Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ. О ШКОЛАХ ЗАПАДНЫХ НАРОДОВ В 1917 – 1941 гг .'

ИЗ ИСТОРИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ. О ШКОЛАХ ЗАПАДНЫХ НАРОДОВ В 1917 – 1941 гг . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школы немцев / латышей / украинцев / евреев / поляков / особенности / унификация просвещения / учителя немцы / латыши / евреи / возрождение национальных школ / толерантность / schools of Germans / Latvians / Ukrainians / Jews and Poles / peculiar features / unification of education / German / Latvian / Jewish teachers / revival of ethnic schools / tolerance

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Л.Ш. Сулейманова, К.К. Каримов, М.Х. Янборисов

Данное исследование посвящено истории становления и развития школ немцев, латышей, украинцев, поляков, евреев, проживающих в Башкортостане. В материалах рассматриваемого периода они отражены как западные народы. Использованы статистика и анализ земских органов, советских органов просвещения, содержание нормативных, партийных и правительственных документов, позволивших увидеть некоторые специфические особенности. Школы этих народов в 20–30-е гг. сохраняли определенную автономность и традиционные методы воспитания, несмотря на политизацию школы и унифицированную систему образования. В год подготовки к Всемирной фольклориаде в Башкортостане становится актуальным рассмотрение и освещение различных сторон жизни и деятельности многочисленных народов республики, в том числе не одно столетие проживающих здесь западных народов. В целом, история национального образования в 20–30-е гг. наиболее насыщенна и интересна, поэтому может быть полезной в плане гармонизации межнациональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Л.Ш. Сулейманова, К.К. Каримов, М.Х. Янборисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF A MULTIETHNIC EDUCATION SYSTEM IN BASHKORTOSTAN. SCHOOLS OF THE WESTERN PEOPLE IN 1917–1941

This study treats the history of the formation and development of schools of Germans, Latvians, Ukrainians, Poles and Jews living in Bashkortostan. In the materials of the period under review, they are recorded as Western peoples. We used statistics and analyses of Zemstvo bodies, Soviet education bodies and the content of normative, party and government documents that allowed us to reveal some specific features. Schools of these peoples in the 1920s and 1930s maintained certain autonomy and traditional methods of education, despite the politicization of the school and the unified education system. In the year of preparation for the World Folklore Festival in Bashkortostan, it becomes relevant to consider and highlight various aspects of the life and activities of many peoples of the Republic, among them Western peoples who have been living there for centuries. In general, the history of ethnic education in the 1920s and 1930s is the most rich and interesting, so it can be useful in terms of harmonization of international relations.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ. О ШКОЛАХ ЗАПАДНЫХ НАРОДОВ В 1917 – 1941 гг .»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37(470.57)

DOI: 10.24411/1728-5283-2020-10306

ИЗ ИСТОРИИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКОРТОСТАНЕ. О ШКОЛАХ ЗАПАДНЫХ НАРОДОВ В 1917 - 1941 ГГ.

© Л.Ш. Сулейманова,

доктор исторических наук, профессор, Уфимский государственный нефтяной технический университет, ул. Космонавтов, 1, 450064, г. Уфа, Российская Федерация

эл. почта: fariha35s@mail.ru

© К.К. Каримов,

доктор исторических наук,

главный научный сотрудник,

Башкирский государственный

университет,

ул. Заки Валиди, 32,

450076, г. Уфа, Российская

Федерация

эл. почта: kavievna1975@gmail.com

© М.Х. Янборисов,

доктор исторических наук, заведующий кафедрой, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы,

