Научная статья на тему 'Из истории открытия Сербского подворья в Москве'

Из истории открытия Сербского подворья в Москве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
187
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРБСКОЕ ПОДВОРЬЕ В МОСКВЕ / МОСКОВСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ / Н.А. ПОПОВ / Н.Н. ДУРНОВО / МИТРОПОЛИТ СЕРБСКИЙ МИХАИЛ / РУССКО-СЕРБСКИЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данченко Светлана Ивановна

The article, on the basis of new documents, traces the history of the opening of the Serbian mission in Moscow in 1874. The author explores the role of the Moscow Slavonic Charity Committee and some of its leaders, as well as the Serbian Metropolitan Michael in this event.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the opening of the Serbian Orthodox mission in Moscow

The article, on the basis of new documents, traces the history of the opening of the Serbian mission in Moscow in 1874. The author explores the role of the Moscow Slavonic Charity Committee and some of its leaders, as well as the Serbian Metropolitan Michael in this event.

Текст научной работы на тему «Из истории открытия Сербского подворья в Москве»

С.И. Данченко (Институт славяноведения РАН, Москва)

Из истории открытия Сербского подворья в Москве

Abstract:

Danchenko S.I From the history of the opening of the Serbian Orthodox mission in Moscow

The article, on the basis of new documents, traces the history of the opening of the Serbian mission in Moscow in 1874. The author explores the role of the Moscow Slavonic Charity Committee and some of its leaders, as well as the Serbian Metropolitan Michael in this event.

Ключевые слова: Сербское подворье в Москве, Московский славянский благотворительный комитет, НА. Попов, Н.Н. Дурново, митрополит сербский Михаил, русско-сербские связи.

30 ноября 1874 г., в день св. апостола Андрея Первозванного, в центре Москвы, на Солянке, в бывшей церкви св. Кира и Иоанна, было открыто первое постоянное представительство Сербской православной церкви - Сербское подворье, своеобразный островок православной Сербии в древней столице Русского государства. Безусловно, это было важное и значимое событие - как для Сербской православной церкви, так и для развития русско-сербских связей.

К сожалению, до сих пор для освещения вопроса об основании и деятельности подворья в распоряжении исследователей нет достаточного числа документов, так как его архив до сих пор не обнаружен. Очевидцы утверждали, что в 1918 г., когда подворье было закрыто новой революционной властью, вооруженные люди ночью вторглись на его территорию, загрузили на подводы ящики с какими-то бумагами, а затем увезли их в неизвестном направлении. Возможно, это и был тот самый пропавший архив. Однако сведения по интересующему нас вопросу все же имеются - в периодике, а главное - в ряде документов, хранящихся в архивах Москвы. Во-первых, в Отделе письменных источников Государственного исторического музея (ОПИ ГИМ), где находится фонд Н.Н. Дурново, известного общественного и церковного деятеля, первого попечителя Сербского подворья. Во-вторых, в 2011 г. вышел в свет 2-й том совместной российско-сербской публикации

«Москва - Сербия. Белград - Россия»1. В этом ценном, выполненном на высоком профессиональном уровне труде представлен ряд новых материалов по истории подворья - из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) и Научно-исследовательского отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (НИОР РГБ).

Идея создания в Москве сербского духовно-организационного центра, особого подворья, зрела давно. Подобные подворья с храмами уже имели древнейшие поместные церкви православного Востока - Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская.

Переговоры о возможности открытия Сербского подворья велись со Св. Синодом Русской православной церкви уже с конца 50-х годов XIX в. Поддержку этому начинанию оказал обладавший авторитетом у московских властей митрополит Московский и Коломенский Филарет (1782-1867), известный своим покровительством православным церквам Востока. Как писал Н.А. Попов, «Сербская церковь, подобно греческим, хотя и гораздо реже, присылала в Москву за помощью, в особенности после Восточной войны, и митрополит оказывал ей глубокое свое внимание. Хилан-дарская лавра на Афоне (архимандрит Софроний), Дечанская лавра (иеромонах Кирилл) близ стольного Ипека в Старой Сербии, Герцеговина (архимандрит Серафим Перович), Босния (игумен Прокопий) - каждая из них собирала пожертвования, и митрополит Филарет, вписывая всегда первый свое имя в сборную книгу, в изобилии снабжал славянские земли богослужебными книгами»2.

