Научная статья на тему 'Становление системы подготовки профессиональных кадров социальных работников в России'

Становление системы подготовки профессиональных кадров социальных работников в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1543
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYSTEM OF SOCIAL WORKERS' TRAINING / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАБОТНИКИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL EDUCATION / WELFARE WORKER / SOCIAL SERVICES / SOCIAL EDUCATION IN FOREIGN COUNTRIES / PROFESSIONAL SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басов Николай Федорович

Раскрывается процесс зарождения и развития подготовки профессиональных кадров социальных работников как в дореволюционной, так и в современной России. Определенное внимание уделено характеристике развития социального образования в зарубежных странах, чей опыт оказал влияние на возрождение системы подготовки социальных работников в 90-е годы ХХ столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Establishing of the professional personnel training system for social work in Russia

Process of origin and development of the professional personnel training system for social work both in pre-revolutionary and modern Russia is revealed. Certain attention is paid to characteristics of development of social education in foreign the countries, whose experience has influenced revival of the professional personnel training system for social work in the 90-ies years of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Становление системы подготовки профессиональных кадров социальных работников в России»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

К 20-летию социальной работы в России

УДК 378

Басов Николай Федорович

доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ipp@ksu.edu.ru

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В РОССИИ

Раскрывается процесс зарождения и развития подготовки профессиональных кадров социальных работников как в дореволюционной, так и в современной России. Определенное внимание уделено характеристике развития социального образования в зарубежных странах, чей опыт оказал влияние на возрождение системы подготовки социальных работников в 90-е годы ХХ столетия.

Ключевые слова: система подготовки социальных работников, социальное образование, работники социального обеспечения, социальная сфера, социальное образование в зарубежных странах, профессиональная социальная работа.

Г манное отношение человека к человеку, являющееся основой взаимопомощи, призрения, благотворительности и социальной работы возникло еще в библейские времена. Однако необходимость профессионализации труда добровольцев и введение штатных служащих, деятельность которых позволяла обеспечить более высокий уровень работы социальных служб, наблюдается лишь в конце XIX века.

История развития процесса подготовки кадров социальных работников в России начала разрабатываться и того позже, поскольку только в ХХ столетии эта деятельность была признана во всем мире как профессиональная, требующая специальной подготовки.

Активное изучение особенностей социального образования наблюдается в 90-е годы ХХ века, вслед за процессом становления профессиональной деятельности социального работника. Появились первые статьи, учебные пособия по истории, теории и технологии, отражающие особенности развития профессионального образования в социальной сфере (В.Г. Бочарова, М.А. Галагу-зова, С.И. Григорьев, Л.Г Гуслякова, В.И. Жуков, Р.М. Куличенко, И.А. Зимняя, Л.И. Старовойтова,

Н.Б. Шмелева, П.Д. Павленок, А.М. Панов, Л.В. Топчий, В.В. Тевлина, В.А. Никитин и др.). При этом, дореволюционный опыт подготовки кадров для системы призрения освещался лишь фрагментарно в общих работах по истории соци-

альной работы (Н.Ф. Басов, М.В. Фирсов, Е.И. Хо-лостова, П.Я. Циткилов и др.).

Многие исследователи социальной истории России сходятся в том, что процесс становления социальной работы как профессиональной деятельности начинается с женских общин сестер милосердия (В.В. Тевлина и др.). Именно в них готовились первые христианки-доброхотки для оказания помощи раненым на полях сражений, а в мирное время многим нуждающимся: сиротам, больным детям, инвалидам, престарелым людям. Сестры-милосердия обучались по специальным программам, включавшим как теоретические, так и практические занятия по уходу за больными и ранеными.

К началу 1 мировой войны 1914 г. насчитывалось более 100 общин, а в середине 1917 г. в русской армии трудились 30 тыс. сестер милосердия [6, с. 46-51 ]. Важно и то, что сестры милосердия не просто являлись добровольцами. Они проходили специальное обучение.

Так, в Александровской, Никольской, Покровской, Павловской и других общинах в 1870-1890-е годы использовались пяти и шестилетние планы обучения сестер. Программы включали кроме предметов медицинского профиля дисциплины социального и религиозного характера, где прививались навыки по оказанию психологической поддержки, развитию чувства сострадания и пожертвования, отрабатывались технологии соци-

ально-бытовой помощи [18, с. 117]. Таким образом, сестринское милосердное движение в стране развивалось не только как общественное, но и являлось все более профессиональным. Однако, до 1910 г. вопрос о подготовке профессиональных социальных работников на государственном уровне не поднимался.

