине XIX в., охватившего также Волго-Камский бассейн. Отмечено, что этносоциальная база участников массового движения из западных губерний Российской империи на восток преимущественно украинские крестьяне, тяжело переживавшие малоземелье в родных краях. Обращено внимание на авторство и обстоятельства появления привлекаемых источников. Сделан вывод о том, что Волго-Камский речной путь сохранял значение важной транзитной магистрали для переселенцев вплоть до начала ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории переселенческого движения в Приуралье во второй половине XIX века: встречи на Каме»

УДК 94(470.5)"18

Д.А. Черниенко

ИЗ ИСТОРИИ ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ПРИУРАЛЬЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ВСТРЕЧИ НА КАМЕ

В статье с опорой на литературные источники показаны некоторые примеры процесса переселенческого движения во второй половине XIX в., охватившего также Волго-Камский бассейн. Отмечено, что этносоциальная база участников массового движения из западных губерний Российской империи на восток - преимущественно украинские крестьяне, тяжело переживавшие малоземелье в родных краях. Обращено внимание на авторство и обстоятельства появления привлекаемых источников. Сделан вывод о том, что Волго-Камский речной путь сохранял значение важной транзитной магистрали для переселенцев вплоть до начала ХХ в.

Ключевые слова: Волго-Камский путь, казаки, крестьяне, миграции, переселенческое движение, публицистика, Российская империя, украинцы.

Во второй половине XIX в. внутри Российской империи усиливается переселенческое движение, которое приобретает массовый и организованный (государственный) характер. Главной социальной силой, в отличие от предыдущих этапов, являются не служилые люди и казаки, а крестьяне, страдавшие от малоземелья и тяжелых

Черниенко Денис Аркадьевич - старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, доцент Удмуртского государственного университета, кандидат исторических наук, denis_chernienko@mail.ru

повинностей. Важным фактором, обусловившим указанные процессы, стала отмена крепостного права в 1861 г. Наиболее активно в переселенческом движении приняло участие население юго-западных губерний империи - прежде всего, украинские крестьяне, в статистическом отношении составившие основную массу переселенцев [2]. Осваивались и заселялись территории, похожие по своим при-родно-географическим условиям на черноземные земли Украины -Северный Кавказ, Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северо-Западный Казахстан, Юго-Западная Сибирь.

Волго-Камский речной бассейн служил одной из важных транспортных магистралей в этом транзитном потоке на восток, особенно в период, предшествующий развитию железнодорожной инфраструктуры (Самаро-Златоустовская железная дорога вводилась в эксплуатацию в 1880-1890-е гг., Транссибирская магистраль - на рубеже Х1Х-ХХ вв.). Таким образом, Волго-Камский путь долгое время не только был одной из основных транспортных артерий, но связывал основные миграционные маршруты с сопредельными территориями - Средней Волгой и Средним Уралом.

Значительная активизация переселенческого движения, ставшего широко распространенным социальным явлением, вызвала обоснованный интерес и внимание со стороны государственных органов (в целях управления и регулирования), представителей научного сообщества и публицистики, как в масштабах всей России, так и ее отдельных регионов.

Одним из первых профессиональных ученых-этнографов, обратившимся к вопросу о появлении украинцев-переселенцев в западном Приуралье стал этнограф и фольклорист, выпускник Киевского университета Петр Саввич Ефименко (1835-1908). Обстоятельства его биографии сложились таким образом, что он оказался на Урале в качестве политического ссыльного. В феврале 1860 г. П.С. Ефи-менко был арестован в Киеве по делу об участии в тайном студенческом обществе. 12 июня 1860 г. после предварительного заключения в Алексеевском равелине Петропавловской крепости приговорён к высылке под надзор в Пермскую губернию, где недолгое время служил в Красноуфимске в уездном суде. Но революционной деятельности не оставил и в августе 1861 г. за активное участие в создании кружка,

известного как «Пермское тайное общество», был переведён в более отдаленную Архангельскую губернию, где продолжал исследования и подготовил ряд известных трудов о фольклоре и обычаях местного русского населения.

