Научная статья на тему 'Из истории издания учебной литературы в России'

Из истории издания учебной литературы в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
814
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ КНИГА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ / ЛИТОГРАФИРОВАННЫЕ ЛЕКЦИИ / СТУДЕНЧЕСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ / STUDENTS' PUBLISHING ACTIVITY / EDUCATIONAL BOOK REPERTORY IN PREBREVOLUTIONARY RUSSIA / LITHOGRAPHED LECTURE NOTES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Анна Викторовна

Статья посвящена практике литографирования лекций, распространенной в студенческой среде во второй половине XIX начале XX в. Подобные издания играли важную роль в учебном процессе и составили заметную часть репертуара учебной книги дореволюционной России. В указанный период сложились основные виды работ, связанных с изданием учебной литературы, сформировались характерные черты студенческого книгоиздания. Детально исследован процесс выпуска литографированных лекций. Показаны такие его этапы, как получение согласия профессора на публикацию его курса, запись и редактирование рукописи, отправка ее в литографскую мастерскую и распространение издания. Уделено внимание отношениям, возникавшим между студентами-издателями, авторами-профессорами и учебной администрацией в связи с изданием учебной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF PUBLISHING EDUCATIONAL LITERATURE IN RUSSIA

The article discusses a practice of lithographing lecture notes, which was widespread in students’ community in the second half of the 19th and the early 20th century. These editions played a significant role in learning process and make a noticeable part of educational book repertory in preBrevolutionary Russia. The article focuses on students’ publishing activity in the second half of the 19th century. During this period main parts of works were formed and characteristic features of students’ publishing activity were developed. Such stages of publishing process as obtaining the professor’s consent, recording and editing of a manuscript, sending the manuscript to a lithographic workshop are examined carefully. Attention is paid for relationships between students, professors, and members of academic administration.

Текст научной работы на тему «Из истории издания учебной литературы в России»

г

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ч

J

А.В. ЗАЙЦЕВА, аспирант Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова

Из истории издания учебной литературы в России

Статья посвящена практике литографирования лекций, распространенной в студенческой среде во второй половине XIX - начале XX в. Подобные издания играли важную роль в учебном процессе и составили заметную часть репертуара учебной книги дореволюционной России. В указанный период сложились основные виды работ, связанных с изданием учебной литературы, сформировались характерные черты студенческого книгоиздания. Детально исследован процесс выпуска литографированных лекций. Показаны такие его этапы, как получение согласия профессора на публикацию его курса, запись и редактирование рукописи, отправка ее в литографскую мастерскую и распространение издания. Уделено внимание отношениям, возникавшим между студентами-издателями, авторами-профессорами и учебной администрацией в связи с изданием учебной литературы.

Ключевые слова: учебная книга в дореволюционной России, литографированные лекции, студенческое книгоиздание

Студенты высших учебных заведений дореволюционной России постоянно сталкивались с нехваткой учебников по ряду дисциплин. Не имея возможности приобрести или взять в библиотеке руководства по тем или иным предметам, учащиеся пользовались литографированными лекциями. Первые такие издания выпускали профессора, но довольно быстро инициативу подхватили слушатели. Литографированные лекции и другие материалы, необходимые для усвоения курса и подготовки к экзаменам, выходили в свет почти во всех университетских городах - от Юрьева до Томска. Учебные пособия публиковались силами учащихся институтов, лицеев и академий, высших женских курсов. Литература, изданная студентами, составила значимую часть репертуара учебной книги второй половины XIX - начала XX в.

