Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ КОРЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В XIV–XV ВВ.'

ИЗ ИСТОРИИ КОРЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В XIV–XV ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история Кореи / Чосон / «Кёнгук тэчжон» / история права / садэбу / хунгупха / History of Korea / Chosŏn / “Kyŏngguk Taejŏn” / history of law / sadaebu / hungup’a

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пироженко Олег Степанович

Статья представляет собой очерк истории формирования правовой системы средневековой Кореи в период 1392–1484 гг.: от основания династии Чосон до публикации «Великого уложения по управлению государством» (Кёнгук тэчжон, 􇯏􇳑􇹗􈡓) в редакции года ыльса. Единый свод законов был призван стать основой оформления новой социально-политической системы, фундаментальные контуры которой определялись интересами преодоления региональной автономии, централизации управления, концентрации экономических ресурсов под контролем государства. В публикации кратко изложены основные этапы кодификации законодательства и отражены ключевые аспекты внутриполитического развития страны, оказавшие влияние на этот процесс. Главными источниками для написания работы являются, помимо самого Великого уложения, Истинные записи династии Чосон — основной летописный свод Кореи XIV–XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON HISTORY OF LAW IN KOREA IN 14–15TH CENTURIES

This article presents a general historical outline of medieval Korea legal system formation in the period of 1392–1484: from the Chosŏn Dynasty foundation to the approval and publication of the most important source on the matter — the Great Code of State Administration, the “Kyŏngguk Taejŏn” of the year Ŭlsa. The unified code of laws was intended to become the basis for the design of a new socio-political system, the fundamentals of which were determined by the tasks of overcoming regional autonomy, centralization, and unification of government as well as concentration of economic resources under state control. The publication briefly outlines the main stages of the legislative codification and reflects on the main aspects of the domestic political development of the country that influenced this process. The main sources for the writing are, in addition to the Great Code itself, the True Records of the Joseon Dynasty — the main annals of Korea in the 14th–19th centuries.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ КОРЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В XIV–XV ВВ.»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. C. 21-36 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 21-36 (In Russ.)

DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-2

ИЗ ИСТОРИИ КОРЕЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В XIV-XV ВВ.

О.С. Пироженко

Торговое представительство Российской Федерации в Республике Корея,

Сеул, Республика Корея; pirozhenkotm@gmail.com

Аннотация: Статья представляет собой очерк истории формирования правовой системы средневековой Кореи в период 1392-1484 гг.: от основания династии Чосон до публикации «Великого уложения по управлению государством» (Кёнгук тэчжон, в редакции года ыльса. Единый свод законов был призван стать основой оформления новой социально-политической системы, фундаментальные контуры которой определялись интересами преодоления региональной автономии, централизации управления, концентрации экономических ресурсов под контролем государства. В публикации кратко изложены основные этапы кодификации законодательства и отражены ключевые аспекты внутриполитического развития страны, оказавшие влияние на этот процесс. Главными источниками для написания работы являются, помимо самого Великого уложения, Истинные записи династии Чосон — основной летописный свод Кореи XIV-XIX вв.

Ключевые слова: история Кореи, Чосон, «Кёнгук тэчжон», история права, садэбу, хунгупха

Для цитирования: Пироженко О.С. Из истории корейского законодательства в XIV-XV вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 3. С. 21-36. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-3-2

ON HISTORY OF LAW IN KOREA IN 14-15TH CENTURIES

Oleg S. Pirozhenko

The Trade Representation of the Russian Federation in the Republic of Korea,

Seoul, Republic of Korea; pirozhenkotm@gmail.com

Abstract: This article presents a general historical outline of medieval Korea legal system formation in the period of 1392-1484: from the Choson Dynasty foundation to the approval and publication of the most important source on the matter — the Great Code of State Administration, the "Kyongguk Taejon" of the year Ulsa. The unified code of laws was intended to become the basis for the design of a new

© Пироженко О.С., 2023

©

socio-political system, the fundamentals of which were determined by the tasks of overcoming regional autonomy, centralization, and unification of government as well as concentration of economic resources under state control. The publication briefly outlines the main stages of the legislative codification and reflects on the main aspects of the domestic political development of the country that influenced this process. The main sources for the writing are, in addition to the Great Code itself, the True Records of the Joseon Dynasty — the main annals of Korea in the 14th-19th centuries.

Key words: History of Korea, Choson, "Kyongguk Taejon", history of law, sadaebu, hungup'a

For citation: Pirozhenko O.S. On History of Law in Korea in XIV-XV Centuries. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 3, pp. 21-36. DOI: 10.55959/ MSU0320-8095-13-67-3-2 (In Russ.)

«Кёнгук тэчжон» является одним из наиболее значимых исторических памятников Кореи эпохи Чосон (1392-1897). Этот свод законов содержит богатейший фактический материал, позволяющий не только расширить знания об этом периоде, но и значительно облегчающий понимание и анализ других источников. Становление памятника в дошедшей до нас редакции заняло около девяноста лет и прошло несколько этапов1, каждый из которых соответствовал определенной ступени оформления нового социально-политического порядка.

