Научная статья на тему 'Из истории мусульманского образования татар в Беларуси'

Из истории мусульманского образования татар в Беларуси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
715
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории мусульманского образования татар в Беларуси»

вие вуза в трудоустройстве выпускников. Необходимо обязательно обратить внимание на критерий «удобство расписания», который почти для всех имеет высокую важность, низкий коэффициент качества.

По результатам исследования был разработан и представлен руководству вуза ряд рекомендаций, который сводится к формированию позитивного имиджа вуза, а также взаимосвязанных элементов маркетинга, следовательно, повышению конкурентоспособности АСО (КСЮИ).

Литература:

1. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования. - М., СПб.: Питер, 2004. - 840 с.

2. Новаторов Э.В. Качобрус: маркетинговый инструмент для определения качества образования // Маркетинг. № 6 (61). 2001.

3. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. - М.: Интер-пракс, 1995. - 240 с.

4. Попов Е.В. Планирование маркетинговых исследований на предприятии // Маркетинг. - 1999. - № 1. - С. 101-108, № 2. - С. 105112.

5. www. ram. ru (Материалы конкурса «Лучшее маркетинговое решение года -2003»).

ИЗ ИСТОРИИ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАР В БЕЛАРУСИ

Ибрагим Канапацкий, канд. истор. наук, доцент кафедры

истории Беларуси Белорусского государственного университета им. М. Танка

Многие десятилетия в Беларуси, как и в других регионах бывшего СССР, религия находилась на периферии общественного сознания. Более того, народ убеждали, что религия является идейным противником, социальным и моральным злом, которое препятствует строительству коммунистического общества.

С началом перехода к посткоммунистическому обществу верующим всех конфессий было разрешено исповедовать свою веру, читать молитвы в храмах, обучать детей религии. Сегодня уже религия и её институты рассматриваются как социокультурное явление, которое несёт в себе позитивное начало и функции и имеет историческое будущее.

Последнюю из трёх мировых религий - Ислам - традиционно исповедуют 27 народов в Республике Беларусь. Около половины белорусских мусульман явля-

ются татарами: местные - белорусско-литовские, а также волго-уральские, сибирские и крымские [1; 16, 18, 214, 215].

Предки современных татар - булгары в 922 г. приняли от арабов мусульманскую веру. Эти мусульмане стали составной частью татарского народа. Массовое проникновение татар-мусульман в Беларусь началось в конце XIV века. В 1397 г. в соответствии с соглашением великого князя Литовского Витовта и хана Тохта-мыша несколько тысяч татар направились с семьями из Северного Причерноморья и Крымского полуострова в Великое княжество Литовское и поселились около Вильно, Новогрудка, Лиды, Бреста, Гродно и Минска. Витовт гарантировал татарам свободу вероисповедания, поэтому много татар из Золотой Орды, а позднее Казанского и Крымского ханств, спасаясь от межусобиц, переселялись и

52

Казанский педагогический журнал 3'2005

оседали на землях Белорусско-Литовского государства - Великого княжества Литовского. Толерантность, господствовавшая в княжестве, позволяла татарам строить мечети на выделенных землях, открывать мусульманские школы. В 1591 г. на территории Польско-Литовского государства - Речи Посполитой (куда с 1569 г. входила Беларусь) жили около 100 тысяч татар, которые имели 400 мечетей [2; 282]. Уже в первых татарских поселениях при каждой мечети существовали мусульманские школы. Об обучении татарских детей вспоминает ещё в 1558 г. неизвестный автор письма к турецкому султану Сулейману Великолепному. Это письмо вошло в научный сборник под названием «Рисале-и-татары-и-лех» (Сочинение о татарах в Польше). «При больших мечетях, - пишет автор «Рисале», - обычно держали имамов из Орды и Крыма, оплачивая их собственными средствами, у них же учатся наши дети: из них некоторые готовятся к духовному призванию. Если бы не большие расстояния, можно не сомневаться, что османские падишахи прислали бы к нам своих улемов (учёных), которые бы держали нашу веру в чистоте и вели бы нас своей наукой по правильному пути» [3; 254].

В последующие годы татаро-мусульманские школы создавались в каждом населенном пункте, где жили татары. 22 сентября 1903 г. виленский, ковенский и гродненский генерал-губернатор сообщал в Министерство внутренних дел о том, что «найдено в с. Видзах тайное обучение (т.е. не утверждённое местными властями. - И.К.) детей-магометан Закону Божьему и молитвам по Корану». Он обратился в Виленский образовательный округ, чтобы выяснить, какой существует порядок относительно выдачи разрешения на право учить детей-мусульман. Департамент народного образования отве-

тил, что по действующему законодательству лицам мусульманского вероисповедания не выдаются свидетельства на право обучения детей закону их веры [4; 134].