Студенческое книгоиздание редко становилось предметом специального внимания исследователей. В имеющихся работах рассматривается в основном начало XX в., годы расцвета этой традиции, когда активно действовали организованные учащими-

ся издательства [1-3]. Менее изучено литографирование лекционных курсов слушателями во второй половине XIX в. Нам известны лишь три публикации, посвященные этому вопросу. В статье С.В. Глинни-ковой дана общая характеристика издательской деятельности студентов [4]. Т.Н. Иванова анализирует литографированные записи лекций как исторический источник в связи с особенностями их производства [5; 6]. Несмотря на несомненную научную ценность указанных работ, их недостаточно для уяснения того, как в 1860-1890-е гг. происходило становление и развитие учебной литературы и студенческого книгоиздания. Воссоздание издательских традиций учащихся второй половины XIX в. позволяет глубже понять место и роль учебной книги в академической жизни.

Источники по истории выпуска учебных материалов студентами во второй половине XIX в. нельзя назвать многочисленными. Данная практика отразилась в ведомственных документах, в которых изложена точка зрения на нее профессоров и учебного начальства. Сами же издатели в эти годы

Страницы истории

137

работали без уставов и, как правило, не вели делопроизводственной документации. Студенческий взгляд на литографирование лекций в этот период представлен источниками личного происхождения, в основном воспоминаниями. Из-за того что издание учебных материалов имело бытовой, повседневный характер, многие мемуаристы не уделяли внимания деталям этой деятельности, если только она не была связана с какими-либо яркими впечатлениями - от первого учебного дня [7, с. 138], конфликтной ситуации [8, с. 140], удачной шутки [9, с. 503]. Впрочем, даже отрывочные сведения из воспоминаний студентов и некоторых официальных документов позволяют составить общее представление об этой традиции. Так, слушатели должны были спросить разрешения лектора на издание курса. Поскольку не все профессора соглашались на публикацию лекций, студенты, по выражению М.В. Шимановского, действовали инкогнито [10, с. 33]. В 1869 г. самостоятельный выпуск учебной литературы студентам был запрещен, право на это отныне получили только профессора и преподаватели [11, стб. 1395-1396]. Однако студенты по-прежнему издавали лекции, по предложению лекторов или тайно. Если профессор соглашался на печатание курса или сам инициировал его, издатели могли рассчитывать на получение авторской рукописи. В противном случае им приходилось фиксировать текст непосредственно в аудитории. Записывание на слух практиковалось студентами и раньше. Еще в первой половине - середине XIX в. учащиеся составляли на основе лекций рукописные учебные пособия. О качестве студенческих записей сохранилось немало иронических свидетельств. Студенты стремились запечатлеть лекцию дословно и пользовались сокращениями, в результате чего «собственные имена и технические названия перевирались иногда до безобразия» [12, с. 384]. По словам А.Г. Воронова, в Харьковском университете в 1860-е гг. «для

многих слушателей камнем преткновения служили латинские тексты, которые особенно тщательно искажались составителями лекций» [13, с. 584].

Некоторые студенты пользовались стенографией и даже, как полагал профессор Санкт-Петербургского университета

В.А. Лебедев, нанимали профессиональных стенографов. В таких случаях в запись попадало абсолютно все, что произносилось с кафедры, в том числе и отступления, служившие к привлечению внимания аудитории, но затруднявшие усвоение материала при чтении [14, с. 257]. Чтобы не допустить ошибок, составители объединялись по нескольку человек, и то, что было пропущено одним, исправлял другой. Добросовестно подготовленный текст должен был включать, помимо записи самой лекции, дополнения из справочной и научной литературы. В ряде случаев сам автор-лектор просматривал и редактировал рукопись. Таким образом, в массиве выпущенных студентами книг встречались и тщательно подготовленные издания. Когда текст был готов к публикации, его переписывали или от руки, или при помощи пишущей машинки (в конце XIX в.) и относили в литографскую мастерскую, где отпечатывали в необходимом количестве экземпляров.