Открытию подворья препятствовали несколько обстоятельств. Во-первых, Сербская православная церковь в то время еще не была автокефальной и подчинялась Константинопольской патриархии, чье подворье в Москве уже существовало. Возникли и другие трудности, связанные с подысканием подходящего храма, а также со сбором необходимых материальных средств. Эти хлопоты и дальнейшее решение всех проблем подворья взял на себя созданный в 1858 г. Московский славянский благотворительный комитет, и в первую очередь его секретарь, профессор Московского университета Н.А. Попов, а также уже упоминавшийся деятельный член комитета Н.Н. Дурново3.

С сербской стороны наибольшую активность в деле открытия подворья с самого начала проявил митрополит Сербский и архиепископ

Белградский Михаил (в миру - Милое Йованович (1826-1898)). В 1846-1853 гг. он обучался в Киевской духовной семинарии и академии, где стал кандидатом богословия, получив ученую степень (первым из сербских уроженцев) за диссертацию «Обзор истории сербской церкви». Позднее она была издана в Белграде под заглавием: «Поглед на исторщу Српске цркве» (1856).

29 марта 1853 г. Милое принял постриг, в апреле, уже под именем Михаила, был рукоположен в диаконы, а вскоре - в иеродиаконы. Через год молодой образованный монах вернулся в Сербию, где стал заметной фигурой в церковной жизни (в 1854 г. -архимандрит монастыря Студеница, в 1854-1859 гг. - епископ Ша-бацкий). 25 июля 1859 г. он был избран на сербский митрополичий престол.

Будучи последовательным русофилом, митрополит Михаил «культурно-религиозную и политическую связь с ...Россией... полагал непременным условием самого существования и развития Сербии, как православного славянского государства, сохранения ее самобытности в условиях мусульманско-католического окружения»4.

Митрополит Михаил был очень авторитетной фигурой в русско-сербских контактах церковного и общественного плана. Он имел в России огромное число друзей и почитателей, прежде всего в славянофильской среде, а также среди видных церковных деятелей, дипломатов, политиков, ученых-славистов. Со многими он вел оживленную многолетнюю переписку, поэтому его послания имеются, к счастью для исследователей, во многих фондах отечественных архивохранилищ.

Осенью 1869 г. Михаил приехал в Россию в качестве приглашенного гостя на празднование 50-летия Киевской духовной академии. После Киева он посетил Москву, где находился с 8 по 16 октября, проживая в Чудовом монастыре. Во время своего пребывания в древней русской столице Михаил практически каждый день знакомился с православными святынями, осмотрел ризницы кремлевских соборов, совершил паломничество в Троице-Сер-гиеву Лавру, побывал с визитами у ряда церковных и государственных деятелей, а 12 октября принял участие в литургии в Успенском соборе Кремля и традиционном торжественном крестном ходе вокруг кремлевских стен в память избавления Москвы от нашествия французов в 1812 г. Как отмечала популярная газета «Современная летопись» 19 октября 1869 г., литургию митрополит Михаил

служил в белом роскошном облачении, подаренном ему митрополитом Московским и Коломенским Иннокентием, а во время крестного хода на нем было облачение «малиновое, бархатное, поднесенное московскими гражданами»5.

В рамках визита, 14 октября 1869 г., в здании Московского университета состоялось заседание Московского славянского благотворительного комитета, на котором сербский иерарх выступил с речью. Она носила панегирический характер, в ней всячески превозносились славяне с их «особыми оттенками жизни» и Россия, «к которой и взоры, и сердца славян обращаются с чаянием лучшей своей общности». Наряду с этим, сербский митрополит высоко оценил «похвальную деятельность» Славянского благотворительного комитета, которая, по его убеждению, развивает идеи славянской взаимности, укрепляя «духовные, братские отношения между всеми славянскими народами»6.