Обычно у татар Беларуси обучением детей занимались или сам руководитель мусульманской общины - имам, или его помощник - муэддин, или специально назначенный для этой цели учитель (год-жий). Учили детей в основном мужчины, но были и женщины (годжини). Например, в Ляховичах перед Первой мировой войной (1914-1918 гг.) детей учила читать Коран «бабушка Гостиловка», вдова муллы Ибрагима Якубовского, которая была родом из д. Гостиловичи (отсюда её прозвище). Возле г. Лида в татарской деревне Сандыковщизна детей учила годжиня Софья Криницкая. В Смиловичской татарской общине возле Минска годжиня-ми были дочки муллы Ибрагима Хасене-вича Ева, Разыя и Зухра Хасеневичи. В местечке Мир накануне Второй мировой войны (1939-1945 гг.) тоже учила детей годжиня Айша Шинкевич, сестра муфтия мусульман довоенной Польши -Якуба Шинкевича [5; 138].

Традиционно татары небольших деревень, посёлков, где не было мечети и муллы, приглашали учить детей мусульманской религии хорошо подготовленных старых людей, которые за небольшую плату, а то и просто за содержание и «спасение» (в будущей жизни такой учи-тель-годжий или учительница в соответствии с мусульманским вероуставом получат большую награду за хорошее дело), занимались с детьми, а то и с детьми своих бывших учеников. Нередко учителями мусульманской религии были мальчики и девочки, которые неплохо учились, хорошо знали основы мусульманской религии. Такие «директоры» также пользовались уважением у татар, а их родителям было приятно в этом признаться.

Казанский педагогический журнал 3'2005

53

В больших татарских селениях мусульманские школы находились в специальных домах. В довоенной Польше при каждой мечети действовал парафиальный дом. В г. Ивье здание мусульманской школы было построено в 1922 г. на деньги татар-эмигрантов, которые выехали перед Первой мировой войной в Америку и остались там жить. Однако большинство мусульманских школ находилось в собственных домах учителей-годжиев. Условия обучения были неодинаковые. Вот как описывает обучение детей в г. Ляховичи С.Кричинский: «Ляховичи являются одним из беднейших татарских поселений. Мусульманская школа находилась в доме муэддина и годжия Сулей-мана Байрашевского. Дом деревянный, крытый соломой. В довольно большой, но тёмной комнате с глиняным полом видим в углу простой стол, а за ним на скамейке группу детей (13 мальчиков и 1 девочку), которые склонились над раскрытыми коранами. Один из мальчиков читает аят (стих) из Корана. К его чтению прислушивается годжий - небритый, худой, бедно одетый человек. Посредине комнаты стоит железная печка, соединённая длинной трубой с кирпичной печью, на ней самовар. В другом углу сидит черноокий ребёнок, который ежеминутно перемежёвывает свой плач с монотонным пением ученика. Один из мальчиков должен успокаивать ребёнка, держа его на коленях и играясь» [5; 139].

Обучение детей в малых селениях велось по пятницам, в больших - ежедневно рано и после обеда (после обеда собирались дети, которые утром ходили в государственные школы). Занятия по хозяйству, работы в период уборки урожая иногда прерывали учёбу. В мусульманскую школу дети татар начинали ходить с 6-8-летнего возраста. Начало занятий в мусульманской школе являлось важным и радостным событием в татарской семье,

поэтому перед учёбой обычно раздавали садаку (печенье, фрукты, конфеты и др.).

Во время занятий годжий знакомил учеников прежде с арабским письмом. Когда дети усваивали написание букв и произношение отдельных звуков, учитель давал им читать Коран, поделенный для удобства на 30 частей (суфр). Чтение шло очень медленно, дети с трудом читали отдельные аяты (стихи из Корана). Ученика, который по буквам читал Коран называли «бискич» (на турецком языке «бискич» - лестница). Затем дети читали сюреем (от турецкого «сюратле» - очень быстро, живо), т.е они уже могли читать гладко, без задержек. Наконец, они начинали читать Священную книгу в соответствии с определёнными правилами. Тот из учеников, кто умел прочитать Коран до суры (главы) «Я-Син», получал арабское имя «шагир» (знаменитый). А ученик, который мог читать и объяснять Коран, назывался куранджеем. Затем наступала очередь других религиозных книг, особенно хамаила (молитвенника), в котором были собраны не только арабские, но и древнетатарские тексты. На этом начальное мусульманское образование завершалось и происходил своеобразный праздник «Ляги», праздник чествования лучших учеников, которые получали мусульманские и татарские знания.