В преподавании естественно-научных и технических дисциплин важную роль играла наглядность. Литографированные издания лекций по таким курсам часто содержали иллюстрации. Составители заимствовали рисунки из научных трудов или сами выступали в роли художников. Силами учащихся создавались целые наглядные пособия, такие как «Атлас тайнобрачных» к лекциям по ботанике профессора Х.Я. Гоби [15] или приложения к лекциям по анатомии профессора А.И. Таренецко-го [16]. Следует отметить одно из немногих подобных изданий по гуманитарным дисциплинам - «Альбом рисунков к лекциям по греческому искусству» Н.П. Кон-

138

Высшее образование в России • № 8-9, 2014

дакова, выполненный историком Д.Н. Ай-наловым в годы его студенчества [17].

В студенческом быту второй половины XIX в. не существовало книжных магазинов, лавочекили киосков. Распространение литографированных лекций происходило по подписке. Читательская аудитория ограничивалась обычно слушателями профессора. Лекции выходили в свет не в виде переплетенных томов, а отдельными листами, причем достаточно быстро, в течение недели, по свидетельству учившегося в Санкт-Петербурге Н.Я. Николадзе [18, с. 75]. Считалось, что постепенное печатание лекционных записей помогало слушателям «следить за преподаванием и приготовляться к экзаменам » [19, л. 471 об.]. Впрочем, каквспоминал студент-москвич С.Д. Урусов, «большинство студентов складывало получаемые листы “про запас” и начинало их зубрить лишь с приближением весны» [20, с. 137-138]. Правомерность такого полистного выпуска литографированных лекций, несмотря на трудности, связанные с передачей их в местные цензурные комитеты, была признана Главным управлением по делам печати [21, л. 3 об.; 22, л. 469-474].

Студенты, желавшие иметь литографированное издание, заранее сдавали деньги. Собранная ими сумма использовалась для оплаты работы литографской мастерской и для вознаграждения издателей. Довольно быстро публикация лекций превратилась в способ заработка для слушателей. По воспоминаниям Н.А. Каблукова, среди студентов были такие, которые «кропотливо записывали лекции профессора и затем издавали их, скудно поддерживая тем свое существование», и «настоящие предприниматели, нанимавшие для записывания лекций своих товарищей,а сами занимавшиеся издательством нескольких курсов» [23, с. 124].

Отношение современников к литографированным лекциям не было однозначным, большинство не считало их полноценными книгами. Такой взгляд диктовался

особенностями содержания, тесной связью с устным словом, ограниченностью читательской аудитории, необычным внешним видом подобных изданий. Само их присутствие в учебном быту, по мнению многих, вело к тому, что учащиеся теряли навык вдумчивой работы над научным текстом, переставали записывать и даже посещать лекции. Однако испытывая потребность в учебных пособиях, в течение нескольких десятилетий студенты литографировали лекции и готовились по ним к экзаменам, и профессора мирились с этим.

Рассмотренная нами практика оказалась весьма устойчивой, пережила запреты и сохранилась до 1901 г., когда официально были разрешены объединения учащихся и возникли студенческие издательства, ставившие целью повышение качества выпускаемых ими учебных книг. Несмотря на тенденцию к профессионализации, эти организации в своей работе опирались на опыт, накопленный студенчеством во второй половине XIX в. во время литографирования профессорских лекций. В измененном виде эта традиция была продолжена советским студенчеством.

Литература

1. Шилов Л.А. Из истории дореволюцион-

ных студенческих книгоиздательств // Книжное дело в России во второй половине XIX - начале ХХ вв. Л.: ГПБ, 1983. Т. 1. С. 68-96.

2. Брюханова И.А. Издательская деятель-

ность студентов Санкт-Петербургского Политехнического института (1903-1917) // История Санкт-Петербургского политехнического университета в контексте истории отечественной и мировой науки и образования: сб. материалов меж-дунар. науч.-теорет. конф. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2009. С. 168-179.

3. Иванов А.Е. Студенческая корпорация

России конца XIX - начала XX века: опыт культурной и политической самоорганизации. М.: Новый хронограф, 2004.