Судя по имеющимся в нашем распоряжении документам, во время этого визита Михаила вопрос об открытии Сербского подворья в Москве со стадии разговоров и пожеланий перешел в стадию конкретного воплощения. Во всяком случае активность в этом направлении и сербских властей, и московской общественности в лице руководства Славянского комитета значительно возросла. Безусловно, этому способствовала и та благожелательная атмосфера, сложившаяся в русском обществе в отношении славянских народов после Этнографической выставки в Москве и Славянского съезда 1867 г.

По замыслу отцов-основателей подворья, оно было призвано осуществлять многогранную деятельность по укреплению и развитию русско-сербских церковных, общественных и культурных связей. Сербия в рассматриваемый период еще не была независимым государством. И если Российская империя была представлена в Сербии открывшимся в 1838 г. в Белграде консульством, то никакого представительства Сербского княжества, вассала Османской империи, в России не было. Таким образом, подворье должно было стать первым официальным представительством Сербии в России со следующими функциями: сбор пожертвований, поступающих от различных учреждений и частных лиц Российской империи в пользу православных храмов в сербских землях, и оказание необходимой помощи молодым сербам, приезжавшим на учебу в Россию.

20 октября 1869 г., т.е. буквально через 4 дня после отъезда митрополита Михаила из Москвы, председатель Московского славянского благотворительного комитета М.П. Погодин обратился в Св. Синод с предложением учредить в Москве подворье Сербской

" 7

православной церкви7.

Судя по опубликованным8 и неопубликованным документам, хранящимся в отечественных архивах, до этого в Славянском комитете была проведена большая подготовительная работа9 и, главное, была найдена церковь, подходящая для этой цели, -св. Кира и Иоанна на Солянке.

В 1870 г. было получено принципиальное согласие митрополита Московского и Коломенского Иннокентия на открытие подворья. 26 июня 1870 г. им было направлено в Св. Синод соответствующее послание, в котором особо подчеркивалось следующее обстоятельство: «Дарование в Москве церкви для митрополии не противоречит по той степени самостоятельности, которою церковь единоплеменного нам народа сербского пользуется, так как связь ее с константинопольским патриархом состоит в знаках общения, а не подчинения (подчеркнуто нами - С.Д.), как то: митрополит сербский возносит в священнослужении имя вселенского патриарха и патриарха поставляет в известность о каждом новопоставленном епископе; св. миро... сербский митрополит получает из Киева - а сие из указанных знаков общения есть сильнейший»10.

Получив официальное разрешение, сербский митрополит Михаил, со своей стороны, направил в Св. Синод ходатайство об открытии Сербского подворья в Москве - «как для лучшего единения и общения православных славян на юге с Россиею, так и для посильного удовлетворения нуждам церкви нашей благотворительною помощию благочестивых россиян, всегда и везде поддерживающих (так в тексте - С.Д.) православие»11.

Прошло около двух лет, во время которых весьма неторопливо шло согласование вопроса в различных ведомствах. Очень затягивали открытие подворья два момента. Первый был связан с урегулированием с московскими духовными властями порядка передачи Сербскому подворью церкви св. Кира и Иоанна на Солянке и принадлежащих ей территории и построек. Вопрос о выкупе церкви был решен положительно после того, как в 1872 г. сербское правительство выделило на эти цели 10 тыс. руб. И хотя тяжбы,

связанные с передачей дворовых построек, тянулись еще несколько лет, все же вопрос был в принципе решен.

Второй проблемой при открытии подворья стал выбор настоятеля. В письме к Н.А. Попову (октябрь 1872 г., т.е. за 2 года до открытия подворья) Н.Н. Дурново предлагал в качестве настоятеля архимандрита Васу Пелагича, либо архимандрита Серафима Перо-вича, которые, несмотря на свой сан, являлись активными участниками национально-освободительной борьбы в Боснии. Н.Н. Дурново считал, что «архимандрит здесь нужен известный, хотя отчасти, русским, потому что сборы его тогда могут быть значительны, и непременно образованный, чтоб не уронить себя в глазах русского духовенства, тем более что и на греческих подворьях, Иерусалимском и Антиохийском, настоятелями находятся замечательно образованные лица»12.

