Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»'

ИЗ ИСТОРИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
47
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодёжь / производство / производственный коллектив / наставник / совет наставников / воспитание / передовик производства / новатор / ветеран труда / совещание наставников / университет наставников. / Youth / production / production team / mentor / mentor council / education / production leader / innovator / labor veteran / mentor meeting / mentor university.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Третьяков А. В., Ткачёв Е. В.

В статье рассматривается важнейшая и мало разработанная в историографии проблема наставничества в СССР во второй половине XX в. Наставничество, инициированное передовиками производства, новаторами и ветеранами труда, поддержанное партийно-общественными структурами, вылилось в общегосударственное движение. Автор показывает, что наставничество зарождалось как форма закрепления и адаптации молодёжи в производственных коллективах. Однако в условиях углубления социалистического строительства в годы 9-й и 10-й пятилеток стало ясно, что только закрепить молодого человека на предприятии не достаточно. Поэтому трудовые коллективы стремились профессионально обучить и социализировать учеников на производстве, воспитать личность с активной жизненной позицией. Из работы видно, что в сложных социально-экономических условиях в 70–80-е гг. XX в. движение наставников стало в Курской области важным фактором повышения эффективности производства и развития образовательно-воспитательного потенциала молодёжи. Естественно, в движении имелись проблемы, но благодаря коллективным усилиям партийно-общественных структур, наставников и самой молодёжи они успешно преодолевались.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF MENTORING IN THE KURSK REGION DURING THE PERIOD OF "DEVELOPED SOCIALISM"

The article deals with the most important and little developed in historiography problem of mentoring in the USSR in the second half of the XX century. Mentoring initiated by the leaders of production, innovators and veterans of labor, supported by party and public structures resulted in a nationwide movement.The author shows that mentoring originated as a form of consolidation and adaptation of young people in production collectives. However, with the deepening of socialist construction in the years of the 9th and 10th five-year plans, it became clear that it was not enough just to secure a young man. Therefore, through the development of mentoring, labor collectives sought to professionally train and socialize students at work, but also to educate a person with an active life position. It can be seen from the work that in the difficult socio-economic conditions of the 70-80s of the XX century, the movement of mentors in the Kursk region became an important factor in increasing the efficiency of production by increasing and developing the educational potential of young people. Naturally, there were problems in the movement, but thanks to the collective efforts of party and public structures, mentors and the youth themselves, they were successfully overcome.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»»

УДК 930.1

ИЗ ИСТОРИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

© 2023 А. В. Третьяков1, Е. В. Ткачёв2

1 доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России

e-mail: dr tretiyakov@mail.ru 2соискатель кафедры истории России e-mail: istor kgu@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается важнейшая и мало разработанная в историографии проблема наставничества в СССР во второй половине XX в. Наставничество, инициированное передовиками производства, новаторами и ветеранами труда, поддержанное партийно-общественными структурами, вылилось в общегосударственное движение.

Автор показывает, что наставничество зарождалось как форма закрепления и адаптации молодёжи в производственных коллективах. Однако в условиях углубления социалистического строительства в годы 9-й и 10-й пятилеток стало ясно, что только закрепить молодого человека на предприятии не достаточно. Поэтому трудовые коллективы стремились профессионально обучить и социализировать учеников на производстве, воспитать личность с активной жизненной позицией.

Из работы видно, что в сложных социально-экономических условиях в 70-80-е гг. XX в. движение наставников стало в Курской области важным фактором повышения эффективности производства и развития образовательно-воспитательного потенциала молодёжи. Естественно, в движении имелись проблемы, но благодаря коллективным усилиям партийно-общественных структур, наставников и самой молодёжи они успешно преодолевались.

Ключевые слова: молодёжь, производство, производственный коллектив, наставник, совет наставников, воспитание, передовик производства, новатор, ветеран труда, совещание наставников, университет наставников.

FROM THE HISTORY OF MENTORING IN THE KURSK REGION DURING THE PERIOD OF "DEVELOPED SOCIALISM"

© 2023 A. V. Tretyakov1, E. V. Tkachev2

1Doctor of Historical Sciences, Professor, Professor of the Department of Russian History

e-mail: dr tretiyakov@mail.ru 2Applicant of the Department of History of Russia e-mail: istor kgu@mail.ru

Kursk State University

The article deals with the most important and little developed in historiography problem of mentoring in the USSR in the second half of the XX century. Mentoring initiated by the leaders of production, innovators and veterans of labor, supported by party and public structures resulted in a nationwide movement.