4. Глинникова С.В. С дозволения профессо-

Страницы истории

139

ра: в ходу - литографированные лекции // Мир библиографии. 2012. № 1. С. 22-28.

5. Иванова Т.Н. Литографированные изда-

ния лекционных курсов профессоров XIX века как исторический источник // Сообщество историков высшей школы России: науч. практика и образоват. миссия: материалы всерос. науч. конф. М.: ИВИ РАН,

2009. С. 23-26.

6. Иванова Т.Н. Проблемы анализа литогра-

фированных изданий лекционных курсов XIX в. в историографической практике // Историография источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин: материалы XXII Междунар. науч. конф. Москва, 28-30 янв. 2010 г. М.: РГГУ,

2010. С. 225-228.

7. Кирпичников А.И. Первые дни в универ-

ситете: (отрывок из воспоминаний А.И. Кирпичникова) // Воспоминания о студенческой жизни. М.: Тип. О-ва распространения полез. книг, аренд. И.К. Солнцевым, 1899. С. 133-164.

8. Щепкина Е.Н. Первые годы высших женс-

ких курсов // Русское прошлое: исторические сборники. Пг.; М.: Петроград, 1923. Вып. 5. С. 134-145.

9. Щетинин Б.А. Первые шаги. (Из недавне-

го прошлого) // Исторический вестник. 1905. Т. 99. № 2. С. 501-514.

10. Шимановский М.В. Мои профессора и мое студенчество: (Петербургский университет 1863-1867 гг.). Одесса: Тип. «Одесского листка», 1892.

11. Положение особого Комитета об учащихся в учебных заведениях разных ведомств // Сборник постановлений по Министер-

ству народного просвещения. СПб.: Тип. Императ. Акад. наук, 1871. Т. 4. Стб. 13911400.

12. Любарский И.В. Воспоминания о Харьковском университете, 1850-1855 гг. // Исторический вестник. 1891. Т. 45. № 8. С. 373-393.

13. Воронов А.Г. Воспоминания бывшего студента Харьковского университета 60-х годов // Русская старина. 1913. Т. 154. № 6. С. 571-595.

14. Лебедев В.А. Учебные воспоминания // Русская старина. 1908. Т. 136. № 10. С. 245-264.

15. Гоби Х.Я. Атлас тайнобрачных. СПб.: Лит. А. Якобсона, 1893.

16. Таренецкий А.И. Лекции нормальной анатомии: в 2 вып. СПб.: Типо-литогр. И.А. Фролова, 1893-1894.

17. Айналов Д.Н. Альбом рисунков к лекциям по греческому искусству работы студента Д. Айналова. Одесса: Типо-литогр. В. Кирхнера, 1887.

18. Николадзе Н.Я. Воспоминание о шестидесятых годах // Ленинградский университет в воспоминаниях современников. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. Т. 1. С. 72-92.

19. РГИА. Ф. 776. Оп. 2. Д. 14.

20. Урусов С.Д. Записки. Три года государственной службы. М.: Новое литературное обозрение, 2009.

21. РГИА. Ф. 776. Оп. 3. Д. 35.

22. РГИА. Ф. 776. Оп. 2. Д. 14. Л. 469-474.

23. Каблуков Н.А. В Московском юридическом обществе // Сергей Андреевич Муромцев: сб. ст. М.: Изд. М. и С. Сабашниковых, 1911. С. 116-141.

Автор:

ЗАЙЦЕВА Анна Викторовна - аспирант, Институт издательского дела и редактирования, Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова, anna.zaytseva.shesternina@gmail.com

ZAYTSEVA A.V. ON THE HISTORY OF PUBLISHING EDUCATIONAL LITERATURE IN RUSSIA

Abstract. The article discusses a practice of lithographing lecture notes, which was widespread in students’ community in the second half of the 19th and the early 20th century. These editions played a significant role in learning process and make a noticeable part of educational book repertory in pre-revolutionary Russia. The article focuses on students’ publishing activity in the second half of the 19th century. During this period main parts of works were formed and characteristic features of students’ publishing activity were developed.