Находясь в ссылке, П.С. Ефименко продолжал заниматься научной работой и публиковал свои статьи в разных периодических изданиях. Так, в газете «Полтавские Губернские ведомости» (№ 31 за 1861 г.) вышла небольшая статья, написанная в июне в Красноуфимске и посвященная «малороссиянам» Оренбургской губернии. Учитывая интерес к поднятому вопросу об украинцах-переселенцах, эта статья в том же году выходит в журнале «Основа» - первом периодическом (ежемесячном) общественно-политическом и литературно-художественном журнале, издававшемся непродолжительное время (1861-1862 гг.) на украинском и русском языках в Петербурге. Этот «южно-русский литературно-ученый вестник» был ориентирован на изучение «малорусской старины» и народности.

В статье П.С. Ефименко описывает эпизод своей неожиданной и «приятной для него» встречи на берегу р. Камы в окрестностях Перми с группой казаков. Внимание ученого привлек их разговор «по-малороссийски». Из разговора выяснилось, что эти люди еще в 1847 г. вышли из Саратовской губернии и поселились в Петропавловском уезде Тобольской губернии и ныне служат в пограничном Тобольском казачьем войске. По их сведениям, «земляков наших в этом войске около трех тысяч». А сейчас они направляются в Киев на богомолье. Кроме того, казаки рассказали, что в Перми недавно повстречались с казаками Оренбургского войска, что вызвало большой интерес П.С. Ефименко, и уже через несколько месяцев ему удалось познакомиться с некоторыми из них: «Все три отличались стройностью, проворством, расторопностью и энергией, и все три отлично говорили по-великорусски и по-малороссийски» [1, с. 189]. Общение с ними продолжалось на протяжении четырех месяцев. Автор статьи обратил внимание на то, что «во-первых, как они, живя постоянно между чуждым им населением, не забыли родного языка, во-вторых, как они не изуродовали его, что весьма часто встречается у нас в Украине...» [1, с. 190].

П.С. Ефименко планировал на основе рассказов казаков составить полное описание их быта, но не успел, так как по указанным выше

причинам был выслан дальше из Пермской губернии. Однако в статье ему удалось сохранить некоторые отрывки бесед, из которых следует, что украинские казаки живут не вместе с русскими, а «особо». Собеседники подробно перечисляли полки, села и станицы с краткими географическими характеристиками.

Так, например, по их словам, крестьяне-переселенцы живут преимущественно по селам, начиная от Оренбурга и далее в сторону Волги, вплоть до Самары. Большинство - выходцы из Харьковской губернии, а также из Саратовской, Воронежской и Курской губерний. Переселялись, поскольку здесь «просторно было жить ... людей мало было». Крестьянами жили до 1842 г., а потом стали переходить в казаки, чтобы иметь оружие, детей не отдавать в солдаты и получить больше земли: «скшьки твоя душа бажа, стшьки й ори» [1, с. 190]. Среди казаков несколько выделяются запорожцы, которые живут обособленно, имеют те же обычаи («вечернищ, рiздвянськi святки, паски святять»), но отличаются языком («мова якась така, що й не розберем») и поведением, над которым другие украинцы часто подшучивают. Теперь в казаках уже все обжились, «так лучче i прившьнш», много лесов, горы, степи («дшв дес'ять без корму»), озера пресные и с солью, которую берут даром («не од казни»), небольшие речки с обилием рыбы, в степях кони, дикие свиньи, сайгаки, тигры.

В хозяйстве главное занятие - хлеборобство, за счет которого и живут. Пахотной земли по 30 десятин на душу, землю нарезают сразу при рождении. Сеют в первую неделю после Пасхи, а если весна теплая, то начинают и за две недели до Пасхи, продолжают посев до Троицы. Обычно года три подряд сеют пшеницу разных сортов (кубанка, турка, черноколоска, черногузка), а как земля станет помягче, то ячмень, овес или рожь. Сеют также горох, просо, лен, коноплю. Жнут после Петра на протяжении трех - четырех недель. Хлеб складывают в токах в степи, домой привозят уже чистое зерно. Молотят цепами, быками и конями. Пшеничный хлеб употребляют в пищу ежедневно, рожь, лен и коноплю продают в городах, а также в Орду, ячмень берут на крупы, из льняных и конопляных семечек делают масло, овсяною соломой кормят быков, сена много... Служба продолжается 25 лет (3 года служба, 5 - отдых), кони и оружие приобретаются за свои деньги, казаки несут денежные повинности и плату за дом («штраховка домiв») в зависимости от его