На I съезде русских деятелей по общественному и частному призрению (1910) был сделан вывод о том, что для опеки нуждающихся «нужно громадное число деятелей-добровольцев», что «необходимы профессионалы, специально обученные и подготовленные для работы с теми или иными клиентами» [19, с. 10-11].

В странах Запада раньше чем в России появились группы специалистов, занимавшихся социальной работой на профессиональной основе. Еще в середине 70-х гг. XIX в. лидер Лондонского общества организованной благотворительности Октавия Хилл заявила о необходимости профессиональной подготовки специалистов «прикладной филанстропии» [21, с. 136].

В 1897 г. на собрании Национальной конференции благотворительных учреждений в США, известный организатор общественной благотворительности Мэри Ричмонд обосновала острую необходимость открытия школы подготовки социальных работников. Именно она разработала рабочую программу, а в 1898 г. открыла Нью-Йоркскую школу филантропической работы. Затем подобные заведения начали действовать в Чикаго, Бостоне и других городах страны.

В 1899 г. в г. Амстердаме (Нидерланды) открылся Институт подготовки социальных работников. Учебный процесс в нем был рассчитан на два года. В этом же году была основана Берлинская социальной школа в Германии. Позже, в этой стране было открыто несколько христианских социальных школ для женщин. Здесь они получали профессию попечительницы благотворительного учреждения.

В Великобритании в начале XX века социальные школы работали в Лондоне, Ливерпуле, Бермингеме, Манчестере, Глазко, Бристоне и других городах. Подобные учебные заведения открылись во Франции (Социальная школа в Париже (1910 ) и др.

Первые школы социальной работы при университетах начали работать в США в начале XX века. В 1904-1907 г они открылись в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и других городах. Пос-

ле Первой мировой войны таких школ, которые строили обучение по университетским программам насчитывалось 17 [20, с. 558].

Вполне естественно, что на первых порах развития системы профессиональной подготовки кадров для данной сферы в России активно использовался и зарубежный опыт. В частности, российская делегация из восьми человек под руководством Г. Г. Витте принимала участие в работе 5 Международного конгресса по вопросам общественного и частного призрения, который состоялся в Копенгагене в 1910 г. В итоговой резолюции конгресса отмечалась необходимость налаживания системы «правильно поставленных хожатых», представив им возможность обучения в особых школах общественного призрения.

В течение 1913-1917 гг в частном психоневрологическом институте (С.-Петербург) на юридическом факультете были введены курсы социологии, общественного призрения, истории социальных учреждений, социальной психологии и др.

После I съезда деятелей по общественному и частному призрению при благотворительных обществах и земских управах начали организовываться различные курсы сроком от нескольких месяцев до одного года.

О необходимости подготовки кадров для учреждений социальной сферы говорилось в докладе комиссии по разработке вопроса об организации трудовых приютов для детей-сирот увечных и павших воинов в условиях сельской местности. В частности, отмечался «полный недостаток подготовленного устройства курсов, на которых бы знакомили с новейшими идеями в области призрения, с существующим опытом практической работы учреждений» [11; 2; 49].

Эти же идеи звучали на губернском совещании по вопросам общественного призрения в январе 1916 г., проведенного Московской губернской земской управой. Участники предлагали наладить подготовку воспитательного персонала, занимающегося призрением детей, трудовой помощью увечным воинам путем устройства специальных курсов [7, с. 110].

В целом же, рассматриваемый процесс и в начале ХХ века по прежнему носил общественноблаготворительный характер. Однако можно утверждать, что в России сложились предпосылки для развития профессиональной подготовки и поддержки нуждающихся. Об этом говорит появление различных курсов, новых программ про-

фессиональной подготовки для социальной сферы.

В советский период социальное образование развивалось в рамках системы социальной обеспечения и специалисты социальной работы как таковые не готовились. Подготовка кадров долгое время оставалась курсовой. К этой деятельности привлекались силы не только соответствующего министерства, но и общественных организаций (общества Красного Креста и Красного Полумесяца и др.).

Большую помощь в самообразовании работников социального обеспечения оказывал журнал «Социальное обеспечение» (выходит с 1926 г.), в котором публиковались материалы методического характера, обобщался опыт социальной практики.