The author shows that mentoring originated as a form of consolidation and adaptation of young people in production collectives. However, with the deepening of socialist construction in the years of the 9th and 10th five-year plans, it became clear that it was not enough just to secure a young man. Therefore, through the development of mentoring, labor collectives sought to professionally train and socialize students at work, but also to educate a person with an active life position.

It can be seen from the work that in the difficult socio-economic conditions of the 70-80s of the XX century, the movement of mentors in the Kursk region became an important factor in increasing the efficiency of production by increasing and developing the educational potential of young people. Naturally, there were problems in the movement, but thanks to the collective efforts of party and public structures, mentors and the youth themselves, they were successfully overcome.

Keywords: youth, production, production team, mentor, mentor council, education, production leader, innovator, labor veteran, mentor meeting, mentor university.

Особенностью исхода первой четверти XXI в. в условиях обострения геополитических противоречий и фактически военного противостояния России и коллективного Запада является то, что в общественной жизни и научной среде постепенно стал утверждаться относительно взвешенный подход к оценке исторических событий и вообще к отечественной истории в целом. Надо полагать, что идеология самобичевания перед «цивилизованным» миром оказалась не только ошибочной, но и государственно вредной для России, прежде всего потому, что мир этот показал свои «реальные ценности и цивилизованность», а также то, что он живёт за счёт других, игнорируя их суверенность.

В этих условиях для создания социально-экономической системы, способной не только противостоять конкурентам, но и устойчиво отстаивать свои государственные интересы, следует изучать исторический опыт советской государственности, успешно преодолевавшей коллективные внешнеполитические угрозы и внутренние социально-экономические проблемы. Историографический анализ свидетельствует о том, что успешность советского государства определялась сознательной и активной позицией личности советского человека. Воспитание всесторонне развитой и профессионально подготовленной личности являлось основой государственной политики и практической деятельности.

В этом плане весьма важно обратиться к истории такого социально-профессионального и образовательно-воспитательного феномена, как наставничество, активно развивавшегося в советское время. О его значимости и важности в современных условиях свидетельствует активный историографический интерес к теме в начале XXI в. Всю историографию можно разделить на три самостоятельные группы. К первой относятся работы, в которых авторы рассматривают сложный процесс зарождения, становления и развития наставничества [15]. Вторую группу составляют работы, в которых рассматривается комплекс проблем, связанных с подготовкой и обучением персонала [1]. В третью группу входят работы, в которых затрагиваются отраслевые проблемы организации наставничества [11].

Историографический обзор показывает, что движение наставников в СССР возникло как результат деятельности активных кадровых рабочих, комсомольских организаций, партийно-государственных структур, руководства советских предприятий и профсоюзов по закреплению молодых рабочих кадров на производстве и их адаптации к новым условиям жизнедеятельности. В условиях решения намеченных КПСС масштабных социально-экономических задач деятельность по обучению и воспитанию молодой рабочей смены и адаптации молодёжи к самостоятельной работе в трудовых коллективах, имевших солидную социально-экономическую

историю, рассматривалась как важное направление повышения эффективности социалистической экономики.

Источники показывают, что наставничество в различных формах на предприятиях развивалось всегда. Его инициаторами выступали как опытные рабочие, понимавшие трудности адаптации молодых, так и молодёжь, пришедшая в новые трудовые коллективы, имевшие свои социально-психологические ценности и профессиональные секреты. Вместе с тем условно общепринятым началом массового движения считается 1964 год. К этому времени в цехе №33 Ленинградского электромашиностроительного объединения «Электросила» им. С.М. Кирова сложился коллектив творческих производственных единомышленников. Они не только качественно и творчески работали, но и как условие повышения производительности труда рассматривали создание системы профессиональной адаптации и воспитания молодежи, постоянно пополнявшей трудовые коллективы [2, с. 55-56].