140

Высшее образование в России • № 8-9, 2014

Such stages of publishing process as obtaining the professor’s consent, recording and editing of a manuscript, sending the manuscript to a lithographic workshop are examined carefully. Attention is paid for relationships between students, professors, and members of academic administration.

Keywords: educational book repertory in pre-revolutionary Russia, lithographed lecture notes, students’ publishing activity

References

1. Shilov L.A. (1983) [On the history of pre-

revolutionary students’ publishing-houses]. Knizhnoe delo v Rossii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX vv [Book publishing in Russia in the second half of the 19th - the early 20th centuries]. St. Petersburg: National Libr. of Russia, vol. 1, pp. 68-96. (In Russ.)

2. Bryukhanova I.A. [Publishing activity of

students at Saint-Petersburg Polytechnic Institute (1903-1917)]. Istoriya Sankt-Peterburgskogo politekhnicheskogo universiteta v kontekste istorii otechest-vennoy i mirovoy nauki i obrazovaniya: sb. materialov mezhdu-nar. nauch.-teoret. konf. [History of the Saint-Petersburg Polytechnic University in the context of Russian and world science and education: Proc. Int. Conf.] St. Petersburg: Polytechn. Univ. Publ., 2009, pp. 168179. (In Russ.)

3. Ivanov A.E. (2004) Studencheskaya kor-

poratsiya Rossii kontsa XIX — nachala XX veka [Students corporation in Russia in the end of the 19th — the early 20th century: cultural and political self-organization experience]. Moscow: Novyy Khronograf Publ., pp. 78-84.

4. Glinnikova S.V. (2012) [By professor’s

permission: lithographed lecture notes being in great request]. Mir bibliografii [World of Bibliography]. No. 1, pp. 2228. (In Russ.)

5. Ivanova T.N. [Lithographed copies of

professors’ lecture courses of the 19th century as historical source]. Soob-shchestvo istorikov vysshey shkoly Ros-sii: nauchnaya praktika i obrazova-tel’naya missiya [Community of historians of Russian higher school: science practice and educational mission: mate-

rials of all-Russian sci. conf.]. Moscow: World History Inst., Russian Acad. of Sci., 2009, pp. 23-26. (In Russ.)

6. Ivanova T.N. (2010) [Problems of analysis

of lithographed copies of lecture courses of the 19th century in historiographical practice]. Istoriografiya istochniko-vedeniya i vspomogatel’ nykh istoriche-skikh disciplin [Historiography of source studies and ancillary historical disciplines: Proc. 22th Int. Sci. Conf. Moscow, 28-30 Jan. 2010]. Moscow: Russian State Univ. for the Humanities, pp. 225-228. (In Russ.)

7. Kirpichnikov A.I. (1899) [The first days at

university: (an extract from A.I. Kirpich-nikov’s memoirs)]. Vospominaniya o studencheskoy zhizni [Memoirs of students’ life]. Moscow: Typogr. of the Society for Dissemination of Useful Books Publ., pp. 133-164. (In Russ.)

8. Shchepkina E.N. (1923) [The first year of

the High Women’s Courses]. Russkoe proshloe: istoricheskie sborniki [The Russian Past: hist. coll.]. Moscow: Petro-grad Publ., vol. 5, pp. 134-145. (In Russ.)

9. Shchetinin B.A. (1905) [The first steps.

(From the recent times)]. Istoricheskyj vestnik [Historical Herald]. Vol. 99, no. 2, pp. 501-514. (In Russ.)

10. Shimanovskiy M.V. (1892) Moi profes-sora i moe studenchestvo: (Peterburgskiy universitet, 1863-1867) [My professors and my studentship: (Petersburg University, 1863-1867)]. Odessa: Typ. of “Odessa’s bulletin” Publ., 50 p.