В советский период издавались ряд пособий по вопросам социального обеспечения (Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство инвалидов. - М., 1967; Муравьева И.А. Социальное обеспечение в СССР. - М., 1956; Пособие по вопросам социального обеспечения трудящихся. -Курган, 1964; Социальное обеспечение в СССР. Сборник официальных материалов. - М., 1962; Топчеев И.В. Организация работы органов социального обеспечения. - М., 1971 и др.).

Однако курсовая подготовка часто не охватывала все категории работников и специалистов социального обеспечения, не являлась для них обязательной. Да и содержание обучения порой сводилось к изучению пенсионного законодательства, законодательства о пособиях и механизмах их расчета.

Более квалифицированная подготовка работников соцобеспечения была организована в Московской школе профдвижения ВЦСПС, где в 1953 г. был проведен набор слушателей по трехгодичной программе высшего образования.

В 1980-е годы среднеспециальное образование можно было получить в техникумах системы социального обеспечения (Министерство социального обеспечения РСФСР) по специальностям «Бюджетный учет» (специализация - для системы социального обеспечения), «Право и организация социального обеспечения», «Протезное производство», «Обслуживание на дому одиноких нетрудоспособных граждан».

1 июня 1988 г. Министерство социального обеспечения РСФСР издало Приказ «О перестройке системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов

системы социального обеспечения РСФСР», на основе которого выстраивалось единая непрерывное обучение кадров на базе высших и средних специальных учебных заведений. Для обеспечения учебного процесса были изданы методические пособия и практические рекомендации: «Бухгалтерский учет в органах социального обеспечения», «Сборник образцов документов по делопроизводству в органах и учреждениях социального обеспечения» и мн. др.

Однако, несмотря на серьезные сдвиги в деле подготовки специалистов для социальной сферы, в Советском Союзе так и не сформировался профессиональный подход в рамках определенной специальности. Оставалась неизменной практика привлечения в систему социальной деятельности выпускников различных средних специальных и высших учебных заведений [15, с. 113-115].

Одновременно происходило совершенствование и дальнейшее развитие социального образования в зарубежных странах. Этот ценный опыт оказал нашей стране помощь в возрождении системы подготовки социальных работников в 90-е годы ХХ столетия.

Если в 20-е годы ХХ века в США, например, обучение профессиональной социальной работе строилось в основном на работе со случаем, с индивидами и семьями, то в 1930-е годы содержание подготовки перестраивается на работу с группой.

С начала 1940-х годов обучение социальной работе в этой стране осуществлялось уже по нескольким специализациям: социальная работа со случаем; социальная работа с группами и социальная работа с общинами.

В 1950-1960-е годы идеология социального образования менялась неоднократно. Наметился отход от концепций социального действия к концепциям лечения, акцент обучения стал переносится на терапевтическую работу. Хотя работа с группой и в этот период являлась одним из методов социальной работы.

В 1970-1980 годы продолжался процесс совершенствования социального образования в США. К концу периода обучение в университетах осуществлялось на основе трех программ: бакалавра, магистра, доктора. Происходило накопление профессиональных знаний, их стандартизация, усложнение процесса обучения, в котором выделялись различные уровни и направления процесса подготовки социальных кадров для

социальной сферы. Все это вместе взятое способствовало формированию и распространению американской профессиональной модели социального образования в Европе. Идеология обучения была связана с внедрением индивидуальной социальной работы, работы в микросоциуме. Подобная система образования получила также распространение в Южноамериканском континенте, Африке, Ближнем Востоке, где проблемы бедности требовали скорейшего разрешения усилиями профессиональных кадров социальных работников. Постепенно обучение все больше увязывалось с культурными и географическими факторами, проблемами того или иного общества.

С начала 30-х годов ХХ века в Германии была введена единая организационная форма подготовки социальных работников - школы с двухгодичным обучением и последующей годичной практикой. К концу ХХ века подготовку кадров в этой стране вели на факультетах социальной работы и социальной педагогики в специальных высших школах, а также в университетах и педагогических высших школах, где педагоги-выпускники имеют специализацию социальная работа и социальная педагогика.

Современная подготовка социальных работников во Франции несколько отличалась от других европейских стран. Здесь в университетах обучение социальных работников осуществляется по трем специализациям: социальная и социокультурная анимация, социальная защита и специализированное воспитание.