Партком объединения «Электросила» в ходе изучения опыта проделанной работы увидел, что наставничество не только стимулировало процесс закрепления молодёжи на предприятии, но и развивало её творческий потенциал, способствовало формированию личности. Особых успехов в этой работе добился руководитель комсомольско-молодёжной бригады мастер-наставник С.С. Витченко. К началу 1970-х гг. школу наставничества в его бригаде прошли 103 молодых рабочих с тяжёлыми судьбами. Из них 97 человек вступили в комсомол, а 8 человек - в ряды КПСС [15, с. 75].

Источники показывают, что нужное всем, но новое и сложное дело пробивало себе дорогу с трудом, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Этот процесс сдерживался как объективными трудностями, так и субъективными факторами. Вместе с тем поддержка партийных комитетов на всех уровнях стимулировала процесс развития наставничества во всех сферах жизнедеятельности населения. За десять лет, к 1974 г., в Курской области наставничество упрочило свои позиции и получило развитие. Призыв бригадира слесарей Ленинградского объединения «Электросила» С.С. Витченко «учить не только мастерству, но и жизни» в Курской области «поддержали кадровые рабочие промышленных предприятий и строек, люди, заслужившие почёт и уважение в коллективах, достигшие совершенства в своём деле» [7, с. 2].

В рассматриваемое время в стране и регионе масштабы хозяйственно-экономического строительства, а следовательно, и решения социальных проблем динамично и устойчиво расширялись. Для обеспечения стабильного экономического развития увеличивался приток молодых рабочих во все сферы жизнеобеспечения и деятельности. Согласно статистическим данным, в 1974 г. в промышленность, на стройки, колхозы и совхозы Курской области пришло более 20 тыс. молодых рабочих [Там же]. В 1978 г. более 25 тыс. выпускников школ, профтехучилищ и техникумов пополнили ряды рабочего класса области [8].

«Каждый третий рабочий, - писал секретарь областного совета профсоюзов И. Ерин, - делает первые шаги в своей трудовой деятельности, встаёт на первую ступеньку своего профессионального мастерства. Вот почему проблема воспитания молодых рабочих так актуальна. На этот сложный и многогранный процесс формирования личности молодого человека, участвующего в производственной деятельности, всё большее влияние оказывают наставники молодёжи» [7, с. 2-3].

В условиях расширения масштабов производственно-хозяйственной деятельности работа наставников молодёжи становилась важным фактором повышения эффективности производства. Поэтому партийные, профсоюзные и комсомольские организации области, районов, городов, предприятий и организаций совместными

усилиями создавали условия для развития движения наставников в регионе во всех сферах жизнедеятельности. Естественно, что идейно-организационный приоритет и руководящее начало находилось в руках комитетов КПСС. Следует отметить, что наставничество в Курской области массовый характер приобрело к 1974 г., а широкое развитие получило в годы 9-й и 10-й пятилеток.

Источники показывают, что совместная работа заинтересованных организаций создавала условия и стимулировала процесс развития движения наставников. Так, в 1974 г. в Курской области активно работало «свыше трёх тысяч наставников» [7, с. 3]. В 1975 г. в тресте «Курскрудстрой» 265 «наставников помогали молодёжи осваивать строительные профессии» [4, л. 66], в Хомутовском районе воспитанием молодёжи занимались 150 наставников [Там же, л. 68]. В Промышленном районе г. Курска в это время над молодыми рабочими шефствовали 1 288 наставников [5, л. 43], из них 250 наставников трудились на КЗТЗ имени 50-летия СССР [Там же, л. 54]. На Михайловском ГОКе 525 наставников воспитывали 930 молодыми рабочим [Там же, л. 46], а на предприятиях торговли и бытового обслуживания Курской области коллектив наставников насчитывал 1 492 передовых рабочих [6, л. 137].

В 1979 г. в Курской области уже «более шестнадцати тысяч человек ...являлись наставниками» [8]. Естественно, что движение наставников активно развивалось на всех предприятиях региона. К примеру, в 1986 г. на ударной комсомольской стройке Курской атомной станции «500 наставников.взяли шефство над новичками» [9], а в Беловском районе «около трехсот ветеранов сельскохозяйственного производства шефствуют над молодыми механизаторами и животноводами» [10].