ул. Октябрьской революции, 3а, 450008, г. Уфа, Российская Федерация

эл. почта: kremensk140@mail.ru

Данное исследование посвящено истории становления и развития школ немцев, латышей, украинцев, поляков, евреев, проживающих в Башкортостане. В материалах рассматриваемого периода они отражены как западные народы. Использованы статистика и анализ земских органов, советских органов просвещения, содержание нормативных, партийных и правительственных документов, позволивших увидеть некоторые специфические особенности. Школы этих народов в 20-30-е гг. сохраняли определенную автономность и традиционные методы воспитания, несмотря на политизацию школы и унифицированную систему образования. В год подготовки к Всемирной фольклориаде в Башкортостане становится актуальным рассмотрение и освещение различных сторон жизни и деятельности многочисленных народов республики, в том числе не одно столетие проживающих здесь западных народов. В целом, история национального образования в 20-30-е гг. наиболее насыщенна и интересна, поэтому может быть полезной в плане гармонизации межнациональных отношений.

Ключевые слова: школы немцев, латышей, украинцев, евреев, поляков; особенности, унификация просвещения; учителя немцы, латыши, евреи; возрождение национальных школ, толерантность

© L.Sh. Suleymanova1, K.K. Karimov2, M.Kh. Yanborisov3

FROM THE HISTORY OF A MULTIETHNIC EDUCATION SYSTEM IN BASHKORTOSTAN. SCHOOLS OF THE WESTERN PEOPLE IN 1917-1941

This study treats the history of the formation and development of schools of Germans, Latvians, Ukrainians, Poles and Jews living in Bashkortostan. In the materials of the period under review, they are recorded as Western peoples. We used statistics and analyses of Zemstvo bodies, Soviet education bodies and the content of normative, party and government documents that allowed us to reveal some specific features. Schools of these peoples in the 1920s and

1 Ufa State Petroleum Technical University,

1, ulitsa Kosmonavtov, 450064, Ufa, Russian Federation e-mail: fariha35s@mail.ru

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2020, том 36, № 3(99) lllllllllllllllllllllllllllllllllll

2 Bashkir State University, 32, ulitsa Zaki Validi,

450076, Ufa, Russian Federation e-mail: kavievna1975@gmail.com

3 M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University,

3A, ulitsa Octyabrskoy Revolutsii, 450008, Ufa, Russian Federation e-mail: kremensk140@mail.ru

1930s maintained certain autonomy and traditional methods of education, despite the politicization of the school and the unified education system. In the year of preparation for the World Folklore Festival in Bashkortostan, it becomes relevant to consider and highlight various aspects of the life and activities of many peoples of the Republic, among them Western peoples who have been living there for centuries. In general, the history of ethnic education in the 1920s and 1930s is the most rich and interesting, so it can be useful in terms of harmonization of international relations.

Key words: schools of Germans, Latvians, Ukrainians, Jews and Poles, peculiar features, unification of education, German, Latvian, Jewish teachers, revival of ethnic schools, tolerance

Башкортостан со времени вхождения в состав Русского централизованного государства превратился в один из самых многонациональных краев России. Таковым он остается и в наши дни, занимая 2-е место после Дагестана по количеству проживающих здесь наций и народностей. С XVII в. наряду с башкирами, русскими, народами Поволжья в Башкортостане стали жить немцы, латыши, эстонцы, украинцы, поляки (в документах органов просвещения в 1917-1941 гг. среди пестрого этнического состава населения они называются западными народами).

В пореформенный период второй половины XIX в. земствами организуются начальные школы с преподаванием на родном языке. В них изучается и русский язык с целью приобщить учеников к общероссийским процессам жизни. Т. е. земства приблизили начальное светское образование к простому народу, и оно впервые стало приобретать характер народного образования. Национальные школы были организованы как смешанные русско-национальные и четырехгодичные. При анализе состояния просвещения немцы, латыши, эстонцы как представители западных для России народов обычно рассматривались вместе. Так, в 1913/1914 у.г. среди них национальным обучением было охвачено 963 (1,2%) учащихся [1, с. 14]. В 1917 г. в Уфимской губернии было 22 (18,9%) немецких и латышских

школ и 28 (9,5%) учителей. В них обучалось 1232 немцев и латышей (1,21% от всех учащихся) [2, 3]. В целом охват обучением в сравнении с другим населением края в то время был высоким. Это связано с тем, что школы этих народов открывались в местах компактного проживания населения. Исторически сложилось, что немцы жили преимущественно в городах либо скученно в таких деревнях, как Алексеевка, Викторовка, Пришиб современного Благоварского района и ряде других селений Башкортостана. Основными местами проживания латышей были деревни Архангельского и Иглинско-го районов, украинцев - Стерлибашевского, эстонцев - Давлекановского района.