Вопрос о формировании правовой системы, которая способствовала бы преодолению острого социально-экономического кризиса второй половины XIV в., находился в центре внимания корейской элиты еще до становления государства Чосон. Эта необходимость осознавалась не только сторонниками основания новой династии, но и умеренными силами, настроенными на сохранение у власти правящего дома Корё (918-1392).

В 1392 г. представитель консервативно-реформистского крыла политической мысли Чон Мончжу (1337-1392) внес на рассмотрение двора «Новый свод законов» (Син-юль, ШШ), составленный на

1 До нашего времени большинство из этих законодательных сводов не дошли, часть из них была восстановлена по выдержкам, содержащимся в летописях. См. например, Юн Хунпхё, Лим Ёнхан, Ким Инхо. Кёнчже юкчон-гва юкчон чхечже-ый соннип [Шесть уложений по управлению государством и становление системы шести уложений]. Сеул: Хеан, 2007; Юн Гугиль. Кёнчже юкчон-гва кёнгук тэчжон [Шесть уложений по управлению государством и Великое уложение по управлению государством]. Сеул: Синсовон, 1998. Большая работа по анализу Великого уложения была проделана коллективом авторов южнокорейского Института изучения духовной культуры: Ёкчу Кёнгук тэчжон [Великое уложение по управлению государством. Комментированный" перевод]. В 4 томах. Сеул, 1985-1986.

основе изучения юаньского и минского права2. Текст этого проекта не сохранился и, по-видимому, не успел получить сколько-нибудь серьезного рассмотрения: вскоре после его подачи сторонники переучреждения династии одержали верх в политической борьбе, одной из жертв которой стал и сам автор.

С приходом к власти Ли Сонге (1335-1408) первостепенными задачами законодательной работы стали преодоление региональной и клановой автономии, централизация и унификация управления, сосредоточение экономических ресурсов для перераспределения через систему государственной службы в интересах упрочения позиций новой династии и общественного слоя, ставшего ее главной опорой — сословия мелкого и среднего чиновничества, обозначаемого термином садэбу («ученые и большие мужи», Одновременно

на нормотворческом процессе отражались противоречия между различными группировками высшей бюрократии, развернувшиеся вокруг вопросов престолонаследия и, в целом, допустимой степени влияния чиновной корпорации на самодержавное правление.

Одним из ведущих сановников, разрабатывавших основы новой правовой системы, был Чон Дочжон (1342-1398). Как известно, он возглавлял группу, которая, формально не ставя под сомнение абсолютную власть монарха, стремилась добиться ограничения его возможностей3, защитив, в частности, интересы широких слоев чиновничества от произвола конъюнктурно приближенных к трону кланов.

В 1394 г. высочайшему вниманию был подан проект «Уложения по управлению государством Чосон» («Чосон кёнгукчон», а годом позднее — «Размышления об управлении» («Кёнчже мун-гам», В «Размышлениях» содержались систематизиро-

ванные выдержки из китайских и корёских исторических источников с примерами образцового управления, деятельности госучреждений и соответствующих должностей. В «Уложении», за которое на том этапе автор был «пожалован конем, серебром и шелком»5, изложен проект практической организации государственного аппарата. В книге 11 глав, которые по функциональной принадлежности могут быть разбиты на две части. В одной — общие вопросы государственного устройства: «Образцовый престол» (ШЯ^); «Наименование

2 Choi, Chongko. Law and Justice in Korea South and North. Seoul, 2007. P. 87.

3 Choi Chongko. Op. cit. P. 73, 88-91.

4 Чосон ванчжо силлок [Истинные записи (правления) династии Чосон].иКТ: https://sillok.history.go.kr/id/kaa_10406006_004 (здесь и далее дата обращения: 11.06.2023).

5 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kaa_10305030_001.

государства» (ЩШ); «Утверждение государственных устоев» Щ^); «Преемственность поколений» «Учение» (ШШ). Во

второй — организация исполнительно-административной системы. Это шесть законодательных уложений, названия которых соответствовали наименованиям шести центральных ведомств: «Уложение по управлению» (?пЛ); «Уложение по налогам» (МЛ); «Уложение по этикету» (МЛ); «Уложение о походах» (военное) (ЙЛ), «Уложение о законах» (ЖЛ); «Уложение о работах» (ХЛ).

За образец, со ссылкой на кодекс «Установления династии Чжоу», взята китайская шестеричная система государственного управления, уже функционировавшая в государстве Корё. По структуре же «Уложение» повторяло юаньский генеральный свод «Цзинши дадянь» («Всеобщее собрание законов, управляющих миром», ±Л)6, также не дошедший до нашего времени.

Являясь сторонником легализации сословного влияния на государственные дела, ее идеологическое обоснование Чон Дочжон находил в конфуцианской концепции гуманного правления (инч-жон, ^Ж), согласно которой, в частности, государь покоряет народ влиянием не силы, но добродетели, а в случае, если в правлении допускают недостатки, чиновники должны увещевать монарха7. Важным инструментом претворения в жизнь своих идеалов Чон Дочжон называл действие законов: «...Средство, коим государь управляет в Поднебесной»8, а также повышение политического веса должности первого министра, который был призван возглавлять администрацию «в симфонии» с монархом, не только «содействуя государю в управлении», но и отвечая за «гармонию инь и ян наверху, умиротворение простонародья внизу, суд и справедливость

6 О Ёнгё (ред.). Чосон конгук-ква кёнгук тэчжон чхечже-ый хёнсон [Основание государства Чосон и становление системы Кёнгук тэчжон]. Сеул, 2005. С. 55.