Анализ источников показывает, что процесс роста численности наставников в регионе, осуществляемый под руководством партийных комитетов, сопровождался формированием организационно-методических принципов и психолого-педагогических методов работы наставников. Дело в том, что практическая реализация требования партийных комитетов совершенствовать работу наставников молодёжи сдерживалась отсутствием надлежащего научно-методического и организационного опыта этой деятельности. Опыт же деятельности отдельных уникальных личностей, рабочих-наставников и новаторов невозможно было механическим способом распространять на всех и таким путём развивать систему наставничества.

Надо отметить тот факт, что в 70-80-е гг. XX в. в трудовых коллективах, общественно-политических организациях, на страницах периодической печати постоянно велись дискуссии относительно разработки методических моделей работы наставников молодёжи. Опыт передовиков по профессиональному обучению молодых на предприятиях и адаптации их к жизни в новых условиях имелся весьма обширный. Однако партийные организации в условиях усложнения задач социалистического строительства активно выступали за воспитание творческих, идейно подготовленных профессионалов с активной жизненной позицией.

«Наш долг, - говорил Л.И. Брежнев в отчётном докладе ЦК КПСС XXIV съезду КПСС, - передавать новым поколениям свой политический опыт, опыт решения проблем экономического и культурного строительства, руководить идейным воспитанием молодёжи, делать всё, чтобы они достойно продолжали дело своих отцов.» [14]. На XXV съезде КПСС в отчётном докладе ЦК КПСС говорилось о формировании личности строителя нового общества с активной жизненной позицией. «Ничто так не возвышает личность, - говорил Л.И. Брежнев, - как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения» [12, с. 77].

В ходе дискуссий, проходивших в регионе, было определено понятие «наставничество». Под наставничеством стали понимать целенаправленную

и системную деятельность, сочетающую в себе «обучение профессиональному мастерству и воспитание юношества в духе уважения и любви к своей профессии», «где старшее и молодое поколение, устремленные к одной цели<...>, закрепляют и развивают трудовые и боевые традиции советского народа» [14].

В ходе теоретических дискуссий и обобщения опыта практической деятельности были определены системообразующие формы работы наставников, которые предполагали непрерывный поиск новых форм воспитания, адекватных потребностям, условиям и возможностям трудовых коллективов. Из источников видно, что наставничество зарождалось как индивидуальное, оформленное по личной инициативе шефство заслуженных мастеров, передовиков и новаторов производства над молодыми рабочими, попавшими с приходом на предприятия в новые социально-экономические условия жизнедеятельности. В основном индивидуальное шефство охватывало до трех начинающих рабочих.

Заслуживает внимания опыт работы электрослесаря ЭРЦ Михайловского ГОКа Э.С. Виснапа, который воспитал из молодых рабочих плеяду мастеров своего дела. Но особо, по его словам, он запомнил С. Зимина, который после окончания профтехучилища без опыта работы пришёл в коллектив. Начальник участка не хотел его брать в коллектив потому, что он постоянно нарушал трудовую дисциплину. «Видя это, тов. Виснап попросил, чтобы Зимина направили к нему. Немало пришлось поработать, чтобы привить Зимину любовь к профессии, добиться выполнения им заданий, передать свой опыт работы. За 3 года работы Зимин повысил свою квалификацию до 7 разряда, стал передовым рабочим и стал работать с молодыми рабочими» [5, л. 46].

Многогранную индивидуальную работу проводил В. В. Плюхин, токарь-наставник Курского завода «Сельмашзапчасть». Он подготовил к жизни 18 молодых рабочих. Особые трудности вызывал у него В. Волобуев, пришедший на завод после окончания 9 класса. Способный парень стал выпивать, «связался с плохими ребятами, с работы решил уйти». «Трудные у нас с ним были беседы, - говорил наставник. -Многому и я поучился, приобрёл необходимые навыки беседы с подростками. Как ни трудно было, добился своего - остался парень на заводе, бросил пить, потом ушёл в армию, а когда отслужил, вновь на завод вернулся. Работает в инструментальном цехе, но часто ко мне заходит посоветоваться» [16, с. 12].

О признании наставничества, его популярности у рабочих и производственной пользе свидетельствует то, что на передовых предприятиях активно поддерживалось и стимулировалось развитие коллективного шефства над молодым рабочим пополнением. На предприятиях создавались комсомольско-молодёжные бригады, которые возглавляли опытные передовики производства. Эта практика показала, что хорошие наставники «подобно опытным, вдумчивым педагогам дают своеобразный аттестат гражданской и профессиональной зрелости целым группам юношей и девушек» [14].