Проводился праздник «Ляги» обычно в четверг. В школе собиралась группа учеников вместе с годжием. Старательному куранджею годжий давал поцеловать Коран. После этого он заворачивал Священную книгу в белое полотно длинной в несколько метров, подаренное родителями ученика и завязывал Коран полотенцем на голове ученика. Дети становились парами (мальчик с мальчиком, девочка с девочкой). Куранджей вместе со старшим из друзей становился впереди. Осмотревши ещё раз своих учеников, годжий говорил: «Бисми Лляги рахмани

54

Казанский педагогический журнал 3'2005

рахим» (Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного). После этого, держа в руках хамаил, он выводил детей на улицу. Идя по улице, годжий читал молитвы из хамаила, а дети ему отвечали через определённое время: «Амин». Молитва, которую читал учитель, называлась «Ля-ги», потому что начиналась со слов «Бисми Лляги» - отсюда и название праздника. Годжий вёл детей к дому первого ученика и с молитвой вступал во двор, который был усыпан цветами. Возле порога родители ученика встречали детей хлебом, водой и солью. Годжий поздравлял счастливых родителей, после чего родные и соседи поздравляли самого куранджея и его родителей. Затем хозяева приглашали в дом на угощение. Все садились за столом так, чтобы лучшие места оставались годжию, муэддину и ку-ранджею, а дальше родным, друзьям, знакомым и детям.

По знаку годжия все умолкали и он начинал читать выдержки из Корана, а ученики и гости повторяли за ним «Аллах Акбар» (Бог превыше всего) и «Альхам-дульлилляги» (Хвала Богу). Наконец, куранджею подавали принесенный им Коран, но он, не открывая его, начинал читать наизусть одну из больших сур. После этого лучшие ученики читали аяты из Корана. В самом конце куранджей читал наизусть ещё одну суру и ещё раз родители благодарили годжия, а последний поздравлял их и высказывал наилучшие пожелания. Затем дети могли приступать к угощению. Но перед трапезой имам читал дуа (молитву) «перед едой». Чтение молитвы «после еды» завершало это торжество, в котором принимали участие несколько десятков, а то и более ста человек (например, на празднике «Ляги», проведённом 15 апреля 1937 г. в Ивье в честь 14-летнего Мухаммеда Шабанови-ча, участвовали более 150 человек) [5; 142].

В результате Первой мировой войны единый народ - белорусско-литовские татары был разделён. Большинство татар (более 6 тысяч человек) оказались в Польше. В возрождённом польском государстве - 11-й Речи Посполитой государственные школы, духовенство и общественность легально, свободно могли заниматься воспитанием детей. В польских школах раз в неделю был урок религии. Проводили его священники. Польское государство платило священникам зарплату за педагогическую работу, как и преподавателям других предметов.

В межвоенный период (19181939 гг.) для школ в Польше специально готовили учителей религии. В малых (начальных) школах уроки религии проводили учителя. В школах селений, где было значительное количество татарских детей и где были мечеть и мулла, проводились уроки мусульманской религии по специально разработанной программе. Были составлены учебники на арабском языке с объяснениями на польском. В программу обучения входили основные положения священных для мусульман книг - Корана и Сунны Пророка Мухам-мада. Предусматривалось также, что на начальном этапе татарские дети должны были учиться читать и писать арабскими буквами отдельные аяты (стихи) из Корана, плавно и выразительно читать молитвы, знать необходимое наизусть. Во второй и последующие годы обучения татарские дети должны были усвоить положения исламской веры, чтобы уметь при необходимости разъяснить их людям других вероисповеданий и одновременно показать, что в мусульманской вере есть много общего с иудейской и христианской. Пройдя довольно тяжёлую школу мусульманского образования, татарские дети, иногда с опозданием, но очень легко овладевали славянской грамотой, которой обучались в казённых школах. За-

Казанский педагогический журнал 3'2005

55

поминание наизусть больших текстов на арабском языке содействовало также изучению иностранных языков, математики и других предметов.

