нитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- в области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).
6. Преддипломная (4 недели, 8 семестр, 216 часов, 6 зачетных единиц), проводится в конце 4 курса преподавателями профилирующих (возможно комплексных, с обязательных психолого-педа-гогическим разделом) кафедр. В результате прохождения профессиональной практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные компетенции:
а) общекультурные (ОК):
- владеет культурой мышления, способен
к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4).
В дополнение к компетенциям представленным ФГОС необходимо предусмотреть и предметные (или профильные) компетенции.
УДК 37
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ИЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В статье автором проанализированы зарождение и развитие системы подготовки социальных работников в России.
Ключевые слова: социальная сфера, подготовка кадров.
В своих трудах Б.З. Вульфов отводил значительное место проблеме подготовки кадров для социальной сферы. В этой связи небезынтересно проанализировать зарождение и развитие системы подготовки социальных работников в России.
Многие исследователи социальной истории России сходятся в том, что процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности начинается с женских общин сестер милосердия. Именно в них готовились первые христианки-доброхотки для оказания помощи раненым на полях сражений, а в мирное время многим нуждающимся: сиротам, больным детям, инвалидам, престарелым людям. Сестры-милосердия обучались по специальным программам, включавшим как теоретические, так и практические занятия по уходу за больными и ранеными.
К началу 1-й мировой войны 1914 г. насчитывалось более 100 общин, а в середине 1917 г. в рус-
ской армии трудились 30 тыс. сестер милосердия.
Так, в Александровской, Никольской, Покровской, Павловской и других общинах в 1870-1890-е годы использовались пяти и шестилетние планы обучения сестер. Программы включали кроме предметов медицинского профиля дисциплины социального и религиозного характера, где прививались навыки по оказанию психологической поддержки, развитию чувства сострадания и пожертвования, отрабатывались технологии социально-бытовой помощи. Таким образом, сестринское милосердное движение в стране развивалось не только как общественное, но и являлось все более профессиональным. Однако, до 1910 г. вопрос о подготовке профессиональных социальных работников на государственном уровне не поднимался.
На первых порах развития системы профессиональной подготовки кадров для данной сфе-
© Басов Н.Ф., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
129
ры в России активно использовался и зарубежный опыт. В частности, российская делегация из восьми человек под руководством ГГ Витте принимала участие в работе 5 Международного конгресса по вопросам общественного и частного призрения, который состоялся в Копенгагене в 1910 г. В итоговой резолюции конгресса отмечалась необходимость налаживания системы «правильно поставленных хожатых», представив им возможность обучения в особых школах общественного призрения.
В течение 1913-1917 гг. в частном психоневрологическом институте (Санкт-Петербург) на юридическом факультете были введены курсы социологии, общественного призрения, истории социальных учреждений, социальной психологии и др.
После Первого съезда деятелей по общественному и частному призрению (1910) при благотворительных обществах и земских управах начали организовываться различные курсы сроком от нескольких месяцев до одного года.
О необходимости подготовки кадров для учреждений социальной сферы говорилось в докладе комиссии по разработке вопроса об организации трудовых приютов для детей-сирот увечных и павших воинов в условиях сельской местности. В частности, отмечался «полный недостаток подготовленного устройства курсов, на которых бы знакомили с новейшими идеями в области призрения, с существующим опытом практической работы учреждений».
Эти же идеи звучали на губернском совещании по вопросам общественного призрения в январе 1916 г., проведенного Московской губернской земской управой. Участники предлагали наладить подготовку воспитательного персонала, занимающегося призрением детей, трудовой помощью увечным воинам путем устройства специальных курсов.
В целом же, рассматриваемый процесс и в начале XX века по прежнему носил общественноблаготворительный характер. Однако можно утверждать, что в России сложились предпосылки для развития профессиональной подготовки и поддержки нуждающихся. Об этом говорит появление различных курсов, новых программ профессиональной подготовки для социальной сферы.
В советский период социальное образование развивалось в рамках системы социальной обеспечения и специалисты социальной работы как таковые не готовились. Подготовка кадров дол-
гое время оставалась курсовой. К этой деятельности привлекались силы не только соответствующего министерства, но и общественных организаций (общества Красного Креста и Красного Полумесяца и др.).