Большую роль в воспитании курской молодёжи сыграла заслуженный строитель РСФСР, кавалер орденов Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта» В.И. Сасина. Она говорила: «Я люблю работать с молодёжью. Получаю от этого большое моральное удовлетворение». Она заинтересованно работала с молодыми рабочими-строителями своего предприятия и также руководила производственной практикой студентов строительных вузов. В 1974 г. в её бригаде проходили «школу жизни» 15 девушек, из них 4 практикантки из Белгорода и 5 из Курского политехнического института. «Несмотря на большую занятость, - говорила В.И. Сасина, - я стараюсь найти время поговорить с каждой, как говорят, по-матерински, дать интересное производственное задание. Одним словом,

учу не только производственному мастерству, а воспитываю их, помогаю осознать значение труда, знакомлю с трудовыми традициями коллектива. В такой обстановке молодёжь чувствует себя увереннее, быстрее приобретает необходимые навыки, начинает по-настоящему любить профессию строителя» [16, с. 14].

Источники показывают, что наставничество развивалось в различных формах: индивидуальное, коллективное. Были и иные, более массовые формы, включавшие в себя различные способы передачи производственного и социально-жизненного опыта передовиков молодым работникам во всех сферах жизнедеятельности. В их число входили: посвящение в рабочие, праздники первой получки, чествование героев труда, новаторов и передовиков производства, встречи поколений, участие в работе комсомольских организаций и другие формы. Важным представляется то, что при всём многообразии форм работы индивидуальное и коллективное дополняли друг друга, формируя единый воспитательный процесс.

На всех предприятиях и в организациях руководители, ветераны трудовых коллективов знакомили новичков с историей и жизнью коллектива, показывали рабочее место. При этом особый упор делался на раскрытие перспективы развития предприятия путём знакомства молодого рабочего с его трудовым коллективом, передовиками и ударниками коммунистического труда, зарплатой и социально-экономическими возможностями передовых или успешных рабочих. В залах для торжественных собраний выставлялись галереи передовиков производства, молнии, стенгазеты, другие материалы, раскрывавшие трудовой путь коллектива. Суть этих мероприятий состояла в том, что, знакомя молодёжь со славной историей трудовых коллективов, старшее поколение не только создавало условия и показывало жизненные ориентиры, но и брало на себя ответственность и обязанность «вырастить достойную смену, воспитать её идейно закалённой, готовой к новым свершениям.» [14].

Опыт работы наставников и очевидная социально-экономическая польза её говорили о важности совершенствования руководства деятельностью по его развитию, разнообразию форм и методов работы. В целях координации движения наставников в Курской области в 70-80-е гг. XX в. активно проводились совещания, создавались и действовали советы наставников молодёжи на всех уровнях. Так в январе 1974 г. в Курске по инициативе областного совета профсоюзов и обкома ВЛКСМ состоялось областное совещание наставников молодёжи. На нём был рассмотрен и обобщён накопленный опыт работы, подведены определённые итоги, намечены перспективы движения, а также создан областной совет наставников молодёжи Курской области.

Его персональный состав показывает, что все областные структуры и население были заинтересованы в системной деятельности наставников по профессиональной подготовке, адаптации и воспитанию молодёжи как способе решения социально-экономических государственных и личных целей населения. В совет вошли: И.И. Ерин - секретарь областного совета профсоюзов (председатель), В.Е. Писарюк -второй секретарь обкома ВЛКСМ (заместитель), А. Д. Федосюткин - ветеран партии комсомола, председатель секции ветеранов войны (заместитель), А.П. Албегонов -председатель колхоза «Дружба» Золотухинского района, А.И. Баранов - директор завода «Аккумулятор», Н.П. Волосовцев - мастер сахзавода им. Кирова Пристенского района, В.Н. Долгих - секретарь парткома КЗТЗ, А.А. Егоров - наставник, мастер Курского электроаппаратного завода, И.И. Душин - Герой Социалистического Труда, механизатор колхоза «Страна Советов» Обоянского района, В.В. Игнатов -зам. начальника областного управления сельского хозяйства, О.И. Козин - шофер автобазы Михайловского железорудного комбината, А.Д. Кудинов - начальник областного управления профтехобразования, Г.В. Куликов - зам. зав. промышленно-транспортным отделом обкома КПСС, В.И. Лопатин - второй секретарь Курского