Социальная работа в Великобритании активизировалась после Второй мировой войны. В 19501960-е годы социальная работа как учебная дисциплина начинает преподаваться не только в системе школ и курсов социальных работников, но и в университетах. Пересмотру программ подготовки специалистов социальной сферы и их лицензированию способствовало принятие в 1971 году «Закона о социальных службах при местных органах власти».

Опыт подготовки профессиональных социальных работников в зарубежных странах пригодился в становлении новой для современной России системы социального образования: массовой подготовки специалистов социальной работы как профессионалов, способных оказать помощь уязвимым группам населения.

В начале 1990-х годов в нашей стране был сделан своеобразный прорыв в области подготовки

социальных работников. Среди первых правовых актов, определявших законодательную основу деятельности в этом направлении был закон, принятый в 1991 г. бывшим Верховным Советом СССР «Об общих началах молодежной государственной политики в СССР», в котором впервые законодательно были закреплен статус социального работника для молодежи, сформировано положение о социальном работнике. Приказом Госкомитета по труду и социальным вопросам от 23.04.1991 г. квалификационный справочник должностей был дополнен новой характеристикой «Специалист по социальной работе». Вскоре, 13 мая 1991 г. Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы принял решение коллегии «Об организации подготовки кадров специалистов по социальной работе в вузах РСФСР». В этом же году Госкомитет СССР по народному образованию (Приказ от 7 августа 1991 г. № 376) открыл новую специальность для высших и средних специальных учебных заведений. Более чем в тридцати высших учебных заведениях страны состоялся первый набор абитуриентов по новой специальности. Костромской педуниверситет был в их числе.

В 2000 г. Указом Президента России от 27 октября № 1796 был установлен День социального работника, который отмечается ежегодно 8 июня, в день принятия в 1701 г. Петром I Указа № 1856 «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Именно это решение положило начало созданию государственной системы социальной защиты. Согласно данному документу «для десяти человек больных в богадельне должен быть один здоровый, который бы за этими больными ходил и всякое им вспоможение чинил» [9, с. 4].

Исследования, которые проводятся на кафедре социальной работы КГУ им. Н.А. Некрасова, показывают, что высшая школа имеет значительный потенциал влияния на процесс разработки более эффективной системы профессиональной подготовки компетентных специалистов по социальной работе, включая и допрофессиональный уровень. Опросы абитуриентов, решивших посвятить себя деятельности в социальной сфере, говорят о том, что подавляющая часть их не имеет четкого представления о современной системе социальной защиты населения, социальном обслуживании и социальной работе в целом. Они, в своем большинстве, не видят разницы между

«социальным работником», «специалистом по социальной работе» и «социальным педагогом». Общепринятое понимание сущности профессии социального работника требует определенного переосмысления с учетом как российского, так и зарубежного опыта социальной действительности и подготовки современных кадров для этой сферы. Видение социального работника, как главного субъекта профессиональной деятельности, выдвигает необходимость системного подхода к его подготовке, к формированию у него важнейших профессиональных качеств специалиста.

Время требовало более четкой стандартизации, не только социальной деятельности, но и процесса профессиональной подготовки специалистов для этой сферы.

В 1993-1995 годах на базе МГСУ и при активном участии специалистов из других вузов - членов Совета Учебно-методического объединения были разработаны проекты первых госуцарствен-ных стандартов подготовки бакалавров и специалистов социальной работы, на основе которых велась подготовка кадров до 1 сентября 2000 года. Именно в это время были введены новые государственные образовательные стандарты второго поколения, впитавшие опыт подготовки студентов в области социальной работы. Они содержали существенные изменения и современные требования к подготовке дипломированных специалистов.

В новых образовательных стандартах 2000 г. нашло отражение более широкое, чем в прежних, понимание сфер профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы: это «государственные и негосударственные социальные службы, организации и учреждения системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов и т.п.», а объектами профессиональной деятельности названы «отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании» [12, с. 92].

В новых образовательных стандартах второго поколения было существенно увеличено число часов, отводимых на раздел «Дисциплины специализации», увеличено время практической подготовки. К числу новых положений, которые отсутствовали в первых стандартах, следует отнести более жесткие требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.

В настоящее время в России создана многоуровневая непрерывная система подготовки кадров для социальной сферы, впитавшая в себя все достижения европейских и мировых школ. Эта система включает в себя более 240 вузов во всех регионах России, в которых обучается около 50 тысяч студентов. Их подготовкой заняты около 4 тысяч преподавателей - докторов наук, профессоров, кандидатов наук, доцентов, объединенных в почти 100 кафедр социальной работы.