7 Формальное представительство и защита интересов класса чиновников-землевладельцев, идеологически оформляемые как забота о соблюдении норм конфуцианской этики, осуществлялись через систему Трех канцелярий (Самса, Н ч1). В нее входили Канцелярия официальных предостережений (Саганвон, ЩШШ,) и Управление надзора за соблюдением законов (Сахонбу, контрольно-ревизорские учреждения, на рассмотрение и одобрение которых поступали указы вана, а также Управление просвещения и литературы (Хонмунгван, являвшееся совещательным органом. Чиновники Трех канцелярий, на практике, разумеется, далеко не всегда независимые от воли верховного правителя, тем не менее, имели личный доступ к монарху и пользовались формальным и неформальным влиянием, определение границ которого столетиями было одним из основных противоречий внутренней политики средневековой Кореи.

8 Чосон ванчжо силлок.иИЪ: https://sillok.history.go.kr/id/kca_11505012_002.

среди подданных в пределах [государства], и пребывание варваров в повиновении вовне»9.

Структурирование текста по частям, в которых по отдельности говорится о функциях государя, министра и бюрократии, словно подчеркивало автономию чиновничества, отражая, видимо, не только настроения части садэбу, но и личные политические амбиции автора.

Внесение проекта «Уложения» Чон Дочжоном дало формальный старт продлившемуся несколько лет противоборству возглавляемой этим сановником группировки со сторонниками прямого и неограниченного подчинения управленческих институтов монарху, объединившихся вокруг принца Ли Банвона (ван Тхэджон, 1400-1418). Узловой точкой противоречий стал вопрос престолонаследия, в котором Чон Дочжон поддерживал сводного брата Ли Банвона Ли Бансока, активно используя свою аппаратную значимость для того, чтобы повлиять на выбор основателя династии Ли Сонге. Однако, как известно, победа осталась за группировкой Ли Банвона, а сам Чон Дочжон был убит в 1398 г.

Юридические проекты убитого сановника остались памятником его личного творчества, однако многие практические положения из них были учтены10 в опубликованном в 1398 г.11 первом государственном своде законов — «Шести уложениях по управлению» («Кёнчже юкчон», IS^AÄ).

Разработкой кодекса занималось Управление по изучению правовых положений (Комсан чореса, Шй^^М^), сформированное в 1397 г. Руководство им было поручено одному из главных аппаратных конкурентов Чон Дочжона — Чо Чжуну (1346-1405). Статьи свода состояли из скомпонованных по отраслевым направлениям

высочайших указов и касались только деятельности государствен" 12 ных ведомств, подчеркивая неограниченный характер власти вана.

С течением времени по итогам практической работы в текст делались

новые включения, и указание о составлении дополненного уложе-

9 См.: Самбончип [Собрание сочинений Самбона]. URL: https://db.itkc.or.kr/dir/ item?itemId=M0#dir/node?dataId=ITKC_M0_0024A_0080_010_0010&viewSync=TR.

10 Юн Хунпхё, Лим Ёнхан, Ким Инхо. Указ. соч. С. 164.

11 Чосон ванчжо силлок. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kca_10506027_001.

12 В этом своде использовалось немало «народных» (некитайских) выражений и система письма иду, поэтому его называли также «Ланон юкчон» (кит.

А) — «Шесть уложений на местном наречии». К 1412 г. положения, составленные на иду, были переведены на ханмун, и «китаизированный» свод циркулировал под наименованием «Подробное изложение изначального свода шести уложений по управлению государством» (кор. «Кёнчже юкчон вончжип санчжоль», кит. fe^

ЛА^ЖР»).

ния вышло уже в 1407 г.; руководил работой Ха Рюн (1347-1416)13. К 1412 г. уложение вступило в действие, по-видимому, в виде двух хронологически скомпилированных частей: сборник Чо Чжуна, названный «Изначальным сводом» («Вонъюкчон»,Ж<АЛ), и дополнения, внесенные под редакцией Ха Рюна — «Шесть уложений с дополнениями» («Сокюкчон», МАЛ)14.

По указанию вана Сечжона (1418-1450) в 1422 г. была проведена очередная переработка свода, которая заняла четыре года, так что новая редакция «Сокюкчон» вышла в 1426 г.15 В ней нашла отражение смена управленческих приоритетов, произошедшая по мере стабилизации внешних границ и упрочения новой политической системы. Ведомства, отвечающие за экономическое и политическое строительство, в порядке расположения разделов были помещены выше институтов военного и полицейского контроля: если во время правления вана Тхэчжо за «Уложением по Палате чинов» следовало «Военное», далее — «Подворное», «Наказаний», «Этикета» и «Работ», то теперь очередность оказалась следующей: первым стояло «Уложение по Палате чинов», далее «Подворное», «Этикета», «Военное», «Наказаний» и «Работ».