Большую помощь в самообразовании работников социального обеспечения оказывал журнал «Социальное обеспечение» (выходит с 1926 г), в котором публиковались материалы методического характера, обобщался опыт социальной практики.
В советский период издавались ряд пособий по вопросам социального обеспечения (Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов. - М., 1967; Муравьева И.А. Социальное обеспечение в СССР. - М., 1956; Пособие по вопросам социального обеспечения трудящихся. -Курган, 1964; Социальное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. - М., 1962; Топчеев И.В. Организация работы органов социального обеспечения. - М., 1971 и др.).
Однако курсовая подготовка часто не охватывала все категории работников и специалистов социального обеспечения, не являлась для них обязательной. Да и содержание обучения порой сводилось к изучению пенсионного законодательства, законодательства о пособиях и механизмах их расчета.
Более квалифицированная подготовка работников соцобеспечения была организована в Московской школе профдвижения ВЦСПС, где в 1953 г был проведен набор слушателей по трехгодичной программе высшего образования.
В 80-е годы среднеспециальное образование можно было получить в техникумах системы социального обеспечения (Министерство Социального Обеспечения РСФСР) по специальностям «Бюджетный учет» (специализация - для системы социального обеспечения), «Право и организация социального обеспечения», «Протезное производство», «Обслуживание на дому одиноких нетрудоспособных граждан».
1 июня 1988 г Министерство социального обеспечения РСФСР приняло Приказ «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов системы социального обеспечения РСФСР» на основе которого создавалось единая непрерывная система обучения кадров на базе высших и средних специальных учебных заведений.
Однако, несмотря на серьезные сдвиги в деле подготовки специалистов для социальной сферы,
130
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
в Советском Союзе так и не сформировался профессиональный подход в рамках определенной специальности. Оставалась неизменной практика привлечения в систему социальной деятельности выпускников различных средних специальных и высших учебных заведений.
В начале 1990-х годов в нашей стране был сделан своеобразный прорыв в области подготовки социальных работников. Более чем в тридцати высших учебных заведениях страны состоялся первый набор абитуриентов по новой специальности. Костромской педуниверситет был в их числе.
В настоящее время в России создана многоуровневая непрерывная система подготовки кадров для социальной сферы, впитавшая в себя все достижения европейских и мировых школ. Эта система включает в себя более 240 вузов во всех регионах России, в которых обучается около 50 тысяч - студентов. Их подготовкой заняты около 4 тысяч преподавателей - докторов наук, профессоров, кандидатов наук, доцентов, объединенных в почти 100 кафедр социальной работы.
Необходимость совершенствования современной профессиональной подготовки кадров в социальной сфере объясняется также сложностями перестройки системы высшего профессионального образования - переходом на многоуровневое образование.
Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения (2011), сформулировал совокупность требований, обязательных для реализации образовательной программы бакалавра по направлению подготовки 040400 «Социальная работа». Учитывая высокие требования общества к социальной работе вообще и подготовке кадров для социальной сферы, в частности, новый
Госстандарт ориентирован на компетентностный подход к оценке качества социального образования, что соответствует доминирующей тенденции развития образования, расширяет возможности мобильности социальных работников с высшим образованием.
Последние десятилетия отмечены бурным развитием различных направлений социального служения церкви. При многих храмах и монастырях возникли и успешно развивают свою деятельность благотворительные столовые, детские приюты, богадельни, патронатные службы. Созданы и действуют десятки сестричеств и братств, основной целью которых является оказание продовольственной, медицинской и другой помощи наименее защищенным категориям населения.
В речи патриарха Московского и Всея Руси Кирилла 23 декабря 2009 г. на епархиальном собрании г. Москвы отмечено, что особое внимание следует в наше время уделить вопросу о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. По словам Патриарха необходимо введение должности социального работника в каждом приходе. В настоящее время обсуждается возможность создания специального центра подготовки таких кадров на базе одного из вузов Москвы.
В целом, в науке и практике накоплен значительный потенциал для разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием для социальной сферы.
Библиографический список
1. Басов Н. Ф. Подготовка специалистов по социальной работе в университете. - Кострома, 2005.
2. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. - М., 2002.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
131