Необходимость совершенствования современной профессиональной подготовки кадров в социальной сфере объясняется также сложностями перестройки системы высшего профессионального образования - переходом на многоуровневое образование.

Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения (2011), сформулировал совокупность требований, обязательных для реализации образовательной программы бакалавра по направлению подготовки 040400 «Социальная работа». Учитывая высокие требования общества к социальной работе вообще и подготовке кадров для социальной сферы, в частности, новый Госстандарт ориентирован на компетентностный подход к оценке качества социального образования, что соответствует доминирующей тенденции развития образования, расширяет возможности мобильности социальных работников с высшим образованием.

Последние десятилетия отмечены бурным развитием различных направлений социального служения церкви. При многих храмах и монастырях возникли и успешно развивают свою деятельность благотворительные столовые, детские приюты, богадельни, патронатные службы. Созданы и действуют десятки сестричеств и братств, основной целью которых является оказание продовольственной, медицинской и другой помощи наименее защищенным категориям населения.

В речи патриарха Московкого и Всея Руси Кирилла 23 декабря 2009 г. на епархиальном собрании г. Москвы отмечено, что особое внимание следует в наше время уделить вопросу о подготовке специалистов, способных организовать на приходском уровне полноценную социальную работу. По словам Патриарха необходимо введение должности социального работника в каждом приходе. В настоящее время обсуждается возмож-

ность создания специального центра подготовки таких кадров на базе одного из вузов Москвы [5, с. 235].

В целом, в науке и практике накоплен значительный потенциал для разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы профессиональной подготовки бакалавров с высшим образованием для социальной сферы.

Библиографический список

1. Андеркас О.К. Международные конгрессы по общественному и частному презрению в Копенгагене и по семейному воспитанию в Брюсселе. - СПб., 1911. - С. 1, 21, 31.

2. Басов Н. Ф. Подготовка специалистов по социальной работе в университете. - Кострома, 2005. - 176 с.

3. Басов Н. Ф. Использование зарубежного опыта в подготовке студентов к социальной работе // Место встречи - социальная работа: 5 лет Программы имени Александра Герцена. - Вологда, 2003.

4. Басов Н. Ф. Опыт подготовки специалистов по социальной работе: первое десятилетие // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 4.

5. Басов Н.Ф., Смирнова Е.Ю. Особенности социальной помощи Русской Православной церкви детям и молодежи // Человеческий капитал. -2010. - № 10. - С. 235.; www.patriarchia.ru

6. Бураков Ю.Н. Утоли моя печали // Наука и религия. - 1991. - № 10. - С. 46-51.

7. Деятельность благотворительных организаций в губернии за 1913 и 1914 по данным анкеты. - М., 1916. - С. 110.

8. Долматова Н.В. История становления, состояние и задачи профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. - М., 2004.

9. История российских социальных служб. Хронограф. - М., 2001. - С. 4.

10. История социального образования в России // История социальной работы / под ред.

B.И. Жукова. - М., 2011. - С. 246-276.

11. Курсы для подготовки заведующих отделами народного образования при земских управах в 1916-1917 гг. - Птгр., 1917. - С. 1.; Отчет 14 Земского попечительства за 1 января - 1 сентября 1915 г. - Птрг., 1915. - С. 2, 49.

12. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. - М., 2002. - С. 92.

13. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / под ред Ж. Рамон и Р. Сари. -М., 1996.

14. Сизикова В.В. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы. - М., 2010.

15. СтаровойтоваЛ.И. Структура подготовки специалистов системы социального обеспечения: 50-80-е гг ХХ в. // Вестник УМО вузов России по образованию в области социальной работы. - 2010. - № 3. - С. 113-125.

16. Старовойтова Л.И. Социальное образование в России: историческая практика тенденции развития. - М., 2003.

17. Тевлина В.В. Образование в области социальной работы в России: история, тенденции, опыт. - Архангельск, 2002.

18. Тевлина В.В. Социальная работа в России в конце XIX - нач. XX века // Вопросы истории. -2002. - № 1. - С. 117.

19. Труды I съезда русских деятелей по общественному и частному призрению. - СПб., 1910. -

C. 10-11.

20. Фирсов М.В. История социальной работы. - 2-е изд. - М., 2007. - С. 558.

21. Циткилов П.Я. История социальной работы. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - С. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.