Метод фиксации правовых норм по номенклатуре фактических решений, принятых монархами, неизбежно сообщал первым сводам «временный» характер. Каждый год в прогрессии усиливал необходимость обобщения имеющегося материала и отсеивания взаимоисключающих пунктов. Противоречие конфуцианскому восприятию установлений предыдущих правителей как вечного и сакрального порядка16 до поры до времени удавалось обходить, оформляя «новизну» в качестве дополнений и сносок к имеющимся законам. Но по мере накопления таких включений их несоответствие идеалу не могло не броситься в глаза придворным идеологам, и замечания о нежелательности волюнтаристского отношения к законодательству появляются в источниках уже в период короткого правления вана Мунчжона (1450-1452)17.

Таким образом, к моменту восшествия на престол вана Сечжо (1455-1468) необходимость очередной кодификации права назрела уже по соображениям практической целесообразности, но весомости им придавали и предпосылки социально-политического характера.

13 Чосон ванчжо силлок. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kca_10708018_002.

14 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kca_11302030_003.

15 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kda_10802008_004.

16 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kda_11501004_003.

17 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kea_10007017_005.

Во-первых, к этому времени в стране наступил очередной кризис землепользования18. Значительная часть переведенных в казенную собственность при смене династий площадей вновь перетекла в частные руки, сократив доходную базу казны. Требовались переучет и возвращение незаконно присвоенных земель, а также формирование системы, исключающей дестабилизацию государственного контроля в будущем.

Во-вторых, немаловажными были конкретные внутриполитические обстоятельства. Сечжо, второй сын вана Сечжона, пришел к власти в результате переворота, вылившегося в несколько кровавых верхушечных чисток19. В известной степени эти события стали развитием противоборства двух направлений политической мысли начального периода правления династии. Ван возглавил противников концентрации полномочий в руках элиты, в основном выдвинувшейся в правление его отца и прошедшей через службу в Академии изучения конфуцианской классики Чипхёнчжон (ШЖШ), игравшей в т.ч. роль совещательного органа при монархе. Десятки представителей этой группы были казнены, академия ликвидирована, а лекции по классике, посредством которых до вана могли доводиться соображения о настроениях широких слоев чиновничества, отменены.

В результате усилилось влияние нескольких поддержавших Сечжо кланов, чья полная лояльность трону была гарантирована историей участия в кровавом противостоянии и последовавшим карьерным взлетом20. Они известны в корейской историографии как группировка «старых заслуженных сановников» (хунгупха, ШШШ). Ответом широких слоев чиновного сословия стало сопротивление реформистским усилиям Сечжо, идеологически мотивируемое ссылками на конфуцианскую классику и наследие Сечжона21. Если попытки вооруженной борьбы были подавлены, то систематический саботаж указаний центра, сбора налогов, разверстки повинностей и т. п. продолжался годами.

На этом фоне одним из первых решений вана было формирование особого органа — Комиссии по составлению шести уложений (Юкчон санчжонсо, которая состояла из высших

должностных лиц государства, пользовавшихся полным доверием

18 Подробнее см.: Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. СПб., 2009. С. 142-143.

19 Подробнее см.: Чхве Сынхи. Чосон чхоги чончхиса ёнгу [Политическая история раннего периода династии Чосон]. Сеул, 2002.С. 273-284.

20 Там же. С. 309-311.

21 Подробнее см.: Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи в 2 т. Т. 1. М., 2011. С. 298-299.

22 Чосон ванчжо силлок. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kga_10210030_001.

вана и непосредственно связанных с повседневной управленческой практикой23. О большом значении, которое придавалось этой работе, красноречиво свидетельствуют и летописные упоминания о личной

24

вовлеченности монарха в редактирование законодательства24.

Первым — в 1460-м г. — вошло в применение «Уложение по Подворной палате», через год после него чиновников ознакомили с «Уложением по Палате наказаний». До выхода остальных частей свода эти

25

разделы временно включались в редакции действовавших законов25. Порядок подготовки публикации дает возможность убедиться в том, что вопросы обеспечения экономического контроля и правового принуждения находились в поле приоритетного внимания. К 1466 г. было завершено составление оставшихся частей (в ранее опубликованные были внесены дополнения). Лишь в 1468 г., незадолго до кончины вана, полный свод из шести разделов был опубликован и вошел в историю под названием «Уложение года пёнсуль».

В «Уложении по Палате чинов» («Личжон», 5Ä) насчитывается 29 статей. В них перечисляются государственные ведомства, их функции и полномочия, отражена полная номенклатура должностей, прописаны условия карьерного роста, порядок прохождения службы, ревизии и передачи дел при отставке. Подробно отражены методы отбора на службу, включая систему государственных экзаменов на чин. Установлена ответственность для старших чиновников за рекомендацию неподходящих кандидатов и, наоборот, за невыдвижение достойных.

В «Уложении по Подворной палате» («Хочжон», .РЛ) 30 статей, которые охватывают ключевые конструкции экономической структуры. Прописан порядок учета и распределения пахотных земель, разверстки налогов, податей и повинностей, выдачи жалования госслужащим. Значительный объем посвящен имущественным взаимоотношениям, порядку купли-продажи земли, соответствующей государственной регистрации, обращениям в судебные инстанции. Предусмотрены меры защиты частных лиц от незаконного захвата земель. Право свободно распоряжаться землей обусловлено фактом ее регулярной фактической обработки.