В начале 1873 г. в переписке Н.А. Попова и сербского митрополита Михаила речь шла уже о кандидатуре Нестора (в миру -Николай Попович (1833-1884)), окончившего Киевскую духовную академию. По возвращении в Сербию он сначала был преподавателем, а затем стал ректором белградской семинарии. Нестор также обучал Закону Божьему молодого сербского князя Милана Об-реновича, являлся основателем и автором первых сербских духовных журналов - «Сион» и «Пастырь». В 1872 г. он принял монашеский постриг (после смерти жены).

Однако в России кандидатуру Нестора сочли нежелательной - из-за слухов о его якобы «неблаговидном поведении». «Неблаговидность поведения», подтвержденная русским посланником в Белграде Н.П. Шишкиным, заключалась в приверженности Нестора либеральным идеям.

В ноябре 1873 г. всплыла кандидатура о. Саввы из сербского монастыря Горняк. Он в результате и стал первым настоятелем Сербского подворья - с 15 июня 1874 г. и вплоть до своей смерти в 1880 г. О. Савва, пользовавшийся большим авторитетом и уважением в церковных и славянофильских кругах Москвы, был похоронен в московском Алексеевском женском монастыре, при котором существовало училище, где обучались девочки из южнославянских стран.

Но вернемся в 1873 год. 22 марта (4 апреля) Св. Синод наконец-то принял положительное решение по вопросу об открытии подворья, а 12 мая 1873 г. император Александр II утвердил его.

И сразу же начались интенсивные ремонтные работы, продолжавшиеся около полутора лет и включавшие восстановление храма, внутреннюю отделку, роспись стен, установку нового иконостаса, приобретение церковной утвари. Финансирование этих дорогостоящих работ взяли на себя московские купцы и среди них - самый крупный жертвователь, купец II-й гильдии В.В. Сысоев, позднее ставший старостой храма Сербского подворья. Из письма настоятеля о. Саввы к сербскому митрополиту Михаилу (декабрь 1874 г.) мы узнаем, что В.В. Сысоев снабдил церковь подворья богослужебными книгами, а также пожертвовал 12 предобразных паникадил, 8 подсвечников, дарохранительницу, несколько возду-хов и покровов - всего на сумму 1 360 руб. сер. На устройство нового иконостаса он пожертвовал 5 640 руб. сер. и лично собрал пожертвований деньгами по декабрь 1874 г. 960 руб. сер.13

Целый ряд церковных вещей, по просьбе Н.Н. Дурново, был передан Сербскому подворью из ризницы Троице-Сергиевой Лавры и лично от наместника Лавры архимандрита Антония. Среди них - архимандритский серебряный крест с распятием на финифти, украшенный стразами, мантия из шерстяной материи, нес" 14

колько риз, две пелены на аналогий и пр.14

Интересные сведения о церкви св. Кира и Иоанна, на базе которой было открыто Сербское подворье, содержатся в статье Н.Н. Дурново, которую он опубликовал в «Московских епархиальных ведомостях» в декабре 1874 г. Впервые этот храм упоминался в русских летописях XVI в. Впоследствии «за ветхостью» он был разобран и построен вновь уже по указанию Екатерины II в память принятия ею православия в 1744 г. и вступления на престол 28 июня 1762 г., в день празднования памяти св. Кира и Иоанна. План нового храма был составлен архитектором Бланком, рассмотрен и одобрен самой императрицей. В 1765 г. церковь была заложена и по окончании постройки освящена в присутствии Екатерины II, 19 января 1768 г. В 1812 г. Киро-Иоановская церковь, как и многие московские храмы, была разграблена французами, но вскоре после окончания Отечественной войны была восстановлена. К ней была приписана церковь Всех святых на Кулишках, со всем своим приходом. В 1860 г. богослужение в церкви св. Кира и Иоанна прекратилось. 18 февраля 1866 г. Всехсвятская церковь была обращена в самостоятельную, а Киро-Иоанновская стала приписной15.