горкома ВЛКСМ, М.Б. Мироненко - секретарь Курского горкома КПСС, В.А. Мягченко - инструктор обкома ВЛКСМ, Н.Г. Никитин - председатель обкома профсоюзов рабочих электростанций и электротехнической промышленности, Ю.П. Ноздрачёв - электромеханик КЗПА, П.Г. Понаморёв - секретарь парткома совхоза «Обоянский», В.Я. Раевский - первый секретарь Ленинского райкома КПСС, З.П. Сибилёва - кавалер ордена Ленина, шлифовальщица КЗТЗ, А.Е. Стадников -первый секретарь Курского райкома ВЛКСМ, Н.В. Булычева - второй секретарь Промышленного райкома ВЛКСМ, Д.А. Тарасов - председатель профкома Курского комбината химического волокна, К.П. Токмачёва - Герой Социалистического Труда, доярка колхоза имени Фрунзе Горшеченского района, И.Ф. Титов - ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних, М.Т. Шемет - Герой Социалистического Труда, трактористка колхоза имени Жданова Глушковского района [20].

Участники областного совещания наставников молодёжи приняли обращение к ветеранам и новаторам труда, ко всем наставникам рабочей и сельской молодёжи Курской области. По сути это был программный призыв с определением цели деятельности наставников. «Мы призываем, - говорилось в обращении, - каждого наставника сделать всё, чтобы его воспитанники:

- полюбили свою профессию, гордились званием рабочего, колхозника;

- проявляли добросовестность в труде, активно участвовали в повышении эффективности производства, в экономии и бережливости;

- постоянно повышали своё профессиональное мастерство, свой политический, общеобразовательный и культурный уровень;

- отвечали высоким требованиям коммунистической морали;

- были активными общественниками, непримиримо относились к недостаткам, боролись за образцовый общественный порядок» [Там же].

Особенностью обращения стало то, что участники совещания наставников определили главную задачу деятельности областного совета наставников, решение которой создавало условия для развития наставничества как системы профессионального обучения, производственной адаптации и гражданско-патриотического воспитания молодёжи. В задачу входило:

«- сделать движение наставничества массовым, окружить его постоянной заботой и вниманием;

- добиться того, чтобы за каждым подростком, за каждой группой молодых тружеников был закреплён наставник;

- постоянно учиться самим, повышать свой уровень знаний, с тем чтобы квалифицированно заниматься воспитанием трудовой смены;

- в своей работе опираться на комсомольские организации, группы, комсомольско-молодёжные бригады» [20].

В ходе работы совещания и обмена мнениями его участников были определены новые формы наставничества, которые рекомендовалось активно внедрять в практику работы. В целях повышения качества работы наставников на производстве рекомендовалось шефскую деятельность развивать в учебных заведениях и во внеурочной деятельности. Предлагалось особое внимание уделять организации бригадного шефства, шефства специалистов хозяйств над производственными бригадами, лагерями труда и отдыха, базовых предприятий над профессионально-техническими училищами, созданию комсомольско-молодёжных коллективов, возглавляемых опытными наставниками-производственниками [Там же].

Источники показывают, что совещание и созданный областной совет наставников активизировали деятельность властных структур и общественно-

политических организаций по развитию наставничества молодёжи во всех сферах жизнедеятельности Курской области. Во многих трудовых коллективах региона прошли собрания наставников с повесткой «О дальнейшем совершенствовании работы наставников молодёжи» [7, с. 3]. В районах области и городах стали создаваться районные советы наставников молодёжи, они также начинали действовать на предприятиях и в организациях. К примеру, на КЗТЗ для руководства наставниками был создан заводской совет наставников во главе с В.М. Тутовым. В крупных цехах завода также создавались советы наставников [6, л. 54].

Советы наставников всех уровней действовали постоянно. Итоги деятельности наставников в области подводились на ежегодных областных совещаниях и районных советах наставников молодёжи и слётах наставников предприятий. Так, второе областное совещание наставников молодёжи прошло в Курске 29 января 1976 г. С докладом «О состоянии и мерах по дальнейшему развитию движения наставничества в области» выступил секретарь обкома профсоюзов И.И. Ерин [19].