Из 60 статей состоит «Уложение по Палате этикета» («Ечжон», Ш Л). В эту главу, помимо норм семейного и траурного права, вошли церемониальный устав, правила придворного и дипломатического протокола (в т.ч. установленные формы официальных документов), порядок проведения государственных экзаменов на чин. Заметное

23 Там же.ШЬ: https://sillok.history.go.kr/id/kga_11105021_001.

24 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kga_10402122_002.

25 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kga_10607017_002.

место отведено нормам чиновной иерархии: регламентациям одежды, правилам размещения чиновников на аудиенциях и совещаниях и т. п.

В 50 статьях «Уложения по Военной палате» («Пёнчжон», ЙЛ) изложены штатное расписание и иерархия офицерских должностей для сухопутных войск и флота, состав подразделений столичных и провинциальных войск, порядок проведения испытаний по военной подготовке, а также порядок продвижения военных чиновников по службе, аттестации, взысканий и поощрений. Подробно расписаны мобилизационные правила, организация списков военнообязанных и т. п.

В 29 статьях «Уложения по Палате наказаний» («Хёнчжон», ^J Л), помимо уголовного права26 и других вопросов, содержится подробная регламентации жизни и подчинения неполноправного сословия ноби, в т.ч. правил продажи и наследования зависимого населения, тяжб по подобным делам, распределения государственных крепостных по столичным и провинциальным учреждениям.

Наименьшее количество статей — 14, в «Уложении по Палате работ» («Кончжон», ХЛ). В нем изложены система мер и весов, штатное расписание ремесленников в государственных мастерских, система учета месторождений и организации переработки полезных ископаемых, порядок государственной приемки готовых изделий, строительных и ремонтных работ и т. п.

Новое законодательство решало целый комплекс задач по трем основным направлениям:

В социально-экономической сфере была обеспечена база стабилизации государственного перераспределения ресурсов. В тексте свода закреплена введенная в 1466 г. система должностных наделов (чикчон, ЩШ), согласно которой участки выдавались чиновникам лишь на время замещения должности, а не пожизненно, как ранее. Закон о ранговых наделах (квачжон,^4Ш), обеспечивавший более благоприятные условия землепользования для служащих (в т.ч. право для вдов и потомков пользоваться наделами после смерти чиновника), был отменен.

26 По большей части уголовное законодательство страны было основано на заимствовании кодекса династии Мин, что отмечено в тексте «Уложения» соответствующими ссылками. Минское право было издано в переводе на иду с определенными изъятиями и дополнениями, соответствующими корейским реалиям. Книга называлась «Точное толкование Законов великой династии Мин» (^ВД^Ш Щ) и дошла до наших дней только в издании XVI-XVII вв. Подробнее см., напр.: Choi Chongko. Op. cit. P. 67.

В политической сфере были приняты дополнительные меры для обеспечения управляемости государственной системы: нанесен удар по традиции землевладения и личной власти чиновников над крестьянами, бюрократия ограничена режимом строгой отчетности и контроля. В целях гарантий лояльности широких слоев правящего сословия сформированы действенные для своего времени механизмы доступа к служебным полномочиям, до известной степени затруднявшие монополизацию аппаратной ренты какой-либо одной группировкой. Вместе с тем возможности передачи по наследству земельных владений, пожалованных «заслуженным сановникам», прописаны отдельной статьей.

Важным новшеством в области практического управления было то, что удалось составить комплексный, внутренне непротиворечивый свод законов, формат которого был приспособлен для вседневного применения. Нормы и правила представлены в обобщенном и конкретизированном виде. В тексты статей включены многочисленные таблицы, содержащие тематически систематизированные сведения для удобства восприятия и интерпретации материала27.

Следует подчеркнуть, что здесь схематическое изложение содержания «Великого уложения» сделано по наиболее древнему из сохранившихся изданию 1484 г. (хранится в собрании библиотеки Кючжангак Сеульского университета). Выходу этой редакции пред-

27 Это новшество, помимо прочих преимуществ «Великого уложения», отдельно отмечается в пояснительной записке руководителей коллектива авторов, включенной в текст свода:

«.Государь [Сечжо] проявлял усердную заботу и о повсеместном насаждении порядка. Он говорил подданным: "Прежние правители, проявляя высочайшее милосердие и беспримерное великодушие, оставили немало выдающихся узаконений, сведенных воедино в изначальном и позднейших списках "Шести уложений по управлению государством". В многочисленных высочайших повелениях содержатся не лишенные изящества законоположения. Однако чиновники, по глупости и заурядности своей, не способны были приводить их в исполнение надлежащим образом. Тому причиной в действительности была излишняя многочисленность не сведенных воедино законодательных разделов и статей, из коих некоторые противоречат друг другу. Теперь следует определить чрезмерное и недостающее, исправить неточности и вычеркнуть ненужное, создав закон для десяти тысяч будущих поколений". <.> Согласно волеизъявлению Государя, взяв за основу древние записи, взвесив и отобрав новые установления и приведя все это в надлежащий порядок, мы, сверяясь с образцами, оставленными нам предшественниками, создали новое уложение. <.> Прилагая усилия к тому, чтобы, исключив ненужное, не пропустить основополагающего, чтобы добиться сжатости содержания, избавив свод от сопутствующей многословию путаности, [мы] условились подготовить совершенное законодательство, которое на века заложит основы единодушия и справедливости». См.: Ёкчу Кёнгук тэчжон [«Великое уложение по управлению государством». Комментированный" перевод]. Сеул: Чонсин мунхва ёнгувон, 1985-1986. Т. 1. С. 1-6.