На наш взгляд, школы западных народов в организации учебно-воспитательной работы в течение всего времени своего существования сохраняли автономную позицию. И в условиях всеобщего единообразия советской школы они старались не забывать традиционные методы воздействия на человека. В частности, в 1926-1927 гг. в Давлеканов-ской немецкой девятилетке еще не были организованы, как повсеместно, ячейки ВЛКСМ и юного пионера. Среди других в школе действовал религиозный кружок, которым руководили сами педагоги. И когда шестеро учеников стали посещать политшколу в ячейке ВЛКСМ в русской школе, пастырь от каждого из них брал отречение от политшколы [4, с. 96]. Это не совсем впи-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

I 2020, том 36, № 3(99) ||||||||||||||||||||||||||||||||||Е9

сывается в методы обучения и воспитания советской школы.

Школы не только немцев, но и латышей сохраняли свое лицо, стремясь и в условиях политизации в воспитании детей обеспечивать прежде всего развитие личности. В учебно-воспитательном процессе этих народов внимание обращалось на осознанное восприятие действительности, уважение к истории, культурным традициям, языку и многовековым обычаям своего народа, а не на политическую конъюнктуру. Так, Уфимская латышская школа имени III Интернационала, прибывшая в октябре 1920 г. из города Ржева, организовала группы по научным дисциплинам, как сейчас классы с углубленным изучением блока предметов, например, математический, гуманитарный. И это в то время, когда советская школа строилась главным образом как единая трудовая. В Принципах работы школы того времени было записано: «Надо детей научить работать, а не забивать голову знаниями, как мешок, из которого все высыпается при первой прорехе. Все запомнить нельзя, а, следовательно, и стремиться нечего к заучиванию жалких отрывков знаний, которыми заполнены наши программы» [5]. В отличие от дореволюционных смешанных школ в первые советские годы упор делается на создание автономных национальных школ с преподаванием на родных языках учащихся. 31 октября 1918 г. Наркомпрос РСФСР принимает постановление «О школах национальных меньшинств». В связи с этим при Уфимском губотделе просвещения были созданы подотделы нацмен, как тогда именовались численно малые народы края - немцы, латыши, эстонцы, чуваши, марийцы, удмурты, мордва. Эти подотделы должны были непосредственно заниматься открытием национальных школ. Затем в 1922 г. при Башнаркомпросе организуется Совет по просвещению численно малых народов на родных языках и с учетом их национальных особенностей. Совет мог созывать съезды и совещания этих народов для выяснения вопросов их просвещения. Таким образом, молодое советское государство с первых лет

берется за осуществление права народов на создание национальных школ и обучение их на родном языке.

Судя по архивным материалам, в первые послеоктябрьские годы национальные школы были открыты для всех народов, проживающих в Башкортостане. Школы западных народов, как отмечалось, создавались в местах их компактного проживания. В Уфе в начале 20-х гг. работали польская и еврейская школы, 2 детских дома для беспризорных еврейских детей. Оба детдома располагались по улице Гоголя, 54. С 65 детьми-сиротами работали 6 учителей с педагогическим образованием - Лившин Х.Л., Певзнер Ф.С., Шендерович Р.П. и др. [6].