На Курском комбинате химического волокна наставниками руководил совет из 15 передовых рабочих и новаторов производства [3]. В конце 1984 г. в сл. Белой прошёл районный слёт наставников. На слёте обсуждался комплекс проблем движения наставников в районе, обобщался накопленный опыт. Но главное состояло в признании результатов работы наставников. Выступая на слете, председатель профсоюзов работников сельского хозяйства Н.П. Хлопотов отметил: «В том, что район в целом успешно завершил четвёртый год пятилетки, есть большая заслуга ветеранов-наставников молодёжи» [10]. В апреле 1986 г. состоялся очередной слёт наставников строительства Курской АЭС. Участники подвели итоги проделанной работы, определили недоработки и наметили перспективы по совершенствованию системы воспитания молодёжи [9].

Анализ источников показывает, что на всех совещаниях, слётах, семинарах и иных собраниях наставников при обсуждении вопросов об улучшении работы назывались три главные проблемы: совершенствование механизма и системы подбора кандидатов в наставники молодёжи, организация психолого-педагогического и методического обучения наставников и стремление организовать социалистическое соревнование наставников.

В практической работе по подбору наставников оформились два направления, и грани между ними были весьма тонкими. С одной стороны, трудовые коллективы видели тех, кто хотел, мог и способен был стать наставником, и закрепляли их за молодёжью в качестве наставников. К примеру, в Промышленном районе Курска наставников подбирали индивидуально [6, л. 43]. С другой стороны, партийные комитеты, профсоюзы и комсомол наставничество рассматривали в большей степени как партийное поручение, даваемое передовикам и новаторам производства [3]. Это, естественно, соответствовало уставным требованиям организаций, но игнорировало личный интерес передовиков к работе с молодёжью и отсутствие у них психолого-педагогических знаний, что снижало качество этой работы и в определённой части дискредитировало саму идею наставничества.

В 70-80-е гг. XX в. в практической работе подход к наставничеству как сугубо партийному поручению успешно преодолевался. В трудовых коллективах всё активнее подбирали подготовленных передовиков и новаторов, имевших желание вести шефскую работу с молодыми рабочими. Наставничество расширялось как движение и приобретало черты коллективного движения, что стимулировало развитие социалистического соревнования между наставниками.

Вместе с тем существенной проблемой в развитии наставничества становилось индивидуальное социалистическое соревнование наставников. Основная масса

руководителей, не связанных тесно с работой наставников, считала его развитие перспективной формой стимулирования движения наставничества. Практики имели иной подход к этой проблеме. «Я хочу, - говорил председатель совета наставников Курского завода передвижных агрегатов Ю. Ноздрачёв, - высказать на этот счёт свои сомнения. Как сравнивать их труд? Где критерии? <...> как измерить труд каждого, время, отданное им своему воспитаннику, тепло души, на которое он не скупился? Не все ведь результаты одинаково осязаемы. У одного за год три подростка перебывало, а другой с одним до сих пор бьётся, но ведь какой этот один! Так как же подводить итоги соревнования и нужно ли оно вообще в таком деликатном деле?» [13].

Несмотря на то что предпринимались определённые шаги по совершенствованию соревнования в этой сфере, проблема решалась трудно. В ходе этой работы было достигнуто понимание того, что среди наставников следует проводить психолого-педагогическое просвещение и оказывать им необходимую методическую помощь. Источники показывают, что на многих предприятиях Курской области были введены штатные должности методистов по работе с подростками [13]. На предприятиях области организуются семинары, школы, лектории, где наставники изучают «основы педагогики и психологии, знакомятся с методикой индивидуальной воспитательной работы» [14]. Готовились и издавались методические пособия для наставников.

Опыт работы показывал, что для достижения максимального эффекта в сфере обучения наставников следовало все усилия и возможности сосредоточить в одном месте. Такой подход стимулировал зарождение и развитие в Курской области университетов наставников. В частности, такой университет был создан и успешно работал на Государственном подшипниковом заводе № 20, где насчитывалось более 200 наставников. В целях повышения статуса университета и повышения образовательной мобильности его ректором был утверждён директор завода А.Р. Рисс. В начале своей деятельности университет установил тесные связи с Курским госпединститутом. Учёные института встречались с рабочими, читали лекции, проводили беседы с наставниками. Особое внимание уделялось методическому обеспечению проведения занятий в университете.