шествовал ряд правок — процесс, не менее интересный для изучения истории политической и юридической системы государства Чосон.

После смерти вана Сечжо группа «заслуженных сановников», в числе которых были Хан Мёнхве (1415-1487, первый министр, тесть двух следующих ванов)28, Чхве Хан (1409-1474, один из руководителей коллектива составителей «Великого уложения»), Ким Чжиль (1422-1478, возглавлял Военную палату) сразу же настояла на внесении правок в законодательство. Изменения, разумеется, обосновывались соответствующими указами малолетних правителей Ечжона (1468-1469) и Сончжона (1469-1495)29. В результате в 1469 г. вышло «Великое уложение года кичхук», в 1471 г. появилось новое издание, известное как великое «Уложение года синмё». Однако борьба за окончательную редакцию продолжилась: в 1474 г. в текст были внесены новые дополнения — так появилось «Великое уложение года кабо». Окончательная редакция, дошедшая до наших дней, «Великое уложение года ыльса», была принята лишь в 1484 г., через 15 лет после воцарения вана Сончжона, когда многие деятели времен Сечжо утратили политическое влияние.

В летописях сохранилось немало упоминаний о предложениях, которые подавались в связи с редактированием «Великого уложения», дискуссиях, которые велись в этой связи, принятых решениях. Эти сведения позволяют среди общей массы порой малозначимых формальных правок проследить в работе над текстом общий курс на формирование более благоприятных правовых условий для хун-гупха и массы управленцев в целом. Для этого требовалась отмена или «усовершенствование» тех из установлений покойного вана по оздоровлению государственного аппарата и смягчению социальных противоречий, которые были приняты в целях укрепления личной власти Сечжо и базы поддержки правящего дома, но не отвечали карьерным и имущественным интересам его окружения. Речь чаще всего шла о смягчении норм контроля за деятельностью бюрократии, упрощении правил пользования выдаваемыми за службу землями или выдачи содержания, закреплении сословной дифференциации, контроле над зависимым населением и т. п.

В качестве иллюстрации этого процесса целесообразно привести подробно отраженную в летописи повестку совещания регентского совета 1468 г., в ходе которого, в частности, предлагалось:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 Чосон ванчжо силлок. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kha_10106024_001.

29 Регентство при Ечжоне и Сончжоне было возложено на вдову вана Сечжо королеву Чонхи ванху (1418-1483), приходившуюся монархам матерью и бабкой соответственно. «Содействие» в деле управления ей оказывал состоявший из высшей знати регентский совет.

- отменить внесенный в «Уложение» запрет «чрезмерных наказаний», так как «стоит единожды ударить батогом, как жалуются за чрезмерность взыскания, — так уходят от ответственности виновные в тяжких преступлениях»;

- отменить разрешение обывателям жаловаться на уездных начальников, так как это, подчеркивали члены совета, позволяло недобросовестным из них препятствовать работе управленцев, злоупотребляя таким правом;

- прекратить включение в списки военнообязанных лиц из всех социальных слоев (исключение все же делалось лишь для столичного чиновничества 3-го ранга и выше), так как эта норма «причиняет неудобства ученому сословию»;

- отменить положение об именных табличках, которое усиливало учет населения в целях вывода его части из «подлого» состояния и возвращения его в число «добрых людей» (на общих основаниях облагаемых налогами и подлежащих мобилизации на общественные работы), тем самым ущемляя интересы крупных землевладельцев30.

Дискуссии велись и вокруг возвращения практики распределения ранговых наделов. К 1470 г. относится следующая запись, сделанная

31

по итогам заседания регентского совета31:

«Высочайшее изречение:

"Просят одобрения отмены закона о должностных наделах и восстановления закона о ранговых наделах. Что думает об этом регентский совет"?

Ответ члена регентского совета Ку Чхигвана:

"Восстановление закона о ранговых наделах весьма выгодно для придворных сановников, однако если сейчас возвращать прежним владельцам поля верности32 и поля иждивения33, то пришлось бы изъять земли у находящихся на службе и передать их тем, кто не имеет государственной должности. Есть опасения, что это — трудноосуществимо"»34.

30 Чосон ванчжо силлок. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kha_10012010_002

31 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kia_10104023_006

32 Поля верности (сусинчжон, ) — участки, право сбора налогов с которых в соответствии с Законом о ранговых наделах закреплялось за вдовами чиновников, при условии, что они не выходили замуж повторно.

33 Поля иждивения (хюрянчжон, ШШШ) — участки, право сбора налогов с которых в соответствии с Законом о ранговых наделах закреплялось за детьми чиновников в случае смерти обоих родителей.