Проживая компактно, западные народы могли обучать своих детей за счет небольшого количества школ. Не так нуждались они в учителях и учебниках, как другие народы, более многочисленные и довольно разбросанные по территории всего Башкортостана. Поэтому по обеспеченности начальными школами (они именовались школами 1-й ступени) немцы, латыши, эстонцы опережали другие численно малые народы. По этому показателю в 1925/26 у. г. они занимали 3-е место среди всего нерусского населения республики. Степень охвата обучением детей также была высока. Так, в 1925 г. охват обучением на 100 человек у немцев составлял 5,6, у латышей 3,9. Для сравнения: у марийцев этот показатель равнялся 3,7; мордвы 3,3; удмуртов 2,9. Хотя в количественном отношении немцы, латыши, эстонцы, поляки уступали даже удмуртам, которые по переписи 1923 г. составляли в Башкортостане 0,82% (западные народы вместе взятые - 0,77%) [7]. У украинцев из-за смешанного проживания и разбросанности деревень было много «карликовых» (малокомплектных) школ. Даже в предвоенный 1940 г. насчитывалось 102 такие школы.

Материальная обеспеченность западных школ по тем временам была довольно высокой, так как эти народы, имея немногочисленные национальные школы, сосредоточенные в местах их скопления, брали на себя их содержание. Например, в селе

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2020, том 36, № 3(99) |||||||||||||||||||||||||||||||||||

А

Г

Давлеканово Белебеевского кантона местное немецкое население на свои средства содержало национальную девятилетнюю школу (школа 2-й ступени). В таком же положении находилась Ландвиртская начальная немецкая школа в Кушнаренковс-ком районе, Сядевская эстонская начальная школа в Давлекановском районе и т. д. Поэтому и проблем с учебниками не возникало. Учителей готовили в педагогических учебных заведениях в других городах СССР по специальной разверстке правительства БАССР - в Центральном немецком пед-техникуме в Ленинграде либо на немецком отделении при педагогическом факультете Саратовского университета, в Латышском центральном педагогическом техникуме в Ленинграде, на эстонском отделении рабфака (рабочего факультета) Ленинградского университета [8, с. 229].

В начале 30-х гг. в связи с расширением семилетнего образования на базе начальных школ появляются школы повышенного типа, которые назывались неполными средними школами (НСШ). В нашей республике продолжали действовать Арх-Латышская и Аумструмская латышские, Давлекановская немецкая неполные средние школы. Украинское население в 30-е гг. имело наряду с НСШ и среднюю школу, но ни в одной из них по итогам обследования комиссии, в состав которой входили и представители Украинской республики, в 1932 г. не обучали на родном языке. Не хватало учителей. Предполагалось даже открыть при Давлека-новском техникуме украинское отделение, обеспечив его работу преподавателями с Украины. Отделение открыто не было, но в 1934 г. в украинских школах обучали на родном языке [9]. Т. е. проблема с украинскими педагогическими кадрами была решена.

Со второй половины 30-х гг. через систему образования как один из главных факторов культурного развития наций внедряются элементы унификации народов. Само становление тоталитарного режима, воплощающего однотипность, единообразие, закономерно вело к обезличиванию этнических черт многонационального населения.