Для дальнейшего обучения татарских детей посылали на учёбу в Боснию, где значительное количество населения (более 2 миллионов человек) исповедовали ислам, а будучи славянами, очень легко могли понимать татарских ребят из Польши. Ставилась задача - наиболее способных из числа татарских детей, которые завершат учёбу в медресе (среднее учебное заведение, которое давало не только религиозное, но и общее среднее образование), направлять продолжать учёбу в высших учебных заведениях таких, как университет «Аль-Азхар» в Каире. Польские власти направляли на стажировку в арабские страны выпускников востоковедческих факультетов польских университетов, а если такой факультет оканчивал татарин-мусульманин, его направляли в первую очередь. В межвоенный период в Египте совершенствовали знания выпускник Мюнхенского университета, доктор философии Якуб Шинке-вич и магистр Львовского университета Али Воронович. Во время учёбы в Египте Я. Шинкевич и А. Воронович знакомили интеллигенцию этих стран с жизнью в Польше, положением мусульман в этой стране. Одновременно они писали и печатали интересные и полезные сведения о Египте и других мусульманских странах в татарских журналах Польши: «Татарская жизнь», «Исламское обозрение» и «Татарский ежегодник». Национально -культурное возрождение татар в Польше поддерживалось государственными и научными учреждениями этой страны. Большую помощь татарам оказывали Министерство по делам религий и общественного просвещения, военных дел, иностранных дел, воеводские учреждения в Вильно, Новогрудке и Белостоке. Среди

учреждений, оказывающих помощь татарам, была Польская Академия умельства, Польская Академия литературы, а также университеты в Варшаве, Вильно и Львове. Ежегодно на нужды татар-мусульман польское государство выделяло около 57 тысяч злотых [6; 173, 185].

Образование татар в Советской Беларуси в 20-30-е гг. ХХ в. было противоречивым. В 20-е гг. в БССР находилась почти четырёхтысячная татарская группа (3777 чел.), что составляло менее чем 0,1 % от общего количества населения Советской Беларуси. В русле национального строительства среди национальных меньшинств предпринимались попытки создания татарских школ в БССР. Так, в белорусской польскоязычной газете «Orka» за 21 января 1928 г. среди опубликованных фотоматериалов, представлявших реалии развития республики, был напечатан фотоснимок с подписью «Дети в татарской школе» [8; 143]. Возможно, в то время в БССР была попытка организовать первичные структуры (начальные классы группы ликвидации неграмотности) этой школы. Татарскими они могли быть и в смысле комплектования. Вообще вопрос возможной организации первичных структур татарского образования в БССР в конце 20-х гг. требует более глубокого изучения. Недавно нами обнаружены документы, свидетельствующие о том, что татарам в Минске после революции 1917 г. была передана семилетняя школа № 26 по ул. Освобождения, которая имела официальное название «Татарская». Однако во время немецкой оккупации в 1918 г. она была у них отнята. О возвращении школы минским татарам писал в Национальную Комиссию при Центральном Исполнительном Комитете БССР один из лидеров татар Я.Х. Гемм-бицкий [9; 33-37].

Советская власть в БССР проводила политику разрушения традиционного

56

Казанский педагогический журнал 3'2005

жизненного уклада татарского населения Беларуси, а также центров сохранения этноконфессиональной специфики татар. При советской власти мусульманские школы стали закрывать, а затем разрушать мечети. Несмотря на отделение церкви от государства, усилилось вмешательство властей в религиозную жизнь. 26 февраля 1922 г. было опубликовано постановление белорусского правительства, в соответствии с которым конфисковывались все церковные ценности для помощи голодающим Поволжья. Для осуществления этой меры была создана специальная комиссия во главе с Председателем СНК БССР А.Г. Червяковым. Вместе с храмами других конфессий были разграблены и мечети. Последние ценности были взяты из мечетей в Сми-ловичах, Копыле, Минске и Узды.

В последующие годы усилилось давление на все конфессии. Верующие особенно это почувствовали, когда в общественное сознание стала внедряться «теория» обострения классовой борьбы в процессе строительства социализма. Считалось, что верующие принимают активное участие в борьбе против мероприятий государства, являются активной контрреволюционной силой. Сталин в беседе с американской рабочей делегацией в сентябре 1927 г. отмечал, что партия не должна быть нейтральной «в отношении реакционного духовенства, которое отравляет сознание трудящихся масс» [10; 133]. Антирелигиозная пропаганда на сталинском языке означала разрушение храмов, в том числе и мечетей, мусульманских школ, арест и физическое уничтожение имамов, представителей татарской интеллигенции. Многие татары были незаконно осуждены и находились в лагерях Севера, Сибири, Казахстана и Дальнего Востока. Многие татары Беларуси в послевоенное время, опасаясь, что их может постичь судьба крымских татар,

чтобы не быть депортированными, сами выехали в Польшу, оттуда - в США, Австралию и другие страны. В те годы выехали за рубеж самые активные, самые образованные татары, которым более всего угрожали репрессиями. Мусульманское образование и культура татар в Беларуси в годы советской власти пришли в упадок.