Большой раздел программы университета был посвящён педагогике и психологии. «После каждого теоретического занятия в цехах проходит практический разбор тем, связанных с воспитанием молодёжи» [17]. В рамках университета наставники завода устанавливали контакты с родителями молодых рабочих, пришедших на завод. Родители приглашались на предприятия, знакомились с профессиями своих детей, условиями работы и бытом, «их первыми шагами в самостоятельной трудовой жизни» [Там же]

Из вышеизложенного материала следует, что наставничество в стране и Курской области в 70-80-е гг. XX в. прошло сложный эволюционный путь. Наставничество как движение по закреплению рабочей молодёжи на предприятиях, возникшее по инициативе передовых рабочих и ветеранов производства, стало действенной формой воспитания творческих, идейно убеждённых рабочих, профессионалов с активной жизненной позицией, способных отстаивать государственные, коллективные и личные интересы.

Наставничество из адаптационно-производственной, профессионально-воспитательной, индивидуально-коллективной работы мастеров и ветеранов труда эволюционизировало в широкую общественно-психологическую, педагогическую и производственно-экономическую деятельность по воспитанию молодёжи путём межпоколенческой трансляции социально-экономических знаний и ценностей. Оно

стало основой устойчивого развития, обеспечивающего производственно-хозяйственную и социальную стабильность предприятий, общества и государства.

Библиографический список

1. Алябьева, Т. А. Наставничество как один из эффективных способов обучения и развития персонала / Т. А. Алябьева, А. Б. Корешкова, Е. С. Горшкова, И. А. Горькова, М. М. Фетисова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 10-1. - С. 119-121.

2. Архипенко, В. Наставничество: новое в подготовке рабочей смены / В. Архипенко // Коммунист. - 1975. - №2. - С. 55-64.

3. Буренков, А. Традициям крепнуть / А. Буренков // Курская правда. - 1975. -

7 ноября.

4. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). - Ф. П-1. - Оп. 63. - Д. 102.

5. ГАОПИКО. - Ф. П-131. - Оп. 7. - Д. 125.

6. ГАОПИКО. - Ф. П-131. - Оп. 7. - Д. 127.

7. Ерин, И. Движению наставничества - широкую поддержку / И. Ерин // Блокнот агитатора (Курск). - 1974. - №9. - С. 2-6.

8. Ерин, И. Нет благороднее цели / И. Ерин // Курская правда. - 1979. - 9 января.

9. Зиборов, И. Совет наставников / И. Зиборов // Курская правда. - 1986. -1 марта.

10. Ищенко, Ал. Слет наставников / Ал. Ищенко // Курская правда. - 1985. -

8 января.

11. Кравцова, Е. А. Формирование института наставничества в системе органов внутренних дел / Е. А. Кравцова // Проблемы правоохранительной деятельности. -2021. - № 3. - С. 33-37.

12. Материалы ХХV съезда КПСС. - Москва: Политиздат, 1976. - 256 с.

13. Ноздрачев, Ю. Воспитай себе смену / Ю. Ноздрачев // Курская правда. -1974. - 6 декабря.

14. Оловянников, Г. Наставничеству - внимание / Г. Оловянников // Курская правда. - 1974. - 27 декабря.

15. Плехов, Г. Г. Становление института наставничества на Ленинградских промышленных предприятиях в первой половине 1970-х гг. / Г. Г. Плехов // Клио. -2012. - № 8 (68). - С. 74-77.

16. Плюхин, В. В. Учить жизни / В. В. Плюхин // Блокнот агитатора (Курск).-1974. - №17. - С. 12-13

17. Право учить // Курская правда. - 1975. - 29 ноября.

18. Сасина, В. И. Молодым - строить коммунизм / В. И. Сасина // Блокнот агитатора (Курск). - 1974. - №17. - С. 14-15.

19. Совещаются наставники молодёжи // Молодая гвардия (Курск). - 1976. -30 января.

20. Твой старший друг // Молодая гвардия (Курск). - 1974. - 5 января.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.