С этого времени наметилась явная тенденция к сворачиванию национальных учебных заведений Башкирской АССР. Так, решением бюро Башобкома ВКП(б) от 19 марта 1938 г. немецкие, латышские, эстонские школы были ликвидированы и реорганизованы в «советские обычного типа с введением преподавания на русском языке». Хотя родители учеников высказывались за изучение русского языка, преобразованию были подвержены 12 немецких школ (в Давлека-новском районе Березовская русско-немецкая начальная; в Стерлитамакском районе Александро-Волынская начальная; в Благо-варском районе Викторовская, Базиловская, Березовская, Романовская, Алексеевская, Ново-Никольская начальные; в Туймазин-ском районе Усенская начальная; в Кушна-ренковском районе Ландвирская начальная), 3 эстонские школы (в Давлекановском районе Сядевская начальная, в Стерлибашевском Банковская начальная, в Альшеевском районе Соколы-Эстонская начальная школы), 6 латышских школ (в Архангельском районе 3 школы Бакалдинского сельсовета - НСШ и 2 начальные с таким же названием; 2 школы Архангельского сельсовета - Арх-Латышс-кие НСШ и начальная; в Иглинском районе -Ауструмская НСШ) [10, 11]. В докладной записке Наркому просвещения РСФСР П.А. Тюрину по поводу реорганизации этих школ пишется, что они не отвечают требованиям, предъявленным советской школе. Под этим имелись ввиду отдаленность некоторых школ от мест проживания детей, необеспеченность их программами и учебниками на родном языке. Но эти моменты не были в новинку для национальных школ. К тому же не предлагалась помощь и меры по преодолению этих проблем. Напротив, бюро Башобкома ВКП(б) вышеназванным постановлением от 19 марта 1938 г. обязывало Башнаркомпрос «...перевести отдаленные школы в ближайшие русские, а более крупные немецкие, латышские, эстонские школы преобразовать в русские. Учителей, могущих преподавать на государственном языке и отвечающих требованиям, предъявляемым к советскому учителю, оставить»

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2020, том 36, № 3(99) |||||||||||||||||||||||||| 11111111Ш

[12]. При этом помещения реорганизованных школ со всеми постройками перевозились на новые места. Эти преобразования должны были завершиться незамедлительно к 25 марта того же 1938 г. Несвоевременность реорганизации (учебный год не подошел к концу) и спешка (всего одна неделя срока) труднообъяснимы, но вполне в духе того тоталитарного времени.

При внимательном изучении этих документов выявляются истинные причины подобных реформаций. Во-первых, выше было отмечено, что это процесс всеобщей унификации общественно-политической и культурной жизни. Во-вторых, для немецкого, эстонского, латышского народов было характерно традиционное хуторское ведение хозяйства. Такой образ жизни мешал успешному проведению коллективизации. В документе по организации школ обращается пристальное внимание на то, что в том или ином селе колхоз организован лишь в 1937 или в 1938 г., что то или иное село в прошлом было кулацким, а население реакционное, отсталое. Многие учителя, хорошо владеющие русским языком, характеризуются в докладной записке как не вызывающие политического доверия из-за раскулаченных родственников или арестованных НКВД. Они освобождались от педагогической деятельности. Такое решение было принято по отношению к заведующему Сядевской эстонской начальной школы Давлекановского района К.К. Оя. Эстонец по национальности, он более 30 лет работал учителем. «После установления Советской власти он сбежал, вернулся в СССР в 1933 г., работал учителем в селе Раевка, так же в 1933 г. был лишен права голоса, после восстановления в этом праве с 1936 г. работал в Сядевской школе». Учителя Бакалдинской латышской НСШ Ж.Я. Эрман и М.Я. Си-мансон также были освобождены от педагогической работы. Первый как не имеющий

диплома об окончании педучилища и «...не располагающий к себе доверия» (брат, живший с ним, был арестован органами НКВД), М.Я.Симансон «...как не внушающая к себе политического доверия» (исключена из комсомола, муж в январе 1938 г. был арестован органами НКВД) [13, с. 122].