стоимости, бедные казаки идут в работники. Пашут плугом и волами, у кого нет - впрягаются сами. Как начинают пахать - молятся Богу и целуют землю. На сорок святых несут крестики и кладут в ту пшеницу, что весной сеют. Волочат волами и бороною, ралом ралят овес и рожь. Всю весну живут и празднуют на поле - там и хаты есть и бани, пока не отсеются до самой Троицы. И в селах есть бани, зимой во дворе, а летом на берегу. Живут помощью и горилку пьют, словно свадьба все лето [1, с. 190].

Таким образом, П.С. Ефименко, во многом волею случая, одним из первых на Урале зафиксировал не просто общие статистические данные о переселенцах, а некоторые, пусть и фрагментарные, особенности их быта и повседневной жизни.

Переселенческое движение привлекало внимание не только ученых, но и писателей-публицистов того времени. В конце XIX в. важный материал, позволяющий увидеть процесс «изнутри», встречаем в трудах Филиппа Диомидовича Нефедова (1838-1902). Сын крепостного крестьянина, писатель-народник в юности получил некоторый опыт занятий историей - в 1862-1863 гг., будучи вольнослушателем юридического факультета Московского университета, он посещал лекции и на историко-филологическом факультете, был автором ряда этнографических и археологических публикаций, печатал статьи в научном журнале «Отечественные записки». С 1872 г. стал членом Общества любителей русской словесности, а в1874 г. - сотрудником Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, в 1887 г. - членом-корреспондентом Московского археологического общества. Как журналист редактировал газету «Русский курьер». В многочисленных поездках по России вел наблюдения за бытом самых разных слоев населения (например, цикл очерков «На восточной окраине (Из путевых записок)» в газете «Русские ведомости» за 1884 г.).

Наиболее известное «народническое» произведение Ф.Д. Нефедова - «Тайна реки» (1894 г.), повествует о нелегкой жизни камских бакенщиков. В этой повести словами литературных героев очень реалистично и в подробностях описывает один из эпизодов переселения украинцев на восток Российской империи. Опытный камский лоцман Алексей Максимович Вавилов во время отдыха со своими товарищами рассказывал писателю о всяких случаях на реке:

«Перед самою бурей случилось мне сутки в Пьяном бору1 выжить. Переселенцев-хохлов там видимо-невидимо: до четырех сот семейств привалило. Ехали в Благовещенск, на Амур, а очутились в Благовещенском заводе под Уфою.

- Как же они прошиблись?

- До Самары ехали правильно. Хотели подняться до Богородского2, а оттуда на Камском пароходе в Пермь бежать. В Самаре им дали новый маршрут: по железной дороге на Уфу, «а там», сказали, «пешком дойти близехонько». Хохлы, со всем домашним скарбом, с колесами и фурами, так и сделали. В заводе им разъяснили ошибку и посоветовали спуститься до Пьяного бора. Пришли они туда в проливные дожди, трое суток на берегу близ пристани табором стояли. Пароходы их не принимают: «Разве вас», говорят, «столько-то поместишь?». Куда деваться от холода и мокроты? Живой нитки ни на ком не осталось, детишки ревут. Пошли в село. Начальник там принял в них участие: выпросил у купца амбары для помещения. Дали телеграмму в Нижний. Пароходчики отказываются, только один согласился: берется везти их до Перми от Казани.

- Так сперва, значит, им надо по Каме спуститься, потом по Волге до Казани ехать, и оттуда уж тем же путем обратно мимо Пьяного бора в Пермь?

- Иначе не соглашаются: не стоит нарочно пароход от Пьяного бора посылать: путина невелика, мало интереса для пароходовладельца.

- Как же они решили?

- Неизвестно. Я уехал, они в селе остались. Кажется, намереваются до Богородского спуститься, не возьмут ли их на баржу или барку. Но с характером народ: едут за тысячи верст и фуры с колесами с собой везут. Унимали их бросить это добро, - не согласились. «На чем же мы будем ездить, когда на место приедем?» - говорят. «За провоз заплатите

1 Пьяный бор - поселение, основанное в конце XVIII - начале XIX в., ярмарочный центр на правом берегу Камы (ныне - село и пристань Красный бор на Нижнекамском водохранилище в Агрызском районе Республики Татарстан).