Обновленный на средства московских благотворителей в начале 70-х годов XIX в. храм св. Кира и Иоанна представлял собой уголок православной Сербии. Пятиярусный вызолоченный иконостас был искусно выполнен мастером М.А. Большаковым. Все иконы были расписаны по золотому фону, стены тоже. Из числа 33 святых, здесь изображенных, одиннадцать принадлежали сербской церкви, среди них пять находились в русских святцах: св. Савва, первый архиепископ сербский; его преемник св. Арсений; св. цари сербские: Стефан Неманя (в монашестве Симеон), Стефан Первовенчанный (в монашестве Симон) и князь сербский Лазарь. Имена ряда святых символизировали духовное единство двух православных народов: св. Кирилл и Мефодий, св. Александр Невский - небесный покровитель царя Александра II, даровавшего сербской церкви подворье в Москве; великомученица Екатерина - в память императрицы, по воле которой был построен храм16.

Старый же иконостас из церкви св. Кира и Иоанна (в нем находилось 26 икон) был отправлен в Черногорию на средства уже упоминавшегося В.В. Сысоева17.

Сербское подворье в Москве было открыто 30 ноября 1874 г., в день св. Андрея Первозванного. Этот день был памятен и для Сербии, ибо именно 30 ноября в 1830 г. была провозглашена ее автономия - сделан первый шаг на пути создания независимого Сербского государства. На освящении церкви Сербского подворья (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы) присутствовали и совершили божественную литургию: епископ Алексий; архимандриты московских монастырей: Чудова - Вениамин, Сретенского - Виктор; подворий: Александрийского - Геннадий, Сербского -Савва. Торжественное слово о единении православных церквей на церемонии произнес профессор Московского университета, протоиерей Александринской при Военном училище церкви А.М. Иван-цов-Платонов. На освящении присутствовали представители московской интеллектуальной элиты, члены Московского славянского благотворительного комитета - его председатель М.П. Погодин, вице-председатель П.Н. Батюшков, ректор Московского университета С.М. Соловьев, славянофилы И.С. Аксаков, братья Ю.Ф. и Д.Ф. Самарины, Н.А. Попов, Н.Н. Дурново и др., а также легендарная московская знаменитость - Петр Васильевич Хавский, правовед, тайный советник, известный составитель и редактор зако-

нов Российской империи18. Родившись в 1771 г., он жил при пяти императорах, четырех из которых пережил, так как скончался в 1876 г., прожив 105 лет! А начал он свою служебную деятельность в должности подкопииста в земском суде при Екатерине II. Говоря словами Фамусова из грибоедовского «Горе от ума», «при государыне служил Екатерине». А в 1874 г., во время освящения церкви Сербского подворья, П.В. Хавскому было уже 103 года. И он не только выстоял всю службу, но принял затем участие в торжественной трапезе в настоятельских покоях. Присутствие Петра Васильевича на открытии Сербского подворья свидетельствовало о высоком уровне данного мероприятия в глазах московской общественности.

Вот так и появилось в 1874 г. Сербское подворье в Москве19, просуществовавшее до 1918 г. На протяжении всего этого периода подворье активно участвовало, с помощью московских благотворителей, в сборе денежных и других пожертвований в пользу сербов и остальных южных славян. Особенно плодотворной была эта деятельность в годы Великого Восточного кризиса 70-х годов XIX в. и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Здесь проводились панихиды об упокоении «всех православных иже в Старой Сербии, Герцеговине и Боснии христолюбиво и братолюбиво пострадаша», молебны о ниспослании сербскому и черногорскому воинству победы. В подворье стекались немалые пожертвования москвичей. Так, старообрядцы Москвы собрали 30 тыс. руб., купили походный лазарет и отправили его в Белград. В Сербию выехала группа сестер милосердия женской Покровской общины. Благодаря собранным через подворье средствам десятки вооруженных добровольцев ежемесячно отправлялись в армию генерала М.Г. Черняева, главнокомандующего сербской армией во время сербо-турецкой войны 1876 г.