34 В целом усилия по предотвращению перехода земель под частный контроль окончились неудачей. Сбор налогов с полей оставался в компетенции мелких и средних чиновников, что открывало простор для злоупотреблений. Кроме того, необходимость предварительной сдачи государству налога со служебного поля не лишала чиновника временного права владения этим полем и возможностей для пря-

Упомянутые выше нормы были сохранены в окончательной редакции «Великого уложения», и источники не дают сведений о том, как менялись формулировки под давлением придворных, позволяя судить лишь об активных попытках сместить законодательные акценты. Но заключение о том, что правки вносились неоднократно, можно сделать на основании следующего.

В записях времен вана Сечжо за 1464-1465 гг. имеются сведения о решениях, принимавшихся со ссылкой на уже действовавший закон:

Уездным начальникам предписывается добиваться «содержания свиней и кур во всех без исключения хозяйствах, бедных и богатых», и по итогам выполнения предполагается соответствующее поощре-

35

ние или взыскание35.

Такой же контроль предполагается за организацией рыболовства и солеварения. О результатах добычи этих промыслов требуют докладывать в центр. Со ссылкой на «Великое уложение» Подворная палата запрашивает санкции провести дознание в отношении служащих, чьи результаты были признаны неудовлетворительными36.

В окончательной редакции свода эти весьма неудобные для местных чиновников с точки зрения отчетности положения отсутствуют. Обоснованным представляется вывод, что под давлением бюрократии они были исключены из изначальной редакции.

Как отголосок острой полемики здесь целесообразно привести несколько отрывков из «Вступления» Со Гочжона (1420-1488) и «Пояснительной записки» Чхве Хана, которые предваряли поданный на Высочайшее имя проект Свода 1469 г. и вошли во все последующие редакции. Большую их часть занимают пространные ссылки на авторство вана Сечжо, подчеркивающие преемственность правовых взглядов сподвижников покойного вана в обращении к его наследникам:

«В законах государя Сечжо, которые все, без исключения, превосходны, содержатся выдающиеся мысли и сияющая мудрость. И если Ваше Величество <...> будет неукоснительно следовать установлениям прежнего вана, то грядущие поколения, коим были дарованы параграфы из золота и статьи из яшмы, навечно останутся в священном долгу перед этим безгранично прекрасным правлением.

<.. .> Государь, соизволив лично заниматься всеми делами, с самого начала первостепенное внимание уделял наискорейшему со-

мой эксплуатации крестьян на практике.В 1556 г. Ван Мёнчжон (1545-1567) отменил закон о должностных наделах. Подробнее см.: Курбанов С.О. Указ. соч. С. 143-144.

35 Чосон ванчжо силлок. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kga_11007005_004.

36 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kga_11103013_002

ставлению уложений, в основу которых ему было угодно положить волю прежних правителей, приведя естественный порядок вещей и соображения практической пользы в гармонию с чаяниями подданных. Воистину это Закон, достойный стать опорой управления государством, значение коего выходит далеко за пределы устава для поведения подданных».

В контексте процесса редактирования «Великого уложения» эти формулировки, с одной стороны, являясь данью конфуцианской традиции, могут свидетельствовать и о сложившейся после его кончины расстановке сил, в которой «птенцы гнезда» Сечжо до поры до времени боролись за влияние на издание законов, по которым будут жить будущие «десять тысяч поколений».

Косвенно об остроте этой борьбы, как представляется, можно судить и по тому факту, что, несмотря на непревзойденную традицию хранения исторических письменных памятников, в Корее не сохранилось ни одного из вариантов «Великого уложения», предшествовавших ставшему каноническим своду года ыльса (1484). Его обнародование состоялась уже после того, как ван Сончжон смог ослабить настойчивую опеку хунгупха. Посвященный новой редакции указ гласил, что «Уложение» является завершенным и не подлежащим каким-либо изменениям, а предлагающие вносить правки будут преданы суду37.

В целом анализ источников позволяет сделать следующий вывод. Законодательство, в котором были сформулированы основополагающие начала общественного порядка и функционирования государственного аппарата, базовые принципы налогообложения, сословного строя и доступа к перераспределению материальных ресурсов, утверждалось в ходе продолжительного соперничества различных групп правящего класса, позиции которых определялись как комплексом политических и имущественных отношений, так и конкурирующими идеологическими устремлениями. Это обстоятельство свидетельствует о сложившемся в XIV-XV вв. понимании важной роли права в упрочении нового общественного порядка и возможностей, которые оно предоставляло для обеспечения сословных и клановых интересов. В этом смысле история издания законодательства государства Чосон отражает ряд важных тенденций его общественно-политической эволюции в первый век существования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История Кореи (с древнейших времен до наших дней): В 2 т. М.: Наука, 1974.

37 Там же. URL: https://sillok.history.go.kr/id/kia_11504008_002.

2. Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та, 2009. 680 с.

3. Рыков С.Ю. Древнекитайская философия: Курс лекций. М.: ИФРАН, 2012. 312 с.

4. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи: В 2 т. М.: Наталис, 2011. 533с.

5. Choi, Chongko. Law and Justice in Korea South and North. Seoul: Seoul National Univ. Press. 2007. 533 p.

6. Chun Shin Young gen. editor. Legal System of Korea. Seoul: International Cultural Foundation. 1975. 387 p.

7. Ёкчу Кёнгук тэчжон [Великое уложение по управлению государством. Комментированный перевод]: В 4 т. Сеул: Чонсин мунхва ёнгувон [Институт изучения духовной культуры]. 1985-1986.