2 Село Богородское (до 1925 г.) в Тетюшском уезде Казанской губернии (ныне - п. Камское устье Республики Татарстан) на правом берегу Волги напротив места впадения Камы, старинный перевалочный центр судоходства.

в двадцать раз дороже, чем они стоят». Слушать не хотят: уперлись, и не сдвинешь с места.

- Хохля - народ упрямый, - сказал Василий Семенович. - Вот, к нам слух был, в Соколках тоже переселенцы неделю или больше просидели из-за пароходов - не принимают. Говорят, бедствовали как, не приведи бог!

- Ну, хохлы-то, должно быть, народ не бедный...

- Так зачем старину они кинули?... - спросил Павел Иванович.

- А вот сейчас узнаешь. Надел от своих помещиков они приняли малый; но, пока землю снимали в аренду, жили недурно. На их беду в последние годы усилились свеклосахарные заводчики: заарендовали помещичьи экономии под свеклу, цены нанесли до ста рублей за десятину, крестьянам и не под силу: не у чего стало им хозяйствовать.

- А земля в ихней стороне хорошая? - спросил Василий Семенович.

- Земля богатая. «Сколько», говорят они, «мы ни ехали, нигде такой земли, как у нас, не видели: на полтора аршина один чернозем. Только в Уфимской губернии земля на нашу походит».

- Всех, значит, одна причина заставляет родную сторону покидать: где земля негодная; а где богатая, - у мужичка ее нет.» [3, с. 288-289].

Данный фрагмент хронологически не определен ни рассказчиками, ни автором повести. Но совершенно очевидно, что этот случай мог произойти уже после 1888 г., когда был открыт участок железной дороги от Самары до Уфы, о котором идет речь в рассказе лоцмана. В этом небольшом фрагменте Ф.Д. Нефедову не только художественно ярко, но и весьма реалистично с научной точки зрения удалось показать житейские обстоятельства, в которых находились крестьяне западных губерний в поисках лучшей доли, а также этнографически точно отразить типичные качества переселенцев-«хохлов», отмеченные местными жителями Прикамья: хозяйственность, трудолюбие, упорство, житейское упрямство. Таким образом, художественно-публицистических произведений, появившихся в результате широкого общественного резонанса на актуальную переселенческую тему, может рассматриваться как вполне достоверный исторический источник.

Представленные в научной и публицистической литературе сведения позволяют сделать вывод о том, что Волго-Камский речной путь сохранял свое важно значение в истории переселенческого движения на

протяжении всей второй половины XIX в., даже после строительства новых железнодорожных магистралей, связавших западную и восточную части Российской империи. Украинские крестьяне были наиболее активными участниками этих процессов, неоднократно появляясь на берегах Камы. Какая-то, хотя и весьма незначительная, часть транзитных переселенцев могла оставаться в населенных пунктах по этому маршруту. Косвенным подтверждением этому являются данные переписи 1897 г., согласно которым заметна доля носителей «малорусского» языка в уездах, территориально примыкающих к Волго-Камскому бассейну (в Казанской губернии - г. Казань, Мамадышский, Чистопольский, Тетюшский уезды; в Вятской губернии - Сарапульский, Малмыжский, Елабужский уезды; в Пермской губернии - Пермский, Оханский, Осинский, Кунгурский уезды [4] (не считая Верхотурского уезда, где проживала основная часть украинцев, занятых в горнодобывающей и перерабатывающей промышленности).

Список использованных источников и литературы

1. Ефименко П.С. О малороссиянах в Оренбургской губернии // Основа. 1861. № 9 (Сентябрь). С. 189-192.

2. Кабузан В.М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века - 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса / ИРИ РАН. М.: Наука, 2006. 658 с.

3. Нефедов Ф.Д. Тайна реки // В горах и степях Башкирии. Повесть и рассказы. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988.

4. Распределение населения по родному языку и уездам 50 губерний Европейской России // Демоскоп Weekly [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97_uezd.php (март 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.