Только в конце 80-х гг. ХХ в., когда начался процесс национального возрождения народов, активные представители татар в Беларуси получили возможность объединиться и создать общественные и религиозные организации. Именно в это время в Республике Беларусь были приняты законодательные акты, которые создали соответствующую основу для обеспечения всестороннего культурного развития национальных меньшинств Беларуси, в том числе и татар.

В соответствии со ст. 5 Закона «Об образовании в Республике Беларусь», принятом 29 октября 1991 г., с осени 1992 г. в местах компактного проживания татар в Беларуси действуют школы выходного дня, в которых вместе с религией изучаются татарский и арабский языки, история и культура татарского народа. Как правило, в этих школах занимаются верующие татары-мусульмане. Наблюдается большое внимание и интерес учеников мусульманских школ не только к своей конфессии, но и к другим, которые существовали и сейчас существуют в Беларуси. Что касается мусульманской конфессии и её истории в Беларуси, то большой интерес учеников вызывают такие проблемы, как мусульманский образ жизни, женщина и Ислам, взаимоотношения мусульман с другими конфессиями в разные исторические периоды, мусульманские обряды, праздники и др. Трудности, с которыми учителям приходится встречаться в процессе преподавания в этих школах, заключаются, глав-

Казанский педагогический журнал 3'2005

57

ным образом, в отсутствии необходимых учебных пособий, приспособленных к школам такого типа. Поэтому в Республике Беларусь уже давно назрела необходимость в создании учебного пособия по истории мусульманской конфессии, как и по конфессиональной истории Беларуси. Данную работу планируется осуществить в Беларуси в ближайшие годы.

Уже к новому 2005/2006 учебному году увидят свет учебные пособия для 12-летней образовательной школы: «История и культура национальных общностей в Республике Беларусь» и «Культура национальных общностей в Беларуси». Возможно также переиздание учебников и учебных пособий для татарских и мусульманских школ, созданных в прошлые годы.

Литаратура:

1. Итоги переписи населения Республики Беларусь 1999 г. Национальный состав Республики Беларусь и распространённость языков. Том 1. - Минск., 2001.

2. L. Podhorodecki. Chanat Krymski i ego stosunki z Polska w XV-XVIII w. Warszawa, 1987.

3. МисИНшН А. Zdanie 8рга%у о 1а1агасЬ Ше^^кюИ // Тека ШПешка. 1858. № 4.

4. Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. Ф. 821. О. 8. Д. 86.

5. Канапапю 1.Б., Смолж А.1. Псторыя i культура беларусюх татар. Мшск, 2000.

6. Архив Комитета Государственной Безопасности Республики Беларусь. Д. 18019-с.

7. ГКанапацкг Мшсюя татары у межва-енны перыяд // Памяць: Пстарычна-дакументальная хронжа Мшска. У 4 кн. Кн. 3-я. - Минск: БЕЛТА, 2004.

8. 1.Карашчанка. Нацыянальнае бу-даунщтва сярод татар БССР у 1920-1930-я гады // Татары-мусульмане на землях Бела-руа, Лпвы i Польшчы. Матэрыялы 1-й мiжнароднай навуекова-практычнай канфе-рэнцьп. Ч. 1. -Минск, 1994.

9. Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 701. О. 1. Д. 60.

10. Сталин И. Собрание сочинений. Т. 10. - М., 1953.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Г.У. Матушанский, ведущий научный сотрудник ИПППО РАО,

доктор педагогических наук О.В. Бушмина, соискатель ИПППО РАО

В настоящий момент отечественная высшая школа стоит перед необходимостью проведения реформ, при осуществлении которых полезно будет учесть имеющийся огромный опыт ее функционирования. Существенное место в ста-

новлении и развитии системы послевузовского образования научно-педагогических кадров в дореволюционное время занимала отработка эффективных организационных форм.

58

Казанский педагогический журнал 3'2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.