8. Кёнгук тэчжон [Великое уложение по управлению государством]. URL: https:// db.history. go.kr/law/item/level.do?levelId=jlawa_1.

9. О Ёнгё (ред.). Чосон конгук-ква Кёнгук тэчжон чхечже-ый хёнсон [Основание государства Чосон и становление системы Кёнгук тэчжон]. Сеул: Хеан 2005. 420 с.

10. Самбончип [Собрание сочинений Самбона]. URL: https://db.itkc.or.kr/dir/ item?itemId=M0#dir/node?dataId=ITKC_M0_0024A_0080_010_0010&viewSyn c=TR.

11. Чосон ванчжо силлок [Истинные записи (правления) династии Чосон]. URL: https://sillok.history.go.kr/main/main.do

12. Чхве Сынхи. Чосон чхоги чончхиса ёнгу [Политическая история раннего периода династии Чосон]. Сеул: Чисик санопса, 2002. 510 с.

13. Юн Гугиль. Кёнчже юкчон-гва кёнгук тэчжон [Шесть уложений по управлению государством и Великое уложение по управлению государством]. Сеул: Синсовон.1998. 208 с.

14. Юн Гугиль. Синпхён Кёнгук тэчжон [Великое уложение по управлению государством. Новое издание]. Сеул: Синсовон, 2005. 562 с.

15. Юн Хунпхё, Лим Ёнхан, Ким Инхо. Кёнчже юкчон-гва юкчон чхечже-ый соннип [Шесть уложений по управлению государством и становление системы шести уложений]. Сеул: Хеан, 2007. 395 с.

REFERENCES

1. Istoriya Korei (s drevneishikh vremen do nashikh dnei) [History of Korea (from ancient times to present day)] in 2 volumes. Moscow: Nauka, 1974.

2. KurbanovS.O. IstoriyaKorei: s drevnosti do nachala XXI v.[Hitory of Korea: ancient times to beginning of XXI century]. Saint-Petersburg: Izd-vo S.Peterb. un-ta, 2009. 680 p.

3. Rykov S. Yu. Drevnekitaiskaya filosofiya: Kurs lektsii [Readings on Ancient Chinese Philosophy]. Moscow: IFRAN, 2012. 312 pp.

4. Tikhonov V.M., Kang Man'gil. Istoriya Korei [History of Korea]. Moscow. Natalis, 2011. Vol. 1. 533 p.

5. Choi, Chongko. Law and Justice in Korea South and North. Seoul: Seoul National Univ. Press. 2007. 533 p.

6. Chun Shin Younggen. editor. Legal System of Korea. Seoul: International Cultural Foundation. 1975. 387 p.

7. Yökchu Kyöngguk Taejön [The Great Code of Government. Commented translation] in 4 volumes. Seoul: Chöngsin munhwa yönguwon [Institute of Spiritual Culture]. 1985-1986.

8. Kyöngguk Taejön [The Great Code of Government]. URL: https://db.history.go.kr/ law/item/ level.do?levelId=jlawa_1.

9. Oh Yeung-kyo (Editor). Chosön könguk-kwa Kyöngguk Taejön ch'eje-üi hyöngsöng [The Founding of the Joseon Dynasty and the Completion of Kyöngguk Taejön System]. Seoul: Hean, 2005. 420 p. (in Kor.)

10. Sambongjib [Collection of works by Sambong]. URL: https://db.itkc.or.kr/dir/item?i-temId=MO#dir/node?dataId=ITKC_MO_0024A_0080_010_0010&viewSync=TR.

11. Chosön Wangjo Sillok [The annals of the Chosön dynasty]. URL: https://sillok. history.go.kr/main/main.do.

12. Choe Seunghui. Chosön ch'ogi chöngch'isa yöngu [Political history in early Chosön period]. Seoul: JisikSaneopsa, 2002. 510 p.

13. Yun Gugil. Sinp'yön Kyöngguk Taejön [The Great Code of Government. New edition]. Seoul: Sinseowon, 2005. 262 p.

14. Yun Gugil. Kyöngje yukchön-gwa Kyöngguk Taejön [Six Codes of Administration and The Great Code of Government] Seoul: Sinsöwon, 2005. 208 p.

15. Yun Hunpyo, Im Yonghan, KimInho. Kyöngje yukchön-gwa yukchön ch'eje-üi söngnip [Establishment of the Six Codes of Government and the Six Codes System]. Seoul: Hean, 2007. 395 p.

Статья поступила в редакцию 15.07.2023; одобрена после рецензирования 05.09.2023; принята к публикации 26.10.2023.

The article was submitted 15.07.2023; approved after reviewing 05.09.2023; accepted for publication 26.10.2023.

ОБ АВТОРЕ

Пироженко Олег Степанович — независимый исследователь, Торговое представительство Российской Федерации в Республике Корея, Сеул, Республика Корея. ORCID: 0000-0002-8090-3407; pirozhenkotm@gmail.com

ABOUT THE AUTHOR

Oleg S. Pirozhenko — Independent Researcher, The Trade Representation of the Russian Federation in the Republic of Korea, Seoul, Republic of Korea. ORCID: 00000002-8090-3407; pirozhenkotm@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.