И в последующие годы Сербское подворье являлось духовно-культурным центром сербов, проживавших в Москве, и играло большую роль в укреплении и поддержании на должном уровне русско-сербских связей различной направленности. Благодаря пожертвованиям москвичей, никогда не оскудевавшим, сербские сироты помещались в приюты, молодые сербы обучались в средних и высших учебных заведениях, а бедные монастыри и храмы Сербии и Черногории украшались ценной утварью и облачениями. На территории Сербского подворья больше пяти лет прожил сербский

митрополит Михаил, смещенный князем Миланом Обреновичем с митрополичьего престола в 1881 г. и вынужденный покинуть Сербию. В 1884 г. он приехал в Россию и с разрешения властей поселился сначала в Киево-Печерской Лавре, а затем в Москве, на территории подворья. Как вспоминали современники, опальный митрополит «приобрел общую любовь и уважение среди жителей

первопрестольной столицы... Москва горячо полюбила доброго,

" " 20 умного, кроткого старца, который нашел в ней вторую родину»20.

В мае 1889 г. он возвратился в Белград, по приглашению нового сербского короля Александра Обреновича, и вновь занял митрополичий престол.

В 1918 г. Сербское подворье, как уже упоминалось, было закрыто, в ряду других православных подворий, а Благовещенский храм сделали приходским. В 1933 г. храм с часовней были разрушены.

В настоящее время представительство Сербской православной церкви в Москве также существует - с 31 декабря 1999 г., в храме Петра и Павла у Яузских ворот, в Петропавловском переулке.

Примечания

1 Москва-Сербия. Белград-Россия. Сборник документов и материалов. Том 2. Общественно-политические связи. 1804-1878 гг. Белград-Москва, 2011.

2 Попов Н.А. Очерки религиозной и национальной благотворительности на Востоке и среди славян. Вып. 1. СПб, 1871. С. 102-103.

3 В справке об устройстве Сербского подворья в Москве Н.Н. Дурново писал: «Каждый православный русский сочувственно относится к устройству Сербского подворья, чрез что и самые сношения Русской церкви с Сербскою сделаются более близкими, а сербские церкви будут в изобилии снабжены всем необходимым от православных россиян...» // Цит. по: Москва-Сербия. Том 2. С. 550.

4 См.: Шемякин А.Л. Сербский митрополит Михаил: годы изгнания (1883-1889) // Балканские исследования Вып17. Церковь в истории славянских народов. М.,1997. С. 259-260.

5 См.: Москва-Сербия. С. 277-278.

6 Там же. С. 553.

7 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 1750. Оп. 1. Д. 79. Л. 56-56 об.

8 Помимо уже упомянутого труда «Москва-Сербия. Белград-Россия...» см. нашу публикацию: «Материалы архива Н.Н. Дурново по истории российско-сербских связей в XIX в.» // Славяне и Россия: К 110-летию со дня рождения С.А. Никитина. М., 2013.

9 См. Москва-Сербия. С. 282-285.

10 Там же. С. 288.

11 Там же. С. 290.

12 Там же. С. 294.

13 Там же. С. 322-323.

14 Там же. С. 311.

15 Московские епархиальные ведомости. 1874.8.XII. № 50.

16 Подробное описание обновленного иконостаса содержится в брошюре «Сербское подворье в Москве. Краткий исторический очерк» (М., 1902), составленной сербским выпускником Московской духовной академии Синкелом Платоном (в миру - Миливое Йованович /18741941/) и выпущенной по случаю 25-летия открытия подворья (С. 31-32).

17 Там же. С. 31.

18 Московские епархиальные ведомости. 1874.8.XII. № 50.

19 Позднее, в 1894 г, рядом с Благовещенским храмом на средства московского купца И.И. Силуанова была сооружена часовня во имя св. Саввы (архитектор М.С. Шуцман).

20 Информация взята с Интернет-сайта Сербского подворья: http://www.serbskoe-podvorie.ru/history_1.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.