11. [Statute of Special Committee for Students of Educational Institutes of Different Departments]. Sbornik postanovleniy po Ministerstvu narodnogo prosveshcheniya [Collection of statutes of the Ministry of

Страницы истории

141

Public Enlightenment]. St. Petersburg: Typogr. of Imperial Acad. of Sci. Publ., 1871, vol. 4, col. 1391-1400. (in Russ.)

12. Lyubarskiy I.V. (1891) [Memoirs of Kharkov University, 1850-1855]. Istori-cheskiy vestnik [Historical Herald]. Vol. 45, no. 8, pp. 373-393. (In Russ.)

13. Voronov A.G. (1913) [Memoirs ofa former student of Kharkov University of 1860s]. Russkaya starina [Russian Antiquity]. Vol. 154, no. 6, pp. 571-595. (In Russ.)

14. Lebedev V.A. (1908) [Academic memoirs]. Russkaya starina [Russian Antiquity]. Vol. 136, no. 10, pp. 245-264. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Gobi Kh. Ya. (1893) Atlas taynobrachnykh [Atlas of Cryptogamia]. St. Petersburg: Lithogr. of A. Yakobson Publ., 18 p. (In Russ.)

16. Tarenetskiy A.I. (1893-1894) Lektsii normalnoy anatomii [Lections on general anatomy]. St. Petersburg: Typo-lithogr. of

I.A. Frolov Publ., vol. 1-2.

17. Aynalov D.N. (1887) Al’bom risunkov k lektsiyam po grecheskomu iskusstvu

[Album of pictures for lecture notes on Greek arts]. Odessa: Typo-lithogr. of V. Kirkhner Publ. (In Russ.)

18. Nikoladze N.Ya. (1963) [A recollection of the 1860s]. Leningradskiy universitet v vospominaniyakh sovremennikov [Leningrad University in memoirs of contemporaries]. Leningrad: Leningrad Univ. Publ., vol. 1, pp. 72-92.

19. [Russian State Historical Archive]. 776/ 2/14. (In Russ.)

20. Urusov S.D. (2009) Zapiski. Tri goda gosudarstvennoj sluzhby [Notes. Three years of public service]. Moscow: New Literary Review Publ., 854 p.

21. [Russian State Historical Archive]. 776/ 3/35. (In Russ.)

22. [Russian State Historical Archive]. 776/ 2/14. (In Russ.)

23. Kablukov N.A. (1911) [In the Moscow Juridical Society]. S.A. Muromtsev: sbornik statey [S.A. Muromtsev: collected articles]. Moscow: M. & S. Sabashnikovy Publ., pp. 116-141. (In Russ.)

Author:

ZAYTSEVA Anna V. - postgraduate student of the Institute of Publishing and Journalism, Moscow State University of Printing Arts n.a. Ivan Fyodorov, Moscow, Russia, anna.zaytseva.shesternina@gmail.com

М.Н. ОХОЧИНСКИЙ, доцент БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова

Студенческие научные общества в области авиации и космонавтики (1910-1920-е годы)

Рассматриваются два студенческих научных объединения, существовавшие в 19101920-е годы: кружок по изучению вопросов воздухоплавания и секция межпланетных сообщений, организованные с интервалом в два десятка лет в Санкт-Петербургском (Ленинградском) институте инженеров путей сообщения. Проанализированы основные результаты деятельности этих двух студенческих организаций, показана роль их научного руководителя - профессора Н.А. Рынина.

Ключевые слова: Петербургский институт инженеров путей сообщения, воздухоплавание, авиация, космонавтика, студенческое научное общество, студенческий воздухоплавательный кружок, Н.А. Рынин, рукописный журнал «Аэромобиль »

Научное творчество студентов инже- ний всегда способствовало повышению ка-нерно-технических высших ученых заведе- чества подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.