Таким образом, первые советские годы были самыми динамичными и насыщенными в истории национальных школ в Башкортостане. К 1934 г. все народы имели школы с преподаванием на родном языке. Ретроспективно можно сказать, что в БАССР были созданы условия для реализации конституционного права на обучение, воспитание и общение на родном языке. Также, на взгляд авторов, национальная школа не создает непреодолимых стен для взаимосвязи и общения народов. Напротив, в этом случае происходит формирование личности, уважающей родной язык и культуру. И эти ценности готовят его по достоинству относиться к языку и культуре любого другого народа и проявлять уважение к ним. Поэтому в 90-е гг. ХХ в. произошло возрождение национальных школ - общеобразовательных и воскресных. Сегодня в Башкортостане работают немецкие, латышские, украинские общеобразовательные школы, еврейские, польские воскресные школы. Также действуют историко-культурные центры: Латышский историко-культурный центр «Максим Горький» в селе Максим Горький Архангельского района; Немецкий историко-культурный центр «Алек-сеевский» в селе Пришиб Благоварского района; Украинский историко-культурный центр «Золотоношка» в селе Золотоношка Стерлитамакского района. Они проводят значительную работу по организации досуга населения и просветительной работе, содействуют воспитанию любви к своему народу, культуре и родному языку.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/

2020, том 36, № 3(99)

А

Г

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Школьная статистика. 1913-1914 у.г. / Сост. Обухов. Уфа, 1915. С. 14.

2. ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 4930. Л. 1, 6, 8, 10-12.

3. ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 732. Л. 34.

4. Сулейманова Л.Ш. Национальные учебные заведения в Башкортостане в первое сороколетие ХХ в. Уфа: БашГУ, 2000. С. 96.

5. ГАРФ. Ф. 1576. Оп. 4. Д. 542. Л. 62.

6. ГАРФ. Ф. 296. Оп. 2. Д. 37. Л. 4.

7. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 18. Д. 80. Л. 6.

8. Сулейманова Л.Ш. История становления и развития национальных школ народов Башкортостана в ХХ в. Уфа: Нефтегазовое дело, 2011. С. 229.

9. ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 3075. Л. 23.

10. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 18. Д. 80. Л. 6.

11. ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 1. Д. 4930. Л. 1, 6, 8, 10-12.

12. ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 18. Д. 80. Л. 6-7.

13. Сулейманова Л.Ш. Национальные школы численно малых народов Башкортостана в 19171941 гг. // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Уфа: УНЦ РАН, 1993. С. 122.

R E F E R E N C E S

1. Shkolnaya statistika [School statistics]. 1913-1914 academic year. Obukhov (compiler). Ufa, 1915. 14 p. (In Russian).

2. Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan. Fond 798, opis 1, delo 4930, listy 1, 6, 8, 10-12.

3. Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan. Fond 798, opis 1, delo 732, list 34.

4. Suleymanova L.Sh. Natsionalnye uchebnye za-vedeniya v Bashkortostane v pervoe sorokaletie

XX v. [Ethnic educational institutions in Bashkortostan in the first four decades of the 20th century]. Ufa, BashGU, 2000. 96 p. (In Russian).

5. State Archive of the Russian Federation. Fond 1576, opis 4, delo 542, list 62.

6. State Archive of the Russian Federation. Fond 296, opis 2, delo 37, list 4.

7. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 18, delo 80, list 6.

8. Suleymanova L.Sh. Istoriya stanovleniya i razviti-ya natsionanykh shkol narodov Bashkortostana v XX v. [History of formation and development of ethnic schools of the peoples of Bashkortostan in the 20th century]. Ufa, Neftegazovoe delo, 2011. 229 p. (In Russian).

9. Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan. Fond 798, opis 1, delo 3075. list 23.

10. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 18, delo 80, list 6.

11. Central State Historical Archive of the Republic of Bashkortostan. Fond 798, opis 1, delo 4930, listy 1, 6, 8, 10-12.

12. Central State Archive of Public Associations of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 18, delo 80, list 6-7.

13. Suleymanova L.Sh. Natsionalnye shkoly chislenno malykh narodov Bashkortostana v 1917-1941 gg. [Ethnic schools of numerically small peoples of Bashkortostan in 1917-1941]. Rossiya i Vostok: problemy vzaimodeystviya [Russia and the East: Problems of interaction]. Ufa, UNTs RAN, 1993. 122 p. (In Russian).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2020, том 36, № 3(99) llllllllllllllllllllllllll||